Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ТО ЖЕ В ЭНЦИКЛОПЕДИИ (ТОМ VI). 22 глава




И Гегель просто ругает Эпикура:
«Мысли его об отдельных сторонах при-
роды — сами по себе жалки»...

И сейчас же полемика с „Naturwissen-
schaft" heute *, которая-де, как и Эпи-
кур, рассуждает „по аналогии", „объяс-
няет" (492) [375—376] — например, свет
«как колебания эфира»... «Это точь-
в-точь манера аналогии Эпикура»...
(493) [376].

{(Современное естествознание
versus Эпикур — против (NB) Гегеля.))

У Эпикура «предмет, принцип яв-
ляется не чем иным, как принципом
нашего обычного естествознания... (495)
это все та же манера, которая лежит
в основе нашего естествознания»... (496)
[378].


!!

и „манера
естественных

наук!
и их успех!!

Эпикур и
современное
естество-
знание


 




Верно только указание на незнание диалек- тики вообще и диалектики понятий. Но критика материализма швах.

 


* — «естествознанием»; сегодня. Ред,






!NB!

NB!!

NB

NB

NB

NB

Гегель
о плюсах
матери-
ализма


«Вообще об этой манере» (философии
Эпикура) «нужно сказать, что у нее также
есть сторона, с которой ей следует прида-
вать некоторую ценность. Аристотель и
более древние мыслители априорно исхо-
дили из всеобщей мысли в натурфилосо-
фии и из нее развили понятие. Это — одна
сторона; другая сторона, это — необхо-
димость поднять опыт до всеобщности,
найти законы; это значит, что то, что
следует из отвлеченной идеи, должно сов-
пасть с всеобщим представлением, в ко-
торое превращены опыт и наблюдение.
У Аристотеля, например, априорная сто-
рона превосходна, но она недостаточна,
потому что у него отсутствует сторона
соединения, связи с опытом, наблюдением.
Это возведение особенного к всеобщему
есть нахождение законов, природных сил
и т. д. Можно сказать, таким образом,
что Эпикур открыл эмпирическое естест-
вознание, эмпирическую психологию. Це-
лям, рассудочным понятиям стоиков были
противопоставлены опыт, чувственная
наличность. Там — абстрактный ограни-
ченный рассудок без внутренней правды,
а следовательно, без присутствия и действи-
тельности природы; здесь — наоборот, на-
лицо природа: чувство природы более
истинно, чем те гипотезы» (496—497)
[378—379].

(ЭТО ПОЧТИ ВПЛОТНУЮ ПОДХОД К ДИА-
ЛЕКТИЧЕСКОМУ МАТЕРИАЛИЗМУ.)

Значение Эпикура — борьба с А b е r -
g l а и b е п* греков и римлян

а современных попов??

весь-де этот вздор, не перебежал ли
дорогу заяц и т. п. (а боженька?).


NB
NB


* — суевериями, Ред,



NB

«И из нее» (философии Эпикура) «глав-
ным образом исходили те представления,
которые совершенно отрицали сверхчув-
ственное» (498) [379-380].

за что ценили (классики) идеализм??

Но-де это хорошо лишь для „endli-
c hen"*... «Рушится суевер и е, но вместе
с ним рушатся также внутре
н не обос-
нован
н ая св я зь и мир идеа л ьн о г о » (499)
[380]. Это NOTA BENE.

для Гегеля „душа" есть тожепредрассу- док

Стр. 49 9 [380]: Эпикур о душе:
более тонкие (NB) атомы, более бы-
строе
(NB) движе ни е их, с в я зь (NB)
etc. etc. их с телом (D iogenesLaer-
t i и s, X, § 66; 63—64) — очень наивно
и хорошо! — а Гегель сердится, бранит-
ся: «болтовня», «пустые слова», «отсут-
ствие мыслей» (500) [381].

Боги, по Эпикуру, суть „das Allgemeine" ** (50G)
[385] вообще — „частью они суть в числе" как число,
т. е. абстракция от чувственного...

N В боги = совер- шенство, подобное че- ловеческому, ср. Фейер- бах141

«Отчасти они» (боги) «с о верше нс тв о ,
подоб
но е человече с к о му, которое воз-
никает благодаря подобию образов из
непрерывного слияния подобных обра-
зов в одно и то же» (507) [385].


ФИЛОСОФИЯ СКЕПТИКОВ

Г о в о р я о ск ептицизме, Гегель указы-
вает на его кажущуюся „непобедимость" NB
(Unbezwinglichkeit) (538) [407]:

«В самом деле, человека, который
желает непременно быть скептиком,
нельзя переубедить или заставить при-
нять положительную философию, —

Bien dit!!

* — «конечных». Ред.
** — «всеобщее». Ред,



точно так же, как нельзя заставить
стоять человека, парализованного с го-
ловы до ног».

«Положительная философия может по отношению к нему» (den denkenden Skeptizismus *) «иметь следующее сознание: она содержит в себе отрицательный момент скептицизма, последний ей не противоположен, не находится вне ее, а заключен в ней в качестве момента; но она заключает в себе отрицание в его истинности, каким его не имеет скептицизм» (539) [407—408].

(Отношение философии к скептицизму:)

NB диалектика скептицизма „случайна"

«Философия диалектична, эта диалек-
тика есть изменение; идея как абстракт-
ная идея есть инертное, существующее,
но истинна она лишь постольку, по-
скольку она себя воспринимает как
живую; в том состоит ее внутренняя
диалектичность, что она снимает свой
покой, свою инертность. Таким обра-
зом, философская идея диалектична
внутри себя, а не по случайности;
наоборот, скептицизм пользуется своей
диалектикой случайным образом, — на-
талкиваясь на тот или другой материал,
на то или другое содержание, он пока-
зывает, что они отрицательны внутри
себя»...

Старый (Древний) скептицизм надо отличать от нового (называется лишь Шульце в Гёттингене) (540) [408-409].

Ataraxie (безмятежность?) как идеал скептиков:

недурной анекдот про скептиков

«Так, Пиррон однажды на корабле во
время бури, указав своим оробевшим
спутникам на свинью, которая сохра-
няла полное равнодушие и спокойно
продолжала жрать, сказал: вот в такой

* — мыслящему скептицизму. Ред.






NB скептицизм не есть сомнение

NB

атараксии должен пребывать мудрец»
(Diogenes Laertius, IX, 68) — стр. 551 —
552 [419].

«Скептицизм не есть сомнение. Со-
мнение — прямая противоположность
покоя, который является результатом
скептицизма» (552).

... «Напротив, скептицизм равноду-
шен как к одному, так и к другому»...
(553).

Шульце-Энезидем выдает за скепти-
цизм — что-де все чувственное истина
(557) [409], но скептики не то говорили:
надо-де sich. danach richten *, сообра-
зоваться с чувственным, но это-де
не истина. Новый скептицизм н е со-
мневается в реальности вещей. Старый
скептицизм сомневается в реальности
вещей.

все у Секста Эмпирика (2-ой век по Р. X.)

Тропы (обороты, аргументы etc.)

скептиков



a. Различие организации животных

(558) [423].

Разные ощущения: желтушному
(dem Gelbsuchtigen) белое кажется
желтым etc.

b. Различие людей. „Идиосинкразия"

(559) [424].

Кому верить? Большинству? Глупо:
нельзя опросить (560) [425].

Различие философий: ссылка
нелепая, возмущается Гегель:...
«такие люди видят все в фило-
софии, только как раз ее — филосо-
фию — они не замечают»... «Как бы
различны ни были между собой


NB


* — сообразоваться с ним. Ред.




NB

NB


философские системы, их различия
не так велики, как различие между
белым и сладким, зеленым и жест-
ким; они сходятся в том, что все
они — философские системы, и это
именно то, что упускается из виду»

(561) [426].

... «Все тропы направлены про-
тив Есть; но истина и не есть
это сухое Есть, — она по сущест-
ву представляет собой процесс»...

(562) [426].

с. Различие организации орудий
чувств: разные органы чувств разно
воспринимают (на крашеной доске
глазу нечто кажется erhaben *,
ощущению же нет).

d. Различие обстоятельств в субъекте
(страсть, спокойствие etc.)

e. Различие расстояний etc.


 

земля вокруг versa солнца etc. ** или vice

f. Смешение (запах при сильном
солнце и без и т. д.).

g. Состав вещей (стекло — разбитое
непрозрачно etc.).

h. „Относительность вещей" („реля-
тивность").
i. Частота, редкость явлений etc.;


* — выпуклым. Ред. ** — наоборот и т. д. Ред.

Привычка/

k. Обычаи, законы etc. их различие...

|(10) Это все старые тропы| и Гегель: это все „эмпи-
рическое" — «отказ перейти к понятию»... (566). Это-де
„тривиально".., но...



«Но, действительно, против догматизма обыватель-
ского здравого смысла они очень метки»... (567) [431].

5 новых тропов (уже-де гораздо выше, содержат
диалектику, касаются понятий) — тоже по Сексту.

a. Различие мнений... философов...

b. Впадение в бесконечность (одно зависит от другого и т. д. бесконечно).

c. Релятивность (предпосылок).

d. Предположение. Догматики выставляют бездоказательные предположения.

e. Взаимность. Круг (порочный)...
«Эти скептические тропы на самом деле задевают то, что называется догматической

NB

философией (она по природе своей принуждена вращаться в этих формах) не в том смысле, что она имеет положительное содержание, а в том, что она нечто определенное утверждает в качестве абсолютного» (575) [438].



 

против абсолюта Гегель! Вот зародыш диалектического материализма. где

N В


 



«Для критицизма, который вообще
не знает ничего в себе, ничего» (sic!! не
nichts) * «абсолютного, всякое знание о
бытии в себе как таковом есть догма-
тизм; между тем он сам-то и есть наихуд-
ший догматизм, ибо утверждает, что «я»,
единство самосознания, противополо-
женное бытию, существует в себе и для
себя, и вне него точно так же существует
нечто «в себе», причем они абсолютно
не могут встретиться друг с другом»
(576) [438].


„критицизм

есть

„худший

догматизм"


* Замечание В. И. Ленина вызвало тем, что в немецком тексте
перед словом «абсолютного» стоит отрицание nicht (не) вместо nichts
(ничего). Ред.



диалекти- ка = „раз- рушение себя самого"

«Эти тропы попадают в догматическую
философию, которой свойственна эта
манера выставлять в качестве опреде-
ленности тот или другой принцип,
высказывая его в виде какого-либо
определенного положения. Такой прин-
цип всегда обусловлен, и поэтому он
имеет диалектику, разрушение в себе
себя самого» (577). «Эти тропы превос-
ходное оружие против рассудочной фи-
лософии» (ib.) [438].

Например-де Секст вскрывает диалек-
тику понятия точки (der Punkt). Точка
не имеет измерения? Значит она вне
пространства!! Она есть граница про-
странства в пространстве, отрицание
пространства и в то же время «причастна
к пространству» — «есть тем самым диа-
лектическое внутри себя» (579) [440].

«Эти тропы... бессильны против спе-
кулятивных идей, потому что они в себе
самих содержат диалектический момент
и снятие конечного» (580).


Конец XIV тома (стр. 586 [447]).


XV ТОМ. ТРЕТИЙ ТОМ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

(КОНЕЦ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ, СРЕДНЕВЕКОВАЯ

И НОВАЯ ДО ШЕЛЛИНГА, СТР. 1-692)

(БЕРЛИН, 1836)

Н О В О П ЛАТОНИКИ143

... „Возвращение к богу"... (5)* [13]**, „самосозна-
ние есть абсолютное существо"..., „мировой дух"...
(7) [14], „христианская религия"... (8) [15]. И тьма
размазни
о боге... (8—18) [15—22].




Но этот философский идеализм, открыто, „всерьез" подводящий к богу, честнее современного агности- цизма, с его лицемерием и трусостью.

 


 



А. Филон — (около Р. X.) ученый ев-
рей, мистик, «находит Платона в
Моисее» etc. (19) [22]. „Познание
бога" (21) [23] есть главное etc. Бог
есть ***, „сумма всех идей",

„чистое бытие" (22) [24] („по Пла-
тону") (22) [25].... Идеи суть „ан-
гелы" (вестники бога)... (24) [25].
Чувственный же мир, „как и у Пла-
тона" = **** = небытие (25)
[26].

Б. Каббала 144, гностики 145--------------

idem...


Идеи

(Платона)

и боженька


Hegel. Werke, Bd. XV, Berlin, 1836. Рев.

*• Гегель. Сочинения, т. XI, М. —Л., 1935. Ред,

*** — логос. Ред.

•••• — не существующее. Ред.





об эклекти-
ках...

Платона

идеи и

боженька


С. Александрийская философия
(= эклектицизм) (= платоники, пи-
фагорейцы, аристотелики) (33, 35)
[33, 35].
Эклектики — либо необразованные
люди, либо хитрые (die klugen Leute *) —
имеют отовсюду хорошее, но...
— собирают всякое добро, «только не об-
ладают последовательностью мышления
и, следовательно, самим мышлением».
Развили Платона...
«Платоновское всеобщее, которое со-
держится в мышлении, получает по-
этому тот смысл, что как таковое оно
есть сама абсолютная сущность» (33)
[33-34]... **


 



 


ГЕГЕЛЬ О ДИАЛОГАХ ПЛАТОНА 146


стр.

(230)*** [175]

(238) [181]

(240) [171]

(Тимей) (248) [184]


****


Софист

Филеб

Парменид


* — умные люди. Ред.
** На этом запись обрывается, далее в тетради следуют чистые
страницы. Ред.

*** Hegel. Werke, Bd. XIV, Berlin, 1833. Peд,
**** Гегель. Сочинения, т. X, М., 1932. Ред,


27 9

КОНСПЕКТ КНИГИ ГЕГЕЛЯ
«ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ» 147

Написано в 1915 г.

Впервые напечатано в 1930 г. Печатается по рукописи

в Ленинском сборнике XII


ГЕГЕЛЬ, СОЧИНЕНИЯ, Т. IX (БЕРЛИН, 1837).
ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ истории148

(ИЗДАНИЕ Э. ГАНСА)



 


Материалы: записи лекций 1822—1831 гг.
Рукопись Гегеля до стр. 73 etc.



 


 


Стр. 5* [4]**... «Речи... суть действия,
происходящие между людьми»...
(следовательно, эти речи не болто-
вня).

7 [6] — французы и англичане образо-
ваннее («обладают более... нацио-
нальным
образованием»), — а мы,
немцы, больше мудрим в том, как
надо писать историю, чем пишем ее.

9 [7—8] — история учит, „что народы
и правительства никогда ничему
не учились из истории: каждое
время для этого слишком ин-
д и в и д у а л ь н о":


остроумно
и умно!

очень
умно!




«Но опыт и история учат, что наро- ды и правительства никогда ничему не научались из истории и не дей- ствовали согласно урокам, которые из нее можно было бы извлечь. Каждой эпохе свойственны сголь своеобразные обстоятельства, она представляет собой столь индиви-

N B

NB


* Hegel. Werke, Bd. IX, Berlin, 1837. Ред.
** Гегель.
Сочинения, т. VIII, М. — Л., 1935, Ред.





дуальное состояние, что только
исходя из него самого, основываясь
на нем, должно и единственно воз-
можно судить о ней».


 

стр. 12 [10] - - „разум правит миром"...



швах!

NB

20 [17]: субстанция материи — тяжесть.
» духа — свобода.

22 [19]. „Всемирная история есть прогресс
в сознании свободы, прогресс, кото-
рый мы должны познать в его необ-
ходимости"...

24 [20] — (подход к историческому мате-
риализму). Чем руководятся люди?
Больше всего „Selbstsucht" *, — мо-
тивы любви etc. реже и их круг уже.
Что же выходит из этого сплетения
страстей etc.? потребностей etc.?

28 [23—24] „Ничто великое в мире не со-
вершается без страсти"... страсть есть
субъективная, «постольку формаль-
ная сторона энергии»...

28 i. f. [24] — История не начинается
с сознательной цели... Важно то,
что

29 [25]... является бессознательно для лю-
дей
в итоге их действий...

30 [27]

30 [25] ... В этом смысле „разум правит
миром".

31 [27]... В истории совершается через
действия людей «еще (получается)
нечто иное, чем то, чего они доби-
ваются и достигают, что они непо-
средственно знают и хотят».


• — «эгоизмом». Ред.

 



30 [27]... «Они» (die Menschen *) «осуще-
ствляют свой интерес, но тем самым
осуществляется еще нечто более
далекое, что хотя и заключено
внутренне в этом интересе, однако
не заключено в их сознании и в их
намерении».

32 [29]... «Великие люди в истории —
это те, чьи личные, частные цели
заключают в себе субстанциаль-
ное, являющееся волей мирового
духа»...

36 [36] — очень почтенна религиоз-
ность и добродетель пастуха, кре-
стьянина etc. (примеры!! NB), но
... «право мирового духа стоит выше
всех частных прав»...


NB

(ср. Эн-
гельс 149)

„великие
люди"


 




Нередко здесь у Гегеля о боженьке, религии, нравственности вообще — архипошлый идеалисти- ческий вздор. 97 [94]: „постепенная отмена рабства лучше вне- запной"...

 


 


50 [44]. Конституция государства
вместе с его религией... филосо-
фией, мыслями, образованием,
„внешними силами" (климат, со-
седи...) составляют „одну субстан-
цию, один дух"...

51 [51]. В природе движение только
в кругу (!!) — в истории создается
новое...

62 [60]. Язык богаче в неразвитом,
первобытном состоянии народов, —
язык беднеет с цивилизацией и
образованием грамматики.


?


* — люди. Ред.





см. ни- же

очень
хорошо

Sehr

wichtig! *

см. ниже

полное

это место **

 

NB
ср. Пле-

!!!

ханов

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...