ГЛАВА 1. Теоретические положения изучения лексического материала на среднем этапе обучения
ГЛАВА 1. Теоретические положения изучения лексического материала на среднем этапе обучения 1. 1 Характеристика среднего этапа обучения лексическим навыкам
Лексика является основной частью языка и отражает его содержательную сторону. Развитие словарного запаса - это развитие языковых навыков. Ряд современных исследователей, которые занимаются проблемами изучения лексики, говорят о ряде трудностей в овладении лексическим материалом [2, 6, 7, 11, 47, 51, 56, 58, 60, 61, 63]. В противовес грамматике и фонетике лексическая система - это конкретные лексические единицы, поэтому лексический материал представляет собой некое единство отдельных фактов, то есть набор единиц, не подчиняющихся какой-либо системе. Берман И. М., Бронская В. С., Опарина Е. А., Пассов Е. И., изучая проблемы развития лексических навыков, отдавали предпочтение коммуникативному способу обучения [3, 5, 37, 41]. Если говорить о словаре методических терминов, то можно сказать, что лексика, как основной строительный материал языка, требует постепенной и кропотливой работы по формированию лексических навыков, которые могут стать прочными и устойчивыми, если работать вместе и выполнять их в одном русле [1, с. 15]. Приобретение словарного запаса в контексте обучения иностранному языку имеет принципиальное значение. Являясь одним из основных элементов речевого общения, он тесно связан с грамматикой и фонетикой. Однако при обучении разным языковым аспектам необходимо больший акцент делать на тщательное изучение лексических эквивалентов, так как главной в процессе общения является не грамматика, а лексика [46]. Лексические эквиваленты отражают реальную и воображаемую действительность и придают высказыванию конкретный смысл. Именно с помощью слов можно выразить и передать любую мысль. Это и определяет роль лексики в обучении иностранному языку. Без овладения обучающимся лексическим материалом невозможно создание крепкой языковой базы[30].
Прежде чем говорить о преподавании лексической стороны языка, дадим определение понятию «лексика». Рисунок 1. Прежде чем обсуждать процесс обучения лексической стороны речи, необходимо дать определение слову «лексика». Рис. 1.
Рис. 1. Основные подходы к трактовке понятия «лексика» В этом исследовании мы предлагаем использовать следующее определение понятию «лексика»:
Лексика может состоять из лексических единиц, которые бывают как цельными, так и раздельными. Ниже на рис. 2. Представлены такие лексические единицы:
Рис. 2. Основные лексические единицы
С помощью подобной лексики можно предоставить большие возможности для языкового мышления, которые представлены в виде навыков ниже на рис. 3 [28, с. 210].
Рис. 3. Основные навыки, полученные в результате обучения иностранному языку по разделу лексика [45, с. 40] Основной целью обучения лексическим навыкам иностранного языка, как показывает практика, считается развитие таких продуктивных навыков, как говорение и письмо, а также и рецептивных навыков, что предполагает обучение лексическим навыкам в процессе обучения чтению и аудированию. Все операции, лежащие в основе каждого из них, как раз и составляют основное содержание обучения лексической стороне иноязычной речи и оказывают воздействие на его психологическую составляющую. Далее на рис. 4 представим характеристику продуктивного и рецептивного навыков.
Рис. 4. Отличные характеристики продуктивного и рецептивного лексических навыков
Успех в овладении словом зависит, во-первых, от ментальных умений обучающегося, во-первых, от его способности к наблюдению, сравнению и анализу языковых явлений и угадыванию значения незнакомой лексической единицы по контексту или словообразовательным элементам; в-третьих, от умений обучающегося работать с разными словарями, вести учебный словарь и выбирать подходящую форму лексической единицы; в-пятых, от способности обучающегося использовать эффективные средства и приемы для запоминания лексического материала [56, с. 34]. Навыки и умения, описанные выше, являются общепедагогической составляющей содержания обучения лексической стороне языка. Лингвистическая составляющая содержания обучения лексической стороне языка это лексический минимум, который состоит из слов, словосочетаний и различных фразеологических единиц. Сочетаемость, частотность, стилистическая нейтральность и словообразовательные навыки являются основными критериями отбора слов в лексический минимум. В зависимости от вида речевой деятельности различают активный и пассивный речевой минимум. Для развития устной и письменной речи необходимо наличие активного словарного запаса. Пассивный же словарный запас может состоять только из тех слов, которые обучающиеся должны иметь в своем пассивном словаре, то есть при необходимости понять текст или речь носителя языка, читая и слушая. Количество лексических единиц, образующих активный и пассивный лексический минимум, указывается в программе по иностранному языку для каждого образовательного уровня [35]. Работа над лексикой строится по определенному алгоритму, соблюдение которого является необходимым условием для плодотворной учебной деятельности. Классификация принципов работы над лексикой будет представлена в следующем параграфе (рис. 5).
Формирование лексических навыков на иностранном языке – это долгий процесс, закрепление и автоматическое владение лексическими единицами требует тщательной и кропотливой работы со стороны, как со стороны преподавателя, так и со стороны обучающегося. Стремление обучающегося к овладению всем богатством иноязычной лексики является, пожалуй, даже более важным аспектов в обучении [2].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|