Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Причины лицемерного выражения 1 глава




ЛЮБВИ, ДРУЖБЫ И УЧАСТЛИВОСТИ

В СУПРУЖЕСТВЕ

 

271 Мы рассмотрели причины охлаждения и разлучения в супру­жестве, и нашей следующей темой будет причина лицемерного выражения любви, дружбы и участливости. Всем известно, что в наше время семейные пары живут вместе и имеют детей, даже если в их отношениях нет взаимности. Этого бы не случилось, ес­ли бы в их жизни не было видимости любви, которая временами словно излучает тепло истинной любви и совершенно подобна последней. Ниже будет показано, что такое положение вещей необходимо и полезно и что семьи и даже целые общины не смогли бы существовать без него.

Кроме того, совестливому человеку неприятно думать, что, ес­ли он и его партнер в браке расходятся во взглядах и разлучаются в душе, это происходит по его собственной вине. На самом деле они не могут ничего поделать с этими внутренними различиями, и им остается только предупреждать неприятности, проистекаю­щие из такого состояния, поддерживая видимость любви и взаим­ного одобрения. Это даже может возродить былую дружбу, хра­нящую в себе супружескую любовь, — по крайней мере для одного из супругов, если не для обоих. Вот перечень тем, рассматривае­мых в этой главе:

(1) В природном мире почти каждая пара может демон­стрировать чувства, но не жить ими внутренно, если они откровенно несопоставимы.

(2) В духовном мире держатся вместе сообразно внутрен­ним, а не внешним ощущениям, если внешние и внутренние ощущения не пребывают в гармонии.

(3) В природном мире чувства, ведущие к брачному союзу, обычно находятся на поверхности жизни.

(4) Без глубоких чувств, которые связывают умы, брачные узы ослабевают в домашней жизни.

(5) Тем не менее земное супружество должно продолжать­ся до конца жизни одного из супругов.

(6) Когда внутренние чувства не связывают супругов, име­ются чувства внешние, которые имитируют внутренние и не дают семейной паре распасться.

(7) Эти внешние чувства создают видимость любви, друж­бы или участливости между супругами.

(8) Эта видимость чувств есть претензия супружества и заслуживает одобрения, поскольку она полезна и необходима.

(9) Такие претензии супружества несут на себе печать справедливости и рассудительности в тех случаях, когда ду­ховный человек сочетается браком с человеком природным.

(10) Среди природных людей эти претензии по многим причинам обладают практической мудростью.

(11) Такие претензии делают возможным совершенство­вание и облегчают совместную жизнь.

(12) Такие претензии позволяют сохранять спокойствие в доме и дают супругам возможность помогать друг другу.

(13) Претензии делают возможными заботу о детях и со­трудничество в уходе за ними.

(14) Претензии сохраняют мир в доме.

(15) Претензии помогают сохранить репутацию вне дома.

(16) Претензии объясняются желанием получить различ­ные милости от супруга и его родственников или страхом лишиться их.

(17) Претензии помогают супругам прощать друг другу слабости, которые могут вредить их репутации.

(18) Претензии Могут вновь соединить супругов.

(19) Если жена заботится о муже и после того, как он ут­ратит мужскую силу, между стареющими супругами может возникнуть дружба, подобная дружбе в супружестве.

(20) Между супругами существует множество видов делан­ных любви и дружбы, если один из них вынужден подчиняться другому.

(21) В мире существуют адские браки, соединяющие лю­дей, которые внутри являются друг для друга злейшими вра­гами, внешне представляясь самыми близкими друзьями.

Далее следуют разъяснения указанных положений.

272 (1) В природном мире почти каждая пара может демонст­рировать чувства, но не жить ими внутри, если они откро­венно несопоставимы. Причина этого в том, что в мире у каждо­го есть материальное тело, полное корыстных желаний, подобно осадкам, выпадающим на дно по мере того, как вино в бутыли очи­щается. Вот почему внутренние чувства людей не проявляются во­вне, и во внешнем облике большинства из них невозможно узреть даже их следов. Тело либо поглощает и хранит их в себе, либо по­средством лицемерного поведения, усвоенного с детских лет, че­ловек прячет их от взоров других. И так один человек перенимает чувства, которые видит в другом, вследствие чего они начинают жить как бы одной жизнью. Они живут одной жизнью потому, что всякое благорасположение чувств доставляет удовольствие, а удовольствия теснее всего связывают умы в природном мире.

