ТО ЖЕ В ЭНЦИКЛОПЕДИИ (ТОМ VI). 24 глава
' — Е. Боссир. «Предшественники гегельянства». Ред.
• * — П. Жанз. «Диалектика у Гегеля и у Платона» Ред.
*** — Мариано «Современная философия в Италии». Ред.
***• — Вера. «Введение в филоcофию Гегеля». Ред.
ПЛАН ДИАЛЕКТИКИ (ЛОГИКИ) ГЕГЕЛЯ 155
[ОГЛАВЛЕНИЕ МАЛОЙ Л О ГИК И (ЭНЦИКЛОПЕД И И)]
I. Учение о бытии. А; Качество
a) бытие;
b) наличное бытие;
c) для-себя-бытие.
B) Количество
a) чистое количество;
b) величина (Quantum);
c) степень.
C) Мера.
II. Учение о сущности. А) Сущность, как основа су-
ществования
a) тождество — различие—
основа;
b) существование;
c) вещь.
B) Явление
a) мир явления;
b) содержание и форма;
c) отношение.
C) Действительность
a) отношение субстанци-
альности;
b)» каузальности;
c) взаимодействие.
III. У ч ен и е о понятии. А) Субъективное понятие
a) понятие;
b) суждение;
c) заключение.
B) Объект
a) механизм;
b) химизм;
c) телеология.
C) Идея
a) жизнь;
b) познание;
c) абсолютная идея.
Понятие (
| познание) в бытии (в непосредственных
|
явлениях)
| открывает сущность (закон причины,
|
тождества,
| различия etc.) — таков действительно
|
общий
| ход всего человеческого познания (всей
|
науки) вообще. Таков ход и естествознания
|
и полит
| и ч е с к о й экономии | и истории |.
|
Диалектика Гегеля есть, постольку, обобщение исто-
|
рии мысли.
| Чрезвычайно благодарной кажется задача
|
проследить
| сие конкретнее, подробнее, на истории
|
отдельных
| наук. В логике история мысли должна,
|
в общем и
| целом, совпадать с законами мышления.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 1
|
абстрактное „Sein" только как момент
|
Бросается в глаза, что иногда
Гегель идет от абстрактного к кон-
кретному (Sein * (абстрактное) —
X) a s е i п** (конкретное) — Fiir-
sichsein ***), — иногда наоборот
(субъективное понятие — объект—
истина (абсолютная идея)). Не
есть ли это непоследовательность
идеалиста (то, что Marx называл
Ideenmystik **** у Гегеля)? Или
есть более глубокие резоны? (на-
пример, бытие — ничто — идея
* — бытие. Ред.
*• — наличное бытие. Ред.
** — для себя бытие. Ред.
• •*• — мистикой идей. Ред.
••••* — все течет. Ред.
# Качество и ощущение (Emp- findung) одно и то же, говорит Фейер- бах. Самым первым и самым первона- чальным является ощущение, а в н е м неизбежно и ка- честв о...
|
становления, развития). Сначала
мелькают впечатления, затем вы-
деляется нечто, — потом разви-
ваются понятия качества # (опре-
деления вещи или явления) и
количества. Затем изучение и раз-
мышление направляют мысль к по-
знанию тождества — различия —
основы — сущности versus явле-
ния, — причинности etc. Все эти
моменты (шаги, ступени, про-
цессы) познания направляются от
субъекта к объекту, проверяясь
практикой и приходя через эту
проверку к истине (= абсолют-
ной идее).
Если Магх не оставил „Логики" (с большой буквы), то он оставил логику „Капитала", и это следовало бы сугубо использовать по данному вопросу. В „Капи- тале" применена к одной науке логика, диалектика и теория познания
|
не надо 3-х слов: это одно и то же
|
материализма, взявшего все ценное у Гегеля и дви- нувшего сие ценное вперед.
|
Товар — деньги — капитал
производство абсолютной Mehrwert *
производство относительной Mehrwert.
История капитализма и анализ понятий, резюмирующих ее.
|
Начало — самое простое, обычное, массовидное, непо-
средственное „бытие": отдельный товар („Sein" в по-
литической экономии). Анализ его как отношения
• — прибавочной стоимости. Ред.
социального. Анализ двоякий, дедуктивный и индук-
тивный, — логический и исторический (формы стои-
мости).
Проверка фактами respective практи-
кой есть здесь в каждом шаге анализа.
Ср. к вопросу о сущности versus явление
— цена и стоимость — спрос и предложение
versus Wert
(= kristallisierte Arbeit)*
— заработная плата и цена рабочей силы.
Написано в 1915 г.
Впервые напечатано в 1930 г. Печатается по рукописи
в Ленинском сборнике XII
* — стоимость (= кристаллизированный труд). Ред.
КОНСПЕКТ КНИГИ ЛАССАЛЯ
«ФИЛОСОФИЯ ГЕРАКЛИТА ТЕМНОГО
ИЗ ЭФЕСА» 156
Написано в 1915 г.
Впервые напечатано в 1930 г. Печатается по рукописи
в Ленинском сборнике XII
Ф. ЛАССАЛЬ. «ФИЛОСОФИЯ ГЕРАКЛИТА
ТЕМНОГО ИЗ ЭФЕСА»
2 ТОМА. БЕРЛИН, 1858 (379 + 479 стр.)
(Bern: Log. 119. 1)
В эпиграфе, между прочим, из Гегеля — из его
„Истории философии" — что нет ни одного положения
Гераклита, которое бы он не взял в свою логику.
Гегель. Сочинения, том XIII, Моя цитата „Vorlesungen iiber Philosophie" 157.
| стр. die
| 328 * [246] Geschichte
| ** der
|
Понятно, почему Магх назвал это сочинение Лассаля
„ученическим" (см. письмо к Энгельсу от... 158): Лассаль
просто повторяет Гегеля, списывает его, пережевывает
миллион раз по поводу отдельных мест Гераклита,
снабжая свой труд невероятной бездной ученейшего,
гелертерского-архи, балласта.
Отличие от Магх'а: у Магх'а тьма нового и интересует
его только движение вперед о т Гегеля и от Фейербаха
дальше, от идеалистической диалектики к материа-
листической. У Лассаля рюминирование Гегеля на
взятую частную тему: в сущности, списывание Гегеля
по поводу цитат из Гераклита и о Гераклите.
* Hegel. Werke, Bd. XIII, Berlin, 1833. Ред. •• Гегель. Сочинения, т. IX, 1932. Ред.
|
Лассаль разделил свой труд на 2 части: «Об-
щая часть. Введение» (т. I, стр. 1—68) и «Историче-
ская часть. Фрагменты и свидетельства» (остальное).
Глава III в общей части: «Краткое логическое раз-
витие гераклитовской системы» (45—68 стр.) — дает
квинтэссенцию метода — выводов Лассаля. Эта глава —
чистое списывание, рабское повторение Гегеля по по-
воду Гераклита! Учености и тут (а еще больше в исто-
рической части) тьма, но это ученость низшего сорта:
задали задачу — отыскать гегелевское в Гераклите.
Strebsamer * ученик выполняет ее „блестяще", перечи-
тывая у всех древних (и новых) писателей в с е о Ге-
раклите и в с е толкуя под Гегеля.
Marx в 1844—1847 гг. ушел от Гегеля к Фейербаху
и дальше Фейербаха к историческому (и диалекти-
ческому) материализму. Лассаль в 1846 г. начал (Пре-
дисловие, стр. III), в 1855 г. возобновил и в VIII. 1857 г.
(Предисловие, XV) кончил работу голого, пустого, ник-
чемного, гелертерского пережевывания гегельянщины!!
Отдельные главы II части интересны и небесполезны
лишь по переводам отрывков из Гераклита и по популя-
ризации Гегеля, но это не устраняет всех указанных
недостатков.
Иногда прямо прелестна по своей детской наивности
философия древних и Гераклита, например, стр. 162—
«чем объяснить, что моча тех, которые поели чеснока **,
пахнет чесноком?»
И ответ: «не тем ли, что, как говорят некоторые из по-
следователей Гераклита, один и тот же огненный про-
цесс превращения происходит как в мироздании, так и
в (органических) телах, а затем после охлаждения вы-
ступает там (в мироздании) как влага, здесь прини-
мает форму мочи, а превращение ( ***) из
пищи сообщает запах того, из чего она благодаря сме-
шению с ним возникла?»... (162—163).
Гераклит
о золоте
и товарах
|
На стр. 221 if. Лассаль цитирует Плу-
тарха, который говорит о Гераклите:
... «как из огня все создается путем превра-
щения, так и огонь из всего, подобно тому
как за золото мы имеем вещи, а за вещи
золото»...
• — Старательный. Ред.
** Слово «чеснока» написано В. И. Лениным над словом «Knob-
lauch» Ред.
* * * — испарение. Ред.
По этому поводу Лассаль говорит о
стоимости (Wert) (стр. 223 NB)
| и о Function des Geldes * |, по-гегелевски
развивая ее (как «выделившееся абстракт-
ное единство») и добавляя:... «что это
единство, деньги, не является чем-то дей-
ствительным, а представляет собой нечто
только идеальное (курсив Лассаля), видно
из того» etc...
(Но все же NB, что это писано в книге, вышедшей
в 1858 г., предисловие датировано августом 1857.)
В примечании 3 на стр. 224 (224—225 стр.) Лассаль
еще подробнее говорит о деньгах, что-де Гераклит не был
„националь-экономом", что-де деньги ((только (??)))
Wertzeichen etc. etc. ** («всякие деньги — только иде-
альное единство, или выражение стоимости, всех реаль-
ных, находящихся е обращении продуктов») (224) etc.
Так как Лассаль здесь
| говорит смутно о
| moderne
|
Entdeckungen
| auf diesem
| Gebiet *** — теории
| стои-
|
мости и денег,
| то можно предположить, что
| он
| имеет
|
в виду именно беседы и
| письма Маркса.
|
|
|
| | | | |
Стр. 225—228. Лассаль приводит большой о т р ы-
в о к из Плутарха, доказывая далее (убедительно), что
речь идет именно о Гераклите, что Плутарх здесь изла-
гает «в основных чертах спекулятивную теологию Ге-
раклита» (стр. 228).
* — функции денег. Ред. ** — знак стоимости и т. д. и т. д. Ред. •** — современных открытиях в этой области. Ред.
|
Отрывок хорош: передает дух греческой философии,
наивность, глубину, переходы-переливы 159.
Лассаль вычитывает у Гераклита теологии и „объективную логику" одним словом, Гегель „по поводу"
| и целую систему (sic!!) и т. д. — Гераклита!!
|
Бесконечное подчеркивает и
| (поистине утомительное) число раз пережевывает Лассаль, что Гераклит
|
не только признает во всем движение, что его прин-
цип движение или становление (Werden), но что
именно все дело в понимании „процессирующего
тождества безусловных (schlechthin) противополож-
ностей" (стр. 289 и многие другие). Лассаль, так
сказать, вбивает колотушкой в голову читателя ту
гегелевскую мысль, что в абстрактных понятиях
(и в их системе) нельзя иначе выразить принцип
движения, как принципом тождества противополож-
ностей. Движение и Werden, вообще говоря, могут
быть без повторения, без возврата к исходному
пункту и тогда такое движение не было бы
„тождеством противоположностей". Но и астроно-
мическое и механическое (на земле) движение и
жизнь растений и животных и человека — все это
вбивало человечеству в головы не только идею дви-
жения, но именно движения с возвратами к исход-
ным пунктам, т. е. диалектического движения.
Наивно и прелестно выражено это в знаменитой фор-
муле (или изречении) Гераклита: „нельзя войти дважды
в одну и ту же реку" — а в сущности (как сказал уже
Кратил —"ученик Гераклита) и одного раза нельзя
(ибо пока все тело опустится в воду, вода будет уже
не прежняя).
(NB: Этот Кратил диалектику Гераклита доводил
до софистики, стр. 294—295 и многие другие, говоря:
ничто не истинно, ничего ни о чем сказать нельзя.
Отрицательный (и только отрицательный) вывод из
диалектики. У Гераклита же наоборот был принцип:
„все истинно", во всем есть (доля) истины. Кратил
только „двигал пальцем" в ответ на все, показывая,
что все движется, ничего ни о чем сказать нельзя.
Лассаль совершенно не знает чувства меры
в этом сочинении, прямо-таки топя Гераклита
в Гегеле. Это жаль. Гераклит в меру, как
один из основоположников диалектики, был бы
архиполезен: из 850 страниц Лассаля надо бы
сделать 85 страниц квинтэссенции и перевести на
русский: „Гераклит как один из основополож-
ников диалектики (по Лассалю)". Могла бы выйти
полезная вещь
Основной закон мира, по Гераклиту, (, иногда
*) есть „закон превращения в противополож-
ность" (стр. 327) (, ).
Лассаль излагает смысл как «закон раз-
вития» (стр. 333), приводя, между прочим,
слова Nemesius: «Демокрит, Гераклит и Эпикур
полагают, что ни для всеобщего, ни для единичного
не существует провидения» (ib.).
И слова Гераклита: «Мир не создан никем из богов
и никем из людей, но он есть вечно живой огонь и всегда
будет им» (ibid.).
Странно, что, пережевывая
| религиозную фило-
|
софию Гераклита, Лассаль
| ни
| разу не цитирует и
|
не называет Фейербаха!
| Как
| относился вообще
|
Лассаль к Фейербаху? Как
| идеалист-гегельянец?
|
Поэтому-де Филон (Philo) сказал про учение Гера-
клита,
... «что оно» (die Lehre **), «подобно уче-
нию стоиков, все выводит и з мира и в мир,
но не верит, чтобы что-нибудь произошло
от бога» (334).
Пример „отделки" под Гегеля:
Знаменитый отрывок Гераклита (по Stobaeus) о „Das
Eine Weise" *** () Лассаль переводит:
«Сколько я ни слыхал рассуждений, никто не до-
стиг познания того, что мудрое есть ото всего (т. е.
ото всего существующего) отделенное» (344)
— считая слова „зверь или бог" вставкой, отвер-
гая переводы Риттера («мудрость далека от всех»)
(344) и Шлейермахера «мудрое отделено ото всего» в
смысле „познания" отличного от знания частностей.
* — логос, иногда необходимость. Ред.
" — учение. Ред.
**• — «едином мудром». Ред.
По Лассалю смысл сего такой:
что «абсолютное (мудрое) чуждо всякому чувствен-
ному наличному бытию, что оно отрицательное»
(349) — т. е. Negative * = принцип отрицания,
принцип движения. Ясная подделка под Гегеля!
Вкладывание Гегеля в Гераклита.
Куча подробностей о связи (внешней) Герак- лита с персидской теологией, Ормузд — Ари- ман 160, с учением магии etc. etc. etc.
|
Гераклит сказал: „время есть тело" (стр. 358)... это-де
в смысле единства бытия и ничто. Время есть чистое
единство бытия и небытия и т. д.!
Огонь у Гераклита-де = принцип движения [а не про-
сто огонь], нечто-де подобное огонь в учении философии
(и религии) персидской! (362).
Если-де Гераклит первый употребил термин
(„слово") в смысле объективном (закон), то и сие взято
из персидской религии... (364).
— Цитата из Зенд-Авесты l6l (367).
В § 17 об отношении ** Лассаль
толкует эти идеи Гераклита в смысле „необходи-
мо с т и", „с в я з и" (376).
NB:
| „связь всего" () (стр.
| 379)
|
Платон-де (в „Т h е а е t е t е s" ***) выражает ге-
раклитовскую философию, говоря:
«Необходимость связывает существенность бытия»...
«Гераклит есть источник того обычного для стоиков
представления, что , rerum omnium necessi-
tas ****, выражает с в я з ь и сцепление, illigatio»... (376).
Cicero: «Роком я называю то, что греки называют
т. е. порядок и лоследовательность причин,
* — отрицательное. Ред.
** — справедливости к необходимости. Ред.
*** — «X е э m е m е». Ред.
**** — необходимость всех вещей. Ред.
когда одна причина, связанпая с другой причиной, по-
рождает из себя явление» (стр. 377).
Тысячелетия прошли с тех пор, как зародилась идея „связи всего", „цепи причин". Сравнение того, как в истории человеческой мысли пони- мались эти причины, дало бы теорию познания бесспорно доказательную.
|
Том II.
Толкуя об „огне", Лассаль, 1000 раз повторяясь,
доказывает, что это у Гераклита „принцип". Настаивает
особенно на идеализме Гераклита (стр. 2 5 — что прин-
цип развития, des Werdens *, у Гераклита logisch-
praexistent **, что его философия = Idealphilosophie.
Sic!! ***) (стр. 25).
((Натяжки под Гегеля!))
Гераклит принимал «чистый и абсолютно немате-
риальный огонь» (стр. 28 „Timaeus", про Heraclei-
tos ****)...
На стр. 56 (т. II) Лассаль приводит цитату
|из Clemens Al. Stromata ***** V; гл. 14| о Ге-
раклите, которая в буквальном переводе гласит:
«Мир, единый из всего, не создан никем из
богов и никем из людей, а был, есть и будет
вечно живым огнем, закономерно воспламеняю-
щимся и закономерно угасающим»...
Очень хорошее изложение начал диалектического материализма. Но на стр. 58 Лассаль дает такой „freie Übersetzung" ****** этого отрывка:
«Мир------ был, есть и будет непрерывным становле-
нием, постоянно, но попеременно, переходя из бытия в
(текущее) небытие, и из последнего в (текущее) бытие».
* — становления. Ред.
** — логически-предшествующий. Ред.
*** — идеалистическая философия. Так!! Ред.
**** — «Тимей», про Гераклита. Ред.
***** — Клемента Александрийского. К о вры. (В переносном смыс-
ле — книги смешанного содержания.) Ред.
****** — «вольный перевод». Ред
Превосходный образчик, как Лассаль verballhornt * Гераклита под Гегеля, портит живость, свежесть, наивность, историческую цельность Гераклита натяжками под Гегеля (а для натягивания этих натяжек Лассаль десятками страниц пережевывает Гегеля).
II-ой отдел II-ой части („Физика", стр. 1 — 2 6 2!!!
Н-го тома) совершенно певыносимы. Гераклита здесь
на грош, жвачки Гегеля и натяжек на рубль. Это
можно только перелистывать — чтобы им сказать, что
этого не следует читать!
Из III отдела («Учение о познании») цитата из Ф и-
л о н а:
«Ибо единое есть то, что состоит из двух про-
тивоположностеи, так что при разрезании попо-
лам эти противоположности обнаруживаются.
Не это ли положение поставил, по словам элли-
нов, их великий и славный Гераклит во главу
своей философии и гордился им как новым
открытием»... ((265)).
NB
|
И следующая цитата тоже из Филона:
... «Точно так же и части вселенной поделены
на две половины и взаимно друг другу противо-
поставлены: земля — на горы и равнину, вода —
на пресную и соленую... Равным образом атмо-
сфера на зиму и лето, а также на весну и осень.
Это-то и послужило Гераклиту материалом для
его сочинений о природе; заимствовав от нашего теолога идею противоположностей, он иллю-
стрировал ее многочисленными и тщательно раз-
работанными примерами (Belege)» (стр. 267).
Критерий истины, по Гераклиту, не consensus om-
nium, не согласие всех (стр. 285) — он был бы тогда
subjectiver Empiriker ** (стр. 284). Нет, он objectiver
Idealist *** (285). Критерий истины для него, незави-
симо от субъективного мнения всех людей, согласие с
идеальным законом тождества бытия и небытия (285;.
• — исправляет (иронически). Ред.
*» — субъективный эмпирик. Ред.
*** — объективный идеалист. Ред.
о Фейербахе! 162 Лассаль здесь реакционен.
|
Вот где ясно, что
Лассаль гегельянец
старого типа, идеа-
лист.
На стр. 337, цитируя, между прочим, Бюхнера (при-
мечание 1), Лассаль говорит, что Гераклит „ту же са-
мую мысль" высказывал a priori, как и „современная
физиология" («мысль есть движение материи»).
Явная натяжка. В цитатах о Гераклите говорится лишь, что душа есть тоже процесс превращения — движущееся познается движущимся.
|
Цитата из Chalcidius (in „Timaeus") *:
... «Гераклит же связывает наш разум с божествен-
ным разумом, правящим и руководящим Вселенной,
и говорит, что вследствие неизменного сопутствования
он обладает знанием властного указа разума, и когда
дух отдыхает от деятельности чувств, он предсказы-
вает грядущее» (стр. 342).
Воспользуйтесь поиском по сайту: