ТО ЖЕ В ЭНЦИКЛОПЕДИИ (ТОМ VI). 25 глава
Из Clemens (Stromata, V):
... «вследствие своей невероятности ускользает (именно
истина) от того, чтобы быть познанной»... (347).
Гераклит-де „отец объективной логики" (стр. 351),
ибо у него „натурфилософия" umschlagt ** в филосо-
фию мысли, „мысль признается принципом бытия" (350)
etc. etc. a la Hegel... Недостает-де Гераклиту момента
субъективности...
§ 36. «Кратил Платона», стр. 373—396
|
В § о „Кратиле" Лассаль доказывает, что в этом
диалоге Платона Кратил выведен (еще не как софист и
субъективист, каковым он стал впоследствии, а) как
верный ученик Гераклита, излагающий действительно
его, Гераклита, теорию о сущности и происхожде-
нии слов и языка, как подражания природе
* — Халкидия (в «Тимее»). Рев,
*• — превращается. Ред.
(«подражание сущности вещей», стр. 388), сущности
вещей, «подражание богу и его отображение», «под-
ражание богу и Вселенной» (ibid.) 163.
Ergo *: История философии
|
| вот те области знания, из ко- их должна сло- житься теория познания и диа- лектика
| |
грече- ская фило- софия наме- тила все сии
мо- менты
| » отдельных наук
» умственного развития ребенк
»»» животны
» я з ы к a NB:
+ психология + физиология органов чувств
|
|
kurz **, исто- рия познания вообще
| |
| |
вся область знания
| |
|
| |
... «Мы показали, — говорит Лассaль, — что то» (вы-
шеуказанное) «тождество в понятии (именно тождество,
а не только аналогия) между словом, именем и законом
является во всех отношениях принципиальным воззре-
нием гераклитовской философии и играет в ней чрезвы-
чайно важную и значительную роль»... (393).
... «Имена для него» (для Гераклита) «суть
законы бытия, они для него — общее вещей,
как законы для него — «общее всех»»... (394).
И Гиппократ-де именно гераклитовские
мысли выражает, говоря: «Имена суть законы природы». «Ибо как законы, так и имена для эфесца... равным образом только продукты и осуществления всеобщего, и те и другие для него достигнутое чисто всеобщее, идеальное бытие, освобожденное от грязи чувственной действительности»... (394).
Платон разбирает и опровергает философию Герак-
лита в „К р а т и л е" и „Т е э т е т е", причем (осо-
* — Следовательно. Ред.
** — кратко. Ред,
бенно в последнем) смешивает Гераклита (объективного
идеалиста и диалектика) с субъективным идеалистом
и софистом Протагором (человек мера всех вещей).
И Лассаль доказывает, что в развитии идей из Герак-
лита действительно проистекали (1) софистика (Прота-
гор) и (2) платонизм, „идеи" (объективный идеализм).
Впечатление получается такое,
| что
| идеалист
|
Лассаль оставил в тени
| материализм или
| материа-
|
листические тенденции
| Гераклита,
| натягивая его
|
под Гегеля.
|
|
|
|
(IV. Ethik, стр. 427-462.)
В отделе об этике — nil *.
На стр. 458—459 Лассаль говорит, что Nemesios
говорил, что Гераклит и Демокрит отрицали провиде-
ние (), а Цицерон („De fato" **) говорит, что
Гераклит, как и Демокрит и др. (и Аристотель), при-
знает фатум — необходимость.
Naturnotwen- digkeit *** у Лассаля
|
... «Этот рок должен обозначать лишь
собственную имманентную природную
необходимость предмета, его природ-
ный закон»... (459).
(Стоики, по Лассалю, — все взяли у Гераклита,
опошлив его, сделав односторонним, стр. 461.)
Указатель гелертерски, etc. etc.
| к но
| книге Лассаля составлен бестолково: тьма имен
| учено, антиков
|
В общем, саля не стоит читать.
|
****, верен отзыв Маркса. Книгу Лас-
* — ничего. Ред.
** — «О роке». Ред.
*** — необходимость природы. Ред.
**** — summa summarum — в общем итоге. Ред.
К ВОПРОСУ О ДИАЛЕКТИКЕ 164
Раздвоение единого и познание противоречивых ча-
стей его (см. цитату из Филона о Гераклите в начале
III части („О познании") Лассалевского „Гераклита" *)
есть суть (одна из „сущностей", одна из основных,
если не основная, особенностей или черт) диалектики.
Так именно ставит вопрос и Гегель (Аристотель в своей
„Метафизике" постоянно бьется около этого и бо-
рется с Гераклитом respective с гераклитовскими
идеями 165).
Правильность этой стороны содержания диалектики
должна быть проверена историей науки. На эту сто-
рону диалектики обычно (например, у Плеханова) обра-
щают недостаточно внимания: тождество противополож-
ностей берется как сумма примеров |„например,
зерно"; „например, первобытный коммунизм". Тоже
у Энгельса. Но это „для популярности"...), а не как
закон познания (и закон объективного мира).
В математике +и -. Дифференциал и интеграл.
» механике действие и противодействие.
» физике положительное и отрицательное электри-
чество.
» химии соединение и диссоциация атомов.
» общественной науке классовая борьба.
* См. настояний том, стр. 312, Ред,
|
Тождество противоположностей („единство" их, мо-
жет быть, вернее сказать? хотя различие терминов
тождество и единство здесь не особенно существенно.
В известном смысле оба верны) есть признание (откры-
тие) противоречивых, взаимоисключающих, противопо-
ложных тенденций во всех явлениях и процессах
природы (и духа и общества в том числе). Условие
познания всех процессов мира в их „самодвижении",
в их спонтанейном развитии, в их живой жизни, есть
познание их как единства противоположностей. Раз-
витие есть „борьба" противоположностей. Две основные
(или две возможные? или две в истории наблюдаю-
щиеся?) концепции развития (эволюции) суть: развитие
как уменьшение и увеличение, как повторение, и раз-
витие как единство противоположностей (раздвоение
единого на взаимоисключающие противоположности и
взаимоотношение между ними).
При первой концепции движения остается в тени
само движение, его двигательная сила, его
источник, его мотив (или сей источник переносится
во вне — бог, субъект etc.). При второй концепции
главное внимание устремляется именно на познание
источника „с а м о"движения.
Первая концепция мертва, бледна, суха. Вторая —
жизненна. Только вторая дает ключ к „самодвиже-
нию" всего сущего; только она дает ключ к „скачкам",
к „перерыву постепенности", к „превращению в проти-
воположность", к уничтожению старого и возникнове-
нию нового.
Единство (совпадение, тождество, равнодействие) про-
тивоположностей условно, временно, преходяще, реля-
тивно. Борьба взаимоисключающих противоположно-
стей абсолютна, как абсолютно развитие, движение.
NB: отличие субъективизма (скептицизма и софи- стики etc.) от диалектики, между прочим, то, что в (объективной) диалектике относительно (релятивно) и различие между релятивным и абсолютным. Для объективной диалектики в релятивном есть абсолютное. Для субъективизма и софистики релятивное только релятивно и исключает абсолютное.
|
У Маркса в „Капитале" сначала анализируется самое
простое, обычное, основное, самое массовидное, самое
обыденное, миллиарды раз встречающееся, отношение
буржуазного (товарного) общества: обмен товаров.
Анализ вскрывает в этом простейшем явлении (в этой
„клеточке" буржуазного общества) все противоречия
(respective зародыши всех противоречий) современного
общества. Дальнейшее изложение показывает нам раз-
витие (и рост и движение) этих противоречий и этого
общества, в сумме * его отдельных частей, от его начала
до его конца.
Таков же должен быть методизложения (respective изу-
чения) диалектики вообще (ибо диалектика буржуазного
общества у Маркса есть лишь частный случай диалек-
тики). Начать с самого простого, обычного, массовид-
ного etc., с предложения любого: листья дерева зелены;
Иван есть человек; Жучка есть собака и т. п. Уже здесь
(как гениально заметил Гегель) есть диалектика:
отдельное есть общее (ср. Aristoteles, Metaphysik,
пер. Швеглера. Bd. II, S. 40, 3. Buch, 4. Kapitel, 8—9:
„denn naturlich kann man nicht der Meinung sein, daB
es ein Haus — дом вообще — gebe aufier den sichtbaren
Hausern", „
* — в сумме. Ред. ** — Аристотель, Метафизика, пер. Швеглера. Т. II, стр. 40, 3-я кни- га, 4-я глава, 8—9: «мы не можем ведь принять, что есть некий дом (вообще) наряду с отдельными домами». Ред.
|
**). Значит, противоположности (отдельное про-
тивоположно общему) тождественны: отдельное не суще-
ствует иначе как в той связи, которая ведет к общему.
Общее существует лишь в отдельном, через отдельное.
Всякое отдельное есть (так или иначе) общее. Всякое
общее есть (частичка или сторона или сущность) отдель-
ного. Всякое общее лишь приблизительно охватывает
все отдельные предметы. Всякое отдельное неполно
входит в общее и т. д. и т. д. Всякое отдельное тыся-
чами переходов связано с другого рода отдельными
(вещами, явлениями, процессами) и т. д. Уже здесь
есть элементы, зачатки понятия необходимости, объек-
тивной связи природы etc. Случайное и необходимое,
явление и сущность имеются уже здесь, ибо говоря:
Иван есть человек, Жучка есть собака, это есть лист
дерева и т. д., мы отбрасываем ряд признаков как
случайные, мы отделяем существенное от являющегося
и противополагаем одно другому.
Таким образом в любом предложении можно (и дол-
жно), как в „ячейке" („клеточке"), вскрыть зачатки
всех элементов диалектики, показав таким образом, что
всему познанию человека вообще свойственна диалек-
тика. А естествознание показывает нам (и опять-таки
это надо показать на любом простейшем примере)
объективную природу в тех же ее качествах, превра-
щение отдельного в общее, случайного в необходимое,
переходы, переливы, взаимную связь противополож-
ностей. Диалектика и есть теория познания (Ге-
геля и) марксизма: вот на какую „сторону" дела (это
не „сторона" дела, а суть дела) не обратил внимания
Плеханов, не говоря уже о других марксистах.
* *
*
Познание в виде ряда кругов представляет и Гегель
(см. Логику) — и современный „гносеолог" естество-
знания, эклектик, враг гегелевщины (коей он не понял!)
Paul Volkmarm (см. его „Erkenntnistheoretische Grund-
ziige", S. 166).
„Круги" в философии: (обязательна ли хронология
насчет лиц? Нет!) Античная: от Демокрита до Платона и диалектики
Гераклита. Возрождение: Декарт versus Gassendi (Spinoza?). Новая: Гольбах — Гегель (через Беркли, Юм, Кант). Гегель — Фейербах — Marx.
|
Диалектика как живое, многостороннее (при вечно
увеличивающемся числе сторон) познание с бездной
оттенков всякого подхода, приближения к действитель-
ности (с философской системой, растущей в целое из
каждого оттенка) — вот неизмеримо богатое содержание
по сравнению с „метафизическим" материализмом, основ-
ная беда коего есть неумение применить диалектики
к Bildertheorie *, к процессу и развитию познания.
Философский идеализм есть только чепуха
с точки зрения материализма грубого, простого,
метафизичного. Наоборот, с точки зрения диа-
лектического материализма философский идеа-
лизм есть одностороннее, преувеличенное, uber-
schwengliches (Dietzgen) 167 развитие (раздува-
ние, распухание) одной из черточек, сторон,
граней познания в абсолют, оторванный от
материи, от природы, обожествленный. Идеа-
лизм есть поповщина. Верно. Но идеализм
философский есть („в е р н е е" и „кроме
того") дорога к поповщине через один из
оттенков бесконечно сложного позна-
ния (диалектического) человека.
Познание человека не есть (respective не идет по) пря мая линия, а кривая линия, бесконечно приближающаяся к ряду кругов, к спирали. Любой отрывок, обломок, кусочек этой кривой линии может быть превращен (односторонне превращен) в самостоятельную, целую, прямую линию, которая (если за деревьями не видеть леса) ведет тогда в болото, в поповщину (где ее з а крепляет классовый интерес господствующих классов). Прямолинейность и односторонность, деревянность и окостенелость, субъективизм и субъективная слепота voila ** гносеологические корни идеализма. А у поповщины (= философского идеализма), конечно, есть гносеологические корни, она не беспочвенна, она есть пустоцвет, бесспорно, но пустоцвет, растущий на
живом дереве, живого, плодотворного, истинного, могу-
чего, всесильного, объективного, абсолютного, челове-
ческого познания.
Написано в 1915 г.
Впервые напечатано в 1925 г. Печатается по рукописи
в журнале «Большевик» № 5 — 6
* — теории отражения, Ред,
** — вот. Ред.
КОНСПЕКТ КНИГИ АРИСТОТЕЛЯ
«МЕТАФИЗИКА» 168
Написано в 1915г.
Впервые напечатано в 1930 г. Печатается по рукописи
в Ленинском сборнике XII
АРИСТОТЕЛЬ. «МЕТАФИЗИКА»
ПЕРЕВОД ШВЕГЛЕРА. ДВА ТОМА
ТЮБИНГЕН, 1847
См. выше цитату о „доме" *.
Масса архиинтересного, живого, наивного (све-
жего), вводящего в философию и в изложениях заменяе-
мого схоластикой, итогом без движения etc.
Поповщина убила в Аристотеле живое и увековечила
мертвое.
Часто
философия
сбивается на
определения
слов etc.
|
«Человек и конь и т. п. существуют
в отдельных экземплярах, всеобщее
само по себе не существует в виде еди-
ничной субстанции, а лишь в качестве
целого, составленного из определенно-
го понятия и определенной материи»
(стр. 125 ** [128] ***, 7 книга, 10 глава,
27-28).
Ibidem, стр. 126 [128], §§ 32-33:
Задето все,
все
категории
|
... «Материя сама по себе непозна-
ваема. Она частично воспринимается
чувственно, частично постигается ра-
зумом. Чувственно воспринимается она
как металл, дерево — словом, как спо-
собная к движению материя, пости-
*- См. настоящий том, стр. 318. Ред.
**- Aristoteles. Die Metaphysik, Bd. 2, Tubingen, 1847. Pед,
***- Аристотель, Метафизика. M. — Л., 1934. Ред.
гается же разумом, когда находится в чувственно воспринимаемом, но не так, что она воспринимаема чувственно, — следовательно, так, — как, например,
математическое»...
Прехарактерна и глубоко интересна (в начале „Ме-
тафизики") полемика с Платоном и „недоуменные",
прелестные по наивности, вопросы и Bedenken *
насчет чепухи идеализма. И все это при самой бес-
помощной путанице вокруг основного, понятия и от-
дельного.
NB: В начале „Метафизики" упорнейшую
борьбу с Гераклитом, с идеей тождества бытия и небы-
тия (подошли к ней греческие философы, но не сладили
с ней, с диалектикой). Прехарактерно вообще везде,
passim **, живые зачатки и запросы диалектики...
У Аристотеля везде объективная логика смешивается
с субъективной и так притом, что везде видна объек-
тивная. Нет сомнения в объективности познания. Наив-
ная вера в силу разума, в силу, мощь, объектив-
ную истинность познания. И наивная запутанность,
беспомощно-жалкая запутанность в диалектике
общего и отдельного — понятия и чувственно воспри-
нимаемой реальности отдельного предмета, вещи, явле-
ния.
Схоластика и поповщина взяли мертвое у Аристотеля,
а не живое: запросы, искания, лабиринт, заплу-
тался человек.
* — сомнения. Ред, ** — повсюду. Ред,
|
Логика Аристотеля есть запрос, искание, подход
к логике Гегеля, — а из нее, из логики Аристотеля
(который всюду, на каждом шагу ставит вопрос
именно о диалектике), сделали мертвую
схоластику, выбросив все поиски, колебания, приемы
постановки вопросов. Именно приемы постановки во-
просов, как бы пробные системы были у греков, наив-
ная разноголосица, отражаемая превосходно у Ари-
стотеля.
|
|
|
|
... «Отсюда следует, что всеобщее не существует рядом
и отдельно от единичного. Постольку правы сторон-
ники учения об идеях, когда они приписывают этим
последним независимое существование, ибо ведь идеи —
это отдельные субстанции; но заблуждение считать
единое во многом за идею. Но они делают это потому,
что не могут указать, чем же должны быть эти непре-
ходящие субстанции рядом с чувственно воспринимае-
мыми отдельными вещами и вне их. Вот почему они
приравнивают идеи к тем преходящим вещам, которые
мы знаем, и говорят: человек в себе, конь в себе,
прибавляя к чувственным предметам слово: в себе
# (стр. 136 [137], книга 7, гл. 16, § 8—12) #. И тем
не менее, если бы даже мы никогда не видели небес-
ных светил, все же существовали бы вечные суб-
станции, кроме тех, которые мы знаем; если бы и
не могли указать, что они собой представляют, то все
же необходимо, что они есть. Таким образом, ясно,
что ничто, выраженное вообще, не есть отдельная
субстанция и что ни одна отдельная субстанция не со-
стоит из отдельных субстанций ()» (— § 13 конец
главы).
Прелестно!
| Нет сомнений в реальности внешнего
|
мира. Путается человек
| именно в диалектике общего
|
и отдельного,
| понятия и
| ощущения etc., сущности и
|
явления etc.
|
|
|
(Стр. 146 [146], книга 8 — едва ли не вставленная
после — глава 5, § 2—3.)
... «Труден вопрос () о том, как относится ма-
терия той или другой вещи к противоположному.
Например, если какое-нибудь тело по своей потен-
ции () здорово, а здоровью противостоит бо-
лезнь, то не является ли тело тем и другим в воз-
можности?...
... Далее, не является ли живой человек в возмож-
ности () мертвым?»
