Образовательной программы
Шаблон рабочей программы дисциплины
| ФГОС ВО
(версия3+)
|
История и теория праздничной культуры
Рабочая программа дисциплины
Челябинск 2015
Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Челябинская государственная академия культуры и искусств»
Факультет театра, кино и телевидения
Кафедра режиссуры театрализованных представлений и праздников

История и теория праздничной культуры
Рабочая программа дисциплины
по направлению подготовки
51.03.05 Режиссура театрализованных представлений и праздников
Уровень высшего образования бакалавриат
Программа подготовки: академический бакалавриат
Профиль «Театрализованные представления и праздники»
Квалификация: бакалавр
Форма обучения: очная
срок изучения – 1, 2, 3, 4 семестры
Форма обучения: заочная
срок изучения – 1, 2, 3, 4 семестры
Челябинск 2015
УДК 791.6(073)
ББК 85.34я73
И90
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 51.03.05 Режиссура театрализованных представлений и праздников
Структура РПД разработана в соответствии с п. 18 и 21 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программ бакалавриата, программ специалитета, программ магистратуры (утв. приказом Министерства образования и науки РФ №1367 от 19.12.2013)
Автор-составитель Л. Н. Лазарева, профессор кафедры РТПП, канд. пед. наук
Рабочая программа дисциплины как составная часть ОПОП на заседании совета факультета театра, кино и телевидения и рекомендована к рассмотрению экспертной комиссией, протокол № 01 от 21.09.2015.
Экспертиза проведена 01.10.2015, акт № 2015/РТПП
Срок действия рабочей программы дисциплины продлен на:
Учебный год
| Совет факультета
| № протокола, дата утверждения
|
2016-2017
|
|
|
2017-2018
|
|
|
2018-2019
|
|
|
2019-2020
|
|
|
И - 90
| История и теория праздничной культуры: рабочая программа дисциплины по направлению подготовки 51.03.05 Режиссура театрализованных представлений и праздников, уровень высшего образования, программа подготовки: профиль «Режиссура театрализованных представлений и праздников», квалификация: бакалавр / авт.-сост. Л.Н.Лазарева; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – Челябинск, 2015. – с. – (ФГОС ВО версия 3+).
Рабочая программа дисциплины включает: перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы; указание места дисциплины в структуре ОПОП; объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся; содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам), с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий; перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине; фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине; перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины; перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины; методические указания для обучающихся по освоению дисциплины; перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения; описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине.
|
© Челябинская государственная
академия культуры и искусств, 2015
Содержание
Аннотация
|
|
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
|
|
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы
|
|
3. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
|
|
4. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
|
|
4.1. Структура преподавания дисциплины
|
|
4.1.1. Матрица компетенций
|
|
4.2. Содержание дисциплины
|
|
5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
|
|
5.1. Общие положения
|
|
5.2. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы
|
|
5.2.1. Содержание самостоятельной работы
|
|
5.2.2. Методические указания по выполнению самостоятельной работы
|
|
5.2.3. Перечень учебной литературы, необходимой для самостоятельной работы
|
|
5.2.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для самостоятельной работы
|
|
6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
|
|
6.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
|
|
6.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания
|
|
6.2.1. Показатели и критерии оценивания компетенций на различных этапах их формирования
|
|
6.2.2. Описание шкал оценивания
|
|
6.2.2.1. Описание шкалы оценивания ответа на экзамене (зачете) (пятибалльная система)
|
|
6.2.2.2. Описание шкалы оценивания при использовании балльно-рейтинговой системы
|
|
6.2.2.3. Описание шкалы оценивания: устное выступление и письменная работа
|
|
6.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
|
|
6.3.1. Материалы для подготовки к экзамену и зачету
|
|
6.3.2. Темы и методические указания по подготовке рефератов, эссе и творческих заданий по дисциплине
|
|
6.3.3. Методические указания по выполнению курсовой работы
|
|
6.3.4. Типовые задания для проведения текущего контроля формирования компетенций
|
|
6.3.4.1. Планы семинарских занятий
|
|
6.3.4.2. Задания для практических занятий
|
|
6.3.4.3. Темы и задания для мелкогрупповых/индивидуальных занятий
|
|
6.3.4.4. Типовые темы и задания контрольных работ (контрольного урока)
|
|
6.3.4.5. Тестовые задания (примеры из разных вариантов)
|
|
6.3.4.6. Контрольная работа для студентов заочной формы обучения и методические рекомендации по ее выполнению
|
|
6.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций
|
|
7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
|
|
7.1. Основная литература
|
|
7.2. Дополнительная литература
|
|
8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
|
|
9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
|
|
10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем
|
|
11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
|
|
12. Иные сведения и материалы
|
|
12.1. Перечень образовательных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине
|
|
Лист изменений
|
|
Аннотация
| Код и название дисциплины по учебному плану
| Б1.Б13 История и теория праздничной культуры
|
| Цель дисциплины
| Сформировать научные знания об институте праздника в синхронно - диахронном аспекте как уникальном знаке культуры
|
| Задачи дисциплины заключаются в:
| - изучении истории и теории режиссуры, драматургии и мастерства актера;
- изучении особенностей традиционной культуры народов, проживающих на Южном Урале для создания межэтнических моделей праздничной культуры;
- освоении способности применять системный подход к разработке и реализации режиссерских проектов в области театрализованных представлений и праздников и других форм праздничной культуры, готовить сценарии и режиссерские экспликации, пространственное мизансценирование, режиссерские аннотации художественного и документального материала, рефераты научные доклады, публикации и библиографии по научно-исследовательским работам в области театрализованных представлений и праздников и других форм праздничной культуры;
- освоении базовых сведений, связанных с региональной спецификой Волго – Уральского региона, фондом фольклорно – игровой культуры;
- совершенствовании способности к осмыслению и анализу идей и явлений в современном обществе, искусстве и литературе, умения выстраивать аргументацию (как в письменной, так и в устной форме) для обоснования своей точки зрения;
− формировании способности и готовности проявлять высокое профессиональное мастерство и демонстрировать уверенность во владении режиссерско-постановочной технологией, знаний исторических и современных технологических процессов при создании различных театрализованных или праздничных форм;
− формировании способности и готовности находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
− развитии навыков коммуникации, свободное и уверенное использование профессиональной терминологии с целью доведения художественной информации до сознания участников художественного творчества в доступной форме.
|
| Коды формируемых компетенций
| ОК-2, ОПК-11, ПК-11, ВК-4, ВК-5
|
| Планируемые результаты обучения по дисциплине (пороговый уровень)
| знания:
- соотносить развитие праздничных форм культуры в соответствии с археологической классификацией культуры;
- расширять источниковедческую базу для вхождения в информационное поле профессии;
- определять общее и отличительное между двумя формами культуры: театрализованным представлением и праздником;
- описывать праздничные традиции народов Урала;
- отличать исторические этапы заселения Урала разными народами;
умения:
- перечислять исторически появляющиеся формы праздничной культуры;
- выбирать информационный материал, необходимый для первичной сценарно-режиссерской пробы (уровень этюдного наброска);
- отбирать художественные средства выразительности, способствующие созданию смыслового пространства праздника;
- выделять общее и особенное в праздничных календарях народов Урала;
- определять основные знаковые аспекты фольклорно-игровой культуры народов Урала;
навыки и (или) опыт деятельности:
- определять причинную связь между историческим событием формой праздник;
- ориентироваться в многомерном информационном потоке;
- распознавать разные методы подготовки и проведения театрализованных форм представления и праздников;
- устанавливать отношения между праздничными традициями разных народов Урала;
- определять специфику региона в соответствии с этнографическими данными.
|
| Общая трудоемкость дисциплины составляет
| В зачетных единицах – 8
В академических часах – 288
|
| Разработчики
| Л. Н. Лазарева, профессор кафедры РТПП, канд. пед. наук
|
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине,
соотнесенных с планируемыми результатами освоения
образовательной программы
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы (далее – ОПОП) обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине:
Таблица 1
Результаты освоения ОПОП (содержание компетенций и код)
| Перечень планируемых результатов обучения
по дисциплине в рамках компонентов компетенций
|
Пороговый
(обязательный для всех студентов)
| Продвинутый
(превышение минимальных характеристик уровня сформированности компетенции)
| Повышенный
(максимальная сформированность компетенции)
|
|
|
|
|
Способность анализировать основные этапы исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2)
| знания: соотносить развитие праздничных форм культуры в соответствии с археологической классификацией культуры
| знания: категоризировать соотношение типа праздника с типом хозяйственно-культурной деятельности
| знания: рассматривать исторический тип праздника в соответствии с исторически обусловленной знаковой системой
|
умения: перечислять исторически появляющиеся формы праздничной культуры
| умения: маркировать основные праздничные формы, появляющиеся в переходные моменты истории
| умения: интерпретировать принцип историзма применительно к истории праздничной культуры
|
навыки и (или) опыт деятельности: определять причинную связь между историческим событием формой праздника
| навыки и (или) опыт деятельности: анализировать причинные связи между историческим фактом и ценностями института праздника
| навыки и (или) опыт деятельности: проектировать новые формы праздников, опираясь на исторический опыт
|
Способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-11)
| знания: расширять источниковедческую базу для вхождения в информационное поле профессии
| знания: анализировать информационную базу, определяя статусность каждого источника
| знания: совмещать и согласовывать данные разных источников
|
умения: выбирать информационный материал, необходимый для первичной сценарно-режиссерской пробы (уровень этюдного наброска)
| умения: переводить информационный материал на язык научного исследования или образную форму(уровень эпизода)
| умения: моделировать формы праздничной деятельности в сценарно-режиссерском проекте (уровень полноценного сценария)
|
навыки и (или) опыт деятельности: ориентироваться в многомерном информационном потоке
| навыки и (или) опыт деятельности: сравнивать информацию, полученную из разных источников
| навыки и (или) опыт деятельности: проектировать разнообразные формы театрализованных представлений и праздников, опираясь на источниковедческую базу
|
Способность ставить и решать прикладные задачи с использованием теории и практики современной режиссуры театрализованных представлений и праздников и других форм праздничной культуры (ПК-11)
| знания: определять общее и отличительное между двумя формами культуры: театрализованным представлением и праздником
| знания: обобщать приемы и формы деятельности режиссера с аудиторией через методику «для» (людей) и «с» (людьми)
| знания: связывать проблемы формирования ценностей современного общества с содержанием и формами праздничной культуры
|
умения: отбирать художественные средства выразительности, способствующие созданию смыслового пространства праздника
| умения: исследовать причинно-следственные связи между разными символами - знаками, создающими смысловое пространство праздника
| умения: моделировать органичную взаимосвязь между художественным знаковыми системами и человеческим сообществом
|
навыки и (или) опыт деятельности: распознавать разные методы подготовки и проведения театрализованных форм представления и праздников
| навыки и (или) опыт деятельности: совмещать художественные приемы театрализованных представлений и праздников в современных уникальных праздничных формах
| навыки и (или) опыт деятельности: синтезировать выразительные средства и знаковые системы в соответствии с ценностными установками
|
Умение учитывать особенности традиционной культуры народов, проживающих на Южном Урале, создавать межэтнические модели праздничной культуры (ВК-4)
| знания: описывать праздничные традиции народов Урала
| знания: анализировать знаковые аспекты обрядово-праздничных действ народов Урала
| знания: проектировать идентичные традиции в едином праздничном пространстве
|
умения: выделять общее и особенное в праздничных календарях народов Урала
| умения: дифференцировать структурные единицы традиционного праздничного календаря народов Урала
| умения: синтезировать художественные элементы разных этнических направлений в едином праздничном пространстве
|
навыки: устанавливать отношения между праздничными традициями разных народов Урала
| навыки: дифференцировать праздничные традиции народов Урала в соответствии с морфологией праздника
| навыки: моделировать малые и большие формы праздничной деятельности, опираясь на этнические традиции разных народов Южного Урала
|
Владеть базовыми сведениями, связанными с региональной спецификой
Волго-Уральского региона, фондом фольклорно - игровой культуры (ВК-5)
| знания: отличать исторические этапы заселения Урала разными народами
| знания: исследовать характер духовной культуры и ее многообразия в разных этнических сообществах
| знания: согласовывать между собой фольклорно-этнографические данные разных народов с помощью тематического и структурного анализов
|
умения: определять основные знаковые аспекты фольклорно-игровой культуры народов Урала
| умения: объяснять место и функции конкретного знака в фольклорном произведении при опоре на историко-этнографический источник
| умения: синтезировать историко-этнографические и фольклорные данные в сценарно-режиссерской работе
|
навыки: определять специфику региона в соответствии с этнографическими данными
| навыки: связывать специфику праздничной и фольклорно - игровой культуры с региональными особенностями «места», «родной земли»
| навыки: создавать творческие проекты, базирующиеся на знаковых аспектах этноигровой культуры региона как культуры «места»
|
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы [1]
Дисциплина «История и теория праздничной культуры» входит в базовую часть учебного плана.
Дисциплина логически и содержательно - методически взаимосвязана с дисциплинами: «Основы режиссуры и актерского мастерства», «Основы драматургии», «Психология творчества в театрализованном представлении».
В соответствии с учебным планом дисциплина изучается в с 1 семестра, входные знания у обучающихся сформированы недостаточно.
Освоение дисциплины будет необходимо при изучении дисциплин «Режиссура театрализованных представлений и праздников», «Современная праздничная культура», «Сценарное мастерство», прохождении всех практик, подготовке к государственной итоговой аттестации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: