Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Состояние законодательно-нормативной базы сертификации в зарубежных странах и на отечественном уровне




В законодательной сфере на международном и националь­ном уровнях приоритет всегда отдается потребителю. Основой правового регулирования качества продукции являются зако­ны, в первую очередь направленные на защиту интересов по­требителей.

Среди обязательных требований предусматриваются:

• защита потребителей от ущерба их здоровью и безопасности;

• содействие экономическим интересам потребителей;

• доступ потребителей к соответствующей информации, не-. обходимой для компетентного выбора товара, в соответст­вии с индивидуальными запросами и потребностями;

• просвещение потребителей;

• наличие эффективных процедур рассмотрения жалоб по­требителей;

• свобода создавать потребительские и другие аналогичные группы или организации, обеспечение возможности вы­сказывать свою точку зрения в процессе принятия реше­ний, затрагивающих их интересы.

Анализируя существующее законодательство по качеству, мож­но отметить, что при видимой свободе требований к качественным характеристикам продукции в большинстве стран существуют же­сткая система оценки качества и строгая регламентация последст­вий, обусловленных производством дефектной продукции.

Механизм обеспечения и повышения качества и безопасно­сти продукции в первую очередь базируется на экономических отношениях и интересах. Уровень качества продукции оценивается рынком и зависит от правильного реагирования на степень удовлетворения потребностей.

Элементами механизма, обеспечивающего правовое регули­рование вопросов качества в мировой практике, являются, как известно, стандартизация, сертификация, контроль и надзор за качеством продукции.

Международная стандартизация направлена на разработку норм и правил, отражающих мировой технический уровень в областях международного товарообмена, а также интеллектуаль­ного, научного, технического и экономического сотрудничества между странами. Международная стандартизация способствует облегчению торговли между странами, развитию международной специализации и кооперированию производства. Главной осо­бенностью экономически развитых стран является сочетание в разной степени государственного регулирования с рыночной экономикой. Государственное регулирование должно макси­мально сокращаться, но при этом должна быть сохранена его способность защищать здоровье и безопасность производителей и потребителей, а также качество окружающей среды.

Для международной торговли большое значение приобретает международная стандартизация. Международное сообщество проявляет серьезное внимание к стандартам, гармонизации их требований на двусторонней и многосторонней основе.

Международные стандарты аккумулируют в себе мировой научно-технический опыт, служат эффективным средством уст­ранения технических барьеров в международной торговле, яв­ляются важнейшими межнациональными нормативными акта­ми, объективно устанавливающими современный технический уровень продукции.

Международные стандарты основаны на четырех основных принципах.

Первый принцип: стандарты должны распространяться на все отрасли промышленности. Цель состоит в том, чтобы междуна­родные стандарты или национальные стандарты применялись всеми производителями и потребителями в каждой отрасли промышленности, которой они касаются.

Второй принцип: международные стандарты должны быть разработаны на основе консенсуса. Надо создать такие условия, чтобы каждая из заинтересованных сторон выразила свое мнение по разработке международных стандартов, с тем чтобы стандарты отражали самые лучшие возможные технические решения.

Третий принцип: международные стандарты должны быть добровольными. Если стандарты будут хорошо сформулирова­ны, то они будут охотно применяться.

Четвертый принцип: международные стандарты в действи­тельности отражают международную точку зрения.

Международный стандарт должен в обязательном порядке вводиться в национальные документы, а противоречащие ему национальные стандарты должны быть отменены.

В области международной стандартизации работает ряд ор­ганизаций, наиболее представительными из которых являются: Международная организация по стандартизации (ИСО), Меж­дународная электротехническая комиссия (МЭК), Европейская организация по качеству (ЕОК), Международная организация мер и весов (МОМВ), Международная организация законода­тельной метрологии (МОЗМ), Европейское экономическое со­общество (ЕЭС), Европейский комитет по стандартизации (СЕН) и др.

