Раздел 10. Праздник и современность
Тема 23. Развитие праздничной культуры в годы перестройки и постсоветский период (1985 – 2000 гг.). Новый этап развития культуры. Интенсивная ломка сложившихся стереотипов. 1992 г. – настоящее время – переходный период. 1988 – 1997 гг. – Всемирное десятилетие развития культуры (Постановление ЮНЕСКО). Культура – цель и средство саморазвития, предпосылка единения людей. Эпохальный период от индустриального типа развития к информационному. Современный период – период культурной революции. Обвал созидательных ценностей. «Перенастройка» общественного сознания с коллективного на индивидуальное. Раздел между элитарными и массовыми формами культуры. Праздник – часть культуры. Опора на ценности. Реагирование праздничного календаря на социально-политические и экономические изменения. Попытки сохранения «красных дат». Рождение новых праздников: День независимости России (12 июня), День государственного Флага Российской Федерации (22 августа), День единения народов (2 апреля). Активное возрождение церковных праздничных традиций. Взаимодействие народно-традиционных и церковных праздников. Возрождение традиционных праздников разных народов, проживающих в конкретных ойкуменах. Развитие профессиональных праздников. Детское праздничное движение. Популярность новых праздников в молодежной среде: Татьянин день (25 января), День Святого Валентина (14 февраля), Хеллоуин (31 октября). Формирование праздничного календаря. Формирование ценностей.
Тема 24. Научные концепции современного праздника. Научная исследовательская база. Отсутствие значимых работ по праздникам. Общий интерес к теории и практике праздничной культуры.
Философская концепция функционирования праздника в современных условиях С. Солдаткина. Философия праздника – философия творчества и новизны. Соотношение праздник – творчество. Творчество как порождение нового. Праздник и праздничность.Наивность как источник открытия, как способность удивляться. Аристотелевское определение удивления как начала науки и искусства. Космос и Хаос в празднике. Традиция как основа упорядочения и устойчивости. Бинарные оппозиции праздника: новизна/традиция; творчество/традиция; новое/вечное. «Дух», «душа» и «тело» праздника. Тождество праздника и творчества. Человек – творец мира и себя самого. Праздничность каждого дня, «снятие» разделения жизни на будни и праздники. Концепция игрового оформления праздников. В. Панфилов о функциональной роли игры в праздничном пространстве. Суть игровой стихии. Основные роли игрового оформления праздника. Пассивное втягивание людей в атмосферу праздника. Создание праздничного настроения. Развивающее просветительное начало. Организация игрового пространства – организация игровой периферии. Концентрация игровых форм и зон. Игровое действо главной сценической площадки. Праздник как вселенское игровое действие. В. М. Григорьев о технологических ошибках праздника. Главная ошибка – нежелание народа участвовать в праздничном мире. Необходимость включения масс в подготовку праздника. Система игровых технологий. Организационные и содержательные аспекты праздника в теоретических положениях И. Захарова. Формирование легенды праздника. Изобретение игрушки-сувенира и символов праздника. Продумывание мероприятий для всех возрастов и вкусов. Нахождение мотиваций для новых ритуалов. Формирование праздника в новых социальных условиях. Постепенное создание системы ценностей как основы развития праздничной культуры.
Тема 25. Календарно-обрядовый праздник в тексте современной культуры. Календарно обрядовый праздник как отражение модели мира, как оригинальный канал сбора, аккумуляции системы ценностей и их трансляции. Важность понимания структуры празднования и процессов моделирования празднично обрядовых форм в современных условиях.
Тема 26. Календарно-обрядовый праздник как проявление традиции в культуре. Макс Вебер о традиции как источнике значимостей. Наличие традиций в разных современных субкультурных образованиях. Традиция как категория, посредством которой формируется, цементируется система ценностей в социокультурных образованиях. Ценности как ядро любой культуры, проявляющиеся в традиции. Традиции как система связей настоящего с прошлым. Цепочка развития традиции: установка → кризис (вариативные процессы) → разрешение кризиса (инновации) → новая установка. Связь праздника с традицией. Праздник как своеобразный институт традиции и традиции в празднике. Разный уровень глубины памяти традиции – условие и предпосылка развития вариативности праздника.
Тема 27. Игровой универсализм календарного праздника. Игра как антропологический феномен. Этимология слова «игра». Архетипические проявления игры во взаимодействии человека и природы. Формирование человека и культуры как двуединый процесс. Место и роль мифотворчества в процессах постижения человеком природы. Создание первых картин мира, отражающих взаимодействие человека и окружающей действительности. Создание первых знаковых систем, позволяющих соотносить человеческую деятельность и природу. Игра как «язык» взаимодействия человека и космоса. Праздник, ритуал, обряд как частные проявления игры, общее ее проявление – культура. Перечень учебно-методического обеспечения Для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине Общие положения Самостоятельная работа студентов – особый вид познавательной деятельности, в процессе которой происходит формирование оптимального для данного индивида стиля получения, обработки и усвоения учебной информации на основе интеграции его субъективного опыта с культурными образцами. Самостоятельная работа может быть аудиторной и внеаудиторной:
Аудиторная самостоятельная работа осуществляется на лекциях и семинарских занятиях. Внеаудиторная самостоятельная работа может осуществляться: – в контакте с преподавателем: на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий, консультаций по подготовки курсовых и выпускных квалификационных работ т. д.; – без контакта с преподавателем: в аудитории для индивидуальных занятий, в библиотеке, дома, в общежитии и других местах при выполнении учебных и творческих заданий. Внеаудиторная самостоятельная работа, прежде всего, включает повторение материала, изученного в ходе аудиторных занятий; работу с основной и дополнительной литературой и интернет-источниками; подготовку к семинарским занятиям; выполнение заданий, вынесенных преподавателем на самостоятельное изучение, научно-исследовательскую и творческую работу студента. Целью самостоятельной работы студентов является: - формирование приверженности к будущей профессии; - систематизация, закрепление, углубление и расширение полученных знаний умений, навыков и (или) опыта деятельности; - формирование умений использовать различные виды изданий (официальные, научные, справочные, информационные и др.); - развитие познавательных способностей и активности студентов (творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности); - формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации; - развитие исследовательского и творческого мышления. Самостоятельная работа является обязательной для каждого студента, и ее объем по каждой дисциплине определяется учебным планом. Методика ее организации зависит от структуры, характера и особенностей изучаемой дисциплины, индивидуальных качеств и условий учебной деятельности. Для эффективной организации самостоятельной работы студент должен: Знать: – систему форм и методов обучения в вузе;
– основы научной организации труда; – методики самостоятельной работы; – критерии оценки качества выполняемой самостоятельной работы. Уметь: - проводить поиск в различных поисковых системах; - использовать различные виды изданий; - применять методики самостоятельной работы с учетом особенностей изучаемой дисциплины. Иметь навыки и опыт деятельности: – планирование самостоятельной работы; – соотнесение планируемых целей и полученных результатов в ходе самостоятельной работы; – проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности. Методика самостоятельной работы предварительно разъясняется преподавателем и в последующем может уточняться с учетом индивидуальных особенностей студентов. Время и место самостоятельной работы выбираются студентами по своему усмотрению, но с учетом рекомендаций преподавателя. Самостоятельную работу над дисциплиной следует начинать с изучения рабочей программы дисциплины, которая содержит основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучаемых. Обязательно следует помнить рекомендации преподавателя, данные в ходе установочного занятия, а затем – приступать к изучению отдельных разделов и тем в порядке, предусмотренном рабочей программой дисциплины.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|