Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Акмеология субъекта деятельности




 

В акмеологии личность рассматривается в своем развивающемся, функционирующем состоянии. Функционируя, личность как система «вписывается» в другие системы жизнедеятельности в целом. Акмеология рассматривает личность одновременно в психологическом и социально-профессиональном качестве, с точки зрения оптимальности согласования их друг с другом.

Понимая человека как нечто целостное можно говорить о том, что такой человек заинтересован не в любом, а вполне определенном взаимодействии со средой, а потому и вынужден формировать свою деятельность, в которой он выступает как субъект, и через которую реализует себя и свое отношение к независимо существующей среде.

Для выявления содержательных характеристик понятий обратимся к научным источникам, где представления о человеке как о субъекте позволило ввести также такие понятия, как «самодетерминация», «саморазвитие», «самообразование» и другие понятия, ориентирующие на поиск внутренних источников психического развития человека [14].

Субъектом именуется «индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности» [15]. В психологическом познании объект есть одновременно и субъект. Субъектный подход настаивает на равноправности субъекта и объекта познания [14].

В исследованиях А. В. Брушлинского отмечается, что психика есть важнейшее качество именно человека как субъекта деятельности, общения и т.д. [4].

По определению В. А. Петровского, «личность это субъект разных форм деятельностей: витальной, «предметной», коммуникативной, cogito (деятельность самосознания) или иначе – это «единомножие субъектов жизнедеятельности» [12].

Характеризуя человека как субъекта труда, А. К. Маркова, рассматривает это как психологические характеристики, которые необходимы конкретному человеку для усвоения и эффективного выполнения труда. Сюда относится ряд профессионально важных качеств: направленность личности, мотивы и цели включения человека в данную трудовую деятельность, потребности в творчестве в ходе труда, профессиональные притязания, удовлетворенность трудом, а также профессиональное самосознание [9].

Человек, выступающий в роли субъекта способен превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, относиться к самому себе (самоотношение), оценивать способы деятельности, контролировать ее ход и результаты, изменять ее приемы.

Чтобы стать субъектом, человек должен постоянно превращать саму свою природу в особый функциональный орган, реализующий субъектное отношение к миру, превращать предпосылки и условия своей жизни в мир культуры, способов деятельности. Способность к изменению действительности, людей и самого себя в процессе преобразования условий своей жизнедеятельности является внутренней характеристикой человека в его родовом и индивидуальном выражении [14].

Таким образом, К. А. Абульханова, разработав на основе идей С. Л. Рубинштейна общеметодологическое понимание категории субъекта и раскрыв ее ключевое значение для психологии, дала и конкретизацию принципа субъекта деятельности. Субъект деятельности — это новое, преобразованное качество личности, которое означает полную перестройку всей системы ее психической организации, а не только включение способностей, целей и соответствие ее потребностям. Это качество субъекта возникает через разрешение противоречия между наличными возможностями, особенностями, притязаниями, мотивами личности и требованиями деятельности, предъявляемыми обществом к ее исполнителю.

Функция субъекта заключается в разрешении этого противоречия в настоящей деятельности и на протяжении всей своей деятельно-профессиональной жизни. «Став субъектом, — пишет К. А. Абульханова, — личность вырабатывает индивидуальный способ организации деятельности. Этот способ отвечает качествам личности, ее отношению к деятельности (целеполаганию, мотивации) и требованиям, объективным характеристикам именно данного вида деятельности. Субъект является интегрирующей, централизующей, координирующей инстанцией деятельности. Он согласует всю систему своих индивидных, психофизиологических, психических и, наконец, личностных возможностей, особенностей с условиями и требованиями деятельности не парциально, а целостным образом» [1].

Категория субъекта позволяет раскрыть качества личности в ее отношении к профессиональной деятельности. Осуществление деятельности на протяжении времени предполагает - готовность к профессиональной деятельности, как личностное новообразование, выделенную В. Н. Мясищевым, важность которой подчеркивается не только в общепсихологическом, но именно в акмеологическом ключе. Сюда относятся притязания личности, в которых заключено предвосхищение ожидаемого ею результата деятельности и критерии его оценки, удовлетворенности-неудовлетворенности «субъектом» полученным результатом.

Анализ работ Е. А. Климова, Н. С. Глуханюк и др. авторов вводит разъяснение в понятие «субъект профессиональной деятельности». Оно трактуется как «инициатор активности», когда «активному воздействию на объект предшествует процесс мысленного проектирования этого воздействия и его результатов» [7]. В свою очередь, профессия, как активность субъекта, обнаруживает в нем такие качества как инициативность и ответственность [3].

Ответственность определяется как комплексный регулятивный механизм деятельности и одновременно особое деятельное качество личности. Ответственность есть гарантирование личностью сохранения определенного уровня и качества деятельности на протяжении определенного времени, несмотря на непредвиденные трудности.

В инженерной психологии, психологии труда и теории деятельности были сформулированы определения ответственности, которые фиксируют качества выполнения деятельности человеком, отвечающие социальным нормативным критериям: надежность, эффективность, энергоемкость и т. д. В. Д. Шадриковым были проанализированы способы личностного гарантирования, обеспечения этих параметров, что составило важнейший новый шаг в разработке проблемы профессионально важных качеств как промежуточного образования между «натуральными» способностями личности и ее качествами, привязанными, приспособленными к осуществлению профессии.

Для акмеологии в числе важнейших субъектно-личностных характеристик деятельности оказываются понятия «профессионализм» (А. А. Бодалев, В. Г. Зазыкин, А. К. Маркова и др.), «мастерство» и «компетентность». В качестве критерия подразумевается совершенство деятельности, высшее качество и уровень ее осуществления.

Под профессионализмом А. А. Бодалев понимает - «интегральную личностную характеристику индивидных, личностных и субъектно-деятельностных качеств, рассматриваемых как целостное образование, которые дают нам максимальный уровень успешности решения задачи, являются типичными для той области наук, в которой трудится специалист» [2].

Н. В. Кузьмина определяет, «профессионализм», как устойчивое свойство личности и деятельности специалиста, которое формируется в процессе профессионального образования, в отличие от мастерства. Мастерством овладевают в процессе индивидуального опыта [4].

Мастерство профессиональной деятельности человека, его профессионализм, с точки зрения акмеологии это «акмепрофессионализм», где к рассмотрению и исследованию привлекаются различные стороны взрослого человека, характеристики его психики, условия его воспитания и образования, способы и развернутые технологии осуществления им своей профессиональной деятельности, способы овладения и уровни владения ими» [4]. Становление профессионала в разных видах деятельности опирается на общее психическое развитие. Процесс профессионализации (становление профессионала) связан с онтогенетическим развитием человека, его личностными качествами, местом и ролью способностей и интересов, формированием субъекта труда, проблемой жизненного пути и самоопределения, выявлением требований, предъявляемых профессией к человеку, становлением профессионального сознания и самосознания [9].

Рассмотрим еще одно из понятий, относящихся к субъекту профессиональной деятельности, её эффективности в деятельности - это компетентность, которая выступает одним из качеств или атрибутов профессионализма. Это понятие входит в научный обиход с 1980-х годов и выражает совокупность слабо формируемых прямых и косвенных профессиональных и поведенчески важных характеристик субъекта, как профессионала и как человека, в широком смысле слова. Оно происходит от латинского (competence), что означает «принадлежность к праву», т. е. круг вопросов, в котором данное лицо обладает опытом, познаниями, позволяющими судить о чем-либо. Можно определить компетенцию как собственно область, в которой надлежит разбираться, что имеет определенные границы. Компетентность – как уровень способности конкретного лица эффективно действовать в рамках компетенции. В профессиональных обсуждениях понятие «компетентность» прямо связывают с эффективностью деятельности (Томас Ф. Гилберт, 1978; Дж. Равен, 2002 и др.) [13].

Компетентность определяется как наиболее доскональное знание своего дела, существа выполняемой работы, сложных связей, отношений, существующих в ней, возможных средств и способов достижения намеченных целей. В теории менеджмента и управления постепенно понятие «компетентность» слилось с представлением о подготовленности профессионалов к управлению, и не только самой деятельностью, но и сложными системами, социальными отношениями, существующими в них.

В системе понятий акмеологии компетентность выступает как качество личности, ставшей подлинно субъектом деятельности в профессии. В представление о компетентности может быть включено умение личности свободно ориентироваться в сложных условиях профессии, оперировать субъективными и объективными ее составляющими, вводить новые способы осуществления деятельности, технологии.

Заключая анализ принципа субъекта деятельности в акмеологии, следует сказать, что данная наука на его основе раскрывает пути наиболее полного и удовлетворяющего саму личность самовыражения в профессии, что и является условием творчества, с одной стороны. С другой — этот принцип позволяет обеспечивать наивысшую социальную, профессиональную эффективность деятельности в различных профессиях [4].

Реализуя себя, как субъект деятельности человек в значительной степени детерминирует свой жизненный путь, придавая ему направленность, насыщая его жизненными смыслами и устремлениями. В ходе самореализации человек формирует, трансформирует свое отношение к миру, другим людям, самому себе, руководствуясь при этом своей жизненной философией, своим образом мира.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...