Квалиметрия как наука и ее роль для сертификации
Квалиметрия как наука Менеджмент качества в целом и сертификация, в частности, во многом основываются на количественных методах, что, безусловно, требует использования квалиметрии. Термин «квалиметрия» образован от латинского «квали» (qualitas — качество, или qualis — какой по качеству) и греческого — «метрия» (metreo — измеряю). В настоящее время данный термин широко распространен как в теории, так и в практике менеджмента. ♦ Квалиметрия как наука объединяет количественные методы оценки качества, используемые для обоснования решений по менеджменту качества и по смежным с ним вопросам менеджмента. ♦ Квалиметрия включает взаимосвязанную систему теорий (общую квалиметрию, предусматривающую разработку общетеоретических проблем понятийного аппарата, измерения, оценивания, квалиметрическое шкалирование и т.п.; специальные квалиметрии, классифицированные по видам методов и моделей оценки качества; предметные квалиметрии, дифференцированные по видам объектов оценивания). В последние годы появились такие направления, как социологическая, педагогическая, логистическая квалиметрия и т.п. Это связано с ее «экспансией» и диффузией во многие сферы материальных и нематериальных видов человеческой деятельности. Важнейшим вопросом квалиметрии является объективное установление уровня качества. Применительно к продукции уровень качества представляет собой относительную характеристику, основанную на сравнении совокупности показателей ее качества с соответствующей совокупностью базовых показателей. Интенсивное развитие квалиметрии в последние годы связано с массовостью задач по оценке качества, постоянно возникающих в практике менеджмента. Среди них следует отметить те, которые связаны с выбором моделей сертификации продукции и систем МК, проведением внешними организациями оценок систем МК смежников и поставщиков (сырья, материалов, комплектующих деталей и т.п.), проведением внутренних оценок своих систем МК и ее различных подсистем, с аттестацией производства, а также, что в данном контексте самое важное, — сертификацией систем МК, продукции, услуг и работ.
Методы определения фактических показателей качества Для того чтобы объективно оценить уровень качества, необходимо использовать соответствующую номенклатуру показателей — комплекс взаимосвязанных технико-экономических, организационных и других показателей. Ни один показатель, не связанный с другими, не может быть единственным для обоснования выводов по результатам оценки. Важно, чтобы каждый показатель удовлетворял следующим требованиям: • конкретизации и видоизменению в зависимости от целей оценки; • развитию и совершенствованию объекта оценки; • обеспечению единства количественных и качественных характеристик; • адресности; • сопоставимости; • взаимосвязанности; • простоте; • информационности; • достоверности и объективности. Первостепенное значение имеют требования достоверности и объективности определения показателей качества. Состав основных методов определения фактических показателей качества во многом зависит от используемых при этом способов и источников получения информации (рис. 12.1). Рис. 12.1. Классификация методов определения фактических численных значений показателей качества Экспериментальный метод основан на получении информации о показателях в результате проведения эксперимента (например, в период опытной эксплуатации). Естественно, что показатели при этом могут измеряться приборами, регистрироваться, рассчитываться, определяться экспертным или иным способом. Данный метод часто используется в машиностроении.
Измерительный метод применяется в тех случаях, когда можно использовать средства измерений. Технических средств, применяемых в практической деятельности, сравнительно много, соответственно с их помощью можно проводить измерения: электрические, физические, биологические, физико-химические, микробиологические и ряд других, характеризующих в основном технический уровень товара и условия жизнедеятельности персонала. Точность и объективность измеренных показателей во многом зависит от метрологического обеспечения. Регистрационный метод основан на непосредственной регистрации значений показателей, обнаружении и подсчете (фиксации и регистрации) различных явлений, событий, объектов, затрат, документов и т.п. Этим способом могут определяться, например, численность поставщиков, сертификатов, патентов, объемы продаж в штуках, отзывов, документов, отказов и т.п. Расчетный метод определения значений показателей основан на использовании различного рода данных, теоретических и эмпирических зависимостей, получаемых другими методами (измерительным, регистрационным и др.). Этим способом могут определяться показатели эффективности, надежности, технологичности, стандартизации и унификации, патентной защиты и чистоты, финансового состояния предприятия, производительности труда и т.п. Приведенные выше методы следует отнести к объективным. Традиционный метод определения показателей качества предполагает получение фактических данных с помощью технических источников информации в лабораториях, испытательных станциях, ОТК, а также из документации, опросов, бесед, анкетирования, интервью со специалистами и т.п. Экспертный метод применяется в тех случаях, когда трудно или практически невозможно использовать более объективный метод (экспериментальный или расчетный). В практике управления данный метод очень распространен (например, при определении коэффициентов весомости показателей, численных значений показателей, которые не могут определяться какими-либо другими объективными). Методология и методика применения экспертных методов достаточно глубоко представлена в различных литературных источниках.
Органолептический метод основан на использовании при определении показателей органов чувств. Соответственно в его рамках применяется способ визуальный, тактильный, обонятельный, вкусовой и аудиометод. Этот метод используют как изготовители, так и потребители. В ряде случаев для повышения разрешающей способности органов чувств используют специальные приспособления и приборы (бинокль, лупу, слуховые аппараты и т.п.). Социологический метод определения показателей базируется на сборе, анализе и обобщении мнений фактических или возможных потребителей. Данный метод используется тогда, когда невозможно другими способами определить какие-либо показатели, например удобство пользования, потребности и требования потребителей, известность торговой марки, имидж в целом и т.п. В большинстве случаев при определении показателей качества одновременно используют несколько рассмотренных методов (последовательно, параллельно или последовательно-параллельно). В процессе проведения оценки качества наиболее часто используются взаимосвязанные между собой единичные и комплексные, оцениваемые, базовые и другие показатели (Рис. 12.2). Рис. 12.2. Показатели, наиболее часто используемые при проведении оценки уровня качества продукции и ее систем менеджмента качества Среди этих показателей заслуживает внимания интегральный показатель качества продукции (И) для потребителя, в упрощенном виде отражающий соотношение полезного эффекта от эксплуатации и затрат на приобретение и эксплуатацию продукции: При определении уровня качества и принятии решений по 1VIK практически всегда используются показатели, классифицированные по характеризуемым свойствам. При этом показатели объединяют в ряд групп (табл. 12.1). Таблица 12.1. Основные группы показателей качества продукции, классифицированные по однородным свойствам и используемые при оценке уровня ее качества изготовителями и потребителями
Обозначения: + используются; — не используются; +— часто используются; —+ редко используются. В зависимости от того, кем указанные группы показателей будут использоваться (изготовителем или потребителем), состав групп и номенклатура показателей качества могут быть различными, но в целом они могут использоваться при определении любого из уровней качества (проектно-технического и т.д. в зависимости от стадии жизненного цикла продукции) и при любом уровне их интеграции. Все показатели качества услуг можно классифицировать на: • количественные (время ожидания и предоставления услуги; характеристики оборудования, инструмента, материалов и т.п.; надежность оказания услуги; точность исполнения; полнота; уровень автоматизации и механизации; безопасность; полнота оказания услуги и т.п.); • качественные (вежливость, доступность персонала, чуткость, компетентность, доверие персоналу, уровень профессионального мастерства, эффективность контактов исполнителей и клиентов, искренность и т.п.). При этом показатели качества услуг следует подразделить на ряд групп: • функционального назначения; • надежности; • безопасности; • экологичности; • эстетичности; • социальной значимости (оригинальность, престиж, соответствие моде); • профессиональности исполнения (отсутствие возвратов на исправление, количество отказов в услуге, технический уровень исполнения услуги, выполнение услуг в установленные сроки, количество услуг с использованием новых видов и прогрессивных форм обслуживания и др.); • культуры обслуживания (эргономичность: удобство мебели, оборудования и помещения; этичность: внимательность, доброжелательность и вежливость персонала; эстетичность: внутреннее и внешнее оформление помещений, внешний вид персонала, внешний вид мебели и оборудования; время обслуживания: сроки исполнения услуги, время на ожидание в очереди, затраты времени заказчика на контакт е исполнителями, обслуживающим персоналом, затраты времени на ожидание прихода мастера на дом, затраты времени на поиск адреса обслуживающей организации и др.). Применительно к конкретным видам услуг номенклатура групп и состав их показателей качества может быть иным или дополнительно расширен в зависимости от целей использования и особенностей услуг. Исключительно важным является решение задач, связанных с оценкой системы МК. Такие оценки могут быть внутренними и внешними, проводимыми соответственно своими и сторонними органами (независимыми организациями, смежниками, потребителями и заказчиками). При этом одна из важнейших задач внешних оценок — сертификация.
Для оценки системы МК в общем случае можно использовать следующие группы показателей: (1) организации общесистемного состояния системы, характеризующей целенаправленность, надежность, адаптивность, самоуправляемость, системность; (2) организации производственной подсистемы системы МК, включающие уровни ее элементов и компонентов; (3) организации управляющей подсистемы системы МК, включающие все уровни ее элементов и компонентов; (4) организации обеспечивающих подсистем системы МК, характеризующие каждую из подсистем (делопроизводственную, нормативную и др.); (5) организации линейной подсистемы системы МК. Кроме того, необходимо оценить соответствующими показателями функционирование системы МК в целом. Особенно важной является ее надежность (в данном случае ее следует понимать как качество системы). В общем случае любую систему МК, хорошо технически оснащенную систему, можно представить как сложную систему, обеспечивающую изготовление продукции трех категорий по последствиям от отказов. При этом чтобы создавать продукцию требуемого качества для каждой из категорий продукции, необходима надежная система МК. Для продукции первой и второй категорий надежность систем должна быть выше, чем для третьей категории. К тому же для первой категории — надежность системы МК должна быть не ниже гарантированной. Именно это изготовители должны доказать потребителям продукции первой и второй категорий. Методы квалиметрии Для оценки уровня качества какого-либо объекта необходимо правильно выбрать метод его оценки. В основу методов оценки качества в прежней отечественной практике был, как правило, положен народнохозяйственный подход, в котором преобладал приоритет интересов общества в целом, а не потребителя, как индивидуума. Тем не менее была создана теоретическая основа измерения качества и разработаны различные методы оценки (таксонометрические, индексные, вероятностно-статистические, экспертные и др.). Это позволило создать реально применимые методы оценки качества продукции и рекомендации по их использованию. Практическую основу всех методов для однородной продукции составили дифференциальный, комплексный и смешанный методы. Применение они нашли на каждой из стадий жизненного цикла продукции для оценки технического, технико-экономического и других уровней качества продукции одного класса, назначения (однородной продукции) и используемой в одинаковых условиях эксплуатации. Дифференциальный метод оценки уровня качества Он осуществляется, как известно, на основе непосредственного сравнения единичных показателей качества оцениваемого вида продукции с соответствующими базовыми показателями, т.е. оцениваемый показатель качества Р1 сопоставляется с таким же показателем качества базового образца Р1баз, Р2 с Р2баз,…., Рн с Рн.баз. При этом математически такое сопоставление, с учетом классификации показателей на позитивные и негативные, можно выразить следующей формулой: По этой формуле можно вычислять относительные показатели качества. Например, достигнутое значение электрической прочности электроизоляционного материала, изготовленного на первом заводе, составляет 4 кВ/мм, на втором — 5 кВ/мм, а базовое значение этого показателя — 6 кВ/мм. Очевидно, что увеличение электрической прочности для изоляции означает улучшение качества (т.е. это позитивный показатель). Тогда относительный показатель качества равен: Следовательно, на втором заводе рассматриваемый показатель качества выше, чем на первом, но ниже, чем базовый. Относительный показатель для себестоимости, содержания вредных примесей, массы, трудоемкости, параметра потока отказов и т.п. (т.е. для негативных показателей) определяется при сигнум-функции — 1. Поэтому, например, если трудоемкость изготовления изделия составляет 200 нормо-часов, а базовое значение трудоемкости — 180 нормо-часов, то т.е. рассмотренный единичный показатель качества изделия ниже базового. В случае существенного различия оцениваемых и базовых показателей качества область применения приведенных формул следует ограничивать, так как они отражают только линейную зависимость Кi от Рi. Поэтому данные формулы пригодны только при близости значений показателей качества оцениваемой и базовой продукции друг от друга (обычно до 10%). Для показателей, имеющих в НТД ограничения предельных значений Pi np(например, наработка до отказа не менее 1000 часов, масса изделия не более 1,0 кг, диаметр вала 10 мм ± 0,001 мм), относительный показатель качества определяется так же, как и в предыдущем случае, т.е. по формулам, отражающим только линейные зависимости Ki от Pi. Между тем механическое деление значений показателей не всегда дает объективный результат оценки. Например, чем выше достигнутый при изготовлении ресурс или коэффициент полезного действия электродвигателя, тем труднее его повысить. В таких случаях необходимо при определении относительных показателей исходить из нелинейной зависимости Ki от Рi. Это несложно осуществить с помощью коэффициента влияния на качество Вi вл, который может быть в пределах В реальных пределах величину коэффициента влияния целесообразно принять в пределах . Очевидно, что при Bi вл= 1 зависимость Ki от Pi будет линейной, а во всех других случаях — нелинейной. Тогда для показателей, не имеющих ограничений, с учетом Bi вл на нелинейность Кi от Pi формула для позитивных или негативных показателей будет иметь следующий вид: При наличии ограничений на предельные значения показателей Ki с учетом Bi влна нелинейность можно определять для позитивных или негативных показателей соответственно по формулам: Величину Bi вли следует определять для каждого случая индивидуально, т.е. отдельно нужно рассматривать влияние на качество продукции (в зависимости от ее назначения) того или иного численного значения показателя при приближении к ограничению (критической величине). Естественно, что переход за ограничение показателя сводит оценку качества к нулю, что означает непригодность использования продукции по ее назначению. Уменьшить влияние линейной зависимости Ki от Р i можно также табличным способом, логарифмической зависимостью или нахождением более реальной зависимости Ki = f(Рi, Рi баз), например, при помощи интерполяционного полинома: Особенно важно корректировать оценки численных значений показателей качества, которые по своей сущности имеют физические пределы (например, не могут быть более 1 кпд двигателя, вероятность безотказной работы за определенное время) й ограничения НТД. Наряду с указанными ранее недостатками дифференциальный метод не позволяет сопоставлять отдельные показатели Р, между собой, так как они выражаются в разных единицах измерения. Тем самым исключается возможность сравнивать и оценивать разнотипные изделия, выполняющие аналогичные функции. Перевод же их численных значений показателей с различными единицами измерения, например, в баллы может внести в результат оценки некоторую субъективность. В общем случае при использовании дифференциального метода оценки уровня качества продукции могут возникнуть следующие случаи: (1) все относительные показатели больше единицы; (2) все относительные показатели меньше единицы; (3) все относительные показатели равны единице; (4) часть относительных показателей больше единицы, а остальная часть — равна единице; (5) часть относительных показателей меньше единицы, а остальная часть — равна единице; (6) часть относительных показателей больше или равна единице, а остальная часть — меньше единицы. Для первого, третьего и четвертого случаев однозначно можно сделать вывод: уровень качества оцениваемой продукции не ниже базового, а для второго и пятого случаев — ниже базового. Для последнего случая, когда часть относительных показателей больше или равна единице, а часть — меньше, необходимо все показатели разделить по значимости на две группы. В первую группу следует включить показатели, определяющие наиболее существенные свойства продукции, а в другую — второстепенные. Если в первой группе все относительные показатели больше или равны единице, а во второй — большая часть показателей также не меньше единицы, то можно сказать, что уровень качества оцениваемой продукции не ниже базового образна. В противном случае оценку уровня качества необходимо проводить другим методом, например комплексным. Комплексный метод оценки уровня качества Он предусматривает использование определяющего показателя качества, т.е. когда целесообразно характеризовать уровень качества в конечном итоге одним показателем. В общем случае уровень качества комплексным методом определяется отношением обобщенного показателя качества оцениваемой продукции Qoц к обобщенному показателю базового образца Qбаз , т.е. Вся сложность комплексной оценки заключается в объективном нахождении обобщенного показателя. Во всех случаях, когда имеется возможность выявления характера взаимосвязей между учитываемыми показателями и их коэффициентами связей с обобщающим показателем качества оцениваемой продукции, следует определить функциональную зависимость: Вид зависимости может определяться любым из возможных методов, в том числе и экспертным. В зависимости от цели оценки определяющим показателем может быть избран главный, интегральный или средний взвешенный показатель качества. В качестве главного показателя могут быть приняты, например, важнейшие показатели назначения продукции, например производительность машин, удельная себестоимость, ресурс и т.п. Так, для буровой установки обобщенным показателем при определении технического уровня может быть длина проходки за средний срок службы, которая определяется по формуле: При проведении оценки качества экскаваторов главным показателем качества может быть принята годовая производительность, а для оценки качества часов используют так называемое оценочное число, определяемое по формуле: где b1 , b2, b3 — соответственно коэффициенты весомости показателей качества часов изохронной погрешности Р1, позиционной погрешности P2 и температурного коэффициента Р3, (т.е. показатели соответственно определяющие точность хода при различной величине заводки часов и одном и том же их пространственном положении, точность хода при различном пространственном положении часов, точность хода при изменении температуры; значения коэффициентов весомости обычно принимали соответственно 0,15, 0,10 и 1,00). Однако аналогичные зависимости обобщенных показателей на основе главных показателей качества, которые бы полно отражали качество оцениваемой продукции, удается найти далеко не всегда. Другим вариантом использования комплексных показателей в оценке уровня качества продукции может быть оценка с помощью интегрального показателя качества продукции. Например, требуется выбрать один из двух станков на основе интегрального показателя качества (табл. 12.2). Таблица 12.2. Исходные условные данные по определению уровня качества на основе интегрального показателя K(t) — коэффициент приведения, зависящий от срока службы; Сгод.экспл — годовые эксплуатационные затраты, включая затраты на ремонт, тыс. руб. Вывод: выберем первый станок, так как И у них примерно одинаковы, но срок службы у первого больше. Использование для оценки главного показателя качества в большинстве случаев неприемлемо, так как при этом не могут учитываться все другие показатели качества. Этот же недостаток присущ и комплексному методу на основе интегральных показателей. Кроме того, еще одним недостатком использования интегральных показателей является тот, что, как правило, суммарный полезный эффект (или полезность) исчисляется за срок службы более одного года, а в этом случае не учитывается разновременность затрат на приобретение продукции (единовременные затраты), эксплуатацию и получение эффекта в последующие годы использования. Поэтому необходимо вводить поправочные коэффициенты, т.е. затраты следует дисконтировать, что ранее не проводилось. Оценка уровня качества на основе среднего взвешенного показателя может быть осуществлена с помощью арифметического или геометрического показателя. На основе среднего взвешенного арифметического показателя формула определения уровня качества имеет следующий вид: При проведении оценки качества комплексным методом на основе средневзвешенного арифметического или средневзвешенного геометрического показателя качества признано, что наиболее точно может быть получен результат при применении второго показателя. Представляется более правильным формулу для определения уровня качества на основе средневзвешенного геометрического комплексного показателя (с учетом участвующих в оценке позитивных и негативных показателей) отобразить в следующем виде: Смешанный метод оценки уровня качества Дифференциальный и комплексный методы оценки уровня качества продукции не всегда позволяют успешно решить поставленные задачи. Особенно часто это происходит при оценке сложной продукции, имеющей большую номенклатуру показателей качества, когда с помощью дифференциального метода практически невозможно сделать конкретный вывод, а использование только одного комплексного метода не дает возможности объективно и полностью учесть все значимые свойства оцениваемой продукции. В этих случаях для оценки уровня качества продукции применяют одновременно и единичные, и комплексные показатели качества, т.е. оценку производят смешанным методом. Сущность и последовательность оценки этим методом заключается в следующем: (1) единичные показатели качества объединяют в ряд групп, для каждой из которых определяют групповой комплексный показатель качества. Наиболее значимые единичные показатели можно в группы не включать, а рассматривать отдельно. Объединение показателей в группы должно производиться в зависимости от цели оценки, например при сертификации продукции по группам назначения, надежности, безопасности, экологичности и другими, т.е. для данной цели оценки показатели группируются по характеризуемым свойствам; (2) найденные величины групповых комплексных и отдельно выделенных наиболее важных единичных показателей подвергают сравнению с соответствующими значениями базовых показателей, т.е. применяют принцип дифференциального метода; (3) при необходимости далее, что часто требуется, все избранные показатели и группы показателей сводят в один комплексный определяющий показатель, на основании которого осуществляют окончательную оценку уровня качества. В общем конечном виде на основе комплексного средневзвешенного арифметического или геометрического определяющих показателей формула для уровня качества продукции смешанным методом может иметь соответственно следующий вид: На стадии изготовления интерес представляет оценка уровня качества изготовления однородной продукции, который определяется степенью соответствия фактических показателей качества изготовленной продукции (до начала ее эксплуатации) требованиям НТД. На участках, в цехах промышленных предприятий оценка качества изготовления может осуществляться на основе коэффициентов, или индексов дефектности изготовленной продукции. Уровень качества изготовления как однородной, так и разнородной продукции может также устанавливаться исходя из данных о рекламациях и гарантийных ремонтах в их стоимостном выражении за определенный период времени (за месяц, квартал, год). В после производственный период оценка качества может осуществляться по тем же показателям, что и на стадии разработки и изготовления продукции, но с дополнением их показателями, непосредственно относящимися к качеству в этот период (например, степень поражения коррозией, коэффициент износа за определенный период эксплуатации и т.п.). Наиболее объективным методом оценки на этой стадии жизненного цикла продукции (особенно на этапе ремонта) оказывается комплексный метод с учетом нелинейных зависимостей относительных показателей качества, который связан с определяющими их численными величинами. Во всех случаях необходимо иметь в виду, что в совокупность оцениваемых показателей должны в максимальной мере входить те, которые интересуют потребителей и свойства которых способны удовлетворить требуемые потребности. Непременным условием должно быть соблюдение фактора времени, от которого, как известно, во многом зависит результат оценки. Это бесспорно, так как с течением времени происходит моральное старение и относительное изменение значений как отдельных показателей (единичных и комплексных) P(t), так и обобщенного показателя PΣ(t). Поэтому возникает вопрос: как учесть P(t)? В эволюционных случаях состоятельного повышения качества как у изготовителя оцениваемой продукции, так и у всех конкурентов при проведении приближенных оценок фактором времени можно пренебречь. Во всех других случаях, когда требуется более точная оценка, фактор времени необходимо учитывать. Чтобы получить объективный результат оценки, следует выявить зависимость P(t) не только оцениваемой, но и конкурирующей (или требуемой потребителями) продукции, т.е. всех показателей, принимаемых за основу (базу) сравнения. Для этого можно воспользоваться методами прогнозирования, учитывая как эволюционные, так и возможные радикальные тенденции изменения Р. В зависимости от цели оценки определяются P(t) всей избранной номенклатуры показателей, или только важнейшие, и (или) обобщенный показатель качества. При этом возможны три методических варианта использования P(t): (1) сравнивая с P(t) конкурентов (или требованиями потребителей в зависимости от времени); (2) сравнивая со среднемировым P(t); (3) сравнивая со средним P(t) в стране. Два последних варианта в меньшей степени типичны для условий рынка. Более распространенный — это первый вариант, так как P(t) чаще всего следует учитывать для конкретного рынка (сегмента), определенных конкурентов и потребителей. Однако при наличии достаточной информации о P(t) для каждого из указанных выше вариантов требуется проследить изменения Р и сравнить их, что в итоге может расширить диапазон применения принятых решений по результатам оценки качества. Таким образом, независимо от используемого метода в основу оценки качества следует положить сравнение совокупности показателей оцениваемого объекта с соответствующей совокупностью показателей сравниваемого объекта (например, конкурента) с учетом их потенциальных возможностей, требований предполагаемых рынков и потребителей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|