Супружество господа и Церкви и его соответствие
В настоящей книге говорится также о супружестве Господа и Церкви и чему оно соответствует, ибо без знания и постижения этого трудно уразуметь, что любовь в супружестве свята, духовна и небесна в своем истоке и что исходит она от Господа. И хотя некоторые в церкви говорят, что супружество вообще связано с супружеством Господа и Церкви, природа этой связи людям неизвестна. Итак, для того чтобы пролить на этот вопрос свет разумения, который сделает его очевидным, нам необходимо шаг за шагом рассмотреть это святое супружество, а также тот факт, что оно существует у тех, кто принадлежит к Церкви Господней. Более того, они и только они обладают истинной супружеской любовью. Теперь, чтобы пролить свет на эти неизвестные доселе вопросы, разобьем обозначенную тему на несколько отдельных сюжетов: (1) В Священном Писании Господь именуется женихом и мужем, а Церковь — невестой и женой, и там сказано, что союз Господа и Церкви и Церкви и Господа есть супружество. (2) Также в Священном Писании Господь именуется отцом, а Церковь — матерью. (3) Чада Господа как отца и Церкви как матери — все духовные, и в Священном Писании это понимается в духовном смысле, и называются те чада сыновьями и дочерьми, братьями и сестрами, зятьями и невестками и другими словами, обозначающими родство. (4) Духовное потомство, которое рождается от супружества Господа и Церкви — это истины, составляющие исток понимания, восприятия и всякого помышления, а также добрых дел; исток любви, благодеяния и всяческого сочувствия. (5) От супружества блага и истины, которое проистекает от Господа, люди наделяются истиной, а Господь присоединяет к ней благо, и таким образом Господь одаривает людей Церкви.
(6) Муж не представляет Господа, так же как жена не представляет Церковь, поскольку муж и жена вместе образуют Церковь. (7) Так же муж не является образом Господа и жена не является образом Церкви в супружествах ангелов на Небе и людей на земле. (8) Однако существуют соответствия с супружеской любовью, зачатием, рождением потомства, любовью к детям и прочими подобными вещами, которые содержатся в супружествах и т них проистекают. (9) Священное Писание — это связующее звено, ибо, поскольку оно исходит от Господа, оно и есть сам Господь. (10) Церковь исходит от Господа, и она пребывает с теми, кто близок к Господу и живет по Его заповедям. (11) Супружеская любовь отражает положение Церкви в человеческом обществе, ибо она отражает состояние премудрости у человека. (12) Церковь исходит от Господа, так же и супружеская любовь. Далее все вышеизложенное разъясняется. (1) В Священном Писании Господь именуется женихом и мужем, а Церковь — невестой и женой, и там сказано, что союз Господа и Церкви и Церкви и Господа есть супружество. Следующие цитаты подтверждают, что в Новом Завете Господь назван женихом и мужем, а Церковь — невестой и женой: «Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха» (Иоанн 3:29). Иоанн Креститель говорил о Господе следующее: «И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Матфей 9:15, Марк 2:19, Лука 5:34—35). «И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего» (Откровение 21:2). В «Апокалипсисе откровенном» (№ 880—881) показано, что под Новым Иерусалимом подразумевается Новая Церковь Господня. Ангел сказал Иоанну: «Пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца. И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим...» (Откровение 21:9—10). «... наступил брак Агнца, и жена Ею приготовила себя... блаженны званые на брачную вечерю Агнца» (Откровение 19:7,9). Господь называется женихом, которого встретили пять разумных жен, и вошли с ним на брачный пир. В Евангелии говорится: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Матфей 25:13). Также о том много говорится у Пророков.
118 (2) Также в Священном Писании Господь именуется отцом, а Церковь — матерью. В следующих цитатах Господь именуется отцом: «Ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира* (Исайя 9:6). «Только ты — Отец наш... от века имя Твое: «Искупитель наш» (Исайя 63:16). Иисус сказал: «И видящий Меня видит Пославшего Меня» (Иоанн 12:45). «Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Ею-» (Иоанн 14:7). «Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему-.... Видевший меня видел Отца; как же ты говоришь: покажи нам Отца?» (Иоанн 14:8—9). Иисус сказал: «Я и Отец — одно» (Иоанн 10:30). «Все, что имеет Отец, есть Мое...» (Иоанн 16:15; 17:10). «... Отец во Мне и Я в Нем» (Иоанн 10:38; 14:10-11, 20). В «Апокалипсисе откровенном» убедительно показано, что Господь и Его Отец едины, как едины душа и тело, что Бог Отец сошел с небес и принял человеческий облик ради искупления людских грехов и спасения людей, и этот его облик человеческий именуется Богом Сыном, посланным в мир. 119 В нижеследующих цитатах Священного Писания Церковь именуется матерью. Иегова сказал: «Судитесь с вашею матерью, судитесь; ибо она не жена Моя, и Я не муж ее...» (Осия 2:2, 5). «Ты дочь Супружество Господа и Церкви и его соответствие в мать твою, которая бросила мужа своего...» (Иезекиилъ 16:45). «Так говорит Господь: где разводное письмо вашей матери, с которым Я отпустил ее?» (Исайя 50:1). «Твоя мать была, как виноградная лоза, посаженная у воды...» (Иезекиилъ 19:10). Все сие было сказано о Церкви иудейской. Господь сказал: «Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» (Лука 8:21, Матфей 12:48-^9, Марк 3:33-35).
Под «учениками Господа» подразумевается Церковь. «-При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Же-но! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе-» (Иоанн 19:25—27). Это означает, что Господь почитал Церковь, но не Марию, своей матерью. Вот почему Он называет ее «женой» и матерью учеников. Он называл ее матерью своего ученика (Иоанна), поскольку Иоанн представлял Церковь в смысле многоликое™ блага, которое относится к благодеянию. Это именно Церковь в действии. По этой причине сказано, что он взял ее в свой собственный дом. «Апокалипсис откровенный» показывает, что Петр представлял истину и веру, Иаков — благодеяние (№ 5, 6, 790, 798, 879) и что двенадцать апостолов вместе представляли Церковь относительно всех ее составляющих (№ 233,790,903,915). 120 (3) Чада Господа как отца и Церкви как матери — все духовные, и в Священном Писании это понимается в духовном смысле, и называются те чада сыновьями и дочерьми, братьями и сестрами, зятьями и невестками и другими словами, обозначающими родство. Для разумного человека очевидно, что никакого иного потомства не может быть, кроме того, что рождается от Господа через Церковь, и никаких объяснений тут не нужно. В конце концов, всякие благо и истина исходят от Господа, а Церковь есть то, что воспринимает их и приводит в действие. И все духовное, имеющее отношение к Небу и Церкви, соотносится с благом и истиной. Вот почему «сыновья и дочери» означают, в духовном смысле, истины и множественность блага. «Сыновья» означают истины, зачатые в духовном человеке и рождаемые в естественном; то же относится и к «дочерям» как разно-:" видностям блага. Вот почему люди, вновь рожденные в Боге, называются в Священном Писании сынами Божьими, сынами царствия и рожденными от Бога. И Господь называл учеников своих сынами. Младенец мужеского пола, которого рождает женщина и который взят Господом (Откровение 12:5), предназначен именно для этой цели (см. «Апокалипсис откровенный» № 543).
Поскольку же дочери означают разновидности церковного блага, в Священном Писании они часто называются дочерьми Сиона, Иерусалима, Израиля и Иудиными. Это означает не что иное, как приверженность благу, которое присуще Церкви (см. также «Апокалипсис откровенный» № 612). Господь называет также людей, составляющих Его Церковь, братьями и сестрами (Матфей 12:49, 25:40. 28:10; Марк 365; Лу-' ка8-.21}. 121 (4) Духовное потомство, которое рождается от супружества Господа и Церкви — это истины, составляющие исток понимания, восприятия и всякого помышления, а также добрых дел, исток любви, благодеяния и всяческою сочувствия. Истины и разновидности блага являются духовным потомством, рож-.- денным от Господа через Церковь, ибо Господь есть сама истина и само благо, и они пребывают в Нем не как двое, а как одно, и ничто не может исходить от Господа, не будучи в Нем и Им самим. Последняя глава о супружестве блага и истины показывает, что это супружество вытекает от Господа и проникает в людей, и они наделяются им в соответствии с состоянием их разума и своим образом жизни — и притом лишь те, кто принадлежит Церкви. Причина, по которой понимание, восприятие и всякое помышление приходят к человеку через истину, в то время как любовь, благодеяние и всякое сочувствие приходят через благо, есть то, что все относящееся к человеку принадлежит истине и благу, и в человеке есть две вещи, которые делают его тем, что он есть: воля и разум. Воля воспринимает благо, а разум — истину. Тот факт, что воля привержена любви, милосердию и чувствам, а разум — восприятию и помыслам, не нуждается в дополнительных пояснениях, ибо для здравого смысла это делается очевидным, едва он к этому обращается. 122 (5) От супружества блага и истины, которое проистекает от Господа, люди наделяются истиной, а Господь присоединяет к ней благо, и таким образом Господь одаривает людей Церкви. Причина, по которой люди приемлют истину, в то время как благо и истина проистекают от Господа как одно целое, есть то, что они воспринимают ее как нечто им принадлежащее и словно бы часть самих себя. Ибо они размышляют о ней так, словно она исходит из них самих, и так же о ней говорят. Это случается потому, что истина пребывает в свете их разума, благодаря чему она становится видимой. Исток всего, что человек видит в себе, или в своем разуме, недоступен познанию и остается незримым, подобно вещам, находящимся прямо перед глазами, так что человеку кажется, что они пребывают в них самих. Подобное впечатление есть дар Божий людям, который позволяет им быть людьми и свободно обращаться к Богу. К этому следует добавить, что от рождения люди обладают способностью обнаружить, понять и стать мудрыми и эта способность связана с истиной, из которой исходят знание, понимание и мудрость. Женщина создана через истину, которая связана со всем тем, что является мужским и которая после ее замужества все отчетливее претворяется в любовь к мужчине, и тогда она тоже становится — через мужа — обладательницей истины в самой себе, и истина та присоединяется к ее благу.
123 Господь соединяет благо с истинами, которые люди от Него воспринимают, ибо человек не в состоянии постичь благо только собственными усилиями. Действительно, он не может видеть его перед собой, ибо оно не свет, но тепло, а тепло не видят, но чувствуют. Итак, когда человек обдумывает и видит перед собой истину, он редко вспоминает о благе, втекающем в нее через любовь, к которой он расположен и которая дает истине жизнь. Так же и жена помышляет не о благе, которым обладает, но о благорасположении к ней мужа, которое напрямую связано с его восхождением к мудрости. И при неведении о том мужа она преобразует благо в истинное благо, которое жена получает от Господа. Из всего этого следует, что человек получает истину от Господа, и Господь к этой истине присоединяет благо в той мере, какая необходима, чтобы человек наполнял истиной свои деяния, то есть в той мере, в какой он желает мудро мыслить, а следовательно, мудро жить. Таким образом Господь образует в человеке Церковь, ибо тогда человек соединяется с Господом в благе, исходящем от Него, и в истине, которой, как ему кажется, он обладает сам по себе. И так человек пребывает в Господе и Господь в человеке, согласно Его словам в Евангелии от Иоанна 15:4—5. То же происходит, когда мы говорим «благодеяние» вместо «благо» и «вера» вместо «истина», ибо благо относится к благодеянию, а истина — к вере. (6) Муж не представляет Господа, так же как жена не представляет Церковь, поскольку муж и жена вместе образуют Церковь. Общепринято говорить, что Господь глава Церкви, как муж — глава жены. Это подразумевает, что муж представляет Господа, а жена — Церковь. Но Господь есть глава всей Церкви, а ее составляют и муж, и жена. Муж и жена вместе — тем более. Церковь прежде насаждается в мужчине, а через него — в женщине, ибо мужчина воспринимает истину Церкви разумом, а жена получает ее от мужа. Если дело обстоит иначе, порядок нарушается. А это на самом деле случается, правда, с мужчинами, которые не любят мудрость, а следовательно, не принадлежат Церкви, либо с теми, кто целиком пребывает во власти своих жен, как рабы. (См. об этом в главе I, № 21.) (7) Так же муж не является образом Господа и жена не является образом Церкви в супружествах ангелов на Небе и людей на земле. Это вытекает из сказанного выше. Однако к сказанному нужно добавить, что истина в Церкви занимает первенствующее положение, ибо она является первой по времени. Исходя из этого церковные иерархи отдали предпочтение вере, которая связана с истиной, а не благодеянию, которое связано с благом. По той же причине ученые отдали преимущество помышлению, которое разумно, а не сочувствию, которое основывается на воле. По этой причине знание того, что есть благо благодеяния и что значит побуждение воли, лежит, образно говоря, в могиле, и находятся люди, которые забрасывают ее землей, как мертвеца, чтобы ни благо, ни чувства не восстали вновь. Однако те, кто не закрыл для Неба путь к своему разуму, утверждая, что лишь вера созидает Церковь и что помышление есть единственное отличие человека, — могут видеть, если глаза их открыты, что на самом деле наиважнейшим в религии является благо благодеяния. Итак, поскольку благо благодеяния исходит от Господа, а истина веры пребывает в человеке и словно бы исходит от него самого, и то и другое связывает Господа и человека, и человека и Господа — той связью, которую подразумевал Господь утверждая, что Он пребывает в них, а они — в Нем (Иоанн 15:4—5). Отсюда вытекает, что эта связь и есть вера. 127 (8) Однако существуют соответствия с супружеской любовью, зачатием, рождением потомства, любовью к детям и прочими подобными вещами, которые содержатся в супружествах и т них проистекают. Правда, все эти истины целиком людям неведомы, так что они могут прийти на ум лишь в свете некоего постижения соответствий. Без такого прояснения разума невозможно понять этот параграф, какие бы доказательства ни приводились. Но о том, что есть соответствие, а также о том, что вещи природного мира соответствуют вещам духовного мира, подробно говорится в «Апокалипсисе откровенном», а также в «Небесных тайнах» и особенно в «Учении Нового Иерусалима о Священном Писании». Об этом, в частности, говорится далее. Что же касается разума, которому все это еще неведомо и который все еще пребывает во мраке, то вот несколько замечаний. Любовь в супружестве соответствует побуждению к подлинной истине, ее целомудрию, чистоте и святости. Зачатие соответствует умножению истины, а любовь к детям соответствует защите истины и блага. Итак, истина выказывается в людях так, словно она принадлежит только им, а Господь присовокупляет к ней благо, и это проявляет соответствия между природным, или внешним миром человека и духовным, или внутренним его миром. Истории, рассказанные ниже, раскрывают это со всей очевидностью. 