КАФЕДРА «Регионоведения и международных отношений» 8 глава
[gl] Тема 14. Глобальные проблемы современности. Политические конфликты [:] Цель: объяснить актуальность изучения глобальных проблем современности: экологические, социальные, политические, экономические; раскрыть понятие «политический конфликт», представить типы и классификацию конфликтов, объяснить основные причины формирования конфликтной ситуации и технологии урегулирования политическими конфликтами. Структура: 1. Понятие глобальных проблем современности. Типы глобальных проблем: проблема предотвращения ядерной войны и применения ядерного оружия массового уничтожения, экологическая проблема, демографическая, продовольственная проблема. Проблемы терроризма и экстремизма, производства и распространения наркотиков (наркобизнеса и наркотрафика), отсталости развивающихся стран. 2. Определение политических конфликтов. 3. Типология политических конфликтов. Источники политических конфликтов. Сущность и значение конфликтов в политике. Динамика конфликта. 4. Управление политическими конфликтами. Технологии урегулирования конфликтов. Разрешение конфликта.
1. Проблема Север-Юг — это проблема экономических отношений развитых стран с развивающимися. Ее суть состоит в том, что для преодоления разрыва в уровнях социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами последние требуют or развитых стран различных уступок, в частности, расширения доступа своих товаров на рынки развитых стран, усиления притока знаний и капитала (особенно в форме помощи), списания долгов и других мер по отношению к ним. Одной из главных глобальных проблем является проблема бедности. Под бедностью понимается невозможность обеспечивать простейшие и доступные для большинства людей в данной стране условия жизни. Большие масштабы бедности, особенно в развивающихся странах, представляют серьезную опасность не только для национального, но и для мирового устойчивого развития.
Мировая продовольственная проблема заключается в неспособности человечества до настоящего времени полностью обеспечить себя жизненно важными продуктами питания. Данная проблема выступает на практике как проблема абсолютной нехватки продовольствия (недоедания и голода) в наименее развитых странах, а также несбалансированности питания в развитых. Ее решение будет во многом зависеть от эффективного использования природных ресурсов, научно-технического прогресса в сфере сельского хозяйства и от уровня государственной поддержки. Глобальная энергетическая проблема — это проблема обеспечения человечества топливом и энергией в настоящее время и в обозримом будущем. Главной причиной возникновения глобальной энергетической проблемы следует считать быстрый рост потребления минерального топлива в XX в. Если развитые страны решают эту проблему сейчас прежде всего за счет замедления роста своего спроса путем снижения энергоемкости, то в остальных странах идет сравнительно быстрый рост энергопотребления. К этому может добавиться растущая конкуренция на мировом рынке энергоресурсов между развитыми странами и новыми крупными индустриальными странами (Китай, Индия, Бразилия). Все эти обстоятельства в сочетании с военно-политической нестабильностью в некоторых регионах могут обусловливать значительные колебания в уровне мировых цен на энергоресурсы и серьезно влиять на динамику спроса и предложения, а также производства и потребления энергетических товаров, создавая подчас кризисные ситуации. Экологический потенциал мировой экономики все больше подрывается хозяйственной деятельностью человечества. Ответом на это стала концепция экологически устойчивого развития. Она предполагает развитие всех стран мира с учетом настоящих потребностей, но не подрывающее интересы будущих поколений. Защита окружающей среды является важной частью развития. В 70-х гг. 20 века экономисты осознали важное значение проблем окружающей среды для экономического развития. Процессы деградации окружающей среды могут иметь самовоспроизводящийся характер, что грозит обществу необратимым разрушение и исчерпанием ресурсов.
Глобальная демографическая проблема распадается на два аспекта: демографический взрыв в ряде стран и регионов развивающегося мира и демографическое старение населения развитых и переходных стран. Для первых решением является повышение темпов экономического роста и снижение темпов роста населения. Для вторых — эмиграция и реформирование пенсионной системы. Взаимосвязь роста населения и экономического роста длительное время является предметом исследования экономистов. В результате исследований выработалось два подхода к оценке влияния роста населения на экономическое развитие. Первый подход в той или иной степени связан с теорией Мальтуса, который полагал, что рост населения опережает рост продовольствия и поэтому население мира неизбежно беднеет. Современный подход к оценке роли народонаселения на экономику является комплексным и выявляет как положительные, так и негативные факторы влияния роста населения на экономический рост. Многие специалисты считают, что действительная проблема — не рост населения сам по себе, а следующие проблемы: слаборазвитость — отсталость в развитии; истощение мировых ресурсов и разрушение окружающей среды. 2. В зависимости от сферы проявления различаются экономические, социальные, культурные, конфессиональные и политические конфликты. Политические конфликты представляют собой вид социальных отношений, где взаимодействуют политические интересы и их носители, а также применяются политические методы политической борьбы в разрешении конфликтов. Политический конфликт – это столкновение, противоборство политических субъектов, обусловленные противоположностью их политических интересов, ценностей и взглядов. Политический конфликт – это столкновение субъектов политики в их взаимном стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные, прежде всего с достижением власти или ее перераспределением, а также с изменением их политического статуса в обществе. Источником и основанием политического конфликта являются преимущественно социально-экономические противоречия, объективно присущие любому обществу, которые в кризисные или переходные периоды от одной исторической формы к другой приобретают конфликтную форму движения и разрешения, вызванную несовместимостью коренных интересов субъектов политики и вытекающей установкой на вытеснение оппонентов конфликтного взаимодействия из общего политического пространства. В качестве основной причины (1) политических конфликтов следует назвать, прежде всего, социальную дифференциацию общества, определяющую несовпадение статусов субъектов политики, их ролевых назначений и функций, интересов и потребностей. Неравенство социальных позиций означает неодинаковый доступ к ресурсам развития индивидов, социальных групп или сообществ людей. Главным вопросом большинства политических конфликтов, кто и каким образом распоряжается ресурсами? Борьба за обладание ресурсами детерминирует конфликтные взаимоотношения между правящей элитой и контрэлитой, различными политическими партиями и группами давления, представляющими интересы определенных сил и ведущими борьбу за перераспределение собственности, национального достояния, государственного бюджета и т. д.
Таким образом, основным субъектом политического конфликта являются крупные социальные группы. Поскольку их потребности, интересы, цели, притязания могут реализоваться только через использование власти, постольку в конфликтах непосредственное участие принимают такие политические организации как государственный аппарат, парламентские фракции, группы давления и т. д. Понятие политического конфликта означает борьбу одних субъектов с другими за влияние в системе политических отношений, доступ к принятию общезначимых решений, распространение ресурсами, монополию своих интересов и признание их общественно необходимыми. Короче говоря, борьба за все то, что составляет власть и политическое господство.
Объектом притязаний конфликтующих сторон принято называть предметом. Предметомявляется государственная власть, ее распределение, укрепление, реализация. А также – политический статус, государственное устройство, распределение национальных ресурсов, политический режим, национальные отношения, символы государственной власти, ее внешняя и внутренняя политика; это может быть и решения структуры власти, противоречащие конституции, законам, административным нормам, ведущие к социально-политической напряженности. Основным субъектом политических конфликтов являются крупные социальные группы, поскольку их интересы, потребности, цели могут реализовать только через использование власти. Субъектом могут быть также политические лидеры, политические партии, движения, национальные общности, претендующие на суверенность и пр. Они также называются сторонами политического конфликта, которые обладают определенным конфликтным потенциалом – это интересы сторон, включающие в себя ресурсы и ценности. 3. Важным источником (2) политических конфликтов являются также идейные расхождения различных политических субъектов, касающиеся основополагающих ценностей и приоритетов развития: базовых ценностей, политических идеалов, оценок исторических и актуальных событий и других субъективно значимых представлений и оценок политических явлений. Такие конфликты наиболее часто возникают в тех странах, где сталкиваются различные мнения о путях реформирования государственности, закладываются основы нового политического устройства общества, ищутся пути выхода из социального кризиса. Яркий пример - идейные конфликты между различными политическими силами в России после распада СССР. Между «западниками» и «евразийцами»; между сторонниками китайской модели реформирования и прозападными либеральными реформаторами и т. д. В условиях многорасового общества, этнической, конфессиональной, языковой противоположности часто возникают конфликты идентификации, эти конфликты характерны для обществ, в которых происходит отождествление субъектом себя с определенной группой: расовой, этнической, религиозной, языковой, а не с обществом (государством) в целом. Такого рода конфликты возникают в тех странах, где напряженность в отношениях с правящими структурами вызывает защиту людьми своей культурной целостности как национальной, религиозной, языковой групп, стремление повысить ее статус, обрести больший объем власти. Примером таких конфликтов являются конфликты между протестантами и католиками в Северной Ирландии, басков и государства в Испании, франкоязычного меньшинства и англоязычного большинства в Канаде и т. Д.
