Традиционная потестарная и политическая культура и современность
J2 Зак. 829 177 зываются в большинстве случаев такие формы этнического плюрализма, если продолжать придерживаться терминологии М. Смита, как «симбиоз» и «консолидация», т. е. отмеченные большим или меньшим внутренним равноправием, хотя М. Смит справедливо оговаривал, что предлагаемые им типы — не взаимоисключающие, что они переплетаются друг с другом и в принципе «любой способ коллективного приспособления... может быть превращен в систему дифференциальной инкорпорации подчинением отдельных компонентов господству других» 42. При взаимодействии туарегов с негроидным земледельческим населением или руандийских тутси и хуту действовал уже другой тип контакта: здесь синтезировались этнические субстрат и суперстрат 43. Установление равноправных отношений между ними в большинстве случаев оказывалось маловероятным, и именно здесь чаще всего наблюдалось сохранение двух субкультур и двух субструктур в рамках единых позднепотестарных или ран-неполитических культур и структур. Наконец, весьма типичным для обществ докапиталистического классового уровня был такой вариант фиксации этнических и социальных границ (они в данном случае обычно совпадали вполне однозначно), как переселение компактных этнических коллективов из прежних своих ареалов в чуждую им этническую среду и часто за сотни, а то и тысячи километров от родины. Притом такие переселенные группы обычно искусственно, средствами власти поддерживались как замкнутые и нередко эндогамные общности; в данном случае политическая структура усиливала и закрепляла естественную в таких условиях (особенно на первых порах) тенденцию к сохранению своей этнокультурной индивидуальности 44. В качестве примеров можно назвать, скажем, среднеазиатских арабов наших дней, предками которых были люди, угнанные с Ближнего Востока Тимуром в конце XIV — начале XV в. или жителей земледельческих поселений, создававшихся из угнанного полона правящей верхушкой средневековых (в широком смысле слова, т. е. вплоть до XIX в. ) государственных образований Западного и Центрального Судана. Эти деревни сохранили свой замкнутый и иноэтнический по отношению к окружающему населению характер чуть ли не до наших дней 45. В данном случае мы имеем дело с «дифференциальной инкорпорацией» в, так сказать, чистом виде, возможной уже только в классовом обществе. И роль политической структуры как средства подавления выступает здесь в ничем не прикрытом виде.
Практически во всех рассмотренных выше случаях этническая принадлежность выступает в роли своего рода «суперстатуса» (superordinate status), по определению Ф. Барта. Этот «суперстатус» обусловливает все остальные возможные сочетания социальных статусов, все варианты взаимодействий, какие разрешаются носителям этого суперстатуса в данном полиэтническом обществе46. Следует добавить, что последний вместе со 17. 8 всеми связанными с ним социальными и идеологическими последствиями именно как «суперстатус» и воспринимается всеми группами населения. 4. До настоящего момента мы имели дело с ролью потестар-ной и политической структуры в фиксации этнических границ прежде всего с точки зрения этнической консолидации, т. е. либо интеграции этнокультурной общности в более или менее одноэт-ничный эсо, либо объединения поначалу в этнопотестарный или этнополитический, а затем и в единый эсо разнородных этнических общностей. Но, по-видимому, ничуть не менее важна, если исследовать проблему в аспекте внутренней консолидации эсо, закрепления консолидации в этническом сознании иусамосозна-нии его членов, и этнодифференциационная роль потестарной и политической надстройки, хотя и в данном случае функции последней в этнической консолидации и этнической дифференциации настолько тесно переплетены друг с другом, что рассматриваться отдельно могут, как это происходит и во множестве других случаев, лишь на логическом, аналитическом уровне.
В самом деле, уже шла речь о том, что потестарная и политическая структура, с одной стороны, ориентирована вовне того или иного эсо, обеспечивая его целостность перед лицом социального окружения, с другой же — служит задачам поддержания внутренней целостности этого эсо, страхуя его от воздействия внутренних деструктивных факторов развития, как социальных, так и природных. И, выполняя при этом весьма заметную функцию этнической консолидации, эта структура одновременно оказывается во внешних контактах этнической общности-эсо одним из важнейших факторов ее отграничения от других таких общностей. Иначе говоря, потестарная или политическая организация в этом контексте предстает перед нами в роли действенного разграничителя в системе отношений «мы — они», составляющей объективную основу любого этнического сознания и самосознания 47. Она создает определенную корпоративность этого «мы», причем проявляется такая корпоративность в обоих планах — как внутри данного эсо, так и за его пределами — и функции при этом выполняет достаточно разные. Именно корпоративность «вовне» — обозначим ее условно «внешняя» — отделяет членов данной общности от их соседей, конструируя те ситуации, в которых «общий характер племени проявляется и должен проявляться как негативное единство по отношению к внешнему миру» 48. Таким образом, внешняя корпоративность функционирует в качестве фактора этнической дифференциации, выступая со знаком минус, т. е. в самом общем виде: «мы не такие, как они». Корпоративность, направленная внутрь эсо, — назовем ее по аналогии «внутренняя» — несет в себе значение «мы именно такие, какие мы есть». Ее задача — обеспечивать внутреннюю целостность и сплоченность (понятно, пределы такой сплоченно-
12* сти весьма варьируют в зависимости от формационного и стадиального уровней общества) эсо, без чего было бы невозможно нормальное его функционирование как самовоспроизводящейся системы. Если в первом случае на первом месте стоит различие, то здесь — сходство. Что же касается неразделимости внешней и внутренней корпоративности в исторической реальности, то в этом отношении в высшей степени показателен тот своеобразный синтез этих ее форм, который можно наблюдать в эсо полиэтничных, возникающих на основе синтеза субстрата и суперстрата. Здесь первоначальная этническая стратификация постепенно превращается в социальную. К числу самых характерных примеров такого превращения принадлежат, скажем, не раз уже упоминавшиеся здесь общества восточноафриканского Межозерья, хотя ни Межозерье не представляет в этом отношении чего-то исключительного на Африканском континенте, более того, непосредственная связь этнической стратификации с социально-потестарной и социально-политической вообще может считаться типичной чертой доколониальных африканских обществ49, ни сама Африка не выделяется сколько-нибудь заметно среди других континентов. Просто Тропическая Африка дает сегодня исследователю, пожалуй, наибольшее многообразие вариантов. Этнические общности, как уже говорилось, существуют в социальной действительности лишь в рамках определенных общественных институтов. Тем не менее этническое и потестарное и/или политическое развитие представляют относительно самостоятельные линии эволюции общества. Выше рассматривались два из возможных уровней их связи — производственный и территориальный. Но имеется и еще один весьма существенный уровень такой связи — культурный, т. е. культурный аспект соотношения этнического и потестарно-политического моментов в общественном развитии. По этому поводу основное говорится в гл. 2, здесь же я постараюсь коснуться только отдельных сторон этого соотношения, пока еще не затрагивавшихся в настоящей работе.
В частности, если рассматривать функционирование поте-старной или политической культуры в доклассовом и раннеклассовом обществе, то нельзя обойти такое обстоятельство, как соотношение между иерархией этнических и потестарных или политических общностей. Известно, что этнические общности иерархичны, образуя разные таксономические уровни 50. И действительно, их формы, т. е. такие формы, которые обладают комплексом этнически специфичных и значимых черт, могут варьировать по вертикали от единиц микроэтнических, самым характерным образцом которых служит семья 51, до макроэтни-ческих, скажем соплеменности или семьи племен. По-видимому, в интересующем нас сейчас смысле в качестве самой малой таксономической единицы должна быть принята семья. Такая теоретически выделяемая микроединица, как «этнофор», т. е. от- дельный индивид как носитель этнических свойств 52, в данном случае рассматриваться не может — по крайней мере по трем соображениям. Прежде всего, отдельный человек не в состоянии обеспечить межпоколенную передачу этнической информации и соответственно воспроизводство этнических свойств53. Во-вторых, он немыслим экономически, т. е. лишен объективной основы существования в качестве этнической единицы: вспомним слова К. Маркса о том, что «изолированный индивид совершенно так же не мог бы иметь собственность на землю, как он не мог бы и говорить» 54. И в-третьих, это особенно для нас существенно сейчас, такой изолированный индивид не может быть ни субъектом, ни объектом власти: он в ней просто не нуждается. Но на всех остальных уровнях этнической иерархии существует потребность в руководстве функционированием образующих эти уровни этнических единиц в их качестве человеческих коллективов и самостоятельных эсо. А значит, должна существовать и какая-то структура власти и властных отношений, без которых руководство реализоваться в большинстве случаев не может. До определенного уровня эта власть и эти властные отношения, как я уже пытался показать, не могут считаться поте-старными, тем более политическими; за отсутствием подходящего термина их можно было бы чисто условно обозначить как социально-бытовые. И тем не менее такая социально-бытовая власть — это именно власть со всеми ее характерными чертами, отмечавшимися в гл. 1. И на своем уровне она служит для регулирования жизнедеятельности несамостоятельных микроэтнических единиц — семьи (понятно, в тех случаях, когда семья, большая или малая, выступает в роли хозяйственной ячейки) или общины. Именно поэтому и оказывается возможной первичная потестарная или политическая социализация индивида в рамках семьи, о чем шла речь выше, т. е. то формирование «первичных политических ценностей», без которого этот индивид не смог бы впоследствии действовать в качестве равноправного (вернее, «полноценного») члена данного эсо. С этой точки зре-ния традиции социально-бытовой власти объективно входят в состав потестарной или политической культуры этноса. В этой связи возникает довольно интересный вопрос: в какой степени могут совпадать этнический и потестарно-политический уровни общественной эволюции? Что касается власти социально-бытовой, то в применении к ней вопрос кажется беспредметным: будучи неотъемлемой частью традиционно-бытовой культуры любого общества, вне зависимости от его формационного уровня, она этнична в такой же мере, как и последняя, будучи элементом именно этнической культуры. С культурой потестарной, а тем более политической дело обстоит сложнее.
По-видимому, начинать следует с того бесспорного общеметодологического соображения, что совпадение или несовпадение — явления исторические, и потому не следует ожидать единообразного ответа на поставленный выше вопрос вне зависи- мости от конкретной обстановки, в которой существует данный эсо, прежде всего от его стадиального уровня. С изменением последнего могут происходить весьма серьезные сдвиги в соотношении этнического и потестарного или политического моментов. В принципе, однако, можно, по-видимому, установить некоторые закономерности в развитии этого соотношения. На мой: взгляд, они были весьма удачно прослежены М. В. Крюковым,, проделавшим параллельный анализ взаимодействия этнического и политического в древнем Китае и в древней Греции. Положив в основу исследования понятие «этнополитической общности», предложенное С. И. Бруком и. Н. Н. Чебоксаровым55, М. В. Крюков выделил три последовательных этапа становления древнекитайского этноса: от своего рода «прототипа этнополитической общности», включавшего и интегрировавшего отдельные