Международный рынок транспортных услуг.
Международный рынок транспортных услуг охватывает услуги всех видов транспорта (морского, трубопроводного, воздушного, наземного, речного и космического), оказываемые резидентами одной страны резидентам другой страны. В аналитических целях выделяют морской транспорт, который играет основную роль в перевозке внешнеторговых грузов; воздушный транспорт, играющий главную роль в межстрановом перемещении людей, и остальные виды транспорта. Статистика платежного баланса учитывает международный транспорт по следующим основным категориям: 1) пассажироперевозки; 2) грузоперевозки; 3) аренда перевозчика с экипажем; 4) обеспечивающие и вспомогательные услуги (техобслуживание, навигация, буксировка и т п.). Обычно процесс доставки товара в международной торговле включает прежде всего его перевозку от внутреннего пункта производства А до пограничного пункта (порта) Б страны-продавца; далее международную транзитную или морскую перевозку от пункта Б до пограничного пункта (порта) страны покупателя (если страны-партнеры не имеют общей сухопутной границы); и, наконец, транспортировку от пункта Б до внутреннего пункта потребления (В). Транспортные операции считаются международными, если они связаны с перемещением внешнеторговых грузов на участках маршрута перевозки Б - В. Международные транспортные услуги продаются и покупаются на международных транспортных рынках. Цены транспортных услуг и другие условия их предоставления в одних случаях являются предметом переговоров между заинтересованными сторонами, в других - устанавливаются самими перевозчиками. Выбирая средство доставки конкретного товара, отправители принимают в расчет различные факторы. Так, если отправителя интересует скорость, то основной выбор осуществляется между воздушным и автомобильным транспортом. Если цель - минимальные издержки, делается выбор между водным и трубопроводным транспортом. Больше всего выгод связано, кажется, с использованием автомобильного транспорта, чем и объясняется рост его доли в объеме перевозок.
Благодаря контейнеризации отправители все чаще прибегают к одновременному использованию двух или более видов транспорта. Контейнеризация - это загрузка товара в ящики или трейлеры, которые легко перевозить с одного вида транспорта на другой. Рельсовый контрейлер - это перевозка с использованием железнодорожного и автомобильного транспорта, судовой контрейлер - это перевозка с использованием водного и автомобильного транспорта, "рельсы-судно" - это перевозки с использованием водного и железнодорожного транспорта, "воздух-шоссе" - это перевозки с использованием воздушного и автомобильного транспорта. Любой смешанный вид транспортировки обеспечивает отправителю определенные выгоды. Например, рельсовый контрейлер обходится дешевле чисто автомобильных перевозок и в то же время обеспечивает гибкость и удобство. Транспортные услуги часто предлагаются в сочетании с экспедиционными: складирование, таможенная очистка, осмотр груза, осуществление всех платежей по договору, страхование, сопровождение и др.
Рекомендуемая литература: [1, 3, 4, 6, 7, 11-16, 19, 22-26].
Тема 3.1. Интеграционные процессы в мировой экономике. Транснациональные корпорации. Свободные Время: 4 учебных часа. Вопросы лекции: 1. Сущность и формы международной экономической интеграции. 2. Основные региональные экономические интеграционные группировки в мире. 3. Участие России в региональных интеграционных экономических группировках и организациях.
4. ТНК в мировой экономике. Деятельность ТНК в России. 5. Свободные (специальные) экономические зоны (СЭЗ) в мировой экономике. 1. Сущность и предпосылки международной экономической интеграции . Международная экономическая интеграция — это процесс хозяйственно-политического объединения стран на основе: - развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами; - взаимодействия их воспроизводственных структур на различных уровнях и в различных формах. На микроуровне этот процесс идет через взаимодействие капитала отдельных хозяйствующих субъектов (предприятий, фирм) близлежащих стран путем формирования системы экономических взаимоотношений между ними, созданием финансово-промышленных групп. На макроуровне интеграция происходит на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик. В результате происходит создание целостных региональных хозяйственных комплексов с единой: валютой, инфраструктурой, стандартов, внешнеторговой политики, финансовыми фондами, общими межгосударственными органами управления. Международная экономическая интеграция развивается по следующим направлениям: · интернационализация производительных сил; · интернационализация международного разделения труда; · международное перемещение финансовых и производственных ресурсов, обеспечивающее переплетение и взаимозависимость экономической деятельности в различных странах; развитие сферы услуг; · международный обмен научно-техническими знаниями; · международная миграция рабочей силы; · международное сотрудничество, направленное на решениеглобальных проблем современности Движущей силой международной экономической интеграции являются фирмы,заинтересованные в достижении оптимального масштаба деятельности. Организация международной экономической интеграции имеет следующие преимущества для экономики: 1. Снижение издержек производства и сбыта товаров и услуг; 2. Расширение рынков сбыта, что создает предпосылки для оживления международной торговли; 3. Растущая емкость рынка, что позволяет увеличивать расходы на НИОКР;
4. Реорганизация товаров и услуг и, как следствие, оживление экономики. Преимущества экономической интеграции для её членов: 1. Отсутствие необходимости содержать торговые представительства в каждой стране; 2. Рост преимуществ узкой специализации экспорта за счет эффекта масштаба; 3. Рост степени ценовой конкурентоспособности за счет устранения тарифных и нетарифных барьеров. Отрицательные последствия: 1. Для более отсталых стран это приводит к оттоку ресурсов (факторов производства), идет перераспределение в пользу более сильных партнеров. 2. Олигопольный сговор между ТНК стран-участниц, что приводит к повышению цен. 3. Эффект потерь от увеличения масштабов производства при очень сильной концентрации. Выделяют следующие основные формы экономической международной интеграции.: 1. Зона свободной торговли; 2. Таможенный союз; 3. Общий рынок; 4. Экономический и валютный союз. Первые 3 формы международной интеграции в данном списке охватывают сферу обмена и организовывают равные условия для развития торговли и взаимных финансовых расчетов. Последняя же форма подразумевает организацию высокоразвитых, прочных, долговременных внешнеэкономических и политических связей между странами — членами договора 1. Зона свободной торговли- начальная форма экономической интеграции, при которой отменяются торговые ограничения и таможенные пошлины для стран - участниц, интеграционной группировки (иногда таможенные пошлины только снижаются). Основными положениями соглашений об организации зон свободной торговли являются: · обязательства сторон не превышать в одностороннем порядке таможенные пошлины и не возводить новые торговые барьеры; · возможность дополнительных соглашений, при которых стороны могут расширить на определенный срок при взаимосогласованных обстоятельствах сферу распространения защитных мер. 2. Таможенный союз — форма более близкого сотрудничества, для которой свойственны положения зон свободной торговли, а также установление единого таможенного тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран. Основными принципами организации таможенного союза являются:
· скоординированная внешнеторговая политика в области таможенно-тарифных правил и процедур; · более привлекательные условия для иностранных инвесторов; · возможность введения единой конвертируемой валюты и функционирования расчетной денежной системы. При возникновении более высокого тарифа на товар по сравнению со средневзвешенным, страны-участники ограничивают внешние источники с целью развития внутрисоюзных ресурсов. При возникновении тарифа на товар ниже средневзвешенного страны-участники ставят условия для усиления конкуренции с целью создания стимулов для отечественных производителей к изготовлению конкурентоспособной продукции. Недостаток таможенного союза — ослабление уровня торговли со странами, не входящими в союз. 3. Общий рынок в качестве базы интеграционного процесса берет достижения таможенного союза. Но теперь единое экономическое пространство образуется не только для взаимного товарообмена. Оно вбирает в себя и передвижение всех факторов производства (капитала и рабочей силы). Как показала жизнь, идеям общего рынка может препятствовать разнонаправленность национальных экономических политик. Разный предпринимательский режим (налоговые ставки, уровень банковского процента и т.д.) создает предпосылки для возможного перемещения капитальных активов из одной страны в другую. Предотвращение подобных нежелательных процессов, угрожающих национальной безопасности каждой из стран-участниц, стало возможным при согласовании их национальных экономических политик. 4. Экономический и валютный союз — высшая форма организации мировой экономической интеграции, при которой договоры о зоне свободной торговли, таможенном союзе и общем рынке дополняются соглашениями о проведении общей экономической и валютной политики, а также вводятся наднациональные институты управления интеграционным объединением Ярким примером экономического союза могут быть Соединенные Штаты Америки, где 50 штатов объединено в полный экономический союз с общей валютой и единым Центральным банком (Федеральная резервная система). Экономическим союзом называет себя и Европейское сообщество. Оно в 2002 году ввело единую валюту — евро. В настоящее время происходит унификация социально-экономической, денежно-кредитной политики в этих странах. Этот процесс будет и дальше развиваться.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|