Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

С.Н. Шаховская. Алалии




С. Н. Шаховская

Алалии

В работе с детьми, страдающими моторной алалией, учи­тывается не только специфика речевого нарушения, но и осо­бенности личности ребенка в целом, его интересы, компен­саторные возможности. Большое место в работе отводится устранению невротических наслоений в характере ребенка и воспитанию сознательной целенаправленной личности.

Еще больше, чем при нормальном речевом развитии, речь у больных с моторной алалией развивается в каждом случае по-своему, индивидуальные колебания в характере и тяже­сти поражения весьма многообразны. Различны и компен­саторные пути выхода речи из патологического состояния. Наблюдения над самостоятельным ходом развития речи у де­тей, страдающих алалией, показывают, что в подавляющем большинстве случаев они самостоятельно речью не овладе­вают. Многие слова и грамматические категории в речи таких детей самостоятельно, без специальной работы по их вызыва­нию появиться не могут. Кроме того, при самостоятельном развитии речи иногда возникают ошибочные формы, кото­рые, закрепившись, мешают дальнейшему речевому раз­витию.

При работе с детьми первой группы могут быть поставле­ны следующие задачи. Необходимо ликвидировать речевой негативизм, стимулировать пользование речью; с этой целью как можно чаще создавать эмоциональную заинтересован­ность во время занятия; приучать детей к общению с окру­жающими при помощи речи; развивать возможность по­вторения (отраженную речь) и использовать эту возможность в дальнейшей работе; увеличивать словарный запас и уп­рочивать структурный облик слов, вызывать словосочетания и первые фразы.

При работе с детьми второй группы можно наметить сле­дующие задачи. Необходимо воспитывать навык самостоя­тельного конструирования основных грамматических форм и употребления их в развернутой собственной речи. Дети должны овладевать закономерностями грамматического объединения слов в пределах бытовой и игровой речи; доби­ваться элементарного разграничения падежей, вырабатывать правильную родовую принадлежность существительных, прилагательных, глаголов, формировать числовые формы ос­новных грамматических категорий; развивать правильное понимание и употребление наиболее распространенных пред­логов, суффиксально-префиксальных образований и союзов, воспитывать контроль за своей речью, добиваться на простом материале безошибочности отраженной и заученной речи.

Исходя из того, что дети третьей группы владеют уже про­стой развернутой речью, можно поставить при работе с ними следующие задачи. Автоматизировать у детей, страдающих алалией, навык правильного употребления основных частей речи и обеспечить усвоение наиболее трудных для них раз­делов грамматического строя.

При работе с детьми данной группы выявить, по возмож­ности более тонко и точно, слабые звенья речевого развития каждого ребенка, чтобы сделать компенсаторную работу бо­лее направленной и эффективной. Перед логопедом стоит за­дача быстрейшего вооружения ребенка с алалией речью как средством общения. Исходя из этого и учитывая огромные трудности, с которыми ребенок сталкивается при овладении речью, необходимо в ряде случаев сознательно идти на упро­щение речи. Так, наряду с целыми словами словарь ребенка, страдающего алалией, пополняется по возможности больше и звукоподражаниями, которые часто более легки для про­изнесения, чем соответствующие слова. При конструирова­нии первых фраз одновременно включаются в них и слова, и звуковые комплексы (эквиваленты слов).

Направленность на временное упрощение речи, которой ов­ладевают дети с моторной алалией, делает ее более доступной для усвоения и тем самым способствует речевому развитию ре­бенка. После преодоления речевого негативизма у ребенка по­степенно возникает речевая активность, что является толчком К дальнейшему развитию речи. Для развития речевой актив­ности ребенку задаются вопросы, требуются ответы на них в доступной для него форме. Всякая речевая реакция ребенка подхватывается логопедом, повторяется, поощряется; первое время она не исправляется, несмотря на ее недостаточность, не­полноценность, а иногда даже и неадекватность.

Для работы с детьми берутся только наиболее употреби­тельные и легкие слова и грамматические конструкции, а из многообразных значений какой-либо формы — самые распро­страненные. Сведения по грамматике сообщаются детям только в таком объеме, чтобы выработать навык правильной речи, т. е. изучение грамматики носит элементарно-прак­тический характер.

Мощным источником речевого развития ребенка являет­ся его общение с нормально говорящими людьми. Эффектив­ность работы по развитию речи у таких детей в значительной мере зависит от оснащенности занятий соответствующими пособиями. К. Д. Ушинский считал показывание картинок и рассказы по ним средством, заставляющим детей говорить и развивающим мышление и речь. Великий педагог писал: «Детская природа ясно требует наглядности, учите ребен­ка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучаться над ними, но свяжите с картин­ками двадцать пять таких слов — и ребенок их усвоит на ле­ту... »

Исходя из принципа наглядности, слова и предложения, которые страдающий алалией ребенок слушает, повторяет или самостоятельно говорит, снабжаются иллюстративным материалом. Это помогает сохранить порядок и правильность воспроизведения заученных фраз, помогает составить фразу или рассказ.

В ряде случаев логопед картинкой иллюстрирует свое высказывание, что­бы ребенок понял, о чем именно идет речь. Прослушав фразу логопеда, ре­бенок указывает на соответствующую картинку или ее деталь. Подобным образом, опираясь на картинку, он учится дифференцировать различные грамматические фразы, например родовые и числовые формы глаголов (упал — упала — упали), суффиксальные и префиксальные образования су­ществительных и глаголов (дом — домик, пришел — ушел) и т. д. Кроме картинок для наглядности используется материал окружающей обстанов­ки, «оречевляются» демонстрируемые действия, выполняются действия по словесной инструкции, обыгрываются действия с одним предметом по от­ношению к другому.

Широко используется в работе с детьми, страдающими алалией, игровой прием. Игра является ярким моментом, способствующим активизации речи. В игре возбуждается интерес ребенка, развивается общее и речевое внимание, вызывается потребность речи, речевое подражание, выраба­тывается навык в употреблении слов и грамматических форм.

Результатом речевой и психической активности является нарастающей в процессе работы контроль ребенка с алалией за своей речью и речью окружающих, что служит залогом улучшения результатов работы.

Под влиянием логопедической работы в результате возрас­тающей речевой активности некоторые слова и грамматиче­ские формы появляются в речи ребенка, страдающего ала­лией, самостоятельно, без специальной работы логопеда. Это новое в речи ребенка подмечается и учитывается в дальней­ших занятиях. Логопедическая работа должна быть тесно связана со спонтанным речевым развитием.

От однократного употребления ребенком слова или грам­матической формы до практического усвоения их очень да­леко. Наилучшему усвоению материала способствует много­кратное повторение.

Понимание моторной алалии как результата недоразвития речедвигательного анализатора выдвигает одним из главных принципов работы привлечение других анализаторов, глав­ным образом слухового, зрительного, тактильного. Так, од­но и то же действие или явление страдающий алалией ребе­нок должен пронаблюдать, прослушать его название, назвать сам, изобразить жестом (обозначения или назначения), на­рисовать, записать слово и т. д. В результате сочетания рабо­ты ряда анализаторов в сознании ребенка возникают допол­нительные связи, усиливаются компенсаторные процессы и материал лучше закрепляется.

С опорой на деятельность многих анализаторов использу­ются методы сопоставления и противопоставления, которые И. П. Павлов рекомендовал как основные при формировании дифференцировок методы сосредоточения внимания на глав­ном. Логопедическая работа с детьми, страдающими ала­лией, опирается в первую очередь на сохранные мозговые механизмы с последующим постепенным подключением де­фектных. Например, работа над импрессивной и экспрессив­ной речью ведется параллельно, однако больший упор на начальных этапах делается на импрессивную речь, на снятие фонематического недоразвития, на формирование звукового и морфологического анализа и смысловой стороны речи.

Затем ведется работа по развитию тонких двигательных координаций речевого аппарата по грамматическим стерео­типам. При воспитании речи используются разнообразные виды работы: повторение больным за логопедом отдельных слов и фраз, заучивание наизусть разнообразного материа­ла, ответы детей на вопросы логопеда в доступной для них форме, грамматические упражнения и т. д.

Логопедическая работа с детьми, страдающими алалией, должна продолжаться и родителями. Под руководством лого­педа родители повседневно должны упражнять детей в пра­вильном употреблении слов, грамматических форм, должны тренировать их в звукопроизношении. Однако требования родителей к речи детей должны соответствовать данному эта­пу их речевого развития. Нельзя предъявлять к ребенку не­посильные требования, перегружать его занятиями.

Работа с этими детьми проводится индивидуально и в груп­пе в зависимости от цели и конкретного материала занятий, от особенностей каждого ребенка, от уровня его речевого раз­вития, от этапа работы с ним.

Расстройства речи у детей и подростков. — М., 1969. — С. 168—171.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...