Концепции происхождения психосоматических расстройств
⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Современная психосоматика, беря начало в работах клиницистов психоаналитического направления, к настоящему моменту включает в себя разные направления исследований, которые неоднородны и не согласованы между собой в постановке проблем и методах исследования. Существует целый ряд теорий, объясняющих возникновение психосоматических расстройств. Ниже дана краткая характеристика некоторых из них. Конверсионная теория (З.Фрейд): конверсия – смещение психического конфликта и попытка разрешить его через различные симптомы в области тела. Телесный симптом символизирует бессознательный конфликт пациента. С появлением соматического симптома пациент испытывает эмоциональное облегчение благодаря смягчению этого конфликта. Теория вегетативного невроза (Ф.Александер): если бессознательный конфликт не имеет выхода в соответствующем внешнем проявлении, то он приводит к эмоциональному напряжению, сопровождаемому устойчивыми изменениями в вегетативной нервной системе. Подобные изменения могут повлечь за собой изменения ткани, а возможно, даже необратимые поражения органов. Концепция "личностных профилей" (Ф.Данбар): изучив большое количество больных с различными соматическими заболеваниями, Данбар заметила значительное сходство в особенностях личности больных одной нозологии. Она описала "язвенную личность", "коронарную личность", "артрическую личность" и т.д., полагая, что личностные профили имеют диагностическое, прогностическое и терапевтическое значение. Данбар описывает и общие особенности, присущие всем больным с психосоматическими расстройствами: инфантильность, сильная способность к фантазированию, недостаточная включенность в ситуацию, часто не способны к словесному описанию тонких нюансов своих чувств и переживаний.
Модель десоматизации – ресоматизации (М.Шур). В ее основе лежит понятие "регрессия" – возврат с высшей на низшую стадию развития. В раннем детстве для человека характерно единое "психофизиологическое переживание". Аффекты еще в значительной мере связаны с сопровождающими их соматическими процессами. Развитие здорового ребенка характеризуется как процесс "десоматизации". По мере взросления соматических форм реагирования становится меньше и ребенок начинает позволять все более осознанные, когнитивные формы проработки опасностей и ситуаций страха. Психосоматическая регрессия (ресоматизация) возможна при "слабости" и нестабильности "Я", когда в отягощающих ситуациях активизируются бессознательные, невротические конфликты и под давлением неуверенности в себе может наступить регресс на инфантильно-соматические, физиологические формы реагирования. Алекситимия ("чувство без слов") – психологический склад личности, предрасполагающий к заболеваниям психосоматической специфичности. Для лиц с алекситимией характерно особое сочетание эмоциональных, когнитивных и личностных проявлений. Эмоциональная сфера этих пациентов отличается слабой дифференцированностью. Они обнаруживают неспособность к распознаванию и точному описанию собственного эмоционального состояния и эмоционального состояния других людей. Недостаточно развиты воображение и абстрактно-логическое мышление, ограничены возможности понимания себя, связанные с дефицитом рефлексии. Характерны инфантилизм, чрезмерный прагматизм, дефицит творческого отношения к жизни, эмоциональная неустойчивость с частыми "срывами". Явление алекситимии есть результат прижизненного формирования психики в особых, дефицитарных в том или ином отношении условиях.
Влияние соматического состояния на психику человека Это влияние может быть как патогенным, так и саногенным (оздоравливающим). Патогенное влияние – нарушение психической деятельности человека в условиях соматической болезни. Имеются два основных вида патогенного влияния соматической болезни на психику: Соматогенный – связан с непосредственным воздействием на центральную нервную систему соматических вредностей (нарушение гемодинамики или интоксикация) и интенсивных болевых ощущений. Психогенный – психологическая реакция личности на заболевание и его последствия. Представляет собой основную форму влияния соматического заболевания на психику человека. Субъективно-психологическую сторону заболевания обозначают понятием "внутренняя (аутопластическая) картина болезни". Оно было впервые предложено известным терапевтом Р.А.Лурия (1939). В литературе также используется множество близких понятий: переживание болезни, сознание болезни, отношения к болезни и др. Выделяют по крайней мере четыре уровня психического отражения болезни в психике заболевшего (В.В.Николаева, 1987): – чувственный (уровень ощущений); – эмоциональный (различные виды эмоционального реагирования на отдельные симптомы, заболевание в целом и его последствия); – интеллектуальный (представления и знания больного о своем заболевании, размышления о его причинах и возможных последствиях); - мотивационный (возникновение новых мотивов и перестройка прежней мотивационной структуры). В зависимости от содержания внутренней картины болезни у личности могут развиваться разнообразные типы отношения к своему заболеванию, среди которых наиболее часто выделяют следующие: - адекватное отношение соответствует объективному состоянию: без преувеличения или недооценки. Нежелание обременять окружающих тяготами ухода за собой, переключение на доступные сферы деятельности; - пренебрежительное: недооценка своего состояния; - отрицающее: активное игнорирование наличия расстройства; - аггравирующее: преувеличение степени тяжести своего состояния; - ипохондрическое: погружение, "уход" в болезнь, сосредоточенность только на своем расстройстве;
- рентное: использование своего состояния для манипулирования другими людьми с целью получения моральных или материальных выгод; - безразличное: пассивное принятие своего состояния, утрата интереса ко всему, что интересовало ранее.
