Жизненный путь человека – процессуальный аспект АКМЕ
Дискуссии о «судьбе» человека, вернее, о соотношении в ней свободы и необходимости, существовали задолго до появления психологии. Поэтому кратко предварим обсуждение этого вопроса рассмотрением судьбы человека в контексте разных культур и философских школ. Следует отметить, что представления о судьбе разнообразны и противоречивы. В древнегреческой философии наиболее полярные представления о судьбе человека представлены в учениях Эпикура и стоиков. Эпикур сформулировал идею свободы человека как возможности самостоятельного выбора судьбы. Стоики, напротив, считали, что судьбе сопротивляться бесполезно и невозможно. Поэтому идеалом для них стал человек, который безропотно и с достоинством повинуется судьбе и воле богов. Свобода, по их мнению, состоит в том, чтобы согласиться с голосом и волей собственной судьбы и мужественно переносить ее удары. В римском стоицизме идею необходимости подчинения судьбе отстаивал Сенека. Правда, он подчеркивал, что свобода должна состоять в подчинении только разумной необходимости, иначе жизнь приобретает характер рабства. Идея судьбы на буддийском Востоке была подробно проанализирована Т. П. Григорьевой. Она принципиально отлична от древнегреческого понимания, так как на Востоке «не было того, что породило эту идею в Греции, в частности, не было представления об изначальном хаосе, следствием которого явилась вера в непредсказуемость и неотвратимость рока». Мир на Востоке виделся изначально единым, недвойственным, непостигаемым анализом и синтезом. «Само бытие человека благорасположено к человеку и все его беды происходят от непонимания пути, от его неведенья». Таким образом, главное для человека — найти свой путь, свое предначертание или, другими словами, свое истинное Я. Но как найти свой путь? Приводя в порядок свои мысли, уравновешивая темные и светлые состояния души, во всем следуя золотой середине, или закону подвижного равновесия, избегая излишней суеты. Таким образом, на Востоке считалось, что человек свободен в выборе судьбы, но в рамках его предназначения. Если ж нарушает предначертания и идет против своей природы, воли неба, то совершает самый великий грех — убивает в себе свое истинное Я. Следствием этого становится невозможность достичь счастья [14].
Судьба как философская проблема перестала обсуждаться с начала христианской эры, когда возникли представления о божественном провидении, промысле, предопределении, и была реанимирована Ф. Ницше как принципиально новая для осмысления идеи необходимости любви к судьбе. «Для Ницше судьба есть объект любви и поклонения в той мере, в какой в ней воплощается то, чем способен стать человек, а не то, чем он реально является. В понятии судьбы открывается реальность всех жизненных сил личности, когда субъект не претерпевает свою судьбу, но заслуживает ее» [8,14]. Идея судьбы представлена в русской традиционной культуре. С. Е. Никитина изучала этот вопрос на материале устнопоэтических текстов, из которых следует, что судьба, или доля, для человека не случайна, она выпадает, ею наделяют. Кем насылается доля? Согласно славянским дохристианским воззрениям, долей человека наделяют божества Род и Рожаницы. В более поздних представлениях эту функцию выполняет Господь, а родители исполняют его волю. Таким образом, свою долю человек получает с рождения, он является ее пленником, и она может никак не соответствовать задаткам и достоинствам человека. Доля содержит ряд стержневых событий, которых невозможно избежать, таких, как брак, смерть.
Изменения в прирожденной доле возможны, но часто в худшую сторону, как результат своеволия, т.е. дурной воли, когда человек пытается уйти от предназначенной судьбы: «Своя волюшка доводит до горькой долюшки», «Волю дать — добра не видать»; неумения человека найти именно свою судьбу. Предполагается, что человек должен находиться в активном поиске своей судьбы, своего пути, и если этого не происходит, доля также может измениться в худшую сторону. Другой вариант ухудшения судьбы — это воздействие злой чужой воли (порчи). Но при этом подчеркивается ответственность человека-жертвы за результат порчи. Он, по-видимому, отступил от каких-либо правил и дал тем самым возможность принять порчу на себя. Таким образом, отклонения в худшую сторону от прирожденной судьбы являются следствием нарушений поведения самого человека. Но возможно ли позитивное изменение судьбы? Да, человеку, обладающему мужеством и решимостью, дается лазейка в изменении судьбы. Т. В. Цивьян анализировал тексты, которые подводят к афоризму «Человек — кузнец своего счастья». В этом плане борьба с судьбой рассматривается как переход от пассивного к активному формированию заложенного жизненного пути. Итак, можно сделать вывод, что согласно традиционным представлениям человек не полностью свободен в выборе и реализации собственной судьбы. Более того, любая активность требует осторожности, поскольку существует опасность ухудшить прирожденную судьбу. Но человек может понять (осознать) свою участь и затем в рамках допустимых изменений добиться ее улучшения. Причем эти рамки, как правило, достаточно широки. В другом ракурсе рассматривается судьба в современном фольклоре, часто она описывается как принадлежность рода, как «семейная судьба». Так, подчеркивается одинаковость персональных судеб некоторых членов семьи, их ритмичность и согласованность. Как отмечает И. А. Разумова, обычно согласуются следующие параметры судьбы: возраст вступления в брак и распада семьи (если таковая имеется), рождения и смерти детей, потеря родителей, болезни. Но наиболее судьбоносные моменты — брак и смерть. Наши современники полагают, что обстоятельства, сопутствующие этим моментам, имеют тенденцию повторяться [14].
Обратимся к анализу проблемы судьбы в психологии, где принято использовать понятие «жизненный путь», которое содержит указания на динамичность включаемых в него процессов. Проблема жизненного пути изучалась многими зарубежными и отечественными авторами. В современной зарубежной психологической науке ею занимались А. Адлер, Э. Берн, Ш. Бюлер, Г. Олпорт, Э.Шпрангер. Они предлагали различные понимания жизненного пути в соответствии со своей научной концепцией. В отечественной психологической науке такие явления, как жизненный путь, жизненная направленность, смысл жизни, жизненная философия, линия жизни, изучали К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, Н. А. Рыбников [1,4,5,12]. Одно из первых систематических исследований закономерностей жизненного пути принадлежит Ш. Бюлер. Индивидуальную, или личную, жизнь в динамике она назвала жизненным путем личности, провела аналогию между процессом жизни и процессом истории и объявила жизнь личности индивидуальной историей. На большом эмпирическом материале было установлено, что, несмотря на индивидуальное своеобразие, существуют закономерные регулярности в сроках наступления оптимумов жизни в зависимости от соотношения в человеке ментальных и витальных тенденций. Под ментальными тенденциями ею понимались духовные аспекты человека, прежде всего ориентированность его на выполнение своей жизненной задачи; под витальными тенденциями — биолого-физиологические аспекты. Развитие человека строится на противоположности между менталитетом и виталитетом, при этом от духовной личности исходят основные мотивы, от биологической — стремления. Таким образом, жизнь — это не цепь случайностей, а последовательность закономерных этапов. Можно выделить ряд аспектов, составляющих объективную логику жизни. Первый — это последовательность внешних событий, второй — смена переживаний, ценностей как эволюция внутреннего мира человека, третий — результат его деятельности. Большое значение имеет сознательное следование человека самостоятельно выбранной жизненной цели. Достижение этой цели приводит впоследствии к удовлетворению собственной жизнью.
