Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные положения технического регулирования как правовой базы сертификации




Основные вопросы сертификации регулируются в настоя­щее время Федеральным законом «О техническом регулирова­нии». Понятие «техническое регулирование» можно трактовать по-разному. В первую очередь оно ассоциируется с регулиро­ванием технических устройств, автоматических технических систем и технологическими производственными процессами. Вместе с тем применительно к данной учебной дисциплине это понятие следует относить как к нормам и требованиям в нор­мативной и правовой деятельности в области метрологии, стандартизации и сертификации, так и к сфере технических барьеров во взаимоотношениях всех участников социально-экономического пространства.

Регулирование в широком смысле можно определить как любые меры или действия, принятые правительственным орга­ном, контролирующим в рамках своих полномочий поведение отдельных лиц или групп. Механизм регулирования включает основные законы и другие правовые вспомогательные инстру­менты, разработанные органами управления, а также правила, опубликованные правительственными и правомочными непра­вительственными организациями. Например, Организация эко­номического сотрудничества и развития (ОЭСР) определяет три категории регулирования:

экономическое регулирование, влияющее непосредственно на рыночные решения;

социальное регулирование, которое обеспечивает защиту здоровья людей и безопасность, а также защиту окружаю­щей и социальной среды;

административное регулирование, устанавливая требования к лицензированию, аккредитации и т.д.

В соответствии с существующими в настоящее время воззре­ниями и законодательными положениями техническое регулирова­ние, как уже указывалось ранее, определяется в общем случае как правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции и т.п. В добавление к этому техническое регулирование использу­ется в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению ра­бот или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия объектов регулирования.

В основном к областям технического регулирования следует

отнести:

• обязательные требования;

• требования, принимаемые добровольно;

• отношения в области оценки соответствия.

При этом объектами регулирования в указанных областях

являются:

• продукция (в том числе здания, строения и сооружения) как результат деятельности, представленный в материаль­но-вещественной форме и предназначенный для дальней­шего использования в определенных целях;

• процессы производства, эксплуатации, хранения, перевоз­ки, реализации и утилизации продукции;

• работы;

• услуги;

• оценка соответствия (т.е. определение соблюдения требо­ваний, предъявляемых к объектам регулирования).

Приоритетным свойством объектов технического регулиро­вания является безопасность. К областям и объектам техниче­ского регулирования не относятся единые сети связи и продук­ция, обеспечивающая целостность, устойчивость функциониро­вания этой сети, отношения в ней и ее безопасность. Не при­надлежат к ним также государственные образовательные стан­дарты, стандарты и положения бухгалтерского учета и правила (стандарты) аудиторской деятельности, стандарты и проспекты эмиссии ценных бумаг. Их регулирование осуществляется от­дельными законодательными положениями.

Субъектами технического регулирования в России в настоя­щее время являются:

• органы высшего уровня власти (Правительство, Федераль­ное собрание, Президент РФ);

• органы государственного надзора (контроля) за соблюде­нием требований технического регулирования (Федеральные службы по надзору);

• сертификационные органы;

• разработчики нормативно-правовых документов;

• субъекты хозяйственных государственных, муниципальных и предпринимательских структур.

Можно отметить, что все основные составляющие техническо­го регулирования обеспечивают в целом безопасность жизнедея­тельности человека (в том числе потребления продукции, услуг, работ) во взаимодействии его с другими физическими и юридиче­скими лицами на производстве и в повседневной жизни, безопас­ные взаимоотношения со средой обитания, фауной и флорой.

При этом безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации обусловливается таким ее состоянием, которое обеспечивает со­ответствующую величину недопустимого риска, связанного с минимальной вероятностью причинения вреда жизни или здо­ровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружаю­щей среде, жизни или здоровью животных и растений. При этом все обязательные требования к объектам регулирования устанавливаются, как уже указывалось выше, соответствующими техническими регламентами.

В общем плане рациональное техническое регулирование по­зволяет:

• снизить число обязательных требований, приведенных в технических регламентах;

• снизить технические, ветеринарно-санитарные и фитосанитарные барьеры, препятствующие вступлению России в ВТО;

• сократить номенклатуру продукции и услуг, подлежащих обязательному подтверждению соответствия;

• уменьшить число подтверждаемых показателей соответствия;

• снизить трудоемкость и ускорить работы по стандартизации на уровне организаций и сообществ организаций;

• уменьшить объемы проверок, упорядочить функции и со­ответствующее число контрольно-надзорных органов.

Большое значение для эффективного функционирования в стране технического регулирования имеют его основные принципы:

• применение единых правил установления требований к объектам регулирования;

• применение единой системы и правил аккредитации;

• независимость (административная, организационная, эко­номическая, материальная, финансовая) органов аккреди­тации, сертификации от изготовителей, продавцов, испол­нителей и приобретателей;

• применение единых правил и методов исследований (ис­пытаний) и измерений при проведении процедур обяза­тельной оценки соответствия;

• единство применения требований технических регламен­тов независимо от видов или особенностей сделок;

• недопустимость ограничения конкуренции при осуществ­лении аккредитации и сертификации;

• недопустимость совмещения полномочий органа государ­ственного контроля (надзора) и органа по сертификации;

• недопустимость совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;

• недопустимость внебюджетного финансирования государ­ственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;

• соответствие технического регулирования уровню разви­тия национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития.

Приведенные принципы технического регулирования необ­ходимо учитывать не только при различных формах и видах оценки соответствия объектов регулирования. При наличии ме­ждународного договора, связанного с применением иных прин­ципов технического регулирования, в России должны приме­няться правила подписанного и ратифицированного междуна­родного договора. Это связано с необходимостью сближения отечественных правил технического регулирования с техниче­ским законодательством передовых зарубежных стран.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...