Вопросы и задания: 1. Что лежит в основе развития психосоматических расстройств? 2. Какие теории психосоматических расстройств вы знаете? 3. Чем соматоформные расстройства отличатся от психосоматических (психосоматозов)? 4. Какие личностные особенности предрасполагают к развитию различных соматических заболеваний? 5. Какие уровни выделяют во внутренней картине болезни? 6. Познакомьтесь по словарю с определением термина "ятрогения". Какова его связь с проблемой психосоматических расстройств?
Литература 1. Вайнштейн Эндрю Дж. Применение парадокса в медицинской практике // Моск. психотерапевт, – № 2, 1997. – С. 63-77. 2. Гаранян Г., Холмогорова А.Б. Групповая психотерапия неврозов с соматическими масками // Моск. психотерапевт, – № 2, 1994. – С. 29-49. 3. Кулаков С.А. Основы психосоматики. – СПб., 2003. 4. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. – М., 1987. 5. Репина Н.В., Воронцов Д.В., Юматова И.И. Основы клинической психологии. – Ростов н/Д, 2003. С. 203-233. 6. Соколова Е.Т. Где живет тошнота? // Моск. психотерапевт. – № 1, – 1994.
5. Контрольное задание, вопросы к экзамену, Завершающее контрольное задание:
Заполните таблицу, выделяя наиболее существенные признаки, характерные для того или иного патопсихологического синдрома. Подчеркнем, что характеристика синдромов должна быть представлена в психологических (не клинических – из учебников психиатрии) понятиях.
Тест для самопроверки
1. К разделам клинической психологии не относится: а) нейропсихология, б) психосоматика, в) психопатология, г) патопсихология. 2. Психические заболевания, обусловленные внешними воздействиями (травмами, интоксикацией, инфекциями) называются: а) эндогенными, б) экзогенными, г) реактивными. 3. Состояния, характеризующиеся тяжелым нарушением психических функций и проявляющиеся в расстройствах сознания, памяти, настроения, мышления, психомоторики, грубом нарушении критики называются... 4. Болезненные состояния в этиологии (или патогенезе) которых важнейшую роль играют психические факторы называются: а) психогенными, б) психотическими, в) психопатическими. 5. Нарушения памяти наиболее характерны для больных а) шизофренией, б) с органическим поражением головного мозга, в) неврозами. 6. Разноплановость мышления характерна для больных: а) шизофренией; б) органическим поражением головного мозга; в) эпилепсией; г) маниакально-депрессивным психозом. 7. Депрессивный синдром проявляется в: а) пониженном настроении, б) психомоторной заторможенности, 8. Наиболее характерные нарушения психической деятельности при эпилепсии: а) вязкость мышления, б) дисфории, в) навязчивые мысли, г) апатия, д) резонерство. 9. Противоречие между чрезмерно завышенными претензиями личности, с одной стороны, и недооценкой или игнорированием объективных реальных условий и требований окружающих, с другой, представляет собой: а) неврастенический. б) истерический, в) психастенический тип невротического конфликта. 10. Соматическое выражение бессознательного конфликта называется: а) инверсией, б) конверсией, в) алекситимией, г) ятрогенией.
(Ответы на стр. 47) Критерии успешности: 5-6 правильных ответов – "удовлетворительно", 7-8 правильных ответов – "хорошо".
9-10 правильных ответов "отлично".
Вопросы к экзамену 1. Основные подходы к дихотомии "норма-патология". 2. Понятие психического заболевания. 3. Принципы построения и особенности проведения патопсихологического исследования. 4. Расстройства сознания и самосознания. 5. Нарушения восприятия. Методы исследования. 6. Нарушения памяти. Методы исследования. 7. Нарушения операциональной стороны мышления: искажение и снижение уровня обобщения. Методы исследования. 8. Клинические проявления нарушения динамики мыслительной деятельности (ускоренное, замедленное, инертное мышление). 9. Клинические проявления нарушения мотивационного (личностного) компонента мышления: аутическое, резонерское мышление, разноплановость мышления. 10. Слабоумие. 11. Нарушение умственной работоспособности. 12. Навязчивые мысли, сверхценные идеи, бред. 13. Нарушения эмоций. 14. Нарушения личности и психической деятельности при шизофрении. 15. Нарушения психической деятельности при МДП. 16. Психические нарушения при эпилепсии. 17. Психические нарушения при экзогенно-органических заболеваниях. 18. Психопатии. Психологическая диагностика психопатической личности. 19. Невроз как болезнь личности. Особенности и типы невротических конфликтов. 20. Психосоматические расстройства. Проблема психосоматических взаимоотношений.
Учебно-методическое издание
Клиническая психология
Методические рекомендации к курсу "Клиническая психология"
Автор-составитель:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|