Выводы по Главе I. ГЛАВА 2. Теоретические основы изучения игровых технологий. 2.1 Определение понятия «игра», классификация игр
Выводы по Главе I Лексика является основной частью языка и отражает его содержательную сторону. Развитие словарного запаса предполагает развитие языковых навыков. Приобретение словарного запаса в контексте обучения иностранному языку имеет принципиальное значение. Являясь одним из основных элементов речевого общения, он тесно связан с грамматикой и фонетикой. Однако при обучении разным аспектам языка особое внимание следует уделять лексической подготовке, так как для общения в первую очередь требуется лексика, а не грамматика. Словарный запас – одна из важнейших частей изучения иностранного языка. Он отражает реальную и воображаемую действительность и придает выражениям определенный смысл. Целью обучения лексическим навыкам иностранного языка является развитие продуктивных лексических навыков, а именно: говорение и письмо, и рецептивных лексических навыков, под чем мы подразумеваем чтение и аудирование. При обучении лексическим навыкам языка учитель должен не только оперировать разнообразными приемами и методами, но и иметь четкий алгоритм работы с лексическим материалом. Основными этапами словарной работы являются: введение нового материала, первоначальное его закрепление, развитие умений и навыков оперирования лексическим материалом в различных формах устной и письменной коммуникации. Цель первого уровня формирования лексических навыков - это развитие у обучающихся рецептивных лексических навыков. На первом этапе обучающиеся должны научиться самостоятельному поиску новых для них слов в словаре. Целью второго уровня является обучение и создание прочных лексических связей. Целью обучения является укрепление и расширение существующих связей между новыми лексическими единицами. Третий этап развития словарного запаса – прикладной, то есть применение полученных знаний в области лексики на практике. Это связано с речью. Здесь обучающиеся должны использовать новые слова в утверждениях, словосочетаниях и выражениях.
Целью всех этапов формирования лексического навыка является постепенное овладение лексикой в процессе формировании навыков устной речи. Все процессы взаимосвязаны. Для обучения лексическим навыкам иностранного языка в среднем этапе также можно выделить следующие виды упражнений, например упражнения на формирование рецептивного словаря: • упражнения на распознавание слов; • упражнения на определение слова по его компонентному составу; • упражнения на угадывание значения слова в рамках контекста; • упражнение на закрепление значений слов в процессе чтения иноязычных текстов.
ГЛАВА 2. Теоретические основы изучения игровых технологий 2. 1 Определение понятия «игра», классификация игр
Проблема использования игр в классе очень важна, и многие ученые и практики изучали эту проблему. В частности, проблемой методологии игры занимались И. В. Голышкина, О. В. Калимулина, И. Е. Коптелова, В. С. Красильникова, Е. А. Павлова [13, 16, 20, 21, 38], психологические особенности обучения иностранному языку рассматривали И. Л. Зимняя, Н. Н. Палагина, Г. В. Попович [15, 39, 44], к методике обучения иностранному языку обращались в своей работе А. В. Конышева, З. Н. Никитенко [19, 34]. Есть много определений относительно того, что такое игра. Некоторые методисты считают, что игра является источником развития. Игра - это действие в воображаемом поле, в вымышленной ситуации, создание произвольного намерения, формирование жизненного плана, волевых мотивов. Все это возникает в игре и выводит ее на высший уровень развития » [15, с. 7].
Другие ученые-практики предлагают иное определение этого понятия. Они считают, что игра - это последовательный ряд дополнительных скрытых взаимодействий, которые приводят к определенному предсказуемому результату [67]. Существует также точка зрения, что игра - это вид непродуктивной деятельности, мотив которой лежит не в ее результате, а в самом процессе [4]. Цель игры - активно использовать полученные знания в процессе обучения [69]. Следует отметить, что большинство игр связаны с содержанием обучения и воспитания. То есть, мы имеем в виду особенности игровой деятельности детей, игровые задания, игровые действия и правила, организацию жизни детей, руководство со стороны учителя [48, с. 16]. Ребенок в игре всегда стремится идти вперед, а не стоять на месте. В детских играх дети синхронизируют одновременно все три компонента: свое подсознание, свой разум и свое воображение. Американский психолог Д. Мид считал игру комплексной моделью формирования такого явления, которое видные психологи обозначают как «самостоятельность» человека». Игра предоставляет человеку возможность для самовыражения, самоопределения, самоанализа, самореализации. Есть такие подразделы в медицине и психологии, как игровая терапия. В игре вы можете провести диагностику, чтобы изучить ребенка. Игра может вдохновлять и поощрять ребенка. С помощью игры можно корректировать, совершенствовать и развивать важные психологические качества у детей. В игре всегда предполагается выбор — как поступить, что сказать, как добиться успеха. Желание решить эти задачи ускоряет умственную деятельность игроков. Что надо сделать, чтобы ребенок стал думать на иностранном языке? Конечно, существует большое количество возможностей для обучения. Однако дети в этом возрасте еще об этом не задумываются. Для них игра – это, скорее всего, расслабляющее занятие для релаксации. В процессе игры у обучающегося повышается интеллект и обостряется внимание. Его речь становится более богатой, а словарный запас - более полным, он начинает использовать не одно лексическое значение слова, а множество других его значений, производных от первоначального с разными оттенками в речи [66].
В игре все обучающиеся равны. Это посильно и слабым ученикам. Чувство равенства и одинаковый подход ко всем обучающимся, комфортная атмосфера и чувство выполненного долга – благодаря этим условиям дети с легкостью преодолевают свою застенчивость, мешающую им свободно общаться на иностранном языке, то, в конечном итоге, способствует положительной динамике в обучении. Речь незаметно усваивается и вместе с этим появляется такое чувство, как удовлетворенность собственными достижениями, «оказывается, у меня получается общаться на равных с друзьями, одноклассниками». Д. Б. Эльконин считает, что игра выполняет четыре важнейшие для человека функции: средство развития мотивационно-потребностной сферы, средство познания, средство развития умственных идей и средство развития произвольного поведения [65, с. 29]. Поэтому мы придаем игре статус «игра-упражнение» с вариативной составляющей, в которой возможно повторение определенных речевых клише по нескольку раз. У обучающегося появляется возможность очутиться в опосредованной аутентичной ситуации и выполнить какие-либо действия в ситуации, близкой к аутентичной с такой же эмоциональностью, реалистичностью и языковым наполнением. Игры способствуют выполнению ряда методических задач, а именно: - создание у детей психологической готовности к языковому общению; - обеспечение возможности для повторения изученного лексического материала несколько раз в течение урока; - научить обучающихся умению подбора правильной лексической единицы в соответствие с контекстом, ситуаций общения [50]. Место игры в учебном процессе занятия и объем времени, который предполагается ей посвятить, зависит от многих причин/условий. Во-первых, какой уровень знаний у обучающихся, какова тематика, цели и дидактические условия на уроке. Например, если игра используется начальном этапе, как упражнение для тренировки и закрепления, то 20-25 минут будет достаточно. В дальнейшем в эту же игру можно играть, повторяя уже пройденный материал. Одну и ту же игру можно использовать на разных этапах урока.
Важно помнить, что нельзя слишком много времени посвящать игре на занятии, категорически противопоказано слишком часто ее включать в элемент урока, иначе пропадет та острота восприятия, которая возникает у человека, когда он с чем-либо сталкивается впервые. Именно включение элемента игры в учебный конспект учителя на завершающем этапе каждой темы будет стимулировать обучающихся к изучению иностранного языка и поиску новой информации. И каждый раз они будут с нетерпением ждать окончания работы над темой, чтобы поучаствовать в такой игре. Это и есть хорошее средство развития мотивации к овладению иностранным языком на более высоком уровне. У учеников постепенно появляется желание найти новый интересный лексический материал, чтобы использовать его в речи на следующем занятии в ходе игры и проявить себя. Работа непосредственно над языком, особенно, если выделить на это специально занятие, также может вызвать у обучающихся повышенный интерес к иностранному языку, стимулировать активизацию всех речемыслительных актов. Игра подходит даже для слабых учеников. Чувство равноправия, атмосфера энтузиазма и радости, чувство выполненного задания - все это позволяет детям преодолеть робость, мешающую им свободно произносить слова иностранного языка и оказывает положительное влияние на всю дальнейшую работу. Язык незаметно усваивается и одновременно наступает чувство удовлетворения — «оказывается, и я могу общаться со всеми на равных». В своей книге «Обучающие игры на уроках английского языка» М. Ф. Стронин предлагает следующую классификацию игр: 1. фонетические игры; 2. орфографические игры; 3. словарные игры; 4. грамматические игры; 5. творческие игры. Использование различных игр в обучении иностранному языку является увлекательным способом изучения языка, развития памяти, внимания и интеллекта, а также развития мотивации к изучению иностранного языка [55]. Игры на уроках иностранного языка можно и нужно использовать для снижения напряжения и однообразия при работе с языковым материалом, для повышения языковой активности. Конечно, необходимо учитывать, что в каждом возрасте доминирует какой-то определенный вид человеческой деятельности. Чтобы снять напряжение, игры лучше всего включать в середине или в конце урока. Важно, чтобы игра была не тягость учащемуся, а приносила ему радость и удовлетворение, вызывала положительные эмоции, особенно в тех случаях, когда у детей ослабевает заинтересовать или мотивация к изучению иностранного языка.
В ходе игры учитель как бы раскрывает для себя по-новому личность, характер ребенка, все, что до этого ускользало от его глаза, в игре ярко проявляется. И ребенок сам это ощущает, у него появляется уверенность в сои собственные силыи успех в дальнейшем будет гарантирован. По мнению А. А. Леонтьева, мотивация, которая порождается в процессе игры, равноценна коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации в образовательном процессе [23]. Д. Эльконин также высказывает свою точку зрения по данной проблеме и выделяет несколько важнейших функций игры для человека: · средство развития потребностей человека; · средство развития мотивации к учебной деятельности; · средство познания; · средство развития мышления; · средство формирования произвольного поведения. Игра всегда включает в себя решение, что делать, что говорить, как поступать, чтобы добиться успеха, победы. Это стимулирует умственную деятельность обучающихся. Именно в игре детям прививают азы социального поведения [65]. Игра, как отмечает Л. С. Выготский, отвечает за формирование и становление характера человека. Важность игры для развития заключается в ее природе, потому что игра всегда состоит из эмоций, а там, где есть эмоции, есть активность, есть внимание и воображение, и именно здесь работает мышление [10].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|