Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 5. Список сокращений




Глава 5

4/1 Чебоксаров H. H. Проблемы типологии этнических общностей в трудах советских ученых. —СЭ. 1967, № 4, с. 96; Арутюнов С. А., Чебоксаров H. Н.


Передача информации как механизм существования этносоциальных и био­логических групп человечества. — Расы и народы. Ежегодник. 2. М., 1972, с. 10.

2 Бромлей Ю. В. Этнос и этнография. М., 1973, с. 40; он же. Очерки
теории этноса. М., 1983, с. 63.

3 Бромлей Ю. В. Этнос и этнография, с. 38—39.

4 См.: Balandier G. Sens et puissance. Les Dynamiques sociales. P., 1981,
c. 43—67.

5 Maquet J. Pouvoir et societe en Afrique. P., 1970, c. 13.

6 Более подробно О   понимании этнической общности в зарубежной и
советской науке см.: Шнирельман В. А. Проблема доклассового и раннеклас­
сового этноса в зарубежной этнографии. — Этнос в доклассовом и раннеклас­
совом обществе. М., 1982, с. 207—252; Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса,
с. 7—21.

7 Токарев С. А. Проблема типов этнических общностей (К методологиче­
ским проблемам этнографии). — ВФ. 1964, № 11, с. 53.

8 Naroll R. On Ethnic Unit Classification. —CA. 1964, vol. 5, № 4, c. 283—
285; он же. The Culture-Bearing Unit in Cross-Cultural Surveys. — Handbook of
Method in Cultural Anthropology. Ed. Naroll R, Cohen R. N. Y., 1973,
c. 731—732; Dole G. Tribe as the Autonomous Unit. — Essays on the Problems
of Tribe. Ed. Helm J. Seattle —London, 1968, c. 92.

9 Бромлей Ю. В. Этнос и этносоциальный организм. — Вестник АН СССР.
1970, № 8; он же. Этнос и этнография, с. 37, 42—43; он же. Современные
проблемы этнографии, с. 28, 37; он же. Очерки теории этноса, с. 59, 70.

10 Козлов В. И. О понятии этнической общности. — СЭ. 1967, № 2, с. 106.

11 Balandier G. Anthropologie politiquc. P., 1978, с. 162—163.

12 См., например: Barlh /•'. Introduction. —Ethnic Groups and Boundaries.
Ed. Barth F. Oslo etc., 1969, c. 19—20; Peterson J. T. Hunler-Gatherer/Farmer
Exchange. —AA. 1978, vol. 80, № 2, c. 346—348.

13 Кушнер П. И. (Кнышев). Этнические границы и этнические террито­
рии. —ТИЭ. Н. сер. Т. XV, 1951, с. 21.

14 Barth F. Introduction, c. 14—17.

15 Арутюнов С. А., Чебоксаров Н. Н. Передача информации, с. 26—27.

16 Чебоксаров Н. Н. Проблемы типологии этнических общностей..., с. 100.

17 См., например: Nadel S. F. The Theory of Social Structure. L., 1957,
c. 122.

18 Хлопин И. Н. Сегментация в истории первобытного общества. — ВИ.
1968, № 8, с. 100, 104—105.

19 См., например: Казанов А. М. Классообразование: факторы и меха­
низмы. — Исследования по общей этнографии. М., 1979, с. 138—140; Бром-
лей Ю. В., Першиц А. И.
Ф. Энгельс и современные проблемы первобытной
истории. — ВФ. 1984, № 4, с. 44—61; Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса,
с. 274—294; Sahlins M. D. The Segmentary Lineage: An Organisation of Pre­
datory Expansion. —AA. 1961, vol. 63, № 2, c. 332—345.

