Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.3 Формирование практических лексических навыков




1. 3 Формирование практических лексических навыков

на среднем этапе обучения

Установив этапы работы над лексическим материалом, необходимо использовать подбор комплекса упражнений для развития лексических навыков и расширения смыслового поля учащихся. Д. Е. Соловова выделяет ряд субъективных факторов, расширяющих смысловое поле личности. Во-первых, слова должны быть введены в определенном контексте. Чем шире ассоциативные связи слова, тем выше доля памяти и разнообразнее контекст словоупотребления. Это означает необходимость создавать разные фразы в разных контекстах. Установление парадигматических словосочетаний возможно как на формальном уровне (с учетом особенностей звучания, изобразительной формы, грамматических особенностей), так и на уровне контекста употребления в определенных ситуациях. Контекст можно расширить, объединив соседние семантические поля. Еще одним фактором, влияющим на положительную динамику смыслового поля, является проблема языковых отношений. Постоянное обновление выученной лексики и ее максимальное вращение — последний фактор, ведущий к расширению смыслового поля [51, с. 86].

Упражнения являются важнейшим средством обучения на каждом этапе изучения иностранного языка. Система обучения словарному запасу предполагает определенную концепцию овладения словарным запасом. При разработке системы упражнений следует учитывать наличие перцептивных упражнений.

Важной частью системы является введение лексических единиц: одновременно и с устным воспроизведением. Значимость практики состоит в том, что она помогает организовать усвоение лексического материала в процессе обучения, так знания как сами по себе не является гарантом того, что материал будет усвоен. Основные требования к системе подбора лексических упражнений представлены на рис. 6.

 

Рис. 6. Основные требования к системе подбора лексических упражнений

 

Обычно выделяют упражнения на усвоение материала и на его использование в устной речи. Для каждого вида языковой деятельности как средства общения необходимы два вида упражнений, рис. 7.

 

 

Согласно точки зрения Лапидус Б. А., участие обучающихся в использовании языкового материала и в построении связной речи - главная цель условных языковых упражнений [22, с. 112].

Эта категория упражнений осуществляет контроль уровня автоматизации словарного запаса обучающихся и готовит обучающихся к дальнейшему переходу к следующему уровню заданий - языковых упражнений. Упражнения, которые мы называем условными языковыми упражнениями, являются наиболее креативными и содержат в своей структуре ряд стимулов и действий.

Цель этого вида упражнений – обучать языку, учитывая специфику данного вида языковой деятельности и трудности, с которыми сталкиваются обучающиеся при усвоении лексических эквивалентов. Условно-речевые упражнения включают в себя ряд репродуктивных элементов; имеют условно-коммуникативный характер; в них присутствуют воспитательные элементы и условная мотивация для проведения занятий с устной речью.

Но самым важным этапом обучения является языковая практика. Эта категория упражнений решает проблемы, характерные для естественной языковой деятельности, и включает в себя необходимые лексические элементы в речь, разговор или ситуацию. Главная особенность языковых упражнений – это акцентирование внимания на содержании передаваемой информации и активизации словарного запаса.

Было предпринято много попыток создать определенную классификацию для таких упражнений. Как правило, основное внимание уделяется упражнениям для обучения навыкам лексической речи на иностранном языке. Лексическое упражнение - это любое задание, которое ставит своей целью - изучение словарного запаса в зависимости от уровня знаний обучающимся.

При введении и закреплении лексического материала используются разные виды лексических упражнений, направленных на семантизацию лексики [17, с. 64], рис. 8.

Рис. 8. Виды лексических упражнений по Каратовой Н.

 

Интересной особенностью введения лексического материала на среднем этапе обучения является необходимость введения нового слова с обязательными сочетаниями. Важно учитывать лексическое значение слов, принадлежащих к одной тематической категории.

Чтобы обучить лексическим навыкам иноязычной речи на среднем этапе в средней школе, можно использовать ряд упражнений, например, упражнения на формирование рецептивного словаря, а именно:

· упражнения на распознавание слов из ряда предложенных;

· определение слова по его компонентному составу;

· упражнения по угадыванию значения слова по контексту;

· упражнения, целью которых является закрепление значения слов при чтении специализированных текстов [42, с. 79].

Условная языковая практика важна на этапе обучения, когда учитель ставит перед учащимися коммуникативное задание на использование данной лексики. Основой этих упражнений могут быть:

· вопросно-ответные задания;

· задания на угадывание значения слова по контексту;

· ситуативные микродиалоги;

· рифмованные произведения и языковые игры;

· короткая монологическая речь;

· задания, в которых каждый учащийся может добавить дополнительную информацию, не меняя смысла [27, с. 54].

Итак, мы видим, что различные виды упражнений могут сильно варьироваться. Однако они должны формироваться в систему, не являющуюся продуктом той или иной классификации, а структурированную по определенной стратегии, общему подходу к обучению и специфике коммуникативных единиц. В процессе обучения учитываются определенные условия обучения и, конечно, сам человек как объект обучения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...