Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Квалиметрия как наука и ее роль для сертификации




Квалиметрия как наука Менеджмент качества в целом и серти­фикация, в частности, во многом основываются на количествен­ных методах, что, безусловно, требует использования квалиметрии. Термин «квалиметрия» образован от латинского «квали» (qualitas — качество, или qualis — какой по качеству) и греческого — «метрия» (metreo — измеряю). В настоящее время данный термин широко распространен как в теории, так и в практике менеджмента.

♦ Квалиметрия как наука объединяет количественные методы оцен­ки качества, используемые для обоснования решений по менедж­менту качества и по смежным с ним вопросам менеджмента. ♦

Квалиметрия включает взаимосвязанную систему теорий (общую квалиметрию, предусматривающую разработку общетео­ретических проблем понятийного аппарата, измерения, оцени­вания, квалиметрическое шкалирование и т.п.; специальные квалиметрии, классифицированные по видам методов и моделей оценки качества; предметные квалиметрии, дифференцирован­ные по видам объектов оценивания). В последние годы появи­лись такие направления, как социологическая, педагогическая, логистическая квалиметрия и т.п. Это связано с ее «экспансией»

и диффузией во многие сферы материальных и нематериальных видов человеческой деятельности.

Важнейшим вопросом квалиметрии является объективное ус­тановление уровня качества. Применительно к продукции уро­вень качества представляет собой относительную характеристику, основанную на сравнении совокупности показателей ее качества с соответствующей совокупностью базовых показателей.

Интенсивное развитие квалиметрии в последние годы связа­но с массовостью задач по оценке качества, постоянно возни­кающих в практике менеджмента. Среди них следует отметить те, которые связаны с выбором моделей сертификации продук­ции и систем МК, проведением внешними организациями оце­нок систем МК смежников и поставщиков (сырья, материалов, комплектующих деталей и т.п.), проведением внутренних оце­нок своих систем МК и ее различных подсистем, с аттестацией производства, а также, что в данном контексте самое важное, — сертификацией систем МК, продукции, услуг и работ.

Методы определения фактических показателей качества Для

того чтобы объективно оценить уровень качества, необходимо использовать соответствующую номенклатуру показателей — комплекс взаимосвязанных технико-экономических, организа­ционных и других показателей. Ни один показатель, не связан­ный с другими, не может быть единственным для обоснования выводов по результатам оценки. Важно, чтобы каждый показа­тель удовлетворял следующим требованиям:

• конкретизации и видоизменению в зависимости от целей оценки;

• развитию и совершенствованию объекта оценки;

• обеспечению единства количественных и качественных характеристик;

• адресности;

• сопоставимости;

• взаимосвязанности;

простоте;

• информационности;

• достоверности и объективности.

Первостепенное значение имеют требования достоверности

и объективности определения показателей качества. Состав ос­новных методов определения фактических показателей качества во многом зависит от используемых при этом способов и источ­ников получения информации (рис. 12.1).

Рис. 12.1. Классификация методов определения фактических численных значений показателей качества

Экспериментальный метод основан на получении информа­ции о показателях в результате проведения эксперимента (на­пример, в период опытной эксплуатации). Естественно, что по­казатели при этом могут измеряться приборами, регистриро­ваться, рассчитываться, определяться экспертным или иным способом. Данный метод часто используется в машиностроении.

Измерительный метод применяется в тех случаях, когда можно использовать средства измерений. Технических средств, приме­няемых в практической деятельности, сравнительно много, соот­ветственно с их помощью можно проводить измерения: электри­ческие, физические, биологические, физико-химические, микро­биологические и ряд других, характеризующих в основном техни­ческий уровень товара и условия жизнедеятельности персонала. Точность и объективность измеренных показателей во многом зависит от метрологического обеспечения.

Регистрационный метод основан на непосредственной реги­страции значений показателей, обнаружении и подсчете (фик­сации и регистрации) различных явлений, событий, объектов, затрат, документов и т.п. Этим способом могут определяться, например, численность поставщиков, сертификатов, патентов, объемы продаж в штуках, отзывов, документов, отказов и т.п.

Расчетный метод определения значений показателей осно­ван на использовании различного рода данных, теоретических и эмпирических зависимостей, получаемых другими методами (измерительным, регистрационным и др.). Этим способом могут

определяться показатели эффективности, надежности, техноло­гичности, стандартизации и унификации, патентной защиты и чистоты, финансового состояния предприятия, производитель­ности труда и т.п.

Приведенные выше методы следует отнести к объек­тивным.

Традиционный метод определения показателей качества пред­полагает получение фактических данных с помощью техниче­ских источников информации в лабораториях, испытательных станциях, ОТК, а также из документации, опросов, бесед, анке­тирования, интервью со специалистами и т.п.

Экспертный метод применяется в тех случаях, когда трудно или практически невозможно использовать более объективный метод (экспериментальный или расчетный). В практике управ­ления данный метод очень распространен (например, при опре­делении коэффициентов весомости показателей, численных зна­чений показателей, которые не могут определяться какими-либо другими объективными). Методология и методика применения экспертных методов достаточно глубоко представлена в различ­ных литературных источниках.

Органолептический метод основан на использовании при оп­ределении показателей органов чувств. Соответственно в его рам­ках применяется способ визуальный, тактильный, обонятельный, вкусовой и аудиометод. Этот метод используют как изготовители, так и потребители. В ряде случаев для повышения разрешающей способности органов чувств используют специальные приспособ­ления и приборы (бинокль, лупу, слуховые аппараты и т.п.).

Социологический метод определения показателей базируется на сборе, анализе и обобщении мнений фактических или возмож­ных потребителей. Данный метод используется тогда, когда не­возможно другими способами определить какие-либо показатели, например удобство пользования, потребности и требования по­требителей, известность торговой марки, имидж в целом и т.п.

В большинстве случаев при определении показателей качества одновременно используют несколько рассмотренных методов (по­следовательно, параллельно или последовательно-параллельно).

В процессе проведения оценки качества наиболее часто ис­пользуются взаимосвязанные между собой единичные и ком­плексные, оцениваемые, базовые и другие показатели (Рис. 12.2).

Рис. 12.2. Показатели, наиболее часто используемые при проведении оценки уровня качества продукции и ее систем менеджмента качества

Среди этих показателей заслуживает внимания интегральный показатель качества продукции (И) для потребителя, в упрощен­ном виде отражающий соотношение полезного эффекта от экс­плуатации и затрат на приобретение и эксплуатацию продукции:

При определении уровня качества и принятии решений по 1VIK практически всегда используются показатели, классифици­рованные по характеризуемым свойствам. При этом показатели объединяют в ряд групп (табл. 12.1).

Таблица 12.1. Основные группы показателей качества продукции, классифицированные по однородным свойствам и используемые при оценке уровня ее качества изготовителями и потребителями

Обозначения: + используются; — не используются; +— часто используются;

—+ редко используются.

В зависимости от того, кем указанные группы показателей будут использоваться (изготовителем или потребителем), состав групп и номенклатура показателей качества могут быть различ­ными, но в целом они могут использоваться при определении любого из уровней качества (проектно-технического и т.д. в за­висимости от стадии жизненного цикла продукции) и при лю­бом уровне их интеграции.

Все показатели качества услуг можно классифицировать на:

количественные (время ожидания и предоставления услуги; характеристики оборудования, инструмента, материалов и т.п.; надежность оказания услуги; точность исполнения; полнота; уровень автоматизации и механизации; безопас­ность; полнота оказания услуги и т.п.);

качественные (вежливость, доступность персонала, чут­кость, компетентность, доверие персоналу, уровень про­фессионального мастерства, эффективность контактов ис­полнителей и клиентов, искренность и т.п.).

При этом показатели качества услуг следует подразделить на ряд групп:

• функционального назначения;

• надежности;

• безопасности;

• экологичности;

• эстетичности;

• социальной значимости (оригинальность, престиж, соот­ветствие моде);

• профессиональности исполнения (отсутствие возвратов на исправление, количество отказов в услуге, технический уровень исполнения услуги, выполнение услуг в установ­ленные сроки, количество услуг с использованием новых видов и прогрессивных форм обслуживания и др.);

• культуры обслуживания (эргономичность: удобство мебе­ли, оборудования и помещения; этичность: вниматель­ность, доброжелательность и вежливость персонала; эсте­тичность: внутреннее и внешнее оформление помещений, внешний вид персонала, внешний вид мебели и оборудо­вания; время обслуживания: сроки исполнения услуги, время на ожидание в очереди, затраты времени заказчика на контакт е исполнителями, обслуживающим персона­лом, затраты времени на ожидание прихода мастера на дом, затраты времени на поиск адреса обслуживающей ор­ганизации и др.).

Применительно к конкретным видам услуг номенклатура групп и состав их показателей качества может быть иным или дополнительно расширен в зависимости от целей использования и особенностей услуг.

Исключительно важным является решение задач, связанных с оценкой системы МК. Такие оценки могут быть внутренними и внешними, проводимыми соответственно своими и сторонними органами (независимыми организациями, смежниками, потре­бителями и заказчиками). При этом одна из важнейших задач внешних оценок — сертификация.

Для оценки системы МК в общем случае можно использо­вать следующие группы показателей:

(1) организации общесистемного состояния системы, харак­теризующей целенаправленность, надежность, адаптив­ность, самоуправляемость, системность;

(2) организации производственной подсистемы системы МК, включающие уровни ее элементов и компонентов;

(3) организации управляющей подсистемы системы МК, включающие все уровни ее элементов и компонентов;

(4) организации обеспечивающих подсистем системы МК, характеризующие каждую из подсистем (делопроизводст­венную, нормативную и др.);

(5) организации линейной подсистемы системы МК.

Кроме того, необходимо оценить соответствующими показа­телями функционирование системы МК в целом. Особенно важной является ее надежность (в данном случае ее следует по­нимать как качество системы).

В общем случае любую систему МК, хорошо технически ос­нащенную систему, можно представить как сложную систему, обеспечивающую изготовление продукции трех категорий по последствиям от отказов. При этом чтобы создавать продукцию требуемого качества для каждой из категорий продукции, необ­ходима надежная система МК. Для продукции первой и второй категорий надежность систем должна быть выше, чем для треть­ей категории. К тому же для первой категории — надежность системы МК должна быть не ниже гарантированной. Именно это изготовители должны доказать потребителям продукции первой и второй категорий.

Методы квалиметрии

Для оценки уровня качества какого-либо объекта необходимо правильно выбрать метод его оценки. В основу методов оценки качества в прежней отечественной практике был, как правило, положен народнохозяйственный подход, в котором преобладал приоритет интересов общества в целом, а не потребителя, как индивидуума. Тем не менее была создана теоретическая основа измерения качества и разработаны различные методы оценки (таксонометрические, индексные, вероятностно-статистические, экспертные и др.). Это позволило создать реально применимые методы оценки качества продукции и рекомендации по их использованию. Практическую основу всех методов для однородной продукции составили дифференциальный, комплексный и сме­шанный методы. Применение они нашли на каждой из стадий жизненного цикла продукции для оценки технического, технико-экономического и других уровней качества продукции одного класса, назначения (однородной продукции) и используемой в одинаковых условиях эксплуатации.

Дифференциальный метод оценки уровня качества Он осуще­ствляется, как известно, на основе непосредственного сравне­ния единичных показателей качества оцениваемого вида про­дукции с соответствующими базовыми показателями, т.е. оцени­ваемый показатель качества Р1 сопоставляется с таким же показа­телем качества базового образца Р1баз, Р2 с Р2баз,…., Рн с Рн.баз. При этом математически такое сопоставление, с учетом класси­фикации показателей на позитивные и негативные, можно выра­зить следующей формулой:

По этой формуле можно вычислять относительные показате­ли качества. Например, достигнутое значение электрической прочности электроизоляционного материала, изготовленного на первом заводе, составляет 4 кВ/мм, на втором — 5 кВ/мм, а ба­зовое значение этого показателя — 6 кВ/мм.

Очевидно, что увеличение электрической прочности для изоляции означает улучшение качества (т.е. это позитивный по­казатель). Тогда относительный показатель качества равен:

Следовательно, на втором заводе рассматриваемый показа­тель качества выше, чем на первом, но ниже, чем базовый.

Относительный показатель для себестоимости, содержания вредных примесей, массы, трудоемкости, параметра потока от­казов и т.п. (т.е. для негативных показателей) определяется при сигнум-функции — 1. Поэтому, например, если трудоемкость из­готовления изделия составляет 200 нормо-часов, а базовое зна­чение трудоемкости — 180 нормо-часов, то

т.е. рассмотренный единичный показатель качества изделия ни­же базового.

В случае существенного различия оцениваемых и базовых показателей качества область применения приведенных формул следует ограничивать, так как они отражают только линейную зависимость Кi от Рi. Поэтому данные формулы пригодны толь­ко при близости значений показателей качества оцениваемой и базовой продукции друг от друга (обычно до 10%).

Для показателей, имеющих в НТД ограничения предельных значений Pi np(например, наработка до отказа не менее 1000 часов, масса изделия не более 1,0 кг, диаметр вала 10 мм ± 0,001 мм), от­носительный показатель качества определяется так же, как и в предыдущем случае, т.е. по формулам, отражающим только ли­нейные зависимости Ki от Pi. Между тем механическое деление значений показателей не всегда дает объективный результат оценки. Например, чем выше достигнутый при изготовлении ресурс или коэффициент полезного действия электродвигателя, тем труднее его повысить. В таких случаях необходимо при оп­ределении относительных показателей исходить из нелинейной зависимости Ki от Рi. Это несложно осуществить с помощью ко­эффициента влияния на качество Вi вл, который может быть в пределах В реальных пределах величи­ну коэффициента влияния целесообразно принять в пределах . Очевидно, что при Bi вл= 1 зависимость Ki от Pi будет линейной, а во всех других случаях — нелинейной.

Тогда для показателей, не имеющих ограничений, с учетом Bi вл на нелинейность Кi от Pi формула для позитивных или не­гативных показателей будет иметь следующий вид:

При наличии ограничений на предельные значения показа­телей Ki с учетом Bi влна нелинейность можно определять для позитивных или негативных показателей соответственно по формулам:

Величину Bi вли следует определять для каждого случая индиви­дуально, т.е. отдельно нужно рассматривать влияние на качество продукции (в зависимости от ее назначения) того или иного чис­ленного значения показателя при приближении к ограничению (критической величине). Естественно, что переход за ограниче­ние показателя сводит оценку качества к нулю, что означает не­пригодность использования продукции по ее назначению.

Уменьшить влияние линейной зависимости Ki от Р i можно также табличным способом, логарифмической зависимостью или нахождением более реальной зависимости Ki = f(Рi, Рi баз), например, при помощи интерполяционного полинома:

Особенно важно корректировать оценки численных значе­ний показателей качества, которые по своей сущности имеют физические пределы (например, не могут быть более 1 кпд двигателя, вероятность безотказной работы за определенное время) й ограничения НТД.

Наряду с указанными ранее недостатками дифференциаль­ный метод не позволяет сопоставлять отдельные показатели Р, между собой, так как они выражаются в разных единицах изме­рения. Тем самым исключается возможность сравнивать и оце­нивать разнотипные изделия, выполняющие аналогичные функ­ции. Перевод же их численных значений показателей с различ­ными единицами измерения, например, в баллы может внести в результат оценки некоторую субъективность.

В общем случае при использовании дифференциального ме­тода оценки уровня качества продукции могут возникнуть сле­дующие случаи:

(1) все относительные показатели больше единицы;

(2) все относительные показатели меньше единицы;

(3) все относительные показатели равны единице;

(4) часть относительных показателей больше единицы, а ос­тальная часть — равна единице;

(5) часть относительных показателей меньше единицы, а ос­тальная часть — равна единице;

(6) часть относительных показателей больше или равна еди­нице, а остальная часть — меньше единицы.

Для первого, третьего и четвертого случаев однозначно мож­но сделать вывод: уровень качества оцениваемой продукции не ниже базового, а для второго и пятого случаев — ниже базового.

Для последнего случая, когда часть относительных показате­лей больше или равна единице, а часть — меньше, необходимо все показатели разделить по значимости на две группы. В пер­вую группу следует включить показатели, определяющие наибо­лее существенные свойства продукции, а в другую — второсте­пенные. Если в первой группе все относительные показатели больше или равны единице, а во второй — большая часть пока­зателей также не меньше единицы, то можно сказать, что уро­вень качества оцениваемой продукции не ниже базового образ­на. В противном случае оценку уровня качества необходимо проводить другим методом, например комплексным.

Комплексный метод оценки уровня качества Он предусматри­вает использование определяющего показателя качества, т.е. ко­гда целесообразно характеризовать уровень качества в конечном итоге одним показателем.

В общем случае уровень качества комплексным методом оп­ределяется отношением обобщенного показателя качества оце­ниваемой продукции Qoц к обобщенному показателю базового образца Qбаз , т.е.