20 См., например: Smith M. G. On Segmentary Lineage Systems. —JRAI.
1956, vol. 86, pt 2, c. 40—42; Leach E. R. Political Systems of Highland Burma.
A Study of Kachin Social Structure. L., 1954, c. 86—87; Lombard J. Structures
de type feodal en Afrique Noire. Etude des dynamismes intefnes et des relations
sociales chez les Bariba du Dahomey. Paris, La Haye, 1965, c. 349—350.

21 Арутюнов С. А., Чебоксаров Н. Н. Передача информации, с. 24—26;
Куббель Л. Е. Этнические общности и потестарно-политические структуры до­
классового и раннеклассового общества. — Этнос в доклассовом и раннеклас­
совом обществе, с. 128; Service E. R. Primitive Social Organisation. An Evo­
lutionary Perspective. 2nd ed. N. Y., 1971, c. 100—109.

22 Маркс К. Критика политической экономии. — Маркс К. и Энгельс Ф.
Сочинения. 2-е изд. Т. 46. Ч. I, с. 100.

23 Лашук Л. П. О формах донациональных этнических общностей. — ВИ.
1967, № 4, с. 83—85; он же. Введение в историческую социологию. Вып. 2.
Конкретные проблемы исторической социологии. М., 1977, с. 64—76.

24 Энгельс Ф. Франкский период. — Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения.
2-е изд. Т. 19, с. 496.


25 Эванс-Причард Э. Э. Нуэры. Описание способов жизнеобеспечения и
политических институтов одного из нилотских народов. М., 1985, с. 169—215;
Fortes M., Evans-Pritchard E. E. Introduction. —African Political Systems. Ed.
Fortes M., Evans-Pritchard E. E. L., 1940, c. 1—24; Fortes M. The Dynamics
of Clanship Among the Tallensi. L., 1945 (passim); Smith M. G. On Segmenta­
ry Lineage Systems (passim); Middleton J., Tait D. Introduction. — Tribes Wit­
hout Rulers. Studies in African Segmentary Systems. Ed. Midleton J., Tait D. L,.
1958, c. 5—29; Bohannan L. Political Aspects of Tiv Social Organisation. — Tri­
bes Without Rulers..., c. 33—66; Lienhardt G. The Western Dinka. —Tribes Wit­
hout Rylers..., c. 97—135; Mair L. How Far Have We Got in the Study of
Politics? — Studies in African Social Anthropology. Ed. Fortes M., Patter­
son S. L., New York —San Francisco, 1975, c. 7—20.

26 Эванс-Причард Э. Э. Нуэры..., с. 81—84.

27 Sahlins M. D. The Segmentary Lineage, c. 334.

28 Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государст­
ва. — Маркс К- и Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 21, с. 164.

29 Ср.: Берзин Э. О. Некоторые вопросы возникновения раннеклассовых
обществ. — Общее и особенное в историческом развитии стран Востока. Ма­
териалы дискуссии об общественных формациях на Востоке (азиатский спо­
соб производства). М., 1966, с. 63—64; Андреев И. Л. Экономические пред­
посылки складывания классов. — Труды Тюменского индустриального инсти­
тута. Вып. 7. Ч. II, 1969, с. 10.

30 В данном случае речь идет не об общем обозначении этнической общ­
ности, какое предлагал в свое время В. И. Козлов [см.: Козлов В. И. О клас­
сификации этнических общностей (состояние вопроса). — Исследования по об­
щей этнографии, с. 14—15], а об этносоциальном организме, воспринимаемом
со стороны его потестарных или политических функций. Хотя нельзя не при­
знать, что предложенное В. И. Козловым понимание термина «потестарный»
как таксона более высокого порядка, обозначающего любые отношения вла­
сти, включая и политические, заслуживало бы внимательного рассмотрения.

31 Southall A. W. Alur Society. A Study in Processes and Types of Domi­
nation. L., 1953, c. 200, 201, 233.

32 См., например: Читтик Г. Н. Побережье Восточной Африки. — Железный
век Африки. М., 1982, с. 85—107; Chittick N. The «Shirazb Colonisation of the
East African Coast —JAH. 1965, vol. VI, № 3, c. 275—294; Matveiev V. V.
The Development of Swahili Civilisation. — General History of Africa from the
Twelfth to the Sixteenth Century. Ed. Niane D. T. Berkeley, 1984, c. 455—480.

