Шизофренический патопсихологический синдром
Шизофрения – психическое заболевание с тенденцией к длительному непрерывному волнообразному или приступообразному течению, приводящее к особым изменениям личности в виде снижения энергетического потенциала, эмоционального обеднения и нарастающей интровертированности (аутизации). Характерна дискордантность психических функций – рассогласованность и дисгармоничность мышления, эмоций, моторики. ("расщепление" – термин, от которого произошло название болезни: "шизо" по гречески "расщепляю", "френ" – разум"). Отмечается также симптоматика, не специфичная только для этой болезни: бред, галлюцинации, кататонические расстройства, депрессия или мания, неврозо– и психопатоподобные расстройства. Ключевая роль в изучении шизофрении в историческом аспекте принадлежит Э.Крепелину (1856-1926) и Э.Блейлеру (1857-1939). Крепенин в 1898г. окончательно выделил в качестве самостоятельной единицы раннее слабоумие (dementia praecox). По Крепенину, для этого заболевания характерно то, что оно начинается в юношеском возрасте, носит хронический характер и заканчивается слабоумием. Э.Блейлер в 1911 г. опубликовал свое исследование шизофрении, в котором изложил иное понимание этого заболевания. Его разногласия с Крепениным: 1. Название болезни (раннее слабоумие) является не точным, т.к. ряд случаев этой болезни к слабоумию не приводит, к тому же заболевание может начинаться в зрелые годы – поэтому определение "раннее" не всегда корректно. 2. Основное в данной болезни – особая структура клинической картины, которая проявляется характерным расщеплением психических процессов, утратой цельности, естественной функциональной взаимосвязи между эмоциями, мышлением, поведением. В связи с этим, Блейлер предположил иное название – шизофрения (от греческого schzein – разделять, расщеплять и pher – ум, душа).
Блейлер предлагал рассматривать шизофрению не как одно заболевание, а как группу родственных заболеваний. Ращепление (схизис) – это одномоментное сосуществование несовестимых (с точки зрения здравого смысла) противоположностей, которые уживаются в человеке без борьбы, внутреннего конфликта и понимания возникающей противоречивости. Структура патопсихологического шизофренического синдрома складывается из специфических особенностей когнитивной, эмоциональной и мотивационной сфер. Расстройства когнитивной сферы при шизофрении рассматривают как результат нарушения селективности, избирательности информации. При решении мыслительных задач, больные в качестве актуальных используют критерии, не имеющие реальной значимости, привлекают избыточное количество категорий (информации), что ведет к гиперассоциативности, сверхобобщениям – невозможности удержаться в определенных заданных смысловых границах. Селективность информации (выбор значимых для человека признаков предметов и явлений) определяется личностным смыслом, который эти предметы и явления приобретают для человека. У больных шизофренией личностный смысл предметов и явлений часто не совпадает с общепринятыми и обусловленными реальной ситуацией знаниями человека о них. Стандартные и нестандартные информативные признаки уравниваются или последним даже отдается предпочтение. Дальнейшие исследования показали (В.П.Критская, Т.К.Мелешко, Ю.Ф.Поляков, 1991), что ведущим компонентом в структуре основного патопсихологического синдрома при шизофрении, является нарушение потребностно-мотивационных характеристик психической деятельности, в первую очередь, снижение потребности в общении, нарушение социальной направленности личности (ориентация на других людей, активность в установлении контактов). Именно это определяет особенности познавательной деятельности, эмоционально-волевых процессов, в целом, специфику шизофренического дефекта.
Нарушения исполнительского компонента регуляции – средств осуществления деятельности (способности, операции, способы действий, навыки, умения и т.д.) – вторично и зависит от уровня снижения потребностно-мотивационных характеристик психики. В результате снижения потребности в общении и, как следствие, развития личности вне нормальных социальных условий формируется особый, дисгармонический, тип познавательной деятельности. Дисгармоничность определяется неблагоприятным развитием тех ее сторон, которые связаны с усвоением социального опыта и определяются социальной направленностью личности. Благоприятное и в ряде случаев ускоренное развитие других аспектов познавательных процессов связано с относительно меньшей ролью в их формировании указанных факторов. Помимо снижения потребности в общении, мотивационно-потреб-ностная сфера при шизофреническом патопсихологическом синдроме характеризуется нарушением структуры и иерархии потребностей, что часто проявляется в виде сосуществования гомеостатических и отдельных высших потребностей (познавательных, эстетических) при ослаблении потребности в безопасности, самопроявлении и т.д. Отмечается нарушение побудительной и смыслообразующей функции мотивов, парадоксальность мотивации, что выражается в сосуществовании нескольких взаимоисключащих мотивов, искажении целеполагания и целедостижения. Все эти особенности мотивационно-потребностной сферы и будут определять особенности их познавательной деятельности (внимание, восприятие, память, мышление, воображение, речь), общее нарушение процесса саморегуляции познавательной деятельности, снижение ее целенаправленности, предпочтение легко актуализируемых способов, избегание трудностей и интеллектуального напряжения.
Расстройства мышления 1. Соскальзывания (при относительной сохранности больных). 2. Искажение процессов обобщения и отвлечения.
3. Разноплановость. 4. Резонерство.
Нарушения в эмоциональной сфере носят двоякий характер: - прогрессирующее обеднение эмоциональных реакций; - их неадекватность, парадоксальность. Характерны неадекватные по амплитуде и направленности реакции, выраженная эмоциональная амбивалентность, обеднение всех параметров эмоционального ответа (повышение порога возникновения, ослабления амплитуды, динамики, спектра, субъективного переживания, экспрессии). Снижается способность к волевой регуляции. Нарастает абулия. Интровертированность, нарастая, достигает степени аутизма – "ухода в себя", приводящего к нарушению межличностных отношений. Личностный дефект при шизофрении (шизофреническое слабоумие): апатико-абулический синдром. При тяжелом психическом дефекте содержательный контакт с действительностью практически отсутствует. При этом, не наблюдается расстройств памяти, утраты знаний. При благоприятном, мягком течении шизофрении говорят не о дефекте, а о дефицитарности.
Вопросы и задания: 1. Что такое схизис? 2. Познакомьтесь с психологическим исследованием особенностей познавательной деятельности и общения больных шизофренией по [4]. 3. В чем проявляются характерные для шизофрении нарушения мышления? 4. Что является ведущим компонентом в структуре основного патопсихологического синдрома при шизофрении? Литература 1. Бейтсон Грегори, Джексон Д., Джей Хейли. К теории шизофрении // Моск. психотерапевт, – № 1/№ 2, – 1993. 2. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков Н.С. Практическая патопсихология. – Ростов н/Д, 1996. С. 235-269. 3. Волков П. Разнообразие человеческих миров (Руководство по профилакти ке душевных расстройств). – М., 2000. 4. Консторум С.И. Катамнез одного случая шизофрении // Моск. психотерапевт, – № 1, – 1992. – С. 169-195. 5. Критская В.П., Мелешко Т.К., Поляков Ю.Ф. Патология психической деятельности при шизофрении. – М., 1991. 6. Чудновский В.С., Чистяков Н.В. Основы психиатрии. – М., 1997.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|