Виды международных перевозок.
При осуществлении международных экономических связей транспорт обеспечивает перемещение товаров (грузов) и людей (пассажиров) между двумя или более странами, то есть в международных сообщениях. В зависимости от конкретных видов транспорта, используемых в перевозках, различают морские, речные, воздушные, железнодорожные, автомобильные и трубопроводные сообщения. Это так называемые прямые международные сообщения, обслуживаемые одним видом транспорта. В тех случаях, когда при международной перевозке грузов или пассажиров последовательно используются два или более видов транспорта, имеют место смешанные (комбинированные) сообщения. Если такая перевозка оформлена одним (сквозным) транспортным документом, покрывающим все участвующие в ней виды транспорта, она называется прямой смешанной. С помощью средств транспорта товар перемещается от места его производства до пункта потребления. При этом транспорт как бы продолжает процесс производства товара в пределах сферы обращения, добавляя к его изначальной стоимости (цене), стоимость (цену) произведенной транспортной продукции во время перемещения. В обслуживание международной торговли между странами, отделенными друг от друга морями и океанами, незаменим морской транспорт, который по праву считается наиболее универсальным и эффективным средством доставки больших масс грузов на дальние расстояния. Этот вид транспорта обеспечивает перевозки более 80 % объема международной торговли. Основную часть международных морских грузопотоков составляют массовые наливные и навалочные грузы. Из других грузов морской торговли выделяются так называемые генеральные, или тарно-штучные. Это наиболее ценная часть мирового торгового оборота (около 70 % по стоимости).
Серьезным конкурентом морскому транспорту в межконтинентальных перевозках ценных грузов в последнее время стал воздушный транспорт. Железнодорожный, речной и автомобильный транспорт широко используются во внутриконтинентальной внешней торговле, а также при перевозках экспортных и импортных грузов по территории стран-продавцов и стран-покупателей. В международной торговле нефтью и газом важную роль играют трубопроводные системы. Виды транспорта группируются следующим образом: сухопутный (сухопутный и трубопроводный), водный (морской и речной) и воздушный. По структуре мирового грузо– и пассажирооборота лидирует автомобильный транспорт, на который приходится 8% грузооборота и 80% пассажирооборота от общего мирового объема (на железнодорожный – 16% грузооборота и 11% пассажирооборота, на трубопроводный – 11% грузооборота, на морской – 62% грузооборота и 1% пассажирооборота, на речной – 3% грузооборота и 1% пассажирооборота, на воздушный – менее 1% грузооборота и 8% пассажирооборота). Автомобильный транспорт является наиболее дорогим видом транспорта, обладающим большой маневренностью, скоростью движения и возможностью доставлять грузы непосредственно потребителям. Общая протяженность автомобильных дорог – 24 млн км (70% общей длины всех путей сообщения). Плотность автодороге мире – 180 км на 100 км2 территории. Самая большая протяженность автодорог в США, Индии, Японии, Китае, России, Франции; самая густая сеть автодорог в Великобритании, Франции, Германии, Италии, Японии, Испании; самый высокий уровень автомобилизации в США (600 автомобилей на 1000 жителей). Здесь же и самый высокий грузооборот автомобильного транспорта. Железнодорожный транспорт обеспечивает перевозку грузов и пассажиров на дальние расстояния. Наибольшая протяженность железных дорог – в США, Канаде, России, Индии, Китае. Самой густой сетью железных дорог обладают Германия, Бельгия, Швейцария, Чехия. По грузообороту лидируют Россия, США, Китай, Канада, Польша.
В развитых странах наблюдается тенденция к сокращению железнодорожной сети, в развивающихся – к расширению. Трубопроводный транспорт. США лидирует по протяженности нефте– и газопроводов. Самыми длинными трубопроводами обладают Россия и Канада. Крупнейшие в мире магистральные трубопроводы проложены в России («Дружба», «Союз», «Прогресс», «Сияние Севера»). В международных перевозках лидирует морской транспорт, хотя темпы его развития замедлились. Он выполняет межконтинентальные перевозки. Морской транспорт обеспечивает 98% внешнеторговых перевозок Японии и Великобритании, 90% всех внешнеторговых перевозок США и стран СНГ. Морской транспорт имеет самую низкую себестоимость. За 1990-е годы морские перевозки выросли с 3,7 млрд т до 5,1 млрд т, причем нефть и нефтепродукты составили 43% объема перевозок. По тоннажу крупнейшие владельцы судов – Греция (17,6%), Япония (12,7%), Норвегия (7,7%), США и Гонконг. В десятку лидеров среди владельцев входят также Китай, Корея, Великобритания, Германия и Швеция. По тоннажу Россия находится на 13-м месте в мире (2,1%, суммарный тоннаж – 11,2 млн т). Большинство судов ходит под «чужими» флагами, особенно под флагами стран открытого судового регистра (42% всех судов или 58% мирового тоннажа). «Удобные» флаги позволяют судовладельцам минимизировать затраты на налоги и прочие параметры. Официально к странам открытого судового регистра относят Панаму (16,3% мирового тоннажа), Либерию (11,7% мирового тоннажа), Кипр, Сингапур, Бермудские острова и Содружество Багамских островов. 60% российских морских судов зарегистрированы за рубежом и ходят под «удобными» флагами. Важным звеном транспортной системы являются морские порты: универсальные (характерные для развитых стран) и специализированные (характерные для развивающихся стран). Речной транспорт наиболее развит в США, Китае, России, Германии, Канаде, Нидерландах, Франции. Эти страны лидируют по грузообороту речного транспорта. Важную роль играют международные речные бассейны: Дунай (объединяющий 12 стран), Нил, Конго, Нигер (по 9 стран), Рейн, Амазонка, Замбези (по 7 стран).
Многие речные бассейны (Волга, Обь, Лена, Янцзы, Енисей, Амазонка, Миссисипи и др.) имеют значительно большую пропускную способность, чем крупнейшие железнодорожные магистрали. Воздушный транспорт, самый молодой и динамичный, обеспечивает перевозку пассажиров и грузов на большие расстояния. Наибольший пассажирооборот отмечается в США, России, Японии, Великобритании, Канаде, Франции, Германии. Крупнейшие аэропорты мира расположены в Чикаго, Далласе, Лос-Анджелесе, Атланте, Лондоне. Всего в мире 34 крупных аэропорта, причем половина из них – в США, 8 – в Европе. Финансирование транспортного комплекса в промышленно развитых странах традиционно является одной из приоритетных функций государства, ибо транспорт наряду с энергетикой и связью является всеобщей важнейшей базой нормальной деятельности производства и социальной среды в государстве. Под воздействием НТП существенно изменилась роль основных фондов транспортного комплекса. В связи с этим инвестиции в основном направляются на обеспечение интенсивного развития транспорта. Российские транспортные компании, обеспечивающие экспорт услуг автотранспортных, железнодорожных, морских (речных) и авиаперевозок. Таким образом, различают следующие виды перевозок внешнеторговых грузов: * железнодорожные - перевозки транспорта на основании договора между уполномоченными представителями железнодорожного транспорта и перевозчиками. Перевозки грузов за пределы страны осуществляются на основании единого транспортного документа - международной накладной, которая следует совместно с грузом до пункта назначения и служит основанием для выдачи товара грузополучателю. Регулирует взаимоотношение железных дорог, участвующих в перевозке грузов, дорожная ведомость; * морским транспортом - форма транспортных услуг, при которой перевозчик организует регулярную доставку грузов между установленными портами по заранее объявленному расписанию. Регулируется это стандартным договором морской перевозки;
* автомобильным транспортом - форма транспортных перевозок с помощью автомобильного транспорта, заключаемая на основе товарно-транспортной накладной. Расчеты совершаются на основании автомобильных тарифов на перевозку 1 т. груза на определенное расстояние; * воздушным транспортом - перевозки, осуществляемые на воздушных судах, при этом место отправления и место доставки расположены или на территории двух государств, или на территории одного и того же государства, если предусмотрена остановка на территории другого государства. Документ, удостоверяющий заключение договора, - авиагрузовая накладная - доказательство заключения договора перевозки, принятия товаров к перевозке и условий перевозки. На воздушных перевозках применим единый тариф на милю или километр для данного количества груза безотносительно к виду и расстоянию перевозки груза. Проблемами современного транспортного о6еспечения Российской Федерации являются: · плохое качество обслуживания международных грузо- и пассажиропотоков - вследствие низкого уровня материально-технической базы; · недостаточный уровень информационного обеспечения; · неразвитость экспорта транспортных услуг. Регулированием международных перевозок занимаются следующие международные организации: · Центральное бюро международного железнодорожного транспорта со штаб-квартирой в Берне; · Международная морская организация (ИМО); · Комитет по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН; · Международная организация гражданской авиации, регулярные авиационные перевозки (ИКАО); · Международная ассоциация воздушного транспорта, авиационные тарифы (ИАТА). В настоящее время существует необходимость совершенствования способов обеспечения международных перевозок грузов и пассажиров. Это требует повышения пропускной способности некоторых; участков транспортной сети международного значения, расширения мощностей по обработке грузов в портах, обновления парка подвижного состава. Развитие транспортного комплекса России в его взаимодействии с внешнеэкономическим комплексом предполагается по таким направлениям: 1) рост конкурентоспособности российских перевозчиков на мировом транспортном рынке и, в первую очередь, на рынке перевозок российских экспортно-импортных грузов; 2) использование преимуществ географического геополитического положения России для организации транзитных транспортных коридоров Восток-Запад, Север-Юг; 3) создание прямых транспортных путей для транспортировки российского сырья на мировой рынок, минуя порты стран Балтии, а частично и территорию Украины, с целью сокращения расходов на транзит и избежания других осложнений экономического и неэкономического толка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|