Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концепции происхождения психосоматических расстройств




Современная психосоматика, беря начало в работах клиницистов психоаналитического направления, к настоящему моменту включает в себя разные направления исследований, которые неоднородны и не согласованы между собой в постановке проблем и методах исследования. Существует целый ряд теорий, объясняющих возникновение психосоматических расстройств. Ниже дана краткая характеристика некоторых из них.

Конверсионная теория (З.Фрейд): конверсия – смещение психического конфликта и попытка разрешить его через различные симптомы в области тела. Телесный симптом символизирует бессознательный конфликт пациента. С появлением соматического симптома пациент испытывает эмоциональное облегчение благодаря смягчению этого конфликта.

Теория вегетативного невроза (Ф.Александер): если бессознательный конфликт не имеет выхода в соответствующем внешнем проявлении, то он приводит к эмоциональному напряжению, сопровождаемому устойчивыми изменениями в вегетативной нервной системе. Подобные изменения могут повлечь за собой изменения ткани, а возможно, даже необратимые поражения органов.

Концепция "личностных профилей" (Ф.Данбар): изучив большое количество больных с различными соматическими заболеваниями, Данбар заметила значительное сходство в особенностях личности больных одной нозологии. Она описала "язвенную личность", "коронарную личность", "артрическую личность" и т.д., полагая, что личностные профили имеют диагностическое, прогностическое и терапевтическое значение. Данбар описывает и общие особенности, присущие всем больным с психосоматическими расстройствами: инфантильность, сильная способность к фантазированию, недостаточная включенность в ситуацию, часто не способны к словесному описанию тонких нюансов своих чувств и переживаний.

Модель десоматизации – ресоматизации (М.Шур). В ее основе лежит понятие "регрессия" – возврат с высшей на низшую стадию развития. В раннем детстве для человека характерно единое "психофизиологическое переживание". Аффекты еще в значительной мере связаны с сопровождающими их соматическими процессами. Развитие здорового ребенка характеризуется как процесс "десоматизации". По мере взросления соматических форм реагирования становится меньше и ребенок начинает позволять все более осознанные, когнитивные формы проработки опасностей и ситуаций страха. Психосоматическая регрессия (ресоматизация) возможна при "слабости" и нестабильности "Я", когда в отягощающих ситуациях активизируются бессознательные, невротические конфликты и под давлением неуверенности в себе может наступить регресс на инфантильно-соматические, физиологические формы реагирования.

Алекситимия ("чувство без слов") – психологический склад личности, предрасполагающий к заболеваниям психосоматической специфичности. Для лиц с алекситимией характерно особое сочетание эмоциональных, когнитивных и личностных проявлений.

Эмоциональная сфера этих пациентов отличается слабой дифференцированностью. Они обнаруживают неспособность к распознаванию и точному описанию собственного эмоционального состояния и эмоционального состояния других людей. Недостаточно развиты воображение и абстрактно-логическое мышление, ограничены возможности понимания себя, связанные с дефицитом рефлексии. Характерны инфантилизм, чрезмерный прагматизм, дефицит творческого отношения к жизни, эмоциональная неустойчивость с частыми "срывами". Явление алекситимии есть результат прижизненного формирования психики в особых, дефицитарных в том или ином отношении условиях.

 

Влияние соматического состояния на психику человека

Это влияние может быть как патогенным, так и саногенным (оздоравливающим).

Патогенное влияние – нарушение психической деятельности человека в условиях соматической болезни. Имеются два основных вида патогенного влияния соматической болезни на психику:

Соматогенный – связан с непосредственным воздействием на центральную нервную систему соматических вредностей (нарушение гемодинамики или интоксикация) и интенсивных болевых ощущений.

Психогенный – психологическая реакция личности на заболевание и его последствия. Представляет собой основную форму влияния соматического заболевания на психику человека.

Субъективно-психологическую сторону заболевания обозначают понятием "внутренняя (аутопластическая) картина болезни". Оно было впервые предложено известным терапевтом Р.А.Лурия (1939). В литературе также используется множество близких понятий: переживание болезни, сознание болезни, отношения к болезни и др.

Выделяют по крайней мере четыре уровня психического отражения болезни в психике заболевшего (В.В.Николаева, 1987):

чувственный (уровень ощущений);

эмоциональный (различные виды эмоционального реагирования на отдельные симптомы, заболевание в целом и его последствия);

интеллектуальный (представления и знания больного о своем заболевании, размышления о его причинах и возможных последствиях);

- мотивационный (возникновение новых мотивов и перестройка прежней мотивационной структуры).

В зависимости от содержания внутренней картины болезни у личности могут развиваться разнообразные типы отношения к своему заболеванию, среди которых наиболее часто выделяют следующие:

- адекватное отношение соответствует объективному состоянию: без преувеличения или недооценки. Нежелание обременять окружающих тяготами ухода за собой, переключение на доступные сферы деятельности;

- пренебрежительное: недооценка своего состояния;

- отрицающее: активное игнорирование наличия расстройства;

- аггравирующее: преувеличение степени тяжести своего состояния;

- ипохондрическое: погружение, "уход" в болезнь, сосредоточенность только на своем расстройстве;

- рентное: использование своего состояния для манипулирования другими людьми с целью получения моральных или материальных выгод;

- безразличное: пассивное принятие своего состояния, утрата интереса ко всему, что интересовало ранее.

 

Вопросы и задания:

1. Что лежит в основе развития психосоматических расстройств?

2. Какие теории психосоматических расстройств вы знаете?

3. Чем соматоформные расстройства отличатся от психосоматических (психосоматозов)?

4. Какие личностные особенности предрасполагают к развитию различных соматических заболеваний?

5. Какие уровни выделяют во внутренней картине болезни?

6. Познакомьтесь по словарю с определением термина "ятрогения". Какова его связь с проблемой психосоматических расстройств?

 

Литература

1. Вайнштейн Эндрю Дж. Применение парадокса в медицинской практике // Моск. психотерапевт, – № 2, 1997. – С. 63-77.

2. Гаранян Г., Холмогорова А.Б. Групповая психотерапия неврозов с соматическими масками // Моск. психотерапевт, – № 2, 1994. – С. 29-49.

3. Кулаков С.А. Основы психосоматики. – СПб., 2003.

4. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. – М., 1987.

5. Репина Н.В., Воронцов Д.В., Юматова И.И. Основы клинической психологии. – Ростов н/Д, 2003. С. 203-233.

6. Соколова Е.Т. Где живет тошнота? // Моск. психотерапевт. – № 1, – 1994.

 


5. Контрольное задание, вопросы к экзамену,
тест для самопроверки

Завершающее контрольное задание:

 

Основные патопсихологические регистр-синдромы Внимание, восприятие Память Мышление Личностные особенности (мотивационные, эмоционально-волевые, общение)
1. Шизофренический        
2. Аффективно-эндогенный (маниакально-депрессивный психоз, функциональные аффективные психозы позднего возраста)        
3. Олигофренический        
4. Экзогенно-органический (экзоген-но-органические поражения головного мозга – церебральный атеросклероз, последствия черепно-моз-говой травмы, токсикомании и т.д.)        
5. Эндогенно-органический (истинная эпилепсия, первичные атрофические процессы в головном мозге)        
6. Личностно-аномальный (акцентуированные и психопатические личности)        
7. Психогенно-психотический (реактивные психозы)        
8. Психогенно-невротический (неврозы и невротические реакции)        

 

Заполните таблицу, выделяя наиболее существенные признаки, характерные для того или иного патопсихологического синдрома. Подчеркнем, что характеристика синдромов должна быть представлена в психологических (не клинических – из учебников психиатрии) понятиях.

 

Тест для самопроверки

 

1. К разделам клинической психологии не относится:

а) нейропсихология, б) психосоматика,

в) психопатология, г) патопсихология.

2. Психические заболевания, обусловленные внешними воздействиями (травмами, интоксикацией, инфекциями) называются:

а) эндогенными, б) экзогенными, г) реактивными.

3. Состояния, характеризующиеся тяжелым нарушением психических функций и проявляющиеся в расстройствах сознания, памяти, настроения, мышления, психомоторики, грубом нарушении критики называются...

4. Болезненные состояния в этиологии (или патогенезе) которых важнейшую роль играют психические факторы называются:

а) психогенными, б) психотическими, в) психопатическими.

5. Нарушения памяти наиболее характерны для больных

а) шизофренией,

б) с органическим поражением головного мозга,

в) неврозами.

6. Разноплановость мышления характерна для больных:

а) шизофренией; б) органическим поражением головного мозга;

в) эпилепсией; г) маниакально-депрессивным психозом.

7. Депрессивный синдром проявляется в:

а) пониженном настроении, б) психомоторной заторможенности,
в) инертности мышления, г) соматических расстройствах,
д) дисфории

8. Наиболее характерные нарушения психической деятельности при эпилепсии:

а) вязкость мышления, б) дисфории, в) навязчивые мысли,

г) апатия, д) резонерство.

9. Противоречие между чрезмерно завышенными претензиями личности, с одной стороны, и недооценкой или игнорированием объективных реальных условий и требований окружающих, с другой, представляет собой:

а) неврастенический. б) истерический,

в) психастенический тип невротического конфликта.

10. Соматическое выражение бессознательного конфликта называется:

а) инверсией, б) конверсией,

в) алекситимией, г) ятрогенией.

 

(Ответы на стр. 47)

Критерии успешности:

5-6 правильных ответов – "удовлетворительно",

7-8 правильных ответов – "хорошо".

9-10 правильных ответов "отлично".

 

 

Вопросы к экзамену

1. Основные подходы к дихотомии "норма-патология".

2. Понятие психического заболевания.

3. Принципы построения и особенности проведения патопсихологического исследования.

4. Расстройства сознания и самосознания.

5. Нарушения восприятия. Методы исследования.

6. Нарушения памяти. Методы исследования.

7. Нарушения операциональной стороны мышления: искажение и снижение уровня обобщения. Методы исследования.

8. Клинические проявления нарушения динамики мыслительной деятельности (ускоренное, замедленное, инертное мышление).

9. Клинические проявления нарушения мотивационного (личностного) компонента мышления: аутическое, резонерское мышление, разноплановость мышления.

10. Слабоумие.

11. Нарушение умственной работоспособности.

12. Навязчивые мысли, сверхценные идеи, бред.

13. Нарушения эмоций.

14. Нарушения личности и психической деятельности при шизофрении.

15. Нарушения психической деятельности при МДП.

16. Психические нарушения при эпилепсии.

17. Психические нарушения при экзогенно-органических заболеваниях.

18. Психопатии. Психологическая диагностика психопатической личности.

19. Невроз как болезнь личности. Особенности и типы невротических конфликтов.

20. Психосоматические расстройства. Проблема психосоматических взаимоотношений.

 

 

Ответы к тесту   1. – в 2. – б 3. – Психотическими (психозами) 4. – а 5. – б 6. – а 7. – а, б, г. 8. – а, б, д. 9. – б 10. – б

 

 

Учебно-методическое издание

 

Клиническая психология

 

 

Методические рекомендации к курсу

"Клиническая психология"

 

 

Автор-составитель:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...