Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возраст как объект междисциплинарного исследования




Наука выделяет два типа возраста. Абсолютный возраст, т.е. календарный, или хронологический возраст. Он выражается количеством временных единиц (секунд, лет, тысячелетий), отделяющих момент возникновения объекта от момента его измерения. Определение хронологического возраста называется датировкой. Существует и условный возраст, или возраст развития. Он определяется путем установления местоположения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, в некотором процессе развития, и устанавливается на основании каких-то качественно-количественных признаков. Установление условного возраста - элемент периодизации. Любая периодизация - попытка структурировать течение времени, выделить в нем определенные имеющие какие-то содержательное значение хронологические элементы (периоды).

Индивидуальное развитие описывается в понятиях «онтогенез», «течение жизни», «жизненный путь», «жизненный цикл». Развитие человека как био- и социокультурного существа имеет различные траектории. В результате можно говорить, что в человеческом индивидууме в каждый конкретный момент времени сосуществуют несколько возрастов.

А. Биологический возраст, который определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со статистически средним уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста. Биологический возраст разделяется на скелетный, зубной, возраст полового созревания.

Б. Социальный возраст, который представляет собой набор нормативно-ролевых характеристик, производных от возрастного разделения труда и социальной структуры общества. Такие понятия, как дошкольный и школьный, студенческий, рабочий, пенсионный возраст, брачный возраст, возраст гражданского совершеннолетия, имеют явно социальные происхождение и смысл. При этом следует различать нормативные и фактические критерии возраста. Например, юридический брачный совсем не то же самое, что демографические показатели брачного возраста (т е. средний возраст вступления в брак независимо от юридической возможности). Соотношение это также исторично; в современном обществе вступают в брак гораздо позже, чем позволяет закон. В средневековой Европе или в Индии недавнего прошлого было наоборот: браки нередко заключались до наступления брачного возраста или полового созревания. Социальный возраст определяется путем соотнесения уровня социального развития индивида, овладения им определенных социальных ролей, с тем, что статистически нормально для его сверстников.

В. Психический возраст, который определяется путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т.д.) развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим симптомокомплексом. Индикаторы психического возраста - IQ (умственный возраст), степень нравственной зрелости, рекреационный возраст (насколько досуг ребенка соответствует тому, что статистически типично для возраста индивида), психосексуальный возраст (уровень эротических интересов и поведения, который может и не соответствовать уровню индивидуальной физиологической половой зрелости подростка). Эти варианты так называемого психического возраста имеют определенное объективное внешнее измерение. Но в психическом возрасте нередко выделяют и субъективно переживаемый возраст личности: возрастное самосознание, зависящее от напряженности, событийной наполненности жизни и субъективно воспринимаемой степени самореализации личности.

Онтогенез покоится на выделении ряда возрастных процессов (рост, созревание, развитие, старение), в результате которых формируются соответствующие индивидуальные возрастные свойства (различия). То и другое обобщается в понятии возрастных стадий развития (детство, переходный возраст, старость).

Любая периодизация жизненного пути должна учитывать принципиальную многомерность возрастных свойств и критериев их оценки.

Биологический возраст соотносится со свойствами организма и его отдельных подсистем, социальный возраст - с положением индивида в системе общественных отношений, а психический возраст - с характером сенсомоторной, умственной и тому подобной деятельности.

Возрастные процессы гетерохронны как на межличностном, так на индивидуальном уровнях. Межличностная гетерохронность выражается в том, что индивиды созревают и развиваются не одновременно, а разные аспекты и критерии зрелости имеют для них неодинаковое значение.

Внутриличностная гетерохронность - это несогласованние сроков биологического, социального и психического развития, а также несовпадение темпов созревания и инволюции индивида, например темпов физического роста и полового созревания, наличие диспропорции между умственным возрастом и нравственным развитием.

В исследовании индивидуального возрастного процесса используется понятие «жизненного пути» личности.

Понятие «жизненный путь» предполагает множество разных тенденций и линий развития в пределах одной и той же биографии, причем эти линии одновременно автономны и взаимосвязаны. Возраст связывается с ожиданием и осуществлением переломных событий. Иными словами, базой для изучения изменений в психике человека стали: случай, время, последовательность жизненных событий (женитьба, смерть родителя, окончание учебы, рождение ребенка) и биографический метод. Возрастные различия - не просто следствие универсальных этапов онтогенеза, но результат сложного переплетения траекторий индивидуального психического развития, общественно-производственной, трудовой карьеры и брачно-семейного цикла. Поворотные пункты и переходы в психическом развитии, трудовой карьере и семейной жизни личности хронологически не совмещаются.

Исследователь жизненного пути должен:

1. Синхронизировать фазы индивидуального психосоциального развития личности с ее трудовыми и семейными переходами.

2. Проследить взаимодействие этих разных переходов в система жизненного пути.

3. Учитывать кумулятивное воздействие предшествующих переходов на последующие.

Анализ жизненного пути и его компонентов не отрицает онтогенетических инвариант развития индивида. Но он проясняет и подчеркивает ведущую роль, которую играют во взаимодействии биологического социального исторические условия. Ничто не может изменить инвариантную последовательность циклов детства, взрослости и старости.

В онтогенезе отчетливо выделяются качественные сдвиги, или скачки.

В биологии и психофизиологии выделяются «критические периоды» когда организм отличается повышенной чувствительностью к определенным внешним и внутренним факторам, воздействие которых именно в данной (и никакой другой) точке развития имеет особо важные необратимые воздействия.

Психология развития выработала даже специальное понятие «возрастных кризисов», или «нормативных кризисов развития». Зная соответствующие биологические и социальные законы, можно достаточно точно предсказать, в каком среднем возрасте индивид данного общества столкнется с теми или иными проблемами, как эти проблемы связаны друг с другом, от каких сопутствующих факторов зависят глубина и длительность соответствующего нормативного кризиса.

В социальных науках понятие «социальный переход» означает переход индивида или группы людей из одного социального состояния в другое. Специфически антропологический аспект данной проблемы - это так называемые «обряды перехода» или их частный случай - инициации.

Однако если в центре внимания находится не структура жизненного пути среднестатистического индивида, а биография индивидуальной личности, объективные данные необходимо дополнить субъективными. Периодизация здесь строится по тем событиям, которые стали поворотными пунктами в развитии личности, что предполагает ориентацию на внутреннюю систему отсчета.

«Критические периоды» суть инварианты онтогенеза, «возрастные кризисы» относятся к жизненному циклу, «возрастные переходы» производны от социальной структуры общества, а «поворотные пункты» относятся к индивидуальному жизненному пути (биографии). Вместе с тем они тесно связаны друг с другом и определяют концепцию «жизненного пути».

Структура «жизненного пути» и жизненного «расписания», т.е. последовательность и время наступления соответствующих им социальных переходов существенно меняются от поколения к поколению.

Таким образом, жизненный путь, биография человека не сводятся к универсальным закономерностям онтогенеза, даже с поправками на индивидуальные вариации, гетерохронность и разные типы развития. Ом обусловлен также сложной совокупностью социально-исторических условий, от которых зависят стоящие перед личностью на каждом этапа ее развития конкретные задачи и те средства, которыми она располагает для их решения.

Представления о «жизненном пути» человека рассматриваются в связи со следующими принципами:

1. Развитие является принципиально плюралистическим (как процесс и как результат); ни процесс, ни конечный результат развития нельзя считать однонаправленным или ведущим к одному и тому же состоянию.

2. Развитие происходит от зачатия до смерти, причем пластичность, способность к изменению сохраняется на всем протяжении

Это значит, что развитие не ограничивается отдельным периодом жизни, и пережитое в одном периоде не обязательно важнее того, что будет испытано в другие периоды. Разные процессы развития могут начинаться, продолжаться и заканчиваться в разные моменты жизни, и развитие в разных областях не обязательно имеет сходные траектории или сходные принципы.

3. Развитие разных людей протекает крайне неодинаково. Межиндивидуальные различия могут включать биосоциальные процессы дифференциации, зависящие от половой, социально-классовой и иной принадлежности.

4. Развитие в разных областях жизнедеятельности детерминируется множественными факторами, которые также могут быть взаимосвязанными; оно не сводится к одной-единственной системе влияний, например биологии (развитие не является простым процессом созревания, развертывания чего-то заранее данного) или среды (развитие не является простым процессом воспитания и научения) [8].

Концепция «жизненного пути» возникла и используется прежде всего в психологии, хотя имеет ярко выраженный антропологический аспект. Здесь изучение «жизненного пути» может быть сведено к изучению различных культурных «теорий» жизненного пути, поскольку каждая культура имеет свое «возрастное расписание», на которое ориентируется индивид в процессе жизни, с которым соизмеряет индивидуальное возрастное развитие и на основании которого он сам и его окружение оценивают это развитие.

Важное значение для выявления универсальных возрастных изменений в индивидуальной психологии имеют кросскультурные исследования, которые предполагают использование антропологических данных по различным культурам. Д. Гутман, например, провел сравнительные исследования среди майя, навахо, израильских друзов, чтобы проверить гипотезу о том, что личностные возрастные изменения являются универсальным аспектом жизненного процесса. Он пришел к выводу, что женщины с возрастом становятся более самостоятельными, агрессивными, деятельными. Мужчины же, наоборот, пассивными, экспрессивными и зависимыми.

В современной науке, описывающей индивидуальное развитие, помимо понятия «жизненный путь» используются такие понятия, как «время жизни» и «жизненный цикл».

«Время жизни», протяженность, пространство жизни (lifetime, life-span) обозначает временной интервал между рождением и смертью. Эти понятия, как и понятие жизненного пути, используются преимущественно психологами при описании и объяснении онтогенетических (связанных с возрастом) поведенческих изменений от рождения до смерти.

Более определенное и содержательное понятие - «жизненный цикл». Идея цикличности жизни подобна цикличности природных процессов - одному из древнейших образов нашего сознания. Цикл жизни личности повторяют его потомки. Цикличность характеризует и смену поколений в обществе, где младшие (дети) сначала учатся у старших, затем активно действуют рядом с ними, потом социализируют младших. Цикличность справедливо усматривается и в аналогии между восходящей и нисходящей стадией развития человека [8].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...