Наименование
разделов, темы
| Результаты освоения ОПОП (содержание компетенций и код)
| Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
(пороговый уровень)
| Наименование оценочного средства
|
|
|
|
|
Раздел 1. Праздник и культура
| | | |
Тема 1. Определение праздника. Проблемы терминологии. Место праздника в тексте культуры
| Способность анализировать основные этапы исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2)
| знания: соотносить развитие праздничных форм культуры в соответствии с археологической классификацией культуры
| - Семинар № 1. Тема «Праздник и культура. Сложности определения понятия».(2 час.)
-Тест № 1, 2, 3, 4.
|
умения: перечислять исторически появляющиеся формы праздничной культуры
|
навыки и (или) опыт деятельности: определять причинную связь между историческим событием формой праздника
|
Тема 2. Обзор научных концепций происхождения праздников
| Способность анализировать основные этапы исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2)
| знания: соотносить развитие праздничных форм культуры в соответствии с археологической классификацией культуры
| - Семинар № 2. Тема «Научные концепции происхождения праздника в трудах ученых 19 - 20 вв.».(2 час).
- Тест №7, 8, 9, 10.
|
умения: перечислять исторически появляющиеся формы праздничной культуры
|
навыки и (или) опыт деятельности: определять причинную связь между историческим событием формой праздника
|
Раздел 2. Календарно-обрядовые праздники
|
|
|
|
Тема 3. История изучения календарных обычаев и обрядов
| Способность анализировать основные этапы исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2)
| знания: соотносить развитие праздничных форм культуры в соответствии с археологической классификацией культуры
|
|
умения: перечислять исторически появляющиеся формы праздничной культуры
|
навыки и (или) опыт деятельности: определять причинную связь между историческим событием формой праздника
|
Тема 4. Календарно – обрядовый праздник и календарь: феномен взаимообусловленности
| Способность анализировать основные этапы исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2)
| знания: соотносить развитие праздничных форм культуры в соответствии с археологической классификацией культуры
| - Семинар № 3. Тема «Место праздника в археологической классификации культуры».(2 час).
- Самостоятельная работа № 2. «Фольклорно -игровые традиции календарного праздника».
- Тест № 4, 5, 6.
|
умения: перечислять исторически появляющиеся формы праздничной культуры
|
навыки и (или) опыт деятельности: определять причинную связь между историческим событием формой праздника
|
Тема 5. Праздничный календарь в семиотическом аспекте. Знаковый мир календарно-обрядового праздника
| Способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно - коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-11)
| знания: расширять источниковедческую базу для вхождения в информационное поле профессии
| - Семинар № 4.Тема «Календарно - обрядовый праздник: синхронно - диахронный анализ» (2 час).
- Семинар № 5. Тема «Знаковый мир Кузьминок. Кузьминки в современной молодежной среде».(6час.)
- Самостоятельная работа № 1. «Знаковый мир Кузьминок (сценарно - режиссерский ход)».
- Самостоятельная работа №2. Тема «Фольклорно - игровые традиции календарного праздника».
|
умения: выбирать информационный материал, необходимый для первичной сценарно-режиссерской пробы (уровень этюдного наброска)
|
навыки и (или) опыт деятельности: ориентироваться в многомерном информационном потоке
|
Тема 6. Морфология календарного праздника
| Способность анализировать основные этапы исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2)
| знания: соотносить развитие праздничных форм культуры в соответствии с археологической классификацией культуры
| - Семинар «Морфология Колядок. Синкретизм святочно - новогоднего цикла праздника» (6 час.).
- Самостоятельная работа № 3. Тема «Сравнительно - типологический анализ морфологии Кузьминок и Колядок».
- Тесты №17, 18, 19, 20, 21. 22. 23, 24. 25.
|
умения: перечислять исторически появляющиеся формы праздничной культуры
|
навыки и (или) опыт деятельности: определять причинную связь между историческим событием формой праздника
|
Тема 7. Календарно -обрядовый (архаичный) праздник как текст культуры
| Способность анализировать основные этапы исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2)
| знания: соотносить развитие праздничных форм культуры в соответствии с археологической классификацией культуры
| - Семинар № 7. Тема «Праздник как текст. Разноплановость текстов внутри праздника эпохи первобытности». (2час.).
- Самостоятельная работа № 4. Тема «Основные знаки календарного праздника».
-Тесты №26- 29.
|
умения: перечислять исторически появляющиеся формы праздничной культуры
|
навыки и (или) опыт деятельности: определять причинную связь между историческим событием формой праздника
|
Раздел 3. Христианско-обрядовые праздники
|
|
|
|
Тема 8. Православный обрядово-праздничный календарь
| Способность анализировать основные этапы исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2)
| знания: соотносить развитие праздничных форм культуры в соответствии с археологической классификацией культуры
| - Семинар № 8. Тема «Знаковые аспекты праздничного православного календаря. Двунадесятые праздники». (2 час.).