(Стр. 181 [182]), книга 11, глава 1, § 12—14:
... «Математическое они» (философы) «помещают между
идеями и чувственно воспринимаемым в качестве чего-то
третьего, существующего вне идей и посюстороннего
мира. И тем не менее нет еще третьего человека и
третьего коня, кроме человека в себе (или коня в себе)
и отдельного человека или коня. Но если дело обстоит
не так, как они говорят, то чем же тогда приходится
заниматься математику? Во всяком случае не посю-
сторонним, ибо в нем ничто не существует так, как
того ищут математические науки»...
Ibidem, глава 2, § 21—23:
... «Далее, спрашивается, существует ли что-нибудь
кроме конкретного, или нет. Конкретным я называю
материю и все материальное. Если не существует, то
все преходяще, ибо все материальное во всяком слу-
чае преходяще. Если же что-нибудь существует,
кроме конкретного, то это, по-видимому, форма и об-
раз. Но относительно этих последних трудно опре-
делить, в каких вещах они присутствуют и в каких
нет»...
Стр. 185—186 [185-186], книга И, глава 3, § 12 —
математик оставляет в стороне теплоту, тяжесть и про-
чие «чувственные противоречия» и имеет в виду «лишь
количественное»... «точно так же обстоит дело и с су-
ществующим».
Здесь точка зрения диалектического материализма, но случайно, не выдержано, неразвито, мимолетно.
|
Windelband в „Очерке истории древней философии"
(Muller's Handbuch der Klassischen Altertumswis-
senschaft *, V, I, S. 265) («Читальный зал» в Берн-
ской библиотеке) подчеркивает, что в логике Арис-
— Справочник Мюллера по истории классической древности. Ред.
тотеля (die Logik) «имеет в качестве самой общей
предпосылки тождество форм мышления и форм
бытия» и цитирует „Metaphysik" V, 7: «,
»*. Это § 4. Швеглер пере-
водит: Denn so vielfach die Kategorien ausgesagt wer-
den, so vielfach bezeichnen sie eia Sein **. Перевод
плох!
Подход к богу:
Книга 12, глава 6, § 10—11:
... «Ибо как может происходить движение, если ничто
действенное не является причиной? Ведь не может
материя двигать сама себя, ее приводит в движение
строительное искусство; точно так же не могут двигать
сами себя месячное и земля, — их приводят в движение
семя и оплодотворение»...
Leukipp (id., § 14) принимает вечное движение, но
не объясняет, почему (§ 11).
Глава 7, § 11—19 — бог (стр. 213 [211]).
... «Вечное движение должно исходить от чего-
то... вечного» (глава 8, § 4)...
Книга 12, глава 10 — снова „переборка"
основных вопросов философии; „знаки вопроса", так
сказать. Очень свежее, наивное, сомневающееся
изложение (чаще намек) разных точек зрения.
В книге 13 Аристотель снова возвращается
к критике Пифагорова учения о числах (и Платона об
идеях), отдельных от чувственных вещей.
первобытный: общее (понятие, идея)
есть отдельное существо. Это кажется
диким, чудовищно (вернее: ребячески) нелепым.
Но разве не в том же роде {совершенно в том же
роде) современный идеализм, Кант, Гегель, идея
бога? Столы, стулья и идеи стола и стула; мир и
идея мира (бог); вещь и „нумен", непознаваемая
* — «сколькими способами эти различные высказывания произво-
дятся, столькими путями они указывают на бытие». Ред.
** — ибо столько же раз, сколько высказываются категории, столько
же раз обозначают они бытие. Ред.
„вещь в себе"; связь земли и солнца, природы
вообще — и закон, *, бог. Раздвоение по-
знания человека и возможность идеализма (= ре-
лигии) даны уже в первой, э л ементарной аб-
стракции [„дом" вообще и отдельные домы]
Подход ума (человека) к отдельной вещи, снятие
слепка (= понятия) с нее не есть простой, непо-
средственный, зеркально-мертвый акт, а сложный,
раздвоенный, зигзагообразный, включающий в себя
возможность отлета фантазии от жизни; мало того: воз- '
можность превращения (и притом незаметного, несозна- '
ваемого человеком превращения) абстрактного понятия,
идеи в фантазию (in letzter Instanz ** = бога). Ибо
и в самом простом обобщении, в элементарнейшей
общей идее („стол" вообще) есть известный кусочек
фантазии. (Vice versa: нелепо отрицать роль фантазии
и в самой строгой науке: ср. Писарев о мечте полезной,
как толчке к работе, и о мечтательности пустой 169.)
Воспользуйтесь поиском по сайту: