Стадия реализации и совершенствования
(1) Выполнение плана реализации оргпроекта: • подготовка и издание приказа о введении в действие утвержденной рабочей документации оргпроекта и выполнении планов мероприятий по ее реализации (приказ); • организация и выполнение планов мероприятий по реализации рабочей документации оргпроекта системы МК (приказы, распоряжения, акты, отзывы). (2) Контроль и анализ реализации оргпроекта системы МК и его совершенствования: • контроль реализации оргпроекта (акты, контрольные карты и т.п.); • корректировка хода реализации оргпроекта (по результатам контроля) (приказы, распоряжения, дополнения, изменения и т.п.); • анализ реализации оргпроекта системы МК (справки, рекомендации и т.п.); • проведение приемо-передаточных работ (акт); • организация и проведение сертификации системы МК (заявка; комплект документации; сертификат); • оценка фактической эффективности системы МК (итоговый расчет); • проведение работ по развитию и совершенствованию системы МК (усовершенствованный оргпроект). Независимо от условий, в которых создаются системы МК, этот процесс включает, как правило, разработку системы общего МК, «продуктовых» систем УК и систем для внедоговорных условий. Применительно к конкретным ситуациям структура системы УК, подлежащая разработке, принимается после серьезного обоснования с учетом требований потребителей, например может быть разработана СО МК и «продуктовая» система УК для одного самого «профильного» на предприятии вида продукции, поставляемого как на внутренний, так и внешний рынки. Разработка и реализация системы МК требует определенных затрат, однако мировая практика показывает, что все ресурсные вложения в систему УК следует рассматривать не как затраты, а как инвестиции. Это связано с тем, что деятельность по повышению и обеспечению качества в системе МК носит предпринимательский, а также инновационный характер, поэтому необходимо более глубоко обосновывать (например, бизнес-планированием) целесообразность подобного рода инвестиций и их эффективность.
Общее руководство всеми работами, связанными с созданием системы МК, целесообразно осуществлять менеджерам высшего звена, особенно первым руководителем (генеральным директором) предприятия, от которого зависит, насколько и в каком соответствии будут заложены в систему и выполняться процедуры, разработанные в соответствии с принципами системного МК, МС ИСО, других НТД и НМД. К разработке системы МК следует привлекать практически все подразделения и службы предприятия. Особая роль при этом отводится специализированным подразделениям (например, отделу организации МК), непосредственно осуществляющим организацию и обеспечение качества и конкурентоспособности продукции. При этом важно определить их задачи, функции, права и обязанности. Наряду со штатными подразделениями к созданию этих систем следует привлекать консультационные, научно-исследовательские и другие специализированные внешние организации, а также отдельных профессиональных работников по системному оргпроектированию. При проведении работ по созданию, функционированию и совершенствованию системы УК необходим самый широкий спектр методов, способных достичь поставленных целей. Среди наиболее используемых методов в МК можно отметить, в зависимости от целей их применения, следующие: • для обследования — анкетирование, изучение НТД, НМД и другой документации, интервьюирование и беседы, «фотографии» рабочего дня, наблюдения, самообследование;
• для анализа — системный анализ, параметрический, нормативный, декомпозиции, сравнений, структуризации целей, моделирования, балансовый, корреляционный и регрессионный, матричный, аналитический, расчетный, последовательных подстановок, экспертный, ФСА; • для оргпроектирования — системный подход, аналогий, параметрический, нормативный, моделирования, аналитико-расчетный, логический, структуризации целей, творческих совещаний, опытный, блочный, экспертный, ФСА; • для реализации — материальное и моральное стимулирование, сетевой, обучение, переподготовка, повышение квалификации, экспертный. Наряду с использованием отдельных методов следует применять их сочетание. Предпроектная подготовка оргпроектирования системы МК Среди всех других стадий создания подобных систем она имеет наибольшую значимость. От нее зависит результативность функционирования всей системы. Как показывает опыт, основными на данной стадии являются этапы, связанные с проведением предпроектного анализа действующей на предприятии системы УК и разработкой ТЗ на создание проекта систем. Перед подготовкой и изданием приказа о разработке оргпроекта системы МК целесообразно провести предварительные работы, обосновывающие необходимость создания такой системы. Это нужно осуществлять в тех случаях, когда со стороны постоянных потребителей нет жестких требований к наличию на предприятии системы или при принятии решения о совершенствовании действующей системы МК. Малое трудоемкое и простое обоснование можно провести на основе экспресс-опроса. К опросу желательно привлечь всех менеджеров высшего звена и ряд менеджеров среднего и низового звеньев, в том числе производственных. Вопросы экспресс-обоснования целесообразно представить в табличном виде, где можно было бы дать однозначный ответ «да» или «нет». Участникам опроса необходимо понимать, что потребитель — это не только тот, кто потребляет конечную продукцию за пределами предприятия, но и работники всей технологической цепочки (другого цеха, отдела и т.п.). Методически опрос можно проводить как в письменной, так и в устной форме. Пользуясь результатами, полученными после опроса, и рекомендациями, можно выяснить, следует ли на данном предприятии создавать (совершенствовать) систему УК. Объективность таких рекомендаций может быть достигнута только при максимально искренних и правильных отношениях (с учетом реальных данных о состоянии дел в области качества).
Содержание последующих работ может включать: (1) подготовку и подписание приказа директором, служащего правовой основой создания проекта системы МК на предприятии; (2) координацию работ через специально создаваемую комплексную рабочую группу, состоящую из заместителей директора, главных и ведущих специалистов предприятия, а также специально созданного штатного рабочего исполнительного органа. Такое подразделение должно подчиняться руководителю, осуществляющему общее руководство всеми работами в этой области; (3) повышение квалификации, обучение и подготовку кадров. В учебных планах и программах обязательно следует предусмотреть изучение стандартов и других НМД и НТД, их применение на предприятиях передовых отраслей при производстве конкурентоспособной продукции. Знания, умения и навыки в этой области должны приобретаться всеми работниками предприятия. Следует убедить сотрудников в том, что качество является приоритетным перед другими результатами деятельности предприятия; (4) отбор конкретных видов продукции, для которых будут создаваться системы МК. Этот этап предпроектной стадии требует проведения маркетинговых исследований, изучения требований потребителей и возможностей предприятия. По результатам проведения предпроектного анализа избранную номенклатуру продукции следует уточнить. Окончательный перечень продукции целесообразно согласовать с основными потребителями-заказчиками, с которыми будут заключаться контракты. Далее, в зависимости от требований основных потребителей-заказчиков, специфики производства для каждого вида продукции следует осуществить выбор необходимой модели СМК, отвечающей положениям современных воззрений и в наибольшей мере удовлетворяющей потребителя-заказчика. Результаты выбора моделей следует оформить с потребителями-заказчиками контрактами или соглашениями, в которых нужно также уточнить требования к системам. Каждая сторона должна четко и однозначно представлять взаимоприемлемые требования к системе определенного вида продукции;
(5) определение содержания программы предпроектного анализа действующей на предприятии системы с использованием системного подхода. Программа должна включать вопросы анализа политики в области качества каждого вида избранной продукции, а также соответствия ей фактических результатов деятельности предприятия в этой области. Необходимо отметить, что в период начального перехода предприятия к использованию стандартов на системы УК ключевым направлением всей программы должны стать вопросы сравнительного анализа действующих положений системы УК с требованиями стандартов и других НМД. При этом в программе необходимо предусмотреть вопросы анализа сравнительного соответствия элементов функционирующей на предприятии системы УК требованиям потребителей и регламентирующих документов. Целью анализа должны стать не только определение негативных расхождений, но и поиск конкретных путей по их ликвидации и улучшение действующей системы. Помимо этого, в программу анализа следует включать вопросы сравнения качественных сторон элементов: • производственной подсистемы качества (продукции, экономических результатов в области качества, производственных функций, производственной структуры и др.); • сравнения элементов управляющей подсистемы УК (элементов входа, специальных функций, оргструктуры, методов управления и др.). Наряду с указанным в программе необходимо также отразить вопросы анализа сложившегося передового опыта по созданию аналогичных систем УК, адаптируя его для использования на стадии проектирования и внедрения. Вся программа анализа составляется специалистами по УК, рассматривается комплексной рабочей группой и утверждается руководителем работ по созданию системы; (6) формирование и затем подбор полного комплекта НТД, НМД и другой специальной документации и авторитетной отечественной и зарубежной литературы по вопросам анализа и разработки ТЗ на создание системы МК. Эту работу следует осуществлять работникам, исполняющим предпроектные этапы создания систем, привлекать специальные подразделения и службы информации; (7) подготовку плана-графика работ по созданию систем МК. Его разработку следует начинать с определения перечня работ, а затем осуществлять их привязку к срокам и исполнителям. План-график утверждается директором предприятия;