- Тесты №30,31, 32,33.
|
умения: перечислять исторически появляющиеся формы праздничной культуры
|
навыки и (или) опыт деятельности: определять причинную связь между историческим событием формой праздника
|
Тема 9. Соотношение народных и церковных праздников
| Способность анализировать основные этапы исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2)
| знания: соотносить развитие праздничных форм культуры в соответствии с археологической классификацией культуры
| - Семинар № 9. Тема «Соотношение народных (языческих) и православных традиций (на примере святочно - новогоднего цикла). Практическое освоение материала». (4 час.)
|
умения: перечислять исторически появляющиеся формы праздничной культуры
|
навыки и (или) опыт деятельности: определять причинную связь между историческим событием формой праздника
|
Раздел 4. Семейно-обрядовые праздники
|
|
|
|
Тема 10. Родильно -крестильные обряды
| Умение учитывать особенности традиционной культуры народов, проживающих на Южном Урале, создавать межэтнические модели праздничной культуры (ВК-4)
| знания: описывать праздничные традиции народов Урала
| - Семинар № 10. Тема «Знаковые аспекты рождения и взросления ребенка. Поэзия пестования». (4 час.).
- Тесты №34, 35, 36.
|
умения: выделять общее и особенное в праздничных календарях народов Урала
|
навыки и (или) опыт деятельности: устанавливать отношения между праздничными традициями разных народов Урала
|
Тема 11. Свадебный обряд. Знаковый мир русской свадьбы
| Владеть базовыми сведениями, связанными с региональной спецификой Волго-Уральского региона, фондом фольклорно-игровой культуры (ВК-5)
| знания: отличать исторические этапы заселения Урала разными народами
| - Семинар № 11. Тема «Художественное своеобразие уральской народной свадьбы». (4час.).
-Самостоятельная работа № 5. Тема «Свадьба в прошлом и настоящем: сравнительный анализ (анализ кодированного поведения)».
- Тесты № 37-43.
|
умения: определять основные знаковые аспекты фольклорно-игровой культуры народов Урала
|
навыки и (или) опыт деятельности: определять специфику региона в соответствии с этнографическими данными
|
Тема 12. Похоронные обрядовые действа.
| Владеть базовыми сведениями, связанными с региональной спецификой Волго-Уральского региона, фондом фольклорно-игровой культуры (ВК-5)
| знания: отличать исторические этапы заселения Урала разными народами
| - Семинар №12. Тема «Обряды ухода, Временные и пространственные границы обрядового комплекса. Региональная и этническая специфика». (2 час.)
- Тесты № 44-47.
|
умения: определять основные знаковые аспекты фольклорно-игровой культуры народов Урала
|
навыки и (или) опыт деятельности: определять специфику региона в соответствии с этнографическими данными
|
Раздел 5. Праздник и история. Праздники древнего мира
|
|
|
|
Тема 13. Праздничный календарь Древней Греции
| Способность анализировать основные этапы исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2)
| знания: соотносить развитие праздничных форм культуры в соответствии с археологической классификацией культуры
| - Семинар «13. Тема «Празднично - бытовой мир Греции в монографии Л. Винничук «Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима». (4 час.).
- Самостоятельная работа № 6. Тема «Праздничный календарь Древней Греции и Древней Руси: сравнительно - типологический анализ».
- Тесты № 49-55.
|
умения: перечислять исторически появляющиеся формы праздничной культуры
|
навыки и (или) опыт деятельности: определять причинную связь между историческим событием формой праздника
|
Тема 14. Праздники и зрелища Древнего Рима
| Способность анализировать основные этапы исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2)
| знания: соотносить развитие праздничных форм культуры в соответствии с археологической классификацией культуры
| - Семинар № 14. Тема «Театр и праздник эпохи античности и классики: набор и развитие художественно - изобразительных средств». (4 час.).
- Самостоятельная работа № 7. Тема «Формы зрелищной культуры, рожденные Римом, в современном тексте культуры».
- Тесты № 56-59.
|
умения: перечислять исторически появляющиеся формы праздничной культуры
|
навыки и (или) опыт деятельности: определять причинную связь между историческим событием формой праздника
|
Раздел 6. Праздники эпохи средневековья
|
|
|
|
Тема 15. Праздничный мир эпохи средневековья в Западной Европе в V – XVI вв.
| Способность анализировать основные этапы исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2)
| знания: соотносить развитие праздничных форм культуры в соответствии с археологической классификацией культуры
| - Семинар № 15. Тема «Смеховой мир средневековья в книге М.М. Бахтина «Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса». (4 час.).
