Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Международный рынок услуг.





Услуга-производственная деятель­ность, удовлетворяющая конкретную потребность получателя услуги. Услуги, поступающие на внешний рынок, образуют мировой рынок услуг. Он в свою очередь состоит из ряда более узких рынков: лицензий и ноу-хау, инженерно-консультационных (инжиниринго­вых) услуг, услуг транспорта и связи, туристических услуг и др.

В основе мирового рынка услуг лежит такая важнейшая часть мирового хозяйства, как сфера услуг, удельный вес которой в экономике ведущих индустриальных стран превышает удельный вес сферы материального производства.

В услуги на мировом рынке обычно включают транспорт и связь, торговлю, материально-техническое снабжение, бытовые, жилищные и коммунальные услуги, общественное питание, гости­ничное хозяйство, туризм, финансовые и страховые услуги, нау­ку, образование, здравоохранение, физкультуру и спорт; культу­ру и искусство, а также инженерно-консультационные, информа­ционные и вычислительные услуги, операции с недвижимостью, услуги по изучению рынков, организацию маркетинговой деятель­ности, послепро­даж­ный сервис и др. Разные виды услуг вовлече­ны в международный обмен с разной степенью интенсивности.

Международная торговля услугами, в отличие от торговли то­варами, где велика роль торгового посредничества, основана на прямых контактах между производителями и потребителями, т.к. услуги, в отличие от товаров, производятся и потребляются одновременно и не подлежат хранению. Из-за этого международная торговля услугами требует либо при­сутствия за рубежом их непосредственных производителей, либо присутствия иностранных потребителей в стране-производите­ле услуг. В то же время развитие информатики значительно рас­ширило возможности оказания многих видов услуг на расстоянии.

Международная торговля услугами тесно взаимосвязана с тор­говлей товарами и во все большей степени влияет на нее. Для поставки товаров на внешний рынок требуется все больше услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров и их послепродажным обслуживанием. Особенно велика роль услуг в торговле наукоемкими товарами, для которых необходимы большие объемы послепродажного сервиса, информационных и различных консалтинговых (консультационных) услуг. Объем и качество ус­луг, привлекаемых для производства и реализации товара, во многом обусловливают его успех на внешнем рынке.



Международная торговля услугами также тесно сопрягается с международным движением капитала и перемещением рабочей силы. Она невозможна без транспортных, банковских, информаци­онных и других услуг. В свою очередь рост мировых рынков то­варов, капиталов, рабочей силы стимулирует развитие мирового рынка услуг.

Экспорт услуг на мировом рынке относится к экспорту товаров примерно как один к четырем. Международная статистика дает ограниченный объем сведений о мировой торговле услугами. ВТО, например, разбивает эту торговлю всего лишь на три вида - транспортные услуги, туризм и прочие услуги. Около 1/4 мировой торговли услугами приходится на транспортные услуги, еще около 1/3 - на международный туризм.

Говоря о географии мирового экспорта услуг в целом, следует отме­тить, что главными мировыми экспортерами и импортерами услуг являются развитые капиталистические страны (почти 80% экспорта и 3/4 импорта услуг). На страны «большой восьмерки» приходится почти половина мирового оборота услуг Для многих компаний развитых капиталистических стран все большее значение приобретает производство услуг в своих зарубежных филиалах. В сфере услуг размещено 40% иностранных прямых инвестиций в мире.

Постепенно возрастает роль в международной торговле некоторыми видами услуг и ряда развивающихся стран, хотя в целом их позиции остаются слабыми из-за недостаточного развития сферы услуг в большинстве из них, низкой концентрации капитала. Крупными экспортерами услуг в этой группе государств являются: Республика Корея - в области инженерно-консультационных и строительных услуг, Мексика - туристических, Сингапур - финан­совых и др.

Рассматривая международный рынок технологий, следует отметить, что в мировой практике происходит усложнение форм международного обмена технологиями, содержащихся в патентах, лицензиях, договорах на передачу ноу-хау. Причиной данного процесса является степень развития ведущих наиболее наукоемких отраслей промышленности.

Технология – это совокупность знаний, с помощью которых патентные права, научные знания, результаты исследований и разработок применяются в производстве товаров.

Основные участники международной технологической кооперации – транснациональные корпорации. Наиболее распространенная правовая форма обмена технологиями внутри ТНК – лицензионные соглашения. Мировой опыт показывает, что приоритетными являются информационно-коммуникационные технологии, биотехнологии, нанотехнологии, технологии композитных материалов.

Ведущие отрасли лицензионной торговли – электротехника и электроника, общее машиностроение, химия и нефтехимия, транс­портное машиностроение, текстильная и пищевая промышленность. Особенно высокими темпами развивается торговля лицензиями в области электротехнического производства и электроники.

 

Рекомендуемая литература: [1, 3, 4, 6, 7, 11-16, 19, 21-28, 31, 32, 35].

 

 

Тема 2.3. Мировая транспортная система и мировой
рынок транспортных услуг

Время: 2 учебных часов.

Вопросы лекции:

1. Мировая транспортная система и ее роль в повышении адаптивности мирового хозяйства.

2. Виды международных перевозок.

3. Основные параметры мировой транспортной системы.

4. Международный рынок транспортных услуг.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.