128 (9) Священное Писание — это связующее звено, ибо, поскольку оно исходит от Господа, оно и есть сам Господь. Священное Писание — это главное средство, через которое Господь связывается с людьми, а люди — с Господом, ибо в основе своей это есть Божественная истина, объединенная с Божественным благом, и Божественное благо, объединенное с Божественной истиной. В «Апокалипсисе откровенном» показано, что такое соединение происходит в каждой из частей Священного Писания в его небесном и духовном смысле — № 373,483,689,881). Это означает, что Священное Писание есть совершенное супружество блага и истины. Оно исходит от Господа, а то, что исходит от Него, есть Он сам, а следовательно, когда человек читает Священное Писание и получает из него истинные понятия обо всем, Господь присовокупляет к этому благо. Человек не может понять, как благо в него проникает, ибо он читает Священное Писание разумом, а разум усваивает лишь то, что относится к разуму, и это составляет истины. Когда разум человека просветляется, он испытывает удовольствие, из чего можно сделать вывод, что Господь присовокупляет к тому благо. Однако это случается лишь с теми, кто читает Священное Писание ради того, чтобы снискать премудрость. Те люди, что хотят обнаружить подлинную истину в Священном Писании и с ее помощью из себе подобных образовать Церковь, имеют именно такую цель — снискать премудрость. С другой стороны, те, кто читает его ради славы учения, и те, кто читает его, полагая, что одно чтение или прослушивание его вдохнет в них веру и приведет к спасению, — не получают блага от Господа. Это происходит потому, что первые желают спастись лишь через его явный смысл, в котором нет ничего от истины, а вторые желают прославиться через учение, так что никакого духовного блага в том желании не содержится, а содержится лишь природное удовольствие, которое происходит от славы мира. Священное Писание называется Заветом — Ветхим и Новым — потому, что оно есть связующее звено, и всякий завет — это связующее звено. (10) Церковь исходит от Господа, и она пребывает с теми, кто близок к Господу и живет по Его заповедям. Ныне люди не отрицают того, что Церковь принадлежит Господу, а поскольку она принадлежит Господу, она и есть сам Господь. Причина, по которой Церковь пребывает в числе тех вещей, которые Ему близки, есть то, что Церковь в христианском мире произошла от Священного Писания, а Священное Писание исходит от Него — из Него, и таким образом оно есть Он. В нем содержится Божественная истина, объединенная с Божественным благом, и это также есть Господь. Это в точности соответствует тому, что «было у Бога и было Бог», из чего исходят жизнь и свет человеке* и что «плоть бысть» (Иоанн 1:1—14). Более того, оно пребывает с теми, кто близок к Нему, ибо оно с теми, кто в Него верит, — что Он есть Бог, Спаситель, Искупитель, Справедливость Иеговы, Дверь, через которую входят в Овчарню (то есть в Церковь), Путь, Истина и Жизнь, что никто не придет к Отцу иначе, как через Него, что Он и Отец едино есть; и все прочее, чему Он учит. Говорю вам, никто не смог бы уверовать во все это, если бы это было не от Господа. Церковь может быть лишь с теми, кто близок к Нему, ибо Он есть Бог Неба и земли, как Он учит. К кому еще можем и должны мы прийти? Церковь может быть лишь с теми, кто живет согласно Его заповедям, ибо с другими нет у него связи, так как Он говорит: «Кто имеет заповеди мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих...» (Иоанн 14:21, 24). Любовь есть соединение, а соединение с Господом есть Церковь. 130 (11) Супружеская любовь отражает положение Церкви в человеческом обществе, ибо она отражает состояние премудрости у человека. Как часто прежде уже говорилось и будет еще не раз говорено, любовь в супружестве у людей соотносится с их мудростью. Далее следуют разъяснения того, что есть мудрость, и того, что мудрость есть то же, что и религия. Люди обладают знанием, разумением и мудростью. Знание означает быть знакомым с чем-либо, разумение означает понимание, а мудрость означает жизнь. Мудрость, взятая в целом, означает вместе ознакомление, понимание и жизнь. Вначале приходит знание о вещах. На нем зиждется понимание, а эти два понятия составляют мудрость — которая приходит, если человек живет разумно в согласии с истинами, которые ему внятны. Итак, мудрость соотносится одновременно с пониманием и жизнью. И она становится мудростью, если составляет основу понимания, а следовательно, является составляющей жизни, и в конце концов она становится мудростью, если отчасти состоит из жизни, а следовательно, отчасти — из понимания. Самые первые люди на земле ничего не знали о мудрости, но мудрость была тогда частью жизни. Это была мудрость тех, кого называли премудрыми. Но древние люди, которые жили после первых людей, приняли за мудрость мудрствование, и таких называли философами. Однако ныне многие называют мудростью знание о вещах, ибо мудрыми теперь называют умных, знающих и искусных. И так мудрость опустилась со своих высот в низину. Теперь необходимо сказать о том, какова мудрость, когда она возникает и когда достигает своего полного проявления. Вещи, которые относятся к вере и называются духовными, всего глубже вкоренены в человеке. Те же, которые называются гражданскими и касаются отношений в обществе, занимают более низкое положение, а те, что относятся к знанию, опыту и умению, называются мирскими, и пребывают всего ниже. Причина, по которой вещи, относящиеся к вере, называются духовными, пребывающими глубже всего в человеке, есть то, что они связаны с Небом, а через Небо — с Господом, ибо ничто кроме этого не нисходит на человека от Господа через Небо. Вещи, которые называются гражданскими и касаются общественных отношений, занимают место ниже духовных потому, что они связаны с природным миром, ибо это природные отношения — гражданские состояния, законы и уложения, призванные обуздывать людей, чтобы превратить их в устойчивое, сплоченное общество и государство. Вещи, имеющие отношение к знаниям, опыту и умению и называемые мирскими, располагаются ниже всего, поскольку они связаны непосредственно с пятью органами чувств, а это и есть низшие вещи. Внутренние воления разума и глубочайшие побуждения души, можно сказать, покоятся на них. Итак, все то, что относится к вере и называется духовным, покоится глубоко внутри, и те внутреннейшие начала составляют голову. То, что следует ниже и называется гражданским, составляет тело, а самая нижняя часть, называемая природной, образует ноги. И так явствует, что когда эти три следуют одно за другим по порядку, человек составляет полноценное существо. Ибо тогда все это втекает сверху вниз, так же, как в физическом смысле голова воздействует на тело, а через тело — на ноги. Так же духовная составляющая перетекает в гражданскую, а через гражданскую — в природную. Итак, то, что духовно, предстает в небесном свете, и этот свет освещает все по порядку, и тепло небесное, которое есть любовь, дает всему этому жизнь, и когда это случается, человек пребывает в мудрости. А поскольку сказано, что мудрость относится к образу жизни, а следовательно, к пониманию, встает вопрос, что есть мудрость жизни? Если говорить коротко, мудрость заключается в отрицании зла, поскольку оно язвит душу, государство и тело, и совершении благих дел, ибо это благоприятно для души, государства и тела. Вот какова та мудрость, с которой связана супружеская любовь, ибо она связана с такой мудростью через то, что избегает зла прелюбодеяния как отметины, остающейся на душе, в государстве и на теле. А поскольку такая мудрость, словно ключ, бьет из духовных начал, относящихся к вере, это означает, что супружеская любовь пребывает в человеке в соответствии с положениями Церкви, ибо она соответствует мудрости каждого человека. Мы также должны иметь в виду, хоть это неоднократно