разноэтничные группы жителей Великой Китайской равнины, через распад этой общности при одновременном завершении складывания единой этнической общности древних китайцев (аналогичный этап этнического развития он отмечает и в древней Греции VI—IV вв. до н. э., хотя в целом для нас хронологические рамки в данный момент не имеют особого значения) и к формированию этнополитической общности уже на новом уровне, когда после недолгого совпадения этнических и политических границ сильная централизованная власть государства начинает объединять разнородные этнические компоненты, которые в конечном итоге и ассимилируются ханьским этносом 56. Иначе говоря, в зависимости от конкретно-исторической обстановки, а в более широкой исторической перспективе с прогрессом общественного производства общностью более высокого порядка могла выступать то этническая, то политическая. При. этом совпадение их неизменно оказывалось кратковременным и преходящим, что и можно рассматривать в качестве важнейшей закономерности взаимоотношений этнического и потестарного или политического факторов в общественном развитии. О причинах и факторах, предопределяющих несовпадение по-тестарной и политической культуры и соответствующих структур общества, уже говорилось довольно подробно в гл. 2. В диалектике взаимодействия потестарно-политического и этнического в целом действуют эти же причины и факторы, в первую очередь разный характер информационных связей — этнических и поте-старно-политических. Не буду повторять уже сказанное, тем более что сейчас нас интересует не столько само по себе различие в характере связей, сколько их плотность. В самом деле, если мы постулируем наличие в общности-эсо по крайней мере двух информационных сетей, из которых одна несет главным образом потестарную или политическую нагрузку, а вторая — преимущественно этническую, то логично предположить, что совпадение этнической и потестарной или политической общностей может произойти в оптимальном варианте при примерном совпадении плотности обеих сетей. Этническая история древних китайцев, рассмотренная М. В. Крюковым, в этом смысле как раз и может трактоваться в качестве выражения постоянно изменяющегося соотношения плотностей информационных сетей, когда их совпадение — не более чем частный случай. Между тем плотность информационной сети определяется как общим уровнем социально-экономического развития, так и масштабами общности, которую она обслуживает. В этом смысле этнические общности разных иерархических уровней неизбежно будут существенно разниться. И столь же различна будет плотность сети инфосвязей потестарных или политических в зависимости от размеров и иерархического уровня того или иного потестарного или политического организма. Замечу попутно, что следует четко разграничивать информационные связи поте-старной или политической сети и связи социальные. Последние тоже суть информационные связи, но в их поле соотношение вертикального и горизонтального моментов иное, нежели в по-тестарно-политической сети. Так, отношения господства — подчинения, совершенно однозначно вертикальные в социальных отношениях, будучи рассматриваемыми в качестве составной части отношений политических, принадлежат горизонтальной информационной сети. В то же время отношения, например, между членами одной общины, горизонтальные с точки зрения социальных контактов, окажутся вертикальными, если видеть в них связи, обеспечивающие фиксацию и передачу традиций поте-старной или политической культуры 57. 5. Если возвратиться к вопросу о плотности информационной сети на разных уровнях этнической иерархии и потестарно-политической организации, то в принципе существует единодушие относительно того, что наибольшей эта плотность будет в племени-общности, которую С. А. Арутюнов и Н. Н. Чебоксаров удачно определили как сгусток информационных связей этнического характера58. Однако можно с достаточной уверенностью утверждать и то, что такой характер племя приобретает именно потому, что в то же самое время оно функционирует не просто в качестве эсо, но еще и в роли организма этнопотестарного, по терминологии Ю. В. Бромлея. Иначе говоря, плотность этнических признаков в племени определяется в значительной мере его признаками как структуры власти. И действительно, плотность информационных связей на уровне, превышающем племенной — в соплеменностях или племенных группах, которые многие исследователи рассматривают в качестве главной формы этнической общности в эпоху первобытнообщинного строя 59, оказывается разреженной в сравнении с