Добровольная форма подтверждения соответствия продукции
♦ Добровольное подтверждение соответствия, сделанное продавцом потребителю, — одна из самых простых форм подтверждения соответствия, осуществляемого на основе документального удостоверения сертифицируемых объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. ♦ Эта форма добровольного подтверждения соответствия, осуществленная первой стороной, называется «самосертификацией». Данная форма используется во многих цивилизованных странах. Проведение работ по добровольному подтверждению соответствия ныне может осуществляться в рамках систем добровольной сертификации (в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании»). Каждая из таких систем может быть создана одним или несколькими юридическими лицами, а также допускается ее формирование одним или несколькими индивидуальными предпринимателями. В системе должны быть указаны: • субъекты, создавшие систему добровольной сертификации; • объекты, подлежащие сертификации, и их проверяемые параметры на соответствие; • участники системы добровольной сертификации; • правила выполнения сертификационных работ и порядок их оплаты; • возможность, изображение и порядок применения знака соответствия. Система добровольной сертификации при соблюдении ей всех правил и предоставлении соответствующих документов может быть в установленном порядке (ныне в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании») зарегистрирована Федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию. Данный орган ведет единый реестр зарегистрированных систем добровольной сертификации, определяет порядок предоставления и обеспечивает доступность сведений о них заинтересованным юридическим и физическим лицам.
Добровольное подтверждение соответствия проводится только по инициативе заявителя на основе договора его с органом по сертификации. Такая процедура объектов осуществляется для установления соответствия его национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договоров, в которых определены требования к объектам. Очевидно, что исключительно важную роль в подтверждении соответствия и сертификации объектов играет орган по сертификации. В рамках добровольного подтверждения соответствия им, как правило, осуществляется следующее: • подтверждение соответствия объектов национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации и условиям договоров; • положительно прошедшим добровольную сертификацию объектам выдается сертификат соответствия, а в случаях, если это предусмотрено соответствующей системой добровольной сертификации, предоставляется заявителям право на применение знака соответствия; • в обоснованных случаях приостанавливается или прекращается действие выданных им сертификатов соответствия и разрешений на применение знаков соответствия. Обязательная форма подтверждения соответствия продукции Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в виде декларирования соответствия (т.е. в форме принятия декларации о соответствии) или непосредственного осуществления обязательной сертификации. ♦ Следует напомнить, что декларирование соответствия представляет собой форму подтверждения соответствия какого-либо объекта (продукции и т.п.) требованиям технических регламентов. ♦ ♦ Декларация о соответствии — это документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов. ♦
♦ Обязательное подтверждение соответствия в виде его декларирования предполагает принятие декларации на основе собственных доказательств, к которым можно отнести информацию о подтверждении покупателем соответствия сертифицируемого объекта необходимым требованиям. ♦ Таким образом, при использовании данной формы можно привлекать вторую сторону, т.е. потребителей. Доказательной базой может быть техническая документация, результаты собственных измерений, испытаний и исследований, отзывы потребителей и другие веские мотивированные материалы, характеризующие соответствие рассматриваемого объекта техническим регламентам. Помимо всего перечисленного возможно использование документов о проведенных работах третьими сторонами (испытательными аккредитованными лабораториями и центрами, органами по сертификации СМК и др.). Данную форму декларирования можно отнести к наиболее развивающимся формам обязательного подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов. Декларирование соответствия осуществляется по одному из следующих вариантов: • одностороннее — принятие декларации на основании только собственных доказательств соответствия. При этом доказательная база формируется заявителем самостоятельно в соответствии с указаниями технического регламента о составе доказательных материалов. Обычно в этот состав включаются техническая документация, результаты исследований (испытаний) и измерений, выполненных самостоятельно, и другие документы, которые могут послужить основанием для подтверждения соответствия объекта требованиям технического регламента; • двухстороннее — принятие декларации на основании собственных доказательств соответствия и доказательств, получаемых с участием аккредитованного органа по сертификации и аккредитованной испытательной лаборатории (центра), т.е. с участием независимой (третьей) стороны (в случае недостаточности собственных доказательств). В дополнение к собственным доказательствам заявитель включает протоколы исследований (испытаний) и измерений, проведенных третьей стороной, и сертификат системы менеджмента качества, если техническим регламентом для рассматриваемого объекта не предусмотрена другая форма подтверждения соответствия.
