Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Материалы, необходимые для оценки умений, навыков и (или) опыта




Деятельности (примерные практико-ориентированные задания)

Темы и методические указания по подготовке рефератов,

Эссе и творческих заданий по дисциплине

Написание рефератов (эссе, творческих заданий) не предусмотрено.

 

 

Методические указания по выполнению курсовой работы

 

Методические указания по выполнению курсовой работы подготовлены в виде самостоятельного издания.

Типовые задания для проведения текущего контроля

Формирования компетенций

Планы семинарских занятий

Семинар № 1. Тема «Праздник и культура. Сложности определения понятия. «Праздник как первичная форма человеческой культуры» (М.М. Бахтин)». 2 часа. ОК - 2. Проходит в форме полемики

Вопросы для обсуждения:

1.Определение понятия «праздник» в толковых словарях и научных изданиях; разница подходов.

2.Можно ли утверждать, что культура родилась в недрах праздника?

Рекомендуемая литература:

1.Мазаев А. И. Праздник как социально-художественное явление: Опыт историко - теоретического исследования / А.И. Мазаев - М., 1978

2. Лазарева Л.Н. История и теория праздников: учебное пособие /Л.Н. Лазарева - Челябинск, 2010.

 

Семинар № 2. Тема «Научные концепции происхождения праздника в трудах ученых 19 - 20 вв.». 2 часа. ОК - 2. Подготовка конспектов и опрос

Вопросы для обсуждения:

1.В чем суть мифологической концепции? Есть ли основания утверждать, что современному празднику свойственен мифологизм?

2.Можно ли обнаружить схожесть социальной и коммуникативной концепций?

3.Актуально ли положение «тип хозяйственно - культурной деятельности диктует и тип праздника» для современности?

Рекомендуемая литература:

1. Лазарева Л.Н. История и теория праздников: учебное пособие /Л.Н. Лазарева - Челябинск, 2010.

2. Русский праздник. Праздники обряды земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия. / Авт.: Баранова О.Г., Зимина Т.А.

 

Семинар № 3. Тема «Место праздника в археологической классификации культуры. 2часа. ОК - 2. Подготовка таблицы с указанием знаков, которые появляются в каждую эпоху.

Вопросы для обсуждения:

1.В чем актуальность археологической классификации культуры для режиссера праздника.

2. Охарактеризуйте каждый период развития культуры с точки рения появления знаков

Рекомендуемая литература:

1. Котович О.В., Круг Я. И. Золотые правила народной культуры / О.В. Котович, Я. И. Круг. - Минск, 2008.

2.Лазарева Л.Н. Календарно - обрядовый праздник в тексте современной культуры/ Л.Н. Лазарева - Челябинск, 2008.

 

Семинар № 4. Тема «Календарно - обрядовый праздник: синхронно - диахронный анализ». 2 часа. ОК - 2, ПК -11. Подготовка таблицы, в которой отражены соответствия эпохи и конкретного типа праздника.

Вопросы для обсуждения:

1.Всегда ли действовало правило, по которому тип деятельности людей определял тип празднования?

2.Каким образом менялись (дополнялись, исчезали) знаковые аспекты празднования?

Рекомендуемая литература:

1. Лазарева Л.Н. Календарно - обрядовый праздник в тексте современной культуры/ Л.Н. Лазарева - Челябинск, 2008.

2. Русский праздник. Праздники обряды земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия. / Авт.: Баранова О.Г., Зимина Т.А.

 

Семинар № 5. Тема «Знаковый мир Кузьминок. Кузьминки в современной молодежной среде (подготовка общевузовского праздника). Практическое освоение репертуара». 6 часов. ОПК -11, ВК-4, ВК- 5. Подготовка реального праздника в академии. Подготовка кроссворда с вопросами и ответами, в центре - слово «Кузьминки».

Вопросы для обсуждения:

1.Режиссерский ход праздника (динамика освоения пространства).

2.Ролевые функции девушек в празднике.

3.Состав и художественное своеобразие репертуара Кузьминок

Рекомендуемая литература:

1.Лазарева Л.Н. История и теория праздников: учебное пособие /Л.Н. Лазарева - Челябинск, 2010.