-Самостоятельная работа № 8. Тема «Театральные кооперации и шутовские общества как формы учреждений по организации праздничных мероприятий».
- тесты № 60 -63.
|
умения: перечислять исторически появляющиеся формы праздничной культуры
|
навыки и (или) опыт деятельности: определять причинную связь между историческим событием формой праздника
|
Тема 16. Праздничный площадной театр средневековой России X – XVII вв.
| Способность анализировать основные этапы исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2)
| знания: соотносить развитие праздничных форм культуры в соответствии с археологической классификацией культуры
| - Семинар № 16. Тема «Игровой мир средневековой России. Два подхода на природу смеха в истории культуры» (Д.С. Лихачев И Л. М. Ивлева).(4 час.).
-самостоятельная работа № 9. Тема «Фольклорно - игровой театр - основа праздничной культуры России 10-17 вв.»
- тесты № 644- 67.
|
умения: перечислять исторически появляющиеся формы праздничной культуры
|
навыки и (или) опыт деятельности: определять причинную связь между историческим событием формой праздника
|
Раздел 7. Русские праздники в период от преобразований Петра I до социальных революций XVIII - нач.XXвв.
|
|
|
|
Тема 17. Массовые праздничные действа эпохи Петра I (1672 – 1725 гг.) Новое «лицо» праздничного календаря
| Способность ставить и решать прикладные задачи с использованием теории и практики современной режиссуры театрализованных представлений и праздников и других форм праздничной культуры (ПК-11)
| знания: определять общее и отличительное между двумя формами культуры: театрализованным представлением и праздником
| - Семинар № 17. Тема «Формирование праздничной культуры в эпоху преобразований Петра I: вопросы взаимосвязи государства и института праздника». (4 час.).
- Самостоятельная работа «Знаковый мир викториальных праздников».
- Тесты № 68-71.
|
умения: отбирать художественные средства выразительности, способствующие созданию смыслового пространства праздника
|
навыки и (или) опыт деятельности: распознавать разные методы подготовки и проведения театрализованных форм представления и праздников
|
Тема 18. Русские народные праздники, увеселения и зрелища конца XVIII –начала ХХ вв.
| Способность анализировать основные этапы исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2)
| знания: соотносить развитие праздничных форм культуры в соответствии с археологической классификацией культуры
| - Семинар № 18. Тема «Специфика площадных действ в России конца 18 начала 20 веков. Площадные и парковые действа». (4 час.).
- Самостоятельная работа № 11. Тема «Виды площадного действа и их возможности на современной праздничной площади».
- Тесты № 72- 75.
|
умения: перечислять исторически появляющиеся формы праздничной культуры
|
навыки и (или) опыт деятельности: определять причинную связь между историческим событием формой праздника
|
Раздел 8. Праздник и революция. Характер праздничного календаря времен социальных потрясений
|
|
|
|
Тема 19. Празднества Великой Французской революции (1789–1794 гг.)
| Способность анализировать основные этапы исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2)
| знания: соотносить развитие праздничных форм культуры в соответствии с археологической классификацией культуры
| - Семинар № 19. Тема «Праздник и социальные потрясения. Реформа праздничного календаря в эпоху Французской революции. Основные государственные акты». (2 час.).
- Самостоятельная работа «Перечень основных знаков - символов, порожденных революцией».
- Тесты № 76- 77.
|
умения: перечислять исторически появляющиеся формы праздничной культуры
|
навыки и (или) опыт деятельности: определять причинную связь между историческим событием формой праздника
|
Тема 20. Праздники Октябрьской социалистической революции (1917–1920 гг.): тематическое и жанровое многообразие
| Способность анализировать основные этапы исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2)
| знания: соотносить развитие праздничных форм культуры в соответствии с археологической классификацией культуры
| - Семинар № 20. Тема «Организационная и художественная специфика революционного площадного театра в России в 1917 - 1920гг. декреты и документы правительства о создании нового праздничного календаря». (4 час.).
-Самостоятельная работа «Проблемы соотнесения праздника и зрелища в переломные моменты истории».
- Тесты № 78-81.
|
умения: перечислять исторически появляющиеся формы праздничной культуры
|
навыки и (или) опыт деятельности: определять причинную связь между историческим событием формой праздника
|
Раздел 9. Праздники в Советском Союзе
|
|
|
|
Тема 21. Праздничная культура в советской стране в предвоенные годы (1920–1940 гг).
| Способность анализировать основные этапы исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2)
| знания: соотносить развитие праздничных форм культуры в соответствии с археологической классификацией культуры
| - Семинар № 21. Тема «Тематическое разнообразие и художественная наполненность праздничных действ в России советского периода. Создание уникальной знаковой системы праздничной культуры». (2 час.).
- Самостоятельная работа № 14. Тема «Художественная самодеятельность и праздничная культура: формы взаимодействия».
- тесты № 82, 83.
|
умения: перечислять исторически появляющиеся формы праздничной культуры
|
навыки и (или) опыт деятельности: определять причинную связь между историческим событием формой праздника
|
Тема 22. Советские массовые празднества в послевоенный период (1945–1985 гг.)
| Способность анализировать основные этапы исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2)
| знания: соотносить развитие праздничных форм культуры в соответствии с археологической классификацией культуры
| - Семинар № 22. Тема «Образ человека в праздничной культуре послевоенной России».(2 час.).
- Самостоятельная работа № 15. Тема «Парады Победы: сценарно - режиссерские находки».
- Тесты № 84- 85.
|
умения: перечислять исторически появляющиеся формы праздничной культуры
|
навыки и (или) опыт деятельности: определять причинную связь между историческим событием формой праздника
|
Раздел 10. Праздник и современность
|
|
|
|
Тема 23. Развитие праздничной культуры в годы перестройки и постсоветский период
(1985–2000 гг.)
| Способность ставить и решать прикладные задачи с использованием теории и практики современной режиссуры театрализованных представлений и праздников и других форм праздничной культуры (ПК-11)
| знания: определять общее и отличительное между двумя формами культуры: театрализованным представлением и праздником
| - Семинар № 23. Тема «Институт праздника в периоды социальных преобразований. Смена системы ценностей».(2 час.).
- Семинар № 24. Тема «Праздник и современные субкультуры. Праздник как пространство формирования новой системы ценностей». (2 час.).
- Самостоятельная работа №16. Тема «Поиск новых ценностей - поиск новых форм».
- Тесты № 86-89.
|
умения: отбирать художественные средства выразительности, способствующие созданию смыслового пространства праздника
|
навыки и (или) опыт деятельности: распознавать разные методы подготовки и проведения театрализованных форм представления и праздников
|
Тема 24. Научные концепции современного праздника
| Способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно- коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-11)
| знания: расширять источниковедческую базу для вхождения в информационное поле профессии
| - Семинар № 25. Тема «Современная наука об институте праздника: новизна и традиция». (2 час.).
- Тесты № 90. 91.
|
умения: выбирать информационный материал, необходимый для первичной сценарно-режиссерской пробы (уровень этюдного наброска)
|
навыки и (или) опыт деятельности: ориентироваться в многомерном информационном потоке
|
Тема 25. Календарно-обрядовый праздник в тексте современной культуры
| Умение учитывать особенности традиционной культуры народов, проживающих на Южном Урале, создавать межэтнические модели праздничной культуры (ВК-4)
| знания: описывать праздничные традиции народов Урала
| - Семинар № 26. Тема «Урал как пространство формирования межэтнических связей в праздничном календаре индоевропейцев, финно - угров и тюрков».(2 час.)
- Самостоятельная работа № 17. Тема «Молодежные посиделки как одна из форм приобщения к национальным традициям».
- Самостоятельная работа № 18. Тема «Дети и народная праздничная культура (формы вхождения детей в традицию)».
|
умения: выделять общее и особенное в праздничных календарях народов Урала
|
навыки и (или) опыт деятельности: устанавливать отношения между праздничными традициями разных народов Урала
|
Тема 26. Календарно-обрядовый праздник как проявление традиции в культуре
| Умение учитывать особенности традиционной культуры народов, проживающих на Южном Урале, создавать межэтнические модели праздничной культуры (ВК-4)
| знания: описывать праздничные традиции народов Урала
| - Семинар № 27. Тема № Реконструкция как один из эффективных путей формирования современного праздничного календаря». (2 час.).
- Самостоятельная работа № 19. Тема «Проектирование праздника Стрелы: соотнесение традиции и новации».
|
умения: выделять общее и особенное в праздничных календарях народов Урала
|
навыки и (или) опыт деятельности: устанавливать отношения между праздничными традициями разных народов Урала
|
Тема 27. Игровой универсализм календарного праздника
| Умение учитывать особенности традиционной культуры народов, проживающих на Южном Урале, создавать межэтнические модели праздничной культуры (ВК-4)
| знания: описывать праздничные традиции народов Урала
| - семинар № 28. Тема «Художественно - игровой мир народного праздника конкретной ойкумены (на примере фольклорно - этнографических материалов Южного Урала)». (2 час.).
|
умения: выделять общее и особенное в праздничных календарях народов Урала
|
навыки и 9или) опыт деятельности: устанавливать отношения между праздничными традициями разных народов Урала
|