Вся сложность комплексной оценки заключается в объек­тивном нахождении обобщенного показателя.

Во всех случаях, когда имеется возможность выявления ха­рактера взаимосвязей между учитываемыми показателями и их коэффициентами связей с обобщающим показателем качества оцениваемой продукции, следует определить функциональную зависимость:

Вид зависимости может определяться любым из возможных методов, в том числе и экспертным.

В зависимости от цели оценки определяющим показателем может быть избран главный, интегральный или средний взвешен­ный показатель качества.

В качестве главного показателя могут быть приняты, напри­мер, важнейшие показатели назначения продукции, например производительность машин, удельная себестоимость, ресурс и т.п. Так, для буровой установки обобщенным показателем при определении технического уровня может быть длина проходки за средний срок службы, которая определяется по формуле:

При проведении оценки качества экскаваторов главным по­казателем качества может быть принята годовая производитель­ность, а для оценки качества часов используют так называемое оценочное число, определяемое по формуле:

где b1 , b2, b3 — соответственно коэффициенты весомости показателей качества часов изохронной погрешности Р1, позицион­ной погрешности P2 и температурного коэффициента Р3, (т.е. показатели соответственно определяющие точность хода при различной величине заводки часов и одном и том же их пространственном положении, точность хода при различном пространственном положении часов, точность хода при изменении температуры; значения коэффициентов весомости обычно принимали соответ­ственно 0,15, 0,10 и 1,00).

Однако аналогичные зависимости обобщенных показателей на основе главных показателей качества, которые бы полно от­ражали качество оцениваемой продукции, удается найти далеко не всегда.

Другим вариантом использования комплексных показателей в оценке уровня качества продукции может быть оценка с по­мощью интегрального показателя качества продукции.

Например, требуется выбрать один из двух станков на осно­ве интегрального показателя качества (табл. 12.2).

Таблица 12.2. Исходные условные данные по определению уровня качества на основе интегрального показателя

K(t) — коэффициент приведения, зависящий от срока службы;

Сгод.экспл — годовые эксплуатационные затраты, включая затраты на ремонт, тыс. руб.

Вывод: выберем первый станок, так как И у них примерно одинаковы, но срок службы у первого больше.

Использование для оценки главного показателя качества в большинстве случаев неприемлемо, так как при этом не могут учитываться все другие показатели качества. Этот же недостаток присущ и комплексному методу на основе интегральных показа­телей. Кроме того, еще одним недостатком использования инте­гральных показателей является тот, что, как правило, суммар­ный полезный эффект (или полезность) исчисляется за срок службы более одного года, а в этом случае не учитывается раз­новременность затрат на приобретение продукции (единовре­менные затраты), эксплуатацию и получение эффекта в после­дующие годы использования. Поэтому необходимо вводить по­правочные коэффициенты, т.е. затраты следует дисконтировать, что ранее не проводилось.

Оценка уровня качества на основе среднего взвешенного по­казателя может быть осуществлена с помощью арифметического или геометрического показателя. На основе среднего взвешен­ного арифметического показателя формула определения уровня качества имеет следующий вид:

При проведении оценки качества комплексным методом на основе средневзвешенного арифметического или средневзве­шенного геометрического показателя качества признано, что наиболее точно может быть получен результат при применении второго показателя. Представляется более правильным формулу для определения уровня качества на основе средневзвешенного геометрического комплексного показателя (с учетом участвую­щих в оценке позитивных и негативных показателей) отобразить в следующем виде:

Смешанный метод оценки уровня качества Дифференциаль­ный и комплексный методы оценки уровня качества продукции не всегда позволяют успешно решить поставленные задачи. Осо­бенно часто это происходит при оценке сложной продукции, имеющей большую номенклатуру показателей качества, когда с помощью дифференциального метода практически невозможно сделать конкретный вывод, а использование только одного ком­плексного метода не дает возможности объективно и полностью учесть все значимые свойства оцениваемой продукции. В этих случаях для оценки уровня качества продукции применяют од­новременно и единичные, и комплексные показатели качества, т.е. оценку производят смешанным методом.

Сущность и последовательность оценки этим методом за­ключается в следующем:

(1) единичные показатели качества объединяют в ряд групп, для каждой из которых определяют групповой комплекс­ный показатель качества. Наиболее значимые единичные показатели можно в группы не включать, а рассматривать отдельно. Объединение показателей в группы должно производиться в зависимости от цели оценки, например при сертификации продукции по группам назначения, надежности, безопасности, экологичности и другими, т.е. для данной цели оценки показатели группируются по ха­рактеризуемым свойствам;

(2) найденные величины групповых комплексных и отдельно выделенных наиболее важных единичных показателей подвергают сравнению с соответствующими значениями базовых показателей, т.е. применяют принцип диффе­ренциального метода;

(3) при необходимости далее, что часто требуется, все избран­ные показатели и группы показателей сводят в один ком­плексный определяющий показатель, на основании которо­го осуществляют окончательную оценку уровня качества. В общем конечном виде на основе комплексного средневзве­шенного арифметического или геометрического определяющих показателей формула для уровня качества продукции смешанным методом может иметь соответственно следующий вид:

На стадии изготовления интерес представляет оценка уров­ня качества изготовления однородной продукции, который оп­ределяется степенью соответствия фактических показателей качества изготовленной продукции (до начала ее эксплуатации) требованиям НТД. На участках, в цехах промышленных пред­приятий оценка качества изготовления может осуществляться на основе коэффициентов, или индексов дефектности изготов­ленной продукции.

Уровень качества изготовления как однородной, так и раз­нородной продукции может также устанавливаться исходя из данных о рекламациях и гарантийных ремонтах в их стоимост­ном выражении за определенный период времени (за месяц, квартал, год).

В после производственный период оценка качества может осуществляться по тем же показателям, что и на стадии разра­ботки и изготовления продукции, но с дополнением их показа­телями, непосредственно относящимися к качеству в этот пери­од (например, степень поражения коррозией, коэффициент износа за определенный период эксплуатации и т.п.). Наиболее объективным методом оценки на этой стадии жизненного цикла продукции (особенно на этапе ремонта) оказывается комплекс­ный метод с учетом нелинейных зависимостей относительных показателей качества, который связан с определяющими их чис­ленными величинами.

Во всех случаях необходимо иметь в виду, что в совокупность оцениваемых показателей должны в максимальной мере входить те, которые интересуют потребителей и свойства которых спо­собны удовлетворить требуемые потребности. Непременным ус­ловием должно быть соблюдение фактора времени, от которого, как известно, во многом зависит результат оценки. Это бесспор­но, так как с течением времени происходит моральное старение и относительное изменение значений как отдельных показателей (единичных и комплексных) P(t), так и обобщенного показателя PΣ(t). Поэтому возникает вопрос: как учесть P(t)?

В эволюционных случаях состоятельного повышения качества как у изготовителя оцениваемой продукции, так и у всех конку­рентов при проведении приближенных оценок фактором времени можно пренебречь. Во всех других случаях, когда требуется более точная оценка, фактор времени необходимо учитывать.

Чтобы получить объективный результат оценки, следует вы­явить зависимость P(t) не только оцениваемой, но и конкури­рующей (или требуемой потребителями) продукции, т.е. всех показателей, принимаемых за основу (базу) сравнения. Для это­го можно воспользоваться методами прогнозирования, учитывая как эволюционные, так и возможные радикальные тенденции изменения Р. В зависимости от цели оценки определяются P(t) всей избранной номенклатуры показателей, или только важ­нейшие, и (или) обобщенный показатель качества. При этом возможны три методических варианта использования P(t):

(1) сравнивая с P(t) конкурентов (или требованиями потре­бителей в зависимости от времени);

(2) сравнивая со среднемировым P(t);

(3) сравнивая со средним P(t) в стране.

Два последних варианта в меньшей степени типичны для ус­ловий рынка. Более распространенный — это первый вариант, так как P(t) чаще всего следует учитывать для конкретного рын­ка (сегмента), определенных конкурентов и потребителей. Од­нако при наличии достаточной информации о P(t) для каждого из указанных выше вариантов требуется проследить изменения Р и сравнить их, что в итоге может расширить диапазон приме­нения принятых решений по результатам оценки качества.

Таким образом, независимо от используемого метода в осно­ву оценки качества следует положить сравнение совокупности показателей оцениваемого объекта с соответствующей совокуп­ностью показателей сравниваемого объекта (например, конку­рента) с учетом их потенциальных возможностей, требований предполагаемых рынков и потребителей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...