Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Зрелость – результативный аспект АКМЕ




 

Обратим внимание на то, что акмеология изучает развитие именно зрелой личности. В психологии понятия зрелость - взрослость нередко прежде отождествлялись, поэтому взрослый человек в продолжительном между юностью и старостью возрастном периоде часто назывался зрелым.

Взрослость психологами рассматривается, в основном, как наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человеческой личности.

В акмеологии зрелость не отождествляется со взрослостью. С акмеологической точки зрения зрелость личности — более масштабная категория, подразумевающая преимущественное развитие морально-нравственных качеств, гуманистической направленности личности, нормативности поведения и отношений. Зрелая личность отличается высокой ответственностью, заботой о других людях, социальной активностью, имеющей гуманистическую направленность, а не только высокими профессиональными достижениями и эффективной самореализацией. Проще говоря, не всякого взрослого человека можно назвать по-настоящему зрелой личностью.

В акмеологическом понимании ступень зрелости, а тем более вершина зрелости — АКМЕ — рассматривается как многомерная характеристика состояния взрослого человека, охватывающая определенный период его прогрессивного развития, связанного с большими профессиональными, личностными и социальными достижениями. Поэтому акмеология как наука призвана и позволяет всесторонне изучать особенности важнейшего этапа развития человека в период зрелости. По мнению А. А. Бодалева, «...она определяет сходное и различное у разных людей и в таком же ключе проясняет у них своеобразие действия факторов, которые обусловливают индивидуальную картину зрелости. И конечно, существеннейшее место в этих акмеологических работах занимают прослеживания характера взаимовлияния свойств и качеств «физической» и «духовной» «субстанций» человека» [7].

Направленность и масштабность проявления АКМЕ у разных людей существенно отличается. Это естественно, люди от рождения не одинаковые по своим задаткам и способностям, у них разные возможности развития, однако среди этого большого разнообразия можно выделить как минимум четыре магистральных пути развития, которые соответствуют известному методологическому принципу изучения человека (Б. Г. Ананьев, В. Н. Мясищев, А. А. Бодалев):

1) «пик» в прогрессивном развитии человека как индивида;

2) наивысшие достижения в личностном развитии;

3) выдающиеся результаты в труде (то есть связанные с развитием человека как субъекта деятельности);

4) достижение вершин в развитии человека как индивидуальности.

Данные направления связаны между собой, хотя во многих случаях само развитие осуществляется гетерохронно.

Акмеология призвана изучать закономерности индивидных, личностных и трудовых достижений у прогрессивно развивающейся зрелой личности.

Значимость акмеологического взгляда на прогрессивное развитие зрелой личности хотелось бы проиллюстрировать еще одним аргументом. По древнегречески «быть в АКМЕ» означает «находиться на высшей ступени». Поэтому древнегреческие доксографы (авторы сочинений, содержащих высказывания известных философов), составляя жизнеописания выдающихся личностей, указывали не даты начала и конца их жизни, а время, когда они прославились своими выдающимися достижениями, когда у них был наивысший расцвет, пик этих достижений. Собственно, сама история, по мысли Н. В. Кузьминой, в акмеологическом смысле формировалась как повествование о весьма значимых событиях, участниками которых были выдающиеся личности. О «серых» личностях историки не пишут, да такие личности историю и не создают. В подтверждение этой мысли можно сослаться на ряд широко известных исследований, имеющих не только историческое, но и акмеологическое содержание. В частности, Плутарху принадлежит труд по истории в сравнительных описаниях пятидесяти биографий выдающихся греков и римлян. Содержательно сходным является «Жизнь двенадцати цезарей» Транквилла, жизнеописания многих выдающихся исторических личностей. Н. М. Карамзин в 12-томной «Истории государства Российского» огромное внимание уделял личностно-психологическим характеристикам выдающихся отечественных исторических деятелей прошлого. А знаменитая биографическая серия Флорентия Павленкова или литературно-историческая серия «Жизнь замечательных людей», созданная по инициативе А. М. Горького. В них также главное внимание уделяется достижениям исторических личностей, их психологическим и характерологическим свойствам и качествам, способствовавшим этим достижениям. Таких примеров акмеологичности исторической науки можно привести множество [7].

Понятие «акмеология» было предложено Н. А. Рыбниковым в 1928 году, однако уже в те годы между понятиями «взрослость» и «зрелость» проводилась четкая грань, они практически не отождествлялись. Напомним, что личностный аспект зрелости рассматривается здесь прежде всего в контексте моральной нормативности поведения следующим образом:

- когда личные нормы и нравственные ценности соответствуют гуманистическим;

- когда они являются главными регуляторами поведения и отношений;

- когда они настраивают человека на прогрессивное развитие, достижение высоких не только личностных, но и социально-позитивных результатов.

То же самое можно сказать и о деятельностном аспекте: «...если человек, проходя отрезок своего жизненного пути, который принято называть взрослостью, с предельной самоотдачей овладевает специальностью, а затем с полной ответственностью за результаты своего труда работает как профессионал и, не останавливаясь на уже достигнутом им, стремится выйти на уровень Мастера в своей области труда, то это, конечно, все — показатели его зрелости как субъекта деятельности» [7].

Б. Г. Ананьев, предвосхищая научную перспективу и значение акмеологии, ставил задачи разработки фундаментальной теории зрелости, справедливо отмечая, что именно на этот период приходятся самые значительные достижения личности и пики в ее интеллектуальном развитии. Он указывал на парадоксальность сложившейся в психологии ситуации, когда в центре психологического познания развития человека оказался ранний и поздний онтогенез, а на периферии — те фазы, когда человек живет наиболее продуктивной творческой и социально-активной жизнью[5].

Б. Г. Ананьев выдвинул тезис, согласно которому единая научная теория индивидуально-психического развития не может быть построена без специальной разработки ее фундаментального раздела — возрастной психологии зрелости или взрослости.

А. А. Бодалев приводит примеры из повседневной жизни, когда те или иные люди, достигнув возраста совершеннолетия, оказывались незрелыми ни физически, ни духовно-нравственно, ни по своей готовности к трудовой деятельности. В то же время та же жизнь дает нам примеры, когда не достигший совершеннолетия человек, и в своем физическом развитии еще далеко не набравший параметров физических характеристик взрослой личности, обнаруживает высокую духовно-нравственную зрелость. В условиях дореволюционной России, во время Великой Отечественной войны имело место и существует в теперешнее время множество случаев, когда еще далеко не достигшие своего совершеннолетия дети и подростки трудились и трудятся как взрослые зрелые люди. Эти факты говорят о том, что взрослость и зрелость — это понятия не тождественные [7].

Человек по количеству прожитых им лет может считаться взрослым человеком, но физически зрелым его можно считать только в том случае, если его конституция, состояние функционирования всех его систем оказываются соответствующими статистически средним показателям, типичным для нормального человека рассматриваемого возраста, или превосходят их.

И соотношение между взрослостью человека как личности и зрелостью его в этом качестве тоже непростое. Если человек, достигший совершеннолетия, ведет себя в различных ситуациях в соответствии с общечеловеческими нормами морали, и основные ценности жизни стали его собственными ценностями, значит можно с уверенностью говорить об его личностной зрелости. В других случаях, когда он одни нормы соблюдает, а другие грубо игнорирует, одни ценности поддерживает, а против других восстает, доказывая это своими поступками, можно с полным правом утверждать, что он в личностном отношении оказывается зрелым только частично.

И такое же неоднозначное отношение существует между взрослостью человека как субъекта деятельности и, конечно, его как профессионала и его зрелостью.

Если человек, проходя отрезок своего жизненного пути, который принято называть взрослостью, с предельной самоотдачей овладевает специальностью, а затем с полной ответственностью за результаты своего труда работает как профессионал и, не останавливаясь на уже достигнутом им, стремится выйти на уровень мастера в своей области труда, то это, конечно, все — показатели его зрелости как субъекта деятельности.

Однако повседневная жизнь дает нам и другие примеры. Так, родственники продлевали своему ребенку детство, когда он уже стал подростком, потом юношей, не заботясь о выработке у него привычки к будничному трудовому усилию, ответственного отношения к своему будущему как специалиста в какой-то конкретной области. В результате, став взрослым по паспорту, такой человек оказывается инфантильным в своем отношении к труду (и не только к труду). Зрелость как интегральное качество его как субъекта трудовой деятельности у него оказывается не сформированной.

Все сказанное выше еще раз обращает нас к проблеме содержательного наполнения психического феномена «зрелость» (см. 2.4.), форм его объективирования в реальном бытии человека и к еще более сложной проблеме развития зрелости применительно к каждому возрастному этапу жизненного пути человека [7].

Список литературы к Разделу 1

 

1. Абульханова – Славская К. А. Стратегия человеческой жизни. М., 1991.

2. Акмеология / Под ред. А. А. Деркача. — М: РАГС, 2002.

3. Акмеология: Учебное пособие / А. Деркач, В. Зазыкин. – СПб.: Питер, 2003.

4. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания.М.,1977.

5. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания // Избранные психологические труды: В 2 т. Т.1. М., 1980.

6. Бодалев А. А. Акмеология как учебная и научная дисциплина. — М: РАУ, 1993.

7. Бодалев А. А. Вершина развития взрослого человека: характеристики и условия достижения. — М.: Флинта-Паука, 1998.

8. Бочаров В. В. Антропология возраста. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000.

9. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т., Т.1.– М., 1983.

10.Проблемы общей акмеологии / А. А. Реан, Е. Ф. Рыбалко, Н. А. Грищенко и др. - СПб.: изд-во СПбГУ, 2000.

11.Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов / Отв. ред. А. А. Бодалев. Л., 1976.

12.Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л.,1990.

13.Степанова Е. И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология. – Спб.: Алетейя, 2000.

14.Хухлаева О. В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. М.: «Академия», 2002.

15.Шихи Г. Возрастные кризисы. СПб.: «Ювента», 1999.

16.Эриксон Э. Детство и общество. -М., 1996.

 

Контрольные вопросы для самоподготовки по 1 разделу

 

1. Охарактеризуйте прикладное и теоретическое значение акмеологии.

2. Опишите объект и предмет акмеологии как науки.

3. Перечислите задачи акмеологии.

4. Назовите возрастные периодизации периода взрослости, виды.

5. Топологические характеристики периода взрослости.

6. Сравните взрослость и зрелость как социокультурные явления.

7. Соотнесите возрастные понятия и категории в науке о взрослом человеке.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...