Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технология «Метаплан»




Общая характеристика технологии. Поясним название технологии – «Метаплан». План есть намеченный на определенный срок порядок работы, «Мета» означает сверх, макроуровень какого-либо явления. Таким образом, метаплан есть сверхпорядок организации деятельности, некий стратегический порядок работы, включающий ряд тактических порядков. «Метаплан» представляет собой систему разнообразных видов коллективной, групповой и индивидуальной деятельности, промежуточные результаты одной деятельности, которые являются исходным материалом для организации другой деятельности.

Цели технологии заключаются в организации индивидуальной и групповой мыследеятельности по решению той или иной проблемы, наработке каждым участником технологии своего индивидуального опыта по обсуждаемой проблеме и его обогащении в результате групповой работы.

Условия реализации технологии:

- оптимальное количество участников – 15-30 человек.

Необходимое оборудование:

- листочки цветной бумаги (3 цвета, например, белый, зеленый, красный) по количеству участников (каждому участнику выдается по 3 листочка цветной бумаги);

- ручки для каждого участника, 3-5 больших листов бумаги (можно газетной);

- 3-6 маркеров (по 1-2 для каждой группы).

Порядок реализации технологии. Реализация технологии включает следующие этапы.

Первый этап. Выявление и формулировка проблем-вопросов.

Педагог (руководящий реализацией технологии) предлагает участникам технологии в течение 5-10 минут сформулировать несколько волнующих их проблем-вопросов по заданной теме (например, организация процесса экологического воспитания или использование в процессе экологического воспитания новых педагогических технологий, или сущность педагогической диагностики и т. д. )

Тема может быть избрана из любой области знания.

Затем происходит опрос участников и фиксирование педагогом всех неповторяющихся проблем-вопросов, из которых определяются три ведущие.

Например, по теме «Организация процесса экологического воспитания» выделяются следующие три ведущие проблемы.

1. Что такое экологическая культура человека?

2. Какова ведущая идея, определяющая содержание процесса экологического воспитания?

3. Какие условия необходимо создавать педагогу для оптимального развития экологической культуры учащихся?

Второй этап. Запись проблем-вопросов на цветные листочки бумаги. Каждому участнику технологии педагог раздает по 3 листочка цветной бумаги. Цвет в данном случае лучше выделяет отдельные проблемы (их три), способствует большей наглядности, выразительности внешнего оформления технологии.

На каждом из листочков участники записывают соответствующие проблемы-вопросы. Например, на белом листочке записывается первый вопрос «Что такое экологическая культура человека? ». На зеленом листочке – второй, «Какова ведущая идея, определяющая содержание процесса экологического воспитания? ». На красном листочке – третий, «Какие условия необходимо создавать педагогу для оптимального развития экологической культуры учащихся? ».

Третий этап. Индивидуальное смыслотворчество. Каждый участник технологии в течение 20-30 минут отвечает письменно на вопросы, записанные на листочках цветной бумаги (ответы записываются на эти же листочки).

Четвертый этап . Представление участниками своих индивидуальных смыслов. Обмен смыслами. Каждый из участников по кругу знакомит всех со своими ответами на все три проблемы-вопроса (без подробных комментариев). Происходит обмен смыслами (ответами) между участниками технологии.

Пятый этап. Анализ, обобщение индивидуальных смыслов в творческих группах. На этом этапе организуется и осуществляется следующая деятельность:

- из числа участников технологии создается три творческие группы примерно равной численности;

- классифицируются цветные листочки бумаги с записанными на них смыслами в три стопки (по цвету) (их можно закрепить на стене);

- каждой из творческих групп предлагается сделать анализ и обобщение индивидуальных смыслов по одному из вопросов-проблем;

- творческие группы в течение 20-30 минут анализируют и обобщают индивидуальные смыслы, вырабатывая обобщенный, универсальный вариант;

- творческие группы оформляют на листах бумаги с помощью маркеров результаты своего группового смыслотворчества (рисуют схемы, графики, таблицы, пишут определения и т. д. ).

Шестой этап. Представление итогов работы творческих групп. Каждая из творческих групп поочередно представляет результаты своей деятельности. Выступление каждой группы комментирует руководитель технологии (педагог). Все рисунки, плакаты, схемы вывешиваются на доске.

Седьмой этап. Рефлексия итогов деятельности. Каждый из участников технологии по кругу:

- анализирует свое эмоциональное состояние в течение технологии;

- оценивает индивидуальную деятельность в составе группы;

- формулирует свои мысли по обсуждаемым проблемам-вопросам;

- оценивает возможности реализуемой технологии в своей деятельности.

Рефлексия осуществляется при использовании различных способов, приемов, рефлексивных технологий.

Руководитель (педагог) технологии подводит итог совместной деятельности, взаимодействия в рамках технологии.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...