Г л a в a 5. Потестарно-политическое
10 Зак. 829 145 Лиги разные племена и роды были представлены неравномерно, а права их сахемов были неодинаковы72. Надо, впрочем, иметь в виду вовсе не универсальный характер ирокезского образца военной демократии. В частности, у ирокезов не возникали личные дружины, а должностные лица типа «вождей Сосны» отнюдь не характерны для других обществ, с достаточными основаниями относимых к военно-демократическим. Еще одно свидетельство ограниченности военной демократии— фактическое неравенство и в среде собственно воинов. Главная и самая ценная доля военной добычи в большинстве случаев теперь поступала в распоряжение военного вождя и его дружинников. Первоначальная идея равенства при дележе захваченного имущества перерождалась в нечто принципиально иное — в представление, что всякий воин, участвовавший в поводе, имеет право на свою долю добычи. Но размеры и качество такой доли теперь уже зависят от его положения в военной иерархии. Такая трансформация отразилась в нормах раздела, сложившихся у самых разных народов, проходивших стадию военно-демократической организации или подходивших близко к ней. Так, привилегированное в этом отношении положение старших разрядов воинов было отмечено у ндебеле Юго-Восточной и Южной Африки73, у некоторых народов древней Европы, у арабов доисламской эпохи. В последнем случае зафиксированная сунной правовая норма, устанавливавшая, что конный воин получает три доли против одной у пешего, отражала, по существу, как раз уже сложившееся ко времени возникновения ислама разграничение между рядовыми соплеменниками и племенной аристократией.
Насколько можно судить, военная демократия была одной из довольно распространенных в общемировом масштабе форм институционализации власти в эпоху классообразования. Видимо, именно поэтому в нашей науке довольно долго господствовала тенденция рассматривать ее как явление универсальное, а также непосредственно предшествовавшее складыванию государства74. Однако сейчас накоплено достаточно фактического материала, и в первую очередь этнографического, чтобы не согласиться с такой точкой зрения. Прежде всего далеко не во всех доступных этнографическому изучению обществах оказалось возможно проследить сколько-нибудь доказуемые черты, которые можно было бы связать с военно-демократической организацией. А в последние десятилетия стало очевидным, что военная демократия непосредственно не превращалась в политическую, государственную организацию: такой переход происходил практически всегда через иные общественные структуры, которые получили у многих авторов название «военно-иерархи-ческих»75. Логично предполагать, что появление военно-иерархической организации в большинстве случаев было результатом коренно- го перерождения военной демократии как формы организации власти: демократические элементы постепенно сходили на нет, реальная власть все больше сосредоточивалась в руках военного предводителя с его родней и приближенными, и в конечном счете на месте некогда существовавшего народовластия, пусть даже и неполного, вырастала авторитарная военно-иерархическая система. Весь социальный смысл происходивших перемен заключался в том, что чем дальше, тем больше власть военного вождя отрывалась от авторитета традиции, находя свою опору в факторах реального могущества — в богатстве, в непрерывном расширении круга зависимых от него людей (разных и по степени, и по характеру зависимости) и, наконец, в вооруженной силе, представленной дружиной. Дружине принадлежало здесь особое место, ибо чаще всего именно она поставляла кадры для зародышевого административного аппарата при вожде. В этом своем качестве она логически развивала тенденцию, наметившуюся ссамого начала появления в обществе независимой от ополчения военной силы.
С самого начала дружина создавалась вне рамок традиции, и объединяли ее членов не родственные и не общинные связи (хотя какую-то второстепенную роль они в отдельных случаях играть могли). Основой здесь служили профессиональная военная деятельность, ориентация на военный грабеж как главный источник средств к существованию, дополнявшиеся личной преданностью удачливому военному предводителю. Именно эта личная преданность приобретала для последнего особую ценность, когда ему приходилось создавать какую-то только ему подчиненную организацию власти в обществе. В рамках дружины чаще всего не сохранялись те грани, которые за ее пределами достаточно жестко разделяли людей разного исходного социального статуса, прежде всего разного происхождения. В число дружинников мог войти любой чужак, им мог стать вольноотпущенник и даже раб. Все это как раз и обеспечивало преданность вождю, о которой шла речь выше. Отнюдь не случайно множество предклассовых и раннеклассовых, да и достаточно развитых классовых обществ знало постоянную «гвардию» правителя, чаще всего сформированную из чужаков, людей без сколько-нибудь прочных корней в данном обществе. Используя такой инструмент, военный вождь не просто мог в принципе выдвинуться на первое место, превратившись в фактического руководителя всего общества. Он получал возможность основательно перераспределить влияние и богатство в пределах правящего слоя. Действительно, дружинники и прочие приближенные вождя, используя свои независимые от традиционного производства материальные возможности и стоявший за ними авторитет самостоятельной организации военной силы, могли успешно соперничать с родо-племенной аристократией за власть и влияние. И в случае необходимости вождь оказывался в состоянии, опираясь на дружину, навязать этой
10* 147 аристократии свою волю. И наоборот, приближенные вождя могли прибегнуть к его авторитету в своем соперничестве с традиционной знатью. По всей видимости, борьба между старой родо-племенной аристократией и новой знатью военного происхождения, которая может быть обозначена, если иметь в виду общества раннеклассовые, термином «царские люди» (понятно, достаточно условным), была в мировой истории явлением универсальным. Как общее правило, верх в этой борьбе одерживала новая аристократия, традиционная родо-племенная верхушка оттеснялась на второй план. Конечно, эта верхушка сопротивлялась, и в отдельных конкретных случаях такое сопротивление могло быть и упорным и успешным (вероятно, именно так и обстояло дело в обществах, пошедших по аристократическому пути поли-тогенеза). Но в целом в той мере, в какой новая знать не пыталась покуситься на собственность, которой уже располагала старая аристократия, дело обычно завершалось компромиссом в той или иной его форме, тем более что именно военная аристократия оказывалась еще и одним из самых надежных противовесов возраставшему недовольству и сопротивлению рядовых соплеменников. Понятно, все эти явления постепенно обретали и идеологическую санкцию. Представления о закономерности и необходимости существования, а затем и привилегированного статуса самого вождя и его непосредственного окружения трансформировались в перспективе в представление о вожде как олицетворении целостности и благополучия коллектива, представление, которое рассматривается в предыдущих главах. Отсюда недалеко было и до идеи сакрального правителя, ставшей затем одной из основ идеологической санкции власти в раннеклассовых, ран-негосударственных обществах. Общая тенденция в развитии представлений о власти в эпоху классообразования, как уже говорилось, включала и движение от коллектива к индивиду в качестве символа общества и залога его благополучия. Речь шла, естественно, об авторитете сана, а не его конкретного носителя 76. Но такие изменения в идеологической сфере были необходимой частью процесса перехода от потестарной власти к политической.
Другим столь же необходимым аспектом такого перехода было постепенное ограничение круга лиц, имевших доступ к военной деятельности. Это было особенно важно в обществах, создавших военно-демократические и военно-иерархические формы организации власти: любой свободный в них был по идее потенциальным воином. И поэтому одной из главных задач, которые решали военно-иерархические структуры в процессе становления политической власти, как раз и было постепенное лишение народа оружия посредством сугубой специализации и профессионализации военного аспекта жизни общества77. В некоторых случаях институционализация власти происхо- дила через складывание общественных структур, которые получили в нашей литературе обозначения «общинно-кастовые»78 или «сословно-кастовые» 79. Речь идет об обществах с жесткой фиксацией форм общественного разделения труда, сложившихся на какой-то определенный момент их развития под воздействием тех или иных конкретно-исторических условий. Такая фиксация осуществлялась на уровне целостных профессиональных групп, зачастую этнопрофессиональных. Конкретные пути складывания таких вариантов организации не всегда можно проследить. Несомненно, иногда их появление бывало связано с завоеванием, которое обращало побежденных в зависимое неполноправное население, как это было, например, в ряде обществ во-сточноафриканского Межозерья80. Регион этот интересен еще и в том отношении, что в нем существование развитых систем общинно-кастового (сословно-кастового) типа сочеталось с широким распространением отношений «патрон—клиент» и оба эти фактора успешно дополняли друг друга (хотя надо сказать, что в последнее время привычные представления о степени распространения и того и другого в доколониальном Межозерье начали подвергаться критике81). Но известны и случаи складывания сословно-кастовых структур без всякого участия военного фактора 82. По-видимому, в тех случаях, когда подобного рода структуры возникали мирным путем, их появление облегчалось и такими обстоятельствами, как раннее сложение иерархии статусов общин и родов или ранняя узурпация социальной верхушкой основных средств производства; слабое развитие обмена тоже могло выступать в роли стимулятора такого развития83. Для шас, однако, важно в данном случае другое: сословно- или об-зщинно-кастовая организация, будучи эффективным механизмом институционализации власти, тем не менее могла серьезно замедлять завершение процесса классо- и политогенеза, обнаруживая тенденцию к стабилизации общества на предклассовом, а его потестарной организации — на позднепотестарном уровне. В качестве примера можно назвать общества народа и, или носу, в высокогорном районе Ляншань китайской провинции Сычуань.
У и существовала весьма развитая социальная стратификация. Само название народа есть одновременно название его «благородного» сословия, собственно и (носу). Остальные сословия находились в разной степени зависимости от и — от полурабской до полукрепостной. Но, несмотря на это, у и так и не сформировалась единая политическая организация. При низком уровне развития производительных сил роды, включавшие каждый только членов какого-то одного сословия, очень рано образовали иерархию, в которой аристократические роды, собственно, и превратились в своего рода потестарнке структуры, закрыв путь к формированию политических отношений. Или, по выражению установивших это обстоятельство исследователей, «организация политической (точнее, потестарной. — Л. К. ) вла- сти на основе кровнородственного единства оказалась... не в состоянии преобразоваться в политическую власть, основанную на классовом единстве»84. Этот пример свидетельствует о том что сама по себе институционализация власти, даже зашедшая очень далеко, в условиях общинно- или сословно-кастовых структур могла оказаться тупиковым путем, если отсутствовали или не проявлялись в должной мере остальные факторы поли-тогенеза, прежде всего в сфере производственной. 6. Формы институционализации власти рассматривались выше по преимуществу с точки зрения их социально-экономической обусловленности. Но с этим, так сказать, базовым уровнем потребности в институционализации взаимодействовал и другой— назовем его организационно-функциональным. Дело в том, что для заключительного этапа эпохи классообразования характерно было укрупнение и усложнение социальных единиц надобщинного уровня. На первое место все более выходило племя в его качестве социально-потестарного организма; этнокультурные функции племени во все возраставшей степени оказывались второстепенными по сравнению с потестарной. Место племени в общей последовательности эволюции форм общественной организации в наши дни оценивается неоднозначно. В центре дебатов по этому поводу находится то бесспорное само по себе соображение, что представление о племени как общности одновременно и социально-потестарной и этнокультурной, длительное время считавшееся в науке аксиомой и восходящее к Л. Г. Моргану, справедливо в основном в применении к племенам сравнительно позднего этапа существования первобытнообщинного строя. Действительно, именно таковы были ирокезы, на изучении племенной структуры которых и построил Л. Г. Морган свою концепцию85. Основываясь на этом, многие исследователи на Западе выдвинули тезис, будто племя как форма общественной организации вообще было явлением в общеисторическом плане вторичным, возникая под влиянием контакта с более развитыми обществами, прежде всего классовыми. Сторонники такой точки зрения—полнее и последовательнее всего ее аргументировал М. Фрид — подчеркивают, собственно, в первую очередь военную и потестарную функции племенной организации. Ведь в контакте с более развитыми соседями военное давление и противодействие ему занимали одно из главных мест86. Первичность или вторичность племени сама по себе нас здесь интересует сравнительно мало. В общем в отечественной литературе последних лет преобладает мнение, что пока нет достаточных аргументов в пользу того, чтобы безоговорочно считать племенную форму организации вторичной и поздней87. Однако в любом случае несомненно, что племя превращается в важнейшую социально-потестарную общность именно в эпоху классообразования. И именно такое племя обычно предшествовало последней стадии развития потестарной организации — вождеству, которое уже непосредственно переходило в раннее государство, хотя, надо сказать, такая последовательность вовсе не была обязательна. Племя и вождество могли представлять и самостоятельные линии эволюции. Так, на Гавайях вождества возникали без прохождения обществом «предварительного» этапа этнопотестарного племени. С племенем этого типа были органически связаны (вне племенной организации они вообще были бы немыслимы) военно-демократические и военно-иерархические формы институциона-лизации власти. И те и другие способствовали ускоренному социально-экономическому расслоению общества. Выделявшаяся при этом общинно-родовая знать становилась одной из главных фигур в процессе классогенеза, противопоставляя себя рядовым соплеменникам. Эта же знать, в свою очередь, обнаруживала наибольшую заинтересованность в институционализа-ции власти, которая закрепила бы ее статус и привилегии. И в то же самое время превращение прежней общинно-родовой аристократии в племенную знать было непосредственно связано с возрастанием военной и потестарной ролей племени. Все это прямо обусловливалось разрушением традиционной замкнутости общин, по мере того как расширялись производство и обмен: необходимость увеличения размеров социально-поте-старных единиц