Студент показывает глубокие, исчерпывающие знания в объеме пройденной программы, уверенно действует по применению полученных знаний на практике, демонстрируя умения и навыки, определенные программой.
Грамотно и логически стройно излагает материал при ответе, умеет формулировать выводы из изложенного теоретического материала, знает дополнительно рекомендованную литературу.
Студент способен действовать в нестандартных практико-ориентированных ситуациях. Отвечает на все дополнительные вопросы.
Результат обучения показывает, что достигнутый уровень оценки результатов обучения по дисциплине является основой для формирования общекультурных и профессиональных компетенций, соответствующих требованиям ФГОС.
Хорошо
(зачтено)
Результат обучения показывает, что студент продемонстрировал результат на уровне осознанного владения учебным материалом и учебными умениями, навыками и способами деятельности по дисциплине.
Допускает незначительные ошибки при освещении заданных вопросов.
Студент способен анализировать, проводить сравнение и обоснование выбора методов решения заданий в практико-ориентированных ситуациях.
Удовлетворительно
(зачтено)
Результат обучения показывает, что студент обладает необходимой системой знаний и владеет некоторыми умениями по дисциплине.
Ответы излагает хотя и с ошибками, но исправляемыми после дополнительных и наводящих вопросов.
Студент способен понимать и интерпретировать освоенную информацию, что является основой успешного формирования умений и навыков для решения практико-ориентированных задач.
Неудовлетворительно
(Не зачтено)
Результат обучения студента свидетельствует об усвоении им только элементарных знаний ключевых вопросов по дисциплине.
Допущенные ошибки и неточности в ходе промежуточного контроля показывают, что студент не овладел необходимой системой знаний и умений по дисциплине.
Студент допускает грубые ошибки в ответе, не понимает сущности излагаемого вопроса, не умеет применять знания на практике, дает неполные ответы на дополнительные и наводящие вопросы.
)
Описание шкалы оценивания при использовании
Таблица 10
Описание шкалы оценивания
Устное выступление (семинар).
Дескрипторы
Образцовый, примерный; достойный подражания ответ
(отлично)
Законченный, полный ответ
(хорошо)
Изложенный, раскрытый ответ (удовлетворительно)
Минимальный ответ (неудовлетворительно)
Оценка
Раскрытие проблемы
Проблема раскрыта полностью. Проведен анализ проблемы с привлечением дополнительной литературы. Выводы обоснованы.
Проблема раскрыта. Проведен анализ проблемы без привлечения дополнительной литературы. Не все выводы сделаны и/или обоснованы.
Проблема раскрыта не полностью. Выводы не сделаны и/или выводы не обоснованы.
Проблема не раскрыта. Отсутствуют выводы.
Представление
Представляемая информация систематизирована, последовательна и логически связана. Использованы все необходимые профессиональные термины.
Представляемая информация систематизирована и последовательна. Использовано большинство необходимых профессиональных терминов.
Представляемая информация не систематизирована и/или не последовательна. Профессиональная терминология использована мало.
Представляемая информация логически не связана.
Не использованы профессиональные термины.
Оформление
Широко использованы информационные технологии (PowerPoint). Отсутствуют ошибки в представляемой информации.
Использованы информационные технологии (PowerPoint).
Не более 2 ошибок в представляемой информации.
Использованы информационные технологии (PowerPoint) частично.
3-4 ошибки в представляемой информации.
Не использованы информационные технологии (PowerPoint).
Больше 4 ошибок в представляемой информации.
Ответы на вопросы
Ответы на вопросы полные с привидением примеров.
Ответы на вопросы полные и/или частично полные.
Только ответы на элементарные вопросы.
Нет ответов на вопросы.
Умение держаться на аудитории, коммуникативные навыки
Свободно держаться на аудитории, быть способным к импровизации, учитывать обратную связь с аудиторией
Свободно держаться на аудитории, поддерживать обратную связь с аудиторией
Скован, обратная связь с аудиторией затруднена
Скован, обратная связь с аудиторией отсутствует, не соблюдает нормы речи в простом высказывании.
Итог
Типовые контрольные задания или иные материалы,
Необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения
Образовательной программы
Материалы для подготовки к зачету и / или экзамену
Таблица 11
Материалы, необходимые для оценки знаний (примерные теоретические вопросы)
К зачету
№ п/п
Примерные формулировки вопросов
Код
компетенций
Определениепонятия«праздник». Проблемы терминологии.
Общее и отличительное между понятиями: «театрализованное представление» и «театрализованный праздник». Приведите примеры.
ПК -11
Археологическая классификация культуры: место и роль праздника в истории культуры.
ОК -2
Календарно-обрядовый праздник как знак культуры и знаки в календарном празднике.
ОК- 2
Понятие морфологии праздника (структурной основы). Основные структурные единицы календарного праздника.
ОПК -11
Типы магии в праздничной фактуре (приведите примеры функционирования типов магии в различных праздничных действах).
ПК -11
Знаковый мир праздника Кузьминки. Морфология Кузьминок. Основные темы. Сценарно-режиссерский ход праздника.
ПК -11
Морфология Коляды: хождения, формы святочного ряженья, гадания, святочное воровство.
ПК -11
История Нового года в России: знаковые аспекты новогоднего празднования, мифологические и сказочные персонажи.
ОК -2
Русский масленичный театр. Драматургия Масленицы. Историческая эволюция даты проведения праздника. Встреча и проводы масленицы как отражение закона соответствия начала – конца или первой и последней ассоциации.
ПК -11
Расшифруйте трехчастную модель встречи весны как пограничного праздника.
ПК - 11
Праздничные действа весеннее-летнего цикла в соответствии с законом «начало – конец». Основные знаковые действа.
ПК -11
Аграрные обряды, приуроченные к Великому посту; соединение народных и православных традиций.
ПК -11
Смыслообразующие и художественные особенности празднования Велика дня.
ПК -11
Основные обрядовые действа Красной горки. Семантика красного цвета в традиционной культуре.
ПК -11
Поминальные традиции в русском праздничном календаре. Знаковый мир Радоницы.
ПК -11
Обрядовые действа Егорьего дня. Место и роль пастуха в обрядовых действах.
ПК -11
Морфология Русской березки. Сценарно-режиссерский ход праздника. Смысловая и художественная сопряженность с христианской Троицей.
ПК -11
Структурные единицы праздника Ивана Купалы; время, пространство, участники, основные обрядовые действа и их функция.
ПК -11
Петровки, Петров день – праздник, маркирующий порубежность в хозяйственной деятельности крестьян.
ПК -11
Осенние обрядовые действа. Морфология зажинок и дожинок.
ПК -11
Характер ряженья в календарно-обрядовых праздниках всего годового цикла (приведите примеры, в кого рядились, какую функцию ряженые выполняли).
ПК -11
Каким образом проявляет себя культ умерших предков в народных праздниках.
ПК -11
Обряды «окликания молодых»: время действия, характер, основной смысл. Роль молодоженов в календарных праздниках всего годового цикла.
ПК -11
Родильно -крестильные обряды в контексте теории перехода.
ПК -11
Знаковый мир русской свадьбы. Осмысление свадьбы в рамках традиционной модели мира.
ПК -11, ВК -4
Архаичность похоронного обряда. Общие мировые представления о круговороте жизненных форм – основа формирования ритуала похорон.
ПК 11, ВК -4
Православный обрядово-праздничный календарь: логика хода, смысловые акценты, традиционность основных элементов.
ОК -2, ПК -11
Соотношение народного (календарно-обрядового) и православного праздничного календарей.
ПК -11
Соотнесение природного и социального в календарно-обрядовом празднике.
ПК -11
Знаковые аспекты поцелуйных игр в календарных песнях годового цикла.
ВК -4, ВК -5
Место и роль любви в народном празднике.
ВК -4, ВК -5
Гендерные стереотипы в пространстве календарного праздника; наличие бинарных оппозиций мужчина – женщина; парень – девушка; мальчик – девочка; ролевые функции каждой группы.
ПК -11, ВК -4
К экзамену
№ п/п
Примерные формулировки вопросов
Код
компетенций
Основные направления развития античной празднично-театральной культуры.
ОК -2
Календарно-обрядовые праздники Древней Греции как отражение связи хозяйственной и праздничной деятельности.
ОК -2
Праздничный мир культа Дионисия; роль дионисийских праздничных игрищ в создании и развитии театрального искусства Греции.
ОК -2, ПК -11
Олимпийские игры как своеобразный спортивно-художественный театр Древней Греции.
ОК - 2, ПК -11
Создание римского календаря и календарных праздников; процессы упорядочивания праздничной календарной системы.
ОК -2
Формирование сложных театрализованных представлений в Риме как отражение идеологических устремлений правящего класса. Стержень политики «хлеба и зрелищ».
ОК -2, ПК -11
Общая картина праздничного мира эпохи средневековья в Западной Европе.
ОК -2, ПК -11
Церковные театрализованные действа как одна из форм укрепления христианского вероучения в эпоху средневековья.
ОК -2
Режиссура и постановочные приемы мистериальных действ на площадях и в церковных храмах средневековья.
ОК -2
Характер придворных постановок средневековья; разработка интермедий, арий, танцев, пантомимы; режиссура «междуяствия».
ОК -2
Развитие художественно-смысловой и сценарно-режиссерской основы маскарадных и карнавальных гуляний.
ОК -2, ОПК -11
Праздничный площадной театр Средневековой России X – XVIII вв. – время «заложения» фундамента многонациональной культуры страны.
ОК -2
Гармоничное сосуществование обрядово-зрелищных форм культуры и новых видов праздничного действа.
ОК -2, ОПК -11
Художественная специфика фольклорно-игрового (площадного) театра.
ОПК -11, ПК -11
Празднично-площадной театр как условный театр, театр представления, театр игровой инверсии окружающей действительности.
ОПК -11, ПК -11
Богатство художественных приемов и средств площадного театра: оксюморон, метафора, омоним и т. д.
ОПК -11, ПК -11
Классификация русских скоморохов; специализация каждой группы.
ОПК -11, ПК -11
Основные виды празднично-площадного театра: балаганы, раек, кукольный театр, вертеп и др.
ОПК -11, ПК -11
Новое «лицо» праздничного календаря эпохи Петра I; смена знаковой системы праздничного календаря.
ОПК -11
Площадь как открытая система, впитывающая в себя элементы и формы различных традиций.
ПК -11
Сценарно-режиссерский ход викториальных праздников.
ПК -11
Три направления развития театрального искусства в петровскую эпоху.
ОПК - 11, ПК -11
Общая картина русских народных празднеств конца XVIII– начала XX вв.
ОК -2
Русская праздничная площадь как пространство соединения двух культур – аграрной и индустриальной.
ОПК -11, ПК -11
Балаганы как центр праздничной площади, главная притягательная сила, «лицо» гулянья.
ОПК -11, ПК -11
Батальные представления – русские навмахии; сценарно-режиссерские находки, актерская ансамблевая игра, оригинальное использование местности.
ОПК -11, ПК -11
Характер парковых представлений; садово-парковые аттракционы, летние концертные залы и эстрады, дивертисментные представления.
ОПК -11, ПК -11
Праздник и революция как отражение противоречий социальной истории.
ОК -2
Изменения характера празднования в период Великой Французской революции: соответствие тематики праздника содержанию исторического периода.
ОК -2
Правовые акты французского революционного правительства, касающиеся новых принципов и системы праздников.
ОК -2
Праздники Октябрьской революции: тематическое и жанровое многообразие.
ОК -2
Формы первых советских праздников: церемониалы революционных торжеств, шествия, митинги и др.
ОПК -11, ПК -11
Проблема разработки зрелищных компонентов первых революционных действ через массовые инсценировки.
ОПК -11, ПК -11
Праздничная культура в советской стране в предвоенные годы; бурное развитие художественной самодеятельности.
ОК -2
Советские массовые праздники в послевоенный период; парады, юбилеи республик и городов, певческие и музыкальные представления, фестивали и др.
ОК -2
Развитие праздничной культуры в годы перестройки и постсоветский период в условиях переориентирования общественного сознания с коллективного на индивидуальное.
ОК -2, ОПК -11
Научные концепции современного праздника; поиск ценностного поля, необходимого для жизнеспособности праздника.
ПК -11
Философия праздника как философия творчества и новизны (С. Солдаткин).
ПК -11
Концепция игрового оформления праздников; функциональная роль игры в праздничном пространстве (В. Панфилов).
ПК -11
Теория праздничных игровых технологий В. Григорьева, которые позволяют «втягивать» в праздничное действо большие группы людей.
ПК -11
Жизнеспособность календарно-обрядового праздника в контексте современной культуры.
ВК -4, ВК -5
Календарно-обрядовый праздник как проявление традиции в культуре.
ВК -4, ВК -5
Игровой универсализм народного (календарно-обрядового праздника).
ВК -4, ВК -5
Смысловые и технологические связи явлений: культура → традиция → праздник.
ПК -11
Праздничная культура как пространство органичного функционирования фольклора.
ВК -4, ВК -5
Семиотические аспекты праздничного репертуара
Понятие синкретизма в игровом репертуаре календарного праздника.
ВК -4, ВК -5
Знаковый мир избовых и улочных благопожелательных песенок-колядок.
ВК -4, ВК -5
Драматургическая основа танцевальной картинки «Улица».
ВК -4, ВК -5
Актуализированные фольклорные образцы, адаптированные в студенческой среде (метод анализа и метод наблюдения).
ПК -11
Основные знаковые аспекты «Арслановской» и «Кочкарьской» кадрилей: сравнительный анализ.
ВК -4, ВК -5
Содержательный аспект танцевально-игрового фольклора (на примере «Миньярской плясовой»).
ВК -4, ВК -5
Знаковый мир «Барыни», связь танца с солярным культом.
ВК -4, ВК -5
Масленичные частушки как отражение хода праздничного действа.
ВК -4, ВК -5
Художественное своеобразие игровых форм фольклора: «Купим мы, бабушка», «Хожу я, гуляю», «Плетень», «Синочки», «Как за нашим за двором».