2. Некрылова А. Ф.Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома. - СПБ., 2007.

 

Семинар № 6. Тема «Морфология Колядок. Синкретизм святочно - рождественского цикла праздника (подготовка группового праздника). Практическое овладение репертуаром». 6 часов. ОПК -11,ВК -4, ВК -5. Подготовка группового праздника - обряда колядования.

Вопросы для обсуждения:

1.Динамика обрядового хода от 29 декабря до 7 января

2.Соотношение языческих и православных традиций в празднике; синкретизм праздничного мироощущения.

3.Знаковые аспекты репертуара

Рекомендуемая литература:

1.Лазарева Л.Н. История и теория праздников: учебное пособие /Л.Н. Лазарева - Челябинск, 2010.

2. Некрылова А. Ф.Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома. - СПб. 2007.

 

Семинар № 7. Тема «Праздник как текст. Разноплановость текстов внутри праздника эпохи первобытности». 2 часа. ОК - 2. Опрос

Вопросы для обсуждения:

1.Почему неотъемлемым признаком праздника является его сакрализация?

2.Является ли сам праздник явлением, связанным с лиминальностью и теорией перехода?

3. Что значит, праздник как текст? Какие тексты могут быть в празднике?

Рекомендуемая литература:

1.Лазарева Л.Н. История и теория праздников: учебное пособие /Л.Н. Лазарева - Челябинск, 2010.

Семинар № 8. Тема «Знаковые аспекты праздничного православного календаря. Двунадесятые праздники». 2 часа. ОК -2, ПК -11.

Вопросы для обсуждения:

1.Деление христианских праздников на великие, средние и малые.

2.Обрядовая специфика двунадесятых праздников.

3. Пасха в православной и народной традициях: общее и особенное.

Рекомендуемая литература:

1. Котович О.В., Круг Я. И. Золотые правила народной культуры / О.В. Котович, Я. И. Круг. - Минск, 2008.

2.Лазарева Л.Н. История и теория праздников: учебное пособие /Л.Н. Лазарева - Челябинск, 2010

3.Православные праздники /Автор - составитель Наталия Будур. - М., 2002

 

Семинар № 9. Тема «Соотношение народных (языческих) и православных традиций (на примере святочно - новогоднего цикла). Практическое освоение материала». 4 часа. ОПК -11, ПК -11 Подготовка сравнительной таблицы народных и православных (двунадесятых) праздников.

Вопросы для обсуждения:

1.Набор структурных элементов народного и православного праздничных календарей.

2.Когда и почему православные праздники были «наложены» на народные обрядовые действа?

3. В чем проявляется синкретизм праздничного мироощущения?

Рекомендуемая литература:

1. Котович О.В., Круг Я. И. Золотые правила народной культуры / О.В. Котович, Я. И. Круг. - Минск, 2008.

2.Лазарева Л.Н. История и теория праздников: учебное пособие /Л.Н. Лазарева - Челябинск, 2010.

3.Пасха: многообразие культурных традиций. - Временник Зубовского института. Вып.3/ Ред. - сост. В.В. Виноградов. - СПб., 2009.

Семинар № 10. Тема «Знаковые аспекты рождения и взросления ребенка. Поэзия пестования». 4 часа. ВК - 4, ВК -5 Конспект и опрос

Вопросы для обсуждения:

1.В каких практических и ритуальных действах проявляется лиминальность новорожденного?

2.Какова логика обрядового хода во времени и пространстве?

Рекомендуемая литература:

1. Котович О.В., Круг Я. И. Золотые правила народной культуры /О.В. Котович, Я. И. Круг. - Минск, 2008.

2.Лазарева Л.Н. История и теория праздников: учебное пособие /Л.Н. Лазарева - Челябинск, 2010.

3.У кота - баюна: Краеведческое фольклорное издание для семьи/Сост.: Федорова В.П. -Курган, 2012.

 

Семинар № 11. Тема «Художественное своеобразие уральской народной свадьбы». Практическое освоение репертуара». 4 часа. ВК - 5, ВК -4. Подготовить небольшой сценарный план одного из эпизодов свадьбы.

Вопросы для обсуждения:

1.Понятие уральской свадьбы как поэтического спектакля.

2.Что означает формула «свадьба - это действо от печки до печки».

3.Невеста как основная знаковая фигура свадебного хода

Рекомендуемая литература:

1.Демина Л.В. Народное музыкальное творчество: свадебный обряд славян Тюменской области /Л.В.Демина. Тюмень, 2009.

2. Карпухин И.Е.Свадьбы в Башкортостане на рубеже тысячелетий/ И.Е. Карпухин. - Уфа, 2009.

3. Котович О.В., Круг Я. И. Золотые правила народной культуры / О.В. Котович, Я. И. Круг. - Минск, 2008.

4.Лазарева Л.Н. История и теория праздников: учебное пособие /Л.Н. Лазарева - Челябинск, 2010

5.Федорова В.П. Свадьба в системе календарных и семейных обычаев старообрядцев Южного Зауралья / В.П. Федорова, - Курган, 1997.

Семинар № 12. Тема «Обряды ухода. Временные и пространственные границы обрядового комплекса. Региональная и этническая специфика». 2 часа. ВК - 5, ВК -4. конспект и опрос.

Вопросы для обсуждения:

1.Смерть как метаморфоза в представлении древних.

2.Основные этапы обряда ухода.

3.Мотивы переправы в обряде и фольклоре.

Рекомендуемая литература:

1. Котович О.В., Круг Я. И. Золотые правила народной культуры / О.В. Котович, Я. И. Круг. - Минск, 2008.

2.Лазарева Л.Н. История и теория праздников: учебное пособие /Л.Н. Лазарева - Челябинск, 2010

Семинар № 13. Тема «Празднично - бытовой мир Греции в монографии Л. Винничук «Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима». 4 часа. ОК -2. Конспект и обсуждение.

Вопросы для обсуждения:

1.Географическая и экономическая структура Греции как условие формирования праздничной культуры

2.Празднично -бытовые традиции как основа формирования ментальности греков

Рекомендуемая литература:

1.Винничук. Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима/Пер. с польск. В.К. Ронина. - М., 1998.

 

Семинар № 14. Тема «Театр и праздник эпохи античности и классики: набор и развитие художественно - изобразительных средств». 4 часа. ОК - 2, ПК - 11. Сделать сравнительный анализ выразительных средств античного театра и современного.

Вопросы для обсуждения:

1.Праздничный мир Дионисия. Связь праздничного этапа с хозяйственной деятельностью

2.IVвек до н.э. - период смены хороводного театра на театр средней буржуа.

Рекомендуемая литература:

1.Лазарева Л.Н. История и теория праздников: учебное пособие /Л.Н. Лазарева - Челябинск, 2010

Семинар № 15. Тема «Смеховой мир средневековья в книге М.М. Бахтина «Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса». 4 часа. ОК -2, ПК - 11. Подобрать примеры выразительных средств площадного фольклора (по книге).

Вопросы для обсуждения:

1.Характеристика смехового мира в концепции М.М. Бахтина.

2. Формы и художественные приемы смеховой инверсии

Рекомендуемая литература:

1.Бахтин М. М. Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса/М.М. Бахтин. - М., 1990.

Семинар № 16. Тема «Игровой мир средневековой России. Два подхода на природу смеха в истории культуры» (Д. С. Лихачев и Л.М. Ивлева). 4 часа. ОК -2, ПК - 11. Подобрать примеры Выразительных средств русского площадного фольклора (современный опыт).

Вопросы для обсуждения:

1.Что значит противостояние мира здешнего и «иного». Сказывается ли это положение в современной зрелищной культуре?

2.Какие формы зрелищно - игровой культуры были доминантными в России?

3.Характеристика рождественского(святочного) и масленичного смеха.

4.Соотношение игры и смеха; смеховая инверсия в празднике

Рекомендуемая литература:

1.Ивлева Л.М. Дотеатральный язык русского фольклора/ Л.М. Ивлева. - СПб., 1998.

2.Лихачев Д.С. Смех на Древней Руси/Д.С. Лихачев. - М., 1987

 

Семинар № 17. Тема «Формирование праздничной культуры в эпоху преобразований Петра I: вопросы взаимосвязи государства и института праздника». 4 часа. ПК -11. Опрос.