(8) действующей на предприятии системы МК. Цели анализа достигаются выполнением той программы, которая намечена. Для сокращения затрат на сбор данных, необходимых при анализе, и получение достоверных выводов и предложений можно использовать измененный (относительно традиционного) порядок. Сущность такого изменения заключается в предварительном определении на основе прогноза гипотезы результатов анализа, т.е. до его проведения. В данном случае последовательность работ этого этапа будет носить циклический характер и включать: определение гипотезы результатов анализа, определение необходимых показателей и данных для анализа, сбор данных, анализ данных, формулирование результатов анализа данных и сравнение их с гипотезой, принятие решения и корректировку гипотезы о начале повторного цикла анализа или определение предложений по изменению анализируемой системы. При проведении анализа целесообразно установить наиболее значимые недостатки, заслуживающие первоочередного внимания. Их значимость может определяться различными показателями (количеством возникновения ошибок, дефектов, проблем, потерями и т.п.). Однако наиболее применяемым для определения важности причин недостатков показателем можно признать интегрированный показатель значимости (в процентах). С использованием этого показателя цели анализа достаточно эффективно достигаются с помощью известной типовой диаграммы Парето. Очень важно для выработки предложений в процессе анализа устанавливать причины и следствия недостатков в действующей системе УК, используя "матрицы, формы, номограммы и т.п. Например, при выполнении сравнительного анализа положений действующей системы МК с требованиями НТД (стандартов ИСО и другими требованиями прогрессивных методических документов), являющегося центральным в начальный период создания системы, можно эффективно применять матрицы соответствия. Они позволяют отразить одновременно информацию о наличии или отсутствии в действующей системе УК как элементов, предусмотренных НТД, так и оценку соответствия имеющихся элементов требованиям стандартов и дополнений к ним со стороны потребителей-заказчиков. Сравнительный анализ необходимо осуществлять для каждого рассматриваемого вида продукции в отдельности и отражать все функции системы общего МК и специальные функции управления. По результатам анализа составляются отчет или аналитическая справка, в которых указываются результаты сопоставления различных элементов, оценка эффективности действующей системы по достижению ее целей, возможности использования для создания системы МК в соответствии с современными требованиями, предложения по совершенствованию действующей системы и превращению ее в требуемую потребителями и органами по сертификации систему УК; (9) разработку ТЗ на проектирование системы МК. Такое задание устанавливает требования к разрабатываемым системам и порядку их создания. В нем желательно предусмотреть следующие разделы: • основание и цели для разработки проекта систем; • результаты предпроектного анализа действующей на предприятии системы МК. Отчет или аналитическая справка об анализе выносится в приложение к ТЗ; • общие требования к построению системы МК (принципы, правила построения и требования к системе МК с учетом дополнений со стороны потребителя и принятых регламентирующих документов); • сроки разработки проекта систем; • требования (задания) к объектам проектирования систем. Требования-задания целесообразно группировать обобщенно, сначала для построения проекта системы общего руководства качеством и совершенствования элементов производственной системы, а затем — для построения проектов систем УК для однородных видов продукции. Некоторые требования, в случае их общности для нескольких видов продукции, могут излагаться совмещенно. К каждому заданию целесообразно давать предложения и рекомендации по их выполнению; • источники финансирования; • состав, содержание и организация работ по внедрению проекта (этапы и состав работ, мероприятия, сроки их выполнения, исполнители, формы их завершения); • технико-экономическое обоснование проекта ТЭО (определяется величина экономического эффекта по условиям использования каждого вида продукции за установленный расчетный промежуток времени на основе стоимостных оценок позитивных результатов и затрат на разработку и внедрение проекта). В ряде случаев следует разрабатывать бизнес-план обоснования создания системы; • порядок приемки системы МК (включает информацию о порядке приемо-передаточных работ, предъявления потребителям, сертификационным органам и т.п.); • нормативно-технические и методические источники проектирования (НТД и НМД и другая документация, справочные и литературные источники, проекты-аналоги подобных систем, типовые проекты и т.п.); • перспектива продолжения работ (излагаются направления улучшения системы УК); • приложения (перечень подразделений и должностных лиц, согласовывающих основные документы систем, отчет или аналитическая справка об анализе, обоснования проведения тех или иных работ и др.). Естественным продолжением предпроектной подготовки являются работы по проектированию и реализации проектных материалов непосредственно на предприятии (в организации). Проектная стадия разработки системы МК включает этапы работ, направленных непосредственно на создание рабочих проектов этих систем. Рабочий проект каждой системы, как правило, разрабатывается в соответствии с ТЗ и представляет собой комплект НТД, НМД и другой документации, необходимой для создания, проведения приемопередаточных работ и реализации системы, достижения целей и сертификации системы, а также обеспечения дальнейшего нормального функционирования системы. Непосредственно при проектировании осуществляется: (1) подбор комплекта НТД, НМД и другой необходимой литературы и документации, образцов-аналогов, подобных систем; (2) разработка проектной документации сначала технического, а затем и рабочего проектов. Разделы технического проекта, их содержание были достаточно хорошо отработаны ранее. Причем практика разработки систем МК показала, особенно в отношении малых предприятий, а дальнейшее совершенствование этих систем подтвердило, что объективно можно ограничиться разработкой первой редакции РД «Общее руководство по качеству». В нем должны быть раскрыты структура системы, политика в области качества, принципы МК, процедуры основных процессов, порядок поддержания системы в рабочем состоянии и ее улучшения. Разработка рабочей проектной документации системы МК может осуществляться в два подэтапа: на первом — разрабатываются документы по системе общего МК, единой для всех видов выпускаемой предприятием продукции, на втором — документы непосредственно для «продуктовых» систем управления. Одним из исходных документов проектирования рабочей документации и ее взаимоувязки могут служить матрицы распределения функций как в системе общего МК, так и в каждой из «продуктовых» (табл. 10.1). Условные обозначения: О — ответственность; У — участие; И — информация (соучастие). Примечание. Можно использовать другой вариант распределения функций: О — отвечает за выполнение данной функции, организует ее исполнение, подготавливает и оформляет окончательный документ (письмо, решения, приказ и т.п.); П — представляет предложения, исходные данные, информацию, необходимые для выполнения данной функции; У — участвует в обсуждении, выполнении данной функции, визирует подготовленные документы; С — согласовывает подготовленный документ или отдельные вопросы в процессе их подготовки; Р — принимает решение (утверждает), подписывает документ и т.п. При проектировании рабочей документации исключительное внимание должно уделяться разработке целевых программ «Качество» (на каждый вид однородной продукции). В ней необходимо заложить взаимоувязанные по срокам, ресурсам и соисполнителям задания по повышению уровня качества и обеспечению конкурентоспособности продукции, а также комплекс реализующих их выполнение мероприятий; (3) разработка соответствующих конкретных мероприятий (научного, технического, экономического, организационно-методического, социально-психологического и другого характера). Окончательным документом по этому этапу работ может стать план мероприятий по внедрению системы УК. Он формируется на основе суммирования мероприятий по каждому разработанному проектному документу. Сроки реализации необходимо четко увязывать с указанными в ТЗ на систему. В плане следует предусматривать мероприятия по сертификации продукции и системы МК. Все планы мероприятий должны быть согласованы и утверждены; (4) осуществление комплексной оценки эффективности всех мероприятий, направленных на повышение и обеспечение конкурентоспособности каждого вида продукции в рамках соответствующей системы МК, уточнение расчетов ТЭО создания системы, проведенного на этапе составления ТЗ, с учетом более конкретных исходных данных; (5) оформление рабочих проектов, в которые следует включать: • титульный лист; • ведомость документации (перечень НТД, РД и НМД) с указанием даты утверждения каждого документа, сроков их введения и окончания действия. Группировку документации следует проводить по структурно-системному признаку (по системе общего УК и далее по «продуктовым» системам в рамках каждого блока — ответственности руководства, менеджмента ресурсов, процессов жизненного; цикла продукции, измерения, анализа и улучшения, приведенным, например в ГОСТ Р ИСО 9000—2001) или иному обоснованному признаку (функциональному, элементному и т.п.); • сводный перечень используемых в документации рабочего проекта НТД, РД и НМД со ссылками в документации проекта. Его целесообразно группировать по признакам, принятым для ведомости документации рабочего проекта; • комплект документации рабочего проекта, относящейся к системе МК (утвержденные в процессе разработки или ранее документы, но принятые к использованию без каких-либо доработок). Их комплектация может осуществляться по признакам, принятым для ведомости документации рабочего проекта; в комплекте документации на рассматриваемый конкретный вид продукции целесообразно иметь целевую программу «Качество»; • план мероприятий по внедрению системы МК; • расчет эффективности проектных мероприятий по внедрению системы; • пояснительную записку, содержащую следующие разделы: основание для разработки рабочего проекта; цели и задачи разработки рабочего проекта; краткую характеристику производственно-хозяйственной системы предприятия; проектные, решения и обоснования их принятия; состав рабочего проекта (с указанием места проектных решений в соответствующих документах рабочего проекта); источники информации (список использованных литературных источников); (6) организация рецензирования рабочего проекта, а в необходимых случаях — и экспертиза. Результаты объективного рецензирования или экспертизы могут существенно помочь в совершенствовании рабочего проекта и улучшении его качества. Сведения о рецензиях (отзывах) и экспертизах вместе с принятыми решениями по замечаниям рецензентов (экспертов) прилагаются к пояснительной записке рабочего проекта системы МК. Стадия реализации (внедрения) организационных проектов Заключительной стадией создания системы МК является стадия peaлизации (внедрения) организационных проектов, от которой вомногом зависит эффективность и достижение целей каждой системы. Эта стадия состоит из следующих этапов, включающих: • реализацию проекта: (1) издание приказа о введении в действие утвержденной проектной документации как системы МК, а также о выполнении мероприятий по их внедрению. В приказе следует указать задачи руководства предприятием и рабочих структур системы МК, сроки внедрения и выполнения мероприятий и требуемые результаты; (2) выполнение мероприятий по внедрению рабочих проектов, особое внимание уделяется реализации мероприятий, направленных на сертификацию системы. Получение сертификата на такую систему является официальным признанием функционирования эффективной системы обеспечения надлежащего качества; 3) стимулирование внедрения рабочих проектов, которое следует осуществлять всемерно, совмещая их с мероприятиями по внедрению различного характера инноваций и новой техники; • контроль и анализ внедрения рабочих проектов системы МК, который должен включать: (1) контроль за внедрением проектной документации. Его должны проводить координационно-рабочая группа и руководители системы МК. Формы отражения контроля могут быть различными (например, в актах, контрольных карточках, приказах и т.п.); (2) анализ внедрения рабочих проектов системы. Он заключается в сборе информации, ее изучении и оценке результатов внедрения. На их основе следует устанавливать соответствие уровня организации и реализации выполнения работ по внедрению, целям, отзывам потребителей и требованиям системы МК. Для этого необходимо осуществить комплексную оценку фактической эффективности реализованных «продуктовых» мероприятий в рамках конкретной системы МК. Кроме того, результаты данного этапа должны стать исходным материалом для дальнейшего совершенствования рабочих проектов систем; • сертификацию системы и продукции. При этом необходимо подготовить соответствующий комплект документации, организовать сертификацию и получить сертификаты. Непосредственно процессы по проведению сертификации системы МК описаны в § 11.3; • совершенствование системы МК: (1) улучшение функционирования всех элементов данной системы; (2) проектирование новых элементов системы, соответствующих разработок и введение в действие новых документов (с включением их в состав рабочих проектов). Включение новых элементов в системы УК может осуществляться в связи с постановкой новых целей и задач системы, обусловливаемых изменением, например, спроса, потребностей, цен и ситуации на рынках сбыта. Одним из основных направлений совершенствования систем является автоматизация процессов УК. Важное значение в условиях рыночных отношений после создания систем приобретают вопросы их совершенствования. При этом порядок и последовательность таких работ следует принять традиционным, т.е. они должны содержать практически тот же состав стадий, этапов и операций, что и при создании системы УК. Преемственность проведения работ по совершенствованию и развитию систем обусловливает возможность реализации тех же основополагающих принципов системного управления, что и при первоначальной разработке системы УК. Опыт создания и функционирования систем УК позволил определить два основных направления их совершенствования и развития: (1) дальнейшее совершенствование всех элементов системы, включая автоматизацию процессов МК; (2) расширение круга задач по управлению и создание на основе МК многоцелевых интегрированных СУ, основанных на принципах рыночной экономики. Совершенствование и развитие системы, безусловно, требует соответствующей переработки, изменения и улучшения проекта системы УК. По своему содержанию и форме улучшение проекта может быть различным — в зависимости от причин, его вызвавших, и объемов возможных при этом работ. Методическими документами по совершенствованию и улучшению деятельности системы УК могут являться действующие НТД и НМД в этой области (в настоящее время для систем, удовлетворяющих требованиям ГОСТ Р ИСО 9001—2001, являются положения ГОСТ Р ИСО 9004-2001). При совершенствовании проекта целесообразно увязывать выполняемые работы с работами по реализации взаимоотношений и взаимосвязей с системами других уровней. Улучшение проекта может быть выражено: • внесением изменений в НТД и НМД и разработкой и внедрением новой документации; • разработкой и выполнением заложенных в усовершенствованный проект планов мероприятий по повышению и обеспечению качества; • системным совершенствованием. В случае внесения, например, изменений в действующие НМД и НТД порядок совершенствования системы может быть принят следующим: (1) составляются планы пересмотра документов и определяются необходимые изменения в них; (2) организуется их выполнение; (3) вносятся изменения в действующие документы и корректируется рабочий проект системы; (4) выполняются мероприятия по внедрению новых положений документации. При разработке новых документов основными операциями совершенствования системы являются: • разработка ТЗ на пересмотр руководства по качеству и составление плана по разработке новых документов; • разработка новых документов и пересмотр руководства по качеству; • корректировка рабочего проекта системы; • внедрение новых документов. При системном развитии и совершенствовании проекта системы УК работы следует проводить по следующим стадиям: • подготовка к совершенствованию системы; • совершенствование проекта системы; • внедрение усовершенствованного проекта. Стадия подготовки к совершенствованию системы УК Содержание работ на стадии подготовки к совершенствованию системы УК практически аналогично предпроектной стадии при первоначальной разработке системы. Однако анализ состояния дел по качеству должен быть направлен в первую очередь на выявление резервов повышения и обеспечения качества и конкурентоспособности продукции, а также на повышение результатов функционирования системы МК. При выполнении работ по анализу следует обращать внимание на увязку в рамках системы всех проводимых на предприятии мероприятий — организационных, технических, экономических, социальных и др. Кроме того, следует обращать внимание на уровень автоматизации функций МК. Данные анализа Должны стать основой для пересмотра, уточнения функций и задач по повышению качества, определения тех элементов системы, которые следует дополнить, переработать или разработать вновь. По результатам анализа составляется, как правило, отчет и разрабатывается ТЗ на совершенствование системы МК, которое должно включать следующие разделы: • основание для совершенствования; • характеристика действующей системы; • цель и задачи совершенствования системы; • уточнение состава и содержания функций системы при ее совершенствовании; • структура плана повышения качества (или программы «Качество»); • сроки формирования проекта усовершенствованной системы; • основные нормативные и методические источники; • перспектива продолжения работ; • дополнительные указания; • приложения (перечни подразделений и лиц, с которыми должны согласовываться документы системы). Стадия совершенствования проекта На стадии совершенствования проекта системы следует осуществлять проверку и пересмотр действующих НМД и НТД системы, разработку новых документов, разработку комплексного плана повышения качества (или программ «Качество»); составление усовершенствованного рабочего проекта. Стадия внедрения включает разработку плана внедрения усовершенствованного проекта и его выполнение. План должен предусматривать подготовку и издание приказа о продлении действия пересмотренных и отмены устаревших документов, введение новой нормативной документации и других документов системы. На этой стадии выполняются все мероприятия по внедрению усовершенствованного проекта системы МК, осуществляется контроль за их реализацией и соблюдением требований НТД. Наряду с этим должна проводиться оценка результатов функционирования системы, основными критериями которой могут быть увеличение спроса на продукцию предприятия, уменьшение претензий потребителей, рекламаций и потерь от брака; улучшение показателей качества продукции; сокращение сроков разработки продукции и др. На основе оценки результатов функционирования системы МК осуществляется приемка усовершенствованной системы, что может стать позитивной предпосылкой ресертификации системы. В условиях современного производства оперативность и эффективность управления имеют решающее значение, поэтому характерной тенденцией в совершенствовании и развитии системы стало автоматизированное решение задач по МК. Это неизбежно приводит к созданию АС МК. Поскольку МК — один из элементов единого процесса управления производством, то применительно к уровню управления предприятием АС МК должны функционировать в составе и во взаимодействии со всеми другими подсистемами АСУП. АС МК предназначена для решения задач по УК на всех стадиях создания и использования продукции. Главная цель АС МК — оптимизация производственных и управленческих процессов для систематического повышения качества по удовлетворению потребностей потребителей и получения максимального эффекта от затрачиваемых трудовых и материальных ресурсов. Она должна быть неразрывно связана с другими АС и информационной и нормативной базой, общими техническими средствами и математическим обеспечением. Между тем нельзя механически воспроизводить в АПС МК целиком структуру всей системы УК, так как при наличии АС ряд функций уже реализуется в других АПС предприятия. Даже при создании новых АПС целесообразно ряд функций по УК переносить на них, чтобы АПС МК обеспечивала только координацию основных функций. В современных условиях целесообразно использовать следующий состав субподсистем АПС МК: ответственность руководства, менеджмент ресурсов, процессы жизненного цикла продукции (включая: маркетинг и изучение рынков; разработку продукции; МТС; разработку технологических процессов и постановку продукции на производство; входной контроль и производственный процесс изготовления; обеспечение идентификации и проележиваемости; контроль и испытание готовой продукции; упаковку, хранение и подготовку к транспортированию продукции; техническую помощь потребителям в обслуживании, ремонте и утилизации продукции; организацию товарооборота и использования — эксплуатацию или потребление продукции; обеспечение утилизации или уничтожения продукции после использования), измерение, анализ и улучшение. Рыночные условия требуют использования как при создании, так и при совершенствовании систем МК адекватных им методов. К одному из наиболее перспективных методов, способному во многом удовлетворить современные требования к проведению работ по системному УК, следует отнести известный метод ФСА, который может использоваться не только при анализе на предпроектной стадии создания системы МК или ее совершенствовании, но и на любых других этапах проектирования и реализации систем. Обобщение результатов создания, внедрения и функционирования отечественных и зарубежных систем МК на уровне предприятий позволило выявить ряд трудностей и недостатков, к которым следует отнести: • стратегические планы, часто не содержащие целей улучшения качества; • непонимание некоторыми руководителями и специалистами необходимости создания систем МК, удовлетворяющих современным и перспективным требованиям (в частности, требованиям ГОСТ Р ИСО серии 9000—2001); • недостаточную активность ряда руководителей предприятий, так как улучшение качества не стало обязанностью каждого из них; ":* • существование «психологического барьера», мешающего отказаться от традиционно сложившихся форм и методов управления; • недостаточную менеджерскую и исследовательскую подготовку специалистов и руководителей; • отсутствие в подавляющем большинстве специализированных подразделений по управлению (совершенствованию и координации); • сложность существующего административного порядка изменения систем; • наличие слабой заинтересованности у работников в работах по улучшению МК; • недостаточное внимание к «человеческому» фактору; • низкий уровень МТС, технологического и метрологического обеспечения производства; • недостаточная ориентированность механизма УК на удовлетворение потребностей потребителей и др. (для отечественных предприятий); • во многих случаях не проводится достаточно глубокий анализ состояния дел в области качества, что, естественно, приводит к поверхностному подходу при создании и функционировании системы, охвату крайне ограниченного круга функций и задач УК, несоблюдению важнейших принципов управления; • недооценивание роли учебы по МК, что ведет к непониманию работниками всех проводимых работ в области качества и конкурентоспособности, важности