Развития – период взрослости
В возрастной психологии взрослость традиционно рассматривалась как стабильный период. Французский психолог Э. Клапаред (1926) охарактеризовал зрелость как состояние психической "окаменелости", когда прекращается процесс развития. Однако впоследствии было показано, что процесс развития человека не завершается с наступлением взрослости, на всех этапах которой выделяются сензитивные и критические моменты, природа психофизиологического развития зрелости разнородна и противоречива. Этот период охватывает возраст от 18 до 55-60 лет и отличается от юношеского в первую очередь тем, что в нем завершается общесоматическое развитие и половое созревание, достигает своего оптимума физическое развитие, он характеризуется наиболее высоким уровнем интеллектуальных, творческих, профессиональных достижений [13]. Наиболее крупные систематические комплексные исследования этого периода человеческой жизни были организованы и проведены под руководством академика Б. Г. Ананьева в СПбГУ и Институте образования взрослых РАО [2,3,11]. Структура психофизиологического развития взрослых сочетает в себе периоды подъемов, спадов и стабилизации функций. При этом стационарное состояние встречается относительно редко (в 14% случаев). Противоречивая структура развития характеризует как самые сложные образования: интеллект, логические и мнемические функции, так и самые элементарные процессы, включая теплообразование, метаболизм и разноуровневые характеристики психомоторики [9]. На ранних этапах зрелости в 18-20 лет отличаются оптимумы (точки наивысшего подъема) зрительной, слуховой, кинестетической чувствительности. Объем поля зрения достигает своего максимального показателя в 20-29 лет. Возрастная изменчивость чувствительности зависит от профессиональной деятельности человека.
Например, у людей, имеющих дело с мелкими деталями, наблюдается более быстрое снижение остроты зрения, чем у тех, чья профессиональная деятельность связана с восприятием удаленных предметов. Исследование функции внимания показало, что объем, переключение и избирательность внимания нарастают постепенно от 18 до 33 лет, после 34 лет начинают постепенно снижаться, в то же время устойчивость и концентрация внимания на всем протяжении зрелости изменяются незначительно. Наиболее высокие показатели кратковременной вербальной памяти отмечены в возрасте 18-30 лет, а период снижения -в возрасте 33—40 лет. Долговременная вербальная память наибольшим постоянством характеризуется в возрасте от 18 до 35 лет и снижением уровня развития - от 36 до 40 лет. Образная память подвергается наименьшим возрастным изменениям. Необходимо отметить, что специально организованная упражняемость памяти, когда заучивание становится особым видом интеллектуальной деятельности, повышает уровень развития памяти не только у детей, но и у взрослых [9]. Таким образом, развитие психофизиологических функций в период взрослости носит сложный противоречивый характер, который отражает онтогенетические закономерности и влияние трудовой деятельности, практического опыта человека. Как показали исследования Б.Г.Ананьева, в процессе онтогенетического развития выделяются две фазы. Первая фаза характеризуется общим фронтальным прогрессом функций (в юности, молодости и начале среднего возраста). На второй фазе эволюция функций сопровождается специализацией их применительно к определенной деятельности. Этот второй пик функционального развития достигается в более поздние периоды зрелости. Если на первой фазе развития в качестве главного механизма выступает функциональный онтогенетический, то на второй фазе в качестве главных механизмов выступают операциональные механизмы, а продолжительность этой фазы определяется степенью активности человека как субъекта и личности (Ананьев Б.Г., 1977). Достижение высоких уровней развития в зрелые годы возможно, таким образом, благодаря тому, что психические функции находятся в условиях оптимальной нагрузки, усиленной мотивации, операционных преобразований. Так, например, у лиц водительских профессий острота зрения, поле зрения, глазомер оставались сохранными вплоть до пенсионного возраста благодаря включенности их в профессиональную деятельность [9].
Важнейшее значение в структуре развития периода зрелости имеет интеллект. Большинство исследователей приводят относительно ранние сроки появления оптимумов интеллектуального развития и постепенное их снижение с возрастом. Так, Фульдс и Равен считают, что если уровень развития логической способности 20-летних принять за 100%, то в 30 лет он будет составлять 96%, в 40 лет - 87, в 50 лет - 80, а в 60 лет - 75%. Развитие интеллекта определяется двумя факторами: внутренним и внешним. Внутренним фактором является одаренность. У более одаренных интеллектуальный процесс более длителен, и инволюция наступает позже, чем у менее одаренных. Внешним фактором является образование, которое противостоит старению и затормаживает процесс инволюции психических функций. Вербально-логические функции, достигая оптимума в ранней молодости, могут держаться на довольно высоком уровне длительный период, снижаясь к 60 годам. Использование лонгитюдного метода показало резкое возрастание индексов от 18 до 50 лет и незначительное их снижение к 60 годам у творческих людей. Е. И. Степанова выделяет 3 макропериода в интеллектуальном развитии взрослых: I период - от 18 до 25 лет, II - 26-35 лет, III - 36-40 лет. Эти возрастные макропериоды отличаются разными темпами развития памяти, мышления, внимания и интеллекта в целом. Наибольшая изменчивость интеллекта отмечена в I макропериоде, во II и III отмечается относительная устойчивость при выраженном подъеме вербального интеллекта, что можно объяснить влиянием накапливаемых человеком знаний. В целом, на всем диапазоне взрослости от 17 до 50 лет существует неравномерное развитие вербальных и невербальных компонентов интеллекта. Научные данные убедительно свидетельствуют, что фактором оптимизации интеллектуального развития является сам процесс учения. У лиц с высшим образованием и с постоянной умственной тренировкой уровень высокого интеллекта сохраняется на всем диапазоне взрослости, в процессе развития взрослого человека имеет место повышение обучаемости [15].
В период зрелости оптимумы отмечаются также в творческой деятельности человека. Известны оптимальные возрастные моменты научного творчества, которые приходятся на возраст 35-45 лет. Однако в разных видах деятельности они не совпадают. Отмечаются такие моменты в хореографии между 20-25 годами, в музыке и поэзии - между 30-35 годами, в философии, науке, политике - в 40-55 лет. Творческая активность ученых разных специальностей во время зрелости имеет целый ряд чередующихся периодов оптимумов и спадов (см. табл. 9). Таблица 9. Онтогенетическая динамика творческой активности ученых
Таким образом, на примере творческой активности прослеживается непрерывность развития потенциалов зрелого человека, и период взрослости проявляет себя как наиболее продуктивный в отношении высших достижений интеллекта. В период ранней взрослости строится собственный образ жизни, происходит усвоение профессиональных ролей, включение во все виды социальной активности. В период средней взрослости наступает консолидация социальных и профессиональных ролей. Поздняя взрослость характеризуется дальнейшим установлением социальных и специальных ролей по роду занятий и в то же время их перестройкой, доминированием некоторых из них и ослаблением других; изменяются структура семейных отношений (уход детей из семьи) и образ жизни. Развитие статуса происходит вплоть до предпенсионного возраста, когда отмечается пик наиболее общих социальных достижений - положения в обществе, авторитета.
Взрослость можно назвать возрастом практической, профессиональной жизни человека. Постановка жизненных задач опирается на уже определенные на предшествующем этапе принципы и идеалы, жизненные планы человека. Личностное развитие в этот период тесно связано с профессиональными и семейными ролями и его можно кратко охарактеризовать следующим образом. Ранняя взрослость - это период "вхождения" в профессию, социально-профессиональная адаптация, осознание гражданских прав и обязанностей, социальной ответственности; образование семьи, налаживание внутрисемейных отношений, решение бытовых и бюджетных проблем, выработка стиля воспитания детей. Нормативный кризис 30-33 лет - обусловлен рассогласованием между жизненными планами человека и реальными возможностями. Человек отсеивает незначимое, пересматривает систему ценностей. Нежелание идти на изменение в системе ценностей приводит к росту противоречий внутри личности. Стабильный период 33-40 лет характеризуется тем, что наиболее успешно в этом возрасте человек делает то, что хочет, он имеет цели, которые ставит и добивается. Человек проявляет грамотность, компетентность в избранной профессии и требует признания. 40 - 45 лет -кризис середины жизни - этот возраст для многих является кризисным, так как происходит рост противоречий между целостностью мировоззрения и однолинейностью развития. Человек теряет смысл жизни. Для выхода из кризиса необходимо обрести новый смысл - в общечеловеческих ценностях, в развитии интереса к будущему, к новым поколениям. Если же человек продолжает сосредоточивать силы на себе, своих потребностях, то это приведет его к уходу в болезнь, к новым кризисам. Период от 45 до 50 лет является стабильным, человек достигает реальной зрелости, он хорошо уравновешивает потребности для себя и для других, обнаруживает сострадание и согласие с другими людьми. Для многих этот период является периодом лидерства и квалифицированности. Трудности, сопутствующие определенным этапам жизни, преодолеваются желанием самого человека развиваться, становиться более зрелым и ответственным. Зрелая личность в ходе развития все более самостоятельно выбирает или изменяет внешнюю ситуацию своего развития и благодаря этому изменяет и себя. Таким образом, в период взрослости происходит усиление социального развития личности, включение ее в разные сферы общественных отношений и деятельности. Процесс развития личности при этом во многом зависит от уровня социальной активности и степени продуктивности самой личности [9].
Акмеология индивида При разработке концепции индивида Б. Г. Ананьев рассматривал его в виде системы природных свойств, как разноуровневое, структурное образование, включающее различного рода взаимодействия: по «горизонтали» между одноуровневыми свойствами, по «вертикали» между разноуровневыми индивидными характеристиками человека. «Три группы природных свойств (конституционные, нейродинамические, билатеральные особенности симметрии организма образуют класс первичных свойств, которые можно назвать индивидуально-типическими. Несомненна зависимость вторичных свойств (темперамента, структуры органических потребностей и т. п.) от класса первичных свойств, именно от совокупности индивидуально-типических свойств в целом, а не отдельно взятых (конституционных или нейродинамических)» [3, с. 48]. Кроме того, в состав первичных свойств он включал признаки пола, а ко вторичным свойствам он относил задатки и сенсорную организацию. Выделение первичных и вторичных свойств в индивидной организации не только выявляет сложное строение природных основ человека, но позволяет, во-первых, дифференцированно и по-новому решать проблему происхождения психофизиологических функций и, во-вторых, рассматривать их как элемент целостного развития организма, в связи с другими его функциональными системами и свойствами. В число вторичных индивидных свойств входят психофизические характеристики, относящиеся к различным классам психологических объектов, —темперамент, органические потребности, сенсомоторика и задатки. Здесь важно подчеркнуть, что задатки относятся не к первичным природным анатомо-физиологическим предпосылкам, а к психофизическому уровню индивидной организации. В свою очередь, задатки умственного развития представляют собой иерархизованную систему, которая включает в себя три основных уровня с разной степенью выраженности генетической специализации механизмов психического функционирования. При этом, чем проще психическая функция, тем сильнее выражена специализация ее механизма, и наоборот, чем она сложнее, тем в большей степени ее наследственная структура носит недифференцированный, обобщенный характер. Полностью специализированными являются механизмы сенсорики. Перцепция и моторика имеют частично специализированные механизмы головного мозга. Что касается речи и мышления, то к моменту рождения обнаруживаются общие механизмы в виде акта сличения, голосовых реакций, интонационных структур и др. Это означает, что роль средовых факторов в формировании первоначально заданных наследственных механизмов различных психических форм оказывается неодинаковой. В одних случаях происходит созревание уже имеющегося механизма в процессе его функционирования и тренировки в постнатальный период. В других случаях существенными являются не только средовые воздействия и функционирование самого механизма для достижения его зрелости, но и построение нового механизма, включающего как наследственные компоненты, так и новые структуры, как это имеет место в процессах формирования перцепции, мышления, моторики [10]. Исследование начальных форм психики чрезвычайно важно потому, что от специфики наследственного фонда во многом зависит направление их дальнейшего развития и, следовательно, методы педагогических воздействий. С начала постнатального существования обнаруживается старт разных типов психофизиологического развития в зависимости от степени специализированнсти его механизмов. Один из типов выражен в онтогенезе сенсорных функций. С момента рождения проявляется готовность анализаторных механизмов разной модальности (зрительной, слуховой, вкусовой и др.) к функционированию, к отражению многокачественности окружающего мира и внутренней среды самого организма. В силу максимальной специализации механизмов сенсорных функций их рост характеризуется количественными показателями, выраженными в пороговых величинах. В возрастной динамике зрительных, слуховых, кинестетических и других видов чувствительности, представленных кривыми П. П. Лазарева, А. А. Андреева, А. Смита и др., выделяются три основных периода или стадии: рост и созревание функций, затем достижение ими оптимальных значений и уровня зрелости, после чего наступает период их ухудшения. Рассматривая онтогенез индивидной организации, Б. Г. Ананьев подчеркивал, что возрастные изменения и процессы роста, созревания, зрелости и старения охватывают как первичные, так и вторичные свойства. Эти возрастные изменения характеризуют строго определенную фазность онтогенетического развития, обусловленную филогенетической эволюцией и историческим развитием человека. Вместе с тем, зависимость между природными свойствами всегда опосредована внешними условиями, как социальной, так и экологической, природной средой. Следует отметить некоторые важные особенности онтогенеза сенсорных функций. Несмотря на то, что сенсорика относится к элементарным формам психической деятельности, достижение ею своей зрелости происходит в сравнительно поздние годы жизни человека, в 18-25 лет. Причем это относится как к относительно сложным, дистантным видам чувствительности (слух, зрение), так и к простейшим сенсорным образованиям (кинестезия). Далее, как созревание, так и ослабление сенсорного функционирования не являются простым постепенным процессом, а носят неравномерный характер. Поэтому при сравнении различных кривых, к примеру цветового зрения (А. Смит), обнаруживается гетерохронность или разновременность в темпах их возрастного развития и большая сохранность чувствительности к одним цветам (желтый, зеленый) и ее значительное ослабление к другим (синий, красный). Также важно подчеркнуть роль деятельностного фактора, действующего уже на уровне элементарных форм психики. Включение в ту или иную деятельность, где сенсорные функции человека входят в состав профессионально значимых качеств, ускоряет процесс их созревания и в то же время способствует их сохранности. Высокая специализация и в то же время качественная стабильность сенсорики в онтогенезе свидетельствуют о ее фундаментальном значении для становления других психических функций на протяжении всей жизни человека. Иной тип развития вторичных индивидных свойств присущ перцепции, психомоторике, мыслительной функции. В дальнейшем онтогенез психофизиологических функций приобретает многозначность, и их возрастное развитие у взрослых может быть выражено как в уровневых показателях, так и в возрастной динамике структурных преобразований. Сильно выраженный колебательный характер уровневых показателей психофизиологических функций на протяжении всего взрослого периода жизни показан в исследованиях, выполненных под руководством Б. Г. Ананьева. Эти исследования были посвящены изучению микровозрастной динамики как первичных (нейродинамика), так и вторичных (зрительно-пространственные, аттенционные, мнемические, мыслительные, психомоторные функции) характеристик индивидной организации человека. Сопоставление одноуровневых и разноуровневых индивидных свойств в микровозрастном плане показало неравномерность их развития и гетерохронность прохождения отдельных фаз, а также разнонаправленность их изменений, что в чрезвычайной степени осложняет картину их роста, созревания и зрелости и свидетельствует о внутренней противоречивости онтогенеза природной подсистемы человека [9,10,13]. Дальнейшее изучение индивидных образований позволило выявить интеркорреляционный механизм возрастного развития индивидной системы. В психологии, имеющей дело с чрезвычайно сложным и динамичным объектом, важно подойти к изучению психического развития как к целостному феномену, где отдельные функции, свойства, процессы определенным образом связаны между собой и оказывают влияние друг на друга. В истории естествознания изучение процессов эволюции привело к установлению единства интеграции и дифференциации. Чем больше специализирована та или иная функция, тем сильнее она зависима от других функций организма, и его прогрессивное развитие возможно только на основе единства обеих противоположных тенденций. Специальное внимание развитию функций и их взаимосвязей было уделено в работах Б. Г. Ананьева, посвященных комплексному изучению человека. «Вслед за современным естествознанием новейшая психофизиология, — писал Б. Г. Ананьев, — рассматривает онтогенез поведения как преобразование структуры психического развития, целостной организации процессов отражения, ориентации и регулирования поведения. В этой психофизиологической структуре, т. е. в целостной природе человеческого развития, не существует изолированных способностей, функций или даже отдельных реакций на отдельные внешние раздражения. Известно, что эффект той или иной отдельной реакции даже на изолированный стимул определяется системным механизмом поведения и зависит от комплекса внутренних условий, в том числе от обобщенного жизненного опыта, мотивации и т. д.» [11, с. 23]. Во всестороннем изучении корреляционных взаимозависимостей органов и систем, составляющих комплекс внутренних условий онтогенеза, Б. Г. Ананьев видел глубокий практический смысл. «В процессе индивидуального развития, благодаря корреляционным объединениям разных органов и функциональных систем, происходит своего, рода передача, переброс преобразования от одних функций к другим, сопряженные изменения многих видов. Именно такой корреляционный порядок исключает возможность чисто локального изменения одних психофизиологических функций под внешним воздействием без тех или иных сопутствующих сдвигов в других психофизиологических функциях» [там же]. Формирование корреляционного механизма, по мнению Б. Г. Ананьева, составляет внутреннее условие работы любой отдельной психофизиологической функции и создает в то же время потенциальную возможность преобразования одних функций под влиянием изменений в других, связанных с первыми в той или иной корреляционной плеяде. При этом имеются в виду широкие возможности использования корреляционного механизма в процессе как обучения, так и воспитания и самовоспитания. В результате под руководством Б. Г. Ананьева были установлены возрастно-половые особенности корреляционных связей первичных (показатели теплообмена, обмена веществ, нейродинамики и др.) и вторичных (мнемические, мыслительные, аттенционные, психомоторные функции) свойств. Многообразие полученных корреляционных связей включает в себя внутрифункциональные и межфункциональные связи психофизиологических и соматических показателей, относящихся к одному или к разным иерархическим уровням индивидной организации. Изучение разного рода элементарных познавательных функций, входящих в состав вторичных индивидных образований, выявило чрезвычайно сложную динамическую картину внутрифункциональных и межфункциональных связей в период взрослости. По данным Е. И. Степановой и Л. Н. Грановской, период 18-35 лет характеризуется сложно ветвящимися цепями корреляций между мнемическими, вербально-логическими и аттенционными функциями. Основные тенденции возрастной изменчивости структуры взаимосвязей интеллектуальных функций в этот возрастной период выражены в возрастании числа связей и их тесноты (в 2 раза). Причем наибольшее увеличение связей приходится на долю межфункциональных отношений (в 3 раза). Кроме того, происходит перегруппировка центральных элементов структуры интеллектуальных функций. В 18-35 лет самым мощным является показатель долговременной памяти, а за ним следует показатель логического мышления, в 25-35 лет первое место по числу связей занимают показатели логического мышления, а за ними следуют аттенционные показатели — объем и переключение внимания. Выявленные связи свидетельствуют о взаимозависимости процессов переработки и преобразования информации в мышлении, ее запечатления и сохранения в памяти [9,13]. Период 18-25 лет характеризуется подвижной межфункциональной структурой и является периодом становления целостности функциональной основы интеллектуальной деятельности. С возрастом в 26-35 лет повышается интегрированность межфункциональной системы. В 34-46 лет, по данным Е. И. Степановой, Я: И. Петрова и Л. Н. Фоменко, усиливающаяся жесткость связей между интеллектуальными функциями и их показателями снижает возможности для новообразований. Это создает противоречивость поведения, выраженную в том, что высокая интеллектуальная деятельность, продуктивность в привычных условиях профессиональной работы может сочетаться с затруднениями в овладении новыми видами деятельности. Изучение корреляционных отношений позволяет подойти к пониманию целостности психического развития, которая носит внутренне противоречивый характер. Знание корреляционного механизма дает возможность определить и другую важную его черту. Наряду с целостностью, психическое развитие характеризуется качественными преобразованиями. В психическом развитии представлен весь спектр качественных объектов, от элементарных свойств различных функций до системных сложных комплексов. Поэтому его изучение предполагает сочетание разных подходов. В одних случаях внимание сосредоточивается на том, как в ходе развития осуществляются качественные преобразования простых элементарных объектов психики. В других случаях, когда предметом исследования становятся психические комплексы, их качественные преобразования связываются с выявлением динамики структурных отношений и связей. Итак, значение структурно-генетического подхода к психическому развитию индивида в период взрослости, как и в другие периоды жизни, состоит в том, что в различных системах человека выявляются три основные функции корреляций. С помощью корреляционного анализа определяется степень целостности развития, сопряженности его элементов. Структурно-генетический подход позволяет также выявить многокачественность, как одну из главных черт развития, путем описания структурных новообразований. И, наконец, знание и учет характера взаимосвязей, степени связанности отдельных сторон психики в различные периоды жизни способствуют управлению и самоуправлению процессами психического развития. Общие закономерности, как хронологические, так и структурные, имеют в разные периоды жизни свои специфические особенности и жизненный смысл. В акмеологический период их действия обеспечивают сохранность достигнутого в прежние годы высокого потенциала и его дальнейшее развитие в различных системах человека. Важнейшее значение при этом имеют основные внешние и внутренние детерминанты бытия взрослого человека: труд, образование, самообучение и самовоспитание, образ жизни в целом. Их совокупное влияние с учетом наследственных факторов обусловливает продолжающееся психическое развитие в период акмэ, но не прямо, а опосредованно, через действие внутренних закономерностей. Таким образом, в период взрослости происходят дальнейшие изменения и развитие индивидной организации в результате действия многообразных факторов, как внутренних, так и внешних, что связано с усилением потенциальных возможностей взрослого человека [10].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|