племенем. И это ведет к неспособности племени функционировать в качестве эсо, тем более организма этнопотестарного: оно, как правило, выступает скорее в функции этникоса, этноса в узком смысле этого слова. К тому же общности потестарные или раннеполитические более высокого таксономического уровня, чем племенной, напри- мер союз племен, с этнической точки зрения едва ли могут считаться общностями. И прежде всего в силу неоднородности, вызываемой присутствием в их составе целостных этнопотестар-ных единиц, вовсе не обязательно связанных с основной массой членов такого союза даже фиктивным родством. А в результате информационные связи синхронного характера неизбежно оказываются более интенсивными, нежели диахронные, этнокультурные по преимуществу; картина в этом смысле становится противоположна той, которая наблюдается в соплеменностях. Единицы же этнической иерархии, более низкие, чем племя, как правило, не функционировали в роли самостоятельных соци-ально-потестарных организмов. Сюда относятся такие общности, как «подплемена», «колена», «кланы», «секции» и т. п.; к тому же эта терминология отнюдь не безупречна в содержательном отношении, не отличаясь большой определенностью. Правда, следует оговорить, что на уровне сегментных обществ такие низшие по отношению к племени единицы, как линиджи, обнаруживают немалую долю самостоятельности в роли и этнических и потестарных общностей (впрочем, в этом случае практически невозможно бывает разделить структуру линиджей и территориальную организацию). Таким образом, есть достаточные основания считать, что совпадение двух линий общественной эволюции — этнической и потестарно-политической — в предклассовых и раннеклассовых обществах (в последнем случае скорее пережиточно или в специфических условиях экологии, например у кочевников) происходит на уровне племени, представляющего поэтому этнопо-тестарное единство. Вместе с тем неправильно было бы, видимо, обойти молчанием некоторые теоретические затруднения, возникающие при таком подходе к вопросу (речь здесь идет сугубо о соотношении этнического и потестарно-политического, место племенной организации в качестве формы организации власти подробно рассматривалось в предыдущей главе). Дело в том, что как этно-потестарный организм племя — явление сравнительно позднее. Сочетание этнического и потестарного или политического аспектов в его организации было характерно скорее для развитого племени, сформировавшегося уже в ту пору, когда разложение первобытнообщинного строя в «классических» его формах зашло достаточно далеко. Поэтому и ранние варианты племенной организации, и их функционирование в большой степени реконструируются скорее теоретически 61, а те из племен, которые сохранились до наших дней и доступны этнографическому наблюдению, все подверглись воздействию более развитых обществ, пусть и в различной степени, так что развитие их отклонилось от спонтанного. Именно эти обстоятельства и послужили исходным пунктом для наступления на традиционное для этнографии понимание-племени как формы общественной организации в, западной, особенно американской, социальной и культурной антропологии. Начавшись около двух десятилетий назад, это наступление нашло наиболее последовательную аргументацию в трудах М. Фрида. Правда, ни он сам, ни его единомышленники вовсе не отвергают идею племени вообще. Основной смысл критики сводится к тому, что племя возникало, по мнению этих исследователей, как явление производное, в результате контактов с уже сформировавшимися «государственными» обществами, как средство противостоять таким обществам не в последнюю очередь. А развитая племенная организация, какую наблюдал у ирокезов Л. Морган, легшая в основу ранее принятых представлений о племени — стадии социальной эволюции, как раз и была «вторичной». Характерно при этом, что даже самые непримиримые критики ни в малейшей мере не отрицают как раз потестарную (по их терминологии, естественно, «политическую») функцию племени как формы общественной организации. Зато отрицались именно такие черты, которые делали племя этнической общностью: единые язык и культура, единая экономика 62. Безусловно справедливо (и подтверждается достаточно репрезентативным фактическим материалом), что широкий, если можно так выразиться, глобальный подход к представлениям о племени как комплексе экономических, территориальных, языковых, идеологических, потестарных и иных свойств не всегда может считаться достаточно обоснованным. Вполне очевидно: в данном случае едва ли возможны однозначные ответы. Вместе с тем нет, по-видимому, причин и для того, чтобы отказаться от понятия племени в качестве такой относительно крупной единицы социальной организации, которая выступает в роли и этнической и социально-потестарной (или даже социально-политической общности (хотя, конечно, критерии ее выделения требуют дальнейшего изучения 63). Именно как такая общность племя и будет пониматься в последующем изложении. Потестарная и политическая структура общества, которая в своем функционировании выполняет роль фактора как этнической консолидации, так и этнической дифференциации, именно в силу этих причин осознается членами того или иного эсо в качестве такого этнического индикатора. Сознание принадлежности к определенному этнопотестарному, а в раннеклассовом обществе уже к этнополитическому, т. е. раннегосударственно-му, организму превращается в один из главных признаков, отделяющих «своего» от «чужака». Поэтому мы можем говорить о том, что в этническом сознании и самосознании, которое уже само по себе есть сознание отличия «своих» от «чужих», на достаточно ранних этапах его существования присутствует определенная этнопотестарная составляющая, которая может быть услов-но обозначена как потестарное самосознание, соответствовавшее тому потестарному сознанию, о котором была речь выше. Складывание такого сознания и самосознания представляется явлением вполне естественным, если этническое самосознание понимать вслед за П. И. Кушнером как «своего рода результанту действия всех основных факторов, формирующих этническую общность» 64. Принципиальная важность этого вопроса заключена, собственно, в том, что этническое сознание и самосознание образует одну из главных характеристик всякой этнической общности. Каким же образом соотносятся в нем собственно этнический и потестарный (или политический) моменты? По-видимому, диалектика их взаимодействия должна рассматриваться аналогично диалектике взаимодействия двух этих линий общественной эволюции, представляя, по существу, частный ее случай. В занимающем нас сейчас случае развитие идет в направлении постепенной дифференциации: из комплексного этнического сознания и самосознания, которое свойственно развитому первобытному обществу («мы» — «они»), со временем вычленяются относительно самостоятельные этническое и потестарное, а затем политическое сознание и самосознание. Но окончательное их разделение происходит сравнительно поздно — уже на стадии раннеклассового общества, когда начинали формироваться первичные народности, иными словами, после «второй сегментации», по определению И. Н. Хлопина 65. Однако этническое сознание и самосознание эволюционирует не только в сторону дифференциации. В. И. Козлов справедливо отметил такую особенность этнического самосознания доклассового общества, как постепенное изменение его оснований: от представления об общности происхождения, т. е. чисто генеалогического, до практического отождествления этнической и, скажем, конфессиональной или же, что особенно существенно для нас сейчас, принадлежности этнической и, если мне позволено будет так выразиться, «ритуально-потестарной» 66. В этой связи несомненный интерес представляют случаи превращения в этнонимы политонимов, т. е. названий раннегосударственных образований или же отдельных социальных организмов меньшего масштаба. Ограничусь и в данном случае африканскими примерами. Если говорить о политонимах в полном смысле этого слова, т. е. названиях государственных образований, можно прежде всего обратить внимание на название малинке, одного из крупнейших народов Западной Африки. Слово «малинке» буквально означает «люди Мали» (mali + nke). Тем самым в нем сохранена память о той эпохе, когда народ (точнее, конечно, предки современного народа) малинке послужил этнической основой средневекового раннего государства Мали (XIII—XVI вв. ). Еще более характерно при этом, что у соседей малинке, народа фульбе, этническое обозначение соседей вообще сохранило почти неизменной форму названия государства — мали, или мелли67. 