Свободные (специальные) экономические зоны (СЭЗ) в мировой экономике.
СЭЗ - это часть национального экономического пространства с особым режимом, где используется система льгот и стимулов, не применяемых в других частях территории страны. Специальное законодательство, регулирующее хозяйственную деятельность на территории СЭЗ, охватывает следующие направления: таможенное регулирование; налогообложение; лицензирование; визовое оформление; банковскую деятельность; имущественные и залоговые отношения (в том числе - касающиеся прав собственности на землю); предоставление концессий; управление свободной зоной. Определенную специфику в СЭЗ могут иметь также акты трудового и социального законодательства. В СЭЗ выделяют четыре основные группы льгот, которые применяются в различных комбинациях: 1) внешнеторговые льготы - введение особого таможенного тарифного режима (снижение или отмена экспортно-импортных пошлин), а также упрощение порядка осуществления внешнеторговых операций; 2) налоговые льготы - налоговое стимулирование конкретных видов деятельности или поведения предпринимателей (касается налоговой базы, уровня налоговых ставок, вопросов временного или постоянного освобождения от налогообложения); 3) финансовые льготы - различные субсидии (более низкие цены на коммунальные услуги, снижение арендной платы, кредиты на льготных условиях и т.д.); 4) административные льготы - упрощение процедур регистрации предприятий, а также оказание различных услуг. Стоит отметить, что в результате применения льгот норма прибыли в СЭЗ составляет 30-35%, а иногда и больше: например, транснациональные компании получают в азиатских СЭЗ в среднем 40% прибыли в год. Существенно сокращаются (в 2-3 раза) сроки окупаемости капитальных вложений (считается нормальным для СЭЗ, когда эти сроки не превышают 3-3,5 года).
Но льготы, предоставляемые СЭЗ, не всегда являются главным стимулом для притока иностранного капитала. Не менее важными в этом отношении могут оказаться такие факторы, как политическая стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, а также всесторонняя поддержка со стороны центральной государственной власти. Цели создания СЭЗ зависят от уровня социально-экономического развития организующих их стран, их стратегических целей и т. д. Данное высказывание рассмотрим на примере двух групп стран - развитых и развивающихся. В промышленно развитых странах (например, США, Великобритания, Франция) СЭЗ часто создавались для оживления мелкого и среднего бизнеса в районах, затронутых экономической депрессией, и были направлены на выравнивание межрегиональных различий. Поэтому некоторым категориям предпринимателей предоставлялась большая, чем в других регионах страны, самостоятельность и значительные финансовые льготы. Важно отметить, что подобные программы не имели специальной ориентации на привлечение иностранного капитала. Сходные цели доминировали и при создании СЭЗ во многих развивающихся странах. Однако в отличие от промышленно развитых стран в этих государствах акцент делается на привлечение иностранного капитала, технологий, модернизацию промышленности, повышение квалификации рабочей силы. Помимо названных причин создание СЭЗ может быть нацелено на выполнение следующих задач: • стимулирование промышленного экспорта и получение на этой основе валютных средств; • развитие объектов инфраструктуры; • повышение уровня жизни населения и обеспечение социально-политической стабильности. Исходя из задач, поставленных при формировании той или иной зоны, предъявляются соответствующие требования и к ее размещению. К наиболее общим из них относятся:
• благоприятное транспортно-географическое положение по отношению к внешнему и внутреннему рынкам и наличие развитых транспортных коммуникаций; • развитый производственный потенциал, наличие производственной и социальной инфраструктуры; • существенный по запасам и ценности природно-ресурсный потенциал (в первую очередь - запасы углеводородного сырья, цветных металлов, лесных ресурсов и т.д.). Поэтому территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют, как правило, приграничное положение по отношению к зарубежным странам, а также располагают морскими торговыми портами и магистральной транспортной сетью (железнодорожной, автодорожной, аэропортами), сложившимися промышленными, научными и культурными центрами, районами концентрации наиболее ценных природных ресурсов. В отдельных случаях создание СЭЗ оказывается целесообразным и в районах нового хозяйственного освоения, не располагающих изначально развитой промышленностью, производственной и социальной инфраструктурой, но позволяющих решать важные долгосрочные общегосударственные программы (укрепление топливно-энергетической и минерально-сырьевой базы страны и др.). Организационно-функциональная структура свободных экономических зон весьма разнообразна. При этом российскими специалистами разработана классификация СЭЗ по признаку хозяйственной специализации, т.е. по профилю деятельности большинства фирм в той или иной зоне. Рисунок 3.1.1 - Разновидности свободных экономических зон в соответствии с хозяйственной специализацией
Стоит также заметить, что при организации СЭЗ используют два подхода: территориальный и функциональный. В первом случае зона рассматривается как обособленная территория, где всем предприятиям-резидентам предоставляется льготный режим. Согласно второму подходу, зона - это льготный режим, применяемый к определенному виду предпринимательской деятельности независимо от местоположения соответствующей фирмы в стране.
Рекомендуемая литература: [1, 3, 4, 6, 7, 11-16, 19, 22-28, 30, 31, 32, 34, 35].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|