Последовательность работ по проведению сертификации систем менеджмента качества
Создание систем менеджмента качества СМК является объектом сертификации как процедура проверки и оценки данного объекта на соответствие установленным требованиям. Эти требования содержатся в ряде национальных документов, которые используются в процедурах оценки соответствия, в том числе: • ГОСТ Р ИСО/МЭК 62—2000 «Общие требования к органам, осуществляющим оценку и сертификацию систем качества»; • ГОСТ Р ИСО 9000-2001 и ИСО 9000-2005, устанавливающие единую терминологию, понятия и определения в области менеджмента качества; • ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (ИСО 9001:2000), регламентирующий требования к СМК; • ГОСТ Р ИСО 9004-2001 (ИСО 9004:2000), раскрывающий более подробно формы, методы и способы улучшения деятельности предприятий в области качества; • ГОСТ Р ИСО 19011—2003, определивший механизм планирования, организации и проведения аудита систем менеджмента качества и (или) экологического менеджмента. С 1 марта 2006 г. в Российской Федерации действует Национальный стандарт ГОСТ Р 40.003—2005 «Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Порядок сертификации систем менеджмента качества на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001—! 2001 (ИСО 9001:2000). С выходом указанного документа упразднены Рекомендации по стандартизации Р 50.3.005, которые действовали как временный порядок сертификации СМК. Предыдущий опыт использования Рекомендаций Р 50.3.005 и ГОСТ Р ИСО 19011 в практике проведения аудитов и сертификации СМК позволяет сделать вывод, что с выходом национального стандарта ГОСТ Р 40.003 предприятия получили возможность разрабатывать, внедрять и подготавливать СМК к сертификации на более высоком организационно-методическом уровне. Внедрение систем менеджмента качества Основная цель внедрения СМК на предприятии заключается в том, чтобы обеспечить управляемые условия деятельности организации, а также чтобы все ее работники, отвечающие за выполнение тех или иных действий, знали и понимали свою роль и ответственность в создании качественной продукции.
Перед тем как приступить к сертификации системы менеджмента качества, важно, чтобы все аспекты этой системы были внедрены и она функционировала. Кроме того, необходимо провести один-два внутренних аудита, чтобы проверить, насколько персонал знаком со своими функциями и обязанностями и реально использует возможности менеджмента качества. На стадии внедрения системы можно увидеть, где ее необходимо улучшить. Любое усовершенствование, сделанное на этой стадии, может упростить последующую процедуру сертификации, что позволит сэкономить не только время, но и деньги. Органы по сертификации не интересуют намерения организации и трудности внедрения системы менеджмента качества. При сертификации аудиторы органа по сертификации хотят видеть, что сделано реально. Поэтому перед сертификацией должны быть полностью готовы все отчетные документы, подтверждающие, что система менеджмента качества разработана и эффективно функционирует, а персонал обучен и осведомлен. Практика функционирования СМК показала: уйти от формального внедрения СМК возможно лишь в том случае, если руководитель предприятия ставит своей главной целью не получение сертификата соответствия, а реальные экономические преимущества (снижение затрат на качество), повышение рейтинга и конкурентоспособности предприятия. Внедрение системы мотивации, разумное сочетание моральных и материальных стимулов качественного труда работников имеет неизменно высокое влияние на работу всех предприятий независимо от их численности.
В большинстве случаев предприятия создают, а затем сертифицируют СМК, ставя перед собой следующие цели: • поддержку экспорта продукции и стабилизацию позиций на отечественном рынке; • участие в тендерах и конкурсах в целях получения госзаказа на производство продукции, льготного кредита и страхования; • продвижение собственной торговой марки и повышение имиджа предприятия. Создание СМ К позволяет повысить эффективность функционирования организации за счет таких характеристик деятельности, как прозрачность, управляемость, развитие, конкурентоспособность. СМК повышает прозрачность предприятия в части его организационной структуры, бизнес-процессов и функций по обеспечению взаимосвязи и взаимодействия должностных лиц и структурных подразделений в области качества. Управляемость предприятия улучшается в связи с тем, что в условиях СМК более строго распределяется ответственность за выполнение элементов и функций СМК путем ведения записей после выполнения процедур, реализации корректирующих и предупреждающих действий по результатам аудитов, инспекционных проверок, контроля и испытаний. Создание СМК, ее внедрение и сертификация способствуют повышению компетентности персонала, его вовлечению в процесс создания системы, повышению эффективности производства за счет устранения лишних функций и дублирования, повышения качества и снижения уровня несоответствий, а также улучшения взаимоотношений с поставщиками и потребителями. Сертификация систем менеджмента качества Сертификация систем менеджмента качества, как правило, состоит из следующих этапов: (1) организация работ; (2) анализ документов организации; (3) подготовка к аудиту на месте; (4) проведение аудита на месте и подготовка акта по результатам аудита; (5) завершение сертификации, регистрация и выдача сертификата; (6) инспекционный контроль сертифицированной СМК. Этап 1. Организация работ: • направление заявки организацией-заявителем (далее организация) в орган по сертификации систем менеджмента • качества (далее — орган по сертификации); • регистрация заявки в органе по сертификации; • заключение договора на проведение сертификации СМК;
• подготовка комплекта документов организацией по запросу органа по сертификации; • формирование комиссии по сертификации. Этап 2. Анализ документов СМК организации-заявителя: • проведение комиссией экспертизы представленных заявителем документов по системе менеджмента качества на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001—2001; • оформление заключения комиссии по результатам анализа документов системы менеджмента качества с указанием в нем недостатков, после устранения которых возможно проведение следующего этапа. Этап 3. Подготовка к сертификационному аудиту (проверка на месте): • составление и утверждение программы проверки; • распределение обязанностей между членами комиссии; • подготовка рабочих документов, необходимых экспертам, (контрольные перечни вопросов, бланки для регистрации свидетельств аудита и пр.). Этап 4. Сертификационный аудит: • предварительные совещания с указанием всех членов комиссии, руководства и ведущих специалистов организации-заявителя; • обследование системы менеджмента качества на месте и оценка реального соответствия функционирования СМК требованиям, установленным в документах системы организации-заявителя и ГОСТ Р ИСО 9001—2001. Объективные свидетельства такого соответствия могут быть получены из следующих источников: — интервью с работниками организации-заявителя; — наблюдений экспертов за деятельностью персонала, условиями труда, состоянием рабочих мест и пр.; — данных обратной связи с потребителями и свидетельств удовлетворенности их требований; • документов СМК регламентирующего характера, в том числе «Политики и целей в области качества, планов по качеству»; — результатов оценки и рейтингов поставщиков; • составление акта по результатам аудита, классификация и регистрация наблюдений; • выполнение проверяемой организацией корректирующих действий (для устранения причин несоответствий) в срок не более 12 недель. Этап 5. Завершение сертификации. Выдача и регистрация сертификата соответствия системы менеджмента качества.
Результатом работ по сертификации систем менеджмента качества организаций, в случае принятия положительного решения, являются выдача заявителю сертификата соответствия и заключение соглашения на право применения знака соответствия, а в случае принятия отрицательного решения — аргументированный отказ от их выдачи. Сертификат соответствия — документ, удостоверяющий соответствие системы менеджмента качества организации-заявителя требованиям ГОСТ Р ИСО 9001—2001. Решение о выдаче сертификата может быть принято органом только после устранения всех зарегистрированных в процессе аудита несоответствий, т.е. после рассмотрения письменного отчета проверяемой организации и (или) после рассмотрения результатов выполнения корректирующих действий на месте. Этап 6. Инспекционный контроль сертифицированной системы менеджмента качества. Объектами проверки и оценки при инспекционном контроле «СМ К могут являться следующие элементы системы менеджмента качества по ГОСТ Р ИСО 9001: • область применения (п. 1.2); • общие требования (п. 4.1); • требования к документации (п. 4.2);. • обязательства руководства (п. 5.1); • политика в области качества (п. 5.3); • планирование (п. 5.4); • ответственность, полномочия и обмен информацией (п. 5.5); • анализ со стороны руководства (п. 5.6); • обеспечение ресурсами (п. 6.1); • мониторинг и измерения (п. 8.2); • удовлетворенность потребителей (п. 8.2.1); • улучшение (п. 8.5); • использование сертификата и знака соответствия. Если при инспекционном контроле будут установлены значительные несоответствия, то они должны быть устранены в течение двух недель после завершения инспекционного контроля. Орган по сертификации обязательно проверит результаты корректирующих действий. Если результаты корректирующих действий будут признаны органом по сертификации неудовлетворительными или проверяемая организация не предоставит органу по сертификации возможности проверки результатов корректирующих действий в течение трех месяцев, то это должно будет повлечь за собой отзыв сертификата соответствия системы менеджмента качества. Указанные этапы сертификации применимы к деятельности любой организации, независимо от ее численности. Специфика сертификационного аудита проявляется в том, что в качестве источников информации при сертификационном аудите в данном случае выступают не только все подразделения, включенные в СМК, и весь персонал верхнего, среднего и нижнего звеньев руководства, но также выборочно кадровые работники предприятия. После завершения сертификации и получения организацией сертификата соответствия СМК требованиям ГОСТ Р ИСО 9001 необходимо помнить об одном важном обстоятельстве, о котором зачастую забывают руководители: как обеспечить поддержку эффективного функционирования и развития СМК.
Чтобы система правильно функционировала, необходимо постоянно отслеживать, как деятельность и процессы предприятия вписываются в документацию СМК, как они измеряются и оцениваются, что должно быть предметом постоянного внимания внутренних аудиторов. В связи с этим служба внутреннего аудита должна быть нацелена на проверку и оценку таких объектов, как реализация процессного подхода, постановка целей и задач в области качества и их актуализация, на оценку удовлетворенности потребителей, анализ результативности и эффективности СМК со стороны руководства и ее влияния на результаты производственно-хозяйственной деятельности. Особое внимание должно уделяться поиску путей улучшения деятельности в области качества, развития и усовершенствования СМК на базе использования передовых технологий, статистических методов управления, мотивации персонала, экономике качества, постепенному переходу к интегрированным системам менеджмента организаций, непрерывному обучению кадров.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|