Международный рынок услуг.
Услуга -производственная деятельность, удовлетворяющая конкретную потребность получателя услуги. Услуги, поступающие на внешний рынок, образуют мировой рынок услуг. Он в свою очередь состоит из ряда более узких рынков: лицензий и ноу-хау, инженерно-консультационных (инжиниринговых) услуг, услуг транспорта и связи, туристических услуг и др. В основе мирового рынка услуг лежит такая важнейшая часть мирового хозяйства, как сфера услуг, удельный вес которой в экономике ведущих индустриальных стран превышает удельный вес сферы материального производства. В услуги на мировом рынке обычно включают транспорт и связь, торговлю, материально-техническое снабжение, бытовые, жилищные и коммунальные услуги, общественное питание, гостиничное хозяйство, туризм, финансовые и страховые услуги, науку, образование, здравоохранение, физкультуру и спорт; культуру и искусство, а также инженерно-консультационные, информационные и вычислительные услуги, операции с недвижимостью, услуги по изучению рынков, организацию маркетинговой деятельности, послепродажный сервис и др. Разные виды услуг вовлечены в международный обмен с разной степенью интенсивности. Международная торговля услугами, в отличие от торговли товарами, где велика роль торгового посредничества, основана на прямых контактах между производителями и потребителями, т.к. услуги, в отличие от товаров, производятся и потребляются одновременно и не подлежат хранению. Из-за этого международная торговля услугами требует либо присутствия за рубежом их непосредственных производителей, либо присутствия иностранных потребителей в стране-производителе услуг. В то же время развитие информатики значительно расширило возможности оказания многих видов услуг на расстоянии.
Международная торговля услугами тесно взаимосвязана с торговлей товарами и во все большей степени влияет на нее. Для поставки товаров на внешний рынок требуется все больше услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров и их послепродажным обслуживанием. Особенно велика роль услуг в торговле наукоемкими товарами, для которых необходимы большие объемы послепродажного сервиса, информационных и различных консалтинговых (консультационных) услуг. Объем и качество услуг, привлекаемых для производства и реализации товара, во многом обусловливают его успех на внешнем рынке. Международная торговля услугами также тесно сопрягается с международным движением капитала и перемещением рабочей силы. Она невозможна без транспортных, банковских, информационных и других услуг. В свою очередь рост мировых рынков товаров, капиталов, рабочей силы стимулирует развитие мирового рынка услуг. Экспорт услуг на мировом рынке относится к экспорту товаров примерно как один к четырем. Международная статистика дает ограниченный объем сведений о мировой торговле услугами. ВТО, например, разбивает эту торговлю всего лишь на три вида - транспортные услуги, туризм и прочие услуги. Около 1/4 мировой торговли услугами приходится на транспортные услуги, еще около 1/3 - на международный туризм. Говоря о географии мирового экспорта услуг в целом, следует отметить, что главными мировыми экспортерами и импортерами услуг являются развитые капиталистические страны (почти 80% экспорта и 3/4 импорта услуг). На страны «большой восьмерки» приходится почти половина мирового оборота услуг Для многих компаний развитых капиталистических стран все большее значение приобретает производство услуг в своих зарубежных филиалах. В сфере услуг размещено 40% иностранных прямых инвестиций в мире.
Постепенно возрастает роль в международной торговле некоторыми видами услуг и ряда развивающихся стран, хотя в целом их позиции остаются слабыми из-за недостаточного развития сферы услуг в большинстве из них, низкой концентрации капитала. Крупными экспортерами услуг в этой группе государств являются: Республика Корея - в области инженерно-консультационных и строительных услуг, Мексика - туристических, Сингапур - финансовых и др. Рассматривая международный рынок технологий, следует отметить, что в мировой практике происходит усложнение форм международного обмена технологиями, содержащихся в патентах, лицензиях, договорах на передачу ноу-хау. Причиной данного процесса является степень развития ведущих наиболее наукоемких отраслей промышленности. Технология – это совокупность знаний, с помощью которых патентные права, научные знания, результаты исследований и разработок применяются в производстве товаров. Основные участники международной технологической кооперации – транснациональные корпорации. Наиболее распространенная правовая форма обмена технологиями внутри ТНК – лицензионные соглашения. Мировой опыт показывает, что приоритетными являются информационно-коммуникационные технологии, биотехнологии, нанотехнологии, технологии композитных материалов. Ведущие отрасли лицензионной торговли – электротехника и электроника, общее машиностроение, химия и нефтехимия, транспортное машиностроение, текстильная и пищевая промышленность. Особенно высокими темпами развивается торговля лицензиями в области электротехнического производства и электроники.
Рекомендуемая литература: [1, 3, 4, 6, 7, 11-16, 19, 21-28, 31, 32, 35].
Тема 2.3. Мировая транспортная система и мировой Время: 2 учебных часов. Вопросы лекции: 1. Мировая транспортная система и ее роль в повышении адаптивности мирового хозяйства. 2. Виды международных перевозок. 3. Основные параметры мировой транспортной системы. 4. Международный рынок транспортных услуг.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|