ТО ЖЕ В ЭНЦИКЛОПЕДИИ (ТОМ VI). 22 глава
И Гегель просто ругает Эпикура:
«Мысли его об отдельных сторонах при-
роды — сами по себе жалки»...
И сейчас же полемика с „Naturwissen-
schaft" heute *, которая-де, как и Эпи-
кур, рассуждает „по аналогии", „объяс-
няет" (492) [375—376] — например, свет
«как колебания эфира»... «Это точь-
в-точь манера аналогии Эпикура»...
(493) [376].
{(Современное естествознание
versus Эпикур — против (NB) Гегеля.))
У Эпикура «предмет, принцип яв-
ляется не чем иным, как принципом
нашего обычного естествознания... (495)
это все та же манера, которая лежит
в основе нашего естествознания»... (496)
[378].
!!
и „манера
естественных
наук!
и их успех!!
Эпикур и
современное
естество-
знание
Верно только указание на незнание диалек- тики вообще и диалектики понятий. Но критика материализма швах.
|
* — «естествознанием»; сегодня. Ред,
!NB!
NB!!
NB
NB
NB
NB
Гегель
о плюсах
матери-
ализма
«Вообще об этой манере» (философии
Эпикура) «нужно сказать, что у нее также
есть сторона, с которой ей следует прида-
вать некоторую ценность. Аристотель и
более древние мыслители априорно исхо-
дили из всеобщей мысли в натурфилосо-
фии и из нее развили понятие. Это — одна
сторона; другая сторона, это — необхо-
димость поднять опыт до всеобщности,
найти законы; это значит, что то, что
следует из отвлеченной идеи, должно сов-
пасть с всеобщим представлением, в ко-
торое превращены опыт и наблюдение.
У Аристотеля, например, априорная сто-
рона превосходна, но она недостаточна,
потому что у него отсутствует сторона
соединения, связи с опытом, наблюдением.
Это возведение особенного к всеобщему
есть нахождение законов, природных сил
и т. д. Можно сказать, таким образом,
что Эпикур открыл эмпирическое естест-
вознание, эмпирическую психологию. Це-
лям, рассудочным понятиям стоиков были
противопоставлены опыт, чувственная
наличность. Там — абстрактный ограни-
ченный рассудок без внутренней правды,
а следовательно, без присутствия и действи-
тельности природы; здесь — наоборот, на-
лицо природа: чувство природы более
истинно, чем те гипотезы» (496—497)
[378—379].
(ЭТО ПОЧТИ ВПЛОТНУЮ ПОДХОД К ДИА-
ЛЕКТИЧЕСКОМУ МАТЕРИАЛИЗМУ.)
Значение Эпикура — борьба с А b е r -
g l а и b е п* греков и римлян —
а современных попов??
весь-де этот вздор, не перебежал ли
дорогу заяц и т. п. (а боженька?).
NB
NB
* — суевериями, Ред,
«И из нее» (философии Эпикура) «глав-
ным образом исходили те представления,
которые совершенно отрицали сверхчув-
ственное» (498) [379-380].
за что
ценили
(классики)
идеализм??
|
Но-де это хорошо лишь для „endli-
c hen"*... «Рушится суевер и е, но вместе
с ним рушатся также внутре н не обос-
нован н ая св я зь и мир идеа л ьн о г о » (499)
[380]. Это NOTA BENE.
для Гегеля
„душа" есть тожепредрассу- док
|
Стр. 49 9 [380]: Эпикур о душе:
более тонкие (NB) атомы, более бы-
строе (NB) движе ни е их, с в я зь (NB)
etc. etc. их с телом (D iogenesLaer-
t i и s, X, § 66; 63—64) — очень наивно
и хорошо! — а Гегель сердится, бранит-
ся: «болтовня», «пустые слова», «отсут-
ствие мыслей» (500) [381].
Боги, по Эпикуру, суть „das Allgemeine" ** (50G)
[385] вообще — „частью они суть в числе" как число,
т. е. абстракция от чувственного...
N В
боги = совер- шенство, подобное че- ловеческому, ср. Фейер- бах141
|
«Отчасти они» (боги) «с о верше нс тв о ,
подоб но е человече с к о му, которое воз-
никает благодаря подобию образов из
непрерывного слияния подобных обра-
зов в одно и то же» (507) [385].
ФИЛОСОФИЯ СКЕПТИКОВ
Г о в о р я о ск ептицизме, Гегель указы-
вает на его кажущуюся „непобедимость" NB
(Unbezwinglichkeit) (538) [407]:
«В самом деле, человека, который
желает непременно быть скептиком,
нельзя переубедить или заставить при-
нять положительную философию, —
Bien dit!!
* — «конечных». Ред.
** — «всеобщее». Ред,
точно так же, как нельзя заставить
стоять человека, парализованного с го-
ловы до ног».
«Положительная философия может по отношению к нему» (den denkenden Skeptizismus *) «иметь следующее сознание: она содержит в себе отрицательный момент скептицизма, последний ей не противоположен, не находится вне ее, а заключен в ней в качестве момента; но она заключает в себе отрицание в его истинности, каким его не имеет скептицизм» (539) [407—408].
(Отношение философии к скептицизму:)
NB
диалектика
скептицизма
„случайна"
|
«Философия диалектична, эта диалек-
тика есть изменение; идея как абстракт-
ная идея есть инертное, существующее,
но истинна она лишь постольку, по-
скольку она себя воспринимает как
живую; в том состоит ее внутренняя
диалектичность, что она снимает свой
покой, свою инертность. Таким обра-
зом, философская идея диалектична
внутри себя, а не по случайности;
наоборот, скептицизм пользуется своей
диалектикой случайным образом, — на-
талкиваясь на тот или другой материал,
на то или другое содержание, он пока-
зывает, что они отрицательны внутри
себя»...
Старый (Древний) скептицизм надо отличать от нового (называется лишь Шульце в Гёттингене) (540) [408-409].
Ataraxie (безмятежность?) как идеал скептиков:
недурной
анекдот про
скептиков
|
«Так, Пиррон однажды на корабле во
время бури, указав своим оробевшим
спутникам на свинью, которая сохра-
няла полное равнодушие и спокойно
продолжала жрать, сказал: вот в такой
* — мыслящему скептицизму. Ред.
NB
скептицизм
не есть
сомнение
|
атараксии должен пребывать мудрец»
(Diogenes Laertius, IX, 68) — стр. 551 —
552 [419].
«Скептицизм не есть сомнение. Со-
мнение — прямая противоположность
покоя, который является результатом
скептицизма» (552).
... «Напротив, скептицизм равноду-
шен как к одному, так и к другому»...
(553).
Шульце-Энезидем выдает за скепти-
цизм — что-де все чувственное истина
(557) [409], но скептики не то говорили:
надо-де sich. danach richten *, сообра-
зоваться с чувственным, но это-де
не истина. Новый скептицизм н е со-
мневается в реальности вещей. Старый
скептицизм сомневается в реальности
вещей.
все у Секста
Эмпирика (2-ой
век по Р. X.)
|
Тропы (обороты, аргументы etc.)
скептиков
a. Различие организации животных
(558) [423].
Разные ощущения: желтушному
(dem Gelbsuchtigen) белое кажется
желтым etc.
b. Различие людей. „Идиосинкразия"
(559) [424].
Кому верить? Большинству? Глупо:
нельзя опросить (560) [425].
Различие философий: ссылка
нелепая, возмущается Гегель:...
«такие люди видят все в фило-
софии, только как раз ее — филосо-
фию — они не замечают»... «Как бы
различны ни были между собой
NB
* — сообразоваться с ним. Ред.
NB
NB
философские системы, их различия
не так велики, как различие между
белым и сладким, зеленым и жест-
ким; они сходятся в том, что все
они — философские системы, и это
именно то, что упускается из виду»
(561) [426].
... «Все тропы направлены про-
тив Есть; но истина и не есть
это сухое Есть, — она по сущест-
ву представляет собой процесс»...
(562) [426].
с. Различие организации орудий
чувств: разные органы чувств разно
воспринимают (на крашеной доске
глазу нечто кажется erhaben *,
ощущению же нет).
d. Различие обстоятельств в субъекте
(страсть, спокойствие etc.)
e. Различие расстояний etc.
земля
| вокруг versa
| солнца etc. **
| или
| vice
|
f. Смешение (запах при сильном
солнце и без и т. д.).
g. Состав вещей (стекло — разбитое
непрозрачно etc.).
h. „Относительность вещей" („реля-
тивность").
i. Частота, редкость явлений etc.;
* — выпуклым. Ред. ** — наоборот и т. д. Ред.
|
Привычка/
k. Обычаи, законы etc. их различие...
|(10) Это все старые тропы| и Гегель: это все „эмпи-
рическое" — «отказ перейти к понятию»... (566). Это-де
„тривиально".., но...
«Но, действительно, против догматизма обыватель-
ского здравого смысла они очень метки»... (567) [431].
5 новых тропов (уже-де гораздо выше, содержат
диалектику, касаются понятий) — тоже по Сексту.
a. Различие мнений... философов...
b. Впадение в бесконечность (одно зависит от другого и т. д. бесконечно).
c. Релятивность (предпосылок).
d. Предположение. Догматики выставляют бездоказательные предположения.
e. Взаимность. Круг (порочный)...
«Эти скептические тропы на самом деле задевают то, что называется догматической
философией (она по природе своей принуждена вращаться в этих формах) не в том смысле, что она имеет положительное содержание, а в том, что она нечто определенное утверждает в качестве абсолютного» (575) [438].
против абсолюта Гегель! Вот
зародыш диалектического материализма.
| где
|
N В
«Для критицизма, который вообще
не знает ничего в себе, ничего» (sic!! не
nichts) * «абсолютного, всякое знание о
бытии в себе как таковом есть догма-
тизм; между тем он сам-то и есть наихуд-
ший догматизм, ибо утверждает, что «я»,
единство самосознания, противополо-
женное бытию, существует в себе и для
себя, и вне него точно так же существует
нечто «в себе», причем они абсолютно
не могут встретиться друг с другом»
(576) [438].
„критицизм
есть
„худший
догматизм"
* Замечание В. И. Ленина вызвало тем, что в немецком тексте
перед словом «абсолютного» стоит отрицание nicht (не) вместо nichts
(ничего). Ред.
диалекти- ка = „раз- рушение себя самого"
|
«Эти тропы попадают в догматическую
философию, которой свойственна эта
манера выставлять в качестве опреде-
ленности тот или другой принцип,
высказывая его в виде какого-либо
определенного положения. Такой прин-
цип всегда обусловлен, и поэтому он
имеет диалектику, разрушение в себе
себя самого» (577). «Эти тропы превос-
ходное оружие против рассудочной фи-
лософии» (ib.) [438].
Например-де Секст вскрывает диалек-
тику понятия точки (der Punkt). Точка
не имеет измерения? Значит она вне
пространства!! Она есть граница про-
странства в пространстве, отрицание
пространства и в то же время «причастна
к пространству» — «есть тем самым диа-
лектическое внутри себя» (579) [440].
«Эти тропы... бессильны против спе-
кулятивных идей, потому что они в себе
самих содержат диалектический момент
и снятие конечного» (580).
Конец XIV тома (стр. 586 [447]).
XV ТОМ. ТРЕТИЙ ТОМ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
(КОНЕЦ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ, СРЕДНЕВЕКОВАЯ
И НОВАЯ ДО ШЕЛЛИНГА, СТР. 1-692)
(БЕРЛИН, 1836)
Н О В О П ЛАТОНИКИ143
... „Возвращение к богу"... (5)* [13]**, „самосозна-
ние есть абсолютное существо"..., „мировой дух"...
(7) [14], „христианская религия"... (8) [15]. И тьма
размазни о боге... (8—18) [15—22].
Но этот философский идеализм, открыто, „всерьез" подводящий к богу, честнее современного агности- цизма, с его лицемерием и трусостью.
|
А. Филон — (около Р. X.) ученый ев-
рей, мистик, «находит Платона в
Моисее» etc. (19) [22]. „Познание
бога" (21) [23] есть главное etc. Бог
есть ***, „сумма всех идей",
„чистое бытие" (22) [24] („по Пла-
тону") (22) [25].... Идеи суть „ан-
гелы" (вестники бога)... (24) [25].
Чувственный же мир, „как и у Пла-
тона" = **** = небытие (25)
[26].
Б. Каббала 144, гностики 145--------------
idem...
Идеи
(Платона)
и боженька
• Hegel. Werke, Bd. XV, Berlin, 1836. Рев.
*• Гегель. Сочинения, т. XI, М. —Л., 1935. Ред,
*** — логос. Ред.
•••• — не существующее. Ред.
об эклекти-
ках...
Платона
идеи и
боженька
С. Александрийская философия —
(= эклектицизм) (= платоники, пи-
фагорейцы, аристотелики) (33, 35)
[33, 35].
Эклектики — либо необразованные
люди, либо хитрые (die klugen Leute *) —
имеют отовсюду хорошее, но...
— собирают всякое добро, «только не об-
ладают последовательностью мышления
и, следовательно, самим мышлением».
Развили Платона...
«Платоновское всеобщее, которое со-
держится в мышлении, получает по-
этому тот смысл, что как таковое оно
есть сама абсолютная сущность» (33)
[33-34]... **
ГЕГЕЛЬ О ДИАЛОГАХ ПЛАТОНА 146
стр.
(230)*** [175]
(238) [181]
(240) [171]
(Тимей) (248) [184]
****
Софист
Филеб
Парменид
* — умные люди. Ред.
** На этом запись обрывается, далее в тетради следуют чистые
страницы. Ред.
*** Hegel. Werke, Bd. XIV, Berlin, 1833. Peд,
**** Гегель. Сочинения, т. X, М., 1932. Ред,
27 9
КОНСПЕКТ КНИГИ ГЕГЕЛЯ
«ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ» 147
Написано в 1915 г.
Впервые напечатано в 1930 г. Печатается по рукописи
в Ленинском сборнике XII
ГЕГЕЛЬ, СОЧИНЕНИЯ, Т. IX (БЕРЛИН, 1837).
ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ истории148
(ИЗДАНИЕ Э. ГАНСА)
Материалы: записи лекций 1822—1831 гг.
Рукопись Гегеля до стр. 73 etc.
Стр. 5* [4]**... «Речи... суть действия,
происходящие между людьми»...
(следовательно, эти речи не болто-
вня).
7 [6] — французы и англичане образо-
ваннее («обладают более... нацио-
нальным образованием»), — а мы,
немцы, больше мудрим в том, как
надо писать историю, чем пишем ее.
9 [7—8] — история учит, „что народы
и правительства никогда ничему
не учились из истории: каждое
время для этого слишком ин-
д и в и д у а л ь н о":
остроумно
и умно!
очень
умно!
«Но опыт и история учат, что наро- ды и правительства никогда ничему не научались из истории и не дей- ствовали согласно урокам, которые из нее можно было бы извлечь. Каждой эпохе свойственны сголь своеобразные обстоятельства, она представляет собой столь индиви-
|
N B
NB
* Hegel. Werke, Bd. IX, Berlin, 1837. Ред.
** Гегель. Сочинения, т. VIII, М. — Л., 1935, Ред.
дуальное состояние, что только
исходя из него самого, основываясь
на нем, должно и единственно воз-
можно судить о ней».
стр. 12 [10] -
| - „разум правит миром"...
|
20 [17]: субстанция материи — тяжесть.
» духа — свобода.
22 [19]. „Всемирная история есть прогресс
в сознании свободы, прогресс, кото-
рый мы должны познать в его необ-
ходимости"...
24 [20] — (подход к историческому мате-
риализму). Чем руководятся люди?
Больше всего „Selbstsucht" *, — мо-
тивы любви etc. реже и их круг уже.
Что же выходит из этого сплетения
страстей etc.? потребностей etc.?
28 [23—24] „Ничто великое в мире не со-
вершается без страсти"... страсть есть
субъективная, «постольку формаль-
ная сторона энергии»...
28 i. f. [24] — История не начинается
с сознательной цели... Важно то,
что
29 [25]... является бессознательно для лю-
дей в итоге их действий...
30 [25] ... В этом смысле „разум правит
миром".
31 [27]... В истории совершается через
действия людей «еще (получается)
нечто иное, чем то, чего они доби-
ваются и достигают, что они непо-
средственно знают и хотят».
• — «эгоизмом». Ред.
30 [27]... «Они» (die Menschen *) «осуще-
ствляют свой интерес, но тем самым
осуществляется еще нечто более
далекое, что хотя и заключено
внутренне в этом интересе, однако
не заключено в их сознании и в их
намерении».
32 [29]... «Великие люди в истории —
это те, чьи личные, частные цели
заключают в себе субстанциаль-
ное, являющееся волей мирового
духа»...
36 [36] — очень почтенна религиоз-
ность и добродетель пастуха, кре-
стьянина etc. (примеры!! NB), но
... «право мирового духа стоит выше
всех частных прав»...
NB
(ср. Эн-
гельс 149)
„великие
люди"
Нередко здесь у Гегеля о боженьке, религии, нравственности вообще — архипошлый идеалисти- ческий вздор.
97 [94]: „постепенная отмена рабства лучше вне- запной"...
|
50 [44]. Конституция государства
вместе с его религией... филосо-
фией, мыслями, образованием,
„внешними силами" (климат, со-
седи...) составляют „одну субстан-
цию, один дух"...
51 [51]. В природе движение только
в кругу (!!) — в истории создается
новое...
62 [60]. Язык богаче в неразвитом,
первобытном состоянии народов, —
язык беднеет с цивилизацией и
образованием грамматики.
?
* — люди. Ред.
очень
хорошо
Sehr
wichtig! *
см. ниже
полное
это место **
NB
ср. Пле-
ханов
Воспользуйтесь поиском по сайту: