1.2 Основные этапы обучения лексическим навыкам
1. 2 Основные этапы обучения лексическим навыкам на среднем этапе обучения В процессе обучении лексическим навыкам учитель должен использовать различные инновационные приемы и методы представления, тренировки и закрепления лексических эквивалентов, но и иметь представление об главных этапах работы с лексическим материалом.
Рис. 5. Классификация принципов работы над лексикой [47, с. 90].
Целью первого этапа обучения лексическим навыкам является формирование у обучающихся рецептивных лексических навыков. Учащиеся должны уметь узнавать слово, когда оно написано, когда оно читается, по тону при прослушивании или по форме слова. Сначала слово активно изучается, и только потом обучающимся даются всю информацию для распознавания слова при чтении и прослушивании [47, с. 90]. На этом же этапе обучающиеся должны научиться самостоятельно искать незнакомые слова в словаре, так как чтение – это такой процесс самостоятельной работы с книгой, который требует работы над языком. Когда слово имеет несколько значений, то обучающийся должен ориентироваться на контекст и соотнести предлагаемое значение слова со смыслом предложения. Основной проблемой первого уровня является введение и семантизация лексики, т. е. «определение значения лексических единиц» [31, с. 95]. Чтобы лексический навык был эффективным и чтобы обучающиеся могли с ним работать, необходимо сохранить лексический материал в своей памяти на более долгое время. Однако этот процесс происходит не в виде случайных звуковых или образных ассоциаций, а через систему взаимозависимостей, характерных для выбранного слова, словосочетания или языкового устойчивого выражения.
Процесс семантизации лексического запаса, который предлагается обучающемуся для усвоения лексики является лишь первым шагом к ее усвоению. За объяснением новых обучаемых слов следует их закрепление, на базе специально разработанного ряда лексических упражнений. Важнейшим звеном в формировании лексических навыков является обучение и создание прочных и динамичных лексических связей. Цель обучения – укрепить и расширить существующие связи между новыми лексическими единицами. Исследователи также выделяют несколько этаповы формирования лексического навыка. А. Щукин выделяет следующие уровни сформированности лексического навыка [64, с. 129]: восприятие слова (создание звукового образа); - осознание значения слова; подражание слову (отдельно или в предложении); обозначение для самостоятельного наименования объектов, определяемых словом; сочетание (употребление слов в разных предложениях, употребление слов в разных контекстах). Знакомство с лексикой и закрепление лексики можно организовать в рамках работы с конкретным лексическим материалом, а создание быстрых лексических связей для обучения говорению на иностранном языке организовывается в форме языковой деятельности. На этапе первичного закрепления эти упражнения следует включить в общую систему упражнений, направленных на развитие умений и навыков использования лексического материала при аудировании, говорении, чтении и письме. Упражнения на первоначальное закрепление словарного запаса характеризуются следующими особенностями [12; с. 165]: 1) Они должны быть составной частью объяснения и выполнять объяснительную, уточняющую и контролирующую функции. 2) Новые лексические единицы должны быть предложены для использования в знакомом лексическом окружении и в уже освоенных грамматических формах и конструкциях.
3) Упражнения должны включать в себя не только сааме простые операции, но и сложные мыслительные действия, которые будут развивать творческие способности обучающихся и позволят им использовать только что изученный лексический материал в своей языковой практике, преимущественно в устной, на этапе первичного закрепления языковых клише для формирования навыков аудирования и говорения. Выбор типов упражнений для первичного закрепления зависит, прежде всего, от уровня подготовки. На продвинутом этапе используются более сложные и разнообразные задания. Помимо подготовительных и языковых упражнений, существуют коммуникативные и ролевые игры, которые расширяют объем рецептивной лексики [32, с. 300]. Третий этап словарной работы – реализация полученных знаний на практике, то есть применение в процессе работы. Это связано с речью. Здесь в диалогических и монологических высказываниях учащиеся должны использовать новые слова для понимания текста при прослушивании и при чтении текста. Следует отметить, что уровень владения иноязычной лексикой зависит от объема проделанной работы по закреплению лексического материала и проведенной практической деятельности. Второй и третий этапы работы над лексикой являются центральным звеном всей работы по формированию лексических навыков, то есть это этапы формирования прочных лексических языковых навыков Лексическая языковая компетенция – это способность интуитивно корректировать формирование, использование и понимание лексики иностранного языка на основе лексико-языковых связей между слуховыми, речево-моторными и графическими формами слова и его значением, а также связей между словами иностранного языка. Причина лексических ошибок в языке учащихся кроется в несовпадении лексических систем иностранного и родного языка. Лексическая правильность языка определяется развитием лексических навыков владения иностранным языком [58]. Основными этапами словарной работы являются: презентация нового материала, первоначальное закрепление, развитие умений и навыков оперирования лексическим материалом в различных формах устного и письменного общения. Цель этапов формирования лексического навыка - это постепенное освоение лексических эквивалентов в процессе формирования навыков устной речи. На всех этапах прослеживается взаимозависимость: за элементами первого этапа следуют элементы второго этапа в форме первичной фиксации, которую можно считать частью первого этапа, реализующего физиологический принцип мгновенного подкрепления временных первичных связей. В конце второго этапа мы встречаем элементы третьего этапа - почти свободное изложение лексического материала. Тем не менее, чтобы овладение словарным запасом было более эффективным, необходимо проходить все этапы обучения, поскольку они образуют единое целое [46].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|