Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Урок 11. Правописание согласных в корне слова




Знать: виды орфограмм (согласных) в корне.

Уметь: определять вид орфограммы (согласной) в корне слова, применять правило, обеспечивающее правильный ее выбор.

 

I. Чтение текста, записанного на доске.

 

Скрипит мороз. Сердит мороз.

И снег, сухой и колкий.

И вяз озяб, и дуб замерз.

Насквозь продрогли елки.

(Т. Волжина.)

 

— Какие слова стихотворения «оживляют» природу? В каких словах произношение согласных звуков не совпадает с их обозначением на письме? Вспомните правило написания звонких и глухих непроизносимых и непроверяемых согласных в корнях слов (можно прочитать правило на с. 17, 19, 20 учебника).

 

II. Коллективная работа по составлению таблицы.

Т а б л и ц а 2

Вид орфограммы (согласной) в корне Примеры
1. Сомнительные согласные 2. Непроизносимые согласные 3. Непроверяемые согласные  

 

Учащиеся заполняют таблицу примерами, взятыми из пословиц.

 

1. Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. 2. Добрая пословица не в бровь, а в глаз. 3. Умный надеется на себя, глупец — на счастливый случай. 4. Длинный язык — лестница, по которой ходят несчастья.

 

III. Запись под диктовку.

Найдите лишнее слово.

Капустный, ужасный, хрустнуть, грустный.

Известный, участник, вкусный, яростный.

Объясняя написанное, учащиеся должны выделить корень, подобрать (устно) проверочное слово.

 

IV. Запись в «Словарь трудных слов».

Вокзал, рюкзак, шествовать, шефствовать (шефы), спортсмен, отсюда, блеснуть, сиять, сверкать, вести (ведет), везти (везет).

 

VI. Запись под диктовку.

Графически объясните написание согласной в корне.

 

Звездное небо, шествовать по дороге, участвовать в конкурсе, шефствовать над малышами, опасный переход, честное признание, напрасные усилия, грустная мелодия, хвастливый заяц, громоздкий узел, здравствовать, тростниковые заросли, страстный призыв, блеснуть на солнце, просьба отца.

 

Домашнее задание: § 8, упр. 46.

Урок 12. И, У, А после шипящих

Знать: о написании и, у, а после шипящих.

Уметь: объяснить орфограмму в слове (и, у, а после шипящих).

 

I. Запись под диктовку.

Запишите, пропустив все орфограммы в корнях (один из школьников с целью сокращения времени на проверку выполняет задание на пленке графопроектора).

 

На озере доцвели кувшинки. Широкой желтой полоской выделялись эти цветы на фоне голубой воды. По ночам небо над ними оживало.

(По К. Паустовскому.)

 

Учащиеся вставляют пропущенные орфограммы, объясняя устно их выбор.

— На какое правило вы опирались в выборе орфограмм после шипящих? (Повторение правила или чтение его на с. 21 учебника.)

 

II. Запись в «Словарь трудных слов».

Брошюра, парашют, жюри.

Выяснение значения слов по «Толковому словарю» учебника.

 

III. Упр. 50.

 

IV. Работа над таблицей «Виды орфограмм (гласных) в корне» (см. урок 7); дополните таблицу пунктом 3: и, у, а после шипящих.

 

V. Диктант «Проверь себя».

 

За одну ночь все в природе изменилось. Низкие облака ползли над самой землей. Они чуть не цеплялись за верхушки елей. Вид был печальный. В воздухе кружилась живая сетка из мягких пушистых снежинок.

(Д. Мамин-Сибиряк.)

 

Домашнее задание § 10 упр. 53 запомнить написание слов исключений.

 

Урок 13. Разделительные ь и ъ знаки

Знать: условия выбора разделительных ь и ъ.

Уметь: распознавать на письме разделительные ь и ъ.

 

I. Запись в «Словарь корней».

Л и ть, выл и ть, разл и вать, л и вень (исторически от лить), прол и вной, зал и вной (луг).

 

II. Объяснительный диктант.

 

Небесный свод, чувствовать усталость, поздно вечером, прекрасный вид, яростный ветер, блеснуть на солнце, гигантская сосна, окрестные места, властный голос, воскресная прогулка, чинить часы, вязкая трясина, шествовать по улице.

 

III. Запись под диктовку.

Объясните графически, почему в словах с одинаковыми приставками в одном случае пишется ъ, в другом — нет.

 

Разлить — разъяснить, съехать — сузить, Семка — съемка, предъюбилейный — предложить.

 

Вспомните правило, известное из начальной школы, о написании разделительных ь и ъ (или провести наблюдения над материалом на с. 22 учебника).

Обозначают ли звуки ь и ъ? Какую роль выполняют разделительные ь и ъ? В каких случаях пишутся разделительные ь и ъ?

 

IV. Запись в «Словарь трудных слов».

Вьюга, серьезный, барьер.

 

V. Закрепление материала.

1. Упр. 55 (устно).

2. Запишите, графически объясните написание разделительных ь и ъ.

 

Разъяренный зверь, съежиться от холода, объяснить задачу, льется дождь, разъединить провода, большой объем, разувериться, сузить юбку, подъезд, вьет гнездо, сверкнуть в листьях деревьев, серьезная опасность.

 

VI. Игра «Кто больше придумает слов?» с

разделительным ь | разделительным ъ

 

Домашнее задание: § 11, упр. 57 (письменно); подготовиться к контрольному словарному диктанту.

 

Урок 14. Отличие предлога от приставки

Знать: в чем отличие предлога от приставки; об орфограмме-пробеле.

Уметь: различать орфограмму-букву от орфограммы-пробела.

 

I. Контрольный словарный диктант


I в а р и а н т

1. удивительный

2. посветить огнем

3. украшение

4. блеснуть

5. объединиться

6. долина

7. прославлять

8. сотрясение

9. преодолеть

10. аромат.

11. оранжевый

12. раздаваться

13. сиять

14. преподаватель

15. брошюра

16. здесь

II в а р и а н т

преподаватель

раздаваться

далеко

прославление

землетрясение

удаляться

аромат

настурция

соединение

удивление

украшать

блеснуть

здесь

преодолеть

парашют

сверкать


 

II. Работа с материалом учебника, с. 23.

 

III. Закрепление материала.

1. Упр. 58 (выполняется под руководством учителя).

2. Заполните колонки примерами. Графически объясните выбор орфограмм.

Орфограмма-буква в корнях слов Орфограмма-пробел
   

 

Объединял, опасность, из-за леса, низкое солнце, взглянул, из-под пера, ощущать, подтянуть, под тяжестью, бежал по мостику.

 

3. Упр. 59.

В целях экономии времени для проверки задания один из учеников делает упражнение на пленке графопроектора.

 

IV. Материал для наблюдений на с. 24.

 

V. Запись в «Словарь трудных слов».

Из-за, из-под.

 

Домашнее задание: § 12, упр. 61.

 

Урок 15. Части речи

Знать: определения частей речи.

Уметь: различать части речи по вопросу, значению, морфологическим признакам.

 

I. Запись в «Словарь корней».

- свящ- (-свят-): свято, посвятить (рассказ), священный (союз).

-дрож- (-дрог-): дрожь, дрожать (от холода), содрогнуться (от ужаса), задрожать (от страха), продрогнуть (на морозе).

Записывая слова, учащиеся определяют принадлежность их к ча стям речи.

 

II. Вопросы к классу.

— Назовите 2—3 предмета, которые окружают вас. К какой части речи относятся названные вами предметы? Какие действия они выполняют? К какой части речи относятся названные слова? Назовите признаки этих предметов. К каким частям речи относятся эти слова?

— Прочитайте стихотворение О. Высоцкой «Веселая грамматика» (упр. 67). О каких частях речи, кроме названных вами, говорится в нем? Приведите примеры этих частей речи.

 

III. Выборочный диктант.

Запись слов в столбики. Графическое обозначение орфограмм в корне.

существительное | прилагательное | местоимение | глагол | предлог

 

Посвятить ему стихотворение, удивить нас, объединение в союз, дрожать от холода, долина роз, прославлять его, поздним вечером, разглядеть в темноте, вьется на ветру, отдалиться от меня, утешать ее.

 

— Можно ли определить часть речи по следующим признакам:

а) спрягается; б) изменяется по родам, числам, падежам; в) относится к одному из трех родов, изменяется по числам, падежам? Приведи те примеры.

 

IV. Упр. 69 (устно).

Запись в «Словарь трудных слов».

Вправо, влево, впереди; справа, слева, вскоре.

 

V. Диктант «Проверь себя».

 

Поздняя осень, выпал снег. Белой пеленой покрыл он вязкие болота, долины и лесистые сопки. Справа от дороги лес поредел. Сквозь голые деревья видно далеко вокруг. Только местами на ветвях дуба еще держатся багровые листья.

(По Е. Спангенбергу.)

 

VI. Индивидуальная работа по карточкам.

 

К а р т о ч к а № 1

 

1. Списать, вставить пропущенные буквы.

 

Здра..ствуй, облас..ной, б..ет, чес..вовать г..роя, сер..це, трос..ник, п..ет воду, в..юга.

 

2 Записать однокоренные слова с корнем -дол-. Обозначить часть речи записанных слов.

 

К а р т о ч к а № 2

 

1. Списать, вставить пропущенные буквы.

 

Гиган..ская ель, окрес..ный, несчас..ный, раз..яснить, об..ем, мя..кий сне.., ле..кий ветер.

 

2. Записать однокоренные слова с корнем - тряс -. Обозначить часть речи записанных слов.

 

Домашнее задание: упр. 70.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...