Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Свободные (специальные) экономические зоны (СЭЗ) в мировой экономике.





СЭЗ - это часть национального экономического пространства с особым режимом, где используется система льгот и стимулов, не при­меняемых в других частях территории страны.

Специальное законодательство, регулирующее хозяйственную деятельность на территории СЭЗ, охватывает следующие направления: таможенное регулирование; налогообложение; лицензирование; визовое оформление; банковскую деятельность; имущественные и залоговые отношения (в том числе - касаю­щиеся прав собственности на землю); предоставление концессий; управление свободной зоной.

Определенную специфику в СЭЗ могут иметь также акты тру­дового и социального законодательства.

В СЭЗ выделяют четыре основные группы льгот, которые применяются в различных комбинациях:

1) внешнеторговые льготы - введение особого таможенного тариф­ного режима (снижение или отмена экспортно-импортных по­шлин), а также упрощение порядка осуществления внешнетор­говых операций;

2) налоговые льготы - налоговое стимулирование конкретных ви­дов деятельности или поведения предпринимателей (касается налоговой базы, уровня налоговых ставок, вопросов временно­го или постоянного освобождения от налогообложения);

3) финансовые льготы - различные субсидии (более низкие цены на коммунальные услуги, снижение арендной платы, кредиты на льготных условиях и т.д.);

4) административные льготы - упрощение процедур регистрации предприятий, а также оказание различных услуг.

Стоит отметить, что в результате применения льгот норма прибыли в СЭЗ составляет 30-35%, а иногда и больше: например, транснациональные компании получают в азиатских СЭЗ в среднем 40% прибыли в год. Существенно сокращаются (в 2-3 раза) сроки окупаемости капитальных вложений (считается нормальным для СЭЗ, когда эти сроки не превышают 3-3,5 года).

Но льготы, предоставляемые СЭЗ, не всегда являются главным стимулом для притока иностранного капитала. Не менее важными в этом отношении могут оказаться такие факторы, как политическая стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструкту­ры, квалификация рабочей силы, а также всесторонняя поддержка со стороны центральной государственной власти.



Цели создания СЭЗ зависят от уровня социально-экономи­ческого развития организующих их стран, их стратегических целей и т. д. Данное высказывание рассмотрим на примере двух групп стран - развитых и развивающихся.

В промышленно развитых странах (например, США, Велико­британия, Франция) СЭЗ часто создавались для оживления мелкого и среднего бизнеса в районах, затронутых экономической депресси­ей, и были направлены на выравнивание межрегиональных разли­чий. Поэтому некоторым категориям предпринимателей предостав­лялась большая, чем в других регионах страны, самостоятельность и значительные финансовые льготы. Важно отметить, что подобные программы не имели специальной ориентации на привлечение иностранного капитала.

Сходные цели доминировали и при создании СЭЗ во многих развивающихся странах. Однако в отличие от промышленно разви­тых стран в этих государствах акцент делается на привлечение ино­странного капитала, технологий, модернизацию промышленности, повышение квалификации рабочей силы.

Помимо названных причин создание СЭЗ может быть нацеле­но на выполнение следующих задач:

• стимулирование промышленного экспорта и получение на этой основе валютных средств;

• развитие объектов инфраструктуры;

• повышение уровня жизни населения и обеспечение социально-политической стабильности.

Исходя из задач, поставленных при формировании той или иной зоны, предъявляются соответствующие требования и к ее раз­мещению. К наиболее общим из них относятся:

• благоприятное транспортно-географическое положение по отношению к внешнему и внутреннему рынкам и наличие развитых транспортных коммуникаций;

• развитый производственный потенциал, наличие производст­венной и социальной инфраструктуры;

• существенный по запасам и ценности природно-ресурсный потенциал (в первую очередь - запасы углеводородного сырья, цветных металлов, лесных ресурсов и т.д.).

Поэтому территории, наиболее благоприятные для разме­щения СЭЗ, имеют, как правило, приграничное положение по отношению к зарубежным странам, а также располагают морски­ми торговыми портами и магистральной транспортной сетью (железнодорожной, автодорожной, аэропортами), сложившимися промышленными, научными и культурными центрами, района­ми концентрации наиболее ценных природных ресурсов.

В отдельных случаях создание СЭЗ оказывается целесообраз­ным и в районах нового хозяйственного освоения, не располагаю­щих изначально развитой промышленностью, производственной и социальной инфраструктурой, но позволяющих решать важные долгосрочные общегосударственные программы (укрепление топ­ливно-энергетической и минерально-сырьевой базы страны и др.).

Организационно-функциональная структура свободных эко­номических зон весьма разнообразна. При этом российскими спе­циалистами разработана классификация СЭЗ по признаку хозяйст­венной специализации, т.е. по профилю деятельности большинства фирм в той или иной зоне.

Рисунок 3.1.1 - Разновидности свободных экономических зон в соответствии с хозяйственной специализацией

 

Стоит также заметить, что при организации СЭЗ использу­ют два подхода: территориальный и функциональный. В первом случае зона рассматривается как обособленная территория, где всем предприятиям-резидентам предоставляется льготный ре­жим. Согласно второму подходу, зона - это льготный режим, применяемый к определенному виду предпринимательской дея­тельности независимо от местоположения соответствующей фир­мы в стране.

 

Рекомендуемая литература: [1, 3, 4, 6, 7, 11-16, 19, 22-28, 30, 31, 32, 34, 35].

 

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.