33 Maquet J. The Premise of Inequality in Ruanda. A Study of Political
Relations in a Central African Kingdom. L., 1961, c. 138—139; D'Hertefelt M.
Les Clans du Rwanda ancien. Elements d ethnosociologie et d'ethnohistoire.
Tervuren, 1971; Back L. Traditional Rwanda: Deconsecrating a Sacred King­
dom, —The Study of the State. Ed. Claessen H. J. M., Skalnik P. The Hague
etc., 1981, c. 17—18, 30—31.

34 Першиц А. И. Этнос в раннеклассовых 'оседло-кочевнических общест­
вах. — Этнос в доклассовом и раннеклассовом обществе, с. 165—168.

35 Southall A. W. Alur Society..., c. 242; он же. Rank and Stratification
Among the Alur and Other Nilotic Peoples. — Social Stratification in Africa.
Ed. Tuden A., Plotnikov L. N. Y., 1970, c. 31—46.

36 Чебоксаров Н. И. Проблемы типологии этнических общностей..., с. 101;
Southall A. W. Alur Society..., с. 249; Service E. R. Origins of the State and
Civilisation. The Process of Cultural Evolution. N. Y., 1975, c. 64.

37 Cohen R'., Middleton J. Introduction. — From Tribe to Nation in Africa.
Ed. Cohen R., Middleton J. Scranton, 1970, c. 12—17.

38 Leach E. R. Political Systems of Highland Burma, c. 9, 106—107,
213—226.

39 См.: Морган Л. Г. Древнее общество, или Исследование линий чело­
веческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. Л., 1934,
с. 7, 40, 72; История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы ан-
тропосоциогенеза. М., 1983, с. 118—120.

40 Leach E. R. Political Systems of Highland Burma, с. 107.

41 Smith M. G. Pluralism in Precolonial African Societies. — Pluralism in


Africa. Ed. Kuper L., Smith M. G. Berkeley, 1971, c. 93—97. Обзор типологии-Смита см.: Шнирельман В. А. Проблема доклассового и раннеклассового этноса..., с. 243 (необходимо только иметь в виду, что у Смита «сегрегация» необязательно связана с «угнетенным, неравноправным положением некото­рых из них»).

42 Smith M. G. Pluralism in Precolonial African Societies, с. 97.

43 См.: Алексеев В. П., Бромлей Ю. В. К изучению роли переселений в
формировании новых этнических общностей. — СЭ. 1968, № 2, с. 35—36.

44 См.: Кузеев Р. Г., Бабенко В. Я. Малые этнические группы: основные
этапы этнокультурного развития (по материалам СССР). — СЭ. 1985, № 4,
с. 17—18.

45 Ср.: Pageard R. Note sur le peuplement du pays de Segou —JSA. 1961,
t. XXXI, fasc. 1—2, c. 83—90.

46 Barth F. Introduction, c. 17. «*»

47 Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М., 1979, с. 78—84;
Бромлей Ю. В. Этнос и этнография, с. 28—29; он же. Современные проблемы
этнографии, с. 15, 24; он же. Очерки теории этноса, с. 48, 56.

48 Маркс К- Формы, предшествующие капиталистическому производству. —
Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 46. Ч. I, с. 466.

49 См., например: Oberg К.. The Kingdom of Ankole in Uganda. — African
Political Systems, c. 121—162; Nadel S. F. The Kede. A Riverain State in Nort­
hern Nigeria. — African Political Systems, c. 164—195; он же. A Black Buzan-
tiuiri. The Kingdom of Nupe in Nigeria. L., 1942, c. 122—135; Verdier R. Obser­
vations preliminaires a une etude sociologique des systemes politiques negro-
africains. Recueils. Societe Jean Bodin pour 1'hisloire comparative des institu­
tions. XXII. Gouvcrnes ct gouvernants. Bruxclles, 1959, c. 162—163; Tlou T.
Servility and Political Control. Bothlanka among ihe BaTowana of Northwes­
tern Botswana, ca. 1750—1906. — Slavery in Africa. Historical and Anthropo­
logical Perspectives. Ed. Miers S., Kopytoff I. Madison, 1977, c. 367—390.

50 Генинг В. Ф. Этнический процесс в первобытности. Опыт исследования
закономерностей зарождения и раннего развития этноса. Свердловск, 1970,
с. 40—41; Бромлей Ю. В. Этнос и этнография, с. 126; он же. Современные
проблемы этнографии, с. 46—49; он же. Очерки теории этноса, с. 81—84.

51 Бромлей Ю. В. Современные проблемы этнографии, с. 47; он же. Очер­
ки теории этноса, с. 83.

52 Васильева Э. К,., Пименов В. В., Христолюбива Л. С. Современные
этнокультурные процессы в Удмуртии:   программа и обследования. — СЭ.
1970, № 2, с. 57.

53 Бромлей Ю. В. Современные проблемы этнографии, с. 47; он же.
Очерки теории этноса, с. 83.

54 Маркс К. Формы, предшествующие капиталистическому производству. —
Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 46. Ч. I, с. 473.

55 Брук С. И., Чебоксаров Н. Н. Метаэтнические общности. — Расы и на­
роды. Ежегодник. 6. М., 1976, с. 28. Этнополитические общности определены
здесь как такие, которые «складывались большей частью внутри существую­
щих государств у народов, связанных между собой экономически и культурно
и осознающих свою принадлежность к единому политическому целому, неза­
висимо от того, говорят ли эти народы на родственных или неродственных
языках».

N/ 56 Крюков М. В. Этнические и политические общности: диалектика вза­имодействия. — Этнос в доклассовом и раннеклассовом обществе, с. 160—161.

57 См., например: Колесницкий Н. Ф. Донациональные этнические общно­
сти (На материале средневековой Германии). — Расы и народы Ежегодник
8. М., 1978, с. 23—24; Lombard J. Structures de type feodal..., с. 342.

58 Арутюнов С. А., Чебоксаров Н. Н. Передача информации, с. 29.

59 Чебоксаров Н. Н. Проблемы типологии этнических общностей..., с. 101;
Генинг В. Ф. Этнический процесс..., с. 23; Арутюнов С. А., Чебоксаров Н. Н.
Передача информации..., с. 23; Чебоксаров Н. Н., Чебоксарова И. А. Народы,
расы, культуры. М., 1971, с. 70; Бромлей Ю. В. Этнос и этнография, с. 131;
он же. Очерки теории этноса, с. 253—256; Арутюнов С. А. Этнические общ-


ности доклассовой эпохи. — Этнос в доклассовом и раннеклассовом обществе, с. 69 и ел.

60 Першщ А. И Этнос в раннеклассовых оседло-кочевнических общностях,
с. 177—178.

61 См., например: Чебоксаров Н. Н., Чебокеарова И. А. Народы, расы,
культуры, с. 71—72.

62 Обзор дискуссии вокруг понятия племени см.: Шнирельман В. А. Про­
блема доклассового и раннеклассового этноса..., с. 226—241. См. также:
Fried M. H. The Evolution of Political Society. An Essay in Political Anthropo­
logy. N. Y., 1967, c. 154—173; он же. On the Concept of «Tribe» and «Tribal

Society». — Essays on the Problem of Tribe, c. 3—20; он оке. The Notion of Tribe. Menlo Park, 1975; Bessac F. Cultunit and Ethnic Unit. — Essays on the Problem of Tribe, c. 58—71; Hytnes D. Linguistic Problems of Defining the Concept of «Tribe». ^- Essays on the Problem of Tribe, c. 23—48; Gearing F. Sovereignities and Jural Communities in Political Evolution. — Essays on Pro­blem of Tribe, c. 111—119; Lewis H. S. Typology and Process in Political Evolution. —Essays on Problem of Tribe, c. 101—110; Cohen R., Schlegel A. The Tribe as a Socio-Political Unit. A Cross-Cultural Examination. — Essays on Problem of Tribe, c. 120—149; Cohen R., Middleton J. Introduction. —From Tri­be to Nation in Africa, c. 5—10; Southall A. W. The Illusion of Tribe —JAAS. 1970, vol. 5, c. 28—50; Berndt R. M. Territoriality and the Problem of Demarca­ting Sociocultural Space. — Tribes and Boundaries in Australia. Canberra, 1976, c. 133—161.

63 См.: Кабо В. Р. [рец. на кн.: Fried M. H. The Notion of Tribe]. —HAA.
1979, № 2, c. 229—234; Бромлей Ю. В., Першиц А. И. Ф. Энгельс и совре­
менные проблемы первобытной истории. — ВФ. 1984, № 4, с. 61.

64 Кушнер П. И. [Кнышев]. Этнические границы..., с. 42 и ел.

65 Хлопин И. Н. Сегментация.., с. 108—109.

v< Козлов В. И. Проблема этнического самосознания и ее место в теории этноса. —СЭ. 1974, № 2, с. 88—89.

67 Delafosse M. La Langue mandingue et ses dialectes (malinke, bambara,
dioula). T. 2. P., 1955, c. 475; Westermann D., Bryan M. A. Languages of West
Africa. L., 1952, c. 34; Ki-Zerbo J. Histoire de 1'Afrique Noire. D'Hier a Demain.
P., 1972, c. 130.

68 Куббель Л. Е. Сонгайская держава. Опыт исследования социально-
политического строя. М., 1974, с. 81.

V 69 Толстовская О. С. Этнос и этноним в предклассовом обществе: част­ные аспекты их соотношения. — Этнос в доклассовом и раннеклассовом об­ществе, с. 197—203.

70 Zamani. A Survey of East African History. Nairobi, 1971, c. 82—83.

71 Томановская О. С. Проблема происхождения  яка-яга. — Africana. Аф­
риканский этнографический сборник. XIV. Труды ИЭ АН СССР. Н. сер.
Т. CXIII Л., 1984, с. 82—84; Миллер Дж. Короли и сородичи. Ранние государ­
ства мбунду в Анголе. М., 1985, с. 135—154.

" " * 72 Колесшщкий Н. Ф. Донациональные этнические общности, с. 37.

73 Nadel S. F. A Black Byzantium, c. 115—116, 121—122; он же. The Foun­dations of Social Anthropology. L., 1953, c. 149.

Г л ав а 6                                 /

1 Balandier G. Sens et puissance. Les dynamiques sociales. P., 1981.

2 Weber M. Wirtschaft und Gesellschaft (Grundriss der Sozialokonomik. III).
Tubingen, 1922, c. 132—134; он же. Staatssoziologie. Hrsg. Winkelmann. J. В.,
1966, с. 101—104.

3 См. об этом, например: Симония Н. А. Страны Востока: пути развития.
М., 1975, с. 174—199; Эволюция восточных обществ: синтез традиционного
и современного. М., 1984, с. 150—193. .

4 Конакова Н. Б. Особенности производства и присвоения прибавочного
продукта в странах Бенинского залива (Традиционные формы). — Социальные
структуры доколониальной Африки. М., 1970, с. 17, примеч. 1.


5 См.: Потехина Г. И. Колониальные режимы и культура (на примере ли-
, тератур Западной Африки). — Фольклор и литература народов Африки. Сб.

> статей. М., 1970, с. 289—300; Ерасов Б. С. Тропическая Африка: идедлогия и проблемы культуры. М., 1972, с. 5—82; он же. Социально-культурные тради­ции и общественное сознание в развивающихся странах Азии и Африки. М., 1982, с. 121—126; Ольдерогге Д. А. Колониальное общество — этап в этниче­ском развитии народов Африки (Постановка проблемы). — Проблемы населе­ния и хозяйства стран Африки. Л., 1973, с. 3—11.

6 Само понятие «колониальная ситуация» было предложено в литературе
О. Маннони в 1950 г. (Mannoni О. Psychologic de la colonisation. P., 1950)'.
Он, однако, сводил такую ситуацию к столкновению двух типов личности,
т. е. сугубо социально-психологической стороне дела, за что и подвергся рез­
кой критике со стороны Ж. Баландье; см. его рецензию: Cahiers Internatio-
naux de Sociologie. P., 1950, vol. 9, c. 183—186.

7 См.: Balandier G. Aspects de revolution sociale chez les Fang du Ga­
bon. — Cahiers International^ de Sociologie. P., 1950, vol. 9, c. 76—106; он же.
Sociologie actuelle de 1'Afrique Noire. P., 1955. Анализ вопроса о колониаль­
ной ситуации и соответствующей ей форме общества в общетеоретическом
плане см.: Balandier G. La Situation coloniale: approche theorique. — Cahiers In-
ternationaux de Sociologie. P., 1951, vol. 11.

8 Исследования последних лет как у нас в стране, так и за рубежом
все более раскрывают условность самих этих понятий. См.: Зотова Ю. Н.
Проблема косвенного управления в англоязычной западноафриканской исто­
риографии. — СЭ. 1973, № 6, с. 126—134; она же. Традиционные политические
институты Нигерии. Первая половина XX в. М., 1979, с. 129—133; АдеойеС. О.
Традиционные вожди в колониальном обществе йоруба, 1914—1939 гг. («Кос­
венное управление» в стране йоруба в межвоенный период). Автореф. канд.
дне. М., 1974. Ikime О. Reconsidering Indirect Rule: The Nigerian Example. —
Journal of the Historical Society of Nigeria. 1968, vol. IV, № 3; Afigbo A. E.
The Warrant Chiefs. Indirect Rule in South-Eastern Nogeria, 1891—1929. Lon­
don—Bristol, 1972; он же. The Establishment of Colonial Rule, 1900—1918. —
History of West Africa. Ed. A. J. F. Adjayi, Crowder M. Vol. II. L., 1974,
c. 463—465.

9 Термины, предложенные Л. И. Рейснером, см.: Эволюция восточных об­
ществ, с. 107—149.

10 Balandier G. Anthropologie politique. P., 1978, с. 188.

11 Там же, с. 189.

12 Там же, с. 194.

13 Bailey F. G. Stratagems and Spoils. A Social Anthropology of Politics.
Oxf., 1970, c. 195.

14 Арутюнов С. А. Инновации в культуре этноса и их социально-экономи­
ческая обусловленность. — Этнографические исследования развития культуры.
М., 1985, с. 33—34.

15 Bailey P. G. Stratagems and Spoils..., c. 211—216.

16 Арутюнов С. А., Чебоксаров Н. Н. Передача информации как механизм
существования этносоциальных и биологических групп человечества. — Расы
и народы. Ежегодник. 2. М., 1972, с. 18—20; Куббель Л. Е. Традиция в инфор­
мационной сети культуры: функционирование и трансформация. — СЭ 1985,
№ 6, с. - 17—28.

17 Sahlins M. D. Moala. Culture and Nature on A Fijian Island. Ann Arbor,
1962, c. 380—384.

18 См.: Френкель М. Ю. Общественная мысль Британской Западной Афри­
ки во второй половине XIX в. М., 1977, с. 29—84; Кочакова Н. Б. Историки-
африканцы в английских колониях Западной Африки в XIX в. Националь­
ные историографии Нигерии и Ганы. — Историческая наука в странах Аф­
рики. М., 1979, с. 87—99.