О значимости жизненной цели, направленности человеческих устремлений подробно писал А. Адлер. Он использовал понятие «стиль жизни». Стиль жизни — это значение, которое человек придает миру и самому себе, его важнейшие цели, направленность его устремлений. Именно стиль жизни во многом определяет качество и удовлетворенность человека жизнью в период взрослости. Однако, по мнению А.Адлера, значение жизни постигается в первые четыре или пять лет детства и подходит к нему человек через ощущения, которые не до конца понимаются. К концу пятого года жизни ребенок достигает единого паттерна поведения, собственного стиля в подходе к проблемам и задачам. Он уже определил для себя, чего ждать от мира и от самого себя. Стиль жизни складывается на всю жизнь, а от повторения становится еще прочнее. И если даже он обрекает на страдания, человек от него легко не отказывается. Сталкиваясь с проблемами сотрудничества и дружбы, любви и супружества, каждый человек неминуемо проявляет свое понимание сути жизни. Ключевая идея А.Адлера — осознание своего жизненного стиля и «переформулирование» его в случае необходимости [14]. Близкую идею о желательности осознания человеком жизненных стратегий, усвоенных еще в детстве, предлагал Э. Берн, использовавший понятие «жизненные сценарии». Сценарий — это постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется в раннем детстве в основном под влиянием родителей. Это психологический импульс, который с большой силой толкает человека вперед, навстречу его судьбе и очень часто независимо от его сопротивления или свободного выбора. По мнению Э. Берна, практически вся человеческая деятельность запрограммирована сценарием, начинающимся в детстве, и ощущение автономности жизни — это почти всегда иллюзия. Сценарий личности всегда основывается на трех вопросах, которые касаются личной идентичности человека: Кто я? Что я здесь делаю? Кто все эти другие? Таким образом, большинство людей, так или иначе, играют различные роли в соответствии с выбранным сценарием и скрывают свое Я. Если человек сумеет осознать свою жизнь как проигрывание навязанных сценариев, то сможет определить линию собственной жизни и «переписать свои драмы в соответствии со своей неповторимой индивидуальностью». Понятие судьбы сделал центром своей теории Л. Зонди, швейцарский психолог, психотерапевт и психиатр, автор одного из направлений глубинной психологии — психологии судьбы и оригинальной проективной методики.
По мнению Л. Зонди, человек подвергается с самого начала своей жизни определенному принуждению, но по мере возрастания зрелости получает шанс выбирать, исходя из своих возможностей, и тем самым реализовать свою свободу. Поэтому психология судьбы делает различие между навязанной и свободной судьбой. Зонди считал, что к навязанной судьбе человека относится наследственность, т. е. прежде всего то, что было получено им от своих предков. Наряду с этим на судьбу человека влияет окружающая среда, в первую очередь профессиональный или материальный статус семьи, затем ментальная среда, т.е. политическое и религиозное мировоззрение, воспитание и возможность получения образования, предоставляемые семьей. Очень важную роль в формировании навязанной судьбы, по Л. Зонди, играет родовое бессознательное, которое проявляется в притязаниях предков, в стремлении фигуры предка полностью повториться в жизни потомка. Введение влияния родового бессознательного является отличительной чертой теории Л. Зонди. Действие родового бессознательного, отмечал он, можно наблюдать главным образом в пяти различных жизненных сферах: при выборе супруга, друзей, профессии и хобби, болезни, способа смерти. Таким образом, человек должен рассматриваться не изолированно, а включенным в видимый и невидимый контекст рода и родственных отношений. Влияние родового бессознательного нельзя трактовать только как негативное. Ответственность за родовое наследство придает жизни смысл, сознание родовой идентичности и солидарности. Однако, если ожидания предков были приняты бессознательно и проявились в слепой необходимости, то они могут тормозить и даже блокировать самореализацию и саморазвитие отдельных членов рода. В этом случае человек не руководит собственной жизнью, а слепо подвергается действию испытаний, следуя жизненным стереотипам предков. Кроме того, «поручения» предков могут превышать способности и возможности человека или же быть несовместимыми с содержанием других родовых «поручений», вызывать мучительные конфликты, заболевания. По мнению Л. Зонди, все факторы навязанной формы судьбы преодолеть полностью нельзя. Да это и не нужно. Но сущность психического заключается в стремлении человека к свободе. Благодаря личностно-обусловленным способностям решать и выбирать человек не является ни рабом своей природы, ни игрушкой окружающего его мира. Он может осознать данные ему «поручения», принять их с чувством личной ответственности и в соответствии с собственными возможностями. Для этого он должен ответить на главные вопросы судьботерапии. В чем заключается моя родовая судьба? Что я хочу передать из родовой наследственности и задач своего рода потомкам? К чему я ни в коем случае не хотел бы прийти? Как я хотел бы изменить односторонность и гипертрофированность притязаний своего рода? Какой я вижу свою будущую жизнь в контексте родового наследия? Соотношение судьбы и свободы анализировал В. Франкл. Он отмечал, что именно судьба дает жизни смысл, как и смерть. «Судьба относится к человеку так же, как земля, к которой его приковывает сила тяжести, но без которой, однако, ходьба была бы невозможной. Мы должны принять свою судьбу, как землю, на которой мы стоим, — землю, служащую нам трамплином для нашей свободы. Свобода без судьбы невозможна; свобода может означать лишь свободу по отношению к собственной судьбе» [14]. В чем же будет проявляться свобода? Как говорил В. Франкл, свобода реализуется через выбор. Человек выбирает из огромного количества возможностей каждый миг своей жизни. В. Франкл формулирует еще одно важное положение — необходимость осознания свободы по отношению к своему прошлому, которое и есть судьба вследствие своей необратимости. Прошлое может восприниматься человеком фаталистично как отягчающий фактор или же фактор, способствующий развитию. В этом случае человек понимает ошибки, сделанные в прошлом, и рассматривает их как материал для лучшего будущего, извлекая из них полезные уроки. Причем начинать учиться никогда не поздно, несмотря на ощущение упущенных возможностей. В. Франкл предлагает разделять биологическую судьбу человека, обусловленную психофизическими особенностями организма, психологическую — душевную установку и социальную — реальное положение. Биологическая судьба, по его мнению, является для человеческой свободы лишь материалом, с которым нужно считаться, но при этом активно преобразовывать. Психологическая судьба, удовлетворенность человека жизнью определяются взаимовлиянием его воли, его духовной позиции и ответственности за собственные выборы. Социальная судьба человека как социального организма также не детерминируется полностью окружающей действительностью, по отношению к ней человек сохраняет «поле свободных возможностей принятия решения». Обратимся к анализу этой проблемы в отечественной психологии. Наиболее полно и программно она была рассмотрена Б. Г. Ананьевым, который обосновал проект науки о целостном развитии человека в едином жизненном цикле. Наука онтопсихология своим предметом имела взаимосвязи, взаимозависимости онтогенеза и жизненного пути, которые определяют главные закономерности целостного индивидуального развития человека. Ученый различал особые взаимодействующие формы, которые должны объединить в себе возрастную психофизиологию, изучающую онтогенез — развитие индивида и его мозга, психофизиологические функции и жизненный путь, который строится по социальным проектам в историческом времени, датируется историческими и биографическими событиями. Б. Г.Ананьев говорил, что жизненный путь — это история формирования и развития личности в определенном обществе. По его мнению, жизнь человека как история личности в конкретную историческую эпоху, история развития его деятельности в обществе складывается из многих систем общественных отношений в определенных обстоятельствах, из многих поступков и действий самого человека, превращающихся в новые обстоятельства жизни [4,5]. Несомненно, человек в значительной степени становится таким, каким его делает жизнь в определенных обстоятельствах, в формировании которых он сам участвует. Но он не является пассивным продуктом общественной среды или жертвой игры генетических сил. Создание и изменение обстоятельств современной жизни собственным поведением и трудом, образование собственной среды развития посредством общественных связей — все это проявления социальной активности человека в его собственной жизни. Для Б. Г. Ананьева основной характеристикой жизни является возраст человека. Он соединяет биологическое и социальное в особые периоды жизненного пути. Он выделил несколько периодов жизни: детство, связанное с воспитанием, обучением и развитием; юность, связанная с обучением, образованием и общением; зрелость, в которой происходит профессиональное и социальное самоопределение личности, создание семьи и осуществление общественно полезной деятельности; старость, обусловленная уходом из профессиональной и общественно полезной деятельности при сохранении активности в сфере семьи [5]. Объективная, общественная, и субъективная, личностная, регуляция жизни, планирование жизненного пути происходят с учетом естественных сроков жизни, степени зрелости организма и мозга, возрастных ограничений здоровья. Возрастная изменчивость опосредуется индивидуальной изменчивостью. Значение индивиуально-типических особенностей человека увеличивается в средние и поздние фазы жизни. Характерологические особенности, специальные способности и уровень общей одаренности влияют на то или иное направление развития жизнедеятельности человека и на его жизнеспособность. Прежде чем стать субъектом, человек существует в качестве объекта многих социальных воздействий. Объективная детерминация жизненного пути не отменяется и тогда, когда человек становится субъектом в полной мере. Механизм субъективной регуляции личностью своей жизни актуализируют сложившиеся структуры самосознания, характера, жизненной направленности, таланта. В той мере, в какой человек сам организует и направляет события жизненного пути, строит собственную среду развития, «избирательно относится к тем событиям, которые не зависят от воли, он является субъектом жизнедеятельности. Ход органического развития регулирует высокая социальная активность умственная деятельность. С. Л. Рубинштейн пришел к выводу, что жизненный путь не только сумма жизненных событий, отдельных действий и продуктов творчества. Он говорил о жизненном пути как о целом, несмотря на то, что в каждый данный момент человек включен в отдельные ситуации, связан с отдельными людьми и совершает отдельные поступки. Ученый пытался выяснить, как каждый отдельный этап подготавливает следующий и влияет на него. Он считал, что каждый этап жизни играет важную роль в жизненном пути, но не предопределяет его с фатальной неизбежностью. В качестве основного он выделил понятие жизненных отношений личности и среди них назвал три: отношение к предметному миру, к другим людям и к самому себе. И если события распадаются на внутренние и внешние, то отношения всегда внутренние и к внешнему миру, и к самому себе. В ходе индивидуальной истории есть поворотные и узловые этапы жизненного пути, когда с принятием того или иного решения определяется дальнейший жизненный путь, т. е. существует зависимость последующего хода жизни от тех или иных решений человека. Личность сама определяет поворотные этапы и может изменить направление жизни. Личность, по мнению Рубинштейна, является субъектом жизни. Эта концепция субъекта несла идею об индивидуально-активном человеке, т.е. о таком, который строил условия жизни и свое к ней отношение. Этапы жизни, их содержание С. Л. Рубинштейн считал зависимыми от человека. И подлинной жизнь будет та, которая строится самим человеком. Сможет или не сможет личность стать субъектом собственной жизни — одна из основных проблем человека. Ученый подчеркивал, что ответственность — это способность детерминировать события, действия в момент их осуществления, по ходу их осуществления, по ходу их свершения вплоть до радикального изменения всей жизни. Таким образом, для С. Л. Рубинштейна жизненный путь — это не только движение человека вперед, но и вверх, к высшим, к более совершенным формам, к лучшим проявлениям человеческой сущности. Проблемой жизненного пути занималась также К. А. Абульханова-Славская, пытавшаяся открыть его индивидуальные особенности у каждого человека. Индивидуальность — это не только неповторимость жизни, которая обычно подчеркивается понятием судьбы, как якобы независимой от человека. Она еще состоит в способности человека организовать свою жизнь по собственному замыслу. По ее мнению, организация жизни — это способность «так связывать и осуществлять дела, ситуации, чтобы они подчинились единому замыслу, сконцентрировались в главном направлении, придать им желательный ход» [1]. Люди различаются по степени влияния на ход собственной жизни, овладения многочисленными жизненными ситуациями. Активность личности проявляется в том, как она преобразует обстоятельства, направляет ход жизни, формирует жизненную позицию. Введенный Абульхановой-Славской термин «жизненная стратегия личности» предполагает принцип опоры на собственные силы, преобразование условий, ситуаций жизни в соответствии с ценностями личности: «В рамках данного подхода судьба рассматривается как выбор и определение стратегии жизни». Существенную роль в этом процессе играют картина прошлого и отношение человека к ходу своей жизни. Каждому нужна своя стратегия, потому что исходно все люди разные, со своими характерами, способностями, притязаниями. Для того чтобы научиться жить соответственно своей индивидуальности, необходимы глубокое знание и понимание самого себя [1]. Подводя итоги рассмотренным представлениям о соотношении свободы и предопределенности человеческой судьбы, можно заключить следующее. Практически все исследователи признают, что в любой ситуации человек имеет возможность выбора хода своего развития в процессе достижения АКМЕ при достаточно глубоком анализе причин и последствий своих достижений и неудач, невоинствующем принятии их как объективно данных и осознанном самостоятельном выстраивании своих жизненных целей и способов их осуществления. Ключевые слова, используемые при анализе этой проблемы разными авторами, — «рефлексия», «ответственность», «выбор».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|