ЧТО ОНИ НЕ ДВОЕ, НО ОДНА ПЛОТЬ
1566 Из Книги Бытия и слов Господа ясно, что с самого творения мужчина и женщина имеют врожденную наклонность, а также способность соединиться вместе в одно целое, и что мужчина и женщина по-прежнему обладают этими наклонностью и способностью. Мы читаем в Книге Творения, называемой Книгой Бытия: «И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего], потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (2:22—24). Господь говорит то же самое в Евангелии от Матфея; «Не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они у же не двое, но одна плоть» (19:4—5). - Это ясно показывает, что женщина была создана из мужчины и что каждая имеет наклонность и способность соединиться с мужчиной воедино. Ясно также и то, что это означает соединение в одного человека, из Книги Бытия, где говорится об обоих как об одном человеке. Ибо сказано:«.. .Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их» (5:1,2). Там же сказано, что Он дал ему имя Адам, а Адам и человек — одно и то же слово на древнееврейском. Двое вместе в Книге Бытия называются одним человеком 1:27 и 3:22—24. «Одна плоть» также означает «один человек», что видно из мест Священного Писания, где говорится «вся плоть» в смысле человечества, как в Книге Бытия 6:12,13,17,19; Исайя 40:5, 6; 49:26; 66:16, 23-24; Иеремия 25:31; 32:27; 45:5; Иезекииль 20:48; 21:4-5 и др.
В «Небесных тайнах», где объясняется духовный смысл двух книг, Бытие и Исход, указано значение рёбра адамова, из которого получилась женщина, а также плоти, что образовалась на том месте — это то, что означает «кость от кости и плоть от плоти» — и что означает «отец и мать», которых мужчина оставит после женитьбы, и что означает «прилепиться к жене». Там было показано, что «ребро» вовсе не означает ребро, и «плоть» — плоть, и «кость» — кость, также и «прилепиться». Слова эти обозначают вещи, образы которых духовно соответствуют понятиям, а следовательно, их замещают. Очевидно, что именно в духовном смысле из двух человек получается один, поскольку супружеская любовь соединяет их вместе, а это и есть духовная любовь. Мне не раз доводилось говорить, что любовь мужчины к мудрости передается его жене, и это будет удостоверено ниже в последующих статьях. На этом не стоит удаляться от обозначенной темы и отступать от нее — от темы соединения двух супругов в одну плоть через соединение их душ и разума. Разъяснения будут следовать в таком порядке: (1) У обоих полов от творения существует врожденная способность и наклонность к соединению, так что они могут и желают соединиться и стать словно одним человеком. (2) Супружеская любовь соединяет две души, а следовательно, два разума в один. (3) Воля жены присоединяется к разуму мужчины, а разум мужчины присоединяется к воле жены, в такой последовательности. (4) Наклонность к соединению постоянна и неизменна у жены, но непостоянна и изменчива у мужчины. (5) Жена возбуждает в мужчине стремление к соединению в соответствии со своей любовью, а мужчина принимает ее любовь в соответствии со своей мудростью. Это соединение происходит неизменно с первых дней супружества, и у тех, кто живет в истинной супружеской любви, становится все более и более всеобъемлющим.
(7) Соединение жены с разумной мудростью мужа происходит внутренне, а с его нравственной мудростью — наружно. Союз душ и разума в супружестве (8) Ради такого соединения жена имеет представление о чувствах мужа, а также великий дар придавать им форму. (9) Жены хранят это представление и скрывают его от мужей по причинам необходимости сделать устойчивыми супружескую любовь, дружественность и доверие, а следовательно, счастье совместного жития и блаженство такой жизни. (10) Такое представление и есть мудрость жены. Мужчина не может ею обладать, как жена не может обладать разумной мудростью мужчины. (11) Жена постоянно любовно помышляет о наклонности к ней мужа, мысленно соединяя себя с ним. С мужчиной дело обстоит иначе. (12) Жена соединяет себя со своим мужем, вовлекаясь в то, чего он желает. (13) Жена соединяется со своим мужем благодаря той ат-!': мосфере жизни, которую создает ее любовь. (14) Жена соединяется со своим мужем, принимая в себя • силу его мужественности, и это происходит соответственно духовной любви, которой оба обладают. (15) Таким образом жена принимает образ своего мужа в себя, а потому она видит, сознает и чувствует его чувства. (16) Существуют виды деятельности, приемлемые для мужчины, и виды деятельности, приемлемые для жены, и жена не может брать на себя обязанности, которые принадлежат мужчине, а мужчина не может брать на себя обязанности, которые принадлежат женщине и правильно га исполнять. (17) Эти виды деятельности, если их целью является взаимная помощь, также соединяют двоих в одно и, во всяком случае, составляют единый дом. (18) Благодаря всему сказанному выше и соединяющему их в одно, супруги все более и более становятся одним человеком. (19) Те, кто наслаждается истинной супружеской любовью, могут сказать, что являют собой одного цельного человека, а следовательно, одну плоть. (20) Истинная супружеская любовь сама по себе есть соединение душ, единение умов, стремление к соединению в груди, приводящее к стремлению соединиться телесно. (21) Составляющие этой любви — непорочность, умиротворенность, покой, истинная дружба, полная доверительность и желание, объемлющее сердце и душу, делать друг для друга всяческое благо. А из этого проистекают блаженство, счастье, радость, страсть, и от вечного всем этим наслаждения — небесное блаженство.
(22) Все это существует не иначе, как в супружестве одного мужа с одной женой. Далее следуют пояснения ко всем обозначенным темам. (1) У обоих полов от творения существует врожденная способность и наклонность к соединению, так что они могут и желают соединиться и стать словно одним человеком. Из Книги Бытия уже известно, что женщина создана из мужчины (см. выше). Это означает, что у обоих полов есть способность и наклонность соединяться воедино, поскольку если что-либо взято из чего-либо, оно сохраняет сущность того, из чего взято, и сущность эта определяет и то и другое. Эта сущность однородна с прежней сущностью, а потому желает воссоединиться с ней, а когда воссоединяется, пребывая в другом, остается в себе и наоборот. Способность представителя одного пола соединяться или быть связанным с другим полом не подлежит сомнению. Столь же несомненно и то, что и мужчина и женщина обладают наклонностью к такому соединению. Оба эти положения получают подтверждение в первом же личном опыте. (2) Супружеская любовь соединяет две души, а следовательно, два разума в один. Каждый человек состоит из души, разума и тела. Душа есть наиболее сокровенная часть, разум располагается посредине, а тело — это внешняя составляющая. Поскольку душа есть наиболее сокровенная часть человека, она происходит из небесного начала. Поскольку разум располагается посередине, он происходит из духовного начала. Поскольку тело — самая внешняя составляющая человека, оно материально. Части, имеющие небесный и духовный источники, пребывают не в пространстве, но в видимости пространства. В природном мире об этом известно, ибо люди говорят, что понятия протяженности и пространства неприменимы к духовным началам. Поскольку пространство есть видимость, расстояние и присутствие — тоже видимость. В своих книгах о духовном мире я часто утверждал и доказывал, что видимость расстояния и присутствия там соответствуют сходству, близости и связям любви.
