Клиническая феноменология нарушений памяти
Гипермнезия (усиление памяти) – непроизвольное оживление памяти, которое проявляется в повышении способности воспроизведения давних, незначительных, малоактуальных событий прошлого. При этом страдают произвольное запоминание и воспроизведение. Происходит усиление механической памяти при значительном ухудшении показателей логико-смысловой памяти. Гипермнезия чаще встречается при маниакальных и гипоманиакальных состояниях, иногда – в клинике олигофрений при наличии у больных так называемой односторонней одаренности. Гипомнезия – постепенное ослабление памяти. Наблюдается при церебральном атеросклерозе, эпилепсии. Характерна следующая динамика ослабления памяти: 1) ослабление произвольной репродукции; 2) ослабление удержания материала в памяти; 3) нарастающая недостаточность запоминания. Характерно снижение механической памяти вначале и более длительная сохранность смысловой памяти. Амнезия – пробел воспоминания, выпадение из памяти событий определенного отрезка времени. Встречается как после состояний нарушенного сознания, так и в связи с грубыми органическими поражениями головного мозга. Ретроградная амнезия – выпадение из памяти событий до начала (острого периода) болезни; может возникнуть, например, после черепно-мозговой травмы. Антероградная амнезия – утрата воспоминаний о событиях, происходящих после острого периода болезни. Фиксационная амнезия – утрата способности запоминания, отсутствие памяти на текущие события. Наблюдается при старческом слабоумии. Свидетельствует о грубых расстройствах памяти, при которых оказываются нарушенными запоминание, удержание и воспроизведение.
Общая прогрессирующая амнезия заключается в утрате способности запоминания и постепенно нарастающем оскудении запасов памяти. Является типичным симптомом старческого слабоумия. Вначале из памяти исчезают недавно приобретенные сведения, забываются события текущие или недавнего прошлого, воспоминания о событиях далекого прошлого сохраняются сравнительно более длительное время. На этой стадии прогрессирующей амнезии может произойти сдвиг ситуации в прошлое – больные живут переживаниями своего детства, юности. Аффектогенная амнезия – амнезируются определенные, обычно тяжелые для человека переживания. Парамнезии – обманы памяти. Различают несколько видов парамнезий. Псевдореминисценции – ошибочные воспоминания, "иллюзии памяти". Имеющиеся пробелы памяти больной заполняет событиями более отдаленного прошлого. Конфабуляции – вымыслы памяти – ложные воспоминания с убежденностью в их истинности. По сравнению с псевдореминисценциями конфабуляции более красочны, аморфны, нестойки. Псевдореминисценции и конфабуляции наиболее характерны для состояний, при которых теряется способность к запоминанию корсаковский синдром, старческое слабоумие, прогрессивный паралич. Криптомнезии – искажения памяти, при которых происходит отчуждение или присвоение воспоминаний. Например, увиденное в кино, прочитанное в книге воспринимается как пережитое. Или наоборот – личные события воспринимаются как чужие.
Патопсихологическое исследование нарушений памяти Патопсихологический подход к исследованию нарушений памяти осуществляется с позиций деятельностного подхода. В рамках этого подхода в исследовании патологии памяти наиболее важными являются вопросы о: а) строении мнестической деятельности опосредованного и непосредственного, произвольного и непроизвольного запоминания; б) динамике мнестического процесса;
в) мотивационном компоненте памяти. Амнестические синдромы имеют сложное строение, в них не всегда удается вычленить отдельно эти характеристики, большей частью они переплетаются; однако экспериментально удается нередко выделить ведущую роль того или иного компонента. В патопсихологии наиболее полно экспериментально исследованы такие формы нарушения памяти, как: - нарушение непосредственной памяти; - нарушение опосредованной памяти; - нарушение динамики мыслительной деятельности; - нарушение мотивационного компонента памяти.
Вопросы и задания: 1. Познакомьтесь с психологическим исследованием нарушений памяти по книге [2]. 2. Какие методики используются для исследования нарушений памяти? 3. Какова сущность Корсаковского синдрома, и какой процесс памяти при этом нарушается? 4. В чем проявляется нарушение динамической стороны памяти? 5. Что такое "эффект Зейгарник", и как он проявляется у психически больных людей? Литература 1. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков Н.С. Практическая патопсихология. – Ростов н/Д, 1996. С. 70-84. 2. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М., 1986. С. 147-169. 3. Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию. – М., 2000. – Т. 1. – С. 113-119.
Нарушения мышления
Классификация нарушений мышления в психопатологии
1. Нарушение динамики мыслительной деятельности: а) Ускоренное мышление протекает на фоне повышенного настроения (маниакальное, гипоманиакальное состояние), характеризуется быстрым, облегченным возникновением ассоциаций. Суждения поспешны, не продуманы, односторонни. Мышление в целом поверхностное, непоследовательное. При значительном ускорении мышления появляется скачка идей. б) Замедленное мышление характерно для больных в депрессивном состоянии. Проявляется в замедлении темпа течения мыслительных процессов, чувстве затрудненности мышления, уменьшении количества идей, затруднениях осмысления при сохранности уровня обобщения и отвлечения. Характерен монодеизм – своеобразная избирательность мышления, обусловленная аффективным состоянием больного (сосредоточенность на отрицательных эмоционально окрашенных мыслях). в) Инертное мышление – группа синдромов расстройств мышления, основной признак который – недостаточная подвижность (ригидность) психических процессов (заболевания различного генеза: шизофрения, грубая органическая патология головного мозга). Инертностью протекания психических процессов может объяснить такие психопатологические явления, как ригидность, персеверации и стереотипии, которые объединяются понятием "фиксированные формы поведения" – акты поведения, упорно и непроизвольно повторяющиеся или продолжающиеся и в ситуациях, которые объективно требуют их прекращения или изменения.
Один из видов инертного мышления – вязкое мышление – наблюдается при эпилептическом слабоумии. Характеризуется обстоятельностью, склонностью к детализации, неумением отделить основное от второстепенного, тугоподвижностью, "топтанием" на месте, невозможностью выйти из круга определенных представлений и переключиться на что-то другое. 2. Нарушение структуры мыслительной деятельности – нарушение логики, целенаправленности мышления. Вот некоторые виды подобных нарушений: а) Аутистическое мышление. Понятие "аутизм" в психиатрию было введено Э. Блейлером (1911). Под аутизмом он подразумевал своеобразную личностную установку, с которой связаны перестройка всей психической деятельности, глубокие изменения мышления и аффективно-волевой сферы. Аутистичное мышление управляется не законами логики, а "аффективными потребностями", под которыми Блейлер подразумевал стремление человека испытывать удовольствие и избегать неприятных переживаний. Такое мышлении игнорирует закономерности реального мира. Больной испытывает чувство отстраненности от внешнего мира, который он перестает понимать. Теряется способность различать границы между субъективным миром и реальностью. Наиболее характерно для больных шизофренией, но может встречаться при грезах у истерических субъектов и даже у здоровых людей в какие-то периоды жизни. б) Резонерское мышление. Резонерство – склонность к бесплодному мудрствованию, к непродуктивным многоречивым рассуждениям. Основано на поверхностных, формальных аналогиях. Преобладают формальные, случайные ассоциации при уходе от содержательной стороны задачи. Цель мыслительной задачи отодвигается на задний план, а на передний выдвигается стремление больного к "рассуждательству". Обусловлено особенностями личностно-мотивационной сферы больных, их потребностью в самоутверждении. Встречается у больных шизофренией, эпилепсией, олигофренией и при ряде органических поражений головного мозга.
в) Паралогическое мышление. Патологическая склонность больных к паралогизмам. Паралогизм – неправильное, ложное рассуждение, логическая ошибка в умозаключении, происшедшем непреднамеренно и являющаяся следствием нарушения законов и правил логики. В отличие от софизмов – ошибок преднамеренных, цель которых – ввести в заблуждение кого-либо, паралогизмы вполне искренне отстаиваются, утверждаются. Характерна страстность, с которой доказываются и защищаются недостаточно подкрепляемые выводы. Критика в отношении логических ошибок отсутствует. 3. Нарушение содержания мыслительной деятельности (патологическая продукция мышления): а) Навязчивые мысли – это представления и мысли, непроизвольно вторгающиеся в психику больного и тяжко им переживаемые, им присущи эпизодичность, приступообразное течение. Возникают в теснейшей связи с эмоциональной сферой, сопровождаются депрессивными эмоциями, чувством тревоги. Больной понимает их нелепость, критически к ним относится. б) Сверхценные идеи – отдельные суждения или группа суждений, аффективно насыщенных и носящих стойкий, фиксированный характер. Например, сверхценные идеи ревности, изобретательства, ипохондрические. Будучи весьма эмоционально насыщенными, занимают в психике центральное место и мешают человеку быть в достаточной мере беспристрастным и объективным в своих суждениях. Связаны с паралогическим мышлением и резонерством. Мышление становится тенденциозным, односторонним, все, что стоит в стороне от сверхценной установки или идет вразрез с ней, игнорируется. Сверхценные идеи, как патологическое явление отличаются от доминирующих идей, которые могут встречаться у психически здоровых. Например, человек одержим научной идеей, ради доказательства правоты которой он готов пренебречь всем остальным, своими личными интересами и интересами своих близких. Доминирующая идея может претерпеть развитие и превратиться в истинную сверхценную идею. Сверхценные идеи чаще всего возникают у личностей с патологическим складом характера (паранойяльные, психастенические, эпилептоидные психопаты).