Все выглядело бы совсем иначе, если бы люди могли постичь внутренние чувства в выражении лиц или в жестах, или распоз­нать их в звучании голоса, или если бы ноздри природного чело­века могли улавливать запах их удовольствия, как это бывает в ду­ховном мире. В таком случае, если внутренние чувства супругов расходятся, это развело бы их настолько далеко друг от друга, на­сколько было бы заметно несходство этих чувств. Таким образом, почти каждый в природном мире может соединяться с другим че­ловеком по внешнему выражению чувств, но сие невозможно в мире духовном.

273 (2) В духовном мире держатся вместе сообразно внутрен­ним, а не внешним ощущениям, если внешние и внутренние ощущения не пребывают в гармонии. Так происходит потому, что там душа уже сбросила материальное тело, которое, повто­ряю, могло поглощать все переживания и выражать их в другой форме. Лишенный этого тела человек сводится к своим внутрен­ним чувствам, которые скрывало тело, так что люди не только ощущают подобия и различия между собой, но и являют их в ли­цах, речи и жестах. Поэтому подобное соединяется с подобным, а люди, непохожие друг на друга, разлучаются. Вот почему Гос­подь устраивает небеса в соответствии со всем разнообразием чувств, проистекающих из любви к благу и истине, тогда как ад устроен противоположным образом — в соответствии с разнообра­зием чувств, которые проистекают из любви ко злу и лжи.

Ангелы и духи имеют внутренние и внешние чувства, совсем как люди в этом мире, но среди них внешние чувства не могут скрыть внутренние. Поэтому их внутреннее и внешнее соединяют­ся и друг друга отражают, так что внешние чувства отражают вну­тренние в выражении лица, интонациях голоса, а также в языке жестов. Ангелы и духи и вправду имеют как ум, так и тело, отче­го они обладают и внешними, и внутренними чувствами. Чувства и мысли относятся к уму, тогда как ощущения и доставляемые ими удовольствия — к телу.

Часто случается так, что друзья после смерти встречаются вновь, вспоминают свою дружбу в прежнем мире и полагают, что они бу­дут вместе, как прежде. Но когда становятся явными сообщества, основанные только на внешних выражениях чувств, люди расста­ются в соответствии с своими внутренними ощущениями, и удаля­ются на север, юг, запад или восток на такое расстояние, чтобы ни­когда больше не встретиться и не слышать друг о друге. Ибо, где бы они ни находились, их лица меняются сообразно внутренним чувствам. Отсюда следует, что в духовном мире все соединяются сооб­разно внутренним чувствам, а не по внешнему их проявлению, если внутренние и внешние чувства не пребывают в гармонии.

274 (3) В природном мире чувства, ведущие к брачному союзу, обычно находятся на поверхности жизни. Так происходит по­тому, что внутренние чувства редко принимаются в расчет. А ес­ли и принимаются, то смысл их в женщине не всегда ясен, ибо женщина от природы наделена способностью скрывать их в глубине своего ума. Множество серьезных соображений склоняют мужчин к браку. В наши дни главнейшее из них — желание улуч­шить с помощью брака свое материальное положение. Прочие причины сводятся к обретению связей и влияния или жизненно­го успеха. Есть и множество соблазнов и вожделений, которые не оставляют места для заботы о гармонии внутренних устремлений. Ясно, что браки в природном мире обычно заключаются по моти­вам чисто поверхностным.

275 (4) Без глубоких чувств, которые связывают умы, брачные узы ослабевают в домашней жизни. Мы говорим «в домашней жизни», поскольку сие касается личной жизни человека. Такое слу­чается потому, что огонь, зажегшийся в будущих супругах в добрач­ный период и в день свадьбы, постепенно сходит на нет вследст­вие различий в их внутренних побуждениях. Тогда поверхностные мотивы, которые побудили супругов вступить в брак, рассеиваются и уже не могут предотвратить разрыв брачных уз. В предыдущей главе было показано, что все случаи холодности в отношениях меж­ду супругами—внутренней, внешней и поверхностной—проистека­ют из различий их внутренних побуждений. Такова очевидная ис­тина: если внутренние чувства, присутствующие в чувствах явных, не соединяют умы, брачные узы распадаются.

276 (5) Тем не менее земное супружество должно продолжать­ся до конца жизни одного из супругов. Мы должны возвестить сие как необходимость, требование и ясную истину для ума, а именно: если истинной супружеской любви нет, ее следует изо­бражать, поддерживая видимость брака. Все было бы иначе, если бы заключение брака не было соглашением на всю жизнь, но под­лежало бы добровольному расторжению, как принято у народа Израилева. Этот народ принял на себя правило оставлять жен по любой причине, как видно из Евангелия от Матфея: «И присту­пили фарисеи к Иисусу и говорили Ему: «По всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?» И когда Иисус ответил: «Кто разведется с женою своей не за прелюбо­деяние и женится на другой, тот прелюбодействует», они ответили: «Но Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею». И ученики Его говорили-. «Если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться» (19:3—10). Итак, брак есть пожизненный союз. Следовательно, видимость любви и дружбы между супругами есть необходимость.

Из Божественного закона следует, что брачный союз должен продолжаться до конца жизни в этом мире, и так же следует из разумного и, следовательно, гражданского закона. Божествен­ный закон постановляет, что человек не может развестись со свой женой и жениться на другой иначе как по причине прелю­бодеяния, а разумный закон есть одно с законом Божественным. Из разумного закона и Божественного закона — или, лучше ска­зать, из Божественного закона как он раскрывается в разумном за­коне — можно узреть множество ненормальных явлений, которые случились бы в результате добровольного расторжения бра­ков или развода с женой при жизни.

Рассказ (К» 103—115) о премудрых из девяти царств, обсуждаю­щих происхождение супружеской любви, сполна раскрывает эти ненормальные явления и их последствия для общества, так что нет нужды приводить новые тому доказательства. Эти доказательства, однако, не могут воспрепятствовать разлучению, когда оно позво­лительно в силу определенных причин (см. № 252—254), или со­держанию любовницы (см. часть вторую).

(6) Когда внутренние чувства не связывают супругов, име­ются чувства внешние, которые имитируют внутренние и не дают семейной паре распасться. Внутренние чувства оз­начают внутренние побуждения, которые исходят от Неба и раз­деляются обоими супругами. Внешние чувства суть те, которые исходят из мира. Они, конечно, представляют собой такие же ум­ственные наклонности и чувства, но относятся к более низкому уровню ума. Может показаться, что они подобны друг другу и друг с другом согласуются, поскольку и те и другие присутству­ют в уме. Однако же они не подобны, хотя и могут представать та­ковыми. Для одних они являются способом угождать супругу, для других — искусной имитацией.

Супруги имеют некоторые общие интересы, приобретенные-ими вместе с первыми брачными клятвами. В душе они могут не соглашаться друг с другом, но их общие интересы остаются с ни­ми, а для многих также и общее занятия, и различные домашние дела. Вот откуда главным образом появляются внешние чувства, похожие на внутренние. Впрочем, отчасти они проистекают и из другого источника, но об этом будет сказано ниже.

(7) Эти внешние чувства создают видимость любви, друж­или участливости между супругами. Видимость любви,

дружбы или одобрения происходит от брачного договора, кото­рый действителен до конца жизни вместе с обязательствами, ко­торые берут на себя супруги. Эти совместные обязательства по­рождают отмеченную выше поверхностную участливость, которая подобна внутренней. Имеются также полезные и разум­ные причины, которые отчасти порождают ту поверхностную участливость, которая связывает супругов внешне, так что внешняя любовь похожа на любовь внутреннюю, а внешняя дружба на­поминает дружбу внутреннюю.

279 (8) Эта видимость чувств есть претензия супружества и заслуживает одобрения, поскольку она полезна и необходима.

Мы говорим о претензиях, поскольку речь идет о выражении чувств между людьми, чьи сердца не пребывают в согласии, отче­го эти люди испытывают внутреннюю холодность в своих отно­шениях. Если люди по видимости ведут благочестивый и прилич­ный образ жизни, можно все же сказать, что их союз является претензией — но это претензия супружества. Она полезна и пото­му заслуживает одобрения и притом не имеет ничего общего с лицемерными претензиями. Она производит все благое в жизни, что было обозначено выше в пунктах 11—20. Они заслужива­ют одобрения потому, что необходимы, а необходимы потому, что отказ от них равносилен отказу от всего благого, в то время как семейная пара связана обязательствами совместной жизни, налагаемыми на нее договором и законом.

280 (9) Такие претензии супружества несут на себе печать справедливости и рассудительности в тех случаях, когда ду­ховный человек сочетается браком с человеком природным. Так происходит потому, что духовный человек поступает согласно мудрости справедливого суждения, так что для него претензии не противоречат внутренним чувствам, но соединяются с ними. Он поступает честно и стремится к стать лучше. Если это не удается, он удовлетворяется компромиссом ради благополучия в доме, вза­имной помощи, ухода за детьми и мира. К этому ведет его справед­ливость, и он выражает это в своих суждениях. Так духовный человек живет совместно с природным, ибо духовный человек поступает духовно даже по отношению к природным людям.

281 (10) Среди природных людей эти претензии по многим причинам обладают практической мудростью.

Духовный человек любит духовное и так получает мудрость от Господа. Природный человек любит природное и потому об­ладает только собственным разумением. Когда среди супругов один является духовным, а другой — природным, для духовного. человека любовь в супружестве предстает теплотой, а для природного — холодностью. Тепло и холодность, очевидно, не могут ужиться вместе, и тепло не может согреть человека, пока в нем ос­тается холодность. Но и холодность не может проникнуть в того, кто носит в себе теплоту. Вот почему духовная любовь невозмож­на между человеком духовным и человеком природным. Но ду­ховный человек может обладать чем-то напоминающим внутрен­нюю любовь, как было отмечено в предыдущем параграфе.

Между природными людьми внутренняя любовь невозможна, ибо они оба холодны. Все тепло, которое в них есть, происходит от похоти. Но даже они могут жить под одной крышей и, будучи разобщены в умах, иметь вид людей, которые дружат и даже лю­бят друг друга. Их внешние чувства, которые обычно имеют отно­шение к богатству, имуществу, славе и положению, могут казать­ся пылкими. Этот пыл заставляет их бояться потерять все это, так что претензии им необходимы — главным образом те, которые указаны ниже в пунктах 15—17. Некоторые из этих мотивов могут иметь нечто общее с мотивами духовного человека (см. № 280),. но только если благоразумие природного человека отмечено пе­чатью премудрости.

(11) Такие претензии делают возможным совершенство­вание и облегчают совместную жизнь. Претензии в супружест­ве, которые имеют вид любви и дружбы между супругами, имею­щими разные наклонности, улучшают положение дел, поскольку духовный человек, сочетавшийся браком с человеком природ­ным, желает совершенствовать их совместную жизнь. Это дости­гается проникновенным и утонченным разговором и совершени­ем поступков, угодных другому человеку, и если его увещевания не встречают понимания, такой человек идет на уступки, чтобы сохранить спокойствие в доме, а также ради совместной работы и детей. Ибо все, что духовный человек говорит и делает, про­никнуто справедливостью и благоразумием (см. выше № 280). Когда же оба супруга природны, в семье тоже может происхо­дить нечто подобное, но для других целей — либо для того, что­бы улучшить состояние дел в супружестве, либо потому, что один из супругов хочет подчинить себе другого или сохранить мир в доме и получить выгоды от супруга и его родственников, а также по другим причинам. Однако некоторые люди поступают так вследствие своего благоразумия, некоторые же — из прирожденной обходительности, а иные — из страха лишиться привыч­ных для них удобств. А также по многим другим причинам они проявляют участливость, как если бы она происходила из любви. Вне дома люди тоже оказывают друг другу услуги, словно они проистекают из супружеской любви (в то же время пренебрегая законным супругом) ради завоевания репутации или просто ради того, чтобы блеснуть в свете.

283 (12) Такие претензии позволяют сохранять спокойствие в доме и дают супругам возможность помогать друг другу. Вся­кий дом с детьми, их учителями и другими слугами — это сообщест­во, подобное обществу в целом, которое вырастает из его отдель­ных частей. И благополучие этого сообщества, как и большого общества, зависит от порядка в нем, И подобно тому, как в большом обществе управляющие должны уметь устанавливать и поддержи­вать порядок, супруги должны блюсти порядок в своем малом сооб­ществе. Однако невозможно иметь порядок в семье, если супруги имеют разные наклонности, ибо это разлучает их во всех делах по­добно тому, как разлучены их умы. Таким образом, для того, чтобы блюсти себя и свое хозяйство, дабы оно пребывало в хорошем со­стоянии, супруги должны жить в согласии и работать сообща. Если они не в состоянии достичь этого вследствие того, что не имеют об­щих наклонностей, они по крайней мере должны блюсти види­мость супружеской дружбы. Поступать так и удобно, и должно. Это, как всякий знает, позволяет водворить согласие в доме.

284 (13) Претензии делают возможными заботу о детях и со­трудничество в уходе за детьми. Хорошо известно, что ради де­тей супруги выказывают изъявления любви и дружбы, которые вы­глядят, как настоящее супружество. Они оба любят своих детей, и это заставляет каждого супруга проявлять участие и заботу в от­ношении супруга. Любовь матери и отца к детям соединяет их, как сердце и легкие соединены в нашей груди. Материнская любовь подобна сердцу, а отцовская — легким. Причиной подобного сравнения является то, что сердце соответствует любви, а лег­кие — разуму. Материнская любовь непроизвольна, а отцовская — расчетлива. У духовных людей узы брака происходят из этой люб­ви благодаря благоразумию и состраданию — благодаря состраданию, потому что мать носила детей в чреве и родила их в муках, а потом с неусыпной заботой кормила, мыла, одевала и вырастила.

(14) Претензии сохраняют мир в доме. Большая часть претен­зий супружества и дружбы, имеющих целью сохранить мир и спо­койствие в доме, исходит от мужчин, поскольку мужчинам свойст­венно поступать в соответствии с требованиями разума — а это предполагает размышления. Множество предметов расстраивает, отвлекает или волнует разум, так что если домашняя жизнь беспо­койна, их жизненный дух слабеет, а внутренняя жизнь наполовину умирает. Это губит их душевное и телесное здоровье. Ум мужчины становится одержимым этими и другими опасностями, если он не находит прибежища дома, где жена может успокоить умственное волнение мужа. Кроме того, мир и спокойствие способствуют тому, чтобы мужчина мог благодарно принимать благоразумные поступки жены, которая делает все возможное для того, чтобы рассеять тучи умственного беспокойства, которые, как она знает, тяготят мужа, К тому же мир и покой добавляют приятности присутствию жены. Поэтому демонстрация супружеской любви ради мира и спокойст­вия в доме, бесспорно, полезна и необходима.

Кроме того, жены не притворяются так, как это делают мужчи­ны, и даже если они так поступают, сие происходит от настоящей любви, ибо женщинам от рождения свойственно любить разум в мужчине. Поэтому в душе своей, если не на словах, они с благо­дарностью принимают все разумное, что делают для них мужья.

(15) Претензии помогают сохранить репутацию вне дома. Успех мужчины зависит в основном от его репутации законопо­слушного, искреннего, честного и т. д. человека, а его репутация зависит от жены, которая знает частную жизнь мужа. Поэтому ес­ли разлад умов проявляется в открытой враждебности, ссорах и злобных угрозах, и если жена, а также ее друзья и слуги говорят об этом повсюду, муж может навлечь на себя упреки и снискать дурную репутацию. Мужчина может избегнуть этого, показывая, что заботится о своей жене, или поселившись отдельно.

287 (16) Претензии объясняются желанием получить различ­ные милости от супруга и его родственников или страхом лишиться их. Такое случается особенно часто в браках между людьми разных сословий или имущественного состояния. Напри­мер, когда мужчина женится на богатой женщине, а она прячет от него свои деньги или, что еще хуже, заявляет, что он должен содержать дом из собственных средств и доходов. Все знают, что такое положение вынуждает изображать супружескую любовь. Подобное также случается, когда мужчина женится на женщине, чьи родители, родственники или друзья занимают высокое поло­жение или имеют доходное дело, так что жена может сделать его жизнь лучше. Тогда мужчина делает вид, что испытывает су­пружескую любовь. В обоих случаях претензии явно объясняются страхом упустить свои преимущества.

288 (17) Претензии помогают супругам взаимно прощать друг другу слабости, которые могут повредить общей репутации. Супружеские пары страшатся дурной репутации вследствие раз­ного рода слабостей — как серьезных, так и мелких. Есть слабос­ти ума и тела, которые не столь серьезны, как те, которые были перечислены в предыдущей главе (№ 252, 253) как могущие слу­жить причиной развода. Здесь имеются в виду слабости, которые партнер в браке терпит безмолвно, дабы избежать позора. Кроме того, некоторые совершают преступления, которые подлежат наказанию по закону, став достоянием гласности. Не будем уже говорить об отсутствии мужской силы, составляющей предмет гордости мужчин. Нет нужды разъяснять, что люди демонстриру­ют видимость любви к супругу для того, чтобы им простили эти слабости и они могли избежать позора.

289 (18) Претензии могут вновь соединить супругов. Весь свет знает, что супруги, которые думают неодинаково, могут ссорить­ся, а потом мириться, расходиться и снова сходиться, опять ссо­риться и опять мириться, так что видимость дружбы примиряет" их. Примирение может иметь место после жизни супругов по­рознь и быть не обязательно временным.

290 (19) Если жена заботится о муже и после того, как он ут­ратит мужскую силу, между стареющими супругами может возникнуть дружба, подобная дружбе в супружестве. Одна из главных причин постоянно углубляющегося взаимного отчужде­ния супругов состоит в том, что расположение жены к мужу исчезает по мере того, как ослабевает его мужская сила и охладева­ет его любовь, ибо холодность, как и тепло, обусловлена взаимно­стью. Без любви супруги теряют свою дружбу и даже заботу друг. о друге, если только они не страшатся опасностей, угрожающих, их семейной жизни. Тогда, если мужчина спокойно берет на себя ответственность, а жена по-прежнему заботлива к нему, между ними может возникнуть дружба, которая будет очень напоминать супружескую любовь, поскольку она существует между партнера­ми в браке. Опыт показывает, что такой дружбой может обладать пожилая пара благодаря миру, безопасности, хорошим характе­рам и доброте, которые свойственны их тесным узам совместной жизни и участию в общем деле.

291 (20) Между супругами существует множество видов делан­ных любви и дружбы, если один из них должен подчиняться другому. Сегодня мы хорошо знаем, что между супругами вспыхи­вает соперничество за власть и авторитет, едва они перестают быть новобрачными. Они борются за свои права, поскольку усло­вия договора делают их равными и наделяют равным достоинст­вом в исполнении своих ролей. Они соперничают за авторитет, поскольку мужчины настаивают на том, что именно они должны руководить домашними делами, считая женщин низшими созда­ниями уже в силу того, что они женщины.

Эти семейные споры нашего времени проистекают из одного источника — неспособности понять, что такое истинная супружес­кая любовь, и ощутить блаженство этой любви. Без этого нет, и истинной супружеской любви, а есть только ее подделка — вожделение. Из такого вожделения, чуждого настоящей любви, проистекает и борьба за власть. Одни предаются ей вследствие удовольствия, которое получают от властвования, в других она появляется от вожделения к женщинам до женитьбы, иным же она вовсе не ведома. Мужчины, которые имеют такие притязания и добиваются господства в соперничестве за власть, то низводят своих жен до уровня законно принадлежащего им имущества, то полностью покоряют их волю, то низводят до состояния рабынь. Отношение к жене зависит от количества и качества притязаний, с какими рождается и какие свойственны тому или иному мужчине. Если господства добиваются жены, обладающие такими притязаниями, они ставят своих мужей в положение либо равное себе, либо подчиненное, либо рабское. Но даже после того как жены добиваются власти, они сохраняют вожделение, которое сходит за супружескую любовь, так что они поддерживают друже­ские отношения с мужьями, ибо вожделение их сдерживается зако­ном и страхом обоснованного разлучения в том случае, если они распространят свою власть дальше приемлемых границ.

Понадобилось бы слишком много места для того, чтобы опи­сать все виды любви и дружбы, какие существует между властвую­щей женой и покорным мужем или властвующим мужем и покор­ной женой. Они изменяются в зависимости от притязаний мужчины или женщины, а притязания мужчин отличаются от притязаний женщин. Такие мужчины способны выказывать, любовь лишь как бы дурачась, а такие женщины обладают только видимостью люб­ви, подпитываемой себялюбием. В следующем параграфе будет рас­сказано о том, как жены добиваются власти над мужчинами.

292 (21) В мире существуют адские браки, соединяющие лю­дей, которые внутри являются друг для друга злейшими вра­гами, внешне представляясь самыми близкими друзьями.

Вообще говоря, такого рода женщины в духовном мире не ве­лели мне публично рассказывать о подобных браках. Они боятся, что я раскрою их искусство подчинять своей власти мужчин, а они очень хотели бы, что оно осталось неизвестным. Но мужчины в том мире хотели, чтобы я рассказал, почему они ненавидят сво­их жен и почему сердца их полны возмущения так называемыми уловками женщин. А потому я скажу лишь следующее. Мужчины отметили, что были охвачены бессознательной боязнью своих жен, которая сделала их покорными воле жены, более покорны­ми, чем самый презренный раб. Жены поступали так не только по отношению к мужчинам низкого звания, но и по отношению к тем, которые занимали высокое положение в обществе, а порой даже и по отношению к знаменитейшим полководцам. Мужчины признавались, что как только этот страх охватывал их, они не ос­меливались говорить с женой иначе, как в дружеском тоне, и де­лали только то, что ей было угодно, хотя в сердце своем питали к ней жгучую ненависть. В то же время жены говорили и держа­лись с ними вежливо и благосклонно выслушивали их просьбы.

Эти мужчины весьма недоумевали по поводу того, почему они питали дурные чувства внутри, вовне выражая лишь симпатию, и просили женщин, посвященных в секреты этого искусства, разъяс­нить им причины такого положения. Мужчины сказали, что слы­шали от самих женщин, что женщина в душе своей таит знание того, как подчинить мужчину своей власти, если она этого захо­чет. Грубые жены добиваются этого, чередуя брань и ласки, иные— с помощью неизменно жестких и недоброжелательных взглядов, а третьи еще и другими способами. Более утонченные жены доби­ваются этого, постоянно выставляя разные требования либо упор­но сопротивляясь мужьям, если те с ними не согласны, либо наста­ивая на своем равенстве с ними перед законом. Они делаются такими упрямыми, что, даже если их гонят из дома, они возвраща­ются, когда пожелают, и опять принимаются за свое. Женщины знают, что по самой своей природе мужчина не может устоять пе­ред натиском жены, и что как только мужчина уступает власть, он покоряется. Жены становятся вежливыми и мягкими с мужчиной, который находится в их власти.

Причина того, что женщины могут таким образом добиться господства, заключается в том, что мужчина действует сообразно разуму, а женщина — сообразно воле, воля же может быть упор­ной, а разум — нет. Я слышал, что худшие из таких женщин могут упрямо настаивать на своем, даже если им грозит смерть. Слышал я также и оправдания женщин относительно того, почему им при­ходится прибегать к такого рода искусству. Они говорили, что не стали бы поступать так, если бы не предвидели для себя крайнее презрение, отвержение и в конце концов гибель в случае, если му­жья возымеют над ними власть. Еще они советовали мужчинам предоставить женщинам всяческие права и не считать их сущест­вами ниже рабов, когда мужчины к ним холодны. Они также ска­зали, что многие женщины не в состоянии пользоваться этим ис­кусством по причине, как они сказали, врожденной робости, а также, добавили они, «вследствие врожденной скромности».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...