186 ' Есть достаточно оснований полагать, что таким же образом сложилось нынешнее название другого западноафриканского народа — сонгаев. И в данном случае употребление названия «Сонгай» для обозначения государственного образования, по всей видимости, предшествовало его использованию в качестве этнонима 68. Сюда же относятся и изученные О. С. Томановской этнонимы типа «конго», «сунди», «лоанго» и им подобные. Все они так или иначе связаны с идеей своей принадлежности к определенному потестарному или раннеполитическому объединению; иногда такая идея опосредовалась сложными идеологическими конструктами, связанными с сакральным характером центральной власти в этом объединении 69. Если же говорить о социальных организмах меньшего масштаба, то едва ли не самым ярким будет пример народа йеке (байеке) на территории современных Танзании и Заира. Здесь этнонимом сделалось название охотничьего союза у одной из групп народа ньямвези — «байеге» (охотники на слонов), после того как в середине прошлого века отдельные отряды охотни-ков-ньямвези ушли далеко на запад, оторвавшись от основного этнического массива этого народа 70. Аналогичным образом возник и этноним «яга/яка» на территории нынешних Заира и Анголы (правда, в данном случае мы имеем дело не с самоназванием); так обозначались военные отряды молодежи самого разного этнического происхождения. Этнонимом сделалось и название сходных военных отрядов у народа овимбунду в той же Анголе — имбангала 71. Однако изменения этнического сознания и самосознания отражают и постепенное изменение социальной структуры этноса. Перемены эти находят выражение в изменении роли потестар-ной надстройки, в ее перерождении в раннеполитическую, т. е. построенную на отношениях господства и подчинения и ориентированную на эксплуатацию сначала соседей, а позднее и соплеменников. С такой точки зрения исключительный интерес представляет наблюдение Н. Ф. Колесницкого по поводу этнического самосознания раннесредневековых (раннефеодальных) народностей на территории Германии. Это самосознание характеризовалось подчеркиванием «мнимого превосходства своего народа над другими»72. Сходную ситуацию рисует и З. Надель: вновь присоединенные к государству народа нупе этнические группы ненупе в 30-е годы стремились идентифицировать себя с нупе. Но последние не обнаруживали ни малейшей склонности признавать их таковыми и, следовательно, считать равными себе 73. Здесь, таким образом, происходило расширение первоначальной этнодифференцирующей функции этнопотестарного сознания и самосознания. При этом принципиально изменялась его, так сказать, целевая установка: речь шла уже о том, чтобы не только отличать «своих» от «чужих», но и идеологически обосно- вать свое право на то, чтобы этих чужаков грабить и эксплуатировать. В других случаях подобная трансформация этнического самосознания сочетается с появлением действующего в целом в этом же направлении сознания и самосознания конфессионального. Так обстояло дело, например, в период арабских завоеваний на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Правда, этот процесс отнюдь не был гладким и непротиворечивым: можно напомнить о характере взаимоотношений между собственно арабским и иранским элементами внутри раннего халифата. Но существенно, что во всех таких случаях потестарная и политическая составляющая этнического сознания и самосознания проявлялась очень резко. Однако в данном случае мы имеем дело уже с отделением потестарного и раннеполитического сознания и самосознания от этнического. Их полное совпадение имеет место, по-видимому, на том же самом уровне, когда этническая общность-этникос приобретает социально-потестарные функции, т. е. опять-таки на уровне племени-эсо. Но совпадение это может просуществовать лишь ограниченное время. Позднее, особенно с началом превращения организма этнопотестарного в этнополитический, единое этнопотестарное сознание и самосознание неминуемо раздваивается, хотя сам процесс такого раздвоения может серьезно запаздывать в сравнении с реальным ходом социального и этнического развития. Уже на уровне союза племен, социально-потестарного организма эпохи перехода к раннеклассовому обществу, лишь частично выполняющего и этнические функции, осознание принадлежности к такому союзу существует у членов входящих в него племен параллельно с сознанием своей принадлежности в этно-культурном смысле к тому или иному из племен, образовывающих данный союз. Притом именно это племенное по своим масштабам самосознание, вероятнее всего, было более сильным, особенно поначалу. Здесь, правда, стоило бы учитывать и еще одну форму этнического сознания и самосознания, достаточно специфичную и характерную как раз для этой эпохи, — осознание действительных или же фиктивных родственных связей, существующих между отдельными племенами. Оно не наносит ущерба главному разграничению «мы — они» и в то же время выступает и в роли дополнительного фактора этнических консолидации и дифференциации, пусть и не столь интенсивного и действенного, как сознание принадлежности к «своей» общности. В ходе дальнейшей эволюции, по мере складывания такого типа социально-потестарной организации, как вождество, и параллельно ему возникает новый тип этнической общности — пер- вичная народность, потестарное сознание и самосознание перерастает этнический уровень, превращаясь в осознание своей принадлежности к определенной позднепотестарной, а затем и ран- неполитической общности, перекрывающей границы того или иного отдельно взятого эсо. При этом формирование такого ран-неполитического по характеру сознания и самосознания нередко может опережать складывание этнического сознания и самосознания на новом его уровне: сначала протонародностей, а затем первичных народностей. И чаще это случается тогда, когда это раннеполитическое сознание обнаруживает тенденцию ассоциировать себя с принадлежностью к иным, например конфессиональным, макроэтническим общностям. Глава 6 ТРАДИЦИОННАЯ ПОТЕСТАРНАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СОВРЕМЕННОСТЬ Общность эпох настолько существенна, что познавательные связи между ними и впрямь обоюдны. Незнание прошлого неизбежно приводит к непониманию настоящего. М. Блок. Апология истории, или Ремесло историка. 1. Предмет настоящей главы в том виде, в каком он формулируется в ее названии, составляет, строго говоря, лишь один из аспектов более широкой проблемы, которую можно определить с известной мерой условности как результаты взаимодействия между разными потестарными или политическими культурами. Явление это ни в коем случае не новое, отчасти оно затрагивалось ранее (в гл. 2), и тогда же подчеркивалось, что в исторической реальности равноправное взаимодействие было в гораздо большей степени исключением, нежели правилом. Необходимость специального рассмотрения указанной проблемы (точнее, круга взаимосвязанных проблем) вытекает из того, что в современной обстановке, когда на мировой арене появились и активно функционируют десятки новых государств, возникших на месте бывших колониальных владений, ход и итоги взаимодействия между традициями потестарной или политической организации, присущими народам этих государств еще с доколониальных времен, и той политической культурой, которую неизбежно привносила колонизация, становятся особенно важными для них. Если попытаться обобщенно выразить существо вопроса, то, пожалуй, оно сведется к одному слову — «интенсификация». В самом деле, можно говорить об интенсификации самих контактов; об интенсификации, т. е. в данном контексте углублении, разрыва между формационными уровнями вступавших в контакт потестарных и политических культур; об интенсификации неравенства между этими культурами; наконец, о небывалой интенсификации воздействия более сильной политической культуры на более слабые, непосредственно связанной с возможностями, которые предоставляет нынешнее состояние средств массовой коммуникации. Надо сказать, что быстрые изменения в политической культуре свойственны вовсе не одним только молодым государствам развивающихся стран. Ведь сами по себе такие перемены обра- зуют неотъемлемую составную часть, так сказать, глобальной проблемы—соотношения традиционного и нового в обществен-ном развитии; и, по справедливому замечанию одного из запад- ных исследователей, «ни в какой момент истории столько совпадающих друг с другом изменений не затрагивало столько обществ»1. Однако определенные ранее границы предметной зоны потестарной и политической этнографии заставляют нас обратить свое внимание главным образом на развивающиеся страны. Впрочем, само собой разумеется, вопрос о соотношении традиционного и нового в политической культуре даже только этих стран принимает разные масштабы и разные формы в зависимости от исходного уровня, с какого начиналось независимое государственное существование, т. е. в последнем-то счете от уров- ня социально-экономического развития той или иной страны. Действительно, едва ли кому-нибудь придет в голову «впрямую» сравнивать в этом смысле такие страны, как Индия и, скажем, Центральноафриканская Республика. И тем не менее при всех возможных и неизбежных различиях известные задачи, которые приходится решать и там и тут, в принципе, если и не по масштабам, оказываются сходными. В генетическом плане нынешнее состояние традиционных по-тестарных и политических культур и их место в новых общест-венно-политических условиях, прежде всего в рамках новой политической культуры, выполняющей, по существу, функции национальной политической культуры (вне зависимости от того, сложилась ли уж
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|