Все это говорилось, дабы стало известно, что души и разум людей не пребывают в некоем месте, как тела, поскольку они небесны и духовны. А поскольку они не занимают никакого пространства, они могут соединяться воедино даже тогда, когда телам это неподвластно. Такое случается главным образом у супругов, которые любят друг друга взаимно и глубоко. Но поскольку женщина произошла от мужчины, и их соединение есть как бы воссоединение, можно заключить, что это не соединение воедино, но пребывание заодно, тем ближе и теснее, чем сильнее любовь, — для тех, кто обладает истинной супружеской любовью. Это пребывание заодно можно назвать духовным сожительством, которое встречается у тех, кто нежно любит друг друга, вопреки физическому расстоянию. В природном, мире также немало примеров, подтверждающих сказанное. Все это свидетельствует о том, что супружеская любовь соединяет две души и два разума в одно. 159 (3) Воля жены присоединяется к разуму мужчины, а разум мужчины присоединяется к воле жены, в такой последовательности. Так происходит потому, что мужчина рожден, чтобы стать разумом, а женщина—чтобы стать волей, которая любит разум мужчины. Это означает, что супружеский союз есть союз воли жены и-разума мужа, и наоборот, союз разума мужа и воли жены. Всякому понятно, что этот союз разума и воли очень тесный и что он приводит к такому соотношению, когда одна наклонность может перетекать в другую и услаждаться таким союзом. 160 (4) Наклонность к соединению постоянна и неизменна у жены, но непостоянна и изменчива у мужчины. Причиной этому то, что любовь не может не любить и соединяться с собой, чтобы быть любимой. В этом ее сущность и жизнь. Женщина рождена любить, в то время как мужчина, с которым она соединяется, чтобы быть любимой, является принимающим ее любовь. Любовь всегда заключается в этом. Она как тепло, пламя и огонь, которые сходят на нет, если не получают простора для распространения. Вот почему наклонность жен соединяться с мужьями постоянна и неизменна. Однако у мужчины нет такой наклонности к жене, поскольку мужчина не являет собой любовь, но является лишь принимающим ее. Его способность к восприятию прибывает и убывает соответственно с его душевным состоянием и вызванными многими причинами колебаниями его разума между теплотой и холодностью, а также приливами и отливами его телесной силы, ибо они непостоянны и не имеют своего порядка во времени. Как следствие, эта наклонность у мужчин непостоянна и изменчива.
161 (5) Жена возбуждает в мужчине стремление к соединению в соответствии со своей любовью, а мужчина принимает ее любовь в соответствии со своей мудростью. Мужчины ныне не замечают, что любовь, а следовательно, стремление к соединению пробуждают в мужчинах женщины. В действительности они это отрицают. Это вызвано тем, что женщины поддерживают в мужьях убеждение, что любят как раз мужчины, а жены лишь приемлют любовь, либо что мужчина есть сама любовь, а женщина — сама покорность. И когда мужчины верят этому, это наполняет радостью их сердца. Существует целый ряд причин, по которым жены на этом настаивают, и причины те коренятся в их благоразумии и осмотрительности. Кое-что о том будет сказано ниже, в особенности в главе о причинах холодности, разлучения и разводов у супругов. Возбуждение, или подстрекательство к любви в мужчине порождает его жена, ибо в мужчине вовсе нет супружеской любви, ни даже половой любви, которая сосредоточена в женах и женщинах. Я видел убедительные доказательства тому в духовном мире. Однажды там была дискуссия по этим вопросам, и мужья, убежденные своими женами, утверждали, что именно они, а не жены любят, а что жены всего лишь принимают их любовь. Для того чтобы прекратить споры, все женщины, включая их жен, были удалены от тех мужей, и когда это произошло, сама атмосфера половой любви улетучилась. Когда это случилось, мужья впали в странное умственное состояние, какого прежде никогда не испытывали. И многие из них жаловались на то. Позже, покуда мужья оставались в том состоянии, женщинам позволили возвратиться, в том числе женам, и они нежно заговорили с мужьями. Но мужчины остались холодны к женским чарам. Они отворачивались от жен и говорили меж собой: «Что это за женщина?» И когда некоторые из женщин отвечали, что они их жены, мужчины говорили: «Что значит жена? Мы вас не знаем». Однако когда жены обиделись и некоторые заплакали из-за этой в высшей степени холодной бесчувственности со стороны мужчин, атмосфера женского пола и супружества, которая была до того момента недоступна мужчинам, вновь пронизала их. Тогда мужчины мгновенно вернулись к своему прежнему состоянию ума — к тому, в котором одни любили супружество, а другие — женский пол. Это убедило мужчин в том, что ничто ни от супружеской, ни от половой любви в них самих не пребывает, но пребывает лишь в женах и женщинах. Однако после жены благоразумно внушили мужьям, что любовь пребывает именно в мужчинах и что лишь некая искра ее может перейти от них к самим женщинам. Этот опыт приведен здесь для того, чтобы довести до всеобщего сведения, что женщина есть сама любовь, а мужчина — ее восприемник. Мужчина восприимчив к любви вследствие мудрости, которой обладает — в особенности мудрости религии, — что любить следует одну лишь жену. Это очевидно из факта, что когда мужчина любит только жену, его любовь возрастает. Будучи возвышенной, она становится все более сильной, постоянной и длительной. В противном случае она может быть уподоблена выбрасыванию пшеницы из амбара на съедение псам, отчего в доме случается нужда. 162 (6) Это соединение происходит неизменно с первых дней супружества, и у тех, кто живет в истинной супружеской любви, становится все более и более всеобъемлющим. Первая теплота супружества не объединяет, ибо она исходит от половой любви, которая телесна. В духе же все то, что исходит от тела, недолговечно. Зато телесная любовь, исходящая из духа, долговечна. Духовная любовь и любовь телесная, исходящая из духа, втекает в души и разум супругов одновременно с дружественностью и доверием. Когда все они присоединяются к начальной супружеской любви, любовь эта становится супружеской любовью, которая открывает их сердцам и дыханию сладость пребывающей в них любви — все более и более глубокой по мере того, как двое присоединяют себя к начальной любви. Она входит в них, а они — в нее. 163 (7) Соединение жены с разумной мудростью мужа происходит внутренне, а с его нравственной мудростью — наружно. Мудрость мужчины бывает двух видов, разумная и нравственная. Разумная мудрость относится к разуму, в то время как нравственная относится и к