19 См., например: Яблочков Л. Д. Проблемы деколонизации африканского
общества. —Социальные сдвиги в независимых странах Африки. М. 1977,
с. 25—26.

20 Ерасов Б. С. Социально-культурные традиции и общественное созна­
ние..., с. 233—234. Мне представляется, что в принципе вопрос можно поста-


вить и шире: «двойная» апелляция к традиции — в охранительных и модерни-заторских целях — достаточно типична и для тех государственных структур в развивающихся странах, которые Н. А. Симония определяет как парламент­ский авторитаризм и как необонапартистские режимы, или «контролируемую демократию» (см.: Эволюция восточных обществ, с. 296—390). Да и режимы, относимые исследователем к абсолютистско-бонапартистским [там же, с. 391 — 395], вовсе не чураются такой практики в своей идеологически-пропагандист­ской деятельности. И кстати сказать, в значительной мере именно по та­кой модели строятся и все теории «исламского социализма».

21 Bailey F. G. Stratagems and Spoils..., с. 156—166.

22 Там же, с. 146 («Перед какой фигурой мы ни оказываемся — рядовым
членом кхондского племени, вождем-ория, бюрократом, кандидатом на вы-
•борах в местные советы или в законодательные собрания штата, она пред­
ставляется не просто двуликим Янусом, но также и многоголовой Гидрой»).

23 Ср.: Kuper H. The Swazi: A South African Kingdom. N. Y., 1963, с. 57:
«В племенном обществе человек есть точка схождения разных индивидуаль­
ностей — как сиблинг, как член линиджа, как член возрастной группы».

24 О понятиях этного и эмного уровней описания культуры см. выше, гл. 3,
примеч. 34.

25 Куббель Л. Е. Традиционная политическая культура и колониальное
общество. — НАА. 1981, № 6, с. 31, 35—36; он же. Традиционная потестар-
ная и политическая культура в колониальном и современном развитии афри­
канских государств. — Этнографические исследования развития культуры,
с. 123—139.

26 См. об этом: Куббель Л. Е. Этнические общности и потестарно-поли-
тические структуры доклассового и раннеклассового общества. — Этнос в до­
классовом и раннеклассовом обществе. М., 1982, с. 127—129.

27 Анализ таких явлений см., например: Балезин А. С. Африканские пра­
вители и вожди в Уганде (эволюция традиционных властей в условиях ко­
лониализма, 1862—1962). М., 1986, с. 101—115; он же. Традиционные вла­
сти и колониальные вожди в Восточной Африке (К вопросу о терминологии
и типологии). —СЭ. 1987, № 3, с. 35—43.

28 Куббель Л. Е. Традиционная политическая культура и колониальное
общество, с. 34—35. -

- 29 Ср.: Смирнов С. Р. Английская политика «косвенного управления» в Юго-Восточной Нигерии. —СЭ. 1950, № 3, с. 137—153.

30 Godelier M. La production des Grands Hommes. Pouvoir et domination
. masculine chez les Baruya de Nouvelle-Guinee. P., 1982, c. 30, 310; Salisbu­
ry R.
Despotism and Australian Administration in the New Guinea Highlands. —
AA. 1964, vol. 66, pt 2 (4), Special Publication, c. 225—239.

31 Bailey G. F. Stratagems and Spoils, c. 154.

32 Обзор этих исследований см.: Комар Ю. И. Социально-политические
установки и мотивация поведения африканского городского населения. — Аф­
риканский город (критический очерк зарубежных концепций). М., 1979,
с. 179—220.

33 Balandier G. Anthropologie politique, c. 113—119.

34 Ср., например: Parkin D. The Rhetoric of Responsibility: Bureaucratic
Communication in a Kenya Farming Area. —' Political Language and Oratory
in Traditional Society. Ed. Bloch M. L. etc., 1975, c. 113—119.