Вопросы для обсуждения:

1.Изменение эстетического идеала как основы смены всей знаковой системы эпохи Петра I.

2.Основные признаки модернизации в области культуры этого периода.

3.Организационная и художественная специфика праздничных действ.

Рекомендуемая литература:

1.Лазарева Л.Н. История и теория праздников: учебное пособие /Л.Н. Лазарева - Челябинск, 2010

Семинар № 18. Тема «Специфика площадных действ в России конца 18 - начала 20 веков. Площадные и парковые действа». 4 часа. ОК - 2, ПК - 11.Опрос.

Вопросы для обсуждения:

1.Почему пореформенный период считается временем общественно - политической активности?

2.В чем состоит художественная специфика городских садово-парковых представлений?

3. Богатство форм площадных представлений.

Рекомендуемая литература:

1.Лазарева Л.Н. История и теория праздников: учебное пособие /Л.Н. Лазарева - Челябинск, 2010.

Семинар № 19. Тема «Праздник и социальные потрясения. Реформа праздничного календаря в эпоху Французской революции. Основные государственные акты». 2 часа. ОК - 2. Дискуссия.

Вопросы для обсуждения:

1.Динамика праздничного календаря как отражение социальных преобразований

2. Создание профессиональной режиссуры. Мифологическая система как средство создания знакового мира праздника.

3. Причины принятия на государственном уровне проекта развернутой системы национальных гражданских праздников.

Рекомендуемая литература:

1.Лазарева Л.Н. История и теория праздников: учебное пособие /Л.Н. Лазарева - Челябинск, 2010

Семинар № 20. Тема «Организационная и художественная специфика революционного площадного театра в России в 1917- 1920 гг. Декреты и документы правительства о создании нового праздничного календаря». 4 часа. ОК -2. Опрос.

Вопросы для обсуждения:

1.Суть культурной революции как главной социокультурной составляющей послеоктябрьской эпохи

2.Двойственность понимания категории времени в советском празднике.

3.Особенности драматургического хода и режиссуры театрализованных постановок под открытым небом.

Рекомендуемая литература:

1.Лазарева Л.Н. История и теория праздников: учебное пособие /Л.Н. Лазарева - Челябинск, 2010.

2.Мазаев А.И. Праздник как социально -художественное явление/А.И. Мазаев - М., 1978.

 

Семинар № 21. Тема «Тематическое разнообразие и художественная наполненность праздничных действ в России советского периода. Создание уникальной знаковой системы праздничной культуры». 2 часа. ОК -2. Опрос.

Вопросы для обсуждения:

1.Мировоззренческие основы нового строя и их художественная интерпретация.

2.Формирование зрелищного компонента в праздничной фактуре.

3.Создание профессиональных учреждений, занимающихся праздничными мероприятиями.

Рекомендуемая литература:

1.Лазарева Л.Н. История и теория праздников: учебное пособие /Л.Н. Лазарева - Челябинск, 2010.

 

Семинар № 22. Тема «Образ человека в праздничной культуре послевоенной России». 2 часа. ОК -2. Подготовка (сбор) реальных сценарно - режиссерских находок и их анализ.

Вопросы для обсуждения:

1.Режиссура праздников Победы: динамика выразительных средств и форм. Место и роль главного героя праздника.

2.Практика проведения праздников городов как особых феноменов, способствующих консолидации различных социальных групп.

Рекомендуемая литература:

1.Лазарева Л.Н. История и теория праздников: учебное пособие /Л.Н. Лазарева - Челябинск, 2010.

 

Семинар № 23. Тема «Институт праздника в периоды социальных преобразований. Смена системы ценностей». 2 часа. ОК- 2. Подготовленная дискуссия.

Вопросы для обсуждения:

1. Проблемы формирования системы ценностей как основы жизнедеятельности общества

2.Ревизия праздничного календаря как объективный отклик на изменившиеся внешние условия общественной жизни.

3. Праздник как пространство отражения взаимодействия элитарная, массовая, популярная и народная культуры.

Рекомендуемая литература:

1.Лазарева Л.Н. История и теория праздников: учебное пособие /Л.Н. Лазарева - Челябинск, 2010.

2.Лазарева Л.Н. Традиционная праздничная культура как культура этнической и социальной памяти/ Л.Н.Лазарева - Челябинск, 2015.

Семинар № 24. Тема «Праздник и современные субкультуры. Праздник как пространство формирования новой системы ценностей». 2 часа. ОК -2.Дискуссия.

Вопросы для обсуждения:

1.Место массовой, элитарной, народной культур в современном социокультурном пространстве.

2. Возможности народного праздника в консолидации субкультурных образований.

Рекомендуемая литература:

2.Лазарева Л.Н. Традиционная праздничная культура как культура этнической и социальной памяти/ Л.Н.Лазарева - Челябинск, 2015.

Семинар № 25. Тема «Современная наука об институте праздника: новизна и традиция». 2 часа. ОПК -11. Обсуждение статей (журналы: «Праздник», Традиционная культура», «Обсерватория культуры» и др.).

Вопросы для обсуждения:

1.Суть философии праздника как философии творчества и новизны.

2.Организационный и содержательный потенциал праздника в условиях активного формирования ценностей.

Рекомендуемая литература:

1.Лазарева Л.Н. История и теория праздников: учебное пособие /Л.Н. Лазарева - Челябинск, 2010.

2.Лазарева Л.Н. Традиционная праздничная культура как культура этнической и социальной памяти/ Л.Н.Лазарева - Челябинск, 2015.

 

Семинар № 26. Тема «Урал как пространство формирования межэтнических связей в праздничном календаре индоевропейцев, финно-угров и тюрков». 2 часа. ВК -4, ВК -5. Подготовка небольших сообщений.

Вопросы для обсуждения:

1.Урал как середина евразийского пространства с общей системой ценностей.

2.Праздничные календари народов Урала

Рекомендуемая литература:

1.Лазарева Л.Н. История и теория праздников: учебное пособие /Л.Н. Лазарева - Челябинск, 2010.

2.Лазарева Л.Н. Традиционная праздничная культура как культура этнической и социальной памяти/ Л.Н.Лазарева - Челябинск, 2015.

 

Семинар № 27. Тема «Реконструкция как один из эффективных путей формирования современного праздничного календаря». 2 часа. ВК -4, ВК - 5. Подготовка реального (ландшафтного) праздника и его анализ.

Вопросы для обсуждения:

1.Реконструкция как проект. Место бриколажа в реконструкции.

2.Место и роль традиционных праздников в формировании современного праздничного календаря

Рекомендуемая литература:

1.Лазарева Л.Н.Календарно - обрядовые праздники Урала: учеб пособие/Л.Н.Лазарева. - Челябинск, 1997.

2.Лазарева Л.Н. Традиционная праздничная культура как культура этнической и социальной памяти/ Л.Н.Лазарева - Челябинск, 2015.

3. Праздник Стрелы на Урале: проектирование традиции: моногр./ Л.Н.Лазарева, А.А. Мордасов. - Челябинск, 2011.

 

Семинар № 28. Тема «Художественно - игровой мир народного праздника конкретной ойкумены (на примере фольклорно - этнографических материалов Южного Урала).

Практическое освоение фольклорного материала». 2 часа. ВК -4, ВК -5. Расшифровка фольклорного произведения по методу случайной выборки.

Вопросы для обсуждения:

1.Обрядовый и зрелищно - игровой фольклор Урала как основа современного традиционного праздника.

2.Художественная специфика уральского фольклора как культуры места.

Рекомендуемая литература:

1.Лазарева Л.Н.Календарно - обрядовые праздники Урала: учеб пособие/Л.Н.Лазарева. - Челябинск, 1997.

2. Праздник Стрелы на Урале: проектирование традиции: моногр./ Л.Н.Лазарева, А.А. Мордасов. - Челябинск, 2011.

3.Традиционная народная культура как фактор формирования единого социокультурного пространства: материалы межрег. науч. - практ. конф./Сост. Л.Л.Костюкова, Л.Н.Лазарева. - Челябинск. 2013

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...