разуму и к жизни одновременно. В этом можно убедиться и это можно видеть, изучая и исследуя ее. Однако для того чтобы знать, что такое «разумная» и «нравственная» мудрость у мужчин, необходимы некоторые уточнения. То, что относится к разумной мудрости, имеет несколько названий. Обычно это знание, разумение и мудрость, но еще это здравомыслие, рассудительность, сметливость, ученость и глубокая восприимчивость. Поскольку различных знаний существует множество, ибо их определяет специфика работы, существуют особые знания у церковного причта, у управленцев и различных чиновников, у судей, врачей и фармацевтов, военных и моряков, торговцев и рабочих, у крестьян и т. д. Также к разумной мудрости относятся все виды знаний, которые юноши получают в школе и которые развивают их способности. У них тоже множество обозначений: философия, физика, геометрия, механика, химия, астрономия, юриспруденция, политика; этика, история и др. Через них как через двери мужчина входит в рассудительность, из которой проистекает разумная мудрость. К нравственной мудрости относятся все нравственные добродетели, которые имеют отношение к жизни и наполняют ее, а также добродетели духовные, которые проистекают от любви к Господу и ближнему и которые сосредотачиваются в той и другой любви. Добродетели, относящиеся к нравственной мудрости, также имеют множество наименований и именуются воздержанием, трезвостью, честностью, добротой, дружелюбием, скромностью, искренностью, обходительностью, любезностью, а также серьезностью, прилежанием, бдительностью, щедростью, рвением, терпимостью, благородством, деятельностью, храбростью, осмотрительностью и т. д. Духовные добродетели, которыми обладает мужчина, это религия, милосердие, истина, вера, совесть, простодушие и т. д. В целом эти различные добродетели относятся к любви к религиозному радению, радению за общее благо, за отечество, граждан, родителей, жену и детей. Среди всех этих добродетелей преобладают справедливость и рассудительность. Справедливость относится к нравственной мудрости, а рассудительность — к разумной. 165 Связь жены с разумной мудростью мужа суть внутренняя, поскольку разумная мудрость относится только к разуму мужчины, и она пребывает в свете, недоступном женщинам. Вот почему женщины не говорят о разумной мудрости, но в обществе мужчин хранят молчание и лишь слушают, когда обсуждаются подобные вещи. При этом очевидно, что женщины внутренне участвуют в таких обсуждениях, ибо они обращают внимание на них и внутренне принимают и соглашаются с тем, что слышат и слышали прежде от своих мужей. Зато связь жен с нравственной мудростью мужей суть внешняя. Это происходит потому, что женщине доступны почти все добродетели нравственной мудрости, и эти добродетели исходят от разумной воли мужчины, с которой воля жены соединяется, образуя супружество. Я сказал, что связь жены с такими добродетелями суть внешняя, поскольку жена знает их в мужчине более, чем мужчина знает их сам в себе. 166 (8) Ради такого соединения жена имеет представление о чувствах мужа, а также великий дар придавать им форму. Жены знают о чувствах своих мужей и искусно придают им форму. Это также относится к тайнам супружеской любви, которые сокрыты в женах. Они знают о чувствах мужей благодаря трем чувствам: зрению, слуху и осязанию, и они придают им форму так, что мужья вовсе ничего о том не ведают. Эти вещи относятся к тайнам жен, и я не должен подробно о том говорить. Однако женам свойственно говорить о своих тайнах; четыре рассказа, в которых жены их открывают, следуют в главах VII, IX и XII. Два посвящены женам, живущим в доме, на который проливается золотой дождь, а два — женам в саду роз. Если вы прочтете те рассказы, вам тоже откроются их тайны. 167 (9) Жены хранят это представление и скрывают его от мужей по причинам необходимости сделать устойчивыми супружескую любовь, дружественность и доверие, а следовательно, счастье совместною жития и блаженство такой жизни. Я сказал, что жена должна скрывать и прятать от мужа свое понимание его чувств, поскольку, если он его обнаружит, это отвратит мужа от ложа, спальни и дома. Причиной этому то, что большинство мужчин в силу различных обстоятельств обладают глубокой холодностью к супружеству, о чем будет говориться в главе, посвященной причинам холодности, разлучения и развода супругов. Если бы жены раскрывали чувства и наклонности мужей, эта холодность вырвалась бы из своего прибежища и заморозила внутренние начала прежде их разума, затем сердца, а после—и все внешние начала, которые относятся к любви и которые предназначены для продолжения рода. И если бы это произошло, супружеская любовь была бы изгнана так далеко, что от нее не осталось бы даже надежды на дружбу, доверие, блаженство совместной жизни и счастье. Однако жены постоянно питаются этой надеждой. Если бы жены раскрыли, что знают о чувствах и пристрастиях своих мужей, это бы проявило и разгласило их собственную любовь, а хорошо известно, что чем более жены говорят о ней, тем более охлаждаются мужья, и тем более желают устраниться. Все сказанное подтверждает истинность мнения, что существуют уважительные причины, по которым жены сохраняют свое понимание при себе и скрывают его от мужей. 168 (10) Такое представление и есть мудрость жены. Мужчина не может ею обладать, как жена не может обладать разумной мудростью мужнины. Это происходит из-за различия, существующего между мужчиной и женщиной. Мужчина познает от разума, женщина — от любви. Кроме того, разум воспринимает то, что находится выше тела и за пределами материального мира, ибо именно туда устремлен умственный и духовный взор. Любовь же простирается не далее чувственного мира. Когда же она выходит за его пределы, она дополняется связью с разумом мужчины, существующей со времен творения. Ибо разум есть свет, а любовь—тепло; вещи, относящиеся к свету, можно видеть, в то время как вещи, относящиеся к теплу, можно чувствовать. Все это показывает, что из-за общего различия, существующего между мужчиной и женщиной, мужчина не может обладать мудростью жены, а женщина—мудростью мужа. Женщина не может обладать нравственной мудростью мужа, поскольку эта мудрость вытекает из его разумной мудрости. 169. (11) Жена постоянно любовно помышляет о наклонности к ней мужа, мысленно соединяя себя с ним. С мужчиной дело обстоит иначе. Это сходно с тем, что объясняется выше (см. № 160): что наклонность к соединению с мужчиной постоянна и неизменна у женщин и непостоянна и изменчива у мужчин. Следовательно, женщина постоянно помышляет о наклонности к ней мужа, желая соединиться с ним. И хотя помышления женщины о муже бывают прерываемы хозяйственными заботами, они наполняют ее любовные чувствования, и для женщины они неотделимы от помышлений о мужчинах. Однако я все это опускаю, как мне было сказано; См. два рассказа о семи женах, сидящих в розарии, которые следуют после одной из глав (№ 293—294). 170 (12) Жена соединяет себя со своим мужем, вовлекаясь в то, чего он желает. Сие слишком хорошо известно, так что объяснения я опускаю. 171 (13) Жена соединяется со своим мужем благодаря той атмосфере жизни, которую создает ее любовь. Из каждого человека исходит, изливается.духовная чувственная атмосфера, происходящая от его любви. Она окружает человека и размещается в природной среде человеческого тела, и они соединяются. Общеизвестно, что природное вещество постоянно вытекает из тела — не только людей, но и животных. Кроме того, из деревьев, фруктов, цветов и даже металлов. Так же и в духовном мире, однако там вещество, проистекающее из предметов, является духовным. То же, что проистекает от духов и ангелов, еще более духовно, ибо в нем пребывают любовные чувствования, а это внутренние чувствования и помышления. Это — начала всякой симпатии и антипатии, а также всякого соединения и разделения, имеющие результатом присутствие и отсутствие в духовном мире, ибо сходство и единомыслие порождают соединение и присутствие, в то время как различие и несогласие порождают разделение и отсутствие, поскольку то вещество сопряжено там с расстояниями. Некоторым также известно, что эти духовные флюиды существуют и в природном мире. Приверженность супругов друг к другу основана на них. Эти флюиды объединяют людей, похожих и сочувствующих, и разделяют тех, в ком есть несогласие и несоответствие. Совместные флюиды приносят счастье и удовольствие, несовместные — несчастье и неудовольствие. Слышал я от ангелов, которые имеют ясное представление о таких флюидах, что в человеке, ни внутри, ни снаружи, нет ничего, что не обновляется — разлагаясь и востанавливаясь, — и от этого происходят волны флюидов. Они сказали, что эти флюиды окутывают человека сзади и спереди, и облачко это тоньше сзади и толще на груди и то, что находится у груди, соотносится с его дыханием. Вот почему двое супругов, чьи души и чувства не в ладу, ложатся в постель отвернувшись друг от друга. Те же супруги, чьи души и чувства созвучны, ложатся друг к другу лицом. Они также сказали, что поскольку флюиды излучаются из каждой части тела человека и распространяются на определенное расстояние вокруг, они соединяют и разлучают супругов не только внешне, но и внутренне. И отсюда проистекают все различия и все разнообразие супружеской любви. В заключение они сказали, что на Небе флюиды любви, исходящие от нежно любящей жены, кажутся сладчайшим благоуханием, гораздо более приятным, чем флюиды, исходящие в природном мире от новобрачных в первые дни после свадьбы. Все это дополняет установленную истину, что жена соединяется с мужем посредством своей ауры, проистекающей из ее любви. (14) Жена соединяется со своим мужем, принимая в себя силу ею мужественности, и это происходит соответственно духовной любви, которой оба обладают. Из уст ангелов я слышал, что это правда. Они сказали: то, что муж исторгает из себя ради продолжения рода, жена принимает в себя, вбирая в свою жизнь, и таким путем жены живут душа в душу с мужьями, все более и более становясь их единомышленницами. Это создает действенный союз душ и сопряжение разумов. Они сказали, что причина тому такова: душа мужа заключена в его способности к деторождению, и то же относится к его внутренним началам, соединенным с душой. Они прибавили, что так было предусмотрено со времен творения, что жена может воспринять мудрость мужа, составляющую его душу, и таким образом они могут стать, как сказал Господь, «одной плотью». И было также предусмотрено, что мужчина не может оставить зачавшую жену из одной своей фантазии. Однако они добавили, что жена принимает жизнь от мужа и делает ее своей только в связи с супружеской любовью, ибо только любовь, являющаяся духовным союзом, воистину соединяет. И еще они сказали, что это также было по множеству причин предусмотрено со времен творения. 173 (15) Таким образом жена принимает образ своего мужа в себя, а потому она видит, сознает и чувствует его чувства. Из сказанного выше очевидно, что жена принимает в себя все, что относится к мудрости ее мужа, и становится частью его души и разума, и именно так она превращается из девы в жену. Вот причины, из которых это вытекает логически: а) Женщина создана из мужчины, б) Из этого вытекает наклонность вновь и вновь воссоединяться с мужчиной, в) Из этого союза с равным себе и благодаря ему жена рождается любовью мужчины и становится все более его любовью через супружество, ибо тогда любовь последовательно сосредотачивается на соединении с мужчиной, г) Обращаясь к желаниям ее жизни, муж соединяет ее с собой, д) Супруги соединяются благодаря окружающим их флюидам, которые объединяют их в целом и каждой частью, согласно с тем, какой супружеской любовью обладает жена и какой мудростью обладает муж, принимающий эту любовь, е) Они также соединяются через то, что жена принимает в себя жизненную силу мужа, ж) Отсюда очевидно, что нечто постоянно передается от мужа к жене и делается присущим ей, как ее собственное. Как следствие, образ мужа формируется в жене. Из этого образа жена распознает, видит и чувствует в себе то, что есть в ее муже, так, как если бы она чувствовала себя в нем. Она распознает через сообщение с ним, видит благодаря своей близости и чувствует через осязание. Три жены в своем доме и семь в розарии (в рассказах в № 1556,208,293—294) разъяснили мне, что жена ощущает, как муж принимает ее любовь, когда ее руки касаются щек, плеч, рук и груди. 174 (16) Существуют виды деятельности, приемлемые для мужчины, и виды деятельности, приемлемые для жены, и жена не может брать на себя обязанности, которые принадлежат мужчине, а мужчина не может брать на себя обязанности, которые принадлежат женщине и правильно их исполнять. Нет необходимости доказывать, перечисляя, что существуют виды деятельности, подобающие мужу, и виды деятельности, подобающие жене, ибо их много и они различны. Всякому известно, как располагать их по порядку, по родам и видам, если ему вздумается их рассмотреть. Основные виды деятельности, через которую жены соединяются с мужьями, — это воспитание детей обоего пола и девочек до надлежащего для замужества возраста. Жена не должна заниматься деятельностью, присущей мужу, и муж не должен предаваться занятиям жены, поскольку они различаются как мудрость и любовь к мудрости, или как помышление и побуждение к нему, или как разум и его воля. Виды деятельности, присущие мужу, главным образом относятся к разуму, помышлению и мудрости, в то время как обязанности, выполняемые женой, в основном соотносятся с волей, чувством и любовью. Жена выполняет свои обязанности, руководствуясь ими, а муж — руководствуясь тем, что перечислено выше. То есть природа видов их деятельности различна, хотя они и взаимосвязаны. Многие полагают, что женщина может выполнять мужскую работу, если ее приобщить к ней в раннем возрасте, как это бывает с мальчиками. И хотя женщины действительно могут выполнять эту работу, они не могут выносить о ней суждение, от чего внутренне зависит правильность ее исполнения. В таких случаях женщины, которые оказались при исполнении мужских обязанностей, должны обращаться за суждением к мужчинам, и затем, если окончательное решение лежит на них, делать выбор исходя из совета мужчины, который отвечает их собственной любви. Некоторые также говорят, что женщины способны, как и мужчины, поднять свой внутренний взор в светоносные сферы, где пребывает и провидит вещи разум мужчины, — что они заключили, исходя из писаний некоторых ученых дам. Однако в этих писаниях, подверженных изучению в духовном мире, в присутствии тех дам, обнаружилось не проявление рассудительности и проницательности, но остроумие и красноречие. А производное от этих двух последних кажется возвышенным и премудрым благодаря гладкости и красоте стиля — но лишь тем людям, которые искусность принимают за мудрость. Мужчины не могут выполнять те виды работ, которые считаются женскими, и делать их верно, потому что они не обладают женским нравом, который совершенно отличен от мужского. Это происходит потому, что наклонности и представления мужского пола столь отличны от женских от сотворения мира, а следовательно, по своей природе, что о том говорится в заповедях, данных сынам Израилевым: например, что женщина не должна носить мужской одежды, а мужчина — женской, ибо это есть мерзость (Второзаконие 22:5). Причиной этому было то, что всякий человек в духовном мире одевается в соответствии со своим нравом, а два различных нрава, мужской и женский, могут быть соединены через двоих, но не в одном человеке. 176 (17) Эти виды деятельности, если их целью является взаимная помощь, также соединяют двоих в одно и, во всяком случае, составляют единый дом. В некоторых отношениях деятельность мужа может объединяться с деятельностью жены, а деятельность жены быть связанной с деятельностью мужа, и эти отношения и связи есть взаимная помощь, и это происходит соответственно с тем, как оказывается такая помощь. Все это миру известно. Но главное, что соединяет души и жизни супругов, делает их частью друг друга и друг к другу прилепляет, — их обоюдная забота о воспитании детей. В этой области обязанности мужчины и женщины различны и в то же время друг друга дополняют. Они различны, поскольку обязанность жены — забота о грудном вскармливании и уходе за младенцами обоего пола, а также воспитание девочек до брачного возраста. В обязанности же мужа входит воспитание мальчиков, с детства до половой зрелости и до того времени, когда они начинают сами о себе заботиться. И эти обязанности переплетаются между собой с помощью советов, взаимной поддержки и всевозможной помощи. Общеизвестно, что эти обязанности — настолько же объединенные, насколько различные и столь же общие, сколь индивидуальные — соединяют души супругов в одну, и это случается через любовь, именуемую родительской. Также общеизвестно, что на этих обязанностях, по видимости различных и соотносительных, зиждется всякий дом. 177 (18) Благодаря всему сказанному выше и соединяющему их в одно, супруги все более и более становятся одним человеком. Сказанное соответствует тому, о чем говорилось выше в пункте (6), где объясняется, что соединение происходит постепенно с первых дней супружества и что для тех, кто испытывает истинную супружескую любовь, это соединение все более упрочивается. Они становятся одним человеком по мере того, как длится их супружеская любовь. На Небе небесная и духовная жизнь ангелов делает эту любовь истинной, и там супруги почитаются как два человека, когда называются мужем и женой, и одним — когда называются ангелами. 178 (19) Те, кто наслаждается истинной супружеской любовью, могут сказать, что являют собой одного цельного человека, а следовательно, одну плоть. Истина эта подтверждается устами не обитателей земли, но ангелов, ибо истинную супружескую любовь на земле среди людей иначе не встретишь, к тому же люди на земле столь сосредоточены на теле, что это ослабляет и поглощает ощущение, что двое супругов суть один человек и одна плоть. Более того, те в природном мире, кто любит своих супругов лишь внешне, но не внутренне, не желают это слышать. Об этом соединении они помышляют сладострастно, имея в виду, что оно всего лишь плотское. Дело обстоит иначе с ангелами на Небе, ибо они обладают духовной и небесной супружеской любовью и не привержены столь сильно телесности, как люди на земле. Я слышал о людях, которые столетиями жили со своими супругами на Небе, что они чувствуют себя столь прочно соединенными, муж с женой и жена с мужем, что могли бы сказать, что пребывают один в другом, и что они, хоть и разделены, составляют одну плоть. Они говорят, что причиной этого феномена, столь редкого на земле, является то, что они могут чувствовать через свою плоть соединение душ и ума, поскольку душа глубоко воздействует не только на голову, но и на все тело. То же относится к уму, пребывающему между душой и телом. Казалось бы, он находится в голове, однако проявляется во всем теле. Они сказали: «Вот почему действенность, которую подразумевают душа и ум, непременно проистекает из всего тела. Вот почему душа и ум, оставляя тело в том мире, составляют прежнего человека. Итак, душа и ум тесно связаны с плотью, и они определяют телесные действия. Следовательно, союз с душой и умом супруга ощутим и на физическом уровне, словно бы все происходит в одной плоти». Когда ангелы все это сказали, я услышал, как некоторые духи, стоявшие поблизости, заметили, что это ангельская мудрость, и она слишком возвышенна, ибо духи те были природно, но не духовно разумны. (20) Истинная супружеская любовь сама по себе есть соединение душ, единение умов, стремление к соединению в груди, приводящее к стремлению соединиться телесно. В № 158 выше показано, что супружеская любовь есть соединение душ и взаимосвязанность умов. Стремление к соединению сосредотачивается в груди, поскольку грудь есть место встречи, как королевский двор, а тело — словно многонаселенный город вокруг него. Место встречи потому, что управление всем человеческим телом сосредоточено именно здесь. Ибо здесь расположены сердце и легкие, и сердце через кровь, а легкие через дыхание царят всюду. И совершенно очевидно, что тело — как многонаселенный город вокруг. Следовательно, когда душа и ум супругов объединены и когда их объединяет истинная супружеская любовь, это имеет следствием распространение любовного союза через грудь по всему телу, вызывая желание физической близости. Более того, супружеская любовь распространяет это стремление на внешние части, чтобы и их наполнить своими удовольствиями. А поскольку грудь находится в центре всех путей, легко понять, почему супружеская1 любовь именно здесь проявляет свою приятность. 180 (21) Составляющие этой любви — непорочность, умиротворенность, покой, истинная дружба, полная доверительность и желание, объемлющее сердце и душу, делать друг для друга всяческое благо. А из этого проистекают блаженство, счастье, радость, страсть, и от вечного всем этим наслаждения — небесное блаженство. Причина, почему это свойственно супружеской любви, а следовательно, из нее проистекает, есть то, что ее началом является супружество блага и истины, и это супружество исходит от Господа. Природа любви заключается в том, что она желает соединиться с тем, кто любим от всего сердца. В самом деле, она стремится дать человеку радость и сама тем возрадоваться. Божественная любовь Господа к людям еще более такова. Он создал человека как вместилище любви и мудрости, которые от Него исходят. А поскольку Он создал человека как вместилище, Он устроил так, что мужчина принимает мудрость, а женщина — любовь к мужской мудрости. По этой причине Он вдохнул в самые его глубины супружескую любовь. В этой любви Он смог совместить все блаженство, счастье, радость и удовольствие, которые исходят из одной Божественной любви через Его Божественную мудрость вместе с жизнью. Следовательно, все это вместе наполняет человека, обладающего истинной супружеской любовью, ибо он всему этому восприемник. Невинность, умиротворенность, покой, глубокая дружественность, полное доверие и желание, объемлющее душу и сердце, творить для другого всякое благо, упомянуты здесь потому, что невинность и умиротворенность относятся к душе, покой — к уму, глубокая дружественность относится к груди, полное доверие — к сердцу, а желание, объемлющее душу и сердце, творить для другого благо, относится к телу и всем его составляющим. 181 (22) Все это существует не иначе, как в супружестве одного мужа с одной женой. Это вытекает из всего сказанного прежде. И это также подтверждается всем тем, что говорится ниже. Следовательно, нет нужды специально останавливаться на доказательствах. 182 Прибавлю к сказанному две истории. Вот первая. Через несколько недель (см. № 1516) я услышал голос с Неба, возвестивший: «Ныне на Парнасе состоится еще одна встреча. Мы покажем тебе дорогу». Я пошел, и когда подошел ближе, увидел, как некто с трубой на горе Геликон возглашал и объявлял о том собраний. Как и прежде, я увидел, как люди поднимаются на гору из Афин и предместий, и среди них были те три вновь прибывших с земли. Эти трое были христиане — один священник, другой политик и третий — философ. На пути эти трое обращались к другим с разговорами, главным образом о философах древности, которых они называли по именам. «Увидим ли мы их?» — спрашивали они. Им отвечали: «Увидите, и вас им представят, если вы того захотите, поскольку они настроены дружелюбно». Те трое спросили о Демосфене, Диогене и Эпикуре. «Демосфена там нет, он с Платоном, — сказали им. — Диоген живет со своими учениками у подножия горы Геликон, поскольку считает мирские дела пустыми и обращается мыслью лишь к небесному. Эпикур живет на западной границе, и он к нам не приходит, поскольку мы разделяем благие и дурные наклонности и полагаем, что благие наклонности есть мудрость, а дурные — ее противоположность». Когда они поднялись на Парнас, слуги принесли в хрустальных чашах воды из источника и сказали: «Это вода из источника, который по преданию появился от удара копыта Пегаса и который позже был посвящен девяти девам*. Для древних крылатый Пегас означал понимание истины, из которой является мудрость. Копыта его означали опыты, которые приводили к природному пониманию, а девять дев означали все виды знания и учености. Сегодня все это называется мифами, однако в мифах заключались соответствия, с помощью которых древние люди изъяснялись». Люди, сопровождавшие трех вновь прибывших, сказали им: «Не удивляйтесь. Слугам велено об этом говорить; питье воды из источника означает для нас наставление в истинах, а через истины — толкование многоликости блага и через то — восхождения к мудрости». После того они вошли в Палладиум, а с ними и вновь прибывшие с земли — священник, политик и философ. Тогда сидевшие за столами мужи, увенчанные лавровыми венками, спросили: «Что нового на земле?» Они отвечали: «Новое вот что. Некто утверждает, что беседует с ангелами и что взору его подвластно видеть духовный мир так же, как и природный, и оттуда, из духовного мира, приносит он множество известий. Например, он утверждает, что человек и после смерти остается человеком и продолжает жить так же, как жил прежде в природном мире, что он так же видит, слышит и говорит, так же одет и украшен, так же испытывает голод и жажду, ест и пьет, наслаждается удовольствиями супружества, засыпает и просыпается, что там такие же земли и озера, горы и холмы, равнины и долины, водные потоки и реки, сады и парки. И что там есть сочинительство и книги, работа и коммерция. А также драгоценности, золото и серебро. Одним словом, он утверждает, что всякая и каждая вещь, которая существует на земле, есть в духовном мире, только вещи на Небе бесконечно совершеннее. Единственная разница заключается в том, что все в духовном мире проистекает из духовного источника, а следовательно, духовно, поскольку все там исходит от солнца, которое есть чистая любовь. Еще он говорит, что все в природном мире происходит из природного источника, а следовательно, природно и материально, ибо все здесь исходит от солнца, которое есть чистый огонь. Одним словом, человек остается все тем же человеком после смерти. ' Иными словами, девяти музам. В действительности даже более человеком, чем прежде, в природном мире. Ибо прежде, в природном мире, он был облечен в материальное тело, а в этом мире обладает духовным телом». Выслушав все это, древние мудрецы спросили: «Что думают на земле обо всем этом?» Трое ответили: «Мы знаем, что это правда, поскольку мы здесь все осмотрели и все испробовали. Вот почему мы сейчас расскажем, что люди на земле думают о таких вещах». Тогда заговорил священник: «Люди нашего ордена, когда первый раз об этом услышали, назвали то видениями, а после — выдумкой. Потом они сказали, что тому человеку являются привидения. Наконец они усомнились и сказали: «Верьте, если хотите. Мы всегда учили, что человек не будет обладать телом после смерти до дня Страшного Суда». Его спросили: «Разве не было среди них умных людей, которые могли бы им показать и убедить их, что то есть истина — что человек продолжает жить как человек и после смерти?» Священник сказал: «Есть такие, которые так говорят, но им не удалось никого убедить. Те же, кто соглашается с ними, говорят: «Это противоречит здравому рассудку: не верить, что человек продолжает жить как человек после смерти до дня Страшного Суда, а верить, что он — бесприютная душа без тела. Что есть душа и где должна она пребывать в означенное время? Она — дыхание? Или некое дуновение воздуха? Или она скрывается посреди земли? Где ее местопребывание? Летают ли души Адама и Евы и тех, кто был после них, по Вселенной все эти шесть тысяч лет, или шестьдесят столетий? Или они заперты посреди земли в ожидании дня Последнего Суда? Что может быть прискорбнее и тягостнее такого ожидания? Их участь можно сравнить с участью людей, прикованных цепями и погребенных в темницах, не так ли? Если такова доля человека после смерти, не лучше ли было родиться ослом? Разве не противно разуму верить, что душа вновь обретет затем прежнее тело? То ли это тело, которое пожрали черви, крысы и рыбы? Может ли обожженный солнцем или обратившийся в пыль скелет вновь стать основой того тела? Как вся эта мерзкая гниль будет собрана вместе и как она воссоединится с душой?» Но когда люди слышат подобные вопросы, они не отвечают на них, опираясь на доводы рассудка. Они прячутся за свою веру, говоря: «Мы держим разум в покорности в отношении веры». О долженствующих восстать из гроба в день Страшного Суда они говорят: «Это дело Вседержителя». А когда они говорят о Вседержителе и вере, доводы разума в расчет не принимаются. И можно сказать, что тогда здравый рассудок не ставится ни во что, и для некоторых это и вовсе призрак. И они говорят здравому рассудку: «Ты не в себе!» Когда премудрые греки все это услышали, они сказали: «Парадоксы, столь противоречивые, как эти, сами себя опровергают, не так ли? Хотя здравый рассудок в нынешние времена не может опровергнуть их в природном мире! Что может быть более противоречивым, чем вера в то, что говорят о Страшном Суде — о том, что Вселенная погибнет, а звезды упадут с небес на землю, которая меньше, чем любая из звезд! И что тогда тела людей, то есть трупы или мумии, изъеденные или обратившиеся в прах, воссоединятся со своими душами! Когда мы были в природном мире, мы верили в бессмертие души, исходя из внушений рассудка. Мы также определили место для блаженных, которое назвали Елисейскими полями. Мы полагали, что блаженные должны быть образами или подобиями людей, но утонченными, то есть духовными». Выслушав это, все обратились ко второму гостю, который был в природном мире политиком. Он признался, что не верил в жизнь после смерти, полагая, что то, что он слышал об этом, намеренная выдумка. «Думая об этом, я говорил: «Как душа может иметь тело? Разве не покоится тело умершего в могиле? Разве не с телом вместе покоятся его глаза? Как может он видеть? И уши? Как может он слышать? Где взять ему уста для разговора? И если бы в каком-либо виде человек по смерти продолжал жить, разве не был бы он похож на привидение? И как может привидение есть и пить, как может оно наслаждаться удовольствиями супружества? Где возьмет оно одежду, жилище, постель и так далее? Ведь привидения, которые являются воздушными образами, лишь кажутся существующими. Одним словом, вот примерно что я думал о жизни после смерти. И теперь, когда я все увидел и до всего коснулся собственными руками, я убедился с помощью своих чувств, что я теперь такой же человек, каким был в природном мире, до такой степени, что не нахожу почти никакой разницы между тем, как жил прежде, и тем, как живу теперь, — разница лишь в том, что мыслю я теперь более здраво. Порой мне стыдно за то, что я прежде думал». Философ рассказал о себе сходные вещи, с той лишь разницей, что он поведал о новых истинах, которые стали ему известны о жизни после смерти, перемежая их идеями и гипотезами древних и современных авторов. Мудрецы были поражены, услышав все это. Некоторые из со-кратиков сказали, что, судя по этим известиям с земли, они могут вывести заключение, что внутренний разум у людей постепенно закрылся и что теперь на земле вместо истины воссияла ложная вера, а вместо мудрости — глупое умствование. И они сказали: «С наших времен свет мудрости опустился из внутренности мозга ко рту; там мудрость кажется перлами речи, а произносимые устами слова — мудростью». Один из учеников, услышав это, сказал: «Как неразумны нынче люди на земле! Если бы ученики Гераклита и Демокрита, которые надо всем смеются и все оплакивают, были здесь, мы услышали бы громкий смех и громкие рыдания». - Когда собрание закончилось, трем прибывшим с земли дали на память знаки—маленькие медные дощечки с выгравированными на них иероглифами, — с которыми те и удалились. 183 Вторая история. На востоке увидел я пальмовую и лавровую рощу, где растения тянулись вверх как бы по спирали. Я вошел в эту рощу и некоторое время прогуливался по тропинкам, а в конце увидел сад, находившийся в самом ее центре. Маленький мостик с воротами отделял его со стороны рощи и со стороны сада. Я приблизился, и стражник открыл мне ворота. «Как называется этот сад?» — спросил я его. Он ответил: «Адрамандони», — что означает наслаждения супружеской любви. Я вошел, там были оливковые деревья, со свисающими меж ними виноградными лозами и цветущими кустарниками. Посреди сада был круг, заросший травой, где по двое сидели мужчины и женщины, зрелые и молодые, а посредине круга, из розовой земли бил небольшой родник. Когда я подошел ближе, я увидел двух ангелов в пурпурных и ярко-алых одеждах, говоривших с теми, кто сидел на траве. Они говорили об источнике супружеской любви и ее удовольствиях. И поскольку разговор шел об этой любви, все ему внимали и с готовностью слушали, и это придало речам ангелов вдохновение, возникшее словно бы от любовного огня. Вот что вкратце запомнилось мне из разговора. Они начали с трудностей разыскания и обнаружения источника супружеской любви, ибо ее начало — Божественность небесная, ибо это есть Божественная любовь и Божественная мудрость, и Божественное служение. Эти три начала проистекают от Господа как одно, и втекают в души людей как одно, а через души в разум, во внутренние ощущения и помышления. Через то они проникают в плотские желания, а от них,-через грудь — в область детородных органов. Все, что изошло из первоначального источника, собирается там и вместе со всем прочим составляет супружескую любовь. Сообщив это, ангелы сказали: «Давайте беседовать дружески, с помощью вопросов и ответов, поскольку то, что познается лишь через слух, может запечатлеться, но ненадолго, если только слушающий не помыслит о том сам и не задаст вопросов». Тогда некоторые из супругов сказали ангелам: «Мы слышали, что источник супружеской любви есть Божественность небесная, ибо она втекает в души людей от Господа. А поскольку она исходит от Господа, она есть любовь, мудрость и служение, — три сущности, которые все вместе образуют единую Божественную сущность. И ничто иное, кроме Божественной сущности не излучается от Него и не втекает в самые глубинные начала человека, называемые душой. И, опускаясь вниз, в человеческое тело, все три сущности превращаются в аналоги и соответствия. В таком случае мы хотели бы спросить, во-первых, что подразумевается под третьей составляющей, исходящей из Божественности и называемой служением?» Ангелы ответили: «Любовь и мудрость без служения — всего лишь отвлеченные понятия мысли, которые улетучиваются, как дуновение ветра, ненадолго задержавшись в разуме. Зато в служении эти два понятия соединяются и становятся одним, называемым реальностью. Любовь не может оставаться в покое и бездеятельности, поскольку любовь есть именно деятельность. Так же и мудрость существует и пребывает благодаря любви и с любовью, когда находится в действии. А действие и есть служение. Итак, мы определяем служение как делание блага во имя любви через мудрость. Служение есть само благо. Эти три понятия, Любовь, Мудрость и Служение, втекают в разум человека, и это показывает, откуда пошло выражение, что всякое благо от Господа. Ибо все, что делается из любви через мудрость, называется благом, а служение тоже есть нечто содеянное. Что есть любовь без мудрости, как не некое сумасбродство? И что есть любовь и мудрость без служения, как не ветреность? Любовь и мудрость со служением не составляют человека, они суть сам человек. В самом деле, как бы это ни было удивительно, они делают возможным воспроизводство человека. Ибо душа человека находится в семени мужчины, обернутая в тончайшую материю, которая формирует тело в материнской утробе. Это есть высшее и окончательное служение, исходящее от Божественной любви через Божественную мудрость». - В заключение ангелы сказали: «Всякое оплодотворение, размножение и деторождение порождаются потоком любви, мудрости и служения, исходящим от Господа. Они напрямую втекают в душу человека, не напрямую — в души животных и еще более опосредованно — в растения. Сие происходит от самого высокого уровня до самого низкого. Понятно, что всякое оплодотворение, размножение и деторождение есть продолжение творения. Ибо творение может исходить от Божественной любви через Божественную мудрость в Божественном служении, следовательно, все во вселенной порождено и сформировано из служения в служении и ради служения». После того люди, сидевшие на травяной поляне, спросили у ангелов, откуда происходят бесчисленные и неописуемые наслаждения супружеской любви. «Они проистекают из служения любви и мудрости, — ответили ангелы. — Можно видеть из того факта, что мужчина наслаждается потоком и потенцией супружеской любви в той мере, в какой любит мудрость ради истинного служения, и в такой же мере в нем усиливаются эти поток и потенция. Соединение мудрости и служения есть мера его наслаждения. Мудрость и служение приводят к этому, поскольку, когда любовь действует в мудрости, любовь и мудрость наслаждаются друг другом и играют, как дети, и, вырастая, радостно соединяются. Это происходит так, словно они бывают помолвлены, а затем обвенчаны и женаты, и у них появляются дети. И это продолжается, с различными изменениями, последовательно и постоянно. Таковы отношения между любовью и мудростью, когда они составляют внутреннюю основу служения. Те наслаждения в их истоках незаметны, но они становятся все более очевидны по мере того, как опускаются с небес и втекают в тело. Шаг за шагом они переходят из души в глубины разума, а оттуда — во внешние части, и оттуда в глубины сердца, а уже оттуда — в детородные органы. Человек не замечает следа от этих небесных брачных игр в своей душе, хотя они тайно проникают во внутренние начала разума в виде чувства умиротворения и невинности, а во внешние начала — под видом чувств блаженства, счастья и радости, в глубины его сердца — как радости сокровенной дружественности, и в детородные органы — благодаря постоянному проистеканию из души потока, несущего ощущения супружеской любви, — как сладчайшее из наслаждений. Эти брачные игры любви и мудрости в служении продолжаются в душе человека по мере того, как они продвигаются к грудной впадине и остаются там, где становятся ощутимы, как бесконечное множество наслаждений. И по причине чудесной сообщительности грудной впадины с детородными органами, те наслаждения становятся наслаждениями супружеской любви, которые превыше всяких прочих наслаждений Неба и земли. Они оказываются превыше потому, что деятельность супружеской любви много выше, чем все другие виды деятельности, ибо именно через нее продолжается человеческий род, а от человеческого—и ангельский». Ко всему этому ангелы присовокупили: «Те, кто не наслаждается любовью ради служения, исходящего от Господа, ничего не знают о бесчисленном множестве наслаждений, которые присущи истинной супружеской любви. Ибо путь к душе закрыт тем, кто не может получать мудрость от первоначальных истин, но любит ложные неистовства разума и кто из-за неистовств разума совершает недобрые дела ради некоей любви. Это прекращает небесные брачные игры любви и мудрости в их душах, ибо их неоднократно прерывают, а вместе с ними прекращается и супружеская любовь, ее истечение, потенция и наслаждения». На это слушавшие сказали: «Мы видим, что супружеская любовь соответствует любви к служению, исходящей от Господа». Ангелы же отвечали им, что так оно и есть. Тогда на головах у некоторых появились венки из цветов, и они спросили, почему. «Потому что их понимание глубже, чем у прочих», — ответили ангелы. И все оставили сей сад, и те, что были в венках, шли в центре толпы.
Глава IX
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|