35 Ogot B. A. Introduction. — War and Societies in Africa. Ten Studies.
Ed. Ogot B. A. L., 1972, c. 1; Uzoigwe G. N. Pre-Colonial Military Studies in
Africa. —Journal of Modern African Studies. 1975, vol. 13, № 3, c. 469.

36 См., например: Pye L. W. Armies in the -Process of Political Moderni­
zation. — The Role of the Military in Underdeveloped Countries. Ed. Johnson J. J.
Princeton, 1962, c. 80—89; Lefever E. W. Spear and Sceptre: Army, Police and
Parliament in Tropical Africa. Wash., 1970. Надо к тому же заметить, что
исследования последних лет, с одной стороны, обнаружили методологическую
некорректность жесткой дихотомии «традиция — модернизация», что признают
сейчас в большинстве своем и западные исследователи-немарксисты (см., на­
пример: Осипова О. А. Проблема традиции в странах Востока в американ­
ской социологии М., 1985, с. 108 и ел. ), а с другой — доказали несостоятель-


ность попыток свести всю сложность социально-политических процессом и и< '> вободившихся странах к политической модернизации; см.: Чиркин В. Е. 1> ур-жуазная политология и действительность развивающихся стран. Критика кон­цепций «политической модернизации». М., 1980, с. 9—30, 170—171; Энтин Л. М. » Энтин М. Л. Политология развития и освободившиеся страны. Критика не­марксистских концепций. М., 1986, с. 10—23.

37 Mazrui A. A. Soldiers as Traditionalizers. Military Rule and the Re-
Africanization of Africa. — The Warrior Tradition in Modern Africa. Ed. Maz­
rui A. A. Leiden, 1977, c. 236—258.

38 См.: Чистов К. В. Традиционные и «вторичные» формы культуры. —
Расы и народы. Ежегодник. 5. М., 1975; Куббель Л. Е. Культурная традиция
в информационной сети культуры: функционирование и трансформация. — СЭ.
1985, № 5, с. 25—26.

39 Ср.: Vansina J. Knowledge and Perception of the African Past. — African
Historiographies. What History for Which Africa? Ed. Jewsiewicki В., New-
bury D. Beverly Hills etc., 1986, c. 33—35; Chretien J. -P. Confronting the Une­
qual Exchange of the Oral and the Written. — African Historiographies. What
History for Which Africa? — c. 80—87.

40 Там же, с. 255, 258.

Coulon Ch. Les musulmans et le pouvoir en Afrique Noire. Religion et
centre-culture. P., 1983, c. 151—164.

 


СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

ВДИ  — Вестник древней истории. М.

ВИ     — Вопросы истории. М.

ВФ    — Вопросы философии. М.

НАЛ  —Народы Азии и Африки. М.

ПИ ДО —Проблемы истории докапиталистических обществ. Кн. 1, М., 1968.

СГП   — Советское государство и право. М.

СЭ      — Советская этнография. М.

ТИЭ   —Труды Института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН

СССР. М. —Л.

АА     —American Anthropologist. Chicago.

BIFAN —Bulletin de 1'Institut Fondamental d'Afrique Noire. Dakar.

-BSOAS —Bulletin of the School of Oriental and African Studies, University'

of London, L.

CA       — Current Anthropology. Chicago.

CEA   —Cahiers d'Etudes Africaines. P.; La Haye.

EAZ    — Ethnographisch-Archaeologische Zeitschrift. Lpz.

ESA   — Ethnographic Survey of Africa. L.

JAAS — Journal of Asian and African Studies. Toronto.

JAH    — Journal of African History. Cambridge.

JAS    — Journal of the African Society. L.

JRAI   —Journal of the Royal Anthropological Institute of Great Britain and

Ireland. L.

JSA   — Journal de la Societe des Africanistes. P.

SWJA — Southwestern Journal of Anthropology. Albuquerque.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...