Выделение уровней развития учащихся
Выделение уровней развития учащихся Анализ результатов диагностики показывает, что каждый из выделенных критериев имеет разнообразные количественные и качественные характеристики (показатели). Например, отношение к окружающим людям может быть: добрым, внимательным, уважительным; безразличным, нейтральным; неуважительным. Развитие поэтических интересов может выражаться знанием только имени А. С. Пушкина либо знанием поэтов школьной программы, либо знанием творчества отдельных поэтов, чтением наизусть их произведений и т. д. Налицо разная степень качества одного и того же явления. В этой связи можно говорить о разных уровнях развития личности, индивидуальности ребенка, отдельных ее свойств. Уровень развития есть степень качества, высота, величина развития личности, индивидуальности, отдельных ее свойств, степень соответствия эталону, образцу, идеалу. Исследователи, педагоги-практики выделяют три обобщенных уровня развития: низкий, средний и высокий. Приведем примерное описание уровней эстетического развития учащихся. Низкий уровень предполагает: фрагментарные эстетические знания; описательность и перечисляемость в ответах; случайность наблюдений; неумение выделить из массы подробностей выразительную деталь; неумение сформулировать свое отношение к действительности; отношение к произведениям искусства, к окружающей действительности, характеризующееся весьма общими показателями – хорошо или плохо, нравится или не нравится, без каких-либо нюансов; наивно-реалистическое (прямое, зеркальное) восприятие искусства; отсутствие или неразвитость творческого воображения; неразвитость эстетических чувств и вкуса; связь с массовой культурой эстетических идеалов и интересов; увлечение сюжетом, фабулой, ритмом, внешними атрибутами художественного произведения.
Средний уровень предполагает: владение определенными понятиями об эстетических ценностях; стремление не столько описывать события, сколько рассуждать о них; анализировать свое отношение к действительности; не всегда устойчивые эстетические вкусы; связь эстетических интересов и идеалов, как с массовой культурой, так и с истинными ее достижениями; восприятие искусства преимущественно как занимательной игры мыслей, наглядное оформление тех или иных нравственных и социальных проблем; заинтересованное отношение воспитанников к проблеме, отраженной в художественном произведении (но не к художественным достоинствам самого произведения, мастерству автора). Высокий уровень предполагает: целостность восприятия искусства и окружающей действительности; умение чувствовать природу искусства (умение узнавать произведения, почерк, особенности, творчества художника); потребность в художественном творчестве, эстетическом преобразовании действительности; разносторонние эстетические интересы и потребности; развитый эстетический вкус; ярко выраженную индивидуальность в определении эстетических интересов и идеалов.
Учет, фиксирование результатов диагностики Наиболее распространенными в педагогической практике являются следующие формы фиксирования результатов диагностики: - составление графиков, диаграмм; - составление психолого-педагогических характеристик; - заполнение карт развития воспитанника; - ведение диагностических дневников. При диагностике педагогической деятельности необходимо осознавать ее сущность и структуру. Педагогическая деятельность является метадеятельностью, т. е. деятельностью по организации другой деятельности в целях развития. Сущность педагогической деятельность заключается в создании условий развития для участников педагогического процесса.
В структуре педагогической деятельности психолог-исследователь Н. В. Кузьмина (13) выделяет несколько компонентов. 1. Проектировочный (конструктивный) компонент: - моделирование системы педагогических целей и задач; - моделирование содержания педагогического взаимодействия на уроке, во внеклассном деле и т. д.; - моделирование педагогической деятельности; - моделирование деятельности учащихся; - отбор и композиция содержания, педагогических технологий, других педагогических средств; - проектирование педагогической диагностики. 2. Организаторский компонент: - организация педагогической деятельности; - организация деятельности учащихся; - организация педагогического взаимодействия. 3. Коммуникативный компонент: - организация педагогического общения; - организация педагогического взаимодействия. 4. Гностический компонент: - знание педагогом содержания педагогического процесса; - знание педагогом педагогических средств; - знание педагогических технологий; - знание о структуре и видах, способах организации деятельности в педагогическом процессе и др. Педагог-исследователь В. А. Сластенин (27) считает, что структуру педагогической деятельности составляют четыре ведущих группы умений. 1. Диагностические умения – умения изучать состояние развития учащихся, педагогической деятельности, педагогического взаимодействия. 2. Умения ставить педагогические цели и задачи – умения предполагать результат организуемого взаимодействия. 3. Умения отбирать систему педагогических средств – владение различными педагогическими средствами, умения компоновать педагогические средства для реализации поставленных целей и задач. 4. Рефлексивные умения – умения организовывать рефлексивную деятельность, свою и учащихся. Педагог-исследователь Ю. И. Турчанинова (30) предлагает свою структуру педагогической деятельности. 1. Социальная готовность – способность педагога осмысленно ориентироваться и самоопределяться в социальной жизни. 2. Общекультурная готовность – достаточно высокий уровень общего образования и развития педагога.
3. Специально-предметная готовность – знание по предмету преподавания, способность легко ориентироваться в конкретной области деятельности. 4. Психолого-педагогическая готовность – способность особым образом и в особых условиях взаимодействовать с другими людьми. Психолого-пе6дагогическая готовность предполагает: 1) индивидуальное педагогическое сознание – совокупность ответов педагога на профессионально значимые вопросы; индивидуальную профессиональную «Я-концепцию»; индивидуальную концепцию профессиональной деятельности; индивидуальную концепцию воспитанника; 2) индивидуальную педагогическую технологию – совокупность известных педагогу приемов профессиональной деятельности, способов ее организации; 3) индивидуальную педагогическую технику – совокупность исполнительских возможностей педагога. В соответствии со структурой педагогической деятельности определяются ее критерии и показатели в процессе диагностики (табл. 1).
Таблица 1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|