соблюдения и исполнения НТД и НМД; • при согласовании НМД и НТД со всеми многочисленными заинтересованными службами и лицами все ценное и необходимое для обеспечения высокого качества, требующее больших усилий с их стороны, подвергается выхолащиванию и исключению из этих документов; • не все подразделения предприятий и организаций участвуют в работах по улучшению качества; • работу по МК в рамках системы во многих случаях возглавляли начальники ОТК, а не первые руководители предприятия, что создавало естественные противоречия между руководителями и ОТК (в большинстве случаев не в пользу последнего); • системы не позволяли оперативно проводить «прослеживаемость» материалов, деталей, узлов и продукции в случаях наличия у них дефектов и отказов; • системы МК слабо взаимоувязываются с другими системами управления; • недостаточно полно уделяется внимание торгово-техническому обслуживанию и социально-психологическому влиянию свойств продукции на ее спрос, которые в совокупности с техническим уровнем и ценой продукции во многом определяют ее конкурентоспособность; • ложное представление у управленческих работников, что обеспечение и улучшение качества увеличивает суммарные затраты ресурсов и времени (общепризнанно, что эти затраты относятся к инвестиционным со всеми отсюда вытекающими последствиями); • преувеличенное внимание к контролю качества специализированных подразделений; • менеджментом охватываются не все стадии, этапы и процедуры обеспечения и улучшения качества; • дефицит лидеров по МК; • нерациональное распределение функций менеджмента между работающими в организации; • нежелание проводить коренные изменения в управлении; • оплата труда руководства и персонала слабо увязана с результатами обеспечения и улучшения качества; • уход специалистов от существа работы по системному МК; • содержание процедур, стандартов и других документов системы МК часто бывает на уровне общего подхода, что относится также к ГОСТ Р ИСО серии 9000—2001; • частичное или полное отсутствие механизма реализации положений и принципов руководств по качеству, стандартов и других документов, в том числе это относится и к ГОСТ Р ИСО серии 9000-2001; • процедуры, стандарты и другие документы системы МК — только средство достижения успеха в области качества, но это является одновременно как достоинством, так и недостатком, так как интеллектуальный потенциал предприятия может остаться в определенной мере в стороне от МК; • излишняя регламентация всех процессов, т.е. «делай как записано», может привести к формальному подходу к МК; • анализ деятельности предприятия может акцентироваться во многом только на проверке документации (что фактически и имеет место в настоящее время в большинстве случаев); • нет критериев достаточности документирования системы; • нет направленности при сертификации на улучшение качества, а только на формальное наличие системы в соответствии с требуемой документацией, т.е. руководители ориентируются в основном на то, что нужно проверяющим; • не анализируются, как правило, показатели улучшения в динамике, а система сертифицируется сразу после комплектования документации системы; • многие разработчики систем не понимают философии ВМК; • слабая подготовка специалистов на предприятиях и в органах сертификации; • недостаточное количество подготовленных консультантов; • слабая методическая база разработки и внедрения систем; • слабо отражены в ГОСТ Р ИСО серии 9000—2001 вопросы анализа и перестройки технологии производства и управления, позволяющие гибко реагировать на рыночный спрос; • во многом ГОСТ Р ИСО серии 9000—2001 настроены на получение сертификата, что неизбежно приведет к формальному обеспечению системы, а в первую очередь необходимо целенаправить систему на улучшение качества выпускаемой продукции и услуг в соответствии с ее рыночным спросом. Среди перечисленных трудностей реализации системного МК ряд из них является следствием содержания ГОСТ Р ИСО серии 9000—2001. Тем не менее они имеют для современных условий экономики определенные достоинства. К таким достоинствам, прежде всего, следует отнести: • положения стандартов ГОСТ Р ИСО серии 9000—2001, имеющие ярко выраженные целенаправленность на улучшение качества и рыночный характер; • правильность и перспективность принципов МК (ориентация на потребителя и т.д.); • возможность улучшения качества по философии ВМК; • создание условий для повышения эффективности деятельности предприятий. Все недостатки могут быть устранены, а достоинства системного МК можно реализовать только при условии осознания и внутренней потребности в этом всего персонала предприятия.
Глава 11
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|