Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Премии за качество как метод самооценки




Мировая практика показывает, что участие в конкурсах по присуждению межгосударственных, внутригосударственных, ча­стных и других премий за качество является серьезным стимулом повышения и обеспечения необходимого качества. При этом уча­стие в конкурсах за получение премии заставляют проводить са­мооценки, обеспечивающих проведение исследования систем МК и возможности их совершенствования в требуемых направлениях.

В Японии, США и других странах вопросам качества уделяют серьезное внимание, в том числе создают условия для состязатель­ности между работниками, коллективами, предприятиями. Это ста­ло заметно в 1980—1990-е годы и определило проведение различ­ного рода конкурсов в области качества и соответственное прису­ждение премий. В мировой практике присуждаются престижные премии за качество, например призы «Золотой глобус» Фонда со­действия Востоку, «Золотая звезда за качество» Клуба менеджеров торговли (в него входят представители 120 стран), «За высокое ка­чество на мировом уровне» Всемирного клуба предпринимателей, Европейская премия за качество (EQA), присуждаемая с 1990 г., премия Малкольма Болдриджа (США), присуждаемая с 1987 г., приз Эдвардса Деминга (Япония), присуждаемый промышленным предприятиям за достижения в области качества с 1951 г., Швед­ская национальная премия за качество.

Одними из наиболее престижных среди национальных пре­мий за качество являются:

• японская премия им. Э. Деминга (The Deming Application Prize);

• американская награда в области качества им. Малкольма Болдриджа (Malcolm Baldrige National Quality Award — MBA);

• Европейская награда за качество (European Quality Award — EQA).

Премия Э. Деминга, учрежденная в Японии в 1951 г. в честь вклада американского ученого, предусматривает награждение компаний за их достижения и за общие достижения во внедре­нии принципов управления качеством в масштабах всей компа­нии (CWQC). Оценка качества деятельности компаний осущест­вляется по 10 направлениям, каждое из которых, в свою оче­редь, подразделяется на ряд элементов:

(1) политика в области качества (для данного направления приведем пример его оцениваемых элементов: соотноше­ние управления и политики качества, формирование и проявление политики, составляющие политики, исполь­зование статистических методов, форма распространения политики, периодичность пересмотра политики, отноше­ния между политикой и планированием);

(2) организация и управление;

(3) уровень образования и распространения;

(4) сбор и использование информации о качестве;

(5) анализ работы;

(6) стандартизация;

(7) организация контроля;

(8) обеспечение качества;

(9) полученные результаты в области качества; (10) планирование качества.

Премия им. М. Болдриджа была учреждена в августе 1987 г. Оценка участников конкурса проводится по 1000-балльной сис­теме по 32 показателям, сгруппированным по следующим семи направлениям:

• руководство качеством (100 баллов);

• информация и анализ (60 баллов);

• стратегическое планирование качества (90 баллов);

• использование человеческих ресурсов (150 баллов);

• обеспечение качества продукции и услуг (180 баллов);

• достигнутые результаты в области качества (140 баллов);

• удовлетворение требований потребителей (300 баллов), что включает:

— определение требований и пожеланий заказчиков (30 баллов);

— управление отношений с потребителями (50 баллов);

— стандарты услуг для потребителей (20 баллов);

— обязательства по отношению к заказчику (15 баллов);

— жалобы на качество (25 баллов);

— обеспечение удовлетворения заказчика (20 баллов);

— результаты по удовлетворению потребителя (70 баллов);

— удовлетворение потребителя по сравнению с конкурен­тами (70 баллов).

При разработке Европейской премии по качеству был твор­чески осмыслен опыт всех ранее существовавших премий по качеству (рис. 12.5).

Рис. 12.5. Модель оценки Европейской премии по качеству

Для улучшения деятельности в области качества необходимо:

• мотивировать персонал на качество;

• использовать существующие прогрессивные и опережаю­щие стандарты;

• использовать уникальные позитивные стороны предпри­ятия и проводить систематическое совершенствование системы УК (т.е. исследование и улучшение на базе ВУК, участие в конкурсах на получение премий и др.).

В СССР за достижения в области качества награждались Го­сударственной премией, в России с 1993 г. проводятся общест­венные конкурсы на звание «Лучший менеджер по качеству», на лучшую работу в области обеспечения качества и др. Наряду с этими премиями в РФ проводится Всероссийский конкурс «Лучшие российские предприятия». Однако в проведении по­добных конкурсов и присуждении призов и премий за высокое качество должны участвовать не только общественные органи­зации, но и государственные органы, так как это может стать эффективным средством активизации работ по повышению и обеспечению качества товаров в стране. Следует отметить, что в 1996 г. для предприятий учреждены также ежегодные Государст­венные премии в области качества, а с 1997 г. введены премии Правительства РФ. Безусловно, это положительно влияет на адаптацию российских товаров к условиям конкуренции отече­ственного и мирового рынков.

Премии, призы и конкурсы в области качества, как правило, дифференцируют по уровням управления страной, включая: фе­деральный, региональный, городской, районный, организации (предприятия). Критериями награждения могут быть удовлетво­ренность потребителей продукцией, безопасность и экологичность продукции, воздействие на общество и т.п. Премии за качество не гарантируют сбыт продукции, но позволяют повысить эффективность маркетинговых работ. В конечном счете это уве­личит объем продаж продукции премированного предприятия. Кроме того, участие в конкурсах на получение премии качества требует самооценки и проверки со стороны предприятия своей системы УК.

В современной России премии Правительства РФ в области ка­чества присуждаются ежегодно. Премия присуждается по 4 номи­нациям за достижение организациями или предприятиями (ма­лыми, средними, крупными и сверхкрупными) значительных ре­зультатов в области обеспечения безопасности и качества про­дукции или услуг, а также за внедрение организацией высокоэф­фективных методов МК. Общее число лауреатов премии ограни­чено (обычно не более 12). Премия не имеет прямого денежного эквивалента. Премии, как правило, вручают лауреатам конкурса во время Всемирного дня качества (второй четверг ноября).

Все организации, принявшие участие в конкурсе, получают оценку деятельности в области качества и рекомендации по ее совершенствованию. Если организация получает премию, то она и все ее филиалы лишаются права на получение следующей премии в течение пяти лет. Право на участие в конкурсе имеют предприятия и организации, производящие товары и (или) ока­зывающие услуги различных форм собственности.

Победителям конкурса вручаются призы и дипломы Прави­тельства РФ. При этом награжденные предприятия получают право использовать символику премии в своих рекламных и прочих материалах. В условиях рыночных отношений получение премий за качество создает имидж надежного предприятия, что способствует улучшению и результативности коммерческой дея­тельности лауреатов премии.

Этапы проведения конкурса обычно примерно следующие:

• ежегодное объявление через средства массовой информа­ции о проведении конкурса и его условиях;

• представление заявок и уведомление заявителей;

• представление материалов для участия в конкурсе;

• экспертиза материалов конкурсантов;

• отбор претендентов для проверки на местах и подготовка заключений;

• проверка на местах и подготовка заключений для конкур­сантов;

• определение лауреатов премии;

• церемония награждения;

• анализ выполнения программы работ;

• ежегодная конференция с презентацией победителей кон­курса.

Основная идея национальных премий по качеству — вовле­чение максимального числа предприятий в деятельность по улучшению своей работы при помощи достаточно доступной методики самооценки по критериям премии по качеству (рис. 12.6). Нахождение конкретных лидеров не является целью присуждения данных премий (хотя и это очень важно).

Рис. 12.6. Модель премии Правительства РФ в области качества

Конкретный состав критериев оценки организаций в области качества в общем случае включает следующие.

1. Роль руководства в организации работ в области качества. 1а. Как и в какой мере руководство организации демонстри­рует свою приверженность культуре качества.

16. Как и в какой мере руководство организации содействует процессам улучшения качества, обеспечивая персоналу помощь и выделяя ресурсы.

1в. Как и в какой мере руководство организации участвует в работе с потребителями, поставщиками и другими предприя­тиями.

1г. Как и в какой мере руководство организации оценивает и поощряет усилия и достижения персонала в области качества.

2. Планирование в области качества.

2а. Как и в какой мере руководство организации использует разностороннюю информацию при планировании.

26. Каким образом осуществляется планирование.

2в. Как и в какой мере цели организации доводятся до под­разделений и всего персонала.

2г. Каким образом обеспечиваются регулярный анализ и корректировка планов и целей организации.

3. Использование потенциала работников.

За. Как планируется и совершенствуется работа с персоналом.

36. Как поддерживаются и развиваются способности и ква­лификация работников.

Зв. Каким образом и в какой мере обеспечивается согласо­ванность целей отдельных работников, групп, подразделений и организации в целом.

Зг. Каким образом поощряются и признаются инициатива и участие персонала в совершенствовании работы по качеству.

Зд. Каким образом осуществляется обмен информацией ме­жду разными категориями работников и руководителей.

Зе. Каким образом обеспечивается в организации социальная защита работников.

4. Рациональное использование ресурсов.

4а. Как осуществляется управление финансовыми ресурсами.

46. Как осуществляется управление информационными ре­сурсами.

4в. Как осуществляется управление закупками.

4г. Как осуществляется управление зданиями, оборудовани­ем и другим имуществом.

4д. Как осуществляется управление интеллектуальной собст­венностью и использованием технологий.

5. Управление технологическими процессами и процессами выполнения работ.

5а. Каким образом определяются технологические процессы и процессы управления, наиболее важные для результатов рабо­ты организации, и как оценивается их влияние.

56. Как осуществляется систематическое управление про­цессами.

5в. Каким образом осуществляется анализ процессов и уста­навливаются цели по их совершенствованию.

5г. Каким образом совершенствуются процессы на основе но­вовведений и использования творческой активности работников.

5д. Каким образом вносятся изменения в процессы и оцени­вается их эффективность.

6. Удовлетворенность потребителей качеством продукции (услуг).

ба. Как потребители воспринимают организацию, качество ее продукции (услуг).

бб. Как сама организация оценивает удовлетворенность по­требителей ее деятельностью и качеством продукции (услуг).

7. Удовлетворенность персонала работой в организации.

7а. Как персонал оценивает свою удовлетворенность работой в организации.

76. Как сама организация оценивает удовлетворенность пер­сонала.

8. Влияние организации на общество.

8а. Как общество воспринимает деятельность организации. 86. Как сама организация оценивает свое воздействие на общество.

9. Результаты работы организации.

9а. Финансовые показатели работы организации.

96. Качество продукции (услуг) и другие результаты работы организации.

Положения премии Правительства РФ за качество распро­страняются также и на высшие учебные заведения. Помимо это­го среди таких заведений проводится конкурс по системам обеспечения качества подготовки специалистов.

Все требования к премии Правительства РФ за качество представлены в Рекомендациях по самооценке деятельности ор­ганизаций на соответствие критериям премий Правительства РФ. Премии, призы и конкурсы в области качества в РФ следу­ет расширять, развивать и дифференцировать по уровням управ­ления системой МК в стране: федеральном, государственном; региональном (в субъекте РФ, регионе); городском; районном; организации (предприятия). При этом для их проведения следу­ет привлекать как другие организации, помимо государственных органов, так и частных лиц. Критериями награждения в общем плане могут быть удовлетворенность потребителей продукцией, безопасность и экологичность продукции, воздействие на обще­ство в целом и т.п.

Глава 13

Общие положения структуры и аккредитации органов по сертификации

13.1. Общие положения структуры органов по сертификации

13.2. Основные положения аккредитации органов по сертификации

13.3. Порядок проведения работ по аккредитации органов по сертификации

Общие положения структуры органов по сертификации

Сертификацию продукции, услуг, систем МК и других сер­тифицируемых объектов в существующих ныне системах про­водят независимые сертификационные органы, имеющие ста­тус юридического лица и действующие на некоммерческой ос­нове. Общие требования к таким органам определяются соот­ветствующими положениями отечественных и международных НМД.

Для обеспечения функционирования указанных органов им необходимо иметь организационную структуру, способную обеспечить доверие к его деятельности по сертификации.

В этих целях орган по сертификации должен:

• обеспечить доступность услуг для всех заявителей;

• установить свои требования, проводить оценку и прини­мать решения по сертификации в пределах его области ак­кредитации;

• иметь документы, подтверждающие, что орган по серти­фикации является юридическим лицом;

• иметь достаточный штат сотрудников с необходимым об­разованием, профессиональной подготовкой, технически­ми знаниями и опытом для выполнения работ по серти­фикации, а также обеспечивать руководство этой деятель­ностью одним из высших должностных лиц, несущих пол­ную ответственность за деятельность органа по сертифи­кации и конечные результаты работы;

• обеспечивать независимость руководителя и персонала ор­гана от любого коммерческого, финансового и другого давления, которое может оказать влияние на результаты процесса сертификации;

• иметь соответствующую систему МК, обеспечивающую до­верие к способности органа выполнять работу для постав­щиков по сертификации систем менеджмента качества;

• иметь процедуры рассмотрения апелляций, жалоб и разно­гласий, полученных от поставщиков или других сторон в отношении сертификации или других взаимосвязанных вопросов.

Руководство органа по сертификации, несущее администра­тивную ответственность за качество своей деятельности, должно определить и документально оформить свою политику в области качества, включая цели и обязательства по качеству.

Данная политика должна быть понятна, внедрена и поддер­живаться на всех уровнях организации, соответствовать совре­менным требованиям с учетом вида, масштаба и объема произ­водимой работы. Она должна быть документально оформлена и доступна для персонала органа по сертификации.

Система МК органа по сертификации, как и всякая другая система, оформляется в виде Руководства по качеству и соответствующих процедур по обеспечению качества (СТО, мето­дологические инструкции, рабочие инструкции и др.). Струк­тура типовой документации, используемой органом при прове­дении всех видов сертификационных работ на соответствие существующим требованиям, включает несколько уровней (рис. 13.1).

Рис. 13.1. Уровни и типовая структура документов системы менеджмента качества органа по сертификации

По сфере действия документацию системы МК органа по сертификации можно подразделить на основную (уровни А и Б), общую (уровень Б) и специальную (уровни Г и Д).

Форма комплектования Руководства по качеству должна быть выбрана такой, чтобы в него было легко вносить измене­ния. Так как многие виды деятельности органа по сертифика­ции, относящиеся к СМК, как правило, описаны в СТО и мето­дологических инструкциях, то воспроизводить эти документы в Руководстве нет необходимости — достаточно дать на них соот­ветствующие ссылки.

Заявление о политике и целях в области качества, офици­ально представленные руководством органа по сертификации, Должны поддерживаться процедурами более низкого уровня, определяющими, как будут реализованы политика и цели в об­ласти качества внутри органа по сертификации.

Процедуры образуют основной массив документов в СМК. Они разделяются на управленческие и рабочие. Управленческая процедура устанавливает порядок управления работой по серти­фикации в органе и отвечает на вопросы: кто дает указание по выполнению работы, планирует выполнение работы, принимает решение о корректирующих мерах, контролирует их выполнение и оценивает результативность работы. Рабочая процедура уста­навливает порядок управления работой по сертификации и от­вечает на вопросы: что делать, где делать, кому делать, в какой последовательности делать. Ко всем процессам, описываемым в Руководстве по качеству и реализуемым органом по сертификации при выполнении сертификационных работ, рекомендуется при­менять методологию, известную как цикл Деминга «Plan (P) — Do (D) - Check (С) - Act (A)».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...