Система ИСО/МЭК — самая известная среди существующих международных организаций — распространяет свою деятель­ность на все отрасли экономики и науки. Основная ее цель — обеспечение развития стандартизации и смежных с нею облас­тей для содействия международному обмену товарами и услуга­ми, а также развития сотрудничества в интеллектуальной, науч­но-технической и экономической деятельности.

Технические барьеры, возникающие в международной тор­говле из-за различий в требованиях национальной сертифика­ции, обусловили активную деятельность многих стран, направ­ленную на их преодоление. Для этих целей, помимо заключения на разных уровнях двусторонних соглашений о сотрудничестве в области сертификации и взаимном признании результатов работ по сертификации взаимопоставляемой продукции, страны ЕС объединенными усилиями сформировали новые крупнейшие региональные и международные организации, деятельность ко­торых направлена на оптимизацию правил и условий внешней и внутренней торговли, разработку единых стандартов и организа­ционно-методических документов, обеспечивающих гармониза­цию процедур во всех областях деятельности по сертификации.

К таким организациям в первую очередь относятся структу­ры, созданные в рамках Европейского союза (ЕС), Всемирной торговой организация (ВТО), а также многие другие междуна­родные и региональные общественные организации.

Европейский союз, являющийся преемником ранее существо­вавшего Европейского экономического сообщества, в качестве од­ной из целей предусматривает отмену таможенных технических (нетарифных) барьеров в рамках границ Союза для осуществления свободной торговли товарами. Данная цель достижима, так как Европейским союзом признано, что если имеется директива Союза и товар соответствует любому стандарту какого-либо государства — члена ЕС, то автоматически дается право выхода данного товара на свободный рынок ЕС. Такое право гарантировано для каждого из­делия, которое отвечает требованиям соответствующих директив.

К одному из видов деятельности ЕС для достижения этой цели следует отнести правовое и нормативное обеспечение ра­бот по сертификации. При этом странами ЕС предусмотрено выполнение программы по устранению различий между нацио­нальными стандартами и техническими регламентами посредст­вом разработки директив ЕС и евростандартов.

Ранее, еще в 1985 г. (тогда еще странами ЕЭС), был принят документ «Глобальный подход к испытаниям и сертификации». Данный документ предусматривал разработку мер по усилению доверия со стороны потребителей и органов государственной вла­сти к товарам, появляющимся на рынке, а также по повышению уверенности в объективности и компетентности независимых ис­пытательных лабораторий, сертификационных органов и произ­водственных лабораторий, принадлежащих изготовителю.

Заслуживает также внимания так называемая «Зеленая кни­га» — «Развитие Европейской стандартизации: действия для лик­видации технических барьеров в Европе». В ней было выдвинуто следующее жесткое требование: европейские стандарты должны иметь высокий научно-технический уровень и отражать новей­шие достижения в технике и технологии, а директивы ЕЭС — содержать эффективные меры, препятствующие проникновению в Сообщество опасной для населения и окружающей среды про­дукции. Наряду с этим ЕС в последние годы дополнительно раз­работал новые подходы (директивы) по устранению барьеров для свободного перемещения товаров, продукции и услуг. Среди них наиболее важное место занимает «Новый подход» к регулирова­нию продукции по подтверждению соответствия.

Общей чертой этих взаимодополняющих документов являет­ся то, что они ограничивают государственное вмешательство в основные процессы и предоставляют деловым кругам и промышленности относительно свободный выбор путей для выпол­нения своих обязательств перед обществом.

В Руководстве по внедрению директив «Нового» и «Глобаль­ного» подходов отражены правовые и концептуальные положе­ния, которые кратко могут быть изложены следующим образом: свободная циркуляция товаров является краеугольным камнем единого рынка. Механизмы, созданные для обеспечения этого, основаны на предотвращении возникновения новых барьеров в торговле, взаимном признании результатов работ по сертифика­ции продукции и технической гармонизации.

Согласно Резолюции ЕС в соответствии с требованиями «Нового подхода» к технической гармонизации и стандартиза­ции были введены следующие основополагающие принципы:

(1) гармонизация законодательств ограничивается основны­ми требованиями, которым должна удовлетворять про­дукция, выставленная на рынок ЕС и предназначенная для свободного перемещения в рамках Союза;

(2) технические условия для продукции, отвечающей основ­ным требованиям, установленным в Директивах, излага­ются в гармонизированных стандартах;

(3) использование гармонизированных или иных стандартов является добровольным, и изготовитель вправе приме­нять другие технические условия, позволяющие удовле­творить установленные требования;

(4) продукция, изготовленная в соответствии с гармонизиро­ванными стандартами, имеет преимущество, заключаю­щееся в том, что использование гармонизированных стандартов является предпосылкой соответствия основ­ным требованиям.

Ранее, в Резолюции Совета ЕЭС 1989 г. о «Глобальном под­ходе к испытаниям и сертификации» были определены следую­щие основные принципы политики в области подтверждения соответствия:

• введение модулей для различных фаз процедур подтвер­ждения соответствия (табл. 9.3) и установление критериев для использования этих процедур, а также о назначении органов, осуществляющих данные процедуры, и примене­нии маркировки ЕС;

• создание общей основы для применения европейских стандартов в отношении обеспечения качества (серия EN ISO 9000) и требований к органам по подтверждению соответствия, оценивающим обеспечение качества (серия EN ISO 45000);

• создание системы аккредитации и применение методов взаимного сравнения в государствах — членах Сообщества;

• содействие заключению соглашений о взаимном призна­нии в отношении испытаний и сертификации в нерегули­руемой сфере;

• сведение к минимуму существующих различий между ин­фраструктурами по качеству (например, поверочными и метрологическими системами, испытательными лаборато­риями, органами по сертификации и инспекционному контролю, органами по аккредитации) как в государствах-членах, так и в различных секторах экономики;

• оказание содействия международной торговле между госу­дарствами-членами и третьими странами посредством реали­зации программ по заключению соглашений о взаимном признании, сотрудничестве и оказании технической помощи.

Таблица 9.3. Европейская схема оценки соответствия (модули)

В ЕС установлен единый знак СЕ, применение которого оп­ределено следующими правилами:

• соответствие продукции основным требованиям директив и только им (а не гармонизированным евростандартам);

• использование национальных знаков одновременно со знаком СЕ, если они не обозначают соответствия основ­ным требованиям безопасности.

Крупнейшей международной организацией, ставящей своей целью разработку правил и условий мировой торговли, является Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), дейст­вующее с 1947 г.

На Уругвайском (восьмом) раунде многосторонних торговых переговоров в рамках ГАТТ в декабре 1993 г. было принято ре­шение о преобразовании этой организации во Всемирную тор­говую организацию (ВТО). В настоящее время членами ВТО являются свыше 120 государств мира, на долю которых прихо­дится около 90% мирового товарооборота. В рамках ВТО дос­тигнуто важнейшее Соглашение по техническим барьерам в тор­говле. Основные требования указанного Соглашения могут быть объединены в две основные группы — в области стандартизации и информации.

Стороны должны гарантировать, что технические регламен­ты и стандарты разрабатываются, принимаются и применяются таким образом, чтобы не создавать препятствий международной торговле.

Каждая сторона должна обеспечить создание информацион­но-справочной службы для ответов на запросы заинтересован­ных лиц других сторон, касающиеся:

• любых технических регламентов, принятых или разрабаты­ваемых на их территориях центральными или местными правительственными органами, неправительственными ор­ганами, которые имеют юридическое право вводить техни­ческие регламенты, или региональными органами по стан­дартизации, членами или участниками которых эти органы являются;

• любых стандартов, принятых или разрабатываемых цен­тральными или местными правительственными органами или региональными органами по стандартизации, членами или участниками которых эти органы являются;

• любых систем оценки соответствия, действующих или раз­рабатываемых на их территориях, применяемых централь­ными или местными правительственными или неправи­тельственными органами, которые имеют юридическое право сводить технические регламенты, или региональны­ми органами по сертификации, членами или участниками которых эти органы являются;

• печатных изданий, в которых помешены уведомления, ка­сающиеся Соглашения, или данные о месте нахождений такой информации.

В 1992 г. Российская Федерация унаследовала от бывшего СССР статус наблюдателя в ГАТТ, предоставленный ему в мае 1990 г. Процесс присоединения России к ГАТТ в качестве пол­ноправного члена был начат в 1992 г. в соответствии с поста­новлением Правительства РФ от 18 мая 1992 г. № 328 «О разви­тии отношений между Российской Федерацией и Генеральным соглашением по тарифам и торговле».

Основными целями присоединения России к ВТО в качестве полноправного участника является устранение дискриминаци­онных ограничений в отношении российского экспорта и улуч­шение доступа на мировые рынки конкурентоспособных рос­сийских товаров и услуг.

Оценка, подтверждение и контроль соответствия продукции, работ и услуг предъявляемым к ним требованиям, прежде всего требованиям законов и стандартов, осуществляются практиче­ски во всех странах. В нашей стране актуальность сертификации резко возросла с середины 1980-х годов в связи с началом реор­ганизации экономики и переходом к рыночным отношениям.

Активизация деятельности по введению сертификации в Российской Федерации началась с 1992 г., т.е. значительно поз­же, чем за рубежом, и проводится на основе гармонизации с зарубежным опытом, что является объективной необходимостью для интеграции российской экономики в мировое сообщество.

Первым законодательным актом в области сертификации, принятым в России, является Федеральный закон «О защите прав потребителей», предусматривающий, что товары (работы, услуги), на которые в законодательных актах или стандартах ус­тановлены требования, направленные на обеспечение безопас­ности жизни, здоровья потребителей и охраны окружающей среды, предотвращающие причинение вреда имуществу потре­бителей, и средства, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья потребителей, подлежат обязательной сертификации в установленном порядке.

Интеграция России в мировую экономику предполагает гар­монизацию российских стандартов со стандартами партнеров по экономическому сотрудничеству, обеспечение совместимости и взаимного признания результатов отечественной и зарубежной

сертификации. В этих целях Российская Федерация развивает деятельность во многих международных организациях (МГС СНГ, ИСО, МЭК, ЕЭК ООН и др.).

С целью гармонизации требований нормативных докумен­тов с аналогичными документами стран ЕС и других передо­вых стран в России в 2002 г. был принят Федеральный закон «О техническом регулировании», который привел к коренно­му изменению принципов стандартизации и сертификации в России.

В соответствии с положениями Соглашения ВТО по техни­ческим барьерам в торговле предусматриваются следующие принципиальные подходы:

• введение в практику регулирования вопросов безопасности и качества продукции нормативного, акта — технического регламента, который устанавливает обязательные для при­менения и соблюдения характеристики товаров и процес­сов их производства. В качестве аналога для разработки технических регламентов на первом этапе могут быть при­няты директивы ЕС «Нового подхода» с требованиями по безопасности конкретных видов продукции;

• установление добровольного статуса национального стан­дарта, разработанного, как правило, на основе соответст­вующего международного аналога и предлагающего наибо­лее оптимальные решения для выполнения требований технического регламента;

• процедуры подтверждения соответствия, гармонизирован­ные с международными правилами, являясь составной ча­стью технического регламента, должны предоставить про­изводителю возможность выбора различных схем подтвер­ждения соответствия в зависимости от степени потенци­альной опасности продукции;

• создание единой информационной системы, обслужи­вающей запросы пользователей, в том числе и зарубеж­ных, по действующим и разрабатываемым нормативным документам.

Глава 10

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...