Международные валютно-кредитные и финансовые организации
В их состав входят Банк международных расчетов, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития и небанковские институты, в частности - Международный валютный фонд и др. Международные валютно-кредитные и финансовые организации условно можно назвать международными финансовыми институтами. К организациям, имеющим всемирное значение, относятся прежде всего специализированные институты ООН - МВФ и группа Всемирного банка, а также ГАТТ, преобразованное во Всемирную торговую организацию. Некоторые специализированные органы ООН занимаются проблемами международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Международные финансовые институты возникли в основном после Второй мировой войны, за исключением Банка международных расчетов (БМР, 1930 г.). Эти межгосударственные институты предоставляют кредиты странам, разрабатывают принципы функционирования мировой валютной системы, осуществляют межгосударственное регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Возникновение международных финансовых институтов обусловлено следующими причинами: 1. Усиление глобализации хозяйственной жизни, образование ТНК, выходящих за национальные границы. 2. Развитие межгосударственного регулирования мирохозяйственных связей, в том числе валютно-кредитных и финансовых отношений. 3. Необходимость совместного решения проблем нестабильности мировой экономики, включая мировую валютную систему, мировые рынки валют, кредитов, ценных бумаг, золота. Международные финансовые институты преследуют следующие цели: · объединить усилия сообщества в целях стабилизации международных финансов и мировой экономики;
· осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-финансовое регулирование; · совместно разрабатывать и координировать стратегию и тактику мировой валютной и кредитно-финансовой политики. Степень участия и влияния отдельных стран в международных финансовых институтах определяется величиной их взноса в капитал, так как обычно применяется система «взвешенных голосов». Изменение соотношения сил во всемирном хозяйстве, в частности возникновение в 1960-х годах трех центров (США, Западная Европа, Япония) в противовес послевоенному американоцентризму, отражается в деятельности международных финансовых институтов. Так, страны ЕС добились права вето по принципиальным вопросам, усилив свое влияние в МВФ. Международный валютный фонд (МВФ) предназначен для регулирования валютно-кредитных отношений государств-членов и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов и иностранной валюте. Фонд имеет статус специализированного учреждения ООН. Он служит институциональной основой мировой валютной системы. МВФ был учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООН (1-22 июля 1944 г.) в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью-Гэмпшир). Конференция приняла Статьи Соглашения о МВФ, которые выполняют роль его устава. Этот документ вступил в силу 27 декабря 1945 г. СССР принял участие в Бреттон-Вудсской конференции, однако в связи с «холодной войной» между Востоком и Западом не ратифицировал Статьи Соглашения о МВФ. По той же причине в 50-60-х годах из МВФ вышли Польша, Чехословакия и Куба. Международный валютный фонд начал свою деятельность с марта 1947 г. в качестве специализированного органа ООН. Его штаб-квартира расположена в Нью-Йорке. Совет управляющих — руководящий орган МВФ — состоит из министров финансов или управляющих центральными банками стран-участниц и собирается ежегодно. Директорат — исполнительный орган — включает 6 представителей от стран с наибольшей долей капитала в Фонде и 16 — от остальных стран, избираемых по географическому признаку.
Капитал МВФ складывается из взносов (в соответствии с установленными квотами) участников, размер которых зависит от экономического потенциала и активности страны в международной торговле. Первоначально взносы уплачивались частично золотом (четверть квоты) и частично национальной валютой. Затем, с апреля 1978 г., четвертая часть квоты стала засчитываться в установленных МВФ валютах стран-участниц. В начальный период деятельности Фонд объединял 49 стран и располагал капиталом около 8 млрд. долл. В настоящее время число его участников почти учетверилось, а капитал возрос примерно в 16 раз. Две трети капитала принадлежит ограниченному контингенту развитых государств, остальная часть — многочисленным развивающимся странам. В соответствии с долей капитала устанавливается количество голосов каждой страны в руководящих органах Фонда. Наибольшим числом голосов обладают США (более 19%) и страны Европейского Союза (около 30%). За последние годы возросла доля квот и соответственно голосов развивающихся стран — экспортеров нефти. Для принятия наиболее важных решений МВФ необходимо 85% голосов участников, в других случаях достаточно 70%. Основными функциями МВФ являются: · содействие развитию международной торговли и валютного сотрудничества; · поддержание устойчивости валютных паритетов и устранение валютных ограничений; · предоставление кредитных ресурсов любым странам-участницам для выравнивания платежных балансов. Страны-участницы обязаны регулярно информировать МВФ о своих золотовалютных резервах, состоянии экономики, платежного баланса и т.д. Членство в Фонде является обязательным условием для вступления страны в МБРР и другие, родственные ему, валютно-кредитные организации. Россия стала членом МВФ с 1 июня 1992 г., остальные страны СНГ и Балтии — в период с апреля по сентябрь 1992 г. (Таджикистан — в апреле 1993 г.). Международный банк реконструкции и развития начал функционировать с июня 1946 г. в качестве специализированного, независимого в решениях от ООН органа. По мере расширения деятельности Банком были образованы четыре родственных ему подразделения: Международная финансовая корпорация (МФК) — в 1956 г., Международная ассоциация развития (МАР) — в 1960 г., (МЦУИС) — в 1966 г. и Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) — в 1988 г. В настоящее время эти учреждения вместе образуют Группу Всемирного банка со штаб-квартирой в Вашингтоне, а МБРР — родоначальника и центральное звено Группы — именуют Всемирным банком (ВБ).
Группа выступает партнером в создании рынков, укреплении экономического потенциала, содействует повышению уровня жизни граждан, особенно в беднейших из развивающихся стран. Всемирный банк является самым мощным подразделением Группы, обладающим акционерным капиталом в размере около 200 млрд долл., а число его учредителей в настоящее время составляет 180 стран. Каждая из них, в зависимости от квоты в МВФ, имеет свою долю акций и соответственно голосов в руководящих органах. Крупнейшим акционером является США, имеющее приблизительно 17% голосов. Российская Федерация входит в число крупнейших акционеров, обладая долей около 3%. Совет управляющих — высший руководящий орган Банка. Он состоит из министров финансов или управляющих центральными банками стран-участниц, возглавляется президентом и решает вопросы приема новых стран, изменения размера акционерного капитала, временного приостановления членства и др. Советы управляющих Банка и МВФ ежегодно проводят совместные заседания. Совет исполнительных директоров руководит повседневной деятельностью, постоянно функционирует в штаб-квартире. Президент банка является и его председателем. Совет состоит из 24 человек — по одному представителю от крупнейших акционеров и 19 регионов. Региональные представители выбираются от одной или нескольких стран. Российская Федерация имеет отдельного представителя. Председатель вносит на рассмотрение предложения о выделении займов, утверждении финансовых смет, назначении и увольнении сотрудников, численность которых превышает 7000 человек, и др. Руководство главными функциональными направлениями деятельности осуществляют три директора-распорядителя.
Основными функциями ВБ являются: · инвестиционная деятельность в развивающихся странах по широкому спектру направлений — от здравоохранения, образования и окружающей среды до инфраструктур и реформ экономической политики; · аналитическая и консультативная деятельность по экономическим вопросам; · постоянная корректировка состава и содержания оказываемых услуг, а также деталей реализуемых программ; · посредничество в перераспределении ресурсов между богатыми и бедными странами; Банк устойчиво получает прибыль (более 1 млрд. долл. ежегодно), хотя ее максимизация не является его основной задачей. Прибыль используется на собственное развитие, а дивиденды акционерам не выплачиваются. В своей деятельности ВБ придерживается определенных принципов, а именно: · выделение ресурсов — только для эффективных капиталовложений, безусловно содействующих экономическому росту развивающихся стран; · принятие инвестиционных решений — исходя лишь из экономических соображений с учетом степени вероятности возврата ресурсов; · отсутствие ограничений использования предоставленных ресурсов рамками одной страны-участницы; · направленность деятельности президента и сотрудников исключительно в интересах Банка, а не других субъектов, в том числе правительств стран. Банк предоставляет займы развивающимся странам на срок 15-17 лет по более низким процентным ставкам, чем коммерческие банки. Каждые полгода ставки пересматриваются. В последнее время их размер изменялся в пределах 7-7,5%. Практикуется отсрочка начала погашения основной суммы займов примерно на пять лет. За 50 лет своей деятельности на реализацию более 6000 программ в 140 странах мира Банк предоставил займов на сумму, превышающую 300 млрд. долл., что в два раза опережает масштабы МВФ. Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) учрежден в 1958 году странами — членами ЕС. Целями создания Банка провозглашались долгосрочное (20-25 лет) финансирование слаборазвитых регионов, осуществление отраслевой производственной структуры европейских государств, а также льготное (до 30-40 лет) кредитование ассоциированных участников. Совет управляющих, состоящий из министров финансов стран-участниц, и Директорат - президент и несколько его заместителей возглавляют Банк. Такие страны, как Германия, Франция, Англия и Италия обладают наибольшей долей уставного капитала. Размер резервов капитала превышает 10% уставного фонда.
ЕИБ привлекает средства на европейском и международном рынках капитала, осуществляя систематическую эмиссию облигаций, номинал которых выражается в долларах США, евро и других валютах. Развитие энергетики, транспорта, телекоммуникаций — основные направления вложений Банка. Дополняя средства заемщиков, его кредиты традиционно покрывают не более половины стоимости расходов по проектам, могут предоставляться в евро и других валютах. Рыночная конъюнктура определяет размер платы за кредит. Такие страны, как Италия, Англия, Франция и Ирландия являются лидирующими заемщиками Банка. В последние годы Банк как агент Европейского Союза за счет специальных фондов осуществляет кредитование инфраструктурных проектов, в частности развитие энергетики. Мелкие и средние смешанные компании при этом получают ресурсы от определенных кредитных учреждений стран-участниц, которым Банк предоставляет финансовую поддержку. Европейский банк реконструкции и развития. Россия является участником Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), образованного в 1990 г. (принята в 1994 г.). Акционерный капитал банка в размере 10 млн. евро делится на 1 млн. акций номиналом 10 евро каждая. Россия считается одним из ведущих акционеров; на ее долю приходится 4% всех акций. Главная задача ЕБРР заключается в содействии переходу европейских стран к открытой рыночной экономике. Для этого он оказывает содействие развитию и расширению конкурентоспособного частного сектора, прежде всего — малых и средних предприятий, способствует мобилизации иностранного и местного капиталов для развития предпринимательской деятельности; направляет инвестиции в объекты инфраструктур, обеспечивающих условия для развития частных предприятий. В отличие от других международных финансовых организаций, в уставе ЕБРР указывается, что банк осуществляет свои операции только в странах, которые привержены принципам многопартийной демократии, плюрализму и рыночной экономике. Банк обязан не менее 60% своих ресурсов направлять в частный сектор. При этом предоставление государственных гарантий по таким проектам не требуется. ЕБРР выдает свои кредиты через посредников, которые могут наилучшим образом удовлетворить потребности мелких и средних предприятий. До августовского кризиса Россия была одним из основных получателей финансовых ресурсов ЕБРР. Ей было предоставлено 25% выданных этим банком кредитов. После августовского кризиса кредитная политика ЕБРР в отношении России пересмотрена в направлении индивидуального подхода к рассмотрению каждого проекта инвестирования с точки зрения его устойчивости на финансовом рынке. Основными функциями ЕБРР являются: · прямое финансирование, т.е. предоставление кредитов на реализацию конкретных проектов; · инвестирование средств в акционерные капиталы, а также гарантирование размещения акций государственных и частных предприятий; · предоставление гарантий для содействия заемщикам в получении доступа к источникам капитала; · финансирование с помощью посредников мелких и средних предприятий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|