Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эндогенно-органический патопсихологический синдром




 

Эндогенно-органическому синдрому в клинике соответствуют истинная эпилепсия, первичные атрофические процессы головного мозга.

Эпилепсия – хронически текущее, склонное к прогрессированию нервно-психическое заболевание множественной этиологии, но единого патогенеза, проявляется двумя основными группами симптомов – пароксизмальными расстройствами (припадками) и более или менее стойкими психическими нарушениями.

Эпилепсия подразделяется на генуинную (истинную, предположительно, наследственного происхождения) и симптоматическую, возникающую на основе остаточных явлений органических заболеваний головного мозга (чаще, после инфекций и травм). В настоящее время считается, что между ними нет принципиальных различий ни в симптоматике, ни в динамике заболевания.

По характеру течения выделяют а) благоприятный тип течения: медленно прогредиентные формы с тенденцией к стабилизации процесса; б) неблагоприятный прогредиентный тип течения: нарастание выраженных негативных симптомов и появление на той или иной стадии заболевания психотических состояний; в) злокачественный тип течения: в клинической картине преобладают признаки нарастающего слабоумия, расстройства поведения, выраженные дисфории, агрессивные тенденции.

 

Изменения личности и психической деятельности при эпилепсии зависят от характера течения и длительности заболевания. Уже на начальной стадии болезни отмечаются изменения подвижности, инертность психической деятельности. Отмечается склонность к детализации в восприятии и мышлении. При определенной длительности заболевания, мышление становится вязким, эгоцентричным, конкретным (снижается уровень обобщения и отвлечения), отмечается склонность к резонерству, страдает понимание юмора. Течение эпилепсии сопровождается неуклонным ослаблением памяти. Вначале обнаруживается нарушение произвольной репродукции, на последующих этапах – расстройства удержания и запоминания. Характерны расстройства речи – замедление ее темпа, употребление уменьшительных слов и речевых штампов, олигофазии (затруднения называния предметов).

Эмоциональная сфера: характерно сочетание аффективной вязкости, склонности "застревать" на тех или иных, особенно отрицательно окрашенных переживаниях (чувстве обиды, ревности) и аффективной взрывчатости, бурным аффективным реакциям. Возможны дисфорические состояния.

Личностные особенности:характерны преобладание эгоцентрических мотивов, концентрация всех интересов на своих потребностях и желаниях, аккуратность, доходящая до педантизма, гиперболизированное стремление к порядку, ипохондричность (чрезмерная озабоченность собственным здоровьем). С течением эпилептического процесса прогрессируют нарушения самооценки, что проявляется в нарастании неадекватности уровня притязаний уровню реальных возможностей, снижении критичности к себе, недооценке неблагоприятных жизненных факторов, преувеличенно-оптимистической оценке будущего.

 

Вопросы и задания:

1. В чем проявляются изменения психической деятельности при эпилепсии? Какой признак в этих изменениях является ведущим?

2. На какие признаки вы будете ориентироваться для определения степени выраженности психического дефекта у больного эпилепсией?

3. Какие механизмы лежат в основе формирования патологических черт характера у больных эпилепсией (по Б.В. Зейгарник)?

Литература

1. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков Н.С. Практическая патопсихология. – Ростов н/Д, 1996. С. 281-305.

2. Волков П. Разнообразие человеческих миров (Руководство по профилактике душевных расстройств). – М., 2000.

3. Нарушение формирования характерологических особенностей личности // Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М., 1986. С. 128-131.

4. Чудновский В.С., Чистяков Н.В. Основы психиатрии. – М., 1997.

 

 

Экзогенно-органический патопсихологический синдром

 

Экзогенно-органический синдром характерен для заболеваний, связанных с экзогенно-органическим поражением головного мозга (церебральный атеросклероз, последствий черепно-мозговой травмы, инфекций, интоксикаций).

Наиболее характерный признак – астения, проявляющаяся в повышенной истощаемости психических функций. Выделяют две формы астенических синдромов: а) гиперстенический синдром: характерно начало выполнения задания в быстром темпе и очень рано проявляющаяся истощаемость, в последующем эпизодически отмечается кратковременное улучшение показателей; б) гипостенический синдром: уровень выполнения задания постоянно снижается в связи с нарастающей истощаемостью.

Нарушения памяти начинаются с расстройств произвольной репродукции, к ним могут присоединяться недостаточность удержания (ретенции), а далее – снижение способности к запоминанию.

Эмоциональная сфера характеризуется увеличением амплитуды, малой нюансированностью, инертностью эмоциональных реакций, нарушением волевого контроля за аффективностью.

Степень интеллектуального снижения может быть разной:

- нерезко выраженная истощаемость психических процессов, легкая степень снижения памяти с сохранностью уровня процессов обобщения и отвлечения;

- неравномерность уровня психической деятельности, нарушение умственной работоспособности ("непоследовательность суждений);

- стойкое снижение уровня процессов обобщения и отвлечения (слабоумие, деменция).

Деменция (приобретенное слабоумие) может иметь разную степень выраженности. Там, где несмотря на образовавшийся дефект, морально-этические свойства личности остаются сохранными, говорят о лакунарной (очаговой) деменции. В этом случае, больные сами отмечают у себя снижение умственной работоспособности, страдают от этого и пытаются компенсировать свою недостаточность. О глобарной (диффузной) деменции принято говорить, когда личность резко деградирует, сознания болезни нет, когда патологический процесс затрагивает нравственные свойства личности: исчезают чувство долга, деликатность, вежливость, стыдливость. Происходит высвобождение низших влечений. Поведение больных определяется не высшими психическими функциями, пониманием ситуации, а господством влечений, и поэтому становится неадекватным, патологическим.

 

Вопросы и задания:

1. Как вы построите патопсихологический эксперимент и на какие признаки будете ориентироваться для выявления степени выраженности нарушений психической деятельности у больного с органическим поражением головного мозга?

2. Какие признаки позволяют отдифференцировать экзогенно-органический патопсихологический синдром от эндогенно-органического?

 

Литература

1. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков Н.С. Практическая патопсихология. – Ростов н/Д, 1996. С. 330-353.

2. Чудновский В.С., Чистяков Н.В. Основы психиатрии. – М., 1997.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...