♦ Обязательная сертификация как более объективная форма из всех ранее указанных предусматривает подтверждение в письменном виде соответствия сертифицируемых объектов установленным требованиям в технических регламентах независимым органом по сертификации, т.е. третьей стороной, не связанной ни с производителем, ни с потребителем. ♦ Подтверждение соответствия третьей стороной в настоящее время получило широкое распространение и развитие как при совершенствовании порядка и методов, так и процедур ее проведения. Свидетельством тому до сих пор является ее популярность в международных экономических и коммерческих отношениях. Подтверждение соответствия третьей стороной распространяется на такие ее объекты, как: • продукция, услуги, работы и т.п.; • системы менеджмента качества (ГОСТ Р ИСО серии 9000); • системы экологического менеджмента (ГОСТ Р ИСО серии 14000); • интегрированные системы менеджмента организации (ГОСТ Р ИСО серии 9000 + ГОСТ Р ИСО серии 14000 + + OHSAS серии 18000 + SA 8000 и др.); • органы по сертификации, испытательные центры и лаборатории и т.п.; • персонал. Обязательная сертификация по подтверждению соответствия объектов требованиям технических регламентов должна использоваться в обоснованных случаях, так как в последнее время принятие декларации о соответствии признается более приоритетной обязательной формой подтверждения соответствия. Для обоснования применения обязательной сертификации (по сравнению с принятием декларации о соответствии) следует учитывать: • отсутствие доверия к объективности декларирования соответствия, когда потребители не могут быть удовлетворены этой формой подтверждения соответствия; • принадлежность конкретного объекта к сфере действия международных договоров и других соглашений, где предусмотрена обязательность подтверждения соответствия и которые должна выполнять Россия;
• относительно высокую опасность объектов обязательного подтверждения соответствия в комплексе со сложившейся ситуацией на рынке (например, на рынке лекарств, алкогольных напитков); • ограниченные возможности заявителя по декларированию соответствия (например, в случае невозможности заявителем-продавцом без нарушения закона и требований технического регламента полностью или частично обеспечить собственные доказательства подтверждения соответствия в требуемом объеме; при отсутствии на территории России полномочного представителя зарубежного изготовителя, что не позволяет реализовать положения об обязательном подтверждении соответствия). Проведение обязательной сертификации как формы обязательного подтверждения соответствия оформляется договором заявителя с органом по сертификации — третьей стороной. Положительное решение органа по сертификации подтверждается выдачей сертификата соответствия (рис. 11.3). Примечание. Форма сертификата соответствия утверждается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию. Рис. 11.3. Состав информации сертификата соответствия Таким образом, любое обязательное подтверждение соответствия объекта проводится только на соответствие требованиям определенного технического регламента в случаях, установленных этим регламентом. Объектами обязательного подтверждения соответствия могут быть только объекты, выпускаемые в обращение на территории РФ. Это в полной мере относится также к инновационным видам объектов. По результатам обязательного подтверждения соответствия может быть выдан сертификат соответствия (при обязательной сертификации) или декларация о соответствии (при обязательном подтверждении соответствия), которые в Российской Федерации имеют равную юридическую силу. Форма и схемы обязательного подтверждения соответствия Устанавливаются техническим регламентом с учетом степени риска на достижения его целей. При этом риск следует воспринимать как вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, животному и растительному миру, имуществу государства, физических и юридических лиц и окружающей среде. Оплата работ по обязательному подтверждению соответствия осуществляется заявителем. Причем ее размер исчисляется по установленной Правительством РФ методике. Данная методика предусматривает применение единых правил и принципов установления цен на объекты подтверждения соответствия, в том числе на однородную продукцию (независимо от страны, места ее происхождения и лиц, являющихся заявителями).
Заявитель в области обязательного подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов имеет определенные права и обязанности (рис. 11.4). Заявителями, декларирующими соответствие объектов требованиям технических регламентов, должны быть зарегистрированные в РФ юридическое или физические лицо в качестве индивидуального предпринимателя, либо являющиеся изготовителем или продавцом, либо выполняющие функции иностранного изготовителя непосредственно или на основании договора. Конкретный состав заявителей и схема декларирования о соответствии при двухсторонней ее форме оговариваются в техническом регламенте. Оформленная по всем правилам (в соответствии требованиями Федерального закона «О техническом регулировании») декларация о соответствии должна быть зарегистрирована федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию. При этом Правительством РФ определяют правила ведения реестра деклараций о соответствии, предоставления содержащихся в указанном реестре сведений и оплаты за предоставление содержащихся в данном реестре сведений. Следует отметить, что декларация о соответствии и материалы доказательной базы заявитель должен хранить в течение трех лет с момента окончания срока действия декларации. В Федеральном органе исполнительной власти по техническому регулированию хранится второй экземпляр декларации о соответствии. Аккредитованный в установленном Правительством РФ порядке орган по сертификации при проведении обязательной сертификации призван выполнять соответствующие работы Рис. 11.5. Состав основных работ по обязательной сертификации объектов, выполняемых аккредитованным органом по сертификации Подтверждение соответствия проводится на основе оценки, представляющей собой прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту оценивания. В общем случае при проведении работ по подтверждению соответствия продукции требованиям технических регламентов следует оценивать следующее: • доказательную базу выполнения требований регламентов, соответствующих выполненным положениям региональных, национальных или международных стандартов. При несоответствии продукции таким стандартам, а также при отсутствии таких нормативных документов следует оценивать продукцию непосредственно на соответствие требованиям технического регламента; • правильность и законность маркирования продукции на соответствие требованиям, предъявляемым к знакам обращения на рынке и соответствия. В целом оценка соответствия, как правило, включает государственный контроль (надзор), аккредитацию, испытания, регистрацию, подтверждение соответствия, приемку и ввод в эксплуатацию оцениваемого объекта и т.д. При этом в техническом регламенте обычно содержатся требования по подтверждению соответствия объекта и проведению государственного контроля за ним. Помимо сертификата о соответствии по результатам сертификации выдается разрешение на пользование знаком обращения на рынке и знаком соответствия. Знак обращения на рынке представляет собой обозначение, которое служит для информирования покупателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов. Знак соответствия также является обозначением, предназначенным для информирования потребителей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации (его применение устанавливается этой системой) или национальному стандарту. Его применение осуществляется заявителем на добровольной основе в порядке, установленном национальным органом по стандартизации. Обозначение знаков осуществляется посредством маркирования на продукции. Механизм обеспечения признания отечественных сертификатов и знаков соответствия за рубежом формируется таким образом, чтобы отечественные законодательные положения, правила и рекомендации по подтверждениям соответствия и сертификации были эквивалентными действующим международным нормам и правилам, изложенным в руководствах ИСО и Международной электротехнической комиссии (МЭК), международных стандартах ИСО серий 9000 и 10000, европейских стандартах серий 45000 и 29000, в документах других международных и региональных организаций, осуществляющих работы по сертификации. При таком механизме признание документов, полученных за пределами России, о подтверждении соответствия, знаков соответствия, протоколов испытаний (исследований) и измерений продукции без особых трудностей осуществляется на основе многосторонних и двусторонних договоров. Данный механизм ныне более предпочтителен. Однако здесь должно быть доверие к нашим формам и органам сертификации, осуществляющим подтверждение соответствия. В противном случае придется реализовывать иной механизм признания подтверждений соответствия за рубежом, в частности проводить повторную сертификацию в другой стране при поставке продукции на ее рынок. Очевидно, что такой механизм требует дополнительных затрат заявителей (российских изготовителей, продавцов) подтверждения соответствия. Все это может привести к отказу наших экспортеров от поставок продукции за рубеж. Та же ситуация потенциально сложится у импортеров продукции в нашу страну. Соответственно это приведет к ограниченной конкуренции на отечественных рынках со многими вытекающими отсюда возможными негативными последствиями (снижение привлекательности отечественного рынка для импортеров, повышение цен и т.п.). Независимо от принимаемого механизма признания подтверждения соответствия все меры в этом отношении должны устранять барьеры для свободной бескриминальной торговли. Регистрация сертификатов соответствия и деклараций о соответствии осуществляется Федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию. Проведение работ по сертификации требует от заявителей определенных затрат. Например, согласно зарубежным и отечественным источникам сумма издержек на эти работы составляет около 1—2% всех затрат предприятий-изготовителей. В России стоимость работ по сертификации устанавливает орган по сертификации, аккредитованный в порядке, установленном Правительством РФ, на основе расчетов по утвержденной Правительством РФ методике определения стоимости таких работ. Реализация предприятиями сертифицированной продукции в условиях рыночных отношений дает достаточно много преимуществ, а именно: • обеспечивает доверие внутренних и зарубежных потребителей к качеству продукции; • облегчает и упрощает выбор необходимой продукции потребителем; • обеспечивает потребителю получение объективной информации о качестве продукции; • способствует более длительному успеху и защите в конкуренции с изготовителями несертифицированной продукции; • уменьшает импорт аналогичной продукции; • предотвращает поступление в страну импортной продукции несоответствующего уровня качества; • стимулирует улучшение качества нормативно-технических документов путем установления в ней более прогрессивных требований; • способствует повышению организационно-технического уровня производства и улучшению управления качеством; • стимулирует ускорение научно-технического прогресса. Анализ систем сертификации продукции показал, что для цивилизованных рыночных условий наиболее целесообразными и эффективными являются модификации, которые требуют сертификации систем УК. Этот вывод обусловлен тем, что: (1) потребитель, заключающий контракт, часто требует у изготовителя предъявить сертификат на систему МК; (2) наличие сертификата, как правило, увеличивает цену продукции; (3) нередко принятая изготовителем или требуемая по международным условиям модификация системы предполагает сертификацию системы МК; (4) орган по сертификации нередко выдвигает обоснованные требования подтвердить сертификаты на продукцию, требуя сертифицировать систему МК; (5) сложное изделие, монтируемое у потребителя, не может быть по техническим причинам испытано и соответственно сертифицировано у изготовителя, а потому необходима сертификация системы МК. Использование модификаций, предусматривающих сертификацию одновременно продукции и системы МК, усиливает преимущества сертификационных работ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|