Можно сказать, что интересы выступают как реальные причины конфликтов. Интересы бывают материальные и духовные. Духовные интересы принято называть ценностями. Отсюда причинами конфликтов могут быть материальные интересы и ценности. Материальные интересы или ценности определяются как ресурсы. Ресурсы – это нефть, драгоценности, счет в банке, территория и т.д. Духовныеценности или интересы - это свобода, справедливость, авторитет, уважение, знание, власть и т.д. История развития общества показывает, что для индивидов и групп, определяющую ценность представляют социальный статус, поскольку именно его статусами связаны понятия власти, доступ к ресурсам. Поэтому естественно стремление человека повысить или удержать свой социальный статус. Борьба за статус – один из распространенных типов социально-политического конфликта. Очевидно, что чем выше статус – тем интенсивнее борьба за него. Надо понять, что, несмотря на существующее, весьма цельное разделения всей совокупности конфликтов на социальные, экономические, духовно-культурные, все они, в конечном счете, являются механизмом общественного, в том числе, и политического развития. В какой бы сфере общественного развития не протекал конфликт, он в той или иной степени взаимодействует с политической системой, её институтами; влияет на динамику социально-политической напряженности, что ведет к политическим изменениям, затрагивающим систему распределения или реализации властных полномочий на различных уровнях государственного управления. 3. Политические конфликты очень многообразны, однако их можно выделять по различным критериям на различные типы: 1. С точки зрения зон и областей проявления выделяют внутриполитические и внешнеполитические. Внутриполитические – подразделяют на институциональные и внешнеинституциональные, позиционные и оппозиционные, раскрывающие взаимодействия между различными субъектами власти (правящей и оппозиционной элитой, конкурирующими партиями и группами интересов, центральной и местной властью), отражающей характер политических процессов, по которым разгорается спор индивидов и групп в сфере государственного управления или других сфер общественной жизни. Внутриполитические, подразделяются на кризисы и противоречия, регулирующие взаимодействие между субъектами власти (правящей и оппозиционной элитами, конкурирующими партиями и группами интересов; центральной и местной властью); противоречия – отражающие характер политических процессов, по которым разгорается спор групп и индивидов (в сфере государственного управления или массового участия граждан в политике) и т.д. В свою очередь они подразделяются на спектр разнообразных кризисов и противоречий: а) существуют кризисы типа «балансирования на гребне волны» (Д. Даллес), отражающие выдвижения одним государством требований и притязаний к другому в надежде, что противник скорее уступит, чем будет бороться; б) «оправдание враждебности» (Р. Лебоу), характеризующие провокационную деятельность государства против потенциального противника с тем, чтобы использовать сложившуюся ситуацию для выдвижения ему неприемлемых требований (например, так действовал А. Гитлер, инсценировав нападение на радиостанцию в Гляйвице для оправдания развязывания войны против Польши), и т.д. Внешнеполитические – происходят в сфере международных отношений. Субъектами могут выступать отдельные государства, группы государств, международные организации. Эти конфликты могут проходить в виде локальных или мировых войн. Специфическими формами таких конфликтов выступают так называемые экономические войны: «торговая война», «таможная война» и т.д. По степени и характеру нормативной регуляции конфликты разделяются на: - институциональные и неинституциональные (Л. Козер), характеризующие способность или неспособность людей (институтов) подчинятся действующим правилам политической игры. - институциональные, т.е. осуществляемые в рамках политической системы, и неинституциональные, выходящие за эти рамки. Субъектами институциональных внутриполитических конфликтов выступают политические институты, организации, которые осуществляют власть и руководство в рамках данной системы, подчиняемые единым правилам политической игры, но занимающие различные ветви государственной власти; институты федеральной власти и субъектов федерации. Предмет таких конфликтов – отдельные элементы политической системы и политика правящих кругов, не соответствующих в полной мере интересам и целям системы, отдельным группировкам правящих сил. Их разрешение ведет к частичным изменениям в политике властей. Субъектами неинституциональных внутриполитических конфликтов выступают с одной стороны правящие элиты, выражающие интересы партии, государственные институты, организации, лидеры, а с другой стороны – внесистемная оппозиция – народные массы, радикальные организации, выступающие против существующих порядков господствующей власти и действующие за рамками общепринятых правил политической игры. Предметом конфликта в данном случае является существующая система государственной власти в целом, существующий режим. Конечный итог разрешения конфликта – либо победа правящего режима, уничтожение внесистемной оппозиции, либо смена политической системы. Отсюда следует, что по вовлеченности в конфликт, по масштабам политических преобразований и характеру решаемых проблем политические конфликты могут быть: - частичными и радикальными. Источником частичных конфликтов являются противоречия по поводу не основных, конъюнктурных интересов и ценностей. В этих конфликтах участвуют лишь некоторые институты и группы, части элит, соперничающие партии, заинтересованные или незаинтересованные в разрешении определенных политических проблем. Источниками радикального конфликта являются противоречия между коренными политическими интересами и ценностями крупных социальных групп. Радикальные конфликты вовлекают в сферу противоборства большинство или все политические институты и значительные массы населения. С точки зрения публичности следует различать: - открытые и латентные конфликты. Открытые выражаются в явных, внешнефиксируемых формах взаимодействия конкурирующих сторон. Например, в различных формах массового участия граждан в политической жизни в виде манифестаций, забастовок и т.д. В закрытых – доминируют теневые, закрытые для внешнего наблюдения взаимодействия соперничающих сторон при принятии политических решений. На поверхности могут появляться позже, например, в виде отставки видного чиновника, министра или кабинета министров и в частности, взаимодействий внутри правящей элиты, отношений между различными ветвями власти и т.д. По формам разрешения политические конфликты могут быть: - насильственными и мирными. В соответствии со строением и организацией формы правления и организацию режима правления можно выделить: - вертикальные и горизонтальные. Вертикальные - характеризуют противоборство субъектов, принадлежащих к различным уровням власти, центральным и региональным элитам, органам федерального и местного самоуправления. Также, это конфликты между центральными и местными элитами, органами федерального и местного самоуправления; Горизонтальные – характеризуют конкретное взаимодействие однопорядковых субъектов и носителей власти: внутри правящей элиты, между правящими партиями, членами одного политического объединения, т.е. между субъектами и носителями власти: внутри правящей элиты, между неправящими партиями, членами одной политической ассоциации и т.д. По качественным характеристикам, способствующим отражению различной степени вовлеченности людей в разрешение спора, интенсивность кризиса и противоречий, их значение для динамики политических процессов конфликты различают: - «глубоко укорененные» и «неглубоко укорененные» (Дж. Бертон); - «с нулевой суммой», когда позиции сторон противоположны, и поэтому победа одной из них оборачивается поражением другой; - «с ненулевой суммой», в которых существует хотя бы один способ нахождения взаимного согласия (П. Шаран). - «конфликты с отрицательной суммой», в которых все участники оказываются в проигрыше; - антагонистические и неантагонистические конфликты (К. Маркс), разрешение которых связывается с уничтожением одной из противоборствующей сторон или соответственно сохранением противоборствующих субъектов и т.д. По степени интенсивности: - эскалированные, п редполагающиестолкновения сторон с применением вооруженной силы; - конфликты низкой интенсивности, имеющие затяжной характер или менее ярко выраженный уровень противостояния сторон, исключающий возможность и стремление «играть на выигрыш» и вообще применять формы прямого воздействия на соперника. По временным (темпоральные) характеристикам конкурентного взаимодействия сторон различают: - долговременные и кратковременные. Например, процессы взаимодействия и разрешения отдельных конфликтов в политической жизни могут завершиться в течение предельно короткого времени (отставка министра в связи с публикацией сведений о его предосудительной деятельности), но и могут протекать на протяжении жизни целых поколений (противоборство диссидентов с коммунистическими режимами в СССР и странах Восточной Европы; военно-политические конфликты между Израилем и рядом арабских государств и т.д.). 4. Результаты урегулирования конфликтами могут быть достигнуты двумя наиболее общими способами примирения сторон: - мирное урегулирование конфликта в результате: достижения компромисса на основе сохранения исходных позиций; (асимметричного) соглашения, достигнутого за счет взаимных и неравных уступок; истощения ресурсов одной или нескольких сторон, что делает невозможным продолжение соперничества; а также за счет приобретенного в ходе спора взаимоуважения сторон, понимания прав и интересов соперника; соглашения на базе найденного принципиально нового решения, снимающего противоречия сторон; - примирение на основе принуждения или, другими словами, использования «командного стиля» (П. Шаран) взаимоотношений, позволяющего одной из сторон игнорировать аргументы соперника. В основе этого навязываемого одной из сторон (или третьей силой всем сторонам) характера взаимодействия может лежать: явное превосходство (сохраненных, приобретенных) сил и ресурсов у одной стороны в их дефицит у другой; изоляция одной стороны конфликта, понижение ее статуса, а также другие состояния, свидетельствующие об ослаблении ее позиций, о поражении, нанесенном ей в соответствии с «правилами игры»; уничтожение, «тотальное истребление противника» (Х. Шлейер), в результате чего мир устанавливается в отсутствие «врага». Характер и степень продолжительности найденных форм примирения различны. Так, асимметричное соглашение (порой допускающее полное игнорирование интересов одной из сторон), даже несмотря на подписание документов, не останавливает оказавшуюся в проигрыше сторону либо от невыполнения договоренностей (что подразумевает «урегулирование после урегулирования» - Г. Райффе), либо от продолжения борьбы за свои интересы. Мир, заключенный в условиях полноги поражения одной из сторон, может сохраняться достаточно долго, исключая воспроизведение старых или появление новых конфликтов. Техники переговорного процесса. Наиболее распространенным средством достижения примирения сторон в технологиях управления конфликтом являются переговоры, которые представляют собой прямое или косвенное общение сторон, направленное на такое согласование взаимных интересов и целей, которое может привести к снижению интенсивности или завершению конфликта. В процессе переговоров, применяемых как на этапе развития, так и на этапе завершения конфликта, стороны обмениваются обещаниями, мнениями, что, как правило, снижает остроту противостояния, помогает понять аргументы оппонента и, следовательно, более адекватно оценить истинное соотношение сил, характер и условия примирения. Обычно специалисты сходятся во мнении, что приемы и техники, используемые при переговорах, зависят от содержания последних; от условий, в которых они происходят, а также от состояния и готовности самих сторон к ведению диалога. Переговорный процесс чаще всего осуществляется в рамках взаимоотношений «уступки-сближение», предполагающих применение технологий торга, использование тех специфических приемов, которые позволяют рассмотреть альтернативные ситуации и в соответствии со своими целями сохранить исходные позиции или достичь преимуществ, добиться взаимопонимания оппонентов или, напротив, завести их в тупиковое русло, обеспечив односторонние преимущества или взаимное удовлетворение сторон. Именно при проведении переговоров у сторон появляется больше возможностей найти так называемую «срединную точку» конфликта, обозначающую суть взаимных претензий, а, следовательно, выяснить пределы возможных уступок (допустимость провала переговоров) или собственную «цену вопроса». Нередко переговоры дают возможность уравнять уступки, продемонстрировать открытость позиций, ослабить эффективность «нечестных трюков» соперника. В целом успех применения тех или иных переговорных техник зависит от стратегии и тактики сторон. Однако, как показал опыт, существует ряд достаточно универсальных принципов и требований к успешному завершению переговоров. Так, американские специалисты М. Дейч и С. Шикман отмечают, что эффективность переговоров, а равно и взаимное удовлетворение сторон, повышаются при последовательном отделении существующих проблем от субъективной заинтересованности участвующих в споре людей; при акцентировании внимания не на принципах, а на реальных противоречиях; при выработке нескольких возможных вариантов решений; при учете преимущественно объективных критериев соотношения сил, а не партийных; или идеологических позиций. Обещание уступок, внимательность к партнеру значительно увеличивают шансы прийти к соглашению. Угрозы же, давление на оппонента с позиций силы такую возможность снижают, нередко переводя переговорный процесс в «замороженное» состояние. К положительным для позитивного завершения переговоров последствиям приводит и определенная диверсификация целей, дающая сторонам возможность увеличить рассмотрение вариантов решения проблемы; предварительная регламентация переговорного процесса, при которой каждая из сторон планирует наиболее соответствующее для диалога место и время проведения встреч, формат предстоящих бесед, состав представителей делегации и другие параметры переговоров. Как правило, способствует достижению успеха на переговорах и ориентация на принцип «дистрибутивной справедливости», предполагающий распределение успеха в соответствии с затраченными усилиями и ресурсами сторон. Способствуют успеху и продуманные рекламные акции, заинтересовывающие третью сторону в пропаганде своей позиции, или акции, «отвлекающие» соперников от истинных целей переговоров. В то же время, как показывает практика многих конфликтов широкое привлечение или использование СМИ в качестве посредника на переговорах увеличивает напряженность диалога и не способствует успеху общения конфликтующих сторон, особенно при решении щепетильных и острых вопросов. В зависимости от мастерства переговорщиков успешному для них результату может способствовать и использование таких приемов, как «увязка» («пакетирование») вопроса, предполагающая взаимосвязанное рассмотрение различных, иногда не относящихся к делу, проблем; «уход» от дискуссии путем игнорирования вопросов, нежелательных для обсуждения той или иной стороне, и т.д. По окончании конфликта важно так представить результаты переговоров - компромиссов, соглашений, силового давления, чтобы население восприняло их адекватно, не посчитав, к примеру, это унизительным миром, проигрышем и т.п. Таким способом будут исключены реакции, которые могли бы поставить под вопрос принятые решения. В этом смысле особую роль играет умение субъекта управления конфликтом использовать типичные для общественного сознания политические символы, стереотипы, стандарты мышления, олицетворяющие победу, поражение или другие оценки, стимулирующие классовую активность людей. Например, в военных действиях неудачу чаще всего символизирует падение столицы или пленение лидера. Только найдя нужный образ, символ примирения и соответствующую тональность диалога с согражданами, можно обеспечить сохранение результатов переговоров и воспрепятствовать обострению постконфликтных отношений. Овладение технологиями переговорного процесса повышает возможность эффективного управления конфликтами, позволяет ставить под контроль сложные процессы конкуренции в сфере распределения политической власти [kgl].
[gl] Тема 15. Политические технологии. Политическое прогнозирование [:] Цель: раскрыть содержание политических технологий, представляющие собой совокупность приемов, способов действия, используемых политическими субъектами для достижения политических управленческих задач. Объяснить различные типы политических технологий, специфику их формирования. Дать полное представление студентам о сути политического прогнозирования, выполняющего роль целеполагание, планирование, программирование, проектирование, управление, т.е. это выработка вероятного суждения о состоянии какого-либо политического явления в будущем. Структура: 1. Понятие политических технологий. Политические технологии как неотъемлемая часть политологии. Развитие подходов к определению технологий в политическом процессе. Сущность и отличительные особенности политических технологий. Структура политических технологий. Значение политических технологий в познании общественно - политической жизни. 2. Типы политических технологий. Формирование политических технологий и возрастание их роли в современном мире. 3. Факторы формирования информационных технологий. Информационные технологии выработки и принятия решений. Особенности технологий на информационном рынке. Стратегия технологии паблик (РR). 4. Избирательные системы. Информационно-аналитическое обеспечение избирательной кампании. Стратегия избирательной кампании. 1. Политические технологии – совокупность определенных способов и приемов политической деятельности. К самым распространенным политическим технологиям относятся политическое консультирование, избирательные технологии, лоббирование, технологии «паблик рилейшнз». Политическое консультирование проводится крупными аналитическими центрами, исследующими политические процессы и явления общественной жизни. Лоббизм (от англ. lobby – коридор, вестибюль) – система средств и факторов для оказания необходимого влияния на политиков и государственных служащих, принимающих решения на федеральном или региональном уровне, с целью обеспечения интересов соответствующих групп. Авторитетные политические или государственные деятели, представляющие интересы групп давления, могут функционировать в качестве лоббистов. Лоббизм представляет собой не только закулисные действия, но и систему аргументации, механизмы подготовки, консультирования, содействия принятию соответствующих законов, участия в других социально-конструктивных актах. «Лоббирующее» влияние группы давления зависит от ряда факторов: степень приверженности ее членов поставленным целям, авторитет группы, возможности привлечения финансовых средств, географическое положение и др. Различные группы давления предпринимают необходимые действия для назначения авторитетных и влиятельных лиц, сочувствующих их целям, на должности, связанные с осуществлением важных для групп программ. Такие группы могут эффективно включаться, например, в выборы депутатов, предоставляя необходимые им для этой цели материальные средства, а после выборов поддерживая с ними необходимые контакты.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|