Урок 22. Имя прилагательное
I. Контрольный словарный диктант.
I в а р и а н т 1. исчезать 2. землетрясение 3. не мог 4. сиять 5. вправо 6. дрожать от страха 7. слева 8. из-за дерева 9. сверкать 10. вскоре 11. проливной дождь 12. брошюра 13. спортсмен 14. вокзал II в а р и а н т дрожать от холода блеснуть на солнце не был сверкать вскоре ребенок развивается впереди справа трясина посвятить стихотворение из-под стола серьезный жюри рюкзак
II. Выразительное чтение отрывка из стихотворения С. Есенина, написанного на доске.
Загорелась зорька красная В небе темно Полоса явилась ясная В своем блеске золотом.
— Назовите части речи. Выпишите имена прилагательные со словами, к которым они относятся. Графически обозначьте окончания прилагательных. Образец: зорька — Что вы знаете об имени прилагательном? Чем отличается прилагательное от имени существительного?
III. Работа по определению роли прилагательного в тексте упр. 98.
IV. Объяснительный диктант. Запишите под диктовку, объясните графически окончания прилагательных и написание и-е в окончаниях имен существительных.
На праздничной улице, легкой зяби, из-за далекого горизонта, на тяжелой работе, властного голоса, о гибком пруте, зябкого дыхания, о низком навесе, у громоздкой стройки, о ненастной погоде, в лесной избушке, о счастливой жизни.
V. Самостоятельная работа. Упр. 102.
Домашнее задание: § 20, упр. 105 (письменно) 107 (устно).
Урок 23. Развитие речи. Устное сочинение по картине А. А. Пластова «Летом» (упр. 106)
Урок 24. Местоимение
I. Ответы на вопросы учащихся по упр. 107.
II. Контрольный словарный диктант по упр. 107.
III. Упр. 109 (устно).
IV. Запись под диктовку. Замените повторяющиеся слова местоимениями. Сделайте вывод о роли местоимений в тексте.
1. В воздухе кружился желтый лист. Лист медленно летел к земле. 2. Ребята отправляются в поход по родному краю. Ребята соберут много интересных материалов. 3. Учитель познакомил школьников с интересной книгой Игоря Акимушкина. Книга всем понравилась. 4. Внизу ласково плескалось море. Море манило к себе.
V. Коллективное выполнение упр. 112.
VI. Шуточные вопросы.
Когда руки бывают местоимениями? (Когда они вы-мы-ты.) Какие два местоимения портят дорогу? (Я-мы.)
VII. Запишите местоимения. 1) 1-е л. ед. ч. им. пад. (я); 2) 3-е л. ед. ч. ср. р. им. пад.; 3) 3-е л. мн. ч. род. пад.; 4) 2-е л. мн. ч. пр. пад.; 5) 3-е л. ед. ч. род. пад. м. р. (его); 6) 1-е л. мн. ч. дат. пад.; 7) 2-е л. ед. ч. род. пад.; 8) 2-е л. ед. ч. пр. пад.
Домашнее задание: § 21, упр. 111.
Урок 25. Контрольный диктант
I в а р и а н т
В ЛЕСУ Мы идем по узкой дорожке берегом большого озера. Над ближним лесом встает солнце. Под яркими лучами солнца сверкает голубое озеро. За ним широкой полосой легло болото. Тут шагать опасно. Мы входим в зеленую чащу. Ровными рядами стоят высокие сосны, редкий луч солнца льется через густую зелень. Под деревьями прохладно. Тишь и глушь в лесу. В этой местности живут пушистые белки. Вот зверек прыгнул с ветки на ветку, уронил сосновую шишку. Мы постояли у опушки и пошли к деревне. Крутой подъем ведет в гору. Там конец нашего пути. (88 слов.)
II в а р и а н т
На опушке молодого леса есть пруд. Из него бьет подземный ключ. Это в болотах и вязких трясинах рождается Волга. Отсюда она направляется в далекий путь. Наши поэты и художники прославляют красоту нашей родной реки в удивительных сказках, песнях, картинах. Низкий берег покрыт зеленым ковром лугов и кустарниками. На лугу пестреют цветочки. Их сладкий запах разливается в мягком воздухе. Полной грудью вдыхаешь аромат лугов.
Откос на берегу Волги очень красив. Местные жители любят проводить здесь выходные дни. Они любуются окрестностями, ловят рыбу, купаются. (81 слово.) (По Н. Ф. Ефимовой.)
Урок 26. Основная мысль текста I. Работа с материалом § 22. II. Упр. 113, 118, 152.
Домашнее задание: упр. 114.
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ В результате изучения вводного курса синтаксиса в V классе ученик д о л ж е н у м е т ь (б а з о в ы й у р о в е н ь обученности): — выделять словосочетания из предложения; — составлять словосочетания изученных, видов; — использовать точные, выразительные словосочетания для достижения ясности, образности речи, связи частей текста; — находить грамматическую основу предложения, где подлежащее выражено именем существительным или личным местоимением, а сказуемое — глаголом в одной из личных форм, именем существительным, полным или кратким прилагательным (типа Москва — столица России; Вода прозрачна); — знать, на какие вопросы отвечают второстепенные члены предложения; — находить в предложении определение, выраженное прилагательным; дополнение, выраженное именем существительным или личным местоимением; обстоятельство, выраженное существительным; — распространять предложение второстепенными членами; — определять количество грамматических основ в предложении с одиночным союзом и; — определять количество предложений в составе сложного (с союзами и, а, но или без союзов, а также со словами что, который, потому что, где, когда) при наличии двух составов главных членов в каждой части сложного предложения; — составлять схемы предложений: сложносочиненных с союзами и, а, но, сложноподчиненных со словами что, который, потому что, где, когда при наличии двух составов главных членов в каждой части сложного; — определять вид предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске, количеству грамматических основ. Ученик м о ж е т («п р о д в и н у т ы й» у р о в е н ь): — определять грамматические значения словосочетаний изученных видов; — находить грамматическую основу предложения, где подлежащее выражено сочетанием слов, показывающим, о ком или о чем говорится в предложении, и отвечающим на вопросы к т о? ч т о? (типа На ветке сидели две белки);
— находить в предложении обстоятельство, выраженное наречием; — определять вид предложения по количеству главных членов (двусоставное, односоставное) на примере предложения со сказуемым, выраженным глаголом в форме 1-го — 2-го лица настоящего или будущего времени; — владеть терминами «сложносочиненное» и «сложноподчиненное» предложения; — различать по значению и структуре сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; — составлять простые и сложные предложения изученных видов по заданным схемам. В результате изучения пунктуации в V классе ученик д о л ж е н (о б я з а т е л ь н ы й у р о- в е н ь) безошибочно ставить: — знаки препинания в конце предложения (точку, вопросительный и восклицательный знаки); — запятую при однородных членах (без союзов и с союзами и, а, но), при одиночном обращении, между частями сложного предложения с разными видами связи (при наличии двух составов главных членов в каждой части сложного предложения); — тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже; перед репликой диалога; — двоеточие после обобщающего слова при однородных членах; знаки препинания при прямой речи (после слов автора и перед ними). Ученик м о ж е т («п р о д в и н у т ы й» у р о в е н ь) ставить запятую между частями сложноподчиненного предложения, в состав которого входят неполные предложения.
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|