Основные положения технического регулирования как правовой базы сертификации
Основные вопросы сертификации регулируются в настоящее время Федеральным законом «О техническом регулировании». Понятие «техническое регулирование» можно трактовать по-разному. В первую очередь оно ассоциируется с регулированием технических устройств, автоматических технических систем и технологическими производственными процессами. Вместе с тем применительно к данной учебной дисциплине это понятие следует относить как к нормам и требованиям в нормативной и правовой деятельности в области метрологии, стандартизации и сертификации, так и к сфере технических барьеров во взаимоотношениях всех участников социально-экономического пространства. Регулирование в широком смысле можно определить как любые меры или действия, принятые правительственным органом, контролирующим в рамках своих полномочий поведение отдельных лиц или групп. Механизм регулирования включает основные законы и другие правовые вспомогательные инструменты, разработанные органами управления, а также правила, опубликованные правительственными и правомочными неправительственными организациями. Например, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) определяет три категории регулирования: • экономическое регулирование, влияющее непосредственно на рыночные решения; • социальное регулирование, которое обеспечивает защиту здоровья людей и безопасность, а также защиту окружающей и социальной среды; • административное регулирование, устанавливая требования к лицензированию, аккредитации и т.д. В соответствии с существующими в настоящее время воззрениями и законодательными положениями техническое регулирование, как уже указывалось ранее, определяется в общем случае как правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции и т.п. В добавление к этому техническое регулирование используется в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия объектов регулирования.
В основном к областям технического регулирования следует отнести: • обязательные требования; • требования, принимаемые добровольно; • отношения в области оценки соответствия. При этом объектами регулирования в указанных областях являются: • продукция (в том числе здания, строения и сооружения) как результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в определенных целях; • процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции; • работы; • услуги; • оценка соответствия (т.е. определение соблюдения требований, предъявляемых к объектам регулирования). Приоритетным свойством объектов технического регулирования является безопасность. К областям и объектам технического регулирования не относятся единые сети связи и продукция, обеспечивающая целостность, устойчивость функционирования этой сети, отношения в ней и ее безопасность. Не принадлежат к ним также государственные образовательные стандарты, стандарты и положения бухгалтерского учета и правила (стандарты) аудиторской деятельности, стандарты и проспекты эмиссии ценных бумаг. Их регулирование осуществляется отдельными законодательными положениями. Субъектами технического регулирования в России в настоящее время являются:
• органы высшего уровня власти (Правительство, Федеральное собрание, Президент РФ); • органы государственного надзора (контроля) за соблюдением требований технического регулирования (Федеральные службы по надзору); • сертификационные органы; • разработчики нормативно-правовых документов; • субъекты хозяйственных государственных, муниципальных и предпринимательских структур. Можно отметить, что все основные составляющие технического регулирования обеспечивают в целом безопасность жизнедеятельности человека (в том числе потребления продукции, услуг, работ) во взаимодействии его с другими физическими и юридическими лицами на производстве и в повседневной жизни, безопасные взаимоотношения со средой обитания, фауной и флорой. При этом безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации обусловливается таким ее состоянием, которое обеспечивает соответствующую величину недопустимого риска, связанного с минимальной вероятностью причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений. При этом все обязательные требования к объектам регулирования устанавливаются, как уже указывалось выше, соответствующими техническими регламентами. В общем плане рациональное техническое регулирование позволяет: • снизить число обязательных требований, приведенных в технических регламентах; • снизить технические, ветеринарно-санитарные и фитосанитарные барьеры, препятствующие вступлению России в ВТО; • сократить номенклатуру продукции и услуг, подлежащих обязательному подтверждению соответствия; • уменьшить число подтверждаемых показателей соответствия; • снизить трудоемкость и ускорить работы по стандартизации на уровне организаций и сообществ организаций; • уменьшить объемы проверок, упорядочить функции и соответствующее число контрольно-надзорных органов. Большое значение для эффективного функционирования в стране технического регулирования имеют его основные принципы:
• применение единых правил установления требований к объектам регулирования; • применение единой системы и правил аккредитации; • независимость (административная, организационная, экономическая, материальная, финансовая) органов аккредитации, сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей; • применение единых правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия; • единство применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок; • недопустимость ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации; • недопустимость совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации; • недопустимость совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию; • недопустимость внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов; • соответствие технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития. Приведенные принципы технического регулирования необходимо учитывать не только при различных формах и видах оценки соответствия объектов регулирования. При наличии международного договора, связанного с применением иных принципов технического регулирования, в России должны применяться правила подписанного и ратифицированного международного договора. Это связано с необходимостью сближения отечественных правил технического регулирования с техническим законодательством передовых зарубежных стран.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|