Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ЧТО ОНИ НЕ ДВОЕ, НО ОДНА ПЛОТЬ




1566 Из Книги Бытия и слов Господа ясно, что с самого творения мужчина и женщина имеют врожденную наклонность, а также спо­собность соединиться вместе в одно целое, и что мужчина и жен­щина по-прежнему обладают этими наклонностью и способностью.

Мы читаем в Книге Творения, называемой Книгой Бытия: «И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и при­вел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего], потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (2:22—24).

Господь говорит то же самое в Евангелии от Матфея; «Не чи­тали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они у же не двое, но одна плоть» (19:4—5). -

Это ясно показывает, что женщина была создана из мужчины и что каждая имеет наклонность и способность соединиться с мужчиной воедино. Ясно также и то, что это означает соединение в одного человека, из Книги Бытия, где говорится об обоих как об одном человеке. Ибо сказано:«.. .Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворе­ния их» (5:1,2). Там же сказано, что Он дал ему имя Адам, а Адам и человек — одно и то же слово на древнееврейском. Двое вмес­те в Книге Бытия называются одним человеком 1:27 и 3:22—24.

«Одна плоть» также означает «один человек», что видно из мест Священного Писания, где говорится «вся плоть» в смысле человечества, как в Книге Бытия 6:12,13,17,19; Исайя 40:5, 6; 49:26; 66:16, 23-24; Иеремия 25:31; 32:27; 45:5; Иезекииль 20:48; 21:4-5 и др.

В «Небесных тайнах», где объясняется духовный смысл двух книг, Бытие и Исход, указано значение рёбра адамова, из которого полу­чилась женщина, а также плоти, что образовалась на том месте — это то, что означает «кость от кости и плоть от плоти» — и что озна­чает «отец и мать», которых мужчина оставит после женитьбы, и что означает «прилепиться к жене». Там было показано, что «ребро» вовсе не означает ребро, и «плоть» — плоть, и «кость» — кость, так­же и «прилепиться». Слова эти обозначают вещи, образы которых духовно соответствуют понятиям, а следовательно, их замещают.

Очевидно, что именно в духовном смысле из двух человек по­лучается один, поскольку супружеская любовь соединяет их вме­сте, а это и есть духовная любовь.

Мне не раз доводилось говорить, что любовь мужчины к муд­рости передается его жене, и это будет удостоверено ниже в по­следующих статьях. На этом не стоит удаляться от обозначенной темы и отступать от нее от темы соединения двух супругов в од­ну плоть через соединение их душ и разума.

Разъяснения будут следовать в таком порядке:

(1) У обоих полов от творения существует врожденная способность и наклонность к соединению, так что они мо­гут и желают соединиться и стать словно одним человеком.

(2) Супружеская любовь соединяет две души, а следова­тельно, два разума в один.

(3) Воля жены присоединяется к разуму мужчины, а разум мужчины присоединяется к воле жены, в такой последова­тельности.

(4) Наклонность к соединению постоянна и неизменна у жены, но непостоянна и изменчива у мужчины.

(5) Жена возбуждает в мужчине стремление к соединению в соответствии со своей любовью, а мужчина принимает ее любовь в соответствии со своей мудростью.

Это соединение происходит неизменно с первых дней супружества, и у тех, кто живет в истинной супружеской любви, становится все более и более всеобъемлющим.

(7) Соединение жены с разумной мудростью мужа происхо­дит внутренне, а с его нравственной мудростью — наружно.

Союз душ и разума в супружестве

(8) Ради такого соединения жена имеет представление о чувствах мужа, а также великий дар придавать им форму.

(9) Жены хранят это представление и скрывают его от мужей по причинам необходимости сделать устойчивыми супружескую любовь, дружественность и доверие, а следова­тельно, счастье совместного жития и блаженство такой жизни.

(10) Такое представление и есть мудрость жены. Мужчина не может ею обладать, как жена не может обладать разум­ной мудростью мужчины.

(11) Жена постоянно любовно помышляет о наклоннос­ти к ней мужа, мысленно соединяя себя с ним. С мужчиной дело обстоит иначе.

(12) Жена соединяет себя со своим мужем, вовлекаясь в то, чего он желает.

(13) Жена соединяется со своим мужем благодаря той ат-!': мосфере жизни, которую создает ее любовь.

(14) Жена соединяется со своим мужем, принимая в себя • силу его мужественности, и это происходит соответствен­но духовной любви, которой оба обладают.

(15) Таким образом жена принимает образ своего мужа в себя, а потому она видит, сознает и чувствует его чувства.

(16) Существуют виды деятельности, приемлемые для мужчины, и виды деятельности, приемлемые для жены, и же­на не может брать на себя обязанности, которые принадле­жат мужчине, а мужчина не может брать на себя обязанно­сти, которые принадлежат женщине и правильно га исполнять.

(17) Эти виды деятельности, если их целью является вза­имная помощь, также соединяют двоих в одно и, во всяком случае, составляют единый дом.

(18) Благодаря всему сказанному выше и соединяющему их в одно, супруги все более и более становятся одним человеком.

(19) Те, кто наслаждается истинной супружеской любо­вью, могут сказать, что являют собой одного цельного чело­века, а следовательно, одну плоть.

(20) Истинная супружеская любовь сама по себе есть со­единение душ, единение умов, стремление к соединению в гру­ди, приводящее к стремлению соединиться телесно.

(21) Составляющие этой любви — непорочность, умиро­творенность, покой, истинная дружба, полная доверитель­ность и желание, объемлющее сердце и душу, делать друг для друга всяческое благо. А из этого проистекают блаженство, счастье, радость, страсть, и от вечного всем этим наслаж­дения — небесное блаженство.

(22) Все это существует не иначе, как в супружестве одно­го мужа с одной женой.

Далее следуют пояснения ко всем обозначенным темам.

(1) У обоих полов от творения существует врожденная способность и наклонность к соединению, так что они мо­гут и желают соединиться и стать словно одним человеком. Из Книги Бытия уже известно, что женщина создана из мужчины (см. выше). Это означает, что у обоих полов есть способность и на­клонность соединяться воедино, поскольку если что-либо взято из чего-либо, оно сохраняет сущность того, из чего взято, и сущность эта определяет и то и другое. Эта сущность однородна с прежней сущностью, а потому желает воссоединиться с ней, а когда воссое­диняется, пребывая в другом, остается в себе и наоборот.

Способность представителя одного пола соединяться или быть связанным с другим полом не подлежит сомнению. Столь же несомненно и то, что и мужчина и женщина обладают на­клонностью к такому соединению. Оба эти положения получают подтверждение в первом же личном опыте.

(2) Супружеская любовь соединяет две души, а следова­тельно, два разума в один. Каждый человек состоит из души, ра­зума и тела. Душа есть наиболее сокровенная часть, разум распо­лагается посредине, а тело — это внешняя составляющая. Поскольку душа есть наиболее сокровенная часть человека, она происходит из небесного начала. Поскольку разум располагается посередине, он происходит из духовного начала. Поскольку те­ло — самая внешняя составляющая человека, оно материально. Части, имеющие небесный и духовный источники, пребывают не в пространстве, но в видимости пространства. В природном мире об этом известно, ибо люди говорят, что понятия протяженности и пространства неприменимы к духовным началам. Поскольку пространство есть видимость, расстояние и присутствие — тоже

видимость. В своих книгах о духовном мире я часто утверждал и доказывал, что видимость расстояния и присутствия там соот­ветствуют сходству, близости и связям любви.

Все это говорилось, дабы стало известно, что души и разум лю­дей не пребывают в некоем месте, как тела, поскольку они небес­ны и духовны. А поскольку они не занимают никакого пространст­ва, они могут соединяться воедино даже тогда, когда телам это неподвластно. Такое случается главным образом у супругов, кото­рые любят друг друга взаимно и глубоко. Но поскольку женщина произошла от мужчины, и их соединение есть как бы воссоедине­ние, можно заключить, что это не соединение воедино, но пребы­вание заодно, тем ближе и теснее, чем сильнее любовь, — для тех, кто обладает истинной супружеской любовью. Это пребывание за­одно можно назвать духовным сожительством, которое встреча­ется у тех, кто нежно любит друг друга, вопреки физическому расстоянию. В природном, мире также немало примеров, под­тверждающих сказанное. Все это свидетельствует о том, что су­пружеская любовь соединяет две души и два разума в одно.

159 (3) Воля жены присоединяется к разуму мужчины, а разум мужчины присоединяется к воле жены, в такой последова­тельности. Так происходит потому, что мужчина рожден, чтобы стать разумом, а женщина—чтобы стать волей, которая любит ра­зум мужчины. Это означает, что супружеский союз есть союз воли жены и-разума мужа, и наоборот, союз разума мужа и воли жены. Всякому понятно, что этот союз разума и воли очень тесный и что он приводит к такому соотношению, когда одна наклонность мо­жет перетекать в другую и услаждаться таким союзом.

160 (4) Наклонность к соединению постоянна и неизменна у жены, но непостоянна и изменчива у мужчины. Причиной этому то, что любовь не может не любить и соединяться с собой, чтобы быть любимой. В этом ее сущность и жизнь. Женщина рож­дена любить, в то время как мужчина, с которым она соединяется, чтобы быть любимой, является принимающим ее любовь. Любовь всегда заключается в этом. Она как тепло, пламя и огонь, которые сходят на нет, если не получают простора для распространения. Вот почему наклонность жен соединяться с мужьями постоянна и неизменна. Однако у мужчины нет такой наклонности к жене,

поскольку мужчина не являет собой любовь, но является лишь принимающим ее. Его способность к восприятию прибывает и убы­вает соответственно с его душевным состоянием и вызванными многими причинами колебаниями его разума между теплотой и хо­лодностью, а также приливами и отливами его телесной силы, ибо они непостоянны и не имеют своего порядка во времени. Как след­ствие, эта наклонность у мужчин непостоянна и изменчива.

161 (5) Жена возбуждает в мужчине стремление к соединению в соответствии со своей любовью, а мужчина принимает ее любовь в соответствии со своей мудростью. Мужчины ныне не замечают, что любовь, а следовательно, стремление к соедине­нию пробуждают в мужчинах женщины. В действительности они это отрицают. Это вызвано тем, что женщины поддерживают в мужьях убеждение, что любят как раз мужчины, а жены лишь приемлют любовь, либо что мужчина есть сама любовь, а женщи­на — сама покорность. И когда мужчины верят этому, это напол­няет радостью их сердца.

Существует целый ряд причин, по которым жены на этом на­стаивают, и причины те коренятся в их благоразумии и осмотрительности. Кое-что о том будет сказано ниже, в особенности в гла­ве о причинах холодности, разлучения и разводов у супругов. Возбуждение, или подстрекательство к любви в мужчине порож­дает его жена, ибо в мужчине вовсе нет супружеской любви, ни да­же половой любви, которая сосредоточена в женах и женщинах.

Я видел убедительные доказательства тому в духовном мире. Однажды там была дискуссия по этим вопросам, и мужья, убеж­денные своими женами, утверждали, что именно они, а не жены любят, а что жены всего лишь принимают их любовь. Для того чтобы прекратить споры, все женщины, включая их жен, были удалены от тех мужей, и когда это произошло, сама атмосфера половой любви улетучилась. Когда это случилось, мужья впали в странное умственное состояние, какого прежде никогда не ис­пытывали. И многие из них жаловались на то. Позже, покуда му­жья оставались в том состоянии, женщинам позволили возвра­титься, в том числе женам, и они нежно заговорили с мужьями.

Но мужчины остались холодны к женским чарам. Они отворачи­вались от жен и говорили меж собой: «Что это за женщина?» И когда некоторые из женщин отвечали, что они их жены, мужчины говорили: «Что значит жена? Мы вас не знаем». Однако ког­да жены обиделись и некоторые заплакали из-за этой в высшей степени холодной бесчувственности со стороны мужчин, атмосфера женского пола и супружества, которая была до того мо­мента недоступна мужчинам, вновь пронизала их. Тогда мужчины мгновенно вернулись к своему прежнему состоянию ума — к тому, в котором одни любили супружество, а другие — женский пол. Это убедило мужчин в том, что ничто ни от супружеской, ни от половой любви в них самих не пребывает, но пребывает лишь в женах и женщинах. Однако после жены благоразумно внушили мужьям, что любовь пребывает именно в мужчинах и что лишь некая искра ее может перейти от них к самим женщинам.

Этот опыт приведен здесь для того, чтобы довести до всеобще­го сведения, что женщина есть сама любовь, а мужчина — ее вос­приемник. Мужчина восприимчив к любви вследствие мудрости, ко­торой обладает — в особенности мудрости религии, — что любить следует одну лишь жену. Это очевидно из факта, что когда мужчи­на любит только жену, его любовь возрастает. Будучи возвышенной, она становится все более сильной, постоянной и длительной. В про­тивном случае она может быть уподоблена выбрасыванию пшеницы из амбара на съедение псам, отчего в доме случается нужда.

162 (6) Это соединение происходит неизменно с первых дней су­пружества, и у тех, кто живет в истинной супружеской люб­ви, становится все более и более всеобъемлющим. Первая теп­лота супружества не объединяет, ибо она исходит от половой любви, которая телесна. В духе же все то, что исходит от тела, не­долговечно. Зато телесная любовь, исходящая из духа, долговечна. Духовная любовь и любовь телесная, исходящая из духа, втекает в души и разум супругов одновременно с дружественностью и до­верием. Когда все они присоединяются к начальной супружеской любви, любовь эта становится супружеской любовью, которая от­крывает их сердцам и дыханию сладость пребывающей в них люб­ви — все более и более глубокой по мере того, как двое присоеди­няют себя к начальной любви. Она входит в них, а они — в нее.

163 (7) Соединение жены с разумной мудростью мужа происхо­дит внутренне, а с его нравственной мудростьюнаружно. Мудрость мужчины бывает двух видов, разумная и нравственная.

Разумная мудрость относится к разуму, в то время как нравствен­ная относится и к разуму и к жизни одновременно. В этом можно убедиться и это можно видеть, изучая и исследуя ее. Однако для того чтобы знать, что такое «разумная» и «нравственная» мудрость у мужчин, необходимы некоторые уточнения.

То, что относится к разумной мудрости, имеет несколько на­званий. Обычно это знание, разумение и мудрость, но еще это здравомыслие, рассудительность, сметливость, ученость и глубо­кая восприимчивость. Поскольку различных знаний существует множество, ибо их определяет специфика работы, существуют особые знания у церковного причта, у управленцев и различных чиновников, у судей, врачей и фармацевтов, военных и моряков, торговцев и рабочих, у крестьян и т. д. Также к разумной мудрос­ти относятся все виды знаний, которые юноши получают в шко­ле и которые развивают их способности. У них тоже множество обозначений: философия, физика, геометрия, механика, химия, астрономия, юриспруденция, политика; этика, история и др. Че­рез них как через двери мужчина входит в рассудительность, из которой проистекает разумная мудрость.

К нравственной мудрости относятся все нравственные добро­детели, которые имеют отношение к жизни и наполняют ее, а также добродетели духовные, которые проистекают от любви к Господу и ближнему и которые сосредотачиваются в той и дру­гой любви. Добродетели, относящиеся к нравственной мудрости, также имеют множество наименований и именуются воздержа­нием, трезвостью, честностью, добротой, дружелюбием, скром­ностью, искренностью, обходительностью, любезностью, а также серьезностью, прилежанием, бдительностью, щедростью, рвени­ем, терпимостью, благородством, деятельностью, храбростью, ос­мотрительностью и т. д.

Духовные добродетели, которыми обладает мужчина, это ре­лигия, милосердие, истина, вера, совесть, простодушие и т. д.

В целом эти различные добродетели относятся к любви к ре­лигиозному радению, радению за общее благо, за отечество, граждан, родителей, жену и детей. Среди всех этих добродете­лей преобладают справедливость и рассудительность. Справед­ливость относится к нравственной мудрости, а рассудительность — к разумной.

165 Связь жены с разумной мудростью мужа суть внутренняя, по­скольку разумная мудрость относится только к разуму мужчины, и она пребывает в свете, недоступном женщинам. Вот почему женщины не говорят о разумной мудрости, но в обществе муж­чин хранят молчание и лишь слушают, когда обсуждаются подоб­ные вещи. При этом очевидно, что женщины внутренне участву­ют в таких обсуждениях, ибо они обращают внимание на них и внутренне принимают и соглашаются с тем, что слышат и слы­шали прежде от своих мужей. Зато связь жен с нравственной муд­ростью мужей суть внешняя. Это происходит потому, что женщи­не доступны почти все добродетели нравственной мудрости, и эти добродетели исходят от разумной воли мужчины, с кото­рой воля жены соединяется, образуя супружество. Я сказал, что связь жены с такими добродетелями суть внешняя, поскольку же­на знает их в мужчине более, чем мужчина знает их сам в себе.

166 (8) Ради такого соединения жена имеет представление о чувствах мужа, а также великий дар придавать им форму. Жены знают о чувствах своих мужей и искусно придают им фор­му. Это также относится к тайнам супружеской любви, которые сокрыты в женах. Они знают о чувствах мужей благодаря трем чувствам: зрению, слуху и осязанию, и они придают им форму так, что мужья вовсе ничего о том не ведают. Эти вещи относятся к тайнам жен, и я не должен подробно о том говорить. Однако женам свойственно говорить о своих тайнах; четыре рассказа, в которых жены их открывают, следуют в главах VII, IX и XII. Два посвящены женам, живущим в доме, на который проливается зо­лотой дождь, а два — женам в саду роз. Если вы прочтете те рас­сказы, вам тоже откроются их тайны.

167 (9) Жены хранят это представление и скрывают его от мужей по причинам необходимости сделать устойчивыми су­пружескую любовь, дружественность и доверие, а следователь­но, счастье совместною жития и блаженство такой жизни. Я сказал, что жена должна скрывать и прятать от мужа свое по­нимание его чувств, поскольку, если он его обнаружит, это отвра­тит мужа от ложа, спальни и дома. Причиной этому то, что боль­шинство мужчин в силу различных обстоятельств обладают глубокой холодностью к супружеству, о чем будет говориться в главе, посвященной причинам холодности, разлучения и разво­да супругов. Если бы жены раскрывали чувства и наклонности мужей, эта холодность вырвалась бы из своего прибежища и замо­розила внутренние начала прежде их разума, затем сердца, а пос­ле—и все внешние начала, которые относятся к любви и которые предназначены для продолжения рода. И если бы это произошло, супружеская любовь была бы изгнана так далеко, что от нее не осталось бы даже надежды на дружбу, доверие, блаженство совместной жизни и счастье. Однако жены постоянно питаются этой надеждой. Если бы жены раскрыли, что знают о чувствах и пристрастиях своих мужей, это бы проявило и разгласило их собственную любовь, а хорошо известно, что чем более жены го­ворят о ней, тем более охлаждаются мужья, и тем более желают устраниться. Все сказанное подтверждает истинность мнения, что существуют уважительные причины, по которым жены со­храняют свое понимание при себе и скрывают его от мужей.

168 (10) Такое представление и есть мудрость жены. Мужчина не может ею обладать, как жена не может обладать разумной мудростью мужнины. Это происходит из-за различия, существую­щего между мужчиной и женщиной. Мужчина познает от разума, женщина — от любви. Кроме того, разум воспринимает то, что на­ходится выше тела и за пределами материального мира, ибо имен­но туда устремлен умственный и духовный взор. Любовь же прости­рается не далее чувственного мира. Когда же она выходит за его пределы, она дополняется связью с разумом мужчины, существую­щей со времен творения. Ибо разум есть свет, а любовь—тепло; ве­щи, относящиеся к свету, можно видеть, в то время как вещи, отно­сящиеся к теплу, можно чувствовать. Все это показывает, что из-за общего различия, существующего между мужчиной и женщиной, мужчина не может обладать мудростью жены, а женщина—мудро­стью мужа. Женщина не может обладать нравственной мудростью мужа, поскольку эта мудрость вытекает из его разумной мудрости.

169. (11) Жена постоянно любовно помышляет о наклон­ности к ней мужа, мысленно соединяя себя с ним. С мужчи­ной дело обстоит иначе. Это сходно с тем, что объясняется вы­ше (см. № 160): что наклонность к соединению с мужчиной постоянна и неизменна у женщин и непостоянна и изменчива у мужчин. Следовательно, женщина постоянно помышляет о на­клонности к ней мужа, желая соединиться с ним. И хотя помыш­ления женщины о муже бывают прерываемы хозяйственными за­ботами, они наполняют ее любовные чувствования, и для женщины они неотделимы от помышлений о мужчинах.

Однако я все это опускаю, как мне было сказано; См. два рас­сказа о семи женах, сидящих в розарии, которые следуют после одной из глав (№ 293—294).

170 (12) Жена соединяет себя со своим мужем, вовлекаясь в то, чего он желает. Сие слишком хорошо известно, так что объяснения я опускаю.

171 (13) Жена соединяется со своим мужем благодаря той ат­мосфере жизни, которую создает ее любовь. Из каждого чело­века исходит, изливается.духовная чувственная атмосфера, про­исходящая от его любви. Она окружает человека и размещается в природной среде человеческого тела, и они соединяются.

Общеизвестно, что природное вещество постоянно вытекает из тела — не только людей, но и животных. Кроме того, из дере­вьев, фруктов, цветов и даже металлов. Так же и в духовном ми­ре, однако там вещество, проистекающее из предметов, является духовным. То же, что проистекает от духов и ангелов, еще более духовно, ибо в нем пребывают любовные чувствования, а это вну­тренние чувствования и помышления. Это — начала всякой симпа­тии и антипатии, а также всякого соединения и разделения, имею­щие результатом присутствие и отсутствие в духовном мире, ибо сходство и единомыслие порождают соединение и присутствие, в то время как различие и несогласие порождают разделение и от­сутствие, поскольку то вещество сопряжено там с расстояниями.

Некоторым также известно, что эти духовные флюиды суще­ствуют и в природном мире. Приверженность супругов друг к другу основана на них. Эти флюиды объединяют людей, похо­жих и сочувствующих, и разделяют тех, в ком есть несогласие и несоответствие. Совместные флюиды приносят счастье и удо­вольствие, несовместные — несчастье и неудовольствие.

Слышал я от ангелов, которые имеют ясное представление о таких флюидах, что в человеке, ни внутри, ни снаружи, нет ни­чего, что не обновляется — разлагаясь и востанавливаясь, — и от этого происходят волны флюидов. Они сказали, что эти флюиды окутывают человека сзади и спереди, и облачко это тоньше сзади и толще на груди и то, что находится у груди, соотносится с его дыханием. Вот почему двое супругов, чьи души и чувства не в ла­ду, ложатся в постель отвернувшись друг от друга. Те же супруги, чьи души и чувства созвучны, ложатся друг к другу лицом.

Они также сказали, что поскольку флюиды излучаются из каждой части тела человека и распространяются на определен­ное расстояние вокруг, они соединяют и разлучают супругов не только внешне, но и внутренне. И отсюда проистекают все разли­чия и все разнообразие супружеской любви. В заключение они сказали, что на Небе флюиды любви, исходящие от нежно любя­щей жены, кажутся сладчайшим благоуханием, гораздо более приятным, чем флюиды, исходящие в природном мире от ново­брачных в первые дни после свадьбы. Все это дополняет установ­ленную истину, что жена соединяется с мужем посредством сво­ей ауры, проистекающей из ее любви.

(14) Жена соединяется со своим мужем, принимая в себя силу ею мужественности, и это происходит соответствен­но духовной любви, которой оба обладают. Из уст ангелов я слышал, что это правда. Они сказали: то, что муж исторгает из се­бя ради продолжения рода, жена принимает в себя, вбирая в свою жизнь, и таким путем жены живут душа в душу с мужьями, все более и более становясь их единомышленницами. Это созда­ет действенный союз душ и сопряжение разумов.

Они сказали, что причина тому такова: душа мужа заключена в его способности к деторождению, и то же относится к его вну­тренним началам, соединенным с душой. Они прибавили, что так было предусмотрено со времен творения, что жена может вос­принять мудрость мужа, составляющую его душу, и таким обра­зом они могут стать, как сказал Господь, «одной плотью». И было также предусмотрено, что мужчина не может оставить зачавшую жену из одной своей фантазии.

Однако они добавили, что жена принимает жизнь от мужа и делает ее своей только в связи с супружеской любовью, ибо только любовь, являющаяся духовным союзом, воистину соединя­ет. И еще они сказали, что это также было по множеству причин предусмотрено со времен творения.

173 (15) Таким образом жена принимает образ своего мужа в себя, а потому она видит, сознает и чувствует его чувства. Из сказанного выше очевидно, что жена принимает в себя все, что относится к мудрости ее мужа, и становится частью его души и разума, и именно так она превращается из девы в жену.

Вот причины, из которых это вытекает логически: а) Женщина создана из мужчины, б) Из этого вытекает наклонность вновь и вновь воссоединяться с мужчиной, в) Из этого союза с равным се­бе и благодаря ему жена рождается любовью мужчины и становит­ся все более его любовью через супружество, ибо тогда любовь по­следовательно сосредотачивается на соединении с мужчиной, г) Обращаясь к желаниям ее жизни, муж соединяет ее с собой, д) Су­пруги соединяются благодаря окружающим их флюидам, которые объединяют их в целом и каждой частью, согласно с тем, какой су­пружеской любовью обладает жена и какой мудростью обладает муж, принимающий эту любовь, е) Они также соединяются через то, что жена принимает в себя жизненную силу мужа, ж) Отсюда очевидно, что нечто постоянно передается от мужа к жене и дела­ется присущим ей, как ее собственное. Как следствие, образ мужа формируется в жене. Из этого образа жена распознает, видит и чувствует в себе то, что есть в ее муже, так, как если бы она чув­ствовала себя в нем. Она распознает через сообщение с ним, видит благодаря своей близости и чувствует через осязание. Три жены в своем доме и семь в розарии (в рассказах в № 1556,208,293—294) разъяснили мне, что жена ощущает, как муж принимает ее любовь, когда ее руки касаются щек, плеч, рук и груди.

174 (16) Существуют виды деятельности, приемлемые для мужчины, и виды деятельности, приемлемые для жены, и жена не может брать на себя обязанности, которые принадле­жат мужчине, а мужчина не может брать на себя обязанно­сти, которые принадлежат женщине и правильно их испол­нять. Нет необходимости доказывать, перечисляя, что существуют виды деятельности, подобающие мужу, и виды деятельности, подо­бающие жене, ибо их много и они различны. Всякому известно, как располагать их по порядку, по родам и видам, если ему вздумается их рассмотреть. Основные виды деятельности, через которую же­ны соединяются с мужьями, — это воспитание детей обоего пола и девочек до надлежащего для замужества возраста.

Жена не должна заниматься деятельностью, присущей мужу, и муж не должен предаваться занятиям жены, поскольку они раз­личаются как мудрость и любовь к мудрости, или как помышле­ние и побуждение к нему, или как разум и его воля. Виды деятель­ности, присущие мужу, главным образом относятся к разуму, помышлению и мудрости, в то время как обязанности, выполняе­мые женой, в основном соотносятся с волей, чувством и любо­вью. Жена выполняет свои обязанности, руководствуясь ими, а муж — руководствуясь тем, что перечислено выше. То есть при­рода видов их деятельности различна, хотя они и взаимосвязаны.

Многие полагают, что женщина может выполнять мужскую работу, если ее приобщить к ней в раннем возрасте, как это быва­ет с мальчиками. И хотя женщины действительно могут выпол­нять эту работу, они не могут выносить о ней суждение, от чего внутренне зависит правильность ее исполнения. В таких случаях женщины, которые оказались при исполнении мужских обязан­ностей, должны обращаться за суждением к мужчинам, и затем, если окончательное решение лежит на них, делать выбор исходя из совета мужчины, который отвечает их собственной любви. Не­которые также говорят, что женщины способны, как и мужчины, поднять свой внутренний взор в светоносные сферы, где пребы­вает и провидит вещи разум мужчины, — что они заключили, ис­ходя из писаний некоторых ученых дам. Однако в этих писаниях, подверженных изучению в духовном мире, в присутствии тех дам, обнаружилось не проявление рассудительности и проницатель­ности, но остроумие и красноречие. А производное от этих двух последних кажется возвышенным и премудрым благодаря глад­кости и красоте стиля — но лишь тем людям, которые искусность принимают за мудрость.

Мужчины не могут выполнять те виды работ, которые счита­ются женскими, и делать их верно, потому что они не обладают женским нравом, который совершенно отличен от мужского. Это происходит потому, что наклонности и представления муж­ского пола столь отличны от женских от сотворения мира, а сле­довательно, по своей природе, что о том говорится в заповедях, данных сынам Израилевым: например, что женщина не должна носить мужской одежды, а мужчина — женской, ибо это есть мерзость (Второзаконие 22:5). Причиной этому было то, что вся­кий человек в духовном мире одевается в соответствии со своим нравом, а два различных нрава, мужской и женский, могут быть соединены через двоих, но не в одном человеке.

176 (17) Эти виды деятельности, если их целью является вза­имная помощь, также соединяют двоих в одно и, во всяком случае, составляют единый дом. В некоторых отношениях деятельность мужа может объединяться с деятельностью жены, а деятельность жены быть связанной с деятельностью мужа, и эти отношения и связи есть взаимная помощь, и это происходит соответственно с тем, как оказывается такая помощь. Все это ми­ру известно. Но главное, что соединяет души и жизни супругов, делает их частью друг друга и друг к другу прилепляет, — их обо­юдная забота о воспитании детей. В этой области обязанности мужчины и женщины различны и в то же время друг друга допол­няют. Они различны, поскольку обязанность жены — забота о грудном вскармливании и уходе за младенцами обоего пола, а также воспитание девочек до брачного возраста. В обязанности же мужа входит воспитание мальчиков, с детства до половой зре­лости и до того времени, когда они начинают сами о себе забо­титься. И эти обязанности переплетаются между собой с помо­щью советов, взаимной поддержки и всевозможной помощи.

Общеизвестно, что эти обязанности — настолько же объеди­ненные, насколько различные и столь же общие, сколь индиви­дуальные — соединяют души супругов в одну, и это случается че­рез любовь, именуемую родительской. Также общеизвестно, что на этих обязанностях, по видимости различных и соотноситель­ных, зиждется всякий дом.

177 (18) Благодаря всему сказанному выше и соединяющему их в одно, супруги все более и более становятся одним человеком. Сказанное соответствует тому, о чем говорилось выше в пункте (6), где объясняется, что соединение происходит постепенно с пер­вых дней супружества и что для тех, кто испытывает истинную супружескую любовь, это соединение все более упрочивается. Они становятся одним человеком по мере того, как длится их супружеская любовь. На Небе небесная и духовная жизнь ангелов делает эту любовь истинной, и там супруги почитаются как два человека, когда называются мужем и женой, и одним — когда на­зываются ангелами.

178 (19) Те, кто наслаждается истинной супружеской любо­вью, могут сказать, что являют собой одного цельного чело­века, а следовательно, одну плоть. Истина эта подтверждается устами не обитателей земли, но ангелов, ибо истинную супружес­кую любовь на земле среди людей иначе не встретишь, к тому же люди на земле столь сосредоточены на теле, что это ослабляет и поглощает ощущение, что двое супругов суть один человек и одна плоть. Более того, те в природном мире, кто любит своих супругов лишь внешне, но не внутренне, не желают это слышать. Об этом соединении они помышляют сладострастно, имея в виду, что оно всего лишь плотское.

Дело обстоит иначе с ангелами на Небе, ибо они обладают ду­ховной и небесной супружеской любовью и не привержены столь сильно телесности, как люди на земле. Я слышал о людях, которые столетиями жили со своими супругами на Небе, что они чувствуют себя столь прочно соединенными, муж с женой и же­на с мужем, что могли бы сказать, что пребывают один в другом, и что они, хоть и разделены, составляют одну плоть. Они говорят, что причиной этого феномена, столь редкого на земле, является то, что они могут чувствовать через свою плоть соединение душ и ума, поскольку душа глубоко воздействует не только на голову, но и на все тело. То же относится к уму, пребывающему между ду­шой и телом. Казалось бы, он находится в голове, однако прояв­ляется во всем теле. Они сказали: «Вот почему действенность, ко­торую подразумевают душа и ум, непременно проистекает из всего тела. Вот почему душа и ум, оставляя тело в том мире, со­ставляют прежнего человека. Итак, душа и ум тесно связаны с плотью, и они определяют телесные действия. Следовательно, союз с душой и умом супруга ощутим и на физическом уровне, словно бы все происходит в одной плоти».

Когда ангелы все это сказали, я услышал, как некоторые духи, стоявшие поблизости, заметили, что это ангельская мудрость, и она слишком возвышенна, ибо духи те были природно, но не духовно разумны.

(20) Истинная супружеская любовь сама по себе есть со­единение душ, единение умов, стремление к соединению в гру­ди, приводящее к стремлению соединиться телесно. В № 158 выше показано, что супружеская любовь есть соединение душ и взаимосвязанность умов. Стремление к соединению сосредота­чивается в груди, поскольку грудь есть место встречи, как коро­левский двор, а тело — словно многонаселенный город вокруг не­го. Место встречи потому, что управление всем человеческим телом сосредоточено именно здесь. Ибо здесь расположены сердце и легкие, и сердце через кровь, а легкие через дыхание ца­рят всюду. И совершенно очевидно, что тело — как многонасе­ленный город вокруг.

Следовательно, когда душа и ум супругов объединены и когда их объединяет истинная супружеская любовь, это имеет следст­вием распространение любовного союза через грудь по всему те­лу, вызывая желание физической близости. Более того, супруже­ская любовь распространяет это стремление на внешние части, чтобы и их наполнить своими удовольствиями. А поскольку грудь находится в центре всех путей, легко понять, почему супружеская1 любовь именно здесь проявляет свою приятность.

180 (21) Составляющие этой любви — непорочность, умиро­творенность, покой, истинная дружба, полная доверитель­ность и желание, объемлющее сердце и душу, делать друг для друга всяческое благо. А из этого проистекают блаженство, счастье, радость, страсть, и от вечного всем этим наслаж­дения — небесное блаженство. Причина, почему это свойствен­но супружеской любви, а следовательно, из нее проистекает, есть то, что ее началом является супружество блага и истины, и это су­пружество исходит от Господа. Природа любви заключается в том, что она желает соединиться с тем, кто любим от всего сердца. В самом деле, она стремится дать человеку радость и са­ма тем возрадоваться. Божественная любовь Господа к людям еще более такова. Он создал человека как вместилище любви и мудрости, которые от Него исходят. А поскольку Он создал че­ловека как вместилище, Он устроил так, что мужчина принимает мудрость, а женщина — любовь к мужской мудрости.

По этой причине Он вдохнул в самые его глубины супружескую любовь. В этой любви Он смог совместить все блаженство, счастье, радость и удовольствие, которые исходят из одной Божественной любви через Его Божественную мудрость вместе с жизнью. Следо­вательно, все это вместе наполняет человека, обладающего истин­ной супружеской любовью, ибо он всему этому восприемник.

Невинность, умиротворенность, покой, глубокая дружествен­ность, полное доверие и желание, объемлющее душу и сердце, творить для другого всякое благо, упомянуты здесь потому, что невинность и умиротворенность относятся к душе, покой — к уму, глубокая дружественность относится к груди, полное доверие — к сердцу, а желание, объемлющее душу и сердце, творить для другого благо, относится к телу и всем его составляющим.

181 (22) Все это существует не иначе, как в супружестве одно­го мужа с одной женой. Это вытекает из всего сказанного преж­де. И это также подтверждается всем тем, что говорится ниже. Следовательно, нет нужды специально останавливаться на дока­зательствах.

182 Прибавлю к сказанному две истории. Вот первая.

Через несколько недель (см. № 1516) я услышал голос с Неба, возвестивший: «Ныне на Парнасе состоится еще одна встреча. Мы покажем тебе дорогу».

Я пошел, и когда подошел ближе, увидел, как некто с трубой на горе Геликон возглашал и объявлял о том собраний. Как и прежде, я увидел, как люди поднимаются на гору из Афин и предместий, и среди них были те три вновь прибывших с земли. Эти трое были христиане — один священник, другой политик и третий — философ. На пути эти трое обращались к другим с разговорами, главным образом о философах древности, кото­рых они называли по именам.

«Увидим ли мы их?» — спрашивали они.

Им отвечали: «Увидите, и вас им представят, если вы того за­хотите, поскольку они настроены дружелюбно».

Те трое спросили о Демосфене, Диогене и Эпикуре.

«Демосфена там нет, он с Платоном, — сказали им. — Диоген живет со своими учениками у подножия горы Геликон, посколь­ку считает мирские дела пустыми и обращается мыслью лишь к небесному. Эпикур живет на западной границе, и он к нам не приходит, поскольку мы разделяем благие и дурные наклонности и полагаем, что благие наклонности есть мудрость, а дурные — ее противоположность».

Когда они поднялись на Парнас, слуги принесли в хрусталь­ных чашах воды из источника и сказали: «Это вода из источника, который по преданию появился от удара копыта Пегаса и кото­рый позже был посвящен девяти девам*. Для древних крылатый Пегас означал понимание истины, из которой является мудрость. Копыта его означали опыты, которые приводили к природному пониманию, а девять дев означали все виды знания и учености.

Сегодня все это называется мифами, однако в мифах заключа­лись соответствия, с помощью которых древние люди изъяснялись».

Люди, сопровождавшие трех вновь прибывших, сказали им: «Не удивляйтесь. Слугам велено об этом говорить; питье воды из источника означает для нас наставление в истинах, а через исти­ны — толкование многоликости блага и через то — восхождения к мудрости».

После того они вошли в Палладиум, а с ними и вновь прибыв­шие с земли — священник, политик и философ.

Тогда сидевшие за столами мужи, увенчанные лавровыми вен­ками, спросили: «Что нового на земле?»

Они отвечали: «Новое вот что. Некто утверждает, что беседу­ет с ангелами и что взору его подвластно видеть духовный мир так же, как и природный, и оттуда, из духовного мира, приносит он множество известий. Например, он утверждает, что человек и по­сле смерти остается человеком и продолжает жить так же, как жил прежде в природном мире, что он так же видит, слышит и го­ворит, так же одет и украшен, так же испытывает голод и жажду, ест и пьет, наслаждается удовольствиями супружества, засыпает и просыпается, что там такие же земли и озера, горы и холмы, рав­нины и долины, водные потоки и реки, сады и парки. И что там есть сочинительство и книги, работа и коммерция. А также драго­ценности, золото и серебро. Одним словом, он утверждает, что всякая и каждая вещь, которая существует на земле, есть в духов­ном мире, только вещи на Небе бесконечно совершеннее. Един­ственная разница заключается в том, что все в духовном мире проистекает из духовного источника, а следовательно, духовно, поскольку все там исходит от солнца, которое есть чистая любовь.

Еще он говорит, что все в природном мире происходит из при­родного источника, а следовательно, природно и материально, ибо все здесь исходит от солнца, которое есть чистый огонь. Од­ним словом, человек остается все тем же человеком после смерти.

' Иными словами, девяти музам.

В действительности даже более человеком, чем прежде, в природ­ном мире. Ибо прежде, в природном мире, он был облечен в мате­риальное тело, а в этом мире обладает духовным телом».

Выслушав все это, древние мудрецы спросили: «Что думают на земле обо всем этом?»

Трое ответили: «Мы знаем, что это правда, поскольку мы здесь все осмотрели и все испробовали. Вот почему мы сейчас расска­жем, что люди на земле думают о таких вещах».

Тогда заговорил священник: «Люди нашего ордена, когда пер­вый раз об этом услышали, назвали то видениями, а после — вы­думкой. Потом они сказали, что тому человеку являются привиде­ния. Наконец они усомнились и сказали: «Верьте, если хотите. Мы всегда учили, что человек не будет обладать телом после смерти до дня Страшного Суда».

Его спросили: «Разве не было среди них умных людей, кото­рые могли бы им показать и убедить их, что то есть истина — что человек продолжает жить как человек и после смерти?»

Священник сказал: «Есть такие, которые так говорят, но им не удалось никого убедить. Те же, кто соглашается с ними, говорят: «Это противоречит здравому рассудку: не верить, что человек про­должает жить как человек после смерти до дня Страшного Суда, а верить, что он — бесприютная душа без тела. Что есть душа и где должна она пребывать в означенное время? Она — дыхание? Или некое дуновение воздуха? Или она скрывается посреди земли? Где ее местопребывание? Летают ли души Адама и Евы и тех, кто был после них, по Вселенной все эти шесть тысяч лет, или шестьдесят столетий? Или они заперты посреди земли в ожидании дня По­следнего Суда? Что может быть прискорбнее и тягостнее такого ожидания? Их участь можно сравнить с участью людей, прикован­ных цепями и погребенных в темницах, не так ли? Если такова доля человека после смерти, не лучше ли было родиться ослом? Разве не противно разуму верить, что душа вновь обретет затем прежнее тело? То ли это тело, которое пожрали черви, крысы и рыбы? Мо­жет ли обожженный солнцем или обратившийся в пыль скелет вновь стать основой того тела? Как вся эта мерзкая гниль будет со­брана вместе и как она воссоединится с душой?»

Но когда люди слышат подобные вопросы, они не отвечают на них, опираясь на доводы рассудка. Они прячутся за свою веру, говоря: «Мы держим разум в покорности в отношении веры».

О долженствующих восстать из гроба в день Страшного Суда они говорят: «Это дело Вседержителя». А когда они говорят о Вседержителе и вере, доводы разума в расчет не принимаются. И можно сказать, что тогда здравый рассудок не ставится ни во что, и для некоторых это и вовсе призрак. И они говорят здраво­му рассудку: «Ты не в себе!»

Когда премудрые греки все это услышали, они сказали: «Пара­доксы, столь противоречивые, как эти, сами себя опровергают, не так ли? Хотя здравый рассудок в нынешние времена не может опровергнуть их в природном мире! Что может быть более проти­воречивым, чем вера в то, что говорят о Страшном Суде — о том, что Вселенная погибнет, а звезды упадут с небес на землю, кото­рая меньше, чем любая из звезд! И что тогда тела людей, то есть трупы или мумии, изъеденные или обратившиеся в прах, воссое­динятся со своими душами! Когда мы были в природном мире, мы верили в бессмертие души, исходя из внушений рассудка. Мы так­же определили место для блаженных, которое назвали Елисейскими полями. Мы полагали, что блаженные должны быть образа­ми или подобиями людей, но утонченными, то есть духовными».

Выслушав это, все обратились ко второму гостю, который был в природном мире политиком. Он признался, что не верил в жизнь после смерти, полагая, что то, что он слышал об этом, на­меренная выдумка.

«Думая об этом, я говорил: «Как душа может иметь тело? Разве не покоится тело умершего в могиле? Разве не с телом вместе по­коятся его глаза? Как может он видеть? И уши? Как может он слы­шать? Где взять ему уста для разговора? И если бы в каком-либо ви­де человек по смерти продолжал жить, разве не был бы он похож на привидение? И как может привидение есть и пить, как может оно наслаждаться удовольствиями супружества? Где возьмет оно одежду, жилище, постель и так далее? Ведь привидения, которые являются воздушными образами, лишь кажутся существующими. Одним словом, вот примерно что я думал о жизни после смерти. И теперь, когда я все увидел и до всего коснулся собственными ру­ками, я убедился с помощью своих чувств, что я теперь такой же человек, каким был в природном мире, до такой степени, что не нахожу почти никакой разницы между тем, как жил прежде, и тем, как живу теперь, — разница лишь в том, что мыслю я теперь более здраво. Порой мне стыдно за то, что я прежде думал».

Философ рассказал о себе сходные вещи, с той лишь разни­цей, что он поведал о новых истинах, которые стали ему извест­ны о жизни после смерти, перемежая их идеями и гипотезами древних и современных авторов.

Мудрецы были поражены, услышав все это. Некоторые из со-кратиков сказали, что, судя по этим известиям с земли, они могут вывести заключение, что внутренний разум у людей постепенно закрылся и что теперь на земле вместо истины воссияла ложная вера, а вместо мудрости — глупое умствование.

И они сказали: «С наших времен свет мудрости опустился из внутренности мозга ко рту; там мудрость кажется перлами речи, а произносимые устами слова — мудростью».

Один из учеников, услышав это, сказал: «Как неразумны нын­че люди на земле! Если бы ученики Гераклита и Демокрита, кото­рые надо всем смеются и все оплакивают, были здесь, мы услыша­ли бы громкий смех и громкие рыдания». -

Когда собрание закончилось, трем прибывшим с земли дали на память знаки—маленькие медные дощечки с выгравированны­ми на них иероглифами, — с которыми те и удалились.

183 Вторая история. На востоке увидел я пальмовую и лавровую рощу, где растения тянулись вверх как бы по спирали. Я вошел в эту рощу и некоторое время прогуливался по тропинкам, а в конце увидел сад, находившийся в самом ее центре. Малень­кий мостик с воротами отделял его со стороны рощи и со сторо­ны сада. Я приблизился, и стражник открыл мне ворота.

«Как называется этот сад?» — спросил я его.

Он ответил: «Адрамандони», — что означает наслаждения су­пружеской любви.

Я вошел, там были оливковые деревья, со свисающими меж ними виноградными лозами и цветущими кустарниками. Посреди сада был круг, заросший травой, где по двое сидели мужчины и женщины, зрелые и молодые, а посредине круга, из розовой земли бил небольшой родник.

Когда я подошел ближе, я увидел двух ангелов в пурпурных и ярко-алых одеждах, говоривших с теми, кто сидел на траве. Они говорили об источнике супружеской любви и ее удовольствиях. И поскольку разговор шел об этой любви, все ему внимали и с го­товностью слушали, и это придало речам ангелов вдохновение, возникшее словно бы от любовного огня.

Вот что вкратце запомнилось мне из разговора. Они начали с трудностей разыскания и обнаружения источника супружеской любви, ибо ее начало — Божественность небесная, ибо это есть Божественная любовь и Божественная мудрость, и Божественное служение. Эти три начала проистекают от Господа как одно, и втекают в души людей как одно, а через души в разум, во внут­ренние ощущения и помышления. Через то они проникают в плотские желания, а от них,-через грудь — в область детородных органов. Все, что изошло из первоначального источника, собира­ется там и вместе со всем прочим составляет супружескую любовь.

Сообщив это, ангелы сказали: «Давайте беседовать дружески, с помощью вопросов и ответов, поскольку то, что познается лишь через слух, может запечатлеться, но ненадолго, если толь­ко слушающий не помыслит о том сам и не задаст вопросов».

Тогда некоторые из супругов сказали ангелам: «Мы слышали, что источник супружеской любви есть Божественность небесная, ибо она втекает в души людей от Господа. А поскольку она исхо­дит от Господа, она есть любовь, мудрость и служение, — три сущности, которые все вместе образуют единую Божественную сущность. И ничто иное, кроме Божественной сущности не излу­чается от Него и не втекает в самые глубинные начала человека, называемые душой. И, опускаясь вниз, в человеческое тело, все три сущности превращаются в аналоги и соответствия.

В таком случае мы хотели бы спросить, во-первых, что подра­зумевается под третьей составляющей, исходящей из Божествен­ности и называемой служением?»

Ангелы ответили: «Любовь и мудрость без служения — всего лишь отвлеченные понятия мысли, которые улетучиваются, как дуновение ветра, ненадолго задержавшись в разуме. Зато в слу­жении эти два понятия соединяются и становятся одним, называ­емым реальностью. Любовь не может оставаться в покое и безде­ятельности, поскольку любовь есть именно деятельность. Так же и мудрость существует и пребывает благодаря любви и с любо­вью, когда находится в действии. А действие и есть служение. Итак, мы определяем служение как делание блага во имя любви через мудрость. Служение есть само благо.

Эти три понятия, Любовь, Мудрость и Служение, втекают в разум человека, и это показывает, откуда пошло выражение, что всякое благо от Господа. Ибо все, что делается из любви через мудрость, называется благом, а служение тоже есть нечто со­деянное. Что есть любовь без мудрости, как не некое сумасброд­ство? И что есть любовь и мудрость без служения, как не ветре­ность? Любовь и мудрость со служением не составляют человека, они суть сам человек. В самом деле, как бы это ни было удиви­тельно, они делают возможным воспроизводство человека. Ибо душа человека находится в семени мужчины, обернутая в тончай­шую материю, которая формирует тело в материнской утробе. Это есть высшее и окончательное служение, исходящее от Боже­ственной любви через Божественную мудрость». -

В заключение ангелы сказали: «Всякое оплодотворение, раз­множение и деторождение порождаются потоком любви, мудро­сти и служения, исходящим от Господа. Они напрямую втекают в душу человека, не напрямую — в души животных и еще более опосредованно — в растения. Сие происходит от самого высоко­го уровня до самого низкого. Понятно, что всякое оплодотворе­ние, размножение и деторождение есть продолжение творения. Ибо творение может исходить от Божественной любви через Бо­жественную мудрость в Божественном служении, следователь­но, все во вселенной порождено и сформировано из служения в служении и ради служения».

После того люди, сидевшие на травяной поляне, спросили у ангелов, откуда происходят бесчисленные и неописуемые на­слаждения супружеской любви.

«Они проистекают из служения любви и мудрости, — ответи­ли ангелы. — Можно видеть из того факта, что мужчина наслаж­дается потоком и потенцией супружеской любви в той мере, в ка­кой любит мудрость ради истинного служения, и в такой же мере в нем усиливаются эти поток и потенция. Соединение мудрости и служения есть мера его наслаждения. Мудрость и служение приводят к этому, поскольку, когда любовь действует в мудрости, любовь и мудрость наслаждаются друг другом и играют, как дети, и, вырастая, радостно соединяются. Это происходит так, словно они бывают помолвлены, а затем обвенчаны и женаты, и у них по­являются дети. И это продолжается, с различными изменениями, последовательно и постоянно. Таковы отношения между любо­вью и мудростью, когда они составляют внутреннюю основу служения. Те наслаждения в их истоках незаметны, но они стано­вятся все более очевидны по мере того, как опускаются с небес и втекают в тело. Шаг за шагом они переходят из души в глубины разума, а оттуда — во внешние части, и оттуда в глубины сердца, а уже оттуда — в детородные органы. Человек не замечает следа от этих небесных брачных игр в своей душе, хотя они тайно про­никают во внутренние начала разума в виде чувства умиротворе­ния и невинности, а во внешние начала — под видом чувств бла­женства, счастья и радости, в глубины его сердца — как радости сокровенной дружественности, и в детородные органы — благо­даря постоянному проистеканию из души потока, несущего ощу­щения супружеской любви, — как сладчайшее из наслаждений.

Эти брачные игры любви и мудрости в служении продолжа­ются в душе человека по мере того, как они продвигаются к груд­ной впадине и остаются там, где становятся ощутимы, как беско­нечное множество наслаждений. И по причине чудесной сообщительности грудной впадины с детородными органами, те наслаждения становятся наслаждениями супружеской любви, ко­торые превыше всяких прочих наслаждений Неба и земли. Они оказываются превыше потому, что деятельность супружеской любви много выше, чем все другие виды деятельности, ибо имен­но через нее продолжается человеческий род, а от человеческо­го—и ангельский».

Ко всему этому ангелы присовокупили: «Те, кто не наслажда­ется любовью ради служения, исходящего от Господа, ничего не знают о бесчисленном множестве наслаждений, которые прису­щи истинной супружеской любви. Ибо путь к душе закрыт тем, кто не может получать мудрость от первоначальных истин, но любит ложные неистовства разума и кто из-за неистовств ра­зума совершает недобрые дела ради некоей любви. Это прекра­щает небесные брачные игры любви и мудрости в их душах, ибо их неоднократно прерывают, а вместе с ними прекращается и су­пружеская любовь, ее истечение, потенция и наслаждения».

На это слушавшие сказали: «Мы видим, что супружеская лю­бовь соответствует любви к служению, исходящей от Господа». Ангелы же отвечали им, что так оно и есть. Тогда на головах у не­которых появились венки из цветов, и они спросили, почему. «По­тому что их понимание глубже, чем у прочих», — ответили ангелы.

И все оставили сей сад, и те, что были в венках, шли в центре толпы.

 

Глава

IX

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...