Мисаренко Г. Г. ББК 81.2Рус-9. От автора
Стр 1 из 12Следующая ⇒
УДК 372. 41: 808. 2 ББК81. 2Рус-9 М65 Мисаренко Г. Г. Правописание безударных окончаний: Учебн. пособие. — М.: Институт инноваций в образовании им. Л. В. Занкова: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2005. — 64 с. — (Русский язык в начальной школе. Дидактический материал). ISBN 5-329-01313-5 Данное пособие составлено на основе анализа типичных ошибок учеников в правописании безударных окончаний слов. Последовательное выполнение упражнений пособия помогает детям осмыслить понятия, соответствующие теме, и формирует план учебных действий, необходимых для правильного решения грамматических и орфографических задач. Пособие может быть использовано учителями для работы в классе, воспитателями групп продлённого дня или родителями для индивидуальной работы с детьми, испытывающими трудности в усвоении русского языка. УДК 372. 41: 808. 2 ББК 81. 2Рус-9 ISBN 5-329-01313-5 © АНО «Институт инноваций в обра- зовании им. Л. В. Занкова», 2005 © ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2005 © Мисаренко Г. Г., 2005 От автора При работе с окончанием слова ученики испытывают две главные трудности. Первая заключается в том, что они ещё слабо осознают грамматику родного языка, в частности явление согласования слов при помощи окончаний. В устной речи, которой дети активно пользуются, внимание обычно направлено на смысл, который улавливается из общего контекста. Окончания же в контексте не являются смыс-лоразличительной частью слова и поэтому, как правило, произносятся недостаточно чётко. А в письменной речи это становится причиной ошибок. Вторая трудность в том, что дети пока не умеют произвольно изменять по вопросам слово, взятое изолированно, вне контекста предложения. Да и самих вопросов (кому? о чём? что сде-лает? какому? и др. ) ученики толком не знают, потому что основная работа с ними проводится значительно позже — во время изучения склонения и спряжения. А без изменения слова нельзя выделить его окончания, и дети начинают называть окончанием любые буквы, стоящие на конце слова.
Отсюда вытекает главная задача коррекционной работы — привлечь внимание ребёнка к грамматической связи слов, вооружить его способами, помогающими менять форму изолированного слова, и научить видеть изменение последних букв (или отсутствие такового). При этом очень важно приучить школьника произносить слова не спеша, очень чётко проговаривая каждый звук от первого до последнего, делая особый акцент на последних звуках. Операции, связанные с правописанием безударных окончаний, в значительной степени упрощены по сравнению с учебниками. Основное внимание в упражнениях сводится к отработке действий, необходимых для правильного выбора окончания при помощи проверочного слова. Первые упражнения этого раздела позволяют уточнить понимание детьми окончания как морфологической части слова и формируют операции по его выделению в слове. При этом дети сначала рассматривают окончания существительных, затем прилагательных и, наконец, глаголов.
Каждое упражнение (за очень небольшим исключением) включает в себя несколько вариантов материала для работы, объединённых одним заданием и одним технологическим планом действий. Они помечены номером упражнения и номером варианта, например: 32-1, 32-2, 32-3 и т. д. Взрослый либо предоставляет ребёнку право выбрать для работы любой вариант, либо указывает на один из них. Нужно ли ученику выполнять весь набор вариантов того или иного упражнения, в каждом конкретном случае взрослый решает отдельно. Несколько слов о планах учебных действий, которые присутствуют почти в каждом упражнении. У них три цели: во-первых, показать ученику способы решения учебной задачи; во-вторых, помочь ему осознать собственную мыслительную работу, наполнить слово «думать» конкретным смыслом; в-третьих, развивать речь ребёнка. Чтобы все три цели были достигнуты, необходимо требовать от ребёнка подробного рассказа от первого лица о том, как он собирается выполнять поставленное перед ним задание. Рассказывать он может кому-нибудь (взрослому, соседу по парте и т. п. ) или же самому себе. Но ни в коем случае нельзя допускать, чтобы ребёнок приступил к работе без такого устного планирования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|