говорилось прежде, что в той мере, в какой человек духовен, он подвержен влиянию истинной супружеской любви, ибо человек становится духовным через духовное в религии. (Более о мудрости, к которой прилепляется супружеская любовь, говорится в № 163—165.) (12) Церковь исходит от Господа, так же и супружеская любовь. Это следует из того, что уже сказано выше, так что я и не стану более о том говорить. К тому же все ангелы на Небе могут свидетельствовать, что истинная супружеская любовь исходит от Господа, а также что такая любовь пребывает в соответствии с их мудростью, а состояние мудрости соответствует состоянию веры. (Истории, которые следуют после этой главы, увиденные и услышанные мною в духовном мире, явственно подтверждают, что ангелы могут о том свидетельствовать.) К сему прибавлю две достопамятные истории. Вот первая. Однажды беседовал я с двумя ангелами. Один был из восточного неба, а другой — из южного. Когда они поняли, что я размышляю о вещах, еще не известных, о мудрости и супружеской любви, они спросили: «Известно ли тебе что-либо о состязаниях в мудрости в нашем мире?» Я сказал: «Нет, ничего». «Их множество, — сказали они, — и те, кто любит истины из духовного к ним интереса или оттого, что истины суть истины и являют собой путь к мудрости, — собираются вместе на заходе солнца, чтобы обсудить вопросы, которые требуют глубокого понимания». Затем они взяли меня за руку со словами: «Следуй за нами, и ты увидишь и услышишь. Это случится сегодня». Они повели меня через равнину к холму. У подножия холма была аллея пальм, которая протянулась до самой вершины. Мы вошли в нее и поднялись наверх. Поднявшись на вершину, мы увидели рощу. Деревья в этой роще словно образовывали собою помещение театра, и внутри него было ровное пространство, вымощенное разноцветными камнями. Вокруг того места по четырем сторонам были расставлены стулья, на которых сидели любители премудрости. В центре стоял стол, а на нем лежала бумага, скрепленная печатью. Люди, которые сидели на стульях, пригласили нас занять свободные места, но я сказал: «Два ангела привели меня сюда для того, чтобы я смотрел и слушал, я не для того, чтобы участвовал в обсуждении». Тогда два ангела подошли к столу, сломали печать и прочли сидевшим о тайнах премудрости, которые были там записаны, чтобы можно было их рассмотреть и обсудить. Бумага была написана и прислана сюда ангелами третьего неба. В ней содержались три вопроса. Первый: «Каков образ Бога и каково подобие Божие, по которому сотворен человек?» Второй: «Почему люди рождаются, вовсе не обладая искусством, какое требуется для любви, в то время как птицы и животные, как благородные, так и низкого развития, рождаются уже обладая тем искусством?» Третий: «Что означает «Древо Жизни», «Древо познания добра и зла» и «вкушать от их плодов»?» Внизу была приписка: «Сведите эти три вопроса к одному, запишите ваше мнение на листке бумаги и положите его на стол. Мы рассмотрим ответ. Если ваше суждение окажется справедливым и истинным, каждому из вас будет дано вознаграждение премудрости». Прочтя эти слова, два ангела удалились и взмыли каждый на свое небо. Тогда люди, сидевшие на стульях, начали обсуждение и обдумывание вопросов, поставленных перед ними. Они заговорили, вначале — те, кто сидел на северной стороне, затем — другие, с западной, южной и, наконец, с восточной сторон. Они взялись за первый вопрос, который звучал так: «Каков образ Бога и каково подобие Божие, по которому сотворен человек?» Для начала были каждому прочитаны следующие слова из Книги Бытия: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему... И сотворил Бог человека по образу Своему, об образу Божию сотворил его...» (Бытие 1:26— 27) «Когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его...» (Бытие5:1). Те, кто сидел на северной стороне, заговорили первыми: «Образ Божий и подобие Божие — это две жизни, которые вдохнул Бог в человека, — жизнь его воли и жизнь разума, ибо сказано: «Господь Бог... вдунул в лице его дыхание жизни', и стал человек душою живою» (Бытие 2:7). «В лице его» означает, что Он вдохнул в его понимание идею о том, что человек может желать блага и понимать истину, так чтобы дыхание жизней пребывало в нем. И поскольку Бог вдохнул в человека жизнь, образ и подобие Божие символизируют непорочность, которую эти мудрость и любовь и эти праведность и правосудие ему придают». Те, кто сидел на западной стороне, согласились с этим суждением, но добавили: «Это состояние непорочности, которое вдохнул Господь, Он непременно вдыхает в каждого человека, начиная с Адама. Но оно пребывает в человеке как в сосуде, и человек является образом и подобием Божиим в зависимости от того, какое вместилище он собой представляет». Настал черед третьих, которые сидели на южной стороне, и они сказали: «Образ Божий и подобие Божие—две разные вещи, хотя они и соединены в человеке со времен творения. И мы можем видеть благодаря внутреннему свету, что образ Божий человек может потерять, а вот подобие Божие — нет. Мы видим это словно сквозь сито из того, что Адам сохранил подобие Божие после того, В оригинале «дыхание жизней». Латинский перевод Библии следует древнееврейскому тексту, в котором здесь употреблено множественное число. как лишился образа Его, ибо после грехопадения было сказано: «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло» (Бытие3:22). И позже он назван подобием, но не образом Божиим (Бытие5:1)- Однако мы предоставляем нашим коллегам с восточной стороны — у которых больше света — точнее высказаться о том, что есть образ Божий, а также подобие Божие». Когда все успокоились, те, кто сидел на восточной стороне, встали со своих мест, посмотрели вверх в сторону Господа, затем вновь сели на свои места и сказали: «Образ Божий есть вместилище Бога. А Бог есть сама любовь и сама мудрость, так что образ Божий есть вместилище, которое наполняется любовью и мудростью от Бога. Зато подобие Божие есть совершенное подобие и цельное явление, которое любовь и мудрость представляют в человеке, а следовательно, его неотъемлемое свойство. Действительно, человек непреложно ощущает, что любит сам по себе и обладает мудростью сам по себе—либо желает блага и знает истину саму по себе — в то время, впрочем, как ничем этим не обладает от себя, но от Бога. Только Бог любит сам по себе и премудрствует сам по себе, ибо Бог есть сама любовь и сама мудрость. Подобие, или видимость, в которой любовь и мудрость, или благо и истина пребывают в человеке, словно они исходят от него, есть то, что делает человека человечным и способным воссоединяться с Богом, и через это жить вечно. Это проистекает из того факта, что человек человечен благодаря тому, что способен желать блага и знать истину, словно это он делает сам по себе, в то же время зная и веря, что и то, и другое исходит от Бога. Ибо Бог помещает свой образ в человека в соответствии с тем, насколько человек ведает об этом и в это верит. И дело обстоит совсем не так, когда человек верит, что всем этим обладает сам по себе, а не благодаря Богу». Едва они сказали это, их охватил жар, исходивший от любви к истине, и они сказали: «Может ли человек воспринять сколько-нибудь любви и мудрости, удержать воспринятое и дать ему новую жизнь, если он не чувствует это как свое? И как может человек соединиться с Богом через любовь и мудрость, если он не обладает потребностью к такому соединению? Ибо без такой взаимности никакое соединение невозможно. А способствует соединению то, что человек любит Бога и сознает, что Божьим является все то, чем он обладает как бы сам по себе, веря, однако, что все это от Бога. И как же может человек жить вечно, не соединившись с Превечным Богом? И разве может человек быть человеком, не обладая подобием Божиим в себе?» Все слушавшие одобрили сказанное и предложили сделать заключение из того, что было сказано. И вот что они возвестили; «Мы можем сделать это заключение исходя из следующего: человек есть вместилище Бога, а вместилище Бога есть образ Божий. А Бог есть сама любовь и сама мудрость, а следовательно, человек есть вместилище для того и другого. И такое вместилище есть образ Божий в той мере, в какой человек способен это воспринять. Также человек есть подобие Божие благодаря тому, что он чувствует то, что в нем от Бога, как свое. Однако это подобие претворяет его в образ Божий в той мере, в какой он признает, что любовь и мудрость, или благо и истина пребывают в нем не как нечто, принадлежащее ему, но как Богово и исходящее от Бога». 133 После того они перешли ко второму предмету рассмотрения: «Почему люди рождаются, вовсе не обладая искусством, какое требуется для любви, в то время как птицы и животные, как благородные, так и низкой породы, рождаются уже обладая тем искусством, какое потребно для их любви?» Вначале они подтвердили эту истину различными рассуждениями, например, что человек рождается, не обладая каким-либо знанием, ни даже знанием о супружеской любви. Опросив знающих людей, они установили, что младенец не может даже сам припасть к материнскому соску, обладая врожденным знанием, и матери или кормилице приходится делать это самим. И единственное, что он умеет — это сосать, а научился он тому от непрестанного сосания в утробе. Позднее выясняется, что младенец не умеет ходить ни даже звуки произносить на каком-либо человеческом наречии, — тем более выразить свою любовь, как умеют это делать животные. Еще далее выясняется, что он не имеет представления о том, какая пища ему полезна, в то время как животным это ведомо, хватает все, до чего может дотянуться, и тащит в рот, независимо от того, чистое оно или грязное. Опытные люди сказали, что без дополнительных объяснений человек даже не понимает различия полов, и уж тем более вовсе ничего не знает о том, как мужчина и женщина любят друг друга. Даже юноши и девушки не знают об этом и нуждаются в соответствующих наставлениях, при том что они уже имеют различные профессиональные навыки. Одним словом, человек рождается просто как плоть, как червь, и он остается всего лишь плотью, пока другие не научат его знать, понимать и быть мудрым. После того они убедительно доказали, что животные — как благородные, так и низкой породы — земные животные и те, которые летают в небе, рептилии, рыбы, жуки, называемые насекомыми, — являются на свет осведомленными о своей любви. Они знают все о том, чем им питаться, о местах, где они могут обитать, о половой любви и размножении и о том, как выращивать своих детенышей. Те люди доказывали это, вспоминая всевозможные наглядные случаи, которым были свидетелями, о которых слышали или читали в природном мире, — так они называли мир, где жили прежде, — в мире, населенном реальными, а не призрачными животными. Когда истина была таким образом установлена, мы обратили свои помыслы к тому, чтобы исследовать и изыскать возможности и средства раскрыть эту тайну. Все согласились на том, что причиной тому должна быть Божественная мудрость, предполагающая, что люди должны быть людьми, а животные — животными, ибо в таком случае несовершенство человека от рождения оборачивается совершенством, а совершенство животного превращается в его несовершенство. Тогда северяне принялись излагать свое мнение, говоря: «Поскольку человек, рождается свободным от знания, он может его получить. Если бы он рождался знающим, он не смог бы получить новые навыки помимо тех, которыми бы уже обладал, и, более того, не смог бы воспринять их». Они проиллюстрировали свое мнение следующим сравнением: «Родившийся человек — как незасеянная почва; такая почва примет всякое семя, взрастит его и оплодотворит. Животное же — как почва, засеянная травой и другими растениями, которая уже не может принять прочие семена, кроме тех, что уже есть в ней. А если бы она их приняла, это бы их погубило, Вот почему человек растет долгие годы, в течение которых почва культивируется, чтобы у нее достало сил взрастить все виды злаков, цветов и деревьев. Животное же довольно быстро матереет и на протяжении этого времени в нем можно культивировать лишь то, ради чего оно появилось на свет». Тогда заговорили западные люди: «Человек рождается без знаний, в отличие от животного, однако он рождается со способностью и наклонностью — со способностью знать и наклонностью любить. Он рождается со способностью не просто знать, но понимать и быть премудрым. И также, когда рождается, он обладает самой совершенной наклонностью не просто любить вещи, относящиеся к нему самому и к миру, но также любить те вещи, которые относятся к Богу и небесам. Итак, когда человек рождается у своих родителей, он представляет собой организм, живущий вначале исключительно' внешними ощущениями безо всяких внутренних, и он все более и более становится человеком — вначале природным, затем разумным и, наконец, духовным. Однако он не стал бы духовным человеком, если бы родился со всеми навыками и привязанностями, с которыми рождается зверь. Врожденные навыки и предрасположенность ограничивают этот процесс, в то время как врожденные способность и наклонность ничему не препятствуют. И так человек всегда может совершенствовать свои знание, понимание и мудрость». Тут слово взяли южане и вынесли следующее суждение: «Человек не может получить знание от самого себя, он получает его от других, ибо не обладает врожденным знанием. А поскольку он не может получить знание от самого себя, он не может в себе обнаружит» никакой любви, ибо там, где нет знания, нет любви. Знание и любовь — неразлучные спутники, и они не могут более меж собой разделяться, кроме как воля и разум, или чувство и помышление — то есть не более, чем сущность и форма. Итак, поскольку человек набирается знаний от других, любовь прилепляется к знанию, будучи его спутницей. Всепоглощающая любовь, отдающая себя, есть любовь знающая, понимающая и премудрая. Только люди, но не животные испытывают такую любовь, и она проистекает от Бога. Мы согласны с нашими товарищами с запада, что человек рождается без любви, а следовательно, и без знания, и что он рождается единственно с наклонностью любить, которая придает ему способность получить соответствующее знание — не от самого себя, но от других. И хотя сказано «от других», другие, однако, тоже получают знания не от самих себя, но от Бога. Мы также согласны с нашими товарищами с севера, что новорожденный есть как бы незасеянная почва, которую можно засеять любыми семенами, добрыми и сорными. Мы бы добавили еще следующее. Животные рождаются со своей природной любовью, и они обладают навыками, необходимыми для такой любви. Они не получают никакого специального знания, постижения, понимания или мудрости через те навыки, но с их помощью они постигают свою любовь, как слепые пересекают улицу, ведомые собаками-поводырями. С точки зрения разума они и на самом деле слепы. Или, лучше сказать, они как лунатики, которые делают что-то вслепую, пока разум их спит». Последними взяли слово люди с восточной стороны. «Мы присоединяемся к тому, что сказали наши братья — что человек, сам по себе ничего не знает, и знание (о любви) он получает благодаря и через других людей, так что он может в конце концов постичь, что все, что знает, понимает и разумеет, в нем от Бога и что никаким иным путем человек не может быть зачат, рожден и создан Господом как Его образ и подобие. Ибо он становится образом Божиим через знание и веру в то, что всякое благо, соединенное с любовью и благодеянием, и всякая истина, сочетающаяся с мудростью и верой, есть то, что он получил и получает от Господа, а не порождает сам из себя. И чувство, что все это пребывает в нем так, словно исходит от него же, делает его подобием Господа. И он чувствует это потому, что все эти навыки не были врожденными, и он их обрел, а то, что человек обретает, представляется ему исходящим от него- же. Также Господь наделяет человека этим чувством с тем, чтобы он был человеком, но не животным, поскольку это дается ему через то, что он желает, о чем помышляет, что любит, знает, понимает и разумеет как бы сам по себе, так что человек получает навыки и возвышает их до понимания, а, применяя их, сам возвышается до мудрости. Таким образом Господь соединяет человека с Собой, а человек соединяется с Господом. Этого бы не случилось, если бы Господь не сделал так, что человек рождается в полном незнании». Когда все это было произнесено, присутствующие захотели вывести из всего сказанного заключение, и оно получилось следующим: «Человек рождается, не обладая знанием, так что он должен добывать всякое знание и продвигаться к пониманию, а через него — к мудрости. И он рождается безо всякого чувства любви, так что ему приходится добиваться любви Бога через любовь к ближнему. Это соединяет его с Богом, через что он и становится человеком и получает жизнь вечную». 135 После того они взяли лист бумаги и прочли о третьем предмете обсуждения, который был сформулирован так: «Что означает «Древо Жизни» и «Древо познания добра и зла» и «вкушать от их плодов»?» Все попросили тех, кто был с востока, раскрыть эту тайну, поскольку она требует более глубокого понимания, а те, которые были с востока, обладают пламенным светом. Иными-словами, они обладают премудростью любви. Эдемский сад, в котором росли эти два дерева, обозначал такую премудрость. Они сказали: «Мы раскроем ее, но мы должны сказать, что никто ничем не обладает сам по себе, ибо все у нас от Господа, так что говорить мы будем от Его имени, а также и от нашего, словно это исходит от нас». И еще они сказали: «Дерево — это человек, а его плоды — это благо. Древо Жизни — это человек, который живет в Боге, или Бог живет в нем. И любовь и мудрость, так же как благодеяние и вера (означающие благо и истину) составляют Божественную жизнь в человеке, все это и обозначено как Древо Жизни. По этой причине оно означает вечную жизнь человека. Древо Жизни в Откровении (2:7 и 22:2,14), плодов которого можно отведать, означает то же. Древо познания добра и зла обозначает людей, которые верят, что живут сами по себе, а не благодаря Богу — иными словами, верящих, что любовь и мудрость, благодеяние и вера, то есть благо и истина, — суть нечто, чем они обладают сами по себе, не от Бога. Люди верят в это, поскольку они мыслят, желают, говорят и действуют словно бы сами по себе. И в своей вере человек убеждает себя, что Бог вмещает Себя в него — вливает в него Свою Божественную сущность, — вот почему змей сказал: «Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются таза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Бытие 3:5). Есть от этих деревьев означает получать нечто и присваивать это себе. Есть от Древа Жизни означает получить жизнь вечную, а есть от Древа познания добра и зла означает принять проклятие. Вот почему и Адам, и его жена были прокляты вместе со змеем. Змей означает дьявола в смысле себялюбия и гордыни. Это древо и есть себялюбие, и люди, которые полны такой любви к себе, представляют собой такое древо. Итак, люди, которые верят, что Адам обладал знанием и творил благо сам по себе, и что так было благодаря его непорочности, впадают в великое заблуждение. Действительно, именно оттого, что Адам сам верил в это, он был проклят, вот что означает вкушать от Древа познания добра и зла. Из-за того Адам лишился своего состояния непорочности, которое было у него, когда он верил, что обладает знанием и творит благо вовсе не сам по себе, но благодаря Богу, — вот что означает вкушать от Древа Жизни. Только Господь, когда Он пребывал в природном мире, обладал знанием Сам по себе и творил благо Сам по себе, ибо Сама Божественная сущность пребывала в Нем с Его рождения и была Им. И так из Своего собственного могущества Он сделался Искупителем и Спасителем». Из всего изложенного и прочих высказанных мыслей они сделали следующее заключение: «Древо Жизни и Древо познания добра и зла и вкушение от них означает, что жизнь человека — это Бог, пребывающий в нем, и что через это ему уготовано Небо и жизнь вечная. А это означает, что смерть человека наступает оттого, что он убежден и верует, что жизнь его заключается не в Боге, а в нем самом, и за то уготованы ему ад и вечная смерть, то есть проклятие». Затем они взглянули на листок, оставленный ангелами на столе, и увидели предписание: «Составьте из этих трех утверждений одно». Они сравнили все три заключения и увидели, что все они соединились в логическую цепь — и вот как вкратце это звучит: «Человек был создан, чтобы получать любовь и мудрость от Бога, хотя ему представляется, что от самого себя, ради приятия и соединения. И, исходя из этого, человек рождается безо всякой любви и навыков к такому соединению, а также безо всякой собственной любовной силы и премудрости. И покуда он приписывает Богу всякое благо, которое получает от любви, и всякую истину, которая приходит с мудростью, его можно считать живым, а если он приписывает все это себе, его можно считать мертвым». Они написали это на чистом листе бумаги и оставили листок на столе. Внезапно явились им в ярком сиянии ангелы. Они взяли листок и унесли его на Небо. После того, как его там прочли, люди, сидевшие на стульях, услышали голоса: «Хорошо, хорошо, хорошо». И тотчас явился оттуда некто, словно прилетел. У него было два крыла на ногах и два — у висков, и в руках он нес награды. То были тоги, шапки и лавровые венки. Он опустился и вручил опаловые тоги тем, которые сидели на северной стороне, и алые — тем, которые были на западе. Тем, кто сидел на южной стороне, он вручил шапки, на макушке украшенные золотыми лентами с жемчугом, а с левой стороны загнутые вверх и украшенные бриллиантами в виде цветов. Тем, что были с востока, он вручил лавровые венки с рубинами и сапфирами. Все, кто принял участие в этом состязании в мудрости, получили награды и отправились домой. Они хотели похвастать теми. наградами перед своими женами, но к немалому их удивлению жены вышли их встречать, сами украшенные великолепными небесными драгоценностями. 137 Вторая история. Как-то, помышляя о любви в супружестве, я увидел в отдалении двух нагих ребятишек с корзинками в руках, а вокруг них порхали голуби. Когда они приблизились, они все еще казались мне нагими и вместо одеяний были убраны гирляндами. Маленькие венки украшали их головы, гирлянды лилий и синих роз висели у них через плечо и до чресел, украшая грудь. А бедра были несколько раз опоясаны гирляндами из листьев с маслинами. Когда же они еще приблизились, оказалось, что то не дети и к тому же не обнаженные, а что это двое людей во цвете юности, одетые в туники и прочую одежду из блестящего шелка, украшенного великолепными цветами. Когда они оказались совсем близко, на меня повеяло теплым дыханием весеннего неба, и я ощутил приятное благоухание, как от первых цветов в садах и на полях. Это была супружеская чета с Неба. И они заговорили со мной. То, что я видел, удивило меня, и они спросили: «Что ты видел?» Я сказал им, что вначале мне почудилось, что передо мной два нагих ребенка, затем — что они украшены гирляндами, и в конце концов — что передо мною взрослые люди в одеждах, расшитых цветами. И я сказал, что в тот момент на меня повеяло весной и ее радостями. Они весело рассмеялись на это и сказали, что для самих себя они не выглядят как младенцы, когда удаляются, ни как обнаженные, что нет у них гирлянд и что всегда они выглядят так, как теперь. Но они сказали, что так на расстоянии представляется их супружеская любовь — ее целомудренность предстает в виде нагих детей, ее увеселения — в виде гирлянд, и то же означают цветы на одежде. И они сказали: «Ты сказал, что когда мы приблизились, весеннее тепло с его благоуханием сада дохнуло на тебя. Мы скажем тебе, почему. Мы женаты уже сотни лет, и все это время пребываем в цветении юности, как теперь. Наше первоначальное состояние было, как у всяких молодых мужчин и женщин, когда они соединяются в супружестве. Мы полагали тогда,- что такое состояние и есть блаженство всей нашей жизни. Однако от других на нашем небе мы услышали, и сами замечали это позже, что это было состояние тепла, не растворенного в свете, и что постепенно, по мере того как совершенствуется премудрость мужа, тепло то смягчается светом, и жена любит в своем муже этот свет. Так получается в результате того, что они делают вообще, а также, соответственно, в результате того, что они делают сообща. И тогда приходит время услад, которые являются в зависимости от того, как тепло и свет — а точнее сказать, мудрость и любовь к мудрости — растворились друг в друге. Когда мы приблизились, на тебя дохнуло теплом, похожим на дыхание весны, потому что супружеская любовь и весеннее тепло на нашем небе неразлучны. Ибо тепло для нас есть любовь, а свет, с которым то тепло соединяется, есть мудрость. То же, что мы делаем, — это как воздух, который объемлет и то и другое. Что есть тепло и свет, если они ни в чем не пребывают? Так же можно спросить, что есть любовь и мудрость, если они ни к чему не приложены? В таком случае меж ними и нет брачного союза, ибо в них отсутствует нечто, что должно быть. На Небе, где царит весеннее тепло, пребывает истинная супружеская любовь. Причиной тому то, что весна наблюдается там, где тепло и свет равномерно благорастворены, то есть там, где света так же много, как и тепла, и наоборот. И, исходя от нас, любовь благорастворяется в премудрости, а, с другой стороны, премудрость благорастворяется в любви, так же как тепло благорастворяется в свете, и наоборот, свет в тепле». И еще он сказал: «У нас на Небе всегда светло и никогда не бывает вечерних теней, тем более ночи, ибо наше солнце не восходит и не заходит, как ваше, но всегда находится между зенитом и горизонтом, что мы называем «в 45 градусе Неба». Вот почему тепло и свет, исходящие от нашего солнца, порождают вечную весну, а весенний дух всегда овевает тех, у кого любовь и мудрость сочетаются равномерно. И дыхание нашего Господа есть не что иное, как движение, порожденное вечным союзом тепла и света. Вот откуда в вашем мире происходят всеобщее произрастание и спаривание птиц и животных весной. Весеннее тепло высвобождает то, что в них таилось, все, вплоть до самых потаенных глубин, называемых душой. Оно побуждает их и внушает им идею супружества, так что их инстинкт продолжения рода находит свое удовлетворение благодаря постоянному побуждению к получению плодов своей деятельности — то есть к размножению. На людей же весеннее тепло, исходящее от Господа, воздействует постоянно, и они могут наслаждаться супружеством во все времена года, даже зимой. Ибо мужчина рожден вместилищем света, то есть Божественной мудростью, а женщина — вместилищем тепла, то есть любовью к мудрости, полученной от Господа. Вот почему ты ощущал, как веет на тебя весеннее тепло и его благоухание, словно от первых бутонов в садах и на полях». Сказав все это, муж протянул мне свою правую руку и отвел меня к домам, в которых проживали супружеские пары, так же, как муж сей и его жена, пребывавшие во цвете юности. Он сказал: «Эти жены, которые так молоды и свежи, были в мире старейшими из женщин, а их мужья, которые выглядят так молодо, были там дряхлыми стариками. Господь вернул им цветение юности, потому что они любили друг друга и, по установлениям своей веры, избегали прелюбодеяния как тяжкого греха. Только те, кто отвергает ужасные радости прелюбодеяния, познали блаженные радости супружеской любви. И никто не может отвергнуть их, не получив премудрости от Господа. Никто не получит от Господа премудрости, если он не делает благих дел из любви к тем делам». Тогда видел я обстановку в тех домах. Все здесь имело небесные формы и сияло золотом, которое словно пламенело от рубинов, вправленных в него.
Глава VII О ЦЕЛОМУДРИИ И РАСПУТСТВЕ
Поскольку я лишь приступил к обсуждению различных сторон супружеской любви, эта любовь в своих частностях пока может быть различаема не иначе, как смутно и словно наугад, если не рассматривать при этом ее противоположность. Ее противоположность есть нечто нечестивое, что трудно выявить при описании одновременно целомудренного и распутного, ибо чистота есть лишь отделение нечистого от чистого. Однако во второй части в конце книги говорится о распутстве, которое совершенно противоположно целомудрию, разновидности коего досконально описаны в разделе «Неистовые удовольствия блудной любви». Что есть целомудрие и распутство и кому они присущи, описывается в следующем порядке: (1) Целомудрие и распутство имеют отношение лишь к супружеству и к тому, что с ним связано. (2) Целомудрие свойственно только единобрачному супружеству, то есть супружеству одного мужчины и одной женщины. (3) Целомудрие свойственно лишь христианскому супружеству. (4) Истинная супружеская любовь есть само целомудрие. (5) Все наслаждения истинной супружеской любви целомудренны — даже самые низкие. (6) Утех, кого Господь сподобил быть духовными людьми, супружеская любовь становится все более и более чистой и в итоге делается целомудренной. ( (7) Целомудрие супружества состоит в полном неприятии блуда по религиозным причинам. (8) Целомудрие не может относиться к младенцам, ма-, ленъким мальчикам и девочкам, отрокам и отроковицам до того, как они испытают половую любовь. (9) Целомудрие не может относиться к урожденным евнухам или к тем, кто стал евнухом. (10) Целомудрие не может относиться к тем, кто не считает прелюбодеяние религиозным злом, а тем более к тем, кто не считает его социальным злом. (11) Целомудрие не может относиться к тем, кто воздерживается от прелюбодеяния по различным внешним причинам. (12) Целомудрие не может относиться к тем, кто полагает супружество нечистым. (13) Целомудрие не может относиться к тем, кто отказался от супружества и поклялся всегда блюсти девство, если они не обладают любовью к истинной супружеской жизни. (14) Супружество предпочтительнее девства. Далее следует объяснение всего перечисленного. 139 (1) Целомудрие и распутство имеют отношение лишь к супружеству и к тому, что с ним связано. Так происходит потому, что истинная супружеская любовь есть само целомудрие (об этом ниже), а ее противоположность, называемая внебрачной любовью, есть само распутство. Итак, супружеская любовь целомудренна лишь в той мере, в какой свободна от противной ей любви, ибо именно в этой мере она избавлена от своей разрушительной противоположности. Это показывает, что есть чистота супружеской любви, называемая целомудрием. Существует супружеская любовь, которая не является целомудренной, хотя не является она и распутной, — она возникает между супругами, которые по различным внешним причинам воздерживаются от похоти и даже не помышляют о ней. Ибо в духе любовь их не очищена, а значит, она не стала целомудренной. Ее внешняя форма целомудренна, но ей не присуще истинное целомудрие. 140 Понятия «целомудренное» и «нецеломудренное», или «распутное», имеют отношение к супружеству, поскольку супружество запечатлено в мужчине и женщине от внутренних начал до внешних. Оно управляет помышлениями и чувствами человека, а также — подсознательно — его телодвижениями и поступками. Истинность этого утверждения проще всего лицезреть, наблюдая распутных. Распутство, которое занимает их мысли, проявляется уже в звуках их голоса, и не случайно всякий разговор — даже о целомудренных вещах — они сводят к чему-то непристойному. (Звучание голоса определяет осознанные желания, а сами речи — помышления разума.) Это означает, что их воля и все, что с ней связано, или их разум в целом, а следовательно, и все тело, изнутри и снаружи, охвачены распутством. Слышал я от ангелов, что уши их различают распутство в речах искуснейших лицемеров, независимо от того, сколь целомудренны их речи, о том же ангелы могут судить по тем флюидам, которые от них исходят. Это также означает, что распутство пребывает в самых потаенных глубинах их существа, а следовательно, глубоко укоренено в теле и что оно покрывает тело снаружи, как панцирь, покрытый разноцветным узором. От сынов Израилевых нам известно, что от распутного исходит дух похоти, ибо всякий предмет, к которому даже едва прикоснулся нечестивый человек, становится нечистым. Эти мысли приводят к заключению, что то же относится к людям целомудренным. То есть что у них все целомудренно, от самых внутренних начал до внешних, и что это происходит благодаря супружеской любви. Вот почему говорится: «Для чистого всякая вещь чиста, а для нечистого всякая вещь нечиста». (2) Целомудрие свойственно только единобрачному супружеству, то есть супружеству одного мужчины и одной женщины. Целомудрие свойственно лишь таким супружествам, поскольку для них супружеская любовь коренится не в природном человеке, а в его духовной сущности, и постепенно она прокладывает себе путь к самой духовной любви — к любви блага и истины, которая является ее истоком. И она с ней соединяется. Супружеская любовь является по мере роста премудрости, и это случается по мере того, как Господь насаждает в человеке церковность, что уже было не раз показано. Такое не может случиться с многоженцами, поскольку они раздробляют супружескую любовь, а когда она разъята, она ничем не отличается от половой любви, которая сама по себе природна. Однако нечто, относящееся к сему предмету, будет показано ниже, при обсуждении вопроса. 142 (3) Целомудрие свойственно лишь христианскому супружеству. Так происходит потому, что истинная супружеская любовь, которую испытывает человек, соответствует состоянию его церковности, и он получает ее от Господа, как показывают прежние обсуждения, см. № 130—131 и др. Так происходит еще и потому, что истины веры содержатся в Священном Писании, в котором присутствует сам Господь. Это означает, что целомудренная любовь встречается лишь в христианском мире. И если даже ее там нет, она должна быть именно там. Христианское супружество означает супружество одного мужчины и одной женщины. В соответствующем месте будет разъяснено, что такое супружество свойственно христианам, и оно переходит по наследству от родителей, обладающих истинной супружеской любовью, и что такая любовь может стать источником врожденной способности и склонности понимать все то, что относится к Церкви и к Небу. В главе, посвященной многоженству, показано, что если христианин имеет не одну жену, он совершает прелюбодеяние не только на природном, но и на духовном уровне. 143 (4) Истинная супружеская любовь есть само целомудрие. Объяснения тому таковы: а) Она исходит от Господа и соответствует супружеству Господа и Церкви. б) Она исходит от супружества блага и истины. в) Она так же духовна, как Церковь для людей. г) Это основополагающая любовь и главная среди всех небесных и духовных видов любви. д) Это истинный питомник человечества, а отсюда — и ангелов небесных. е) По этой причине ею обладают ангелы небесные, а от их любви рождается духовное потомство, то есть любовь и мудрость. ж) Итак, проявления супружеской любви наблюдаются прежде всякого прочего движения с самого творения. Из этого вытекает, что сущность истинной супружеской любви, в силу ее происхождения, чиста и свята, и ее можно назвать самой чистотой и святостью, а следовательно, самим целомудрием. Однако в параграфе б (см. ниже, № 146) показано, что она не полностью чиста ни у людей, ни у ангелов. 144 (5) Все наслаждения истинной супружеской любви целомудренны — даже самые низкие. Это следует из того, что поясняется выше, — что истинная супружеская любовь есть само целомудрие, а наслаждения суть ее жизнь, и что наслаждения этой любви. поднимаются и попадают на Небо, и по пути они проходят через небесные радости и небесную любовь, которой обладают ангелы на Небе, а еще эти наслаждения присоединяются к радостям ангельской супружеской любви. Об этом говорилось выше. Кроме того, слышал я от ангелов, что и сами они находят эти наслаждения лучшими и полнейшими, чем те, которые испытывали при целомудренной супружеской любви на земле. Несколько порочных людей слонялись поблизости. Кто-то из них спросил: «А физические наслаждения?» Они кивнули и спокойно ответили: «Почему бы нет? Эти наслаждения являются воплощением прочих, разве не так?» (Откуда приходят наслаждения, связанные с такой любовью, и на что они похожи, показано выше в № 69 и в достопамятных историях, особенно в тех, что следуют ниже.) 145 (6) Утех, кого Господь сподобил быть духовными людьми, супружеская любовь становится все более и более чистой и в итоге делается целомудренной. Вот каковы причины: а) Первая любовь, под которой подразумевается любовь добрачная и та, что испытывают люди сразу по заключении брака, заимствует нечто от половой любви — нечто воспламеняющее тело, не облагороженное духовной любовью. б) Человек природный превращается в духовного постепенно. Он становится духовным по мере того, как его разумность, промежуточная между небесной и земной, получает жизнь от того, что проистекает с Неба. Это случается по мере того, как человек обращается к мудрости и наслаждается ею (см. № 130 выше). И по мере того, как он это делает, разум его поднимается в высшую сферу, которая содержит в себе свет и тепло Неба, или, иными словами, любовь и мудрость, которыми услаждаются ангелы. Ибо свет Неба воздействует в согласии с мудростью, а тепло Неба — в согласии с любовью. И по мере того, как мудрость и ее любовь меж супругами возрастают, их супружеская любовь становится много чище. Это происходит постепенно, и впоследствии их любовь становится все более и более целомудренной. Можно было бы сравнить это духовное очищение с очищением природных спиртов, которое производят химики и которое они называют возгонкой, фракционной перегонкой, очищением, повторной перегонкой, рафинированием, фильтровкой и сублимацией. А очищенную мудрость можно сравнить с дистиллированным спиртом. в) Итак, духовная мудрость сама по себе такова, что все более и более согревается любовью к мудрости, и так она постоянно возрастает. Это случается по мере того, как она становится более совершенной, так сказать, через очищение, возгонку, дистилляцию, рафинирование, фильтровку и сублимацию. Это случается посредством рафинирования интеллекта и его отдаления от неправильных представлений, внушенных чувствами, и отстранения воли от телесных страстей. Итак, очевидно, что супружеская любовь, родителем которой является мудрость, постепенно становится все более и более чистой, или целомудренной. (Рассказ, содержащийся в № 137, свидетельствует о том, что первой стадией любви между супругами является состояние тепла, не умягченного светом, но что постепенно оно смягчается по мере того, как муж укрепляется в премудрости, а жена все более любит в нем сию премудрость.) Следует отметить, что совершенно целомудренной и чистой супружеская любовь не бывает ни меж людьми, ни меж ангелами. В ней всегда содержится нечто не вполне целомудренное и чистое — хотя и вовсе не нецеломудренное. Ибо в этом случае целомудренное находится вверху, а нецеломудренное — внизу. Господь установил между тем и другим нечто вроде двери, которая открывается решимостью, и Он следит, чтобы она оставалась прикрытой, разделяя то, что является целомудренным, и то, что таким не является, и чтобы они не пересекались и не смешивались. В самом деле, в природном плане человек рождается оскверненным и исполненным зла. Однако его духовная сущность не такова, ибо она проистекает от Господа, поскольку она возрождена. Возрождение есть постепенное отделение от дурных наклонностей, врожденных человеку.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|