Критерии педагогической деятельности
По структуре
Н. В. Кузьминой
| По структуре
В. А. Сластенина
| По структуре
Ю. И. Турчаниновой
|
Проектировочные умения
Умение проектировать, выстраивать композиционно содержание педагогического процесса
Умение проектировать свою педагогическую деятельность
Умение проектировать деятельность учащихся
Умение отбирать содержание урока, внеклассного дела и т. д.
Умение отбирать педагогические технологии
Умение отбирать систему средств
Умение проектировать систему педагогических целей и задач
Умение проектировать диагностические программы и др.
Организаторские умения
Умение организовать свою деятельность
Умение организовать изложение содержания
Умение организовать деятельность учащихся
Умение организовать педагогическое взаимодействие и др.
Коммуникативные умения
Умение организовать педагогическое общение
Умение организовать взаимопонимание
Умение организовать сотрудничество и др.
Гностические умения
Знание сущности и структуры педагогического процесса
Знание сущности и структуры педагогического взаимодействия
Знание содержания учебного предмета
Знание содержания педагогического процесса
Знание общечеловеческих ценностей
Знание правил организации деятельности
Знание педагогических средств
Знание педагогических технологий
Знание психологии учащихся
Знание возрастных и индивидуальных особенностей учащихся
Знание психологии педагогической деятельности
Знание своей педагогической типологии и др.
| Диагностические умения
Умение диагностировать уровень развития учащихся, отдельных свойств, качеств личности
Умение диагностировать педагогическую деятельность
Умение диагностировать педагогическое взаимодействие
Умение ставить цели и задачи диагностики
Владение процедурой педагогической диагностики
Умение определять критерии и показатели диагностируемого качества, явления
Умение составлять диагностическую программу
Умение составлять уровненные характеристики и др.
Целеобразовательные умения
Умение осуществлять стратегическое и тактическое целеобразование
Умение ставить цели и задачи урока
Умение определять цели и задачи внеклассного дела
Умение формулировать педагогические цели и задачи
Умения выстраивать систему педагогических средств
Умение соотносить поставленные цели и задачи с имеющимися у педагога педагогическими средствами
Умение конструировать систему педагогических средств по решению поставленных целей и задач
Умение отбирать содержание педагогического процесса
Умение отбирать педагогические технологии и др.
Рефлексивные умения
Умение рефлексировать свою деятельность
Умение рефлексировать деятельность учащихся
Умение рефлексировать педагогическое взаимодействие
Умение диагностировать результативность состоявшегося педагогического взаимодействия
Умение сравнивать полученные результаты взаимодействия с целями и задачами
Умение изучать и анализировать педагогический опыт и др.
| Социальная готовность
Способность педагога осмысленно ориентироваться в сложившейся социокультурной ситуации
Способность педагога к самоопределению
Способность педагога к организации коммуникации с социальными институтами
Коммуникативные умения и др.
Общекультурная готовность
Культура речи педагога
Эстетическая культура
Эстетический вкус
Эстетические интересы и потребности
Эрудиция
Круг чтения
Потребность в общении с искусством
Уровень образования и др.
Специально-предметная готовность
Знания по предмету преподавания
Знания основ наук по предмету преподавания
Системность и полнота знаний по предмету преподавания и др.
Психолого-педагогическая готовность
Индивидуальное педагогическое сознание
Индивидуальная профессиональная «Я-концепция»
Индивидуальная концепция профессиональной педагогической деятельности
Индивидуальная концепция воспитанника
Индивидуальная педагогическая технология
Владение разнообразными педагогическими технологиями
Умение организовать свою деятельность и деятельность учащихся
Индивидуальная педагогическая техника
Искусство самопрезентации педагога
Выразительность речи
Пространственное (в классной комнате, аудитории) размещение участников педагогического взаимодействия и др.
|
В соответствии с выделенными критериями педагогической деятельности составляется (или отбирается) система методов диагностики педагогической деятельности.
Организаторами процесса диагностики педагогической деятельности могут ставиться общие цели (выявление уровня педагогической деятельности) и частные (выявление уровня развития отдельных слагаемых педагогической деятельности, например, изучение уровня развития рефлексивных умений педагога или общекультурной готовности и т. д. ).
Процедура организации и осуществления педагогического взаимодействия соответствует общей процедуре педагогической диагностики.
Под педагогическим взаимодействием следует понимать взаимодействие педагога и воспитанника, в котором деятельность одного обусловливает определенные действия другого в целях их развития.
Критериями педагогического взаимодействия являются:
- диалогичность общения;
обмен деятельностями между участниками педагогического процесса;
- субъектность участников педагогического процесса;
- межсубъектные отношения;
- сотрудничество;
- сотворчество;
- использование в педагогическом процессе продуктивных педагогических технологий;
- эмпатия;
- активность участников педагогического процесса;
- полилог;
- умение слушать и слышать;
- потребность и способность к рефлексии и т. д.
В процессе педагогической диагностики выявляются как состояние педагогического взаимодействия, так и причины этого состояния.
Результаты диагностики уровня развития учащихся, педагогической деятельности и педагогического взаимодействия в комплексе дают представление о состоянии педагогического процесса и путях его совершенствования.
ГЛАВА 4
Воспользуйтесь поиском по сайту: