Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Урок 27. Словосочетание. Строение словосочетания




Знать: что изучают синтаксис и пунктуация; отличие словосочетания от слова и предложения; о смысловой связи слов в словосочетании, строении словосочетания.

Уметь: находить главную и зависимую части словосочетания.

Повторение: правописание безударной гласной в корне слова.

 

I. На доске запись в два столбика.

 


Степь, глухой, над, путь, неизвестный, в, облака, цепью, бесконечный, плыть.

Над глухою степью в неизвестный путь бесконечной цепью облака плывут.


(И. Никитин.)

 

— Есть ли смысл в том, что записано в первом столбике? во втором? Почему? (Если слово называет предмет, его действие, свойство (признак), то предложение говорит о том, что происходит с предметом, какое действие с ним совершается, как, то есть в предложении между словами устанавливается определенный смысл.)

— Как устанавливается смысл в предложении между словами, законы сочетания слов в предложении и самих предложений изучает раздел науки о языке — синтаксис.

 

II. Запись на доске.

Синтаксис (гр. — составление, построение) — наука о строении словосочетаний и предложений.

III. Учитель сообщает школьникам, что правильно понять смысл написанного часто помогают знаки препинания. Правила употребления знаков препинания изучает пунктуация.

 

IV. Запись на доске.

Пунктуация — правила постановки знаков препинания. Чтение текста «О том, как все зависело от запятой».

 

Уже много веков рассказывают небольшую быль-небылицу о том, как от одной запятой зависела жизнь человека.

Некий повелитель на смертном приговоре какому-то человеку написал окончательное решение, но забыл — или не знал как — поставить занятую: казнить нельзя помиловать.

Как же понять это решение: то ли нельзя казнить и следует помиловать, то ли нельзя помиловать и следует казнить? Полную ясность внесла бы запятая: казнить нельзя, помиловать.— Казнить, нельзя помиловать. Так жизнь человека оказалась зависимой от запятой.

(По А. Моисееву.)

 

Какую мысль доказывает автор? (Мысль о важности правильной постановки знаков препинания.)

 

V. Допишите предложения.

 

Синтаксис изучает...

Пунктуация изучает...

 

VI. Наблюдения на с. 47 учебника.

— Составьте возможные словосочетания, запишите их, обозначьте стрелками зависимость между частями словосочетания. Вставьте пропущенные орфограммы (слова заранее записаны на доске).

 

Пож..леть, друг; увл..каться, спорт; уд..вительный, зрелище; спуститься, герой; смелый, снег.

 

— Почему нельзя составить словосочетания из двух последних пар слов? (Это случайный подбор слов; сочетание их лишено смысла, поэтому они не образуют словосочетания.)

Обращаем внимание учащихся на то, что не все слова могут сочетаться друг с другом. Это могут делать т такие слова, которые называют явления, связанные между собой в действительности. Однако иногда поэты и писатели сознательно нарушают законы сочетаемости слов, используя непривычные для обиходной речи словосочетания. Такие словосочетания являются средствами выразительности речи. Они помогают нам ярче, образнее представить описываемый предмет, явление.

Прослушайте отрывки из стихотворений разных поэтов. Какие словосочетания показались вам необычными? Как вы думаете, с какой целью используют их поэты?

1) Под музыку осеннего дождя

Иду во тьме...

(К. Фофанов.)

 

2) Кусты в серебряных сережках

Стоят, глядят по сторонам,

Где русый дождь на тонких ножках

Перебежал дорогу нам.

(Н. Рыленков.)

 

3) И весел звучный лес, и ветер меж берез

Уж веет ласково, а белые березы

Роняют тихий дождь своих алмазных слез

И улыбаются сквозь слезы.

(И. Бунин.)

 

4) В небе дым поблеклый,

Снег на тротуаре,

На трамвайных стеклах —

Ледяной гербарий.

(И. Кобзев.)

 

— Подберите возможные для разговорной речи словосочетания с существительными музыка, лес, кусты, слезы, гербарий.

— Как связываются слова в словосочетании? (По смыслу.)

— Как обозначается смысловая связь между словами в словосочетании? (С помощью вопроса.)

— Как найти в словосочетании главное и зависимое слова?

 

VII. Запись в «Словарь трудных слов».

Герой, героизм.

Устно составьте с этими словами словосочетания, указав главное и зависимое слова.

 

Домашнее задание: § 25, упр. 121; повторить слова из словаря.

 

Урок 28. Способы выражения грамматической связи

В словосочетании

Знать: способы выражения грамматической связи в словосочетании.

Уметь: определять средства грамматической связи в словосочетании; составлять словосочетания.

Повторение: правописание безударной гласной в корне слова.

 

I. Проверка домашнего задания.

Два ученика записывают на доске по одному словосочетанию из первой и второй частей заданного на дом упр. 121, показывая, как обозначается смысловая связь в словосочетании. Остальные по цепочке зачитывают составленные ими словосочетания с указанием главного и зависимого слов.

Дополнительные вопросы:

Чем словосочетание похоже на слово и чем отличается от него?

— Как связываются слова в словосочетании? (По смыслу.)

— Как найти зависимое слово в словосочетании?

— Как обозначается смысловая связь между словами словосочетания?

II. Объяснение нового материала.

На доске записаны слова с пропущенными орфограммами. Учащиеся объясняют выбор орфограмм в этих словах (устно).

 

Пом..гаешь, друг; чудесный, картина; пр..сить, помощь; ше..ствуешь, малыши; смелая, г..рой.

 

— Можно ли составить из данных пар слов словосочетания, не изменяя эти слова? (Нет.)

— Что надо сделать, чтобы из этих пар слов были образованы словосочетания? (Изменить окончания в зависимых словах или употребить их с определенными предлогами.)

На доске и в тетрадях записываются словосочетания, образованные из данных пар слов, с выделением окончаний зависимых слов, подчеркиванием предлогов.

Делается вывод: из данных слов словосочетания образованы благодаря тому, что изменились окончания в зависимых словах, то есть зависимое слово связывается с главным не только по смыслу, но и грамматически, с помощью окончания или окончания и предлога.

 

III. Тренировочные упражнения.

1. Из данных слов составьте словосочетания. Обозначьте смысловую и грамматическую связь между главной и зависимой частями. Укажите, какой частью речи выражены слова в словосочетании, составьте схему словосочетания.

 

Неизвестный, местность; роскошный, вид; попросить, дежурный; героическая, поступок; восхищаться, подвиг; отзываться, похвала.

 

Делается вывод о средствах связи слов в словосочетании: а) окончание зависимого прилагательного; б) окончание зависимого существительного (с предлогом или без него).

2. Составьте и запишите словосочетания из слов аккуратно, писать, бежать, быстро, читать, громко.

При анализе словосочетаний учащиеся приходят к выводу, что зависимые слова в них — наречия — не изменяются, то есть не имеют окончаний. Учитель сообщает пятиклассникам, что в таких словосочетаниях слова связаны по смыслу.

3. По мере того как выполняются два предыдущих задания, учитель записывает на доске (с пропуском между строчками):

 

Т а б л и ц а 4

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...