в) Бред – совокупность болезненных представлений, рассуждений и выводов, овладевающих сознанием больного, искаженно отражающих действительность и не поддающихся коррекции извне. Бредовые идеи отличаются постоянством и непоколебимостью. Характерна убежденность больного в полной реальности бредовых переживаний. Попытки разубедить больного, доказать ему неправильность его бредовых построений, как правило, приводят лишь к усилению бреда. Примеры бредовых идей: бредовые идеи величия, высокого происхождения, бред изобретательства, богатства, греховности, обнищания, преследования, воздействия и др.
Классификация нарушений мышления в патопсихологии Нарушения мышления, встречающиеся в психиатрической практике, чрезвычайно разнообразны и с трудом поддаются классификации. В психиатрии не существует единого принципа анализа этих расстройств. Б.В. Зейгарник, опираясь на понимание мышления как особой деятельности, попыталась определить наиболее общие параметры этих нарушений и на их основе выделила определенные виды патологии мышления. 1. Нарушения операциональной стороны мышления: а) Снижение уровня обобщения – в суждениях больных доминируют конкретные, непосредственные представления о предметах и явлениях, а более высокие уровни обобщения, где требуется абстрагирование, больному труднодоступны. б) Искажение процесса обобщения – существенные свойства предметов, явлений и существующие связи между ними вовсе не принимаются больными во внимание при операции обобщения. В основу обобщения берутся чрезвычайно общие признаки, но они носят случайный, ненаправленный и неадекватный характер. в) Соскальзывания – ошибочные суждения, носящие единичный, эпизодический характер. Наблюдаются у больных шизофренией при их относительной сохранности. Напоминают непоследовательность суждений, но не связаны с истощаемостью. Обусловлены своеобразным нарушением ассоциативного процесса, большей частью не корригируются исследующим. Отсутствует связь между степенью трудности задания и появлением ошибочных суждений. 2. Нарушения динамики мыслительной деятельности: а) Лабильность мышления характеризуется неустойчивостью способа выполнения задания. Два вида: – Неустойчивость суждений. Уровень обобщения не снижен, но адекватный характер суждений неустойчив, т.е., адекватные суждения чередуются с неадекватными. Является проявлением нарушения умственной работоспособности при повышенной истощаемости психической деятельности органического генеза. – Скачка идей – хаотичность ассоциаций, повышенная откликаемость. Характерна для больных, находящихся в маниакальном состоянии. б) Инертность мышления проявляется в затрудненности переключения с одного способа работы на другой. В ее основе –инертность связей прошлого опыта. Больные не могут изменять ход своих суждений, склонны к чрезмерной детализации, затрудняются операции обобщения и отвлечения. 3. Нарушение личностного (мотивационного) компонента мышления: а) Разноплановость мышления: ее суть в потере предметной однозначности ("полисемантизме"). Предметная однозначность – это закрепление в сознании человека за тем или иным предметом существенного с точки зрения социальной практики свойства или функции. При разноплановости мышления, суждения больного о каком-то явлении протекают как бы в разных плоскостях. Он объединяет предметы в течение выполнения одного и того же задания то на основании свойств самих предметов, то на основании своих вкусов и установок. Соответствует общей неадекватности установок, мотивов, эмоций больных шизофренией. б) Резонерство (бесплодное мудрствование). 4. Нарушение критичности мышления: человек не сравнивает свои действия с ожидаемыми результатами, не замечает своих ошибок и не исправляет их. Связано с нарушением процесса саморегуляции познавательной деятельности – проявлением нарушений личности (невозможность осознания своего поведения, нарушение подконтрольности своих действий, их опосредованности).
Вопросы и задания: 1. Какие стороны нарушения мышления выделяют в патопсихологии? 2. Какие методики используются для исследования нарушений мышления? 3. В чем сущность явлений снижения и искажения процессов обобщения? 4. В чем проявляется нарушение критичности мышления? 5. К нарушению какой стороны мыслительной деятельности относится явление резонерства и почему? Литература 1. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков Н.С. Практическая патопсихология. – Ростов н/Д, 1996. С. 84-139. 2. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М., 1986. С. 170– 229. 3. Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию. – М., 2000. – Т. 1. – С. 151-157.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|