2.2 Теоретические основы использования игровых приемов на уроках иностранного языка в средней школе
Учебный процесс состоит из двух компонентов: преподавания и обучения. Учебный процесс основан на определенных принципах и имеет четко выраженную дидактическую структуру. Верещагина И. Н. сформулировала дидактические принципы наглядности, научности и доступности [9]. Она считает, что процесс обучения иностранному языку также ориентируется на ряд дидактических принципов. Что касается образовательного процесса в школе, то он также состоит из ряда методологических компонентов, например: · Наличие воспитательного элемента в обучении; · Интегрированный образовательный процесс; · Коммуникативная направленность процесса обучения; · Дифференциация обучения; · Доступность и посильность обучения; · Регулярная работа по закреплению пройденного материала; · Сознательный подход к процессу приобретения знаний, осознание важности получения знаний и формированию компетенций [8]. При обучении иностранному языку реализуются как общедидактические, так и методические принципы. Никитенко З. Н., Гальскова Н. Д. сформулировали ряд положений. Они считают, что при организации процесса обучения иностранному языку необходимо: · создать благоприятную атмосферу на занятиях и ощущение комфортности обучающегося; · мотивировать к общению; · применять технологии, активирующие взаимодействие обучающихся; · полагаться на знания, навыки и потребности обучающихся; · использовать наглядные пособия и другие формы восприятия [34]. Второй важной составляющей образовательного процесса является его содержание. В содержание обучения входит: · языковой и речевой материал на разных уровнях организации; · содержание темы;
· объективные и мысленные действия с иноязычным материалом. Именно содержание обучения иностранному языку требует соответствующих форм и методов обучения. Есть три группы методов обучения: · способ организации и проведения учебно-познавательной деятельности; · методика стимулирования и мотивации учебной и познавательной деятельности; · методика контроля и саморегуляции эффективности учебной и познавательной деятельности. Познавательные игры и обучающие дискуссии, т. е., методы обучения игровым дискуссиям имеют особое значение для обучения иностранному языку. По этой причине игровые методы обучения иностранному языку занимают в этой работе важное место. Подбор наиболее подходящих техник, форм и методов обучения производится учителем. Критерии оптимального выбора методики обучения по Ю. К. Бабанскому [68]: • модели и принципы обучения; • цели обучения; • содержание темы; • возможности обучения для студентов; • уровень профессиональной квалификации учителей. Основные требования к ролевым играм: 1. Игра должна быть направлена на стимулирование мотивации к обучению, она вызывает у школьника интерес и желание качественно выполнить задание. Это следует делать, начиная с ситуации, которая соответствует реальной ситуации общения. 2. Ролевая игра должна быть четко организована и хорошо продумана, как по наполнению ее контекста, так и ее форме. Важно, чтобы учащиеся осознавали, как важно хорошо сыграть ту или иную роль. Только при этих условиях их речь будет убедительной и естественной. 3. Ролевые игры должны быть одобрены всей группой обучающихся. 4. Крайне важно, чтобы игровое взаимодействие проходило в приятной и творческой обстановке и вызывало у учащихся только чувство радости и удовлетворения. 5. Игра должна быть организована так, чтобы обучающиеся смогли использовать весь потенциал своей речи в процессе игрового взаимодействия.
6. Еще важнее то, чтобы и сам учитель верил в успех данного мероприятия (игры), в противном случае трудно будет ожидать от обучающихся живого отклика и результата в работе на занятии. 7. Очень важно умение педагога общаться с детьми. Создание дружественной и поддерживающей атмосферы на уроке – очень важный фактор, важность которого не подлежит сомнению [26, с. 82]. В ходе игры учитель может играть роль, но только не главную роль, так как в игре он не руководитель, а наставник, помощник. Желательно, чтобы социальный статус этой роли помогал вам незаметно контролировать речевое общение в группе. Обычно преподаватель не берется за роль, пока учащиеся не ознакомятся с этим видом работы, который в дальнейшем не понадобится. Во время игры сильные ученики оказывают помощь более «слабым» одноклассникам. Учитель лишь ненавязчиво помогает, подсказывает, направляет работу обучающихся, но никак не вмешивается в сам процесс игры. Он незаметно записывает ошибки учеников, так, чтобы они этого не заметили, чтобы не нарушать комфортную среду. В принципе, он может на следующем занятии каждому индивидуально сказать об ошибках в речи (или обсудить коллективно). В ситуации необходимо предоставить информацию о социальных отношениях партнеров, например, о формальных/неформальных. Раздел «Роли» включает в себя перечень ролей. Описание роли находится на ролевой карточке. Информация может быть, как краткой, чтобы ученик смог получить изображение персонажа, роль которого он будет играть, так и подробной, например, информация о человеке (дружелюбный, честный, ленивый и т. д. ), о его жизненном опыте и языке, привычках, увлечениях и так далее. У учащихся должно быть время для ролевой игры. Каждый участник ролевой игры выполняет голосовые действия в зависимости от коммуникативной ситуации, но у каждого из них есть определенная свобода действий. Как правило, роли назначает учитель, но и сами обучающиеся могут выбрать себе понравившиеся роли. Это зависит от индивидуальных особенностей учащихся, а также уровня знаний по иностранному языку. Учитель должен быть тактичным при обсуждении игры и оценке участия учащихся, особенно, когда игра впервые внедряется в учебный процесс. Отрицательная оценка деятельности обучающихся во время игры подавляет их интерес к данному виду деятельности, поэтому лучше заострить внимание на положительных моментах, а о недостатках сказать более тактично. По возможности необходимо записывать ход игры на видео носители, чтобы затем вместе с обучающимися проанализировать положительные и отрицательные моменты в игре. Для удобства можно ряд ключевых моментов вынести на доску для большей наглядности.
Фото и видеоматериал игры дает руководителю понимание о том, над чем надо поработать еще, что добавить, а, что убрать лучше из игры, чтобы в дальнейшем провести игру на более высоком уровне и учащимся избежать ошибок. Использование различных игр при обучении иностранному языку способствует овладению языком в игровой форме, развивает память, внимание, сообразительность, поддерживает интерес к дальнейшему изучению иностранного языка. Игры на уроках иностранного языка снимают напряжение, делают процесс обучения живым, а не монотонным, особенно, если учитель подобрал адекватные игры соответственно возрасту обучающихся. При обучении иностранному языку можно очень активно использовать игровые технологии, которые являются эффективным инструментом обучения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|