Урок 16. Развитие речи. Текст. Стили речи
Знать: основные признаки текста; различать стили речи[7]. Формирование умения строить текст.
I. Учащимся предлагается сравнить две записи в учебнике на с. 25. Почему первую запись нельзя назвать текстом? (Предложения не связаны общим смыслом.) Учитель сообщает учащимся, что текст — это высказывание, которое состоит из предложений, связанных общим смыслом, темой. — Прочитайте вторую запись. Докажите, что это текст, определите, о чем он. — Предложения в тексте построены в определенной последовательности. Прочитайте упр. 64. Почему его нельзя назвать текстом? Можно ли переделать его так, чтобы получился текст? Что для этого нужно сделать? Составьте текст (устно). — Существует ряд способов соединения предложений в тексте. Это повторы слов, замена имен существительных местоимениями или словами, близкими по значению. Найдите эти средства связи в текстах упр. 65. — Сравните два текста, В чем отличие текстов по содержанию?
I Одним махом он выбросил на луг тяжелую, крупную щуку. Хороша! Спинка темная, с зеленым отливом. На боках чешуя вся золотистая, так и блестит на солнце. (По Г. Скребицкому.)
II Красноперка очень красива. Спина у нее зеленая, на боках золотистая чешуя с коричневой каемкой по бокам. Глаза оранжевые, губы желтые. Прозвище свое рыбка получила за окраску плавников. (По Н. Осипову.)
Учащиеся отметят, что оба текста — описание рыб, но тексты отличаются конкретным содержанием; в одном речь идет о щуке, в другом — о красноперке; отличаются темой высказываний. Учитель сообщает школьникам, что тема это то, о чем говорится в тексте. Часть текста, которая раскрывает содержание подтемы, называется абзацем.
II. Наблюдения на с. 8, § 4. Чтение текстов, ответы на вопросы: — О чем говорится в этих текстах — об одном и том же или о разном? Как говорится — одинаково или по-разному? Какая задача ставится в каждом из отрывков — сообщить сведения о ветре, об меняться впечатлениями о ветреной погоде или нарисовать картину порывистого ветра? — Можно ли в домашнем разговоре (с мамой, сестрой, бабушкой) использовать второй или третий текст? Почему? Каким текстом вы воспользуетесь, чтобы поделиться впечатлением о погоде? А чтобы дать научное определение ветра? Учащимся сообщается, что в зависимости от того, с кем говоришь (или кому пишешь), зачем, в какой обстановке (то есть от речевой ситуации), определяется стиль речи.
III. Знакомство с признаками разговорного стиля (используется в беседах со знакомыми людьми, в непринужденной обстановке; задача стиля — общение; высказывание в разговорном стиле обычно бывает живым, в нем, как правило, раскрывается отношение автора к предмету речи и собеседнику; в нем часто встречаются ласкательные слова, обращения, восклицательные, вопросительные предложения). — Найдите признаки разговорного стиля в тексте упр. 14.
IV. Знакомство с научным, деловым и художественным стилями (научный стиль обычно используется для сообщения какой-либо информации, научных сведений; художественный — если необходимо передать читателю свои чувства, переживания, если нужно нарисовать словами картину). — Сравните второй и третий тексты. Чем они отличаются? Какой из этих текстов уместен в научной литературе, какой — в художественной? Какие задачи решали авторы этих текстов? (Сообщение и воздействие.)
Домашнее задание: упр. 66(устно).
Урок 17. Развитие речи. Обучающее изложение (упр. 66) Учитель может использовать методические рекомендации Н. А. Пленкина по проведению обучающего изложения «Умные гуси» (по И. Соколову-Микитову). См.: Уроки развития речи. 5—9 классы.— М., 1995.
Урок 18. Глагол Знать: о глаголе как части речи. Уметь: находить изученную часть речи; обосновывать правильность выбора орфограммы при написании глагола; использовать глагол в речи.
I. Выразительное чтение записанного на доске отрывка из стихотворения А. Н. Плещеева «Весна». Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною... Засвищут скоро соловьи...
— Определите тему текста. Какова роль глаголов в нем? (Передается движение природы, зрительные и слуховые впечатления.) — Выпишите глаголы, выделите в них окончания, определите, на какие морфологические признаки они указывают. — Что вы можете рассказать о словах с данными частями слова: … , … ? Приведите примеры слов этой части речи. — От чего зависит написание личных окончаний глаголов? Как определяется спряжение глагола? Учащиеся должны усвоить способ действия по определению спряжения глагола: а) выяснить, ударные или безударные окончания (если ударные, то спряжение глагола определяется по ним: жмут — I спр.; кричат — II спр.); б) если окончания безударные, поставить глагол в неопределенную форму; в) выяснить, оканчивается ли он на -ить или является исключением (тогда это глагол II спряжения); если нет, то это глагол I спряжения. II. Учащиеся определяют спряжение глаголов (работа проводится устно).
Строить город, писать письмо, слышать свист, гореть в костре, спать на воздухе, держать книгу, таять на солнце.
— Почему спряжение глаголов спать, гореть нельзя определять по неопределенной форме? В каких случаях спряжение глагола определяется по начальной форме? Почему глаголы держать, слышать относятся ко II спряжению? (Это глаголы-исключения.) Какие еще глаголы-исключения вы знаете? — Запомните написание начальной формы глаголов: та я ть, ре я ть, ве я ть, се я ть, чу я ть, ла я ть, ка я ться, ма я ться, наде я ться, леле я ть — I спряжения; кле и ть — II спряжения.
III. Запись в «Словарь корней». Разв и тие, разв и вать (ребенка), зав и ваются (кудри). Составить (устно) с этими словами предложения.
IV. Выразительное чтение отрывков из стихотворений А. Барто (с. 31). Благодаря какой особенности произношения глаголов на -тся, -ться рифмуются вторая и четвертая, первая и третья строчки?
З а п о м н и т е: в конце глаголов никогда не пишется -ца! Такие конечные буквы возможны лишь в написании имен существительных. Например: курица, красавица, птица, синица.
V. Наблюдения на с. 31. — Чем определяется выбор -ться, тся в глаголах? (Вопросом ч т о д е л а т ь? — купаться, ч т о д е л а ю т? — купаются.)
VI. Закрепление материала. 1. При выполнении упр. 77 формируется умение определять способ действия при выборе написания -ться, -тся: 1) установить, от какого слова зависит глагол; 2) поставить к глаголу вопрос от слова, к которому он относится, определить форму глагола; 3) вспомнить правило написания (в неопределенной форме ь пишется, в 3-м лице — не пишется). 2. От слов слеза, лечить, вить, сеять образуйте глаголы на -ться, -тся. С 2—3 из них составьте и запишите предложения Графически объясните написание -ться, -тся. О б р а з е ц з а п и с и:
домашнее задание: § 16, упр. 78.
Урок 19. Глагол (продолжение темы) I. Вспомните способ действия при написании безударных личных окончаний глаголов: а) поставить глагол в начальную форму; б) выяснить, оканчивается ли он на -ить и является ли глаголом-исключением; после этого определить спряжение глагола. Образец рассуждения: стро-шь (что делаешь?); ч т о д е л а т ь? — строить, глагол на - ить, значит, II спряжение — строишь.
II. Работа с таблицей на с. 33 учебника.
III. Закрепление материала. Запись под диктовку. Графически обозначьте окончания глаголов. Образец записи:
Не борются за чистоту воздуха, заклеит конверт, веет ветер, тростник не колышется, сеется дождь, строят дом, не пашет в поле, бушует океан, осы жалят, топором рубят, сверкает на солнце. IV. Запись в «Словарь трудных слов». Не был, не нужно, не мог, исчезать, исчезнуть. Запись в «Словарь корней». Веять, развеваться (на ветру), развевающийся (флаг). V. На доске заранее написан (или спроецирован) отрывок из стихотворения Н. Некрасова «Перед дождем». Нужно найти глаголы с безударными личными окончаниями, записать их в форме 2-го лица единственного и множественного числа.
Заунывный ветер гонит Стаю туч на край небес, Ель надломленная стонет, Глухо шепчет темный лес. На ручей, рябой и пестрый, За листком летит листок, И струей, сухой и острой, Набегает холодок.
— Назовите глаголы, которые «оживляют» картину природы. Какие слова передают состояние тревоги перед дождем? VI. Образуйте от данных глаголов форму женского рода единственного числа прошедшего времени. Графически объясните написание глагольного суффикса. Образец:
Видеть, слышать, строить, таять, веять, клеить.
Домашнее задание: упр.86.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|