упорно пробивала себе дорогу. И в том же направлении действовала обстановка непрерывно расширявшихся по своим масштабам грабительских военных акций: выстоять в одиночку изолированные общины были бы не в состоянии, нужно было объединяться. Наконец, не последнее место занимало и стремление сформировавшейся уже в общинах общинно-родовой знати по возможности расширить зону своего непосредственного влияния, а в более отдаленной перспективе включить в нее и неродственное первоначальной общности население. Такое расширение зоны влияния заметно увеличивало массу поступавшего в распоряжение этой знати и ею перераспределявшегося общественного продукта. По-видимому, мы можем говорить о прямой зависимости между степенью развития племенной организации как поте-старного механизма и тем, насколько то или иное общество оказывалось продвинувшимся по пути классогенеза. Едва ли случайно, например, что такая форма племени была почти неизвестна у австралийских аборигенов и в то же время получала наибольшее распространение в обществах, которые в том или ином регионе земного шара олицетворяли самый высокий для него уровень социально-экономического развития. Те же самые факторы, которые обусловливали и ускоряли превращение племен в преимущественно социально-потестарную общность, делали неизбежной и необходимой и дальнейшую интеграцию общества, на сей раз уже на надплеменном уровне. Формы такого рода интеграции прошли несколько этапов в своем развитии. Более ранний из них представлен был прежде все- го объединениями индейских племен Северной Америки, такими, как та же Лига ирокезов, Конфедерация криков, Союз дакота. В принципе в таких объединениях еще сохранялись более или менее равноправные отношения между входившими в них племенами. Притом и степень самостоятельности этих племен бывала достаточно велика. Но ход общественного развития толкал эти союзы в сторону превращения из союза равных в иерархически организованную структуру, в которую входили уже и племена, не связанные с основателями объединения никакими родственными узами. Скажем, в Лигу ирокезов такие чужаки инте- грировались в качестве «младших» членов — неполноправных и подвергавшихся эксплуатации; главной формой эксплуатации служила дань, но нередки были случаи сгона «младших» племен с их земель 88. На таких правах включались в Лигу делава-ры, некоторые нейтральные племена, часть гуронов, шауни. Характерно при этом, что даже широко распространенная практика адоптации (массовой! ) чужаков не изменяла ведущей тенденции. «Усыновленные» оставались хотя и соплеменниками, но как бы второго сорта. Об этом свидетельствует, например распространенное использование их труда в земледелии — тра-диционно «женской», по ирокезским представлениям, отрасли производства, да еще совместно с женщинами89. Иерархические союзы племен такого рода достаточно хорошо-известны и в евразийских степях, например у скифов или мас-сагетов, и в Юго-Восточной Европе у фракийцев, в разных районах Африки — у туарегов Сахары, бантуязычных нгуни и шона Южной- и Центральной Африки. Все эти объединения племен характеризовались обязательным наличием зачаточных форм эксплуатации. Причем эксплуатации как коллективной «младших» племен союза его полноправными, «благородными» членами, так и индивидуальной, главным образом захваченных в составе полона иноплеменников и неполноправных адоптированных чужаков. И почти всегда существовала еще и данническая эксплуатация соседей, не входивших в состав союза. Эта внешняя эксплуатация в сочетании с военным грабежом могла быть и очень интенсивной. В тот или иной период она вообще могла оказываться главным источником прибавочного продукта, который поступал в распоряжение племенной верхушки, образуя экономическую основу ее функционирования в качестве правящего слоя общества. Притом внешняя эксплуатация на какое-то время отодвигала на второй план попытки племенной знати перейти к отчуждению продукта у соплеменников, порой вообще делала их ненужными. Понятно, что любые варианты внешней эксплуатации требовали особого внимания к военной организации как единственной надежной гарантии ее сохранения. А эта организация составляла уже готовый аппарат власти в случае ее обращения внутрь общества, против своего же народа, т. е. ради эксплуатации внутренней. Но такое обращение происходило обычно у народов оседлых, ведших земледельческое или комплексное хозяйство. У кочевников, если они рассматриваются сами по себе, до этого обычно не доходило: прикрытием и гарантией внутренней эксплуатации служили в первую очередь традиции родовой взаимопомощи, приобретавшие с течением времени смысл, прямо противоположный первоначальному, но тем не менее оставшиеся весьма эффективным социально-психологическим фактором, умерявшим проявление протеста со стороны эксплуатируемой кочевой бедноты. Впрочем, использование этих традиций никогда не было препятствием к применению силы, если оно оказывалось необходимым. По-видимому, при современном уровне наших знаний можно утверждать, что окончательному оформлению государства даже в ранней его форме предшествует промежуточный тип поздне-потестарной надстройки — вождество. Само английское слово chiefdom, эквивалентом которого служит русское «вождество», было употреблено К. Обергом в 50-х годах поначалу для обозначения социально-потестарных структур индейских племен бразильского штата Мату-Гросу 90. Однако как понятие, связанное с определенной стадией в эволюции социально-потестарной организации, оно было окончательно предложено в начале 60-х годов Э. Сервисом, который его рассматривает в качестве самостоятельного уровня «социокультурной интеграции» в своей схеме91. С точки зрения экономической это понятие сопрягается со стратифицированным обществом, по М. Фриду, т. е. таким, в котором дифференцированным статусам соответствует и неравенство в доступе к важнейшим ресурсам общества 92. В нашей литературе подробное рассмотрение этой формы потестарной организации было проделано Л. С. Васильевым (хотя он и предпочел слову «вождество» просто транскрипцию англий ского «чифдом», что, однако, не меняет сколько-нибудь серьезна существа дела)93. Предложенная им дефиниция гласит: «Чифдом—. это основанная на нормах генеалогического родства, зна-комая с социальным и имущественным неравенством, разделением труда и обменом деятельностью и возглавляемая сакрали-зованным лидером политическая структура, главной функцией которой является административно-экономическая, отражаю- щая объективные потребности усложняющегося коллектива. Чифдом являет собой как раз тот этап, на котором правитель из слуги общества начинает становиться, выражаясь словами Ф. Энгельса, господином над ним» 94. С таким определением можно, однако, согласиться далеко не во всем. Это относится прежде всего к характеристике «политическая»: в то время как Л. С. Васильев не считает разграничение потестарного и политического необходимым и операциональным 95, мне в существе вождества представляется главным как раз то, что оно еще не политическая, а именно позднепоте-старная, если угодно, предполитическая форма организации. Сомнителен тезис о сакрализованном лидере как непременной черте вождества; скорее на этом уровне эволюции поте- старной культуры наблюдалось зарождение тенденции к сакрализации, делающейся действительно универсальной на следующем этапе — в раннем государстве (об этом см. выше, в гл. 3 настоящей книги). Спорен, наконец, и вопрос о том, правомерно ли ставить знак равенства между вождеством и протогосударством, по выражению Л. С. Васильева 96. Ведь протогосударство — это уже государство, пусть на самых ранних этапах своего существования, а отнюдь не предполитическая структура 97. Тем не менее подробный анализ вождества именно как административной структуры, выполненный Л. С. Васильевым, в основном избавляет меня от необходимости всесторонне рассматривать его с этой точки зрения. Хочу задержаться лишь на одном из аспектов становления вождества — закреплении наследственного характера власти за численно и социально ограниченной группой лиц, связанных родственными узами, в связи с тезисом о нераздельности понятий собственности и власти в доклассовых обществах, в которых существовала единая система «власть —собственность» 98 (сам по себе тезис представляется мне логическим развитием мысли Ф. Энгельса о двух возможных путях классогенеза). Если возвратиться к упоминавшемуся выше укрупнению масштаба социально-потестарных единиц как характерной черте завершающего этапа эпохи классообразования, то вполне очевидно, что в принципе подобное укрупнение с необходимостью требовало укрепления руководства такими увеличивавшимися единицами. Тем более важно здесь было не только само по себе увеличение размера общности, но и то, что оно сочеталось с увеличением масштаба системы, в которой происходило перераспределение общественного продукта (редистрибуционной сети в западной экономантропологии): последнее могло быть результатом как возрастания численности и плотности населения в рамках данного коллектива, так и возможного территориального расширения. Естественно, и сами носители общественных должностных функций, и общество в целом были кровно заинтересованы в максимальной стабилизации руководства и обоснованности принимаемых управленческих решений. А это требовало налаженной и эффективной системы передачи накопленного управленческого опыта и его усвоения, иными словами, сохранения преемственности в руководстве. В обществе, не знавшем письменности, — а таковы были все доклассовые общества — самым естественным и привычным, да и самым простым путем передачи и закрепления этого опыта могла быть только межпоколенная его трансмиссия в рамках семьи. Отсюда и начиналась тенденция к закреплению организационно-административных функций за теми семьями, члены которых их уже осуществляли. А это означало, что складывалась система наследственных (понимая это слово в широком смысле, необязательно связанном с 154 прямым наследованием от отца к сыну) носителей власти. И притом ввиду усложнения общественной структуры в целом происходило и уточнение контуров такой системы, и она мало-помалу приобретала иерархический характер. В сочетании со все расширявшейся тенденцией к использованию формальными лидерами коллектива общественных фондов на личные нужды это совершенно неизбежно вело к возникновению сначала наследственных статусов, а затем и наследственной аристократии, которая в конечном счете сосредоточивала в своих руках руководство всеми без исключения сферами общественной жизни (что, кстати, предполагало в дальнейшем и неминуемую специализацию в среде самой этой аристократии). Но это было равнозначно превращению к конечном счете и самого права доступа к руководству и к власти в любой из таких сфер в своего рода корпоративную сооственность сложившейся знати, т. е. именно власти-собственности в несколько отличном от предложенного Л. С. Васильевым понимании. Причем аристократия очень рано стала обнаруживать склонность к последовательному сужению и ограничению состава самой корпорации имевших доступ к власти лиц. В крайнем своем выражении такая тенденция могла приобрести вид ограничения наследственной аристо-кратии одной только правящей родственной группой. Примером такого развития может служить Буганда конца XVIII—XIX в. (но в подобных случаях почти неизбежно возникала аристократия служилая, хотя и не наследственная). Конечно, этнографические материалы засвидетельствовали наличие случаев власти, передаваемой по наследству, даже у народов, пребывающих и сегодня еще далеко от самых ранних этапов разложения первобытнообщинного строя. Так обстоит дело, например, с главарями бушменских локальных групп или в некоторых племенах австралийцев100. Параллельно с этим у многих примитивных земледельцев наблюдаются и определенные привилегии, предоставляемые главарям или лидерам: право на пользование лучшими земельными участками или, что. в таких обществах было особенно важно, право на несколько жен или на преимущественный выбор женщин в составе военной добычи. Такие привилегии прослеживаются у многих групп индейцев Южной Америки — боро, хиваро, чикито — или, скажем, у па-пуасов-кума. В таком смысле совершенно справедливо утверждение, что становление общественных должностей есть од- повременно один из самых ранних шагов к институционализации имущественного неравенства, и именно здесь, пусть и в зачаточной форме, проявляется та неразрывая связь между властью и привилегией, которая в дальнейшем становится характерна для всякого общества с антагонистическими классами 102. Тем не менее справедливо будет утверждать и то, что как преобладающие тенденции и наследственный характер власти, и институциона-лизация связанных с нею привилегий приходятся именно на поздний этап политогенеза, а именно на тот, которому соответ- ствует вождество в качестве основной формы потестарной организации. Обоим процессам способствуют и усложнение общественного производства и общественной структуры, и резко возросшая роль военной деятельности. Но даже конический клан приобретает структурообразующее значение в общественной организации только тогда, когда в этом возникает объективная потребность: как раз для закрепления, во-первых, наследственной власти в руках немногочисленной аристократической корпорации и, во-вторых, материальных и ритуальных привилегий за членами той же корпорации. 7. Понятно, что и в данном случае, так же, впрочем, как, вероятно, вообще в истории, едва ли возможно точно определить момент, когда на месте вождества появляется раннее государство как специфическая форма организации власти в обществе, хотя попытки такого рода и предпринимались. Мы имеем дело с процессом, причем отнюдь не однолинейным. Раннее государство отличает в качестве характерной черты нестабильность, больше того в не столь уж малом, по-видимому, числе случаев и обратимость. Если, например, взять некоторые полинезийские «сложные» вождества, то не так просто будет вполне однозначно ответить, с вождествами или все-таки с ранними государствами мы имеем дело. Именно поэтому представляется плодотворным предложенное X. Классеном и П. Скальником подразделение форм раннего государства на три последовательных этапа: зарождающееся (inchoate), типическое, переходное105. При такой классификации критериями служат в конечном счете степень специализации административного аппарата и налогообложения, соотношение между степенью сохранения в качестве структурообразующего принципа кровнородственных связей и ролью связей территориальных, наконец, степень перехода от отношений реципрокации в процессе перераспределения продукта к господству частной собственности (а в конечном счете по завершении формирования предпосылок для развития «открыто антагонистических классов»). Что касается окончания стадии раннего государства, как такового, то эти же исследователи подчеркивают возможность установления более или менее четкой границы, за которой оно переходит в «просто государство». Этой гранью они считают, и, по-видимому, небезосновательно, именно оттеснение на задний план и ослабление роли таких элементов, как реципрокация и генеалогическое расстояние: складывающийся государственный аппарат в какой-то момент обретает способность «поддерживать, государственную организацию без необходимости прибегать к сверхъестественным способностям правителя или увековечивать-взаимные обязательства (правителя и управляемых. — Л. К. )»106. При этом X. Классен и П. Скальник справедливо оговариваются: многие следы и того и другого сохраняются, и речь идет о том, чтобы выделить среди этапов развития те, на которых эти факторы продолжают служить идеологическим обо- снованием существования государства, и те, на которых они переставали выполнять эту функцию. Как мне представляется, этот критерий в целом вполне может быть принят в качестве рабочего при определении характера сложившейся государственности. Справедливо и то, что в политической культуре раннего государство подчеркнуто важное место принадлежит именно личностному характеру связи управляющего и управляемого и взаимности их обязательств по отношению друг к другу 107. Л. С. Васильев наряду с вождеством достаточно подробно рассмотрел и раннее государство с точки зрения его социально-экономических оснований. Поэтому едва ли есть необходимость-детально обсуждать здесь эти вопросы. Целесообразнее будет остановиться в заключение на некоторых специфических аспектах перехода к политической, государственной организации, которые достаточно определенно проявляются в ранних государствах. Возникая как итог и следствие разделения общества на антагонистические классы (пусть даже и в форме «протоклассов»,. особенно в типическом, а тем более в зарождающемся раннем государстве), политическая организация в конечном итоге оказывается государством «самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает таким образом новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса»108. Это содержание политической организации и ее концентрированного выражения, каким представляется государство, было одним и тем же в любом районе земного шара, вне зависимости от огромного многообразия конкретных форм, которые они принимали в тех или иных условиях. Однако роль государства повсеместно бывает отмечена определенной двойственностью. В самом деле, по основному своему смыслу оно есть орудие господства меньшинства над большинством и эксплуатации этого большинства меньшинством. Но вместе с тем государство выступает и как фактор социальной и этнокультурной интеграции, олицетворяя единство данного социального организма. Эта функция структуры власти, сложившаяся еще в доклассовом обществе и выполнявшаяся там потестарной организацией, полностью сохраняет актуальность и после сложения государства. Но единство, олицетворяемое и выражаемое сформировавшейся политической надстройкой, по самой своей сущности принципиально иное, нежели единство, выраженное и олицетворяемое потестарной структурой. Здесь речь уже идет об относительном единстве общества, в котором действуют конфликты, приобретшие антагонистический характер, а социальный порядок строится на отношениях господства и подчинения, на отношениях эксплуататорских, которых не знало доклассовое общество. Да и этнокультурное единство, стимулируемое и обороняемое политической организацией, тоже носит совсем иной характер: как правило, уже любое раннее государство гетерогенно в этническом отношении за счет подчинения областей с населением, не связанным с этническим ядром такого государства даже фиктивным родством. Поэтому политическая надстройка интегрирует в единое целое разные культуры, прежде всего, конечно, потестарные и политические (см. гл. 2 и 5). Нужно также четко разграничивать при оценке роли раннего государства объективную и субъективную стороны дела. С точки зрения исторического процесса в общемировом масштабе, т. е. объективно, интегрирующая роль раннего государства, по-видимому, всегда должна расцениваться в целом положительно в той мере, в какой она создает благоприятные возможности для развития производительных сил общества и стимулирует об! це-ственное производство. Рассматриваемая в этом смысле, скажем, политическая надстройка раннерабовладельческого общества, безусловно, представляет более